<< Пред. стр.

стр. 30
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

внутренней силой образов.
Несмотря на значительный шаг в сторону более гуманистического изображения святых,
новгородскую иконопись характеризует статичность поз, плоскостность изображения (нет
перспективы), жизнерадостный колорит. Новгородские образы напоминают деревянную
скульптуру, а сочетания цветов — народную праздничную вышивку. Иконопись Новгорода
пережила высший расцвет в XV веке, после чего мастерство иконописцев пришло в упадок.
Художественное лидерство в XVI веке переходит к Московской школе. После крупного пожара
Москвы в 1547 году большинство новгородских иконописцев переезжает в столицу.
Культурное значение новгородской школы очень велико. Задолго до Петербурга «окно» в
Северную Европу «прорубил» Новгород, поддерживавший экономические и культурные связи с
городами Прибалтики и Северной Европы. Новгород, как никакой другой русский город того
времени, развивался в культурном контексте Европы.
Московская школа
Московская школа. Дмитрий Донской завершает великое дело объединения русских земель,
начатое еще Иваном Калитой, ставшего московским князем в 1325 году. Усилению политического
влияния Москвы способствовало также перенесение сюда из Владимира в 1325—1326 годах
митрополичьей кафедры. С конца XIV века ведущая роль в художественной культуре Древней
Руси переходит к Москве.
Татаро-монгольское нашествие
Татаро-монгольское нашествие. Начало московской и продолжение деятельности
новгородской художественных школ происходит уже во второй период развития русской
культуры, названной выше периодом татаро-монгольского завоевания (1242—1480). Оно нанесло
страшный удар по ослабленной междоусобицами Руси. Города были сожжены и ограблены.
Ремесленники и иконописцы погибли или уведены в плен. Отторгнут ряд коренных областей:
Поднепровье, Полоцкая и Смоленская земля, Галич и Волынь с их культурными центрами.
Опустошенная, обескровленная и обезлюдевшая Русская земля на два с половиной столетия
подпала под иго созданного в низовьях Волги
402
государства — Золотой Орды. Власть русских князей в их землях сохранялась, но они
вынуждены были каждый раз испрашивать согласие ордынского хана на право княжения. Страна
вынуждена была платить завоевателям огромную дань.
Первые 50 лет после вторжения русская культура переживала нечто вроде культурного шока:
затихли культурные связи Руси с Византией и Западной Европой, вместо каменного
господствовало деревянное зодчество, памятники которого выгорали после частых городских
пожаров, были утрачены технические навыки по выделыванию перегородчатой эмали, черни,
резьбы по камню, стеклоделия.
Важную роль духовного наставника и защитника веры в период татаро-монгольского ига
играла Церковь. От нее исходили не только просветительские, но и объединительные идеи.
Православная Церковь не только утешала страждущих, но и призывала к борьбе за независимость.
Духовное сознание народа того времени можно называть катастрофическим, иноземное
вторжение и массовая резня воспринимались как наказание за грехи. Древнерусская литература
повествует о чудовищной катастрофе, обрушившейся на русский город, когда все население
физически уничтожалось, так что некому было оплакать убитых: «И не осталось во граде ни
одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни
плачущего, ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о
сродниках, но все вместе лежали мертвые»1.
Людей поначалу охватило уныние и безысходность. Христианство, признававшее уныние и
безучастность к своей судьбе одним главных грехов, наставляло людей на путь праведный.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 189


