<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 162


выступает для художника все необычное, экспрессивное. В 1816 году французский фрегат
«Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. Из 140 человек, высадившихся на плот, через 12
дней удалось спасти лишь 15. Жерико создает гигантское полотно 7x5 м, где изображает горстку
уцелевших на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди них
мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде смотрит вдаль. Через пять лет
после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин «романтизм».
345
После ранней смерти Жерико главой романтической школы стал Эжен Делакруа (1798—1863),
признанный величайшим декоратором своего времени. Вместо традиционного и как бы
обязательного для всех французских живописцев путешествия в Италию Делакруа отправился в
Англию (1825), в Марокко (1832), а затем во Фландрию и Голландию. Поездка в Марокко
повлекла за собой значительное изменение в стиле художника. Марокканские впечатления были
столь сильны, что проявились даже в изображениях античных богов и героев. Конец его
жизненного пути ознаменовался созданием больших полотен для украшения Бурбонского и
Люксембургского дворцов, а также знаменитого Лувра. Шедевр его творчества — картина
«Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 году и
воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. В этой картине соединены черты
современной парижанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской.
Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени. Делакруа был не только
самым великим французским художником-романтиком, но замечательным писателем. Его статьи о
других художниках предвосхищают Бодлера; они раскрывают нам его личность, а его «Дневник»
и письма являются единственными свидетельствами его эволюции.
Испания дала миру одного из величайших художников-романтиков Франсиско Хосе де Гойя
(1746—1828). В первой половине жизни он оставался удачливым придворным живописцем,
снискавшим славу на поприще создания портретов испанской знати и представителей
королевского двора. Гойя становится самым модным художником, избирается членом в
Мадридской академии художеств, становится придворным художником короля Карла IV. Но в
1792 году художник серьезно и надолго заболел. Болезнь Гойи, сделавшая его глухим и
изменившая образ его жизни, внесла глубокие изменения в его творчество. Искусство Гойи
наполняется страстной эмоциональностью, фантазией, социальным гротеском. Появившиеся в
конце 80-х годов фантастические элементы в 90-е годы складываются в целостную концепцию
художествен-
346
ного видения мира. Она базируется на фантасмагории, религиозном прозрении и социальном
гротеске. В 1799 г. Гойя завершает самую известную серию своих гравюр — альбом «Капричос»
(80 листов с комментариями художника), посвященный человеческому безумству и глупости,
представляет собой сатиру на человеческое существование.

§ 3. Реализм
Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Как
отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не
приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам
(говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и
Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на
мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте,
позе, композиции.
Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими
средствами искусства.
В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в
искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных
характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и
стиля жизни.
В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он,
отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе
статистических обобщений. Романы Толстого или Стендаля отображали социально-типическое
иначе — через художественное обобщение, но по степени точности и достоверности постижения
реальности ничуть не уступали лучшим работам социологов.
У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема
«личность и общество». У писателей она выражалась в

