<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк
316
в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Ф. Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б.
Франклин, Т. Джефферсон в США, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев в России.
В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру
вступила Англия — в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления
переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного
всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промыш-
ленная — в Англии, политическая — во Франции, философско-эстетическая — в Германии. За
сто лет — с 1689 по 1789 год — мир изменился до неузнаваемости.
Великая промышленная революция в Англии и Великая французская революция послужили
провозвестником нового порядка вещей, при котором движущей силой развития общества
выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических преобразований, его
зачинщиком является интеллигенция. С тех пор ни одного крупного события в Европе не
проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения.
Просвещение создало новый тип людей — интеллигентов, людей науки и культуры. Они
рекрутировались из всех слоев общества, но прежде всего из третьего сословия, вышедшего на
арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Утверждение просветительных идей шло во
многом от имени этого сословия.
Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла
еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной
истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей
энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с
другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, призем-
ленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Иными
словами, буржуазия поддерживала и приземляла культуру одновременно. Завершилось все это
тем, что на исторической сцене появился новый тип культуры — массовая культура, которую
нередко именуют вульгарной, пошлой,
317
буржуазной. Но иначе и быть не могло: аристократия и дворянство давно уже имели свою
собственную культуру — высокую культуру, еще раньше народ создал свою форму культуры,
народную, и только буржуазия оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, что
завершением эпохи Просвещения явилось, с культурологической точки зрения,
возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры.
В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через
научную идеологию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики,
способствуя развитию естествознания и вере в социальный прогресс. Эпоху Просвещения
называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком
Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы,
повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 150


умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы
Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др.,
а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода,
неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных
классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-
промышленных кругов.
В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В
Англии философская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном
Локком (1632—1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь,
свободу и собственность.
Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческое знание
проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда.
Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс (1588—1679) увидел в геометрии и
механике идеальные образцы научного мышления, а на природу
318
смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой,
положением, а не как на вместилище божественного разума.
Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу,
историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму (1711 —1776), обновившему науку о
нравственности. По Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге
обусловливаются психологическими особенностями людей. Шотландия дала миру и другого
великого мыслителя — экономиста Адама Смита (1723—1790), заложившего основы
классической политэкономии.
Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля
Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др.
Французский просветитель, правовед и философ Монтескье (1689—1755) страстно выступал
против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного
государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Его
теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли
XVIII — XX веков.
Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер (1694—1778) выступал
против абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, его идеи сыграли
большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. Его роль в Просвещении
определялась не столько политическими взглядами, сколько духом сомнения и скептицизма,
который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев. На литературном
поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах — в трагедии, стихах, исторических сочинениях,
философских романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях.
Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского
писателя и философа Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750)
Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между
современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие
319
манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные
потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом романе «Эмиль, или о
Воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за
недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребно-
стям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств,
главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил
защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.
В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном
договоре» (1762) Руссо выступал против социального неравенства и деспотизма властей.
Государство, согласно Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей.
Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу
государственной власти, охраняющей их свободу и выражающей их общую волю. Но если госу-
дарство перестает следовать общей воле, оно утрачивает нравственную основу своего
существования. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и
цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму)
оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.
Основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и
ремесел» (1751 —1780), философ-материалист Дени Дидро (1713— 1784), как и Руссо, был
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 151