Постепенно культурный шок проходил, восстановилось мирное течение жизни, появились люди,
задумывавшиеся о милосердии и спасении. Во второй четверти XIV века формируется новое
подвижничество — пустынножителей. Большинство монахов уходит в лесные дали, создаются
многочислен-
1
Древнерусская литература. Повесть о разорении Рязани Батыем. Рига, 1981. С. 69.
403
ные скиты (вероятно, от греч. Sketis — название обители в Египте) — кельи отшельников в
отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали называться общежития
беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного
иночества был Сергий Радонежский (ок. 1321 —1391), один из наиболее известных духовных
наставников русского народа. Будучи основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря,
преподобный Сергий стал инициатором введения общежитийного устава в русских монастырях.
Он активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику
московского князя Дмитрия Донского (1350— 1389), благословение которого на битву с Мамаем
преподобным Сергием стало уже хрестоматийным сюжетом.
Иконопись. Как и другие местные школы, московская школа прославилась в области
иконописи и зодчества. Расцвет московской иконописной школы приходится на период с 1400
года по конец XVI века. Она дала миру великих мастеров — Андрея Рублева («Троица» которого,
хранящаяся в Третьяковской галерее, представляет собой самый выдающийся шедевр иконописи
из всего, что создано человечеством) и Дионисия. Ее ранний период проходил под влиянием
художников новгородской школы, прежде всего Феофана Грека, который около 1400 года
переезжает в Москву. В живопись московской школы Феофан Грек внес технику изогнутых
проекций. Его лучшим учеником явился монах Андрей Рублев (ок. 1360 [1370] — ок. 1430), кото-
рый, по существу, и стал основателем московской школы живописи. А. Рублев не только усвоил
от своего учителя манеру передавать в изображениях святых особую одухотворенность и грацию,
но и превзошел его в этом мастерстве.
Иконы и фрески Рублева отличают изысканность линий и внутреннее сияние цвета, глубокая
человечность и возвышенная одухотворенность образов (икона «Троица»). В отличие от Феофана
Грека и старых мастеров, он освещал все, даже второстепенные, детали иконы, усиливая значение
и смысл композиции картины. Его манере подражали иконописцы последующих поколений, но
добивались меньшего эффек-
404
та. Он участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском
Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425—
1427), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е гг.). Рублев явился создателем
классической формы русского иконостаса. Техника иконописи состояла в нанесении на дерево
грунтового слоя основной краски (левкас), на который накладывались остальные краски.
Другим крупнейшим живописцем Древней Руси в целом и Московской школы в частности был
Дионисий (ок. 1440 — после 1502). В искусстве Дионисия разум, а точнее — рассудок, победил, а
затем вытеснил религиозную искренность и страстность. В отличие от монаха Рублева, Дионисий
был мирянином, рано проявил свой талант и рано получил вельможных покровителей. Среди его
многочисленных заказчиков были высокопоставленные особы, церковные иерархи, сам великий
князь. Скорее он прославился как «мастер преизящный», нежели как вдохновенный творец
нового.
Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбль Московского Кремля
и завершился период интенсивного строительства, начатого великим князем Иваном III. Кремль
стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительных сооружения
(каменная стена Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены земляного города),
окружавшие центр Москвы — Кремль. Это закрепило радиально-кольцевую застройку столицы.
Русские архитекторы планировали и строили великолепные церковные ансамбли, прежде всего
всемирно известный храм Василия Блаженного, представлявший образец органичного слияния
византийской и азиатской культурных традиций. Перестройка Кремля велась с участием
итальянских зодчих: в 1475—1479 гг. построен Успенский собор (архитектор Аристотель
Фиораванти), в 1505—1508 гг. Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор —
усыпальницу русских князей и царей, в 1487—1491 гг. построена Грановитая палата
(архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Псковские мастера строят
Благовещенский собор (1484—1489). Выстроенная в 1505—1508 годах колокольня Ивана
Великого (архитектор Бон Фрязин)
405
становится господствующим сооружением Кремля, его высотной доминантой. В 1485 — 1495

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 190


годах построены новые стены и башни Кремля; со стороны Красной площади он был защищен
рвом. По образцу Московского Кремля сооружаются крепости других городов — Нижнего
Новгорода, Коломны, Тулы. Развивается монастырское и гражданское каменное строительство.
Крупным достижением русской деревянной архитектуры считается шатровый стиль. Во второй
четверти XVI века по образцу деревянного зодчества начинают создаваться каменные шатровые
храмы.
Строгановская школа
Строгановская школа. Она складывается в конце XVI века. Ее название происходит от
фамилии купцов Строгановых, для которых художниками (мастера Прокопий Чирин, Истома,
Никифор и Назарий Савины, Ем. Москвитин) были написаны многие иконы и которые оказывали
ей большую финансовую помощь. Строгановы, богатейшие русские промышленники и купцы, из
поколения в поколение славились и как страстные любители искусства. Строгановская школа
обслуживала царский двор и царя. Строгановы ссужали на всевозможные кампании и предприятия
царя огромные суммы, не требуя возвращения долга, художники писали иконы по заказам
крупных чиновников и вельможных особ. Как и Дионисия, строгановцев можно назвать
придворными живописцами.
Поскольку строгановцы создавали иконы под частный заказ, а не для храмов и церквей, как
было прежде, их небольшие произведения носили характер миниатюрного письма, которое
получило название «строгановского письма». Небольшие по размерам (они предназначались
главным образом для домашних молелен), с очень широкими полями, закрывавшимися
драгоценными окладами, «строгановские» иконы отличаются почти миниатюрной тонкостью
письма. Фигурки на них тоненькие, изящные, прорисованные до последнего волоска. Одежды
персонажей, кружевная листва деревьев, травки — ниточки — все прописано золотом. Отличные
рассказчики, строгановские иконописцы трактуют иные из своих сюжетных сцен в духе народных
сказок. По одеждам их героев впору изучать русскую одежду конца XVI — начала XVII века, а в
пейзажных фонах их икон почти всегда ощу-
406
щается чуть уловимый отпечаток природы Русского Севера1.
Заслуги Строгановской школы надо видеть в создании не нового стиля, а нового типа иконы —
вместо монументальных картин появляются миниатюрные произведения, удобные в домашнем
обиходе. Отныне икона может входить в дом каждого православного, занимая там самое почетное
место. Не зритель идет к произведению, а произведение пришло к зрителю. Правда, уменьшение
размеров иконы не прошло даром. Монументальность уступила место манерности и виртуозности,
глубина чувств и страстей — декоративной элегантности. Впрочем, считают искусствоведы,
приоритет техники и стиля над содержанием — типичное явление, которое знаменует завершение
какой-либо культурной фазы.