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 163


347
противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и
массового. Там, где ученый стремился оставаться нейтральным к событиям, как того требовал от
него научный метод, художник-реалист проявлял страстную заинтересованность, желание
исправить мир, решить нравственные проблемы современности.
Реализм и романтизм объединяет критическое отношение к капиталистической реальности.
Когда капитализм в середине XX века вступил в новую историческую фазу, стал более
цивилизованным, пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились художественные
стили эпохи. От романтизма реализм отличают методы отображения критикуемой реальности:
скрупулезная работа с объективными фактами у реалистов, углубление в субъективный мир
человека — у романтиков.
Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX — XX веков
числятся Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен,
А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А.И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков,
М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский.
Выдающийся французский писатель Стендаль (1783—1842) опубликовал в 1825 году книгу
«Расин и Шекспир», считающуюся первым манифестом реалистической школы. Он обладал
неподражаемым мастерством психологического анализа, умением передать сложные конфликты и
противоречия современного общества. Страстное обличение политической реакции и мещанской
ограниченности сочетается в его романах с глубоким анализом внутреннего мира героя («Красное
и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839) и др.).
Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) считается основоположником
жанра социально-реалистического романа. Его главное произведение, эпопея «Человеческая
комедия», должно было состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского
общества с 1816 по 1848 год — зарождения эпохи первоначального накопления философии денег.
Своему титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, но создал только 90 романов и
348
новелл. Известные произведения «Шагреневая кожа» (1830—1831), «Евгения Гранде» (1833),
«Отец Горио» (1834—1835) и др. — части бальзаковской эпопеи, связанные общим замыслом и
многими персонажами. Сквозные персонажи — удачный художественный прием писателя-
«социолога». Герои Бальзака изображены как различные общественные типы, поступки которых
определяются классовыми интересами и противоречиями. Бальзак не только показал, но и доказал,
что человек формируется под влиянием общественных отношений. Но формируется совсем не так,
как хотелось бы писателю. Оказалось, что безудержная жажда богатства омрачает человеческие
отношения, даже любовь она делает предметом торга, а друзей превращает во врагов.
Один из великих художников мировой литературы — Чарльз Диккенс (1812—1870),
основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и
юморист. Уже в ранних «Очерках Боза» (1836) он попытался сделать социальную диагностику
различных слоев лондонского общества. А в следующем романе «Приключения Оливера Твиста»
(1838) писатель изобразил капиталистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Его
герой, преодолевая многочисленные препятствия, добивается личного счастья. Роман наполнен
состраданием к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятием социальной
несправедливости.
Французский писатель Гюстав Флобер (1821—1880) почти всю свою жизнь провел в
небольшом местечке Круасси возле Руана и доподлинно знал провинциальные нравы. Их-то он и
описал в знаменитом романе «Госпожа Бовари» (1857). Главная героиня Эмма Бовари,
запутавшаяся в супружеских изменах, кончает жизнь самоубийством. За хроникой местных
событий писатель рассмотрел убийственную пошлость обывательской среды, бездуховность тихой
и благопристойной глубинки. Власти признали книгу безнравственной (автор обличал не
женщину-распутницу, а общество в целом) и отдали автора под суд, который вынес ему
оправдательный приговор. После романа о страданиях женской души, воспитанной
романтической литературой и столкнувшейся с рутиной провинциальной
349
жизни, Флобер описал в романе «Воспитание чувств» (1869) историю неудач и разочарований
молодого человека. Прекрасна и его историческая проза (роман «Саламбо», 1862). Флобер оказал
большое влияние на развитие реализма в мировой литературе еще и как блестящий стилист.
К реализму тяготеет и творчество крупнейшего французского писателя XIX века Эмиля Золя
(1840—1902), хотя литературоведы относят его к самостоятельному течению — натурализму.
Натурализм (от лат. natura — природа) — направление в европейской и американской
литературах и искусстве последней трети XIX века, теоретиком и главой которого являлся именно

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 164


Э. Золя. Под воздействием позитивистских идей он стремился к «объективному», бесстрастному
воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Творчеству Золя
присуща социально-критическая направленность, четко проявившаяся в романах «Чрево
Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892).
В конце XIX века реалистическое направление в английской литературе было представлено
творчеством Джона Голсуорси (1867—1933), завоевавшего мировую известность. В самом
известном его произведении, трилогии «Сага о Форсайтах» (1906—1921), дал эпическую картину
нравов буржуазной Англии конца XIX — начала XX века, раскрыв губительную роль
собственничества как в общественной, так и в частной жизни. Им созданы социально-бытовые
романы, в частности «Остров фарисеев» (1904), драмы и литературная публицистика, в которой
отстаиваются принципы реализма.
В последней трети XIX века мировое звучание приобретает скандинавская литература, где
ведущие позиции заняли норвежские писатели Генрик Ибсен (1828—1906) и Кнут Гамсун
(1859—1952). Ибсен — один из создателей национального норвежского театра, творец
романтических драм на сюжеты скандинавских саг и исторических пьес. Гамсун в романах
«Голод» (1890) и «Мистерии» (1892) раскрыл социально-психологическую анатомию городской
жизни.
Реализм в живописи во Франции связан с художниками «Барбизонской школы». Этот термин
обоз-
350
начает живописные открытия независимых пейзажистов, работавших в 30—60-е годы XIX века
в деревушке близ леса Фонтенбло,— Т. Руссо, Н. Диас, Ж. Дюпре, К. Коро, К. Труайон. Они
обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в
развитии реалистического пейзажа.
В группе реалистов господствующее положение занимала блестящая личность Жана Франсуа
Милле (1814—1875). Его монументальное искусство являет собой восхваление сельского труда,
гимн природе. В своих пейзажах и «реальных аллегориях» Гюстав Курбе (1819—1877) дал
обобщенные образы простых людей-тружеников. Он первый употребил слово «реализм»
применительно к живописи. Курбе придал жанровым сценам монументальную значительность,
которая допускалась прежде лишь в исторической живописи.

