<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

с миром странных существ и форм, подобных ожившей морской гальке. Произведения Танги
представлены в большинстве крупных музеев современного искусства.

§ 3. Литература
Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с
литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе
с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого
столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим
традициям. На рубеже двух веков заметна
373
плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX
века: английский романист Джон Голсуорси (1867—1933), создавший социально-бытовые
романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875—1955),
написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), рас-
крывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и
Генрих Белль (1917—1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с
элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс
(1844—1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866—
1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального
музыканта, и др.
В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего
проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982)
были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не
поэзия, а проза — романы М. Пруста («Б поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»),
Ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны,
породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются
духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является
методологический прием — использование открытого французским философом, представителем
интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа «поток
сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств
человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реаль-
ность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся
потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть
постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания
составляет чистое восприятие, а
374
материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного
опыта. Его главная работа «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа,
но и писателя (в 1927 году он был награжден Нобелевской премией по литературе). Бергсон
проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще. Говорят, что признание
ораторского таланта Бергсона, покорявшего соотечественников великолепным французским
языком, в 1928 году вынудило Французский парламент специально рассматривать вопрос о
переносе его лекций из актового зала Коллеж де Франс, не вмещавшего всех желающих, в здание
Парижской оперы и об остановке на время лекции движения по прилегающим улицам.
Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в
том числе на литературу. У многих писателей первой половины XX века «поток сознания» из
философского метода познания превратился в эффектный художественный прием.
Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя
Марселя Пруста (1871 —1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах). Работа,
представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплы-
вающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время — людей, тончайшие переливы чувств и

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 176


настроений, вещный мир, — писатель насыщает повествовательную ткань произведения
причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста — изображение
внутренней жизни человека как «потока сознания» — имел большое значение для многих писа-
телей XX века.
Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы
Джеймса Джойс (1882—1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в
котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные,
психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса использован не
только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологиче-
375
ские и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует
разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная
почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия
литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века.
Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки (1883—1924) при его
жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из
наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах
в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении
с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к
взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму
механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы
уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации
страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.
Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического
содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875—1926),
создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской
традиции первых десятилетий XX века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах
человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.

3.1. Экзистенциализм
Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была
окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты,
лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913— 1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980)
ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство,
грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942)
376
А. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в потоке сознания внутренне опустошенного
героя. В романе «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает
свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее
мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф
о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.
Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил «феноменологическую
онтологию», в основе которой лежит противопоставление объективности и субъективности,
свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество,
проблема жизни и смерти, проблема случайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия:
пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и Господь Бог» (1951) и др.
Большое влияние на мировую культуру XX столетия оказал выдающийся немецкий философ
Мартин Хайдеггер (1889—1976), являющийся одним из основоположников немецкого
экзистенциализма. Он развил учение о бытии {«фундаментальная онтология»), в основе которого
противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности. В работе
«Время и бытие» (1927) Хайдеггер ставит «вопрос о бытии» как подлинной форме существования
человека. В знаменитом «Письме о гуманизме» (1947) Хайдеггер развивает идеи о языке как «доме
бытия». Наследие Хайдеггера включает свыше 100 тыс. рукописных страниц архивов, которые
должны быть изданы в 100 томах. Библиография литературы о Хайдеггере насчитывает десятки
тысяч изданий.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования,
в интеллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII —
XIX вв. классическая немецкая философия. Она определила фундаментальные ценности и
теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 177


музыке. Как самостоятельное философское направление экзистенциализм возник в начале XX века
в России,
377
после Первой мировой войны в Германии, в период Второй мировой войны во Франции, а
после войны в других странах. Его идейные истоки обнаруживаются в учении Кьеркегора,
«философии жизни» и феноменологии. Специалисты различают религиозный экзистенциализм (К.
Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П.
Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование) проявляет
себя через заботу, страх, решимость, совесть в «пограничных ситуациях» (борьба, страдание,
смерть). Постигая сущность своего существования, человек обретает подлинную свободу, которая
заключается в выборе самого себя и сознательном принятии ответственности за все происходящее
в мире.
Во второй половине XX века европейская литература не ограничивается рамками одного или
двух ведущих течений. Она становится в тематическом и жанровом отношении более
разнообразной: реалистический роман, психологическая драма, романтика, ирония, детектив,
фантастика и др. Именно в это время активно заявляет о себе массовая культура, о которой пойдет
речь отдельно, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, который принципи-
ально отвергает все и всяческие «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в
качестве главного лозунга стилистический плюрализм, «открытое искусство», которое свободно
взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями.