4.2. Развитие литературы и науки
Литература
Литература. Объединение местных культур вокруг Москвы положило начало формированию
общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-публицистические произведения,
поддерживающие новую государственную политику и идею национальной независимости.
Усиливается интерес к историческому и культурному прошлому страны, постепенно формируется
новая теория — преемственности Московской и Киевской Руси. В литературно-публицистическом
памятнике XVI веке «Сказание о князьях Владимирских» обосновывается наследственная связь
русских государей с Византией и Киевской Русью, утверждается, что русские государи ведут свое
происхождение от римского императора Августа. Эту идею поддержали деятели Церкви, которые
к тому же связали ее с идеей о Москве как о «третьем Риме». В составленных в 1392 году и 1408
году в Москве летописных сводах проводится идея политического объединения русских земель,
обосновываются исторические права московских князей на главенство в этом процессе. В
середине XV века в Москве был составлен первый «Русский хронограф» — краткая все-
1
Книпович К.В. Окно в минувшее. Л., 1968. С. 119—122.
407
мирная история с включением в нее сведении из русской истории.
Одним из первых авторов теории «Москва — третий Рим» являлся русский писатель XVI века,
монах псковского Елизарова монастыря, Филофей. В посланиях великому князю Василию III он
писал, что существовавшие прежде два мировых центра христианства — Рим и Византия пали из-
за отхода от «истинного христианства». Правители Византии изменили «истинному», т. е.
православному христианству, заключив Флорентийскую унию (1439) с католической церковью.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 191


