<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

поприще. Как дипломат и художник Рубенс ездил во Францию, Голландию, Испанию и Англию. В
качестве посла он вел переговоры о мире между королевскими династиями Испании и Англии. В
1611 году он приобретает роскошный дом, который постепенно превращает в настоящий дворец в
итальянском вкусе, и размещает свою драгоценную коллекцию произведений искусства.
Рубенс, благодаря помощникам из своей мастерской (а здесь трудились не безвестные
подельщики, а такие крупные мастера, как А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс), создал
огромное количество картин на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», 1611—
1614, «Персей и Андромеда», 1620—1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии
Медичи», 1622—1625), великолепные пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение
жнецов», 1635—1640), многочисленные портреты европейских коронованных особ, встреченных
художником во время его путешествий и дипломатических миссий (в европейских столицах он
получал не только новые заказы, но и дворянские титулы, в частности от Филиппа V Испанского и
Карла I Английского). Рубенс считается одним из самых плодовитных художников в истории
живописи.
Художник создал свой мир — мир богов и героев под стать гиперболическим образам
Гаргантюа и Пантагрюэля Франсуа Рабле. Известный французский художник XIX века. Э.
Делакруа назвал его «Гомером живописи».
Ван Дейк (1599—1641), ученик Рубенса, явился одним из создателей парадного
аристократического портрета XVII века. Ван Дейк рано проявил особую одаренность. Он
отличался завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью»
руки. Ван Дейк создал огромное количество портретов и
302
картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у
церковных и светских заказчиков. Первое время он трудился над ними с большим прилежанием,
но потом, с ростом известности, стал торопиться и писать наспех. Он мог работать над
несколькими портретами сразу, уделяя заказчику в день не более часа, оставляя дописывать
детали своим помощникам. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним
благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью. В
многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника — балов-
ня судьбы. Таковым он и был в действительности. Сын антверпенского купца, человек по своей
натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским
дворам, к жизни аристократов. Незадолго до смерти благодаря браку с молодой фрейлиной
королевы Ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов ко-
роля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество.
Семнадцатое столетие пережило необычайный взлет портретного искусства, видным
представителем которого являлся Халc. Его, родившегося за 20 лет до Рембрандта, именуют
живописцем голландской буржуазии XVII века или иначе — портретистом одного социального
слоя. Проживший всю жизнь безвыездно в Харлеме, Халc стал фигурой всеевропейского значения.
Он прославился своими портретами, которые умело создавал в любое время и на любой вкус: ча-
стные, интимные, совсем маленькие, предназначенные для гравирования, и большие заказные, в
том числе групповые. Групповой портрет — специфически голландское проявление портретного
жанра. В нем отразились характерные для бюргерства черты корпоративизма. Халc создал всего
девять больших групповых портретов, в которых пытался запечатлеть сложные человеческие
взаимоотношения. Впервые в истории группового портрета художник сумел выявить своеобразие
каждого изображаемого и, одновременно, нечто общее, присущее всей группе.
«Фирменным знаком» Халса можно считать умелую передачу разнообразных оттенков смеха.
В знаме-
303
нитом «Улыбающемся кавалере» (Лондон, собрание Уоллес) схвачена мимолетность ситуации:
глаза сияют, на лице играет победная усмешка. Халc никогда не стремился психологизировать
портрет, он намеренно подчеркивал несколько приземленные и грубовато-крестьянские черты
изображаемых. Его гений проявляется в новой живописной свободе — диагональном построении
композиции, мощных мазках и подчеркнутой материальности образов. В противоположность бо-