§4. Новые направления в искусстве
Во второй половине XIX века в Западной Европе культурным центром становится Франция.
Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории,
получившие большую или меньшую популярность. В Англии в 1842 г. возникло «Братство
прерафаэлитов» — общество поэтов и художников (Д.Г. Россетти, X. Хант, Дж.Э. Миллес),
критиковавших с романтических позиций современную культуру. Прерафаэлиты соединяли
скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. Они избрали своим идеалом «наивное»
искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля). Идеи прерафаэлитов повлияли на
развитие символизма и стиля «модерн».
Символизм (фр. symbolisme, от греч. — знак, символ) — художественное направление в
европейском и русском искусстве 1870 — 1910-х годов, возникшее сначала во французской
литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А.
Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным
отношением к материализму и позитивизму. С помощью «сверхчувственной интуиции»
351
символисты намеревались проникнуть в тайны мира, скрытые под внешним покровом.
Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает фантазии и духовности.
Художник-символист создает произведения, дающие выход воображению.
Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С.
Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов, Ф.К. Сологуб; в изобразительном
искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов; близко к
символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих
мастеров стиля «модерн». Наиболее крупными представителями французского символизма были
поэты Поль Верлен (1844—1896), Стефан Малларме (1842—1898), Артюр Рембо (1854—1891).
П.Верлен (сборник стихов «Галантные празднества») ввел в лирическую поэзию сложный мир
чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность. Для творчества О. Малларме
характерен усложненный синтаксис, стремление к передаче «сверхчувственного». Его дра-
матические сочинения проникнуты мотивами одиночества и бессилия перед жизнью. А. Рембо в

