<< Пред. стр.

стр. 35
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

плакатный, книжный, мебельный дизайн.
Лисицкий участвовал в общеевропейском движении конструктивизма, реализовав свои
установки на коммуникативную роль дизайна как интернационального языка, понятного вне форм
словесного общения.
Конструктивизм оказался чрезвычайно плодовитым не столько в фундаментальной, сколько в
прикладной сфере искусства. От него берут начало два культурных начинания XX века — дизайн
и производственное искусство, которое считается ветвью или направлением дизайна. Первое
получило мировое признание, второе осталось на уровне «домашней заготовки».
472
Производственное искусство
Производственное искусство — направление в российском дизайне 1920-х годов, сложившееся в русле
конструктивизма. Было тесно связано с теорией и практикой ЛЕФа. Его приверженцы (О.М. Брик, A.M. Ган,
A.M. Родченко, В.Ф. Степанова и др.) выдвинули социально-утопический идеал преобразующего старый быт
«художника-инженера», который, отвергнув традиционные станковые виды творчества, создает новые, стро-
го функционально обусловленные бытовые вещи, реформирует визуальную рекламу, орнаментику тканей и
полиграфию, конструирует выставочные пространства как зримые прообразы будущего. Изображение
допускалось лишь в виде фото- и кинодокумента. Программа «производственников» легла в основу
педагогических установок Вхутемаса.
Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец,
график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н. Филонов (1881 —1941) создатель
самостоятельного направления русского авангарда — так называемого аналитического
искусства. Вступление в 1910 году в «Союз молодежи» и сближение с членами группы «Гилея»
(В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, братья Бурлюки и др.) оказало влияние на
становление Филонова, вскоре превратившегося в одного из самых заметных живописцев
русского авангарда. В 1916— 1918 годах он воевал на фронте, а в 20-е годы — создал цикл работ,
посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату, стал организатором
Гинхука в Петрограде.
Филонов называл себя художником-исследователем, понимая процесс создания картины как
процесс исследования каждого микроэлемента его структуры. Основой своего аналитического
метода он объявил «принцип сделанности»: кропотливая проработанность каждого квадратного
миллиметра живописной поверхности служила условием создания даже большой картины.
Большие холсты писались маленькой кистью. Каждый мазок означал «единицу действий»,
требующую предельного творческого напряжения. Филоновский метод предполагал, что зритель
должен принять не только то, что художник видит в мире, но и то, что знает о нем. Филонов
утверждал, что художественная
473
картина должна выражать не только форму и цвет, а целый мир видимых или невидимых
явлений, известных и тайных свойств, имеющих бесчисленные предикаты. Его аналитические
картины звучали то как формулы («Формула мирового расцвета», 1916; «Формула космоса»,
1919; «Формула мирового пролетариата», конец 20-х и др.), то как философско-культуроло-
гические трактаты («Запад и Восток», «Восток и Запад», 1913; «Пир королей», 1913 и др.)
Наследие мастера, который принципиально никогда не продавал свои работы, полагая их
достоянием государства, было сохранено и передано его сестрой в дар Государственному
Русскому музею.
Панорама русской живописи XX века будет неполной без освещения такой колоссальной
фигуры, как М. Шагал, один из крупнейших представителей сюрреализма. Гениальный
живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных
видов искусства М.З. Шагал (1887— 1985) родился в России (Витебск), но в 1922 году
эмигрировал за рубеж. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы
эпические картины из цикла «Любовники», жанровые, портретные, пейзажные композиции. После
революции Шагал получил от властей мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и
Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве
преподавателей М.В. Добужинского, И.А. Пуни, Л.М. Лисицкого и др. Конфликт с К. Малевичем
в 1920 году вынудил его уехать в Москву, где занимался оформительской деятельностью и
работал учителем в колонии для малолетних беспризорников. В 20—30-е годы, когда пришлось
эмигрировать из страны, Шагал путешествовал по многим странам мира, подружился с П.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 221


