<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

труды по теории космонавтики и космических аппаратов) и мн. др. Разрабатываются фун-
даментальные вопросы общего языкознания (А.Х. Востоков, И.И. Срезневский, А.А. Потебня, А.А.
Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов и др).
В XIX веке наша страна вышла в число ведущих научных центров. Многие открытия
российских ученых имели мировое значение.
Именно в XIX веке Россия внесла и мировую культуру чуть ли не самый весомый свой вклад
в области литературы.
Вместе с литературой развивался и русский театр. В начале века на русской сцене шли
произведения Д. И. Фонвизина, И.А. Крылова, В.А. Озерова и др.
Живопись. В первой половине XIX века в русском искусстве разные стили и направления
развивались параллельно, а не последовательно, как в других национальных школах. Однако
господствующие позиции занимал классицизм.
Во второй половине XIX века доминирует реализм.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 208




Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ
С 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую
плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век».
За короткий отрезок времени — рубеж XIX—XX веков — в русской культуре сконцентрировались чрезвы-
чайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников,
актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений.
Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль
духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся
произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко,
А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин.
На небосклоне русской изящно вспыхнули десятки звезд первой величины — от К.Д.
Бальмонта и А.А. Блока до Н. С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А.
Ахматовой. Писатели и поэты «Серебряного века», в отличие от своих предшественников,
обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые
литературные направления — эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш.
Бодлера. Одновременно деятели «серебряного века» по-новому взглянули и на художественное
наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и
445
в живописи, и в поэзии, — искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому
фольклору.
В литературе появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм.
Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый
путь», «Весы», «Золотое руно». К старшему поколению русских символистов принадлежали Д.С.
Мережковский. З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Ф.К. Сологуб, к младшему — А. А.
Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.
Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм (от греч. аkте —
высшая степень чего-либо, цветущая сила). Его представители (СМ. Городецкий, М.А. Кузмин,
ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам) провозглашали освобождение поэзии от
символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной
метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному зна-
чению слова. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов».
Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против
мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В.
Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский). Отрицая традиционную культуру,
они культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературных произведений
характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников,
В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) и языковое экспериментирование («слова на
свободе» или «заумь»).
Одним из главных культурных центров России XIX—XX веков, сыгравшим важную роль в
становлении русского искусства, являлось Абрамцево — усадьба в Сергиево-Посадском районе
Московской области. В 1843 году Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков, к которому приезжали
писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ю.Д. Самарин, поэт Ф.И.Тютчев и др. В 1870 после смерти
Аксакова усадьба перешла к СИ. Мамонтову. С этого времени Абрамцево становится одним из
центров
446
художественной жизни России. Здесь работали В.М.Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В.
Нестеров, К.А. Коровин и многие другие, активно интересовались русской историей и культурой,
собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные
художественные ремесла. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских
детей и столярно-резчицкая мастерская, керамическая мастерская М.А. Врубеля. Здесь при
участии Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского регулярно устраивались любительские спектакли.
Наряду с Абрамцево важную роль культурного центра играло творческое объединение поэтов-
символистов и художников «Мир искусства» (1898—1924), созданное в Санкт-Петербурге А.Н.
Бенуа и СП. Дягилевым. Деятельность этого объединения, протекавшая под лозунгом «искусство
для искусства», дала толчок дальнейшему развитию художественной журналистики, выставочной
деятельности, станковой живописи, декоративному и прикладному искусству, художественной
критике. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность,
стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание новой
книжной графики, эстампа, театральной декорации. На смену намеренно предметной,