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 144


лезненным образам Веласкеса и Эль Греко, Халc подчеркивает здоровье человека, роскошь
материальных форм тела. Об этом свидетельствуют названия картин: «Шут, играющий на
лютне», «Веселый пьяница», «Поющие мальчики», «Ребенок с кормилицей». Его старость
напоминает поздние годы Рембрандта, умершего разоренным.
Рембрандт — величайший художник голландского барокко, один из величайших художников
всех времен и народов. Первоначально «Рембрандт» было именем собственным — отец
Рембрандта, мельник, прибавил к нему слова «Ван Рейн», имея в виду свою мельницу, рас-
положенную близ Рейна. Отсюда происходит и часто используемая художником монограмма
«RH» (Rembrandt Harmenszoon, т. е. Рембрандт, сын Хармена). Рембрандт был предпоследним из
девяти детей в семье; будучи гораздо моложе и одаренней, чем его братья, он был отправлен в
латинскую школу в Лейдене, а позже, в возрасте 14 лет, поступил в университет. Однако вскоре он
бросил учебу и заявил о себе как художник. Врожденное стремление к психологизму,
исключительная виртуозность техники письма, сразу же поразившая современников, и, наконец,
экспрессивность и тяготение к реалистичности склонили Рембрандта к исторической живописи.
На его картинах появляются многочисленные «философы» и «медитирующие апостолы» в полу-
темных интерьерах («Портрет ученого», «Апостол Павел в темнице», «Св. Анастасий»). Однако
излюбленным жанром стали непринужденные автопортреты и портреты стариков и старух с
выразительными морщинистыми лицами, моделями для которых часто служили родственники и
близкие художника.
В период расцвета Рембрандта творчества — в 30-е годы XVII века — вокруг него
сформировался кру-
304
жок (около 30 человек) друзей-художников, картины которых, чаще всего выполняемые на
заказ, он иногда только подправлял и продавал под своим именем. Признаком процветания
художника может служить богатая коллекция картин и рисунков, в частности итальянских, а
также оружия, скульптур, гравюр, миниатюр, экзотических курьезов. Творчество Рембрандта
очень обширно: он исполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся
произведений, известных лишь по упоминаниям в описях и аукционных каталогах), а также 287
гравюр и тысячи рисунков. Получили широкую известность его индивидуальные и групповые
портреты («Ночной дозор»), религиозные («Святое семейство», «Возвращение блудного сына») и
исторические («Заговор Юлия Цивилиса») композиции.
Творчество Рембрандта — полная противоположность творчеству Рубенса. В его картинах,
написанных на библейские сюжеты, отсутствует помпезность и драматичность. Рембрандт
прославился как величайший мастер светотени, которой он с успехом пользовался, раскрывая
таинственные стороны и внутренний психологизм человеческой души.
Вермер вошел в историю искусства как непревзойденный мастер бытового жанра. Его работы
отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиций
(«Девушка с письмом», «Служанка с кувшином молока», «Кружевница»). Художник тщательно
воспроизводит мельчайшие детали повседневного быта. Люди и вещи предстают в его картинах в
естественном освещении, подчеркивающем их органическое единство. Опередившее время,
искусство Вермера не было по достоинству оценено в XVII веке. Оно получило признание только
у потомков в XIX—XX вв.
Иордане — один из крупнейших художников XVII века. В его творчестве почвенное начало
фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой.
Излюбленные сюжеты — «Праздник бобового короля» и «Как поют старики, так пищат
малыши» (народная фламандская поговорка). В своих картинах художник изображает шумные пи-
рушки, столь характерные для быта фламандского бюр-
305
герства и крестьянства. Персонажи басни превращаются у него во фламандских крестьян,
пышущих здоровьем, грубоватых, полных непосредственного бурного веселья. Однако полные
грубоватого юмора бытовые сцены приобретают у него черты монументальной значительности.
После 1630 года Иордане приобрел славу первого живописца Фландрии. Он выполняет
грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том
числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции). Его
поздние работы становятся менее искренними и более помпезными.
Художественный уровень, достигнутый голландцами в эпоху Возрождения, они никогда позже
уже не смогли повторить. Их живопись XIX и XX вв. нельзя отнести к числу мировых шедевров,
которые устанавливают художественную моду и служат образцом подражания для других.



Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 145



§ 4. Ренессанс во Франции
Начало французского Возрождения относится к середине XV века. Ему предшествовал процесс
формирования французской нации и образования национального государства. На королевском
престоле представитель новой династии — Валуа. При Людовике XI завершилось политическое
объединение страны. Походы французских королей в Италию познакомили художников с
достижениями итальянского искусства. Готические традиции и нидерландские тенденции в
искусстве вытесняются итальянским Ренессансом. Французское Возрождение носило характер
придворной культуры, основы которой заложили короли-меценаты начиная с Карла V.
Самым крупным творцом Раннего Возрождения считается придворный живописец Карла VII и
Людовика XI Жан Фуке (1420—1481). Его еще называют великим мастером французского
Ренессанса. Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические принципы
итальянского кватроченто, предполагавшие в первую очередь ясное, рациональное видение
реального мира и постижение природы вещей через познание ее внутренних закономерностей. В
1475 году становится
306
«живописцем короля». В этом качестве создает множество парадных портретов, в том числе
Карла VII. Большую часть творческого наследия Фуке составляют миниатюры из часословов, в
исполнении которых иногда принимала участие его мастерская. Фуке писал пейзажи, портреты,
картины на исторические сюжеты. Фуке был единственным художником своего времени,
обладавшим эпическим видением истории, чье величие соразмерно Библии и античности. В
реалистической манере выполнены его миниатюры и книжные иллюстрации, в частности к
изданию «Декамерона» Дж. Боккаччо.
В начале XVI века Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство
Западной Европы. Центром культурной жизни становится королевский двор, а первыми
ценителями и знатоками прекрасного — приближенные и королевская свита. При Франциске I,
поклоннике великого Леонардо да Винчи, итальянское искусство становится официальной модой.
Итальянские маньеристы Россо и Приматиччо, приглашенные Маргаритой Наваррской, сестрой
Франциска I, основывают в 1530 году школу Фонтенбло. Этим термином принято называть
направление во французской живописи, возникшее в XVI веке в замке Фонтенбло. Кроме того, его
применяют по отношению к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные,
и к запутанным аллегориям, созданным неизвестными художниками и восходящими также к
маньеризму. Школа Фонтенбло прославилась созданием величественных декоративных росписей
ансамблей замка. Искусство школы Фонтенбло, наряду с парижским искусством начала XVII века,
сыграло переходную роль в истории французской живописи: в нем можно обнаружить первые
симптомы как классицизма, так и барокко.
В XVI веке закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля.
Французский поэт Жоашен Дю Белле (ок. 1522—1560) в 1549 году опубликовал программный
манифест «Защита и прославление французского языка». Он и поэт Пьер де Ронсар (1524—1585)
явились наиболее яркими представителями французской поэтической школы эпохи Возрождения
— «Плеяды », которая видела свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень
с классическими языками — греческим и латынью. Поэты «Плеяды» ориентировались на
античную литературу. Они от-
307
казались от традиции средневековой литературы и стремились обогатить французский язык.
Формирование французского литературного языка было тесно связано с централизацией страны и
стремлением использовать для этого единый национальный язык. Подобные тенденции развития
национальных языков и литератур проявлялись и в других европейских странах.
Среди выдающихся представителей французского Возрождения был также французский
писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494—1553). Его сатирический роман «Гаргантюа и
Пантагрюэль» — энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. В основу
произведения легли распространенные в XVI веке народные книги о великанах (великаны Гар-
гантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург). Отвергая средневековый аскетизм, ограничение
духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих
героев гуманистические идеалы своего времени.
Точку в культурном развитии Франции XVI века поставил великий философ-гуманист Мишель
де Монтень (1533—1592). Выходец из богатой купеческой семьи, Монтень получил блестящее
гуманистическое образование и по настоянию отца занялся юриспруденцией. Славу Монтеню
принесли написанные в уединении родового замка Монтень близ Бордо « Опыты » (1580—1588),
давшие название целому направлению европейской литературы — эссеистике (от фр. essai —

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 146


опыт). Книга эссе, отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом,
представляет свод суждений о житейских нравах и принципах поведения человека в различных
обстоятельствах. Разделяя представление о наслаждении как цели человеческого бытия, Монтень
трактует его в эпикурейском духе — принимая все, что отпущено человеку природой.
Французское искусство XVI—XVII вв. опиралось на традиции французского и итальянского
Возрождения. Живопись и графика Фуке, скульптуры Гужона, замки времен Франциска I, дворца
Фонтенбло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня — на всем лежит
печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства
изящного.
308

