<< Пред. стр.

стр. 31
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

составляли светские издания: литература по военному и горному делу, сельскому хозяйству,
медицине. В 1651 году за один только день было продано 2400 экземпляров «Букваря»
патриаршего дьякона Ф.Ф. Бурцева. Издавались также учебники по арифметике, геометрии,
грамматике, азбуковники, совмещавшие черты толкового словаря и справочника
энциклопедического характера. Книга становится массовой, но в XVII веке массовой еще не
становится грамотность, ее сдерживают сословные пережитки, запрещающие обучать про-
стонародье. (Когда мы употребляем слово «массовый», то должны отдавать себе отчет, что в то
время оно относилось к широким слоям мелкого и среднего дворянства, а не народа.)
В XVII веке в России только предпринимаются попытки создать постоянно действующие
учебные заведения. Начали открываться средние школы. В 40-х годах боярин Ф.М. Ртищев
пригласил из Киева ученых
415
монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре. В 1687 году в
Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая большую роль в русском
Просвещении. В ней готовили кадры для нужд государства и Церкви, преподавателей учебных
заведений, слушателей для медицинских школ, университетов.
Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации. Одним из них
становится социальная сатира, осмеивающая государственные и церковные институты («Повесть
о Шемякином суде»), лицемерие и стяжательство духовенства («Сказание о куре и лисице»),
канцелярскую практику («Повесть о Ерше Ершовиче») и т. п. Житийный жанр преобразуется в
биографическое повествование («Повесть об Ульянии Осоргиной»). Первой в истории русской
литературы развернутой автобиографией становится «Житие протопопа Аввакума» (1672—
1675), идеолога старообрядчества. В среде посадских людей зарождается бытовая повесть,
включающая любовную интригу, психологическую мотивировку поведения героя («Повесть о
Марфе и Марии»). Развитие сатирических, бытовых, автобиографических жанров способствовало
появлению собственно художественной литературы. При дворе царя Алексея Михайловича
возникает русский театр, первым драматургом которого стал Симеон Полоцкий (1629— 1680),

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 195


поэт, церковный деятель, проповедник, наставник царских детей. Его перу принадлежат
нравственно поучительные произведения («Комедия притчи о блудном сыне»), полемические
трактаты против деятелей раскола, сборники о русской силлабической поэзии («Вертоград
многоцветный», «Рифмологион») и драматургические произведения.
Происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества. В конце столетия в
храмовой архитектуре появляются признаки барокко: зодчие отказываются от узорочья,
предпочитая принципы строгой, пропорциональной («ордерной») композиции здания и ярусного
членения. Церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря в Москве — шедев-
ры «нарышкинского» стиля («московское барокко»).
В монументальной живописи, все еще базирующейся на иконописи, наблюдается размывание
старых
416
канонов и переход к элементам светской живописи. XVII в. явился временем крушения
художественных идеалов иконописи. Новое время — преддверие петровской эпохи — поставило
перед живописью новые задачи. Но решить их в переходный период так и не удалось. В
художественном отношении иконы этого времени заметно уступают своим предшественницам.
XVII столетие — век противоборства старых традиций и требований современности, духа
церковного и мирского.
Поскольку по своему назначению икона оставалась прежде всего моленным образом, Церковь
считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она тем самым оберегает и чистоту
православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма. Однако наиболее
мыслящие художники считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать
действительность. Ориентация на нее — первая причина произошедших в XVII веке изменений.
Вторая причина — более основательное, чем прежде, знакомство с искусством Запада. Эти два
момента тесно связаны друг с другом. Сближение искусства с жизнью в Западной Европе
началось много раньше, чем на Руси, и его мастерами давно были решены те проблемы, что
мучили теперь наших иконописцев1.
Каким путем происходило знакомство с западным искусством? В мастерских Оружейной
палаты во второй половине XVII века бок о бок с русскими мастерами работали иноземцы. В
заключавшихся с ними контрактах специально оговаривался пункт, согласно которому они
должны были обучать русских учеников «всему, что сами умеют»: как построить глубокое
пространство, рассчитать пропорции человеческой фигуры, передать ее в правильном ракурсе, т.
е. в сокращении, при сложном повороте и движении. Образцами для наших иконописцев
выступала гравюра, которую тогда называли «фряжскими листами». Каждый желающий мог их
купить на мосту у Спасской башни Кремля, а также на рынках крупных русских городов. Правда,
западноевропейская гравюра, прочно вошедшая в художественный обиход, основательно
перерабатывается на русский лад. Поиски новых сюжетов и стремление к повествовательной зани-
417
мательности рассказа — несомненные признаки надвигающейся во весь рост светской
культуры — приводят в конце XVII века к появлению икон, иллюстрирующих тексты молитв. Так
«европеизация» русской иконописи в XVIII веке постепенно привела к возникновению светской
живописи, которой прежде не существовало1.
Вместе с ней появляется новый жанр — изображение определенного лица, «персоны», так
называемая парсуна, заложившая основы портретного искусства XVIII столетия. Оно
формировалось в Оружейной палате Московского Кремля — центре художественной жизни
страны в середине XVII века. Здесь работали лучшие живописцы своего времени: Б. Салтыков, И.
Безмин, В. Познанский, И. Максимов, К. Уланов, Т. Филатьев, И. Павловец, Ф. Козлов. Здесь И.
Владимировым и С. Ушаковым были написаны первые в истории русского искусства
теоретические трактаты о живописи.