NB
Понятие модернизма характеризует преимущественно культуру первой половины XX века,
зрелое индустриальное общество, где главенствовали рационализм, урбанизация, «искусство для
искусства», а понятие «постмодернизм» обозначает совершенно новую культурную ситуацию,
сложившуюся во второй половине XX столетия в постиндустриальных странах. Ей присущи такие
черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран
капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с
природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др.
378
Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением
независимости искусства от действительности.
Экспрессионизм провозгласил единственной реальностью субъективный мир человека,
выражение которого стало главной целью искусства.
Кубизм (термин «кубизм» был впервые использован в 1911 году) это авангардистское
течение (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже и др.) выдвинуло
на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости,
выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных
форм на простые. Отличительное свойство кубизма — максимально возможное разрушение законов
перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в
пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения.
Футуризм — отрицание традиционной культуры культивировал эстетику урбанизма и
машинной индустрии.
Дадаизм — авангардистское литературно-художественное течение в 1916—1922 годах.
Дадаизм выразил себя в скандальных выходках — заборных каракулях, псевдочертежах,
комбинациях случайных предметов. Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское
течение, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Само название «дада» не
имеет никакого смысла.
Сюрреализм — одно из ведущих направлений в искусстве XX века, провозгласившее
источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом —
разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями: «Красота — это случайная
встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе».
Французские поэты П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982) были ведущими
фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза —
романы М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки. Эти романы явились ответом на события Первой мировой
войны, породившей поколение, которое получило в литературе название «потерянного». В них
анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них
является методологический прием — использование открытого французским философом,
представителем интуитивизма и «фи-
379
лософии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа «поток сознания»,
заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека.
Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была
окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты,
лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан Поль Сартр (1905—1980) ставят
проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть,
печаль и др.


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 178


Во второй половине XX века европейская литература не ограничивается в рамках одного
или двух ведущих течений. Она становится в тематическом и жанровом отношении более
разнообразной: реалистический роман, психологическая новелла, романтика, ирония, детектив,
фантастика и др. Именно в это время активно заявляет о себе массовая культура, о которой пойдет
речь отдельно, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, который принципиально
отвергает все и всяческие «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в качестве
главного лозунга стилистический плюрализм, «открытое искусство», которое свободно
взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 179




Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются
самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы.


§ 1. Периодизация русской культуры
Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного
существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного.
Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.).
Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван
допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в
первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с
наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.
Второй период связан с династией Романовых (1613—1917). Двумя основными культурными
центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в
этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург.
Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повер-
381
нули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и
подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась
творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское
искусство.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут.
Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва.
Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски
собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии,
социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни
светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на
другую.
Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его
государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру
официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть
которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбро-
санная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья,
которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной
культурой.

§ 2. Дохристианская культура славян
По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II
тысячелетия до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и
русского этноса как самостоятельной ветви славян начинается в I тысячелетии до н. э., когда
славянские племена Среднего Поднепровья борются за свою независимость, строят первые
крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью
выходят из сражений. К этому времени ученые относят создание первичных форм славянского
герои-
382
ческого эпоса. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи (VII век до н. э.) славяне
прошли уже большой исторический путь, отраженный как в археологических материалах, так и в
мифах. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской
Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят упоминания Геродотом славянских
«царей», всаднические черты погребенных воинов, огромные «царские» курганы на Киевщине и
импортная роскошь славянской знати1.
В конце V — середине VI века началось великое переселение славян на юг, за Дунай, на
Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали и заселили почти половину
Византийской империи. Грандиозное по своим масштабам движение славян перекроило всю
этническую и политическую карту раннесредневековой Европы. Освоенная славянами территория
представляла собой так называемые «ворота народов» — открытое пространство между Ураль-
скими горами и Каспийским морем, — через которые непрерывным потоком вливались в