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 209


практической живописи передвижников, где каждый жест, шаг, поворот социально заострены,
направлены против чего-то и в защиту чего-то, приходит беспредметная живопись
мирискусников, ориентированная на решение внутренних живописных, а не внешних социальных
проблем.
Ориентация на традиции национальной художественной культуры XVIII — начала XIX века
должна была, по мнению мирискусников, способствовать возрождению русского искусства.
Художники объединения увлекались немецкой романтической литературой, модернистской
живописью англичан, импрессионизмом французов. Члены объединения были желанными уча-
стниками ведущих европейских выставок. В выставочной деятельности объединения «Мир
искусства» активное участие принимали выдающиеся художники XX столетия: А.П. Остроумова-
Лебедева, М.В.Добужинский, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере,
447
К.А. Сомов, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, С.В. Чехонин, Д.И.
Митрохин и др. С редакцией журнала «Мир искусства» сотрудничали Д. Мережковский, В.
Розанов, Л. Шестов. С мирискусниками были связаны дружескими и деловыми отношениями
многие видные поэты начала XX века — А. Белый, А.А. Блок, М.А. Кузмин, Ф.К. Сологуб, В.Я.
Брюсов, К. Д. Бальмонт. Поддерживались контакты с деятелями театра и музыки Станиславским,
Стравинским, Фокиным, Нижинским.
Вдохновитель и организатор «Мира искусства», художник, историк искусства и критик А.Н.
Бенуа (1870— 1960), создал стиль романтического историзма, передавая в журнальных и
книжных иллюстрациях дух прошедших эпох. В искусствоведческих трудах Бенуа впервые
обосновал самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других
европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная
«История живописи всех времен и народов» (1917). Ученый и художник, он активно боролся
против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства, выступал против
русского авангарда, участвовал в музейной работе (в 1918 году возглавил картинную галерею Эр-
митажа). В 1926 году, разочаровавшись в революции, Бенуа обосновался в Париже.
Один из ярчайших представителей «Мира искусства» Л.С. Бакст (1866—1924) прославился
как декоратор знаменитых «Русских сезонов» в Париже. Он стилизовал в своих работах античные
и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище. Руке Бакста
принадлежало оформление «античных» спектаклей в Александрийском театре. В 1909—1914
годах Бакст оформил 12 спектаклей «Русских балетов» СП. Дягилева.
Начало XX века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой, не
только догнав, но и во многом опередив основные европейские художественные школы,
совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам
художественного мышления. Наиболее значительным и самобытным выразителем тенденций
символизма и модерна в русской живописи и актив-
448
ным участником художественных начинаний в Абрамцево и «Мире искусства» являлся М.А.
Врубель (1856—1910). Он расписывал храмы, писал панно для интерьеров зданий, оформлял
спектакли, создавал архитектурные проекты. Сюжеты многих картин Врубеля откровенно
фантастичны. «Мифологичность» Врубеля, решительность вымысла были чертами нового
искусства. Его открытия связаны с аналитическим расчленением художественной формы и
созданием нового цветового полотна. Он создавал мир, построенный по внутренним законам
искусства. Наиболее известным произведением Врубеля является, несомненно, «Демон». Сильное
влияние Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX в. Его манера писать
«разноцветными кубиками» (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие
кубизма. Специалисты полагают, что Врубель стоит у истоков практически всех авангардных
поисков русского искусства XX в.
Наряду с Врубелем родоначальником русской живописи XX века признают также В. А. Серова
(1865—1911). Прославившие его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная
солнцем» появились в конце 80-х годов, когда художнику едва исполнилось 20 лет. В них
специалисты обнаруживают первое и наиболее сильное для национальной традиции выражение
принципов импрессионизма. На рубеже веков Серов становится лучшим русским портретистом.
Особый мир являют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельскими
пейзажами и жанровыми сценками. Влияние Серова на русское искусство было очень
значительным.
На рубеже XIX—XX вв. русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее
русло западноевропейских художественных исканий. Выставочные залы России распахивают
двери для новых творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма,
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 210