§ 5. Возрождение в Испании
В отличие от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась на фоне
усиления католической идеологии, выразившемся в небывалом распространении инквизиции.
В первой трети XVI в. в испанской живописи столкнулись два влияния: нидерландское и новое
итальянское, которое было представлено маньеризмом. О нем уже шла речь в связи с итальянским
Возрождением. Однако к нему имеет смысл вернуться в связи с огромным влиянием маньеризма
на испанскую живопись, прежде всего на Эль Греко. Хотя до XIX в. искусствоведы негативно
относились к маньеризму, считая его насквозь подражательным, в XX веке они пересмотрели свои
позиции и доказали стилистическую самостоятельность маньеристов.
Оказалось, что на самом деле маньеризм — оригинальное течение в живописи, основанное на
собственных, а не заимствованных принципах. Представители маньеризма отошли от
ренессансного гармонического восприятия мира. Внешне следуя мастерам Высокого
Возрождения, маньеристы утверждали трагичность бытия. Острое восприятие жизни сочеталось
со стремлением выразить «внутреннюю идею» художественного образа. Маньеристы, возможно,
первыми занялись поиском чистого искусства — характерной чертой практически всех
последующих поколений европейских художников. Сюрреализм, экспрессионизм и
абстракционизм XX века — творческое продолжение маньеризма с его уходом в субъективизм,
драматизацию художественных образов. Концепция «maniera» сосредотачивается на поисках
идеала формального совершенства и виртуозности, она выражает постоянную тенденцию
человеческого духа.
Сегодня истоки маньеризма искусствоведы видят уже в античности, неоготике, итальянском,
немецком и нидерландском искусстве. Термин «маньеризм» вошел в моду и стал употребляться
для обозначения всей живописи XVI столетия от смерти Рафаэля (1520) до начала классицизма и
барокко, которые сами возникли как реакция на него. Многие исследователи предпочи-
309
тают определять это искусство как период между Ренессансом и барокко.
После 1530 года маньеризм завоевал практически всю Европу. Испанцы, и в первую очередь
великий Эль Греко (1541 —1614), восхищались изящными творениями маньеристов. В детстве он
учился у кандийских монахов на Крите иконописи, а с 1560 года продолжил занятия живописью в
Венеции в школе Тинторетто. С 1577 года художник жил в Толедо, в Испании. Хотя смелая
яркость его красок и вольная интерпретация библейских сюжетов вызывали критику, в частности
со стороны короля Филиппа II, он тем не менее получал много заказов от церкви и частных лиц. В
Испании окончательно сложился неповторимый индивидуальный стиль Эль Греко. Он
идеализировал изображаемых им людей и, удлиняя их тела и лица, подчинял естественные
пропорции выразительности образа. Византийская традиция плоскостной живописи сочеталась у
него с контрастностью ярких и темных тонов, присущей венецианской школе. Испанское влияние
отразилось в мистической манере письма. Им созданы религиозные, мифологические, жанровые
картины, портреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса», 1586—1588; «Bug Толедо», 1610—
1614).
Если XVI век проходит в Испании под знаком итальянского Возрождения, то в XVII веке
начинает доминировать нидерландская живопись. XVII век считается в Испании, как и в
Нидерландах, «золотым веком». Термин «золотой век» прежде всего обозначает период расцвета
испанской литературы эпохи Сервантеса, Гонгора и Лопе де Вега. Но его можно применить и к
плеяде таких великих художников, как Сурбаран, Веласкес и Мурильо.
В первой половине XVII века еще сказывалось влияние итальянских художников, прежде всего
венецианских мастеров. В этот период лидировали художественные школы Валенсии и Толедо.
Однако во второй половине века творчество фламандцев, прежде всего Рубенса и Ван Дейка,
вытеснило итальянскую живопись. Сложные темные композиции первой половины столетия