§ 2. Русская культура XVIII века
После победоносного завершения Северной войны и заключения Ништадтского мира (1721)
Россия приобрела небывалый политический вес среди других европейских государств. На карте
мира появилась Российская империя. Новое наименование отражало характер новообразований
Петровской эпохи. Были осуществлены реформы государственного управления (создан Сенат,
коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; Церковь подчинена
государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Петербург). В
Табели о рангах 1722 года нашло отражение дальнейшее развитие принципа чиновной выслуги:
служба была разделена на гражданскую и военную. Новая система расширила ряды служилого

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 196


дворянства, включив в него выходцев из других сословий.
1
Книпович К.В. Окно в минувшее. Л., 1968. С. 116—134.
418
В экономической сфере проводилась политика меркантилизма (создание мануфактур,
металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Вместо 15—20
допетровских мануфактур за первую четверть века было создано около 200 предприятий. С 1712
года был прекращен ввоз в страну оружия из Европы. К концу петровского правления экспорт
русских товаров вдвое превышал импорт (подобное в нашей истории, кажется, уже больше нико-
гда не повторится). В области внутренней и внешней торговли большую роль играла
государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало,
икра, хлеб, воск, щетина и др.), что существенно пополняло казну.
Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости
образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей
дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже
широко признавалась всеми слоями дворянства. Возросшие потребности в новых специалистах
вызвали необходимость формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки
преподавателей. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт, способствовавший
появлению книг нерелигиозного содержания. В 1719 году открыта Кунсткамера, собрание которой
послужило основой для создания других музеев. Указом от 28 января 1724 года создавалась
Академия наук. Изменялся и традиционный быт россиян. Так, в 1718 году Петр I издал указ о
проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин.
Хотя сам Петр I не интересовался вопросами культуры, своими реформами он способствовал
быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцвету культуры. Каналом вторжения
иноземных идей послужили не столько театр, живопись или поэзия, сколько техника и технология,
и прежде всего кораблестроения, которое царь изучал в Голландии. Вторым фактором послужило
ослабление позиций ортодоксальной (православной) церкви, произошедшее при Петре I. Третьим
фактором явилось изменение стиля и образа жизни русского дворянства, насильственно
перекраиваемые по западным меркам.
419
Начало Просвещения связано с именем великого ученого и литератора М.В. Ломоносова
(1711—1765). Без того огромного вклада, который он внес в русскую культуру, видимо,
невозможен был и «золотой» екатерининский век, начало которого приходится на последние годы
жизни ученого-реформатора. Его по праву называют первым российским ученым-
естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившим основы современного русского
литературного языка, художником, историком, страстным поборником развития отечественного
просвещения, науки и экономики. С 1731 года он обучался в Славяно-греко-латинской академии в
Москве, с 1735 года — в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1745 году стал
академиком Петербургской Академии наук. По инициативе Ломоносова основан Московский
университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания: он развил атомно-
молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения материи
и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу
тяжести, выдвинул учение о цвете, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли, объяснил
происхождение многих полезных ископаемых и минералов, написал труды по русской истории,
заложил основы силлабо-тонического стихосложения. Он является создателем русской оды
философского звучания, автором превосходных поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир,
фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Как и в архитектуре, в литературе XVIII — начала XIX века господствовал классицизм. По
своей сути русской классицизм был тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд
особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном
направлении людей с различными общественными и идейными позициями. Представителями
классицизма были А.Д. Кантемир (1708—1744), В.К. Тредиаковский (1703—1769), А.П. Сумароков
(1717—1777), Д.И. Фонвизин (1744—1792), Г.Р. Державин (1743—1816).
В 40-е годы XVIII века А.П. Сумароков (1717— 1777), заимствуя и творчески преобразуя
приемы
420
французского классицизма, создал первую русскую трагедию. Он являлся директором первого
постоянно действующего в Санкт-Петербурге театра, автором нескольких комедий и девяти
трагедий. Сумароков перенес на русскую сцену три правила классического театра, что и
послужило основанием называть его «северным Расином». В своих трагедиях, как правило, со
счастливым концом, он раскрывал конфликт любви и долга. Его комедии являли сатиру на

