<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 182


византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской академии. Православные
книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество1.
Крещение Руси происходило по византийскому образцу. Согласно летописи, двор киевского
князя Владимира, крестившего Русь, посещали многие религиозные посольства и предлагали ему
принять их веру: «немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане), хозарские евреи и др.
Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов в разные страны. Вернувшись, они с
особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константи-
нопольском храме Св. Софии. Предпочтение, отданное византийскому православию, объяснялось
не только красотой богослужения, но и социально-политическими причинами.
Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был
случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее
различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру
русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с
Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком — с
другой. Уже в X веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших
ее западных, восточных и южных соседей — из Северной Европы в Византию. В IX—X веках был
известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские
земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой
пользовалось население южных областей восточнославянского мира2. Однако, несмотря на
географическую близость Западной
1
Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия // Социс. 1995. № 2. С. 48—58.
2
Введение в культурологию: Учеб. пособие Ч. 2. М., 1995. С. 19—20.
388
Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и
южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга,
из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения,
что во многом предопределило выбор князя Владимира1.

3.2. ПИСЬМЕННОСТЬ И литература
Начало было положено деятельностью солунских братьев — Кирилла и Мефодия,
справедливо почитаемых в качестве создателей единой славянской письменности.
Кирилл (827—869) и Мефодий (815—885) —братья, христианские миссионеры у славян,
создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и
старославянского литературного языка.
Вместе с ней просветители передали славянам всю сумму знаний, накопленных Византией и
полученных ею в наследство от античной цивилизации. С принятием христианства на Руси
начинает распространяться письменность. Князь посылал «собирать у лучших людей детей и
отдавать их в обучение книжное». Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская
письменность послужила основой для развития русской письменности и выработки
древнерусского литературного языка; таким образом, Церковь заложила основы национальной
русской культуры. Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими просветителями и
проповедниками христианства. Подобно тому как Вульфила (ок. 350) создал письменность готов,
так Константин с Мефодием создали славянский алфавит.
В те времена грамотность на Руси была делом достаточно распространенным. Обучение велось
в светских, городских, церковных и монастырских школах. В начальных школах учили чтению и
письму, основам христианского вероучения, счету. В высших
1
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 192.
389
школах, располагавшихся обычно при монастырях (например, при Софийском соборе в Киеве),
готовили к государственной, культурной и церковной деятельности. Из них вышли выдающиеся
деятели древнерусской культуры — митрополит Иларион, летописцы Нестор, Сильвестр,
математик Кирик, философ Кирилл Туровский и др. Кирилл Туровский (ок. 1130-х гг. — не
позднее 1182) являлся выдающимся древнерусским писателем и проповедником, автором
торжественных слов, поучений, молитв, канонов. Он канонизирован Русской Православной
Церковью.
О широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют, в
частности, новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в. Среди знати было
распространено знание иностранных языков. «Книжными мужами» летописи называли князей