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 147


уступили место динамичным произведениям с более однородным освещением. Крупными
художественными центрами стали Мадрида Севилья.
310
Франсиско де Сурбаран (1598—1664) был одним из тех мастеров, искусство которых
выдвинуло испанскую живопись XVII века на одно из первых мест в Европе. Необыкновенно
мощное чувство реальности определило характерную особенность художественного языка
Сурбарана — приверженность натуре при предельно лаконичной, даже суровой монументально-
сти. Его внимание было сосредоточено на двух областях — портрете и легендах, связанных с
жизнью святых. Изображая строгих, захваченных созерцанием или экстатической молитвой
монахов, Сурбаран охотно писал и детей, пользуясь ими как моделями для картин на темы детства
Христа и Марии.
Диего Веласкеса (1599—1660) называют «портретистом испанского двора». Жизнь Веласкеса,
бесспорного главы испанской школы, придворного живописца Филиппа IV, является ярким
примером судьбы многих художников: потомок знатного рода, гений, человек, который благодаря
своей прямоте, утонченности и галантности заслужил дружбу короля и уважение многочисленных
завистников, он вел жизнь достойную и мудрую, почти не отягощенную событиями, которую не
смогли поколебать даже придворные интриги. Милостью короля он в 1659 году, после долгой
проверки «чистоты» крови и отсутствия торговой деятельности, получает платье кавалера св.
Иакова — беспримерная честь для художника. Веласкес создавал не только портреты членов
королевской семьи, но также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Вакх»),
исторические полотна («Сдача Бреды»), постоянно обращался к жанровым сценам («Завтрак»,
«Пряхи»). Произведения позднего Веласкеса, поэтическому миру которых придан несколько
таинственный характер, предвосхищают искусство импрессионистов. Один из них, Мане, назвал
Веласкеса «живописцем живописцев».
В литературной области получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы.
Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547—1616),
автор всемирно известного романа «Дон Кихот». В своей книге Сервантес пародирует рыцарские
романы, наводнившие
311
испанский книжный рынок. Идеалы рыцарства к началу XVII века давно уже изжили себя. Тем
не менее книга Сервантеса стала повествованием о двух началах человеческой природы —
романтическом идеализме и трезвом практицизме. Сам Сервантес происходил из обедневшего
рыцарского рода, долго служил в испанской армии, а затем зарабатывал на жизнь в интендантской
службе. Роман Сервантеса повествует о приключениях рыцаря-идеалиста Дон-Кихота, который
упрямо отстаивает рыцарские ценности в насквозь прагматическом мире. Он закрывает глаза на
окружающую его реальность, воюет с ветряными мельницами. И часто не может выбраться из
плена своих иллюзий, а противоречие между реальностью и идеалом объясняет происками злых
сил. Хотя книга задумывалась автором как развлекательное чтение, она стала для мировой
литературы образцом серьезной нравственной литературы.
Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега (1562—1635). Как и его
младшие современники Тирсо де Молина (ок. 1583—1648) и Кальдерон де Ла Барка (1600—1681),
драматург своим поистине необъятным творчеством (свыше 2000 произведений, известны 500)
способствовал бурному расцвету испанской комедии, которой тогда считалась любая трехактная
пьеса, написанная в стихах. Перу Лопе де Веги принадлежат исторические и социально-
политические драмы, комедии о любви (наиболее известны «Учитель танцев» и «Собака на
сене»).

§ 6. Барокко
Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко. Его можно считать
переходным этапом от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения. Любое великое движение рано
или поздно вырождается или иссякает. Изучение античных греков и римлян, которое в Раннем
Ренессансе служило источником нового, у представителей Позднего Ренессанса превратилось в
подражание. Древность
312
стала каноном изящного искусства, вошла в моду. Многие писатели и поэты выродились в
имитаторов. Манера трансформировалась в манерность. Скульптура, архитектура и живопись
эпохи барокко — логическое завершение процесса вырождения изящных искусств. Погоня за
экстравагантностью стала для художников самоцелью.


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 148


Барокко
Барокко (ит. bаrоссо, букв. странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в
искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в
большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира,
барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и
реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка,
оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната,
сюита в инструментальной музыке).
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России) характерны
пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы
и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Интерьеры барокко украшаются
многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют про-
странство, а живопись плафонов создает эффект разверзшихся сводов. В живописи (П. Рубенс, А.
Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции
религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При
изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного дра-
матизма.
Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А.
д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж.
Габриели, Дж. Фрескобальди в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый
313
план выдвигаются музыкально-театральные жанры (опера). Стремление к драматической
экспрессии и к синтезу различных видов искусства проявляется и в области культовой музыки
(духовная оратория, кантата, пассионы).

NB
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название
Возрождения или Ренессанса. Возрождение представляет переходный период от средневековой
культуры к культуре Нового времени.
Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие
ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной
культурной революции.
В искусстве произошел переворот. В центре нового мировоззрения находился человек, а не
Бог, как высшее мерило всего сущего. Мыслители Возрождения не собирались приравнивать
человека к Богу; человек относителен, а Создатель абсолютен. Но как только в центр культурной
Вселенной поставили существо относительное, стали возможными плюрализм и веротерпимость,
прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир
получил название гуманизма.
Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества, такие, как
ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и
образованность, а не социальное положение и происхождение.
Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
o — Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середине XIV — XV в.;
o — Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;
o — Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII в.
Вся эпоха итальянского Возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух
великих школ — флорентийской и венецианской. Первая доминировала в Раннем и Высоком
Ренессансе, вторая — в Высоком и Позднем.
314
Реформация представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне
является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к
изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации)
существующей религиозной практики.
Барокко — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI —
середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран.
Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным
зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств
[городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 149




Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Новое время включает в себя XVII—XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Промышленным
переворотом в Англии XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789— 1794 годов
было положено начало эпохе капитализма в Европе. Просвещение — необходимая ступень в
поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся
бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.


§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения
Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской
культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума
и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и
общества.
Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на
обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности
собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати,
аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех
просветительских теорий была вера во всесилие разума.
Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш.

<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>