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 197


провинциальность и мещанство. Образованный аристократ, он чувствовал всю меру
ответственности дворянской интеллигенции перед своим обществом. Его публицистика в журнале
«Трудолюбивая пчела» (1759) разоблачала продажное чиновничество. Потеряв расположение
Екатерины II, Сумароков вернулся в Москву, где и умер в бедности.
Убежденный последователь идей европейского просвещения, Д.И.Фонвизин (1744—1792), в
своих комедиях высмеивал пороки и предрассудки современного ему российского общества:
нравы помещиков-крепостников, невежество и тупость власть имущих, взяточничество и
лицемерие, рабское преклонение «господ» перед всем иностранным. Видя корень всех бед России
в крепостном праве, он высмеивал систему дворянского воспитания. Этапным произведением для
русской литературы является его комедия «Недоросль» (1782).
В жизни Г.Р. Державина (1743—1816) тесно переплелись поэтическое творчество, военная и
чиновная служба. Прикомандированный к секретной следственной комиссии, он находился в
войсках, действовавших против Пугачева в Заволжье; позднее был олонецким и тамбовским
губернатором. В 1791 году Державин стал кабинет-секретарем Екатерины II; при Павле I был
назначен государственным казначеем; при Александре I в течение года возглавлял министерство
юстиции. В поэзии и драматургии Державин — представитель русского классицизма. Его
торжественные оды проникнуты идеей сильной государственности, лирические стихотворения с
пейзажными и бытовыми зарисовками наполнены философскими размышлениями.
421
В последнее десятилетие века наряду с классицизмом в художественной литературе
зарождается новое течение — сентиментализм, наиболее полно выразившийся в повестях Н.М.
Карамзина (1766—1826) «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Он же является создателем
многотомной «Истории государства Российского», ставшей классикой исторической науки.
К славной плеяде просветителей можно отнести В. Н. Татищева (1686—1750), яркого
представителя русской культуры первой половины XVIII века, создавшего ряд произведений
философско-педагогического характера. Татищев являлся видным историком и государственным
деятелем, его перу принадлежат труды по географии, этнографии и истории, в частности
пятитомная «История Российская с самых древнейших времен».
Вершиной русского Просвещения считается произведение А.Н. Радищева (1749—1802)
«Путешествие из Петербурга в Москву», где дается правдивое, исполненное сочувствия
изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества.
Между двумя великими личностями, определившими облик русской культуры XVIII века,
Петром I и Екатериной II, располагается малозаметная и историками по достоинству еще не
оцененная фигура императрицы Елизаветы Петровны (1709—1761/62), дочери Петра I. В ее
царствование, пришедшееся на середину XVIII века, были достигнуты значительные успехи в
развитии хозяйства, культуры России и во внешней политике, чему способствовала деятельность
М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых, А.П. Бестужева-Рюмина и др. Во многом именно она
заложила основы дворянской культуры.
В середине XVIII века формируется система сословно-рыцарских академий, закрытых учебных
заведений, где дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. В круг
изучаемых предметов для сословных корпусов вводятся общеобразовательные дисциплины
(история, география, риторика). От дворянина начинают требовать определенного знания истории,
искусства, культуры и всего того, что может быть темой для легкой светской беседы. Спе-
циальные дисциплины (фехтование, геральдика и проч.) должны были, по мысли законодателей, с
детст-
422
ва прививать определенный образ мыслей: воспитывать сословную гордость. В кадетских
корпусах закладывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство.
Появляются первые проекты реформирования образовательной системы, исходящие из
дворянской среды, составленные П. Шуваловым и С. Мордвиновым.
Созданные еще в 30-е годы кадетские корпуса развивали в молодых людях склонность к
литературной и художественной деятельности. Эта тенденция усилилась в середине века,
приобретя качественно новые черты: кадетский корпус постепенно становится культурным
авангардом дворянского сословия. В русском обществе культурные нововведения, будь то стили,
мода или правила этикета, проникали в другие слои населения благодаря влиянию двора и выс-
шего света. И в этом плане влияние двора Елизаветы было особенно значительным.
Императрица Елизавета тяготела к утонченной культуре рококо, которая привнесла в русское
искусство не только жеманность и прихотливость, но и свободу выражения своих чувств. Эпоха
правления Елизаветы Петровны становится эпохой иллюзий, бутафории, игры. Рококо принесло с
собой уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 198