Пикассо, А. Матиссом, Ж. Руо, П. Боннаром, П. Элюаром и др. Франция стала его второй родиной,
здесь он создал большое число гравюр, литографий, рисунков, картин, витражей, шпалер,
керамических скульптур, рельефов, работал в монументальных видах искусства, занимался
мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. Шагал оказал колоссальное влияние на все
мировое искусство.
474
До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую
общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля, и
произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых. Действие в необычных
шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и буду-
щее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность
произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением»,
сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Обыденную
действительность на его холстах освящали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы
круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть.
В первые годы советской власти живопись раскололась на два враждебных лагеря. Один,
именовавший себя «левым» искусством, был представлен талантливой плеядой авангардистов,
стремившихся внести новое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.).
Другой лагерь, который можно назвать «правым», являл собой сообщество политически анга-
жированных художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма. В свою
очередь «правый» лагерь тоже был неоднороден, и в нем просматриваются по крайней мере два
направления.
Первое направление воскрешало традиции передвижников XIX века и группировалось вокруг
созданной в 1922 году «Ассоциации художников революционной России» (АХРР), члены которой
(И.И. Бродский, A.M. Герасимов, М.Б. Греков, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман, Г.Г. Рижский) видели
свою задачу в том, чтобы в художественной форме отобразить триумфальное шествие по стране
Советской власти. Повседневная счастливая жизнь крестьян и рабочих, подвиги бойцов Красной
Армии, забота о простых людях партии и правительства становятся темами «героического
реализма». Один из самых крупных художников АХРР И.И. Бродский (1883— 1939) создает
галерею портретов Ленина и цикл историко-революционных картин, в том числе знаменитое
полотно «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925). Специализируются на героических
портретах и
475
другие ахрровцы: A.M. Герасимов («Ленин на трибуне», 1930), С.В. Малютин (портрет
Фурманова, 1922), Н.А. Андреев (портрет Сталина, 1922), Б.В. Иогансон («Допрос коммунистов»,
1933). Групповые образы героев революции создают М.Б. Греков («Тачанка», 1925), К.С. Петров-
Водкин («Смерть комиссара», 1928), А.А. Дейнека (« Оборона Петрограда », 1928).
Второе направление социалистического реализма связано с воспеванием красоты родины.
Например, К.Ф. Юон создавал жизнерадостные пленэрные пейзажи, И.И. Машков, в прошлом
один из создателей «Бубнового валета», пишет экспрессивные красочные пейзажи и натюрморты,
А.Е. Архипов специализировался на лирических пейзажах и изображениях жизнерадостных
крестьянок.
Произведения 30-х годов посвящены прославлению либо счастливой деревни после
коллективизации (С.В. Герасимов, «Колхозный праздник», 1937) и доблести и силы армии (С.А.
Чуйков, «На границе», 1938), либо руководителей партии, среди которых ведущее место занимает
Сталин.
АХРР, поддерживаемая властями, вела беспощадную борьбу против многочисленных
авангардистских течений, которым в конечном итоге пришлось уйти в подполье, эмигрировать,
пойти под суд. В идеологическое противостояние вслед за философами и партийными
функционерами стали втягиваться и деятели культуры. Так, объединение НОЖ (Новое общество
живописцев) во главе с Г.Г. Ряжским провозглашает создание новой живописи, основанной на
традиции. Общество художников «Бытие» (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн и др.) подчеркивает
материалистическое видение мира и важность сюжета.
Устранение с художественной сцены авангардистских направлений завершилось 23 апреля
1932 года, когда ЦК ВКП(б) издал постановление «О перестройке литературно-художественных
организаций», которое привело к созданию единых творческих союзов. Отныне официальное
использование термина «социалистический реализм» и теоретическая формулировка его
положений, разработанная Горьким, открывают новый период: художники должны служить не
идеям
476

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 222


«чистого искусства», а идеалам коммунистической партии и способствовать построению
социализма.
Ухудшение художественной атмосферы в стране стало ощущаться сразу после смерти Ленина в
1924 году, в эти годы усиливается партийный контроль, газета «Правда» отводит свои страницы
под выступления против «абстрактных измышлений, вдохновленных мелкой буржуазией». ЦК
партии большевиков призывает художников создавать реалистическое искусство революционной
пропаганды, доступное массам.
Разносной критике подвергается творчество Малевича, а самого художника неоднократно
арестовывают. В результате чего после тяжелой болезни выдающийся новатор XX века умирает. В
те же 20-е годы подверглись идеологической травле П. Филонов и группа его учеников «Мастера
аналитического искусства» (МАИ). К 1924 г. перестают существовать Музей живописной
культуры, Инхук. Один за другим следуют удары по советскому авангардизму. Кандинский и Эль
Лисицкий были вынуждены уехать из России и поселиться в Германии. В 30-е годы начинают
шельмовать как «формалистическое» творчество Татлина. Потеряв почву для существования в
России, беспредметное искусство обращается к западной аудитории. Его традиции наследуют уже
европейские художники.
В 1939 году был репрессирован гениальный режиссер, актер, педагог и реформатор театра В.Э.
Мейерхольд (1874—1940). Он хотел сделать театр политическим и агитационным действом, в
котором зрители должны были участвовать наравне с актерами. На раннем этапе он разработал
символическую концепцию «условного театра», а после 1917 г., возглавив движение за
переоценку эстетических ценностей, создал особую методологию актерского тренажа — биомеха-
нику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма.
В 30-х годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции городов,
прежде всего Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая новые проспекты,
строители разрушили множество древних храмов и монастырей. В 1934 году, согласно плану
реконструкции Москвы, был уничтожен главный памятник России — храм Христа Спасителя,
возведенный на народные деньги и посвящен-
477
ный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание
украшали выдающиеся русские художники и скульпторы XIX века: П.К. Клодт, А.В. Логановский,
Н.А. Рамазанов, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин, К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др.
Отечественные градостроители добились того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа
памятников мировой культуры.