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 183


Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Кон-
стантина Всеволодовича Ростовского. Известны имена 39 писцов XI—XIII вв.; 15 из них были
лицами духовного звания. В XI веке на Руси существовали библиотеки, в них были сборники
изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги минеи и часословы.
Наряду со светской широкое развитие получила церковная литература. Средневековая
словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Материалом для письма
служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Писали чернилами и киноварью, используя
гусиные перья. Текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова
сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI—XIII вв. в науке носит название устава в
силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги — объемная рукопись,
составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в XI
веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными
миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом,
драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово
Евангелие (XII в.). В основе литературного языка лежал старосла-
390
вянский, или церковнославянский, язык. Он обладал большим набором отвлеченных понятий,
которые осели в русском языке настолько прочно, что стали его неотъемлемым достоянием:
пространство, вечность, разум, истина.
Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Переводили,
как правило, церковную классику — Священное Писание и произведения раннехристианских
отцов Церкви IV—VI вв.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла
Иерусалимского, а также произведения массовой литературы — «Христианская топография»
Косьмы Индикоплова, апокрифы (произведения иудейской и раннехристианской литературы, не
включенные в библейский канон), патерики (сборники жизнеописаний отцов Церкви, монахов,
признанных священными). Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и
толковая. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI — началу XII века. Среди них
такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе»,
«Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие
древнерусской литературы XI—XII вв. невелико: летописание, житие и слово.
Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся
в течение многих веков. Ни одна европейская традиция не обладала таким количеством анналов,
как русская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи,
прошедшие специальную подготовку. Летописи составлялись по поручению князя, игумена или
епископа, иногда по личной инициативе. Древнейшая русская летопись носит название «Повесть
временных лет» (1068), которая, по определению Д.С. Лихачева, является не просто собранием
фактов русской истории, а цельной литературно изложенной историей Руси. Другой
распространенный жанр древнерусской литературы — житие, представляющее жизнеописания
знаменитых епископов, патриархов, монахов — основателей монастырей, реже биографии
светских лиц, но только тех, которые считались Церковью святыми. Составление житий требовало
соблюде-
З91
ния определенных правил и стиля изложения. К ним относятся неторопливое повествование в
третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и
заключения. Первые жития посвящены христианским мученикам — князьям братьям Борису и
Глебу и игуменье Феодосии. Герои лишены индивидуальности и служат обобщенным образом
добра и подвига. Дошедшие до нас летописные своды XII— XIII вв. включают уже не только
хронологию важнейших исторических событий, но также художественные повествования. Русское
летописание возникло в Печерском монастыре: первым летописцем, по преданию, был Нестор,
живший во второй половине XI века, а составителем первого летописного свода был игумен
киевского монастыря, Сильвестр, (начало XII века). Именно летописи сохранили потомкам
выдающиеся произведения русской словесности.
К жанру красноречия, расцвет которого приходится на XII век, относятся речи, называвшиеся в
старину поучениями и словами. Термином «слово» писатели называли и торжественную речь
митрополита Илариона, и воинскую повесть. Поучения преследовали практические цели
назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира
Мономаха» (1096), где автор дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание
выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализирующая тема,
заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как
княжить, управлять государством. Кончается «Поучение» автобиографией князя.
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 184


Торжественное красноречие — область творчества, требовавшая не только глубины идейного
замысла, но и большого литературного мастерства1. Древнейшим из дошедших до нас памятником
этого жанра является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (1051).
Основная идея произведения — равноправие всех христианских народов независимо от времени
их крещения.
1
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 193—197.
392
Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве»
(1185—1188). В основу сюжета неизвестный автор положил, казалось бы, частный эпизод русско-
половецких войн — неудачный поход Игоря Святославича 1185 г. Но средствами
художественного языка он превращен в событие общерусского масштаба, что придало мону-
ментальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться
перед лицом внешнего врага. Это уникальное лиро-эпическое произведение оказало влияние на
русскую литературу (переводы В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Заболоцкого), искусство
(В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.А. Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А.П. Бородина).
Всего до нас дошло более 150 рукописных книг XI—XII веков.

3.3. Роль Церкви
После принятия христианства Русь в церковных вопросах (но только в церковных) подчинялась
Константинопольскому патриарху, назначавшему митрополита Киевского. Патриарх
Константинопольский считал обыкновенно присылал в Киев кого-нибудь из своих епископов. Из
20 митрополитов домонгольского периода было только двое русских.
Церковь, построенная по византийскому образцу, внесла в древнерусское общество
совершенно новое понятие семьи — как пожизненного союза мужа и жены, освященного и
скрепленного церковным венчанием и, как правило, нерасторжимого, и восставала против
прежних обычаев — многоженства и беспорядочных брачных отношений. Церковь произвела «чи-
стку» и в других сферах, в частности, она выступила против древнейшего языческого пережитка,
каким являлась кровная месть, а также против грубых и жестоких форм рабства. Церковные
поучения запрещали господам убивать или истязать рабов, морить их голодом или непосильной
работой. Разрешаемые светским законом, подобные деяния объявлялись грехом перед законом
церковным.
393