сюжетов, эротических сценок. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый
орнамент, изящные фигурки и декорации, дух интимности и внимание к личному комфорту. При
дворе распространяются всевозможные «обманки». Специальные фигуры-обманки сохранились в
Кусково, где был прекрасный театр. Мастером иллюзии был итальянский живописец Пьетро
Ротари (1707—1762), работавший при дворе Елизаветы и украсивший «Кабинет мод и граций» в
Петергофском дворце. Он писал в стиле рококо, преимущественно манерные, идиллические
изображения женских головок, которыми уставлены галереи в Петродворце, Ломоносове,
Архангельском. В моду входят переодевания, театрализованные представления, актеры,
музыканты и т. д. Жизнь и театр наиболее прочно переплелись в маскарадах, которыми славился
елизаветинский двор. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпо-
423
хе, вызвала к жизни блистательные придворные маскарады, форма одежды, время проведения
которых оговаривались специальными указами. Светская жизнь дворянства превращается в
затейливую комбинацию реальности и вымысла.
В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. Корни этого
явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру. С середины 30-х годов в Санкт-
Петербурге гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы. За короткий промежуток
времени эти труппы показали русскому зрителю весь лучший классический репертуар того
времени. Именно в царствование Елизаветы происходит массовое появление домашних театров
как в столицах, так и в провинции.
В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на
иностранных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который
возглавлял А. Сумароков, а одним из актеров был Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали
пьесы русских авторов. В Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Предприимчивый
итальянец ввел систему абонирования лож для знатных фамилий, устраивал не только оперы, но и
публичные маскарады, и по договору с Московским университетом обучал театральному
мастерству восемь воспитанников. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома
учителями танцев, музыки и пения. С этого времени начинается широкое распространение в
дворянской среде домашнего музицирования, непременными атрибутами дворянского быта стано-
вятся клавесины и гитары1.
После Елизаветы Петровны наступило время правления Екатерины II Великой,
продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее «золотым веком» в русской истории. Два русских
императора — Петр I и Екатерина II — укрепляли и развивали Российское государство, создавали
новую культуру поведения. Но как различались их подходы! Первый брил бороды, обрезал
длиннополые кафтаны, наказывал розгами и ссылками
1
Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века // Общественные науки и современность.
1997.№ 5. С. 108—117.
424
за нежелание перестроиться на европейский лад. Все хотел сделать наскоком и сразу. Вторая
действовала постепенно и продуманно: собственным примером, добрым словом и похвалой. За 34
года ее правления строились по плану города, возводились каменные (на европейский манер)
здания, мостились улицы, словом, менялся житейский быт. В стране открывались новые учебные
заведения, отрабатывались учебные программы. Проводилась в жизнь идея создания «новой поро-
ды людей»1.
Екатерина провела ряд крупных реформ в духе просвещенного абсолютизма: укрепила
аппарат власти на местах, оформила сословные привилегии дворянства, расширила права
помещиков. Ее внешняя политика ознаменовалась территориальным ростом империи и новыми
приобретениями. Правление Екатерины вошло в историю России как время бурного
градостроительства, многих начинаний в области искусства, науки и техники. Екатерина
переписывалась с Вольтером и другими французскими мыслителями, создавая в глазах
европейской общественности образ мудрой правительницы, радеющей о народном благе. В
результате екатерининская Россия стала полноправной участницей европейской системы го-
сударств.
XVIII — начало XIX века знаменуют два культурных достижения мирового класса: зодчество
Санкт-Петербурга и портретная живопись. Появление мировых достижений в области светской
культуры свидетельствовало о двух фактах: 1) светское искусство стало самостоятельным
культурным событием в жизни общества, не меньшим, чем религиозное; 2) отныне все или
большинство культурных новаций следовало ожидать уже от светской, а не от религиозной
культуры. Светская культура прочно захватила лидерство и уже больше никогда его не упускала.
Великая эпоха русской церковной культуры ушла в прошлое, наступила великая эпоха русской