§ 5. Русское зарубежье
Постоянное вмешательство партии в дела искусства, запрет на свободу слова и печати,
преследование старой интеллигенции привели к массовой эмиграции деятелей культуры. Родину
покинули 2 млн россиян.
После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый
составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей.
Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом
«певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались
на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может. Их
судьба была различной: одни смогли приспособиться и выжить в условиях Советской власти;
другие, как А. Куприн (1870—1938), проживший в эмиграции с 1919 по 1937 год, вернулись, чтобы
умереть на родине; третьи покончили жизнь самоубийством; наконец, четвертые были
репрессированы. В первом лагере оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны
эмиграции.
Первая волна русской эмиграции
Первая волна русской эмиграции — самая массовая и значительная по вкладу в мировую
культуру XX в. В 1918—1922 годах Россию покинули более 2,5 млн человек — выходцы из всех
классов и сословий: родовая знать, государственные и другие служилые люди, мелкая и крупная
буржуазия, духовенство, интеллигенция, — представители всех художественных школ и
направлений (символисты и акмеисты, кубисты и футуристы). В Чехии, Германии, Франции они
устраивались шоферами, официантами, мойщиками посуды,
478
музыкантами в маленьких ресторанчиках, продолжая считать себя носителями великой русской
культуры. Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции:
Берлин был издательским центром, Прага — научным, Париж — литературной, шире — духовной

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 223


столицей русского зарубежья.
В 1921 —1952 гг. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на русском языке
в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже Общество русских инженеров
насчитывало 3 тыс членов, Общество химиков — более 200 человек. За границей оказалось
примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (СЯ.
Виноградский, В.К. Агафонов, К.Н. Давыдов, П.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших
деятелей литературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А. Коровин, Ю.П. Анненков,
И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не привести к серьезному понижению духовного
потенциала отечественной культуры.
В литературном Зарубежье специалисты выделяют две группы литераторов —
сформировавшиеся как творческие личности до эмиграции, в России, и — получившие
известность уже за рубежом. В первую входят виднейшие русские писатели и поэты Л. Андреев, К.
Бальмонт, И. Бунин, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, А. Ремизов, И. Шмелев, В.
Ходасевич, М. Цветаева, Саша Черный.
Наиболее известным среди них был, пожалуй, И.А. Бунин (1870—1953) — почетный академик
Петербургской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии (1933). Эмигрировал из
России в 1920 г. Продолжая классические традиции Тургенева, Чехова, Бунин в своих рассказах и
повестях показывает оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки»), гибельное забвение
нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско»). Самые значительные произведения
Бунин написал в эмиграции: «Митина любовь» (1925), «Жизнь Арсеньева» (1930), сборник рас-
сказов «Темные аллеи» (1946).
Вторую группу составили литераторы, которые ничего или почти ничего не напечатали до
эмиграции в России. Это В. Набоков, В. Варшавский, Г. Газданов, А. Гингер, Б. Поплавский.
Самым выдающимся среди
479
них был В.В. Набоков (1898—1977), в 1919 году эмигрировавший из России сначала в Европу,
а затем (1940) — в США. Набоков великолепно владел как русским литературным, так и
английским языками. В романах «Защита Лужина» (1930), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь»
(1936), «Пнин» (1957) писатель раскрывается конфликт духовно одаренного одиночки с миром
«пошлости» — «мещанской цивилизацией», где властвуют ложь и социальные фикции. В
знаменитой «Лолите» (1955) показан эротический опыт рафинированного европейца.
В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы; Я. Бердяев,
С. Булгаков, С. Франк, А. Изгоев, П. Струве, Н. Лосский и др. Мировым признанием пользовался
один из последних русских философов серебряного века. Н.О. Лосский (1870—1965), крупнейший
представитель интуитивизма и персонализма, несколько лет читавший лекции в русских
университетах Чехословакии. Правительство этой страны, возглавляемое видным историком соци-
альной мысли Т. Масариком, предоставило русским эмигрантам пособия и стипендии. Одним из
центров русского философского Зарубежья, где продолжались традиции философии «серебряного
века», была Прага. В 1922 году здесь был организован Русский юридический факультет при
Карповом университете. Среди русских преподавателей числились П. Струве, П. Новгородцев, С.
Булгаков, В. Вернадский, И. Лапшин, Н. Лосский, Г. Флоровский, В. Зеньковский.
Самым продуктивным и популярным мыслителем в Европе был Н.А. Бердяев (1874— 1948),
оказавший огромное влияние на развитие европейской философии. Бердяев принадлежал к
знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском университете (1894—1898) на
естественном, затем на юридическом факультетах. В 1894 г. примкнул к марксистским кружкам,
за что был исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901 —1902
Бердяев пережил эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую
название «движение от марксизма к идеализму», т. е. от экономического детерминизма и грубого
материализма он перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма
и пер-
480
сонализма. Наряду с С.Н. Булгаковым, П.Б. Струве, СЛ. Франком Бердяев становится одной из
ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (1902)
и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. В 1904 г. в Петербурге, где
Бердяев руководил журналами «Новый путь» и «Вопросы жизни», он сближается с кругом Д.С.
Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанова, в недрах которого возникло течение, названное
«новым религиозным состоянием». В 1908 г. в Москве он вступает в Религиозно-философское
общество памяти Вл. Соловьева, участвует в подготовке знаменитых «Вех». У себя дома Бердяев
проводит еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию
духовной культуры (1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 224