Но Москва ее не признала, поэтому к ней перешла роль мирового центра христианства, она стала
«третьим Римом».
В первой половине XVI века появились работы талантливого публициста И.С. Пересветова
«Сказание о царе Константине», «Предсказания философов и докторов латинских о Царе Иване
Васильевиче» и др. В них излагается политическая программа преобразований в стране, основой
которой выступают укрепление самодержавия, военная реформа и присоединение Казанского
ханства. Сильная царская власть должна опираться на поместное дворянство. Автор предлагает
возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам. За ограничение власти царя
выступал в своих сочинениях сподвижник Ивана Грозного князь A.M. Курбский (1528— 1583).
Видный государственный деятель, писатель, переводчик и военачальник, он написал множество
произведений, в том числе мемуарный памфлет «История о великом князе Московском» (1573) и
три обличительных послания «лютому самодержцу» (составивших вместе с двумя ответами
Ивана IV уникальный литературный памятник, исполненный страстной полемики о пределах
царской власти).
В XVI веке появляются новые многотомные летописные своды. Своеобразной энциклопедией
исторических знаний считается «Лицевой летописный свод» — всемирная история «от сотворения
мира» до 1567 года. Он состоял из 9 тыс. листов и содержал 16 тыс превосходных миниатюр.
Ценным памятником русской исторической литературы является «Степенная книга» (1560—
1563), освещавшая историю русского самодержавия (от Владимира Святославича до Ива-
408
на Грозного) по «степеням», т. е. периодам правления великих князей и митрополитов. Она
составлена по материалам летописей, хронографов и родословных книг, духовником царя Ивана
IV Андреем (позднее — митрополит Афанасий).
Продолжал развиваться особый жанр исторических сочинений, пришедший к нам из
Византии,— хронографы (сочинения по всемирной истории). Вначале на Руси они были
переводными, но начиная с XI века их дополняют русскими известиями. Среди литературных
памятников такого рода стоит также упомянуть грандиозный свод церковной литературы Великие
Четьи-Минеи (Чтения ежемесячные) — жизнеописания русских святых, составленные по
месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого. Этот труд состоял из 12 томов (по
одному на каждый месяц года) и охватывал все письменные памятники (кроме летописей и
хронографов), которые допускались к чтению на Руси. Он создавался под руководством
митрополита Макария (1482—1563) в течение 20 лет. Он был главой иосифлян и кружка
книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной
литературы. При участии другого государственного деятеля и писателя московского священника
Сильвестра (? — ок. 1566) был составлен знаменитый «Домострой» (XVI в.) — свод житейских
правил и наставлений, возникших в боярской и купеческой среде Новгорода. Он защищал
патриархальный уклад в семье, давал советы экономии, бережливости, ведения хозяйства.
Оживление культурных связей с другими странами мира в постмонгольский период привело к
развитию жанра путевых очерков, так называемых древнерусских хождений (основоположником
которого принято считать игумена Даниила, начало XII в.). В XV веке появились путевые записки
тверского купца Афанасия Никитина (? — 1475), описывающие его путешествие в Индию
(1466—1472) — «Хожение за три моря» (имеются в виду Каспийское, Аравийское и Черное) . Это
был первый европейский письменный труд о хозяйственном укладе, культурных обычаях и
религии Индии. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян,
кастовые и религиоз-
409
ные различия. Своим подвигом он доказал, что в середине XV веке, за 30 лет до португальского
«открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный
человек.
Для устного народного творчества этого периода характерны былины, исторические песни,
сказки, пословицы. В XIV—XV веках создается целый цикл летописных повестей и сказаний,
посвященных борьбе Руси с золотоордынским игом. Наиболее значительными были «Сказание о
Мамаевом побоище» и патетическая поэма рязанского священника Софония «Задонщина»,
литературным образцом для которой послужило «Слово о полку Игореве». В Новгороде возникли
былины о Василии Буслаеве и Садко — богатом госте. Складывается жанр народных поэтических
и исторических песен, многие из которых в переработанном виде вошли в летописные тексты,
литературные сборники, легли в основу оригинальных произведений («Песня о Щелкане»,
повествовавшая о народном восстании в Твери в 1327 г., повести о битве на Калке, о славном
защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике
Смоленска Меркурии; «Сказание о граде Китеже» и др.)1.
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 192


Большую роль в истории культуры России сыграло появление в 1553 г. книгопечатания.
Первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящего времени известно семь таких
печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства
царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание стало государственной
монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров (ок. 1510—1583) и Петр Мстиславец.
Они создали первые датированные печатные книги — «Евангелие» (1556) и «Апостол» (1564). До
конца XVI века было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Книгопечатание
способствовало распространению грамотности и просвещения не только среди дворянства и
духовенства, но и среди городского населения.
1
Культурология, эстетика, искусствознание: Словарь-справочник. Ростов-н/Д., 1997. С. 87—92.
410
Научные знания
Научные знания. Этот период характеризуется ростом научных знаний и просвещения.
Большое значение приобретают практические руководства по арифметике, геометрии,
строительству техническим наукам. В Москве и Новгороде появляются часы, развивается
кузнечное дело, налаживается чеканка монет, изготовление орудий и другие производства. Все это
требовало применения прикладных знаний. Большой интерес проявляется к астрономическим
явлениям, пишутся трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О
расстоянии между небом и землей» и т. д. Развиваются медицинские знания. Очень ценными
являются географические описания русских путешественников. Продолжается знакомство русских
книжников с античными писателями и философами.
Усложнение строительного и военного дела потребовало совершенствования математических
расчетов. Появились практические руководства по измерению и описанию земельных площадей,
были составлены различные пасхальные таблицы. В XVI веке умели производить действия над
числами с дробями, пользовались знаками «плюс» и «минус».
Появились первые русские географические карты («чертежи»). В 50-х годах XVI века началось
составление генерального чертежа всей страны, описание которого сохранилось в «Книге
Большому чертежу». Изготовление пороха, развитие солеваренного производства требовали
применения химических знаний. Различные сведения по биологии, медицине содержались в
многочисленных «травниках» и «лечебниках»1.
Итак, татаро-монгольское нашествие не сломило творческого духа русского народа. Подъем
национального самосознания после Куликовской битвы проявился в огромном интересе к
историческому культурному наследию Древней Руси. Он способствовал развитию лучших его
традиций и созданию новых культурных памятников. Не случайно культуру XV— XVI вв.
специалисты иногда называют «русским Возрождением».
1
Культурология, эстетика, искусствознание: Словарь-справочник. Ростов-н/Д., 1997. С. 87—92.
411