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 199


светской культуры.
1
Курочкина И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII века // Общественные
науки и современность. 1997. № 5. С. 118—125.
425
Именно при Екатерине II в основном и целом сформировался архитектурный облик Санкт-
Петербурга — одного из красивейших городов Северной Европы. В 1703 году, на краю земли,
только что отвоеванной у шведов, Петр I начал строить новый город. Здесь работали русские,
итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы, возводившие хоромы, дворцы,
храмы, государственные здания, архитектурный облик которых назвали русским, или
петровским, барокко. Для привлечения мастеров Петр I издал указ, запрещавший по всей России,
кроме столицы, строительство из камня и кирпича.
Архитектурное ядро столицы составляет ряд выдающихся архитектурных ансамблей,
построенных в XVIII—XIX веках: комплекс Петропавловской крепости, Александро-
Невскаялавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с
Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (б.
Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник», 1782),Исаакиевским собором, ансамбль
Невского проспекта — Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Санкт-
Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь
искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок.
Развитие в России архитектуры барокко середины XVIII века определяли выдающиеся зодчие,
среди которых надо назвать В. Растрелли (1700—1771), спроектировавшего Смольный
монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский
дворец в Царском Селе.
Однако господствующие позиции в архитектуре этого периода занимало не барокко, а
классицизм, в эволюции которого выделяют три периода: ранний (1760—1780), строгий (1780—
1800) и высокий (1800— 1840). Особо прославились достижения искусства классицизма второго и
третьего периода.
В стиле строгого классицизма творили два выдающихся архитектора — В.И. Баженов (1737—
1799) и М.Ф. Казаков (1738—1812).
В.И. Баженов (1737—1799) — один из основоположников русского классицизма, профессор
Римской на-
426
циональной академии искусств Св. Луки, член Флорентийской и Болонской академий
художеств, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств, автор проекта
колоссального сооружения — Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории
Московского Кремля. Среди других его творений можно назвать дворцово-парковый ансамбль
Царицыно, дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки в Москве),
Михайловский замок в Санкт-Петербурге.
М.Ф. Казаков (1738—1812), как и Баженов, принадлежит к когорте основоположников
русского классицизма. Он сыграл важную роль в формировании облика Москвы и утверждении
принципов строгого классицизма в русском зодчестве. Именно он разработал типы городских
жилых домов и общественных зданий в Москве, организующих большие городские пространства:
Сенат в Кремле, университет, Голицынская больница (ныне — 1-я городская), дом-усадьба
Демидова и др., руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную
школу.
Архитектура высокого классицизма нашла отражение в масштабных замыслах выдающихся
русских зодчих О.И. Бове, А.А. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. В этот
период были осуществлены широкие градостроительные программы в Москве, Петербурге и
других городах, благодаря чему в первой трети XIX века они приобрели строгий и цельный облик.
Особого развития русское портретное искусство достигает во второй половине XVIII —