небольшевистской общественности. Дважды его арестовывают и осенью 1922 г. высылают в
Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев
организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного
института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД).
В 1924 году он переезжает во Францию, где становится редактором основанного им журнала
«Путь» (1925—1940), важнейшего философского органа российской эмиграции. Широкая
европейская известность позволила Бердяеву выполнить весьма специфическую роль — служить
посредником между русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными
мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г.О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает
межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926—1928),
регулярные собеседования с католическими философами (30-е годы), участвует в
культурфилософских собраниях и конгрессах.
Бердяев — автор около 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея»
(1948), «Самопознание» (1949) и др., переведенных на многие языки мира. Свобода, дух и
творчество противопоставлены у него необходимости и миру объектов, где царствуют зло,
страдание и рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного
духа, за
481
пределами исторического времени. Его книга «Истоки и смысл русского коммунизма»
выдержала во Франции восемь изданий. По его книгам в том числе западная интеллигенция
познакомилась с русским марксизмом и русской культурой.
Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось
самобытное учение — евразийство. Среди его сторонников и авторов — лингвисты Н.
Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карсавин, С. Франк, историки Г. Вернадский и Г.
Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В. Ильин, ученые и публицисты — П.
Сувчинский, Д. Святополк-Мирский, П. Савицкий. В 1921 году появился первый коллективный
сборник евразийцев «Исход к Востоку». Идеи евразийства, первоначально достаточно разнород-
ные (1921 —1924), постепенно, к 30-м годам, приобретали законченный вид. Во Франции,
Германии, Англии, Чехословакии, Китае сложились евразийские центры, выпускавшие сборники,
хроники, монографии и статьи. Концепция евразийства тесно связана с идеями славянофилов и
уходит своими корнями в сложившуюся в XVI века теорию «Москва — третий Рим».
Евразийство, идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920—1930-х
годов. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку» (София, 1921) молодых
философов и публицистов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского.
Историо-философская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних
славянофилов (Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев), во всем противопоставляла
исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию»,
особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе
движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок, однако затем
евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании
закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно
проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л.П. Карсавин, П.С. Арапов, Т.П.
Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агенту-
482
ры Государственного политического управления (Н.Н. Ланговой, СЯ. Эфрон и др.), вызывала про-
тест другой части евразийцев, и после ряда расколов на грани 20—30-х годов евразийство пошло на
убыль.
Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20—30-х годов, сошла на нет в
40-х. Ее представители доказали, что русская культура может существовать и вне России. Русская
эмиграция совершила настоящий подвиг — сохранила и обогатила традиции русской культуры в
чрезвычайно трудных условиях.
От «серебряного века» к «бронзовому».
От «серебряного века» к «бронзовому». Но и оставшиеся в Советской России деятели
культуры оказались не в лучших условиях. И на их долю выпала миссия сохранить и преумножить
достижения русской культуры. После высылки из Советской России в 1922 году ведущих
философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской
культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной
культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, после нескольких лет свободного
творчества, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным
камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим
реализмом. Принципы социалистического реализма сформулированы ЦК ВКП (б) в 1932 году и
навязывались как единственно правильные.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 225