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 165


своих стихах выразил разорванность мысли и реальности, стремясь путем соединения поэтических
образов проникнуть в тайну действительности.
Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось
новое направление в искусстве — импрессионизм (от фр. impression — впечатление).
Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе
побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист
пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед
собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега,
П. О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против
официального академизма в художественном творчестве.
Один из основоположников импрессионизма, Эдуар Мане (1832—1883), родился в семье
крупных чи-
352
новников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере
юриста, поступил в морскую школу, затем учился в Школе изящных искусств в Париже. Он много
путешествовал, интересуясь секретами живописи старых мастеров, в традициях которых были
выполнены его ранние картины. В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве». На
ежегодную выставку художников в Париже официальное жюри принять его картину отказалось.
Тогда он выставился среди неофициальных художников — в известном «Салоне отверженных».
Картина произвела в Париже громкий скандал. На ней была изображена обнаженная женщина в
обществе одетых мужчин. Новшеством в этой картине было то, что яркий свет переходил к тени
сразу, без промежуточных градаций. Это создавало ощущение незавершенности, резкости и
одновременно угловатости. Отныне Мане встал на путь разрушения традиционных канонов
бытовой живописи, отказавшись от четкой сюжетной мотивировки.
Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по
колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии картин «Стога сена» (1891),
«Руанский собор» (1895) он стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды
в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и
название направления — импрессионизм. Наряду с Дега и Ренуаром Моне был одним из
немногих художников, чьи произведения были выставлены в Лувре еще при их жизни. Критики
стали считать Моне предшественником лирической абстракции, в частности абстрактного
пейзажа.
Другой представитель импрессионизма Камиль Писсарро (1830—1903) является автором
светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. Как и
другие импрессионисты, Писсарро создал немало городских пейзажей, среди которых лучшими
являются виды Парижа, написанные им в конце 90-х годов. Писсарро, как и большинство
импрессионистов, пишет маленьким точечным мазком, сочетая его с ясно выраженным контуром
предметов. Наиболее известные произ-
353
ведения «Бульвар Монмартр» (1897) и «Оперный проезд в Париже» (1898).
Выходец из семьи крупной финансовой буржуазии, Эдгар Дега (1834—1917) получил
классическое образование. Может быть потому его творческому почерку свойственны безупречно
точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он
прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. Чтобы нарушить не-
подвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные
приемы: поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы.
Значительное место в творчестве Дега занимает балет, который он показал и с праздничной, и с
будничной стороны: его знаменитые танцовщицы напоминают то грациозные воздушные создания
(«Репетиция балета на сцене», 1874), то измученных тяжелыми репетициями полувзрослых дево-
чек с утомленными лицами, в минуты отдыха неловкими движениями поправляющими туфельки и
корсажи («Танцовщицы за кулисами», 1890—1895). Его взгляд становился еще беспощаднее, когда
останавливался на женщине, занимающейся своим туалетом: вот она намыливается в тазу,
растирается, выходит из ванны, вытирает затылок, тело, ноги {«Ванная», 1890), а вот другая,
уверенная, что ее никто не видит, садится на корточки, чешется, принимая порой довольно
нелепые позы. Художник одинаково, без снисхождения изображал женщин из народа и
завсегдатаев салонов. В живописи Дега продолжал социально-критическую традицию Золя. Крут
тем, интересовавших Дега, был чрезвычайно широк: прачки и портнихи, цирковые представления
и биржевая суматоха, похождения кокоток и жизнь борделей.
Художник создал более 2000 картин и пастелей, его зрение постепенно ухудшалось, а характер
портился. Когда же слепота стала практически полной, Дега, одинокий и желчный, предпочел
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 166


запереться в одиночестве и заняться скульптурой. Вместе с тем этот угрюмый молчун умел быть
замечательным другом и помогать близким в трудные минуты. Однако его прозорливый ум,
тонкая ирония и светская деликатность покидали его, как только речь заходила о политике. Здесь
Дега проявлял себя крайним реакционером и
354
фанатиком. Искусство Дега оказало огромное влияние на современников.
Выдающийся французский живописец, график и скульптор Огюст Ренуар (1841 —1919), сын
портного из Лиможа, зарабатывая на жизнь, расписывал в Париже фарфор, веера и шторы, затем
учился в Школе изящных искусств у импрессионистов. Ему охотно позировали друзья, которых
он помещал под деревьями, изучая зеленые рефлексы и блики света на лице, теле и одежде. Ренуар
хотел быть непосредственным в восприятии и воспроизведении натуры, он говорил об этом: «Я
устанавливаю свою натуру, как мне хочется, затем беру и пишу ее, как писал бы ребенок... Я не
мудрю, у меня нет ни правил, ни методов». Он создавал светлые и прозрачные по живописи
пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены, воспевающие чувственную красоту и радость
бытия: «Мулен де ла Галет» (1876), «Ж. Самари» (1877).
Импрессионисты (за исключением Дега) создают оригинальную живописную систему. Она
отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением четких
раздельных мазков чистого цвета, смешивающихся не на палитре, а при восприятии зрителем —
в оптических рецепторах глаза — светлой и яркой цветовой гаммой, цветными тенями.
Объемные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке,
дематериализуются, обретают зыбкость очертаний.
Франция в конце XIX века дала миру великого скульптора — Огюста Родена (1840—1917),
творчество которого относят к импрессионизму. В его скульптурах духовное содержание
передавалось выражением лица и дви-жением тела, достигающим кульминации в жесте,
поразительном по красоте, психологической точности и ритмической выразительности. Его
любимым стилем был готический, а любимым произведением — «Божественная комедия» Данте.
И вслед за Бальзаком, создавшим «Человеческую комедию», и за Бодлером, чьи «Цветы зла»
поначалу носили название первых кругов дантова «Ада», Роден приступил в 1880 году к работе
над «Вратами ада» для Музея декоративного искусства в Париже. Центральная фигура
композиции — самое известное творение французского мастера — «Мыслитель».
355
Он имеет определенного прототипа в образе пророка Иеремии из фрески Микеланджело.
Несмотря на более светлые любовные мотивы, родившиеся из темы Паоло и Франчески
(«Поцелуй», «Вечная весна», «Вечный идол»), концепция человеческого существования у Родена в
целом достаточно драматична. «Я хочу выразить всю правду, а не только ту, что дается глазу», —
любил повторять Роден.
Постимпрессионизм
Постимпрессионизм (от лат. post — после и импрессионизм) — художественное течение конца
XIX — начала XX века, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя
течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление
просто следовало во времени за старым. Они расходились по принципиальным вопросам.
Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал посто-
янные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и
интерес к философским аспектам бытия. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван-
Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».
Между собой они имели мало общего. Каждый из них искал свою художественную нишу: Сера
осуществлял свои эксперименты с цветом в Париже. Ван-Гог уехал в Арль, городок на юго-
востоке Франции, Гоген отправился на далекий остров Таити. Их творчество положило начало
многим тенденциям в изобразительном искусстве XX века.
Творчество крупнейшего постимпрессиониста Поля Сезанна (1839—1906) стоит у истоков
современного искусства. Он начинает вместе с импрессионистами, однако в 80-х годах отходит от
них и разрабатывает новую живописную систему, которая оказала огромное влияние на развитие
всего искусства XX века. Отец Сезанна, родом из Экса, был рабочим, затем торговцем шляпами, и
в 1847 году стал банкиром, обеспечив, таким образом, своему сыну безбедное будущее. В 1852—
1858 годах Поль получает хорошее гуманитарное образование в Бурбонском колледже в Эксе.
Здесь начинается его дружба с Золя, с которым они проводят долгие часы в бурных спорах и
мечтаниях. В 1858 году Сезанн становится бакалавром и поступа-
356
ет на факультет права, но, воодушевленный перепиской с Золя, он вскоре решает посвятить
себя живописи. Через Золя он познакомился с художниками Э. Мане, К. Писсарро, К. Моне, О.
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 167