неординарной личностью. В юности он был религиозен, часто постился и носил власяницу, а в
1726 году даже стал аббатом. В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете ис-
кусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ
жизни. Первое время Дидро зарабатывал переводами. Знакомство с исторической и философской
литературой сделало его деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные
сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (1749).
320
Главным делом его жизни стала «Энциклопедия». В начале 40-х годов парижский издатель
А.Ф. ле Бретон решил перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь
ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Но вскоре он и ставшие его компаньонами Дидро,
Д'Аламбер (или аббат Де Гуа) отказались от публикации слегка измененной версии английского
словаря и стали готовить самостоятельное издание. Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и
полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17
томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии». В ней сотрудничали помимо Дидро (он
написал 6000 статей) и Д'Аламбера такие титаны Просвещения, как Руссо (написал 390 статей,
прежде всего по теории музыки), Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по
конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э.М. Фальконе, архитектор
Ж.Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С.Ш. дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж.Б. Папийон,
естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Составители «Энциклопедии»
получили название энциклопедистов. Итогом явился универсальный свод современных знаний.
Кроме работы над «Энциклопедией» Дидро с 1759 по 1781 г. делал регулярные обзоры по
изобразительному искусству, которые помещал в «Литературной корреспонденции» —
рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам. Екатерина
II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии»,
испытывавшее немалые трудности во Франции. На протяжении XVIII века здесь вышли 25
сборников переводов из «Энциклопедии». В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины II посетил
Россию, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук, а по
возвращении домой написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к
европейской цивилизации1.
1
Карп С.Я. Дидро // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Музрукова. М., 1997.
321
Появлению блестящей плеяды философов-просветителей предшествовал тот интеллектуальный
переворот в умах европейцев, который совершили их великие предшественники, прежде всего
французский философ Рене Декарт (1596—1650), нидерландский Бенедикт Спиноза (1632—1677)
и немецкий Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716).
Декарт являлся не только философом, но и выдающимся ученым — математиком, физиком и
физиологом. Он заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и
функции, ввел многие алгебраические обозначения, сформулировал закон сохранения количества
движения, дал понятие импульса силы. Декарт считается автором теории, объясняющей
образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта);
ввел представление о рефлексе (дуга Декарта). Обыденное восприятие мира Декарт призывал под-
вергать сомнению, так как чувства могут быть обманчивы и лишь разум способен отличить
истинное от мнимого. Именно разум (мышление), по убеждению ученого, служит исходной
основой всякого познания. Этот вывод Декарт облек в формулу «Я мыслю, следовательно, я
существую», — основной постулат рационализма — направления в теории познания, сто-
ронниками которого выступили позже Спиноза и Лейбниц.
Согласно воззрениям Спинозы мир — закономерная система, которая до конца может быть
познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая,
вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя. Все действия человека включены в цепь
универсальной мировой детерминации. Его сочинения «Богословско-политический трактат»
(1670) и «Этика» (1677) оказали огромное влияние на европейскую философию.
Великий немецкий философ Лейбниц представлял собой универсальный ум, он был
первоклассным математиком, физиком и языковедом, в частности, он считается одним из
создателей дифференциального и интегрального исчислений. Лейбниц предвосхитил принципы
современной математической логики («Об искусстве комбинаторики», 1666). Реальный мир, со-
322
гласно его учению, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад,
находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан
Богом как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма он развил учение о

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 152


прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых
истин логики и математики. По просьбе Петра I Лейбниц разработал проекты развития обра-
зования и государственного управления в России.
Философия Просвещения в Германии формировалась под влиянием Христиана Вольфа
(1679—1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница. Вольф впервые в Германии
создал систему, охватившую основные области философского знания. Философ-рационалист был
избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1725). Философия Вольфа
и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «критической
философии» И. Канта.
Родоначальник немецкой классической философии, профессор университета в Кенигсберге и
иностранный почетный член Петербургской Академии наук Иммануил Кант (1724—1804)
сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение
индивида. На раннем этапе он разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной
системы из первоначальной туманности. В зрелый период творчества создал «критическую фи-
лософию» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика
способности суждения», 1790), где излагается учение о непознаваемых «вещах в себе»
(объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного
возможного опыта. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — катего-
рический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую
роль в развитии европейской и мировой философии. Специалисты считают, что Кант произвел
настоящую революцию в философии и социальных науках.
Его современник Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) — поэт, драматург, теоретик
искусства,
323
литературный критик, философ — явился основоположником немецкой классической
литературы. Отстаивая эстетические принципы просветительского реализма («Лаокоон», 1766),
Лессинг развивал мысли о постепенном прогрессе морали, о необходимости продвижения
человеческого рода к высшим ступеням духа. Он создал первую немецкую «мещанскую» драму
«Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию «Минна фон Барнхельм» (1767).
Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие
европейской культуры в целом оказало немецкое литературное движение 70—80-х годов XVIII
века «Буря и натиск» («Sturm und Drang»; название — по одноименной драме Ф.М. Клингера),
заявившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы. К нему принадлежали
писатели и поэты Иоганн Готлиб Гердер (1744—1803), Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (1751—
1792), Фридрих Максимилиан Клингер (1752—1831), Иоганн Антон Лейзевиц (1752—1806),
Кристиан Фридрих Даниель Шубарт (1739—1791), Иоганн Генрих Фосс (1751 — 1826), Готфрид
Август Бюргер (1747—1794), Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) и Иоганн Вольфганг Гёте
(1749—1832) и др. Движение «Буря и натиск» противопоставляло рационализму Просвещения
страсть, фантазию и образность. Оно требовало полной индивидуальной самореализации и
отвергало любое угнетение. Отвергнув нормативную эстетику классицизма, его представители
отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных
страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом.
Великий немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Фридрих Шиллер
наряду с Г.Э. Лессингом и И.В. Гете явился основоположником немецкой классической
литературы. Закончив военную школу, он изучал вначале право, а затем медицину. Его
диссертация называлась «О связи животной природы человека и его духовности». На творчество
Шиллера-художника огромное влияние оказала литература Просвещения. Мятежное стремление
к свободе, утверждение человеческого достоинства выражены уже в юношеских драмах периода
«Бури и
324
натиска»: «Разбойники» (1781), «Заговор Фиеско» (1783), «Коварство и любовь» (1784). В 1788
году он стал профессором истории в Йенском университете. Познакомившись с Гете, Шиллер
переехал в Веймар на постоянное жительство. Здесь были изданы и поставлены его пьесы «Дон
Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева». Он является автором теории «эстетического
воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства. Вдохновенное
поэтическое творчество Фридриха Шиллера сделало его популярнейшим поэтом XIX века.
Особая роль в становлении немецкого Просвещения принадлежит великому поэту и писателю
Иоганну Вольфгангу Гете. Он был крупным мыслителем и естествоиспытателем, иностранным
почетным членом Петербургской Академии наук (1826), а начинал свой творческий путь с
движения «Буря и натиск». К этому периоду относится его сентиментальный роман «Страдания
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 153