начале XIX века. Это время работы выдающихся портретистов, чья слава распространилась далеко
за пределами России: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.
Ф.С. Рокотов (1735—1808), выходец из семьи крепостных, является одним из лучших
мастеров века Просвещения. Галерея его портретов — поэтический мир образов современников,
погруженных в мечтательную задумчивость, в едва уловимые затаенные движения души.
Наряду с Ф.С. Рокотовым и В.Л. Боровиковским Д.М. Левицкий (ок. 1735—1822) считается
одним из крупнейших российских живописцев-портретистов XVIII—
427
XIX веков. В юности он писал иконы, а в 1771 —1787 гг. возглавлял портретный класс
Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 200


института, «смольнянок». На картине они музицируют, танцуют, общаются друг с другом,
разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. К числу лучших работ Левицкого
принадлежат также погрудные портреты Д. Дидро, М.А. Дьяковой, Н.И. Новикова и Екатерины II,
которая представлена в античном храме богини правосудия.
Портретам В.Л. Боровиковского (1757—1825) присущи черты сентиментализма, сочетание
декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М.И. Лопухина»).
Первоначальное художественное образование получил у отца-иконописца. Пройдя воинскую
службу, занимался религиозной живописью в традициях украинского барокко. Переселившись в
Санкт-Петербург, сблизился с выдающимися интеллектуалами того времени (В.В. Капнистом, Г.Р.
Державиным, Н.И. Хемницером). Писал иконы и парадные портреты в стиле барокко и
классицизма. В 1804—1811 гг. пишет религиозные картины для Казанского собора в Санкт-
Петербурге. В поздний период Боровиковский активно занимается преподаванием, организовав у
себя дома нечто вроде частной школы (среди его учеников был А.Г. Венецианов).

NB
В XVII—XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная
специалистами русским Просвещением.
Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа: XVII век, представляющий собой
переходную эпоху, и XVIII век, т. е. собственно Просвещение, начало которого ознаменовали
грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой стала деятельность Екатерины П.
В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая
большую роль в русском Просвещении.
Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации. Одним из них
становится социальная
428
сатира, осмеивающая государственные и церковные институты.
В монументальной живописи, все еще базирующейся на иконописи, наблюдается
размывание старых канонов и переход к элементам светской живописи.
Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости
образования.
По инициативе Ломоносова 1755 году основан Московский университет.
Как и в архитектуре, в литературе XVIII — начала XIX века господствовал классицизм.
По своей сути русской классицизм тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд
особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном
направлении людей с различными общественными и идейными позициями.
В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства.
После Елизаветы Петровны наступило время правления Екатерины II Великой,
продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее «золотым веком» русского дворянства.
XVIII — начало XIX века знаменуют два культурных достижения мирового класса:
зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)

<< Пред. стр.

стр. 31
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>