<< Пред. стр.

стр. 36
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

культурой и историей, смыслу и предназначению человеческого существования. Роман имеет
религиозную окрашенность: изображение жизненного пути человека как хождения по мукам.
Культура представляется как результат устремленности человечества к бессмертию. В сталинские
годы Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, а в 1958 году советские
власти вынуждают Пастернака отказаться от Нобелевской премии, присужденной ему за «Доктора
Живаго» — один из самых читаемых русских романов во всем мире. Пастернака обвинили в
антисоветской пропаганде, презрении к русскому народу, преклонении перед Западом.
Большинство участников пленума Союза писателей высказались за его исключение из Союза.
Другой лауреат Нобелевской премии, великий русский писатель А.И. Солженицын (р. 1918),
прошел фронт и был награжден орденами Отечественной вой-
486
ны II степени и Красной Звезды. Тем не менее в 1945 году его арестовали за антисталинские
высказывания и отправили в ГУЛАГ, который он опишет в своем знаменитом романе «Архипелаг
ГУЛАГ», (1973). За публикацию в 1962 году рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицын
сначала был выдвинут на Ленинскую премию, а затем исключен из Союза писателей. В 1974 году
Солженицын еще раз арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ. Его произведения
распространяются в России через самиздат. В 1994 году он приезжает в Россию, ему возвращают
гражданство, и он активно включается в общественную жизнь. В творчестве Солженицына,
продолжающего традиции русской классики XIX века, трагические судьбы героев осмысливаются
в свете нравственного и христианского идеала. В 10-томном «Красном колесе» (1971—1991), на
огромном фактическом материале рассматриваются причины и ход революции 1917 года. В его
романах дан «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения
людей в СССР.

§ 7. Культура в постсоветский период
Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и
гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента
СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский
Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и
смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное
положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Кон-
ституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 года, и приход к власти Б.Н.
Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки
вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л. Ростропович, Г.
Вишневская, писатели А. Солженицын и Т. Войнович, художник Э. Неизвестный... Одновременно
из России эмигрировали десят-
487
ки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.
В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на
80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составлял 70—90 тыс. Напротив,
приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс патентов и
лицензий, а в Россия — только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году
было свыше 3 млн специалистов, занятых в науке, в 1996 году— меньше 1 млн1.
«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и
культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались
в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 227


годы достигла самых передовых рубежей.
Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру
десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей;
открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских
инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка;
ткань, отражающая излучение; холодные катоды для получения ионов и др.
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы появилось более 10
тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных
книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе
литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную
сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз
количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание
монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также
откры-
1
Ракитов А.И. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные науки и современность. 1997. №
4. С. 10.
488
тие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный
университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический,
исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи,
архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было
бы отнести к новому, постсоветскому поколению.
Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры
в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут
сделать только наши потомки.


Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской
культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии
отечественная культура, достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки и всемирного
признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.
Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и
буржуазной культурам.
Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции
советской, причем ускоренно — через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы
выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и под-
готовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы).
Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация — не только фабрик и
заводов, но также театров и художественных галерей.
Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) —
культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917—1932) пролетарской
самодеятельности при Наркомпросе. отрицая культурное наследие.
В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и
детей.
489
Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному
снижению качества обучения.
В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в
1917 году, поворот, — переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более
цивилизованным формам поведения.
Поэтическим символом революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием
инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех
великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.
Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним
по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют «внутренней эмиграцией».
Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит
гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866—1944).
Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878—1935). С него
начинается эра супрематизма (от лат. supremus — высший, последний), или искусства
геометрической абстракции.
ОДНОЙ ИЗ центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885—1953),
считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально
признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.
Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец,
график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П. Н. Филонов (1883—1941), создатель


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 228


самостоятельного направления русского авангарда — так называемого аналитического искусства.
Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график,
театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З.
Шагал (1887—1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с
фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких
направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
490
После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря.
Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за
границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким
образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то
возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить
не может.
Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное
учение — евразийство.
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского
направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало
административному вмешательству партии в сферу духовной культуры. Писатели, оставшиеся в
России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину,
ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась
социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М. Горький (1868—1936).
Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру
целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и
четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 229




СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................................................3
Раздел I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. Научный статус и предмет культурологии........................7
§ 1. Дискуссии о предмете культурологии................................7
§2. Определение культуры........................................................ 11
§ 3. Структура культуры............................................................ 16
§ 4. Основные функции культуры............................................ 18
§ 5. Черты культуры....................................................................27
§6. Культурные универсалии....................................................31
§ 7. Культурный комплекс..........................................................33
§ 8. Агенты и институты культуры...........................................34
§9. Цивилизация и культура......................................................36
§ 10. Культура и этнос.................................................................40
§11. Межкультурное общение..................................................44
§ 12. Культурные конвенции......................................................46
NB ..................................................................................................50
Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР......................................................... 54
§ 1. Основание типологии культуры.........................................54
§ 2. Отрасли культуры ................................................................55
§ 3. Виды культуры......................................................................59
§ 4. Формы культуры..................................................................73
§ 5. Комплексные виды культуры .............................................77
§ 6. Типы культуры......................................................................80
NB ..................................................................................................87
Глава 3. Культурные НОРМЫ........................................................ 89
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение................................89
§ 2. Функции культурных норм ................................................91
§ 3. Классификация норм...........................................................92
§ 4. Основные виды культурных норм.....................................94
§ 5. Нормативная система культуры....................................... 108
§6. Нормативные конфликты................................................. 112
§ 7. Аномия.................................................................................. 114
NB ................................................................................................ 115
412
Формы и механизмы приобщения к культуре...........119
§ 1. Социализация и воспитание.............................................. 120
§2. Адаптация............................................................................. 133
§ 3. Инкультурация.................................................................... 134
§ 4. Десоциализация и ресоциализация.................................. 140
§ 5. Аккультурация.................................................................... 141
§ 6. Ассимиляция........................................................................ 143
§ 7. Культурное обновление..................................................... 145
NB ................................................................................................ 145
Глава 5. Культурная динамика..................................................148
§ 1. Зарождение культуры........................................................ 148
§ 2. Открытия и изобретения................................................... 149
§ 3. Формы распространения культуры................................. 150
§ 4. Культурные реформы и революции................................ 159
§5. «Культурный лаг» ............................................................... 160
§6. Культурная трансмиссия................................................... 162
§ 7. Культурная аккумуляция................................................... 163
§ 8. Интеграция и диверсификация......................................... 166
§ 9. Культурная экспансия........................................................ 168
§ 10. Модернизация культуры................................................. 169
§11. Глобализация культуры................................................... 172
NB ................................................................................................ 174
Раздел II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Глава 1. Сущность и функции искусства...................................179
§ 1. Художественная культура и искусство .......................... 179
§2. Основные виды и жанры искусства................................. 184
§3. Классификация видов искусства...................................... 189

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 230


NB ................................................................................................ 194
Глава 2. Первобытная культура..................................................196
§ 1. Предпосылки возникновения........................................... 196
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура....... 197
§ 3. Геометрический орнамент................................................202
§ 4. Неолитическая революция................................................ 203
§5. Зарождение архитектуры..................................................204
§ 6. Погребения..........................................................................205
§ 7. Матриархат и патриархат.................................................207
NB ................................................................................................208
49З
Глава 3. Искусство древневосточных цивилизаций.....................211
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации ................211
§ 3. Культура Месопотамии.....................................................219
NB ................................................................................................229
Глава 4. Культура античного мира.............................................231
§ 1. Культура Древней Греции.................................................231
§2. Культура Древнего Рима...................................................251
NB ................................................................................................263
Художественная культура средневековья.......................266
§ 1. Византийская культура......................................................266
§ 2. Каролингское возрождение..............................................272
§ 3. Классическое средневековье............................................275
NB ................................................................................................284
Глава 6. Европейский Ренессанс.................................................286
§ 1. Ренессанс в Италии.............................................................287
§2. Северное Возрождение......................................................295
§ 3. Франко-фламандская живопись XIV-XVII веков...........298
§ 4. Ренессанс во Франции........................................................306
§5. Возрождение в Испании....................................................309
§ 6. Барокко................................................................................312
NB ................................................................................................314
Глава 7. Культура Нового времени.............................................316
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения..........316
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения.................326
NB ................................................................................................332
Глава 8. Культура Европы XIX века............................................334
§ 1.Классицизм..........................................................................335
§2. Романтизм............................................................................338
§3. Реализм................................................................................347
§4. Новые направления в искусстве.......................................351
NB ................................................................................................360
494
Глава 9. Европейская культура XX века......................................362
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу...................................362
§2. Модернизм и постмодернизм...........................................363
§ 3. Литература............................................................. 373
NB ..................................................................378
Глава 10. искусство древнерусского государства..........................381
§ 1. Периодизация русской культуры....................................381
§ 2. Дохристианская культура славян ....................................382
§ 3. Культура Киевской Руси...................................................386
§ 4. Культура Московской Руси..............................................398
NB ................................................................................................ 412
Глава 11. Русское Просвещение...................................................414
§ 1. Русская культура XVII века...............................................415
§ 2. Русская культура XVIII века............................................. 418
NB ............................................................................................ 428
Глава 12. Русская культура XIX века...................430
NB ................................................................................................443
Глава 13. «Серебряный век» в русском искусстве.......................445
NB ................................................................................................452
Глава 4. Культура советской России..........................................454

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 231


§ 1. Новая культурная политика..............................................454
§ 2. Новая культура быта..........................................................460
§ 3. Советская литература первой половины XX века............463
§ 4. Авангардизм в живописи...................................................468
§ 5. Русское зарубежье.............................................................478
§ 6. Советская литература второй половины ХХ века.............485
§ 7. Культура в постсоветский период.....................................487
NB ..............................................................................................489
Учебное издание
Кравченко Альберт Иванович
Культурология
Компьютерная верстка А.С. Щукин, И.В. Белюсенко Корректор Т.Л. Тимакова
ООО «Академический Проект»
Изд. лиц. № 065723 от 10. 03. 98
111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4
ООО «Трикста» 107392, Москва, ул. Просторная, 2.
По вопросам приобретения книги просим обращаться в ЗАО «Академия—Центр»:
111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4
Тел.: (095) 176 9338; 176 9523; 305 6092; факс: 305 6088
E-mail: aprogect@mtu.-net.ru
www.ropnet.ru/aprogect
Подписано в печать с готовых диапозитивов 20.01.01 Формат 84x108/32. Гарнитура Балтика. Бумага
офсетная Печать офсетная. Усл. печ. л. 26,04. Тираж 3000 экз. Заказ № 5476.
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленных диапозитивов на ФГУИПП «Вятка».
610033, г Киров, ул. Московская, 122.
Электронная версия книги: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru ||
yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека:
http://yanko.lib.ru/gum.html || Номера страниц - внизу
update 05.04.07




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)

<< Пред. стр.

стр. 36
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