молодого Вертера» (1774), который принес автору европейскую известность. В трагедии «Фауст»
(1808—1832), итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с
необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного
познания мира и вечных ценностей бытия. Стремление к целостному видению мира характерно и
для естественнонаучных трактатов Гете. Творчество Гете оказало существенное влияние на
многих европейских художников XIX—XX вв., черпавших в его произведениях темы, сюжеты,
мотивы для собственных книг, симфоний, кинофильмов.
Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского
осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство,
уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в области естественных наук
подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину
мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными
законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную
сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на
власти разума и закона.
325

§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения
Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов — классицизма,
основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на
него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же
можно добавить третий стиль — рококо, который возник как отрицание академического
классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до
живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре.

2.1. Классицизм
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке
он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей
Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой
норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла
ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную
рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной законо-
мерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению
возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям,
наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального
произведения.
Иными словами, классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место
и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров —
«высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких»
(комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В наибольшей степени принципы классицизма
выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина
326
и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф.
Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и
Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).
Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй
спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком»
театра.
Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф,
актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст. имя Жан-Батист
Поклен) (1622—1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции,
где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение
короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного
театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой
буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм
итальянских комедий дель арте (ит. commedia dell'arte — комедия масок; основные маски —
Арлекин, Пульчинелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные
образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество
дворян {«Мещанин во дворянстве», 1670). С особой непримиримостью Мольер разоблачал

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 154


лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик»
(1664), «Дон-Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666). Художественное наследие Мольера оказало
глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.
Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» (1775) и
«Женитьба Фигаро» (1784) великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше
(1732— 1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты
пьес написаны оперы В.А. Моцарта (1786) и Дж. Россини (1816).
Классическая комедия развивалась также в Италии и Англии. И в XVIII в., несмотря на
экономиче-
327
ский спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом
небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых.
На венецианские карнавалы тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы.
Здесь творил Карло Гольдони (1707—1793), создатель национальной комедии. Он осуществил
просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр
комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой
пороков общества. Его перу принадлежит 267 пьес, в том числе «Слуга двух господ» (1745—1753),
«Хитрая вдова» (1748) и «Трактирщица» (1753). Современником Гольдони был Карло Гоцци
(1720—1806). Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии
дель арте: «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Турандот» (1762) и другие о жизни театральной
Венеции.
Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан (1751 —
1816). Наибольшую известность получили его комедии нравов, прежде всего «Школа злословия»,
направленная против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.
Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками клас-
сической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606—1684) и
Жана Расина (1639—1699) строго выдержано золотое правило классической драмы — единство
места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой. В
основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В трагедии «Гораций»
(1640) Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и
общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат» (1673), «Федра» (1677) Расина дано по-
этическое изображение трагической любви и противоборства страстей в человеческой душе, ут-
верждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Семья, государство и
монархия, по Расину, незыблемы, верность им должен сохранять
328
каждый гражданин. Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной
публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого
себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу.
Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636—1711) в
своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы
XVII века.
Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII вв. многих
европейских стран, в том числе России.
В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии.
Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из
разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории
классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы
рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и
логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом
искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим
идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских
живописцев и скульпторов И. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.
Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины XVII века и
неоклассицизм конца XVIII — начала XIX вв.
Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен
(1594—1665). Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа,
увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны:
мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величе-
ственных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального
пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 155


«улучшенная», созданная
329
художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные,
называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир
античных героев. Клод Лоррен (1600—1682), в торжественных композициях которого
«идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основополож-
ников классицизма в европейском искусстве XVII века.
Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой
знаменитый француз — живописец Давид (1748—1825). Возвращение классицизма получит
наименование неоклассицизма. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую
премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками
античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тща-
тельном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду
Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории,
подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и
готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина
Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить
собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид — один из величайших
исторических портретистов. Он завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).
Между двумя классицизмами — ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом)
господствующие позиции занял стиль рококо.

2.2. Искусство рококо
Рококо зародилось в XVII веке, а превратилось в господствующий стиль в XVIII. Пожалуй, это
самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной
психологии, образ жизни и стиль мышления высшего клас-
330
са. Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора
и французской аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль»
(буквально: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века.
Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — игривое,
насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты — только любовные, эротические, любимые
героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и
«туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры,
мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись
изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены

<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>