Социалистический реализм
Социалистический реализм, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и
искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики,
который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения
действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся
в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было
соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и
искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала
партийность, социалистическая идейность. Попытки (с конца 1950-х гг.) расширить «теоретическую
базу» социа-
483
листического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма)
не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного
метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие
творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А.А.
Ахматовой, Д.Д. Шостаковича, С.М. Эйзенштейна, П.П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание
посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским
установкам.
Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в
кон. 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с кон. 50-х гг.) или принципом эстетически «от-
крытой системы» (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К
концу 80-х гг. социалистический реализм становится историко-литературным термином. Источник:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Родоначальником социалистического реализма явился крупнейший писатель М. Горький
(наст. имя — A.M. Пешков; 1868—1936). Настоящего образования Горький не получил, закончив
лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой».
Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской,
десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и
внушили мечты о переустройстве мира. Ненависть к злу и этический максимализм были
источником нравственных терзаний: в 1887 году он даже пытался покончить с собой. Горький
принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался
с босяками, создал панораму героических образов, которые представляли новый тип рево-
люционеров-интеллигентов. На него влияли самые разные, иногда несовместимые между собой,
философские течения — от идей французского Просвещения и позитивизма до ницшевского
индивидуализма и философии жизни А. Шопенгауэра. Отсюда, видимо, проистекает
противоречивость его мировоззрения и непоследовательность поступков: Горький то обличал
484
советскую власть в развязывании террора («Несвоевременные мысли», 1918), то верно служил
ей, пропагандируя социалистический образ жизни и восхваляя Сталина. Свои политические
симпатии Горький выразил в знаменитом романе «Мать» (1906), а религиозные поиски, идеи
богостроительства — в повести «Исповедь» (1908).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и
художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная
современниками (Е.И. Замятин, A.M. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, В.Б. Шкловский и др.) Едва ли не
ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная
литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств», В 1934 году он возглавил Союз
писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 году Горький написал роман-эпопею
«Жизнь Клима Самгина», являющуюся энциклопедией жизни русской интеллигенции за 40 лет.
Несомненно, Горький являлся одной из ключевых фигур литературного рубежа XIX—XX
столетий и советской литературы.

§ 6. Советская литература второй половины XX века
Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература в середине и
во второй половине XX века дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные
поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б.
Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский.
Великий русский писатель, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда М.А.
Шолохов (1905—1984) не испытывал притеснений со стороны официальных властей. Но
подобное не означает, что художественное мастерство у него было подменено партийной
преданностью. Шолохову удалось, в отличие от множества других советских писателей, добив-
шихся официальных почестей, создать гениальные произведения. Среди них роман «Тихий Дон»
(1928—
485
1940), изображающий драматическую судьбу донского казачества в годы первой мировой и

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 226


гражданской войн. В романе «Поднятая целина» (1932—1960) передана неповторимая атмосфера
и накал эпохи коллективизации советской деревни.
Иначе сложилась судьба великого русского писателя и поэта Б.Л. Пастернака (1890—1960),
родившегося в семье, которая служила своеобразным культурным центром. Здесь часто
собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л.Н. Толстой, Н.Н. Ге, А.Н.
Скрябин, В.А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую привязанность твор-
чества Пастернака в культурной традиции России. В детстве Пастернак обучался живописи, затем
всерьез готовился к композиторской карьере, пока не поступил на философское отделение
историко-филологического факультета Московского университета, где слушал лекции знаменитых
философов. Его главной книгой стал роман «Доктор Живаго» (1946—1955). В центре
повествования — жизнь и судьба врача Юрия Живаго, оказавшегося в центре революционных со-
бытий. Но это не документальный рассказ о войнах и революциях — книга посвящена «вечным»
вопросам бытия — смерти и бессмертию, глубинной связи жизни отдельного человека с родной

<< Пред. стр.

стр. 35
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>