3.4. Культовая архитектура
С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий,
церквей и монастырей. Языческая Русь не знала храмов, она поклонялась своим богам на
специальных полянах, возвышенностях или в утаенных в лесу местах. На смену полянам приходит
другое место поклонения, которое было присуще ранним христианам — пещера. Одним из первых
центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI века Печеры или
пещеры, — это место, где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых
потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Другое новшество,
принесенное христианством, — иконы (от греч. eikon — изображение, образ), представлявшие
изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное значение.
Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.
Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типами
построек — наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни
рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами.
Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь, Ильинский
подземный монастырь в Чернигове — уникальный историко-архитектурный памятник в толще
Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные
монастыри и комплексы распространены во многих культурах мира.
На Русь они пришли вместе с другим явлением, заимствованным у византийских христиан. Его
именуют исихией (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) или молчальничеством,
а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединенным местом
для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через
аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, ме-
шающие молитвенной сосредоточенности, единению че-
394

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 185


ловека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии, пещерное
затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с
тысячами преданных поклонников.
Первые наземные каменные церкви строились в византийском стиле. Таков кафедральный
собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфически русский стиль, лучшие образцы
которого сохранились в храмах Владимира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал
фрески и иконы. Основные концептуальные принципы, технические приемы и художественная
манера были заимствованы из Византийской империи, которая в тот момент, когда она начала
влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшего расцвета. Можно говорить о том, что она
определяла мировую художественную моду. На учебу в Константинополь, как позже во
Флоренцию, Рим и Париж, постоянно выезжали европейские художники. Поэтому русские
перенимали лучшие мировые образцы, а не провинциальные модели, успевшие прочно устареть.
Правда, в отличие от византийцев, русские зодчие строили соборы и церкви с более узким и высо-
ким силуэтом. Специалисты полагают, что русский самобытный стиль сложился благодаря
неустанным экспериментам зодчих с таким важным элементом религиозного здания, как купол.
Образцом для подражания при создании самобытного церковного купола византийские модели
послужили русским архитекторам лишь отчасти. Более сильное влияние оказала форма
войлочного шатра, которая была распространена у скифов, сарматов, печенегов и других
кочевников, с которыми русским приходилось постоянно соприкасаться. Таким образом,
луковичная форма церковного купола пришла в Россию, не из Византии.
Основой культовых сооружений в домонгольской Руси являлась византийская базилика.
Базилики понимались как образ Мира, но не было более наглядного символа неба, чем купол.
Соединение базилики с куполом привело к сооружению знаменитой Софии Константинопольской
(523—537 гг.) — «новой модели мироздания».
Византийский крестово-купольный храм стал в Древней Руси основной архитектурной формой.
Одним
395
из первых каменных зданий Киева была Десятинная церковь (990—996 гг.), построенная
византийскими архитекторами. Внутри в соответствии с византийскими образцами храмы
украшались фресками и мозаиками. В апсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту
(Молящуюся), причастие апостолов и фигуры святителей. Подкупольное пространство отводилось
образу Вседержителя — Творца и Повелителя Вселенной. На стенах изображались библейские
сцены и фигуры апостолов, пророков, святителей и мучеников, а также в традициях Византии —
князья и их семьи.
Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019—
1054). Главным культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор
(заложен в 1037 г.) — храм, имеющий в плане крест с пятью полукруглыми выступами —
апсидами, увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. Внутри собор отличается велико-
лепным убранством: он украшен мозаикой, фресками, отделан полированным и резным камнем,
майоликой. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов — по берегам водных
путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны. Русские церкви стали органичной частью
сельского ландшафта, а в городах они превращались в центр всего архитектурного ансамбля.
Русская архитектура второй половины XII века, как и готика в Западной Европе, была
искусством городов. Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов —
Гардарикой. Летописи упоминают более 220 городов, среди которых крупнейшими являлись Киев,
Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. Основная
часть города — детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленный административно-
правительственный центр и примыкающий к нему посад с площадью торга, прикрытый
оборонительными сооружениями. В городах, в отличие от сельских поселений, складывается
уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц.
Характерными для облика города были феодальные усадьбы, состоявшие из нескольких жилых и
хозяйственных построек и огражденные забо-
396
ром. В храмовой архитектуре городов преобладают четырехстолпные храмы. В XII веке
ведущей стала архитектура башнеобразного типа. Такие ее элементы, как ярусность закомар-
кокошников и пирамидальность венчающей части, на долгое время станут излюбленными
приемами, хотя и превратятся в XVII веке в чисто декоративный мотив.
В архитектуре и в живописи постепенно угасал «византийский классицизм», вытесненный
более самобытными формами. Возрождение в XII веке «фольклорного сознания» привело к
расцвету декоративно-прикладного искусства «звериного стиля», напоминающего романский
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 186