Ренуаром и др. Общение с ними, а еще больше с постимпрессионистами (прежде всего Ван-Гогом)
формирует его технику аналитического геометризма. Абсолютно прямые линии редки в его
картинах: они то изгибаются, то наклонны (Сезанн серьезно интересовался геологией). Излюблен-
ный прием Сезанна — совмещение разных точек зрения на объект при его изображении. В
отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна не
видно людей; его многочисленные пейзажи пустынны. Сезанн занимался поиском не
изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, его рисунок очень
лаконичен, а цветовая палитра небогата: в ней преобладают три цвета — зеленый, голубой и
желтый.
Произведения Сезанна (а насчитывается около 900 его картин и 400 акварелей) представлены
почти во всех крупных музеях мира. Получили известность его «Пьеро и Арлекин» (1888), «Берега
Марны» (1888), «Игроки в карты» (1896), «Портрет А. Воллара» (1899) и др. Слава пришла к
Сезанну только в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и
критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы
«Наби», фовистов и кубистов, русских «сезаннистов» из «Бубнового валета».
Поль Гоген (1848—1903) — один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к
символизму и стилю «модерн». По материнской линии он происходил из старинного испанского
рода и детство провел в Перу. В юности был матросом, затем работал в Париже биржевым
маклером, одновременно занимаясь живописью. В 35 лет бросил карьеру коммерсанта, а в 40 лет,
расставшись с семьей, покинул цивилизованное общество и уехал на Таити. В Париже он жил
трудной, почти нищенской жизнью, но и на Таити ему пришлось вытерпеть немало: он болел,
голодал, даже попытался покончить с собой. На Таити он живет жизнью туземца: изучает легенды,
традиции и верования таитян. В своих картинах изображает жизнь таитян сре-
357
ди тропической природы, в праздничном покое, идеализируя ее. Стремясь приблизиться к
художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации
формы. Обобщенный рисунок, контрастные сочетания цветовых пятен придают его картинам
настроение торжественного покоя. Его интересуют не столько описательные возможности цвета,
сколько его эмоциональное значение. Композиции Гогена носят орнаментальный характер; Гоген
— автор таких картин, как «Брод» (1901), «Л, ты ревнуешь?» (1892). На Таити он написал один из
своих шедевров «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».
Выдающийся французский график и живописец Анри де Тулуз-Лотрек (1864—1901), с
детских лет страдавший тяжелым физическим недугом, стал блестящим мастером острых, порой
язвительных живописных характеристик. Возможной причиной слабого здоровья Анри стало
кровосмешение, совершенное его отцом графом Альфонсом де Тулуз-Лотрек-Монфом, который
был женат на своей кузине. Детство будущий художник провел в Париже и в замке Селейран, в
аристократической среде, где господствовал дух славы и мужества, страсть к лошадям и к охоте.
Подобно своему отцу, деду и двум дядьям, Анри обожал рисовать. В 1878 году, когда после двух
переломов бедра он заболел костной болезнью и был признан неизлечимым, свой физический
недостаток он преодолевал упорной работой. Получив степень бакалавра, Тулуз-Лотрек поступил
в Школу изящных искусств. Под влиянием своих академических учителей он вначале увлекается
импрессионизмом, но затем отходит от него и присоединяется к группе независимых художников
во главе с Ренуаром. Его восхищал Дега, под влиянием которого его главным выразительным
средством стали рисунок и композиция. Именно Дега он обязан своей острой наблюдательностью
парижских нравов и выбором современных сюжетов. Прожив долгие годы на Монмартре, он
прекрасно знал мир парижской богемы и места, где она проводит свой досуг. Тулуз-Лотрек
изображал завсегдатаев кабаре и публичных домов, одним из которых был он сам. В знаменитом
«Мулен Руж» он встречал звезд ночных представлений, изображая среду людей, безуспешно
спешащих за ускользающей жизнью. Его восхищали
358
танцовщицы канкана, энергичный ритм танца, рисунок поднятых ног и порывистых линий. Его
увлекал натурализм уличных девиц на Монмартре, которые предстают в его работах
бесстыдными, лишенными очарования, но преображенными в лукавых и ироничных красавиц.
Тулуз-Лотрек создал собственный, гротескно-реалистический, стиль, определяющим моментом
которого было соединение четкого рисунка с экспрессивным цветом.
В истории мирового искусства трудно найти художника с судьбой более трагичной, чем у
голландца Винсента Ван-Гога (1853—1890). Он родился в семье добропорядочного голландского
священника, работал в Бельгии и во Франции. Болезненное чувство неустроенности жизни
заставляло Ван-Гога всю жизнь метаться в поисках справедливости между религией (он был
сыном пастора) и социализмом, проповедью и искусством. Уже с самого начала и совершенно
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 168


