<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с
конкретными произведениями искусства.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 39


Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве
музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически
зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой
культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или
рока вовсе не компрометируют высокой культуры.
Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и
этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть
75
только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается
образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным.
Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только
множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в
народную культуру: «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет
читать и писать, т. е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления
представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образован-
ное меньшинство и становится носителем национальной культуры»1.
Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью
общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура
носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те
художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями не-
профессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. С таким
опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое время.
Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить
культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить
на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно
народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом
оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято
народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен
опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного,
полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно
учиться и совершенствоваться.
1
Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др.
М.: Наука, 1995. С. 40.
76
Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу.
Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть.
За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в
ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной
культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли
не на следующий день.

§ 5. Комплексные виды культуры

5.1. Художественная культура
Ее сущность заключается в том, что человек, называемый художником (а им может быть не
только профессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно
познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или
слушателю в эстетически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.
Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной
культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в
веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть
художественной культуры. Оно — вершина айсберга.

Рис. 3. Соотношение художественной культуры и искусства




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 40




Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида
искусства:
77
устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И так далее.
Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую,
фундаментальную или прикладную,— всякая деятельность, доведенная до наивысшего
мастерства, превращается в искусство.
Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах.

5.2. Физическая культура
В широком смысле она обозначает возделывание или окультуривание человеческого тела.
Отсюда второе название — телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья,
жизненного тонуса, физической формы.
Широко понимаемая физическая культура включает в себя: 1) собственно физкультуру, т. е.
любительские занятия физическими упражнениями; 2) спорт как профессиональное занятие
физическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за свою
деятельность заработную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от
алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой; 4) специализированные виды украшения
или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и
косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные
формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечебное голодание; 5)
спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования
танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п.; 6) современная
и традиционная медицина, направленные на избавление организма от физических недугов, травм,
недомоганий,
По мнению некоторых культурологов, профессиональная культура телесности имеет две
основные формы: медицина и спорт1. Медицина — это институт массо-
1
Морфология культуры: Структура и динамики / ГЛ. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М:
Наука, 1994. С. 282.
78
вого поддержания здоровья людей. Он включает традиционную и нетрадиционную медицину.
Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе научных знаний. Вторая
имеет две разновидности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы лечения,
применяемые людьми, не имеющими формального сертификата медицинского вуза, но
доказавшие свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной
медицины, обман и шарлатанство, доказавшие свою неэффективность. Знахарство — разновид-
ность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину
неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как среди народных
целителей много профессионалов, а среди врачей — много неумелых специалистов.
Такова в общих чертах типология видов и форм физической культуры. Как и в художественной
культуре, здесь можно выделить основную и вершинную части айсберга. Будем относить к спорту
любые высшие достижения или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической
культуры. Они составляют искусство, т. е. результаты профессионального занятия физкультурой.
К примеру, спортивные танцы — это спорт, а хоровод или дискотанцы — это любительские
занятия. Татуирование тела в одном случае является профанацией, а в другом превращается в
самостоятельное искусство.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 41


Итак, в физической культуре одни виды деятельности являются полностью
профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые
достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно
приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности
можно изобразить схематически.

Рис. 4. Взаимосвязь любительских и профессиональных занятий в физической
культуре




70

§ 6. Типы культуры
При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины «простое» и
«дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает
отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземледельческих об-
ществ. Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже
существовала.
По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников
и собирателей, культура огородников и фермеров; культура скотоводов; культура земледельцев;
промышленная (индустриальная) культура
В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные
типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе
название хозяйственно-культурного типа.
Хозяйственно-культурный тип — исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства
и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических
условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.
Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотников и собирателей,
подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических
охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют
направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники,
поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земледельцы тропических долин и
суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д.
Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и соответственно ему
развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит
эволюционный характер.
Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное
общество состояло из локальных родственных групп (трио). По времени оно было самым
продолжительным — существовало сотни тысяч лет.
80
Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство
(пастушество) и огородничество (простейшее фермерство). Скотоводство основано на приручении
(одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и
собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что
приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 42


него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых
продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных
злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные
деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.
С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности —
необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к
оседлому образу жизни.
Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для
поддержания жизни. В Шумере в 3000 году до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а
женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массон рассчитал, что для
прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна.
Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями
должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было
собрать всего за 10 дней.
Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в 3000 году до н. э.
была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения
себя продуктами питания на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов
и дворцов.
В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов,
обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной
дифференциации), в котором жили охотники и собиратели,
81
а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной
планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена
бродячих охотников и собирателей.
В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и
первобытные общины.
Второй этап — община — в свою очередь подразделяется на два периода: а) родовая община,
б) соседская община.
Локальные группы
Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек)
примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ
жизни.
Охота и собирательство относятся к так называемому хищническому, или потребляющему
хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не
восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.
На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники и
земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни
сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей,
которые со временем превращались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда
фермерством, а собирательство — фуражированием.
Община
Община — это союз нескольких сотен людей, связанных между собой узами кровного родства,
взаимными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории.
Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые назывались поземельными.
Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но следствие того, что
сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения
природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше.
Планета оказалась перенаселенной. Возникла надобность в переходе к новому, более
прогрессивному способу хозяйствования. От собира-
82
тельства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.
К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда,
возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей,
чем прежде.
Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии
— тягловый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась
производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством,
требуется 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Продуктивность

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 43


земли выросла в 20 тыс. раз.
Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной
технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая
мировая революция — неолитическая.
Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше
было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в
поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала
специализироваться на скотоводстве.
Росло население, создавались города. Города зародились как центры, где
специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям
населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.
Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных
экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно
говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях.
Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно — дитя двух революций —
экономической и политической. Под экономической подразумевается великая индустриальная
революция (ее родина — Англия). А под политической — Великая французская революция
(1789—1794).
83
За три века культура европейского общества изменилась неузнаваемо. На смену феодализму
пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной
машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.
Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания
резко сокращается смертность. Средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и
численность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город — в поисках
более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить
образование.
К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и
урбанизация.
Урбанизация
Урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на
все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса —
индустриализации. Индустриализация — применение научных знаний к промышленной
технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу,
которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для
человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию.
Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство
населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5%
населения, Германии — 10%, Японии — 15%.
Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность
технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы
отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро покидает свой
дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика.
Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального
общества появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым
профессиям приходили новые,
84
возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграрному
обществу.
Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального
сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает
превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится
уровень образования и знаний. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих
переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России,
которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство
населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 44




Рис. 5. Типы культуры в исторической преемственности (источник: Hees В.В. et al.
Sociology. N.Y.., 1991. P. 53)




Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в
эпоху безлюдного производства. К 2000 году так называемые «белые воротнички» — работники,
занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере
информации,— составят в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма
занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было
неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой
ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие
миллионы, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками
информации. Производитель-
85
ность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих
секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает
в США, Японии и Германии 70%.
Кроме того, используются и другие термины: «вторая промышленная революция», «третья
волна», «супериндустриальное общество», «третья индустриальная революция»,
«кибернетическое общество». Но чаще всего используется понятие «информационное общество»