стиль. Но в нем нет устрашающих демонических существ, большое место занимает растительный
орнамент. Вместо борьбы темных и светлых сил во всем царит мировая гармония.

3.5. Монументальная живопись
В Киеве она представлена фресками и мозаикой. Мозаики Михайловского златоверхого
монастыря, созданные византийскими и русскими мастерами во второй половине XI века,
поражают изяществом пропорций фигур, красотой колорита. Самым распространенным и
получившим наивысшее развитие живописным жанром в допетровской Руси являлся религиозный,
а именно иконопись. Она зародилась достаточно давно и поначалу копировала византийские
образцы. Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV — XV вв. когда творили
гениальные Феофан Грек и Андрей Рублев. Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались
практически единственной формой художественного самовыражения русских.
Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия,
была Св. София — Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде и
Полоцке. В русской иконописи важное место занимают образы Св. воинов-мучеников, в том
числе и русских князей Бориса и Глеба (1015), покровительства которых искали князья и дружин-
ники в то неспокойное время. Эти образы, как и многие другие, были переняты русскими у
византийцев, у кото-
397
рых они были постоянным мотивом. Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне,
подчеркивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур.
Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной,
временной реальности.
В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского
собора: изображение в центральном куполе Вседержителя, евангельские сцены на сводах,
Богоматерь в центральной апсиде, ветхозаветные сцены на хорах. В росписи Софии Киевской
мозаики заполняют купол, паруса, апсиду, остальная часть собора расписывалась фресками. Уже в
XII веке славился русский мастер Алимпий, которому приписывают большую, поразительной
красоты икону «Богоматерь Великая Панагия» (так называемая Ярославская Оранта). Стиль
монументального историзма, выражавший дух эпохи Рюриковичей, был для Киевской Руси
«первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.
Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: гончарного, ювелирного,
металлообработки. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия
пользовались большим спросом во многих странах мира. Ювелирные украшения выполнены в
технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок
наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между
сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные
ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

§ 4. Культура Московской Руси
Древнерусское искусство до нашествия монголов являло собой поразительно яркую и цельную
картину. Однако в XII—XIII вв. могущество Киевской Руси приходит к упадку. Начинается
период феодальной раздробленности, который охватывает XII—XV вв. В середине XII века
насчитывалось 15 крупных и мелких
398
удельных княжеств, накануне монгольского нашествия на Русь (1237—1240) — около 50, а в
XIV веке число их приближалось к 2501. Политически страна напоминает лоскутное одеяло.
Единое государство превращается в конфедерацию полузависимых княжеств, каждое из которых
всеми силами стремится подчеркнуть свой суверенитет. Единое культурное пространство разбива-
ется на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные
школы (Киев, Новгород, Владимир и Суздаль, позже Москва и Петербург). На смену культуре
Киевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси.