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 180


южнорусские степи волны кочевых народов. Период с VIII по конец XVII в. — самый
беспокойный в истории нашей страны. В это время русские земли подвергались опустошительным
набегам.
«Ворота народов», южнорусская степь, манили к себе многих. В I тысячелетии до н. э. здесь
возникли Боспорское и Скифское государства. В VII—VI вв. до н. э. берега Средиземного,
Черного и Азовского морей колонизировали греки. Во II столетии до н. э. южнорусские степи
заняли иранские племена сарматов, затем аланы. В III—II веках до н. э. сюда вторглись
германские племена готов, образовавшие большое царство от Дуная до Дона. В 375 году н. э.
готов оттеснили монгольские орды гуннов заняв своими кочевьями пространство между Волгой и
Дунаем. На смену гуннам в VI веке явилось в южнорусские степи новое монгольское племя
аваров, господство которого было также непродолжительным. Ему на смену в VII—VIII веках
явились новые азиатские орды — угров (венгров), болгар и хазар. Угры, недолго задержавшись,
прошли
1
Введение в культурологию: Учеб. пособие Ч. 2. М, 1995. С. 15.
383
в долину Дуная, где и основали свое национальное государство. Хазары образовали в VIII—IX
вв. обширное государство (каганат).
Таким образом, на роль хозяев Великой русской степи претендовали многие народы, но только
древним русам, отразившим многочисленные набеги превосходящих по силе врагов, удалось не
только закрепиться, но со временем создать одно из самых могучих из когда-либо
существовавших государств. На его основе сформировался особый цивилизационный тип —
евразийский, о сущности, особенностях и предназначении которого специалисты продолжают
дискутировать до сих пор.
О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники
характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государства
жизнь славян была организована по законам патриархального или родового быта. Всеми
вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений
являлись небольшие деревни — в один, два, три двора. Несколько поселков объединилясь в союзы
(«верви» «Русской Правды»). Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной
стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни
особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов
и толкователями их воли.
Главные языческие боги славянского Олимпа были следующие: Даждъ-бог (у других племен
— Хорс) был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Волос или
Велес был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждь-бог
был «Сварожичем», т. е. сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа
представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в
реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека
русалок.
Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и
жертвоприношения. Они представляли собой округлые или
384
сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных
местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или
деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили
плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения.
Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему
пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к
социальной верхушке, сжигали их наложниц.
У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая
письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на
нитях, которые заматывались в книги — клубки. В древности узелковая письменность была
распространена у многих народов. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы,
древние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов. На многих предметах, поднятых
из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов
сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов1.
Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, река и степь. Лес шел на
строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, создания
домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивались основные отрасли
народного хозяйства — старинные промыслы: наши предки курили смолу, гнали деготь,
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 181


занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от
врагов, он заменял русскому человеку горы и замки. Само государство славян укреплялось не в
степях, где его постоянно громили степняки, а на далеком Севере, под прикрытием дремучих
лесов. Лесными мотивами пропитаны фольклор,
1
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 143.
385
религия и мораль русского народа. Лешие, водяные, бабы-яги так же, как святые и отшельники
обитали именно в лесах: «В тяжелые времена татарского ига, в эпоху политического гнета извне и
морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских
соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную «пустыню», строили себе там кельи и скиты и жили
долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к ним присоединялись другие ревнители
«пустынножительства» и устраивали обители, которые потом становились центрами и опорными
пунктами русской колонизации1.
Историческое значение русских рек не ограничивалось их ролью транспортных магистралей,
хотя по рекам шла русская колонизация и осуществлялась торговля с другими странами. Но по
берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки
кормили славян своими запасами, их русский человек воспевал в песнях. Волга — матушка стала
символом России.
Третья стихия русской природы — степь, широкая, раздольная и величавая, — в течение
долгих веков была для русского народа не только символом свободы (в ней укрывались беглые
крестьяне), но и вечной угрозой, источником нашествий и разорения.

§ 3. Культура Киевской Руси
IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс
собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы —
рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси принято относить к
призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а
конец — к правлению Владимира Мономаха (1113—1125). Таким образом, хронологические рам-
ки эпохи Киевской Руси — середина IX — начало XII века.
1
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь: Кавказский край, 1993. С. 8.
386
Рюриковичи, династия русских князей — великих князей киевских, владимирских, московских и русских
царей (конец IX—XVI вв., последний Рюрикович — царь Федор Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К
Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды до нач. XX века, потомки удельных князей.


3.1. Византийское наследие
В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью
христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре
восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность,
книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и
образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение
первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех
последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое
городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло
7—8 млн человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск.
Это было самое большое и населенное государство Европы.
Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке о том, позитивно или негативно сказалось на
дальнейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем
самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в
экономическом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала
человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким обра-
зом, выбрав Православие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из
первоисточника.
Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через
нее — к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с
Византией продолжались и в более позднее время. На протяже-
387
нии веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому
образцу, что проявилось в создании в конце XVII века при непосредственном участии греко-

<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>