NB
Первая крупнейшая эпоха развития русской культуры охватывает почти три тысячи лет
языческого догосударственного существования, а второй — тысячу лет христианского
государственного.
Вторая эпоха развития русской культуры — христианская, занявшая тысячу лет, — можно
подразделить на три периода.
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI
вв.). Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван
допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в
первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с
наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.
Второй период связан с династией Романовых (1613— 1917). Двумя основными
культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской
культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл
Петербург. Этот период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру
нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время
становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с
наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут.
Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным
ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных
резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической
культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она
удивительным образом соединяет то и другое, будучи непохожа ни на ту, ни на другую.
У славян обнаружена оригинальная система письма — так называемая узелковая
письменность.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 193


Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре
восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность,
книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы
прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила
412
разительный подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий
европейский уровень.
Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими просветителями и проповедниками
христианства.
Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись,
развивавшаяся в течение многих веков.
Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались практически единственными формами
художественного самовыражения русских.
В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского
собора.
Стиль монументального историзма, выражавший дух эпохи Рюриковичей, был для Киевской
Руси «первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.
Дробление единого художественного пространства на самобытные школы и направления —
процесс закономерный не только для России, но и для Западной Европы. В России в это время
ведущими являлись три школы:
o — владимиро-суздальская;
o — новгородская;
o — московская.
Две другие школы — псковская и строгановская — представляли хотя и самобытное, но не
самое выдающееся явление.
Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбль Московского
Кремля и завершился период интенсивного строительства, начатого великим князем Иваном III.
Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительных
сооружения (каменная стена Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены земляного
города), окружавшие центр Москвы — Кремль.
Литература. Объединение местных культур вокруг Москвы положило начало
формированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-публицистические
произведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальной неза-
висимости
Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания в 1553 году.
Первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящего времени известно семь таких
печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства
царской казны была устроена типография в Москве.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 194




Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
В XVII—XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная
специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентация не только русской
культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль
переходит от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают пер-
вые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долгое и мучительно пробивается на
свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно
поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю
жизни. Произошли изменения в правящей аристократии: на смену династии Рюриковичей пришла
совершенно иная, не родственная ей династия Романовых (1613—1917).
Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа: XVII век, представляющий собой а
всего лишь переходную эпоху и XVIII век, т. е. собственно Просвещение, начало которого
ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой стала деятельность Екатерины II. До-
и послепетровская Россия — это, по мнению многих специалистов, две совершенно разные страны. В
допетровской России основой быта и нравствепнсти служили принципы Домостроя, поддерживавшие
строжайшую регламентацию, в которой беспрекословное подчинение более родовитому и знатному,
сильному и богатому, уважение старших почиталось главной добродетелью человека; отношение с
Богом, сохранение почтения к святыне, упование на божественное начало. В XVIII веке
закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования,
развиваются искусство и наука. Однако полностью
414
процесс перестройки русского общества завершился только в XIX веке. Весь XVIII век шла борьба
старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу
кропотливая работа по воспитанию нового человека.


§ 1. Русская культура XVII века
Выдающийся русский историк СМ. Соловьев очень точно охарактеризовал XVII век: эпоха
петровских преобразований подготовлялась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое.
Половинчатость и непоследовательность этого периода чувствовалась во всем. Россия как бы
раздумывала, с кем ей дальше идти — с Византией или Европой, пока не пришел царь Петр и не
решил вопрос самым радикальным способом.
В XVII веке была произведена реформа патриарха Никона, которая привела к расколу Церкви и
возникновению старообрядчества. Внутри православия образовалось два идеологических лагеря,
две системы ценностей. Книгопечатание из дорогого технического приспособления для
одноразового использования постепенно превращается в массовое типографское производство.
Печатный двор в Москве — первое предприятие культурной индустрии. Половину его продукции

<< Пред. стр.

стр. 30
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>