4.1. Местные художественные школы
Дробление единого художественного пространства на самобытные школы и направления —
процесс закономерный не только для России, но и для Западной Европы. Как в средние века, так и
в Новое время в каждой европейской стране то и дело возникали и распадались художественные
школы, исповедующие свой стиль, манеру, эстетическую концепцию, а иногда и технику. Как

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 187


известно, ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в XIV
веке сиенская и флорентийская, в XV веке — флорентийская, умбрийская, падуанская,
венецианская, в XVI веке — римская и венецианская. В России в это время ведущими являлись
три школы:
владимиро-суздальская;
новгородская;
московская.
Две другие школы — псковская и строгановская — представляли хотя и самобытное, но не
самое выдающееся явление. Из них стоит выделить строгановскую школу как наиболее
примечательное художественное образование.
Владимиро-суздальская школа
Владимиро-суздальская школа. В XII — начале XIII века она была одной из главных. Для
зодчества владимиро-суздальской школы (соборы во Владимире,
1
Введение в культурологию: Учеб. пособие. Ч. 2. М., 1995. С. 40.
399
церковь Покрова-на-Нерли) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор
(рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи — одухотворенность образов,
величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, 1197). В росписях церкви Св.
Бориса и Глеба в Кидекше и Кафедрального собора Суздаля сохранились следы работы греческих
художников. В фигурах святых, выполненных в классическом византийском стиле, — несколько
отстраненных, холодно-величественных — чувствуется земная теплота, которая больше присуща
эмоциональному миру и душе русского человека. В XIII веке татаро-монгольское нашествие
прервало блестящее развитие владимиро-суздальского искусства, но его художественные
достижения и вдохновлявшие его идеи объединения Руси были подхвачены и развиты позднее
искусством Московской Руси.
Новгородская школа
Новгородская школа сыграла важнейшую роль в развитии русской иконописи и фресковой
живописи средних веков; существовала в период с XII по XVI в. Географическое положение
Новгорода помогло ему в период татаро-монгольского нашествия избежать разорения и сохранить
независимость, победа над шведами и Ливонским орденом усилила его могущество. В 1136 году
Новгород стал феодальной республикой, его культура стала более демократичной. Иногда
новгородскую культуру называют еще культурой средних слоев (в этом ее отличие от княжеской,
владимиро-суздальской и дворцово-царской культуры московской школы).
Больше всего новгородская школа прославилась своими иконами (фресками) и церковной
архитектурой. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045—1050;
древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов.
Собор Св. Софии (XII в.), собор Антониева монастыря (1117), суровый и мощный Георгиевский
собор Юрьева монастыря (1119, мастер Петр) — характерные памятники новгородской школы, в
творческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры.
Новгородские фрески
Новгородские фрески XIV века отличаются эмоциональной напряженностью, смелой
трактовкой
400
движения, свободой живописного исполнения. Новгородцы внесли много нового в
традиционную манеру написания иконы. Если на византийских иконах пристальный взгляд
святого устремлен прямо на зрителя, то на новгородских он устремлен ввысь — к небесам. Вместо
темных и мрачных тонов в новгородской школе появляются светлые. На новгородских иконах ста-
ло больше лиризма и меньше непосредственного присутствия святого.
В XIII—XV веках происходят дальнейшие изменения иконописного стиля. Святые предстают
не в безвоздушном пространстве, а на определенном фоне — чаще всего архитектурном. Кроме
того, появляется новое изобретение — иконостас (от икона и греч. stasis — место стояния),
перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарную часть от основной части
интерьера. Расставные вдоль всех стен иконы теперь сконцентрированы на специальном экране,
где они выстраивались в строго определенном порядке. Начиная с XV века иконостас становится
неотъемлемым атрибутом православного храма.
Появление иконостаса изменило технику и психологию восприятия иконы. Возникли сложные
эстетические проблемы. Их решение нашли в изменении ритмики рисунка. Четкие пропорции и
упорядоченные линии фигуры сочетались со специально подобранной под них цветовой гаммой:
желтый, изумрудно-зеленый и ярко-красный. Еще одно нововведение — использование в иконах

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 188


золотых и бриллиантовых украшений вокруг фигур святых. В результате изображение святых
стало как бы объемным. В них стал важен не только внешний, обведенный линией контур, но и
вся фигура в целом, включая одежду. С тех пор новгородский стиль, в котором помимо
отмеченных особенностей надо указать величественную грацию удлиненных изображений святых,
стал общенациональным эталоном.
В конце XIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение
византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых больше других прославился
Феофан Грек (1340—1405). Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году он расписал
старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески
401
церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью и

<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>