сознательно Ван-Гог хотел стать художником униженных, воспевая их неблагодарный труд, как
некогда он пытался принести им утешение в Евангелии и подобно тому, как он предложил кров
проститутке. Готовый поделиться последним куском с первым встречным, он всю жизнь терпел
крайнюю нужду, кое-как перебиваясь благодаря помощи своего брата Тео — мелкого служащего
одной из картинных галерей. Ван Гог пытался синтезировать образную манеру письма им-
прессионистов и мастеров японского искусства. В 1888 году он уехал из Парижа и поселился в
Арле, где попадал в госпиталь, а затем в приют для душевнобольных, с которым связан один из
самых плодотворных периодов его творчества, нашедший отражение в ярких картинах с цветами.
Ван-Гог работал в очень динамичной манере, используя цвет как мощное выразительное
средство. Эгоцентрист и неврастеник, Ван-Гог передает в своих картинах глубоко оригинальное
видение мира. Его творчество продолжалось менее одного десятилетия, но, работая как
одержимый, он создал за этот короткий срок несколько тысяч шедевров. Непризнанный гений, он
подвергался насмешкам не только врагов, но и друзей. Ван-Гог покончил с собой в возрасте 37
лет. Его творчество повлияло на всю культуру XX столетия, а картины Ван Гога считают за честь
иметь лучшие музеи мира.
359

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>