кубизма. В начале XX века в Москве открываются огромные галереи и частные коллекции
современной живописи. Теперь уже для того чтобы познакомиться с творчеством Пикассо и
Матисса, приходится ехать в Россию, а не только в Лондон, Париж или Мадрид.
449
Русские еще продолжают осваивать французский фовизм, а вот немецкий экспрессионизм, в
котором русская составляющая (В. Кандинский, А. Явленский, М. Веревкина — ядро мюнхенской
группы «Синий всадник») играла ведущую роль, удивить их ничем не может. Постепенно моду в
России начали задавать два европейских художественных течения — французский кубизм и
итальянский футуризм. Однако у нас кубизм приобрел специфическое «абстрактное» звучание.
Не менее восторженный прием встретил в России итальянский футуризм, с пренебрежением
отвергнутый в Париже и Мюнхене. Движение, получившее в России наименование «футуризм»,
было богаче и многообразнее того, что было представлено итальянским футуризмом. Не
обремененные традициями кубизма и футуризма, как Франция и Италия, русские безудержно
экспериментировали, добившись такого синтеза, который оказался не по силам даже парижанам.
Русский синтез был прежде всего концептуальным. Он явился результатом творчества
многочисленных группировок художников, объединившихся в петербургской ассоциации «Союз
молодежи».
В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве: построение
архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в
другой, живописная композиция, отрицающая симметрию. Архитектором, творчество которого во
многом определило развитие русского, особенно московского, модерна, стал Ф.О. Шехтель
(1859—1926). В процессе строения особняка 3. Морозовой на Спиридоновке (1893) Шехтель
сотрудничает с Врубелем, который изготовляет панно, ставит на лестнице скульптурную группу,
делает рисунки для витражей. Высшей точкой в шехтелевском творчестве и развитии
особнякового строительства в русской архитектуре стал дом А. Рябушинского на Малой
Никитской в Москве.
Философия и общественная мысль. «Серебряный век» отмечен творческими достижениями в
области общественной мысли. Русские мыслители включились в активное обсуждение вопросов
развития личности и общества, русской поземельной общины и капитализма, социального
неравенства и бедности.
450
В конце XIX века картина общественной мысли в России напоминала пестрое одеяло,
скроенное из самых разных направлений, идейных течений и научных школ. Так, наряду с
шелленгианской философией (П. Чаадаев) существовали также неокантианство (А. Чупров, Б.П.
Кистяковский, П.В. Новгородцев, СЛ. Франк), географическая школа (Л. Мечников), марксизм (В.
Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский, А. Богданов), психологическое направление (Е.В. де Ро-
берти), позитивизм (ранний П. Сорокин, К. Тахтарев). В России получили развитие такие аналоги
западноевропейских направлений и тематических областей, как теория социальных классов,
моральная и социальная статистика, бюджеты времени и некоторые другие. С небольшим
отставанием в России воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской
социологии: эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Активно
переводилась учебная литература, научные монографии.
Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись,
пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории
анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так
называемую субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).
В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших
на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк,
П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф.
Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
Благодаря трудам B.C. Соловьева (1853—1900) широкая публика начала проявлять интерес к
религии, метафизическому и этическому идеализму, идее нации и вообще духовным ценностям.
B.C. Соловьев проповедовал утопический идеал всемирной теократии, развивал идеи
христианского платонизма. Он оказал большое влияние на русскую религиозную философию и
поэзию русских символистов. Под влиянием В. Соловьева в России накануне 1917 году возникла
школа религиозных мыслителей, прежде всего это П. Флоренский и С. Булгаков, постепенно
развивавшие собственные теории.
451
Значительную роль в формировании самосознания русской интеллигенции и выражении ее
теоретических устремлений сыграли знаменитые «Вехи» — сборник статей о русской

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 211


интеллигенции (1909), выпущенный группой российских религиозных философов и публицистов
(Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, СЛ. Франк, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистя-
ковский). В книге дана развернутая критика идеологии и практических установок революционно
настроенной интеллигенции — атеистического материализма, политического радикализма,
идеализации народа (в марксизме — пролетариата), проанализирована социальная анатомия и
историческая эволюция русской интеллигенции, ее отношений с народом и властью, роль и место
в русском историческом процессе.
Значение культуры «серебрянного века» для истории нашей страны трудно переоценить:
наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия,
накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу.
Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в
литературе и в музыке.

NB
Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на
роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся
произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И.
Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин.
Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый
путь», «Весы», «Золотое руно». К старшему поколению русских символистов принадлежали Д.С.
Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Ф.К. Сологуб, к младшему — А.А. Блок, А.
Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.
Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм.
Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту
против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка.
452
Начало XX века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой,
не только догнав, но и во многом опередив основные европейские художественные школы,
совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам
художественного мышления.
В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве: построение
архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в
другой, живописная композиция, отрицающая симметрию.
На рубеже XIX—XX веков русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в
общее русло западноевропейских художественных исканий. Выставочные залы России распахивают
двери для новых творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма.
Колонии русских художников осаждают Париж и Мюнхен. В начале XX века в Москве открываются
огромные галереи и частные коллекции современной живописи.
Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись,
пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории
анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую
субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).
В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не
существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.Н.
Булгаков, СЛ. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия
русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
Значительную роль в формировании самосознания русской интеллигенции и выражении ее
теоретических устремлений сыграли знаменитые «Вехи».
Значение культуры Серебряного века для истории нашей страны трудно переоценить:
наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия,
накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу.
Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в
литературе и в музыке.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 212




Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры.
Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура,
достигшая в период Серебряного века высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее
движение пошло резко вниз. Перелом был совершен сознательно, строился по заранее составленному
плану и не представлял собой стихийной катастрофы захвата одной страной другой и надругательства над
ее культурой которые встречаются в мировой истории.
Ничего подобного в России в то время не происходило. Большевики были плоть от плоти русского
народа, но поступили с его культурой так, как поступил бы завоеватель, которому не понравились
прежние порядки и он решил заменить их на новые.


§ 1. Новая культурная политика
С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой
культурной политики. Под этим подразумевалось создание невиданного в истории —
пролетарского — типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как
тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение
всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений,
воспевающих трудовые подвиги простых людей и т. д. Как мыслилось, пролетарская культура
должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам. Рос-
454
сийской дворянской культуре не исполнилось и 150 лет, а возраст буржуазной был еще меньше,
поскольку капитализм в России, если считать по формальным критериям, существовал всего 57
лет (1861 —1917). В Западной Европе, где возраст первой измерялся многими столетиями, а
возраст второй перевалил за 150 лет, революционные передряги им угрожали в гораздо меньшей
степени.
Не проводя четких различий между дворянской и буржуазной культурами, большевики в
одночасье решили расправиться с той и другой как с ненужным наследием прошлого. В
пылающий костер революции полетели не только иконы и хоругви, но и томики стихов Пушкина.
Лозунг первых лет советской истории «Сбросим Пушкина с корабля современности!» воплощался
с жестокой последовательностью и при полной поддержке властей. Собственно говоря, он,
великий перелом, ими и был инициирован. Происходившая в ту эпоху культурная революция
являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей неорганическую
модернизацию.
За создание новой культуры большевики взялись скоро и решительно. В соответствии с
декретом от 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению для
руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным
комиссаром по делам просвещения был назначен А.В. Луначарский (1874— 1933). В Нарком-просе
был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в
национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функционировавшие до
революции общественные, профессиональные и творческие организации — Всероссийский
учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др.
Возникали новые организации культуры — «Долой неграмотность», Союз безбожников,
Общество друзей радио и т. п.
Уже в 1917 году перешли в «собственность и распоряжение» народа Эрмитаж, Русский музей,
Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы
частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В.
Цветаева.
455
Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции —
независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий
идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно
самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в
бюрократическое учреждение. С конца 20-х годов подозрение к старой интеллигенции сменилось
политическим преследованием: шахтинское дело, процессы Промпартии, Трудовой крестьянской
партии свидетельствуют о том, что в стране началось физическое уничтожение русской
интеллигенции.
Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской,
причем ускоренно — через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали
в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовке
рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы; здесь использовался «лабораторно-

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 213


бригадный метод», при котором один ученик отчитывался за всю группу). В результате уже в 1933
году по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию
вместе взятых.
Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся все
сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», как провозглашалось на VIII
съезде РКП (б). Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация — не только
фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей. Бесплатный доступ народа к
сокровищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему
просвещению России. Одновременно национализация памятников культуры призвана была
предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защиту. В
дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраивались музеи и выставочные залы,
клубы атеистов и планетарии. В период с 1918по 1923 год было создано около 250 новых музеев.
Началась реставрация некоторых памятников. В 1918—1919 годах было отреставрировано более
65 историко-художественных памят-
456
ников, а к 1924 году — 2271. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года была
национализирована фотографическая и кинематографическая промышленность. Работу
кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923
году преобразованный в Госкино, а в 1926 году — в Совкино. В 1918 году в ведение государства
перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский
театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые
концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения,
организованы самодеятельные коллективы2.
Однако та же самая национализация открыла путь не виданному ранее культурному
варварству: пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы; в дворянских домах и
церквах устраивались не только клубы и школы, но также склады и мастерские. Многие
культовые сооружения со временем пришли в полное запустение, а несколько тысяч храмов и
монастырей по всей стране и вовсе стерты с лица земли. Когда для восстановления народного
хозяйства большевикам понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных
сокровищ, в том числе представляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок
были проданы за рубеж. Придерживаясь принципов классового подхода в городах уничтожались
сотни старых памятников, на месте которых возводились бюсты героев-революционеров,
переименовывались улицы и площади.
Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) —
культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917— 1932)
пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Пролеткульт возник уже осенью 1917 году
вскоре имел более 200 местных организаций в различных областях искусства, особенно в
литературе и театре. Его идеологи (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев) нанесли
1
Введение в культурологию: Учеб. пособие в Ч. 2. М., 1995. С.1—27.
2
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 538.
457
серьезный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие.
Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую
пролетарскую. Удачнее всего он справился с первой, а вторая так и осталась областью неудачного
экспериментаторства.
Пролеткульт сыграл негативную роль потому, что пытался методом кавалерийской атаки
решить задачи там, где они, эти методы, никак не годились. Он являл собой не основу, а лишь
крайнее выражение большевистского подхода к культуре, от которого вскоре РСДРП постаралась
избавиться. Убедившись в непригодности экстремистских способов решения масштабных
проблем, связанных с культурой, большевики перешли к постепенному и более
скоординированному наступлению.
В системе образования национализацию заменило огосударствление, которое, как и
национализация, преследовало несколько целей. Во-первых, администрация школы и вуза,
лишившись академических свобод и неприкосновенности, подчинялась партийному аппарату,
который назначал и сменял кадры преподавателей, определял квоты на прием студентов. Во-вто-
рых, за студенчеством и профессурой, содержанием преподаваемых и получаемых знаний

<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>