<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

выходцами из среднего класса Севера США, выявил четыре общепринятых дистанции,
используемых приобщении.
Любовники, участники поединка по армрестлингу или борьбе прибегают к реальному
телесному контакту либо к максимально короткой дистанции. Такова интимная дистанция,
составляющая от 0 до 18 дюймов. На этом расстоянии «присутствие другого человека не является
случайным, и однажды оно может ошеломить, так как сильно увеличивает сообщаемую
эмоциональную энергию. Взгляд (часто искаженный), запах, испарения, исходящие от
человеческого тела, звук, интонация и эмоциональный тон человеческого голоса — все это вместе
служит сигналом неслучайного контакта с другим телом».
48
Личная дистанция (от 1,5 до 4 футов) может мыслиться как малая защитная сфера или колпак,
каким организм отгораживается от других. Большая часть наших бесед ограничена этим
пространством. Случайных встречных мы допускаем к себе на расстояние от 4 до 12 футов. Эту
зону можно назвать социальной дистанцией. Она характерна для специально устроенных
собраний. Наконец, часть коммуникаций происходит «вне круга личной вовлеченности». На
публичной дистанции (более 12 футов) голос преувеличен и усилен, а значительная часть общения
перемещается в сферу жестов и телесных поз. Это дистанция публичной аудитории и театральных
представлений.
Э. Халл описывает различия в дистанции, поддерживаемой представителями разных культур в
различных ситуациях. Он показывает, что восприятие частной территории, разговорной дистанции
и публичной дистанции, сохраняющихся у американцев, немцев, французов, японцев и арабов,
сильно различается. Так, культурные различия в понятиях пространства отражены в ощущении
человеком того, насколько сильно он нуждается в уединении либо, напротив, равнодушен к толпе
и перенаселенности.
Сравнивая американцев с арабами, Э. Халл подчеркивает, что обоняние — важнейший
механизм, регулирующий дистанцию у арабов. Арабы, когда разговаривают, принюхиваются,
находя для себя приятным и желательным переживание запаха тела другого человека.
Следовательно, они ведут беседу на более коротком расстоянии, чем американцы.
Наше личное пространство расширяется и сокращается в зависимости от ситуации. Часто мы
рассматриваем близость стоящих рядом людей как показатель степени доверительности их
отношений. Деловая беседа происходит на одном расстоянии, дружеская — на другом, разговор
любящих друг друга людей — на третьем. Мы приходим к выводу о статусе людей, анализируя
сохраняемую дистанцию. Кто-то считает дистанцию, которую преподаватель выдерживает по
отношению к студентам, подтверждением статуса и властной дистанции. Тем не менее сегодня мы
замечаем, что традиционно четкое статусное пространство между учителем и учеником
сокращается.
43


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 27



12.3. Временные конвенции
Существование конвенций (правил), регулирующих временной аспект поведения людей, мы
легко обнаруживаем, когда пытаемся пожать руку другого человека не 5, как это принято, а,
скажем, 50 секунд. Мы сразу почувствуем неловкость и нарушение привычных культурных норм.
Временные конвенции широко ранжируются. Очевидно, что секунды, минуты и часы — не
просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, но подразумевают
различные символические ценности в различных контекстах, в различных обстоятельствах и перед
лицом различных аудиторий.
Барри Шварц (1975) проанализировал сущность, значение и использование времени. Все мы
оказывались в ситуации, когда приходилось ожидать в приемной чиновника. Для него мы не
имеем ценности. Но благодаря своему служебному положению чиновник контролирует доступ к
ресурсам, которые ценны для нас. Например, нам нужны водительские права, которые выдает нам
низший чин в иерархии.
Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые
собираются нам предложить. Так, доктор вынуждает ждать очереди своих пациентов. В целом,
чем больше власти и важности у человека, тем с большей силой он регулирует доступ к себе.

NB
¦ Культурология — ветвь антропологии, рассматривающая культуру (институты, технологии,
идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным законам.
¦ Культура — совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений.
¦ Культура — исключительная особенность людей.
¦ Культуру надо рассматривать как процесс sui generis, т. е. имеющий причиной самого себя.
Культурология, в отличие от других наук, изучает только такие культурные явления, которые
порождены культурными причинами.
50
¦ Культурология — синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры,
культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии
культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм
культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из этого,
культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре
и функциях, перспективах развития.
Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и
социологического знаний.
¦ В культурологии выделяют следующие подразделы:
— теория культуры (философия культуры);
— история культуры (мировая художественная культура);
— прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры).
¦ Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом ее являются живые люди,
творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура
тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под
культурой — совокупность результатов их деятельности, обычаев, верований.
¦ Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий
основы нашей жизни.
¦ Культура — свод правил, организующих человеческое поведение.
¦ Культура — средство приспособления общества к природной среде.
¦ Классическое определение культуры.
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а
также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. (Э. Тейлор)
¦ Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней
выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому, общества,
нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни.
¦ Ученые подразделяют культуру на: — материальную, включающую физические объекты,
созданные человеческими руками (их называют артефак-
51
— нематериальную, созданную разумом человека: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и
нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи,
традиции, язык и др. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал.
¦ Разнообразные культуры у разных социумов имеют девять общих фундаментальных черт

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 28


(паттернов):
1 — речь;
2 — материальные черты;
3 — искусство;
4 — мифология и научное знание;
5 — религиозная практика;
6 — семья и социальная система;
7 — собственность;
8 — правительство;
9 — война.
¦ В культурологии не сложилось единого понимания цивилизации. Признаками перехода к
цивилизации являются: в области материальной культуры — появление каменных строений, в
области духовной культуры — возникновение письменности. Для антропологов цивилизация
наивысший тип культуры — культура людей, живущих в городах.
Культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык,
наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и
политическая система.
¦ Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое
разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные родной или иноземной
культурой нормы поведения. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она
включает не только вербальную (лингвистическую), но и невербальную информацию.
¦ В дополнение к лингвистической коммуникации человек использует жестовую.
¦ Учение о невербальных коммуникациях в науке называется кинесиксом (kinesics). По
существу, это одно из прикладных направлений культурологии. В нем обобщены сведения о всем
многообразии встречающихся в разных культурах человеческих жестах.
¦ Культурные конвенции — это огромное количество культурных правил, которым обучаемся
с раннего детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с другими. Они касаются
времени и места социального обще-
62
ния людей. Иными словами, подразделяются на временные и пространственные.
¦ Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры,
отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой
культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное
общение и взаимодействие.
¦ Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму а)
более или менее мирного сотрудничества, б) этнического конфликта.
¦ Самый цивилизованный путь объединения разных народов — формирование
многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности.
Однако даже при самом удачном стечении дел па бытовой почве между представителями
разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь.
Причиной выступает так называемый этноцентризм.
Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса)
оценивать другие культуры с позиций своей собственной.
¦ С этноцентризмом тесно связано другое понятие — ксенофобия. Оно обозначает боязнь и
неприятие всего иностранного, а если шире — всего чужого. Шовинизм — разновидность
ксенофобии и этноцентризма, крайне агрессивная форма национализма, принимающая поли-
тическую направленность.
Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность
этноцентризма.
¦ Причиной конфликта может послужить расовая дискриминация, представляющая собой
систематическое умаление прав этнической группы граждан по мотивам ее национальности или
расы.
¦ Крайними формами дискриминации являются апартеид, геноцид, рабство.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 29




Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

§ 1. Основание типологии культуры
Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией;
региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к
историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь
с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.
Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты
называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества.
Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами,
отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую
концептуальную схему.
Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения
людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения
людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного
целого.
Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К
типам культуры надо относить не только регионально-этни-
54
ческие образования, но также исторические и хозяйственные.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей,
которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также
составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и
массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый
способ выражения художественного содержания.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения,
которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы
будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.
Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям,
формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все
четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать
комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей
концептуальной схемы.
Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью
материальной — физическая культура. О них мы поговорим отдельно.
Предлагаемую типологию культур не следует считать истиной в последней инстанции. Она
весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть несомненные достоинства: логическая
обоснованность и непротиворечивость.

§ 2. Отрасли культуры

2.1. Экономическая культура
Она включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру
потребления, культуру управления, культуру труда.
55
Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре
производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при
заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя
в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине
некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культуре потребления.
Низкая культура управления проявляется в непродуманности законодательных актов,
принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практических решений, принимаемых

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 30


правительством и аппаратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми
решениями. Авторитарный стиль руководства, пренебрежительное обращение начальников с
подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном пред-
приятии.
В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает
совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации.
Руководитель как должностное лицо обязан следить за распределением заданий, организацией
труда и трудовой дисциплины, правильным и своевременным выполнением приказов,
повышением производительности труда и т. д. Однако подчиненные, имея другие интересы, часто
не совпадающие с интересами организации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию
решений. В результате приказы администрации искажаются. Возникает скрытое и явное
сопротивление.
Таким образом, управленческая культура, т. е. особенности поведения руководителей,
выступает элементом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить
также культуру труда, если понимать под ней совокупность норм и правил поведения
исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно
рассматривать самостоятельно либо как часть первой.
56

2.2. Политическая культура
Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид
управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим
политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры —
строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм,
обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры —
производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.
Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие
гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным
правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы,
парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

2.3. Профессиональная культура
В принципе, ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в
общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность
специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда.
Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном
разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется
сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного
учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний,
б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в Данной области,
включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.
57

2.4. Педагогическая культура
Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения.
Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество
окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень
интеллектуальности нации.
Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе
для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV
век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и политическим
влиянием.
В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х
годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому времени в Западной Европе было грамотно
уже 90% населения.
Таким образом, педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в
данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому
поколению. Естественно, что она охватывает и то, насколько новаторскими по сравнению с

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 31


мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе.
В этом смысле советская педагогическая культура (а до того российская дореволюционная)
считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика
скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.
Разумеется, педагогическая культура невозможна без материально-технического оснащения.
Признаком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель
рассказывает теоретически все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике.
Уровень компьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии.
58

§ 3. Виды культуры

3.1. Доминирующая культура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется
большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей,
культурой.
Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того,
насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная
страна.
Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно
обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая
культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки,
одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства1.
Специалисты различают в этнической культуре два слоя:
¦ исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными
элементами;
¦ исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных
явлений.
Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой
традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком
подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление
культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры
без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии
двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на
протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные
возрастные группы); межпоколенных
1
Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.:
Наука, 1994. С. 343—349.
59
традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих
механизмом передачи ценностей от поколения к поколению1.

Этническая культура
Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью
происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью,
единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой.
Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном
пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней
господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из
поколения к поколению на семейном или соседском уровне2.

Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает
территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную
структуру и политическую организацию.
Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает
наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные
области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и
социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших
групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав на-

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 32


циональной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими
котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую,
итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврей-
1
Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др.
М.: Наука, 1994. С. 352—353.
2
Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей
/ Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 39—40.
60
скую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур
полиэтничны.
Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет
нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда
представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и
африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг,
уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами
своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному
языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры1.
В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших
пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным
условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной
коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного
языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для
национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения2.
Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то
время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых
племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим
видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.
Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с
памятни-
1
Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.:
Наука, 1994. С. 356—357.
2
Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей
/ Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 40.
61
ками письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими дело
прежде всего с дописьменной литературой1.

3.2. Субкультура и контркультура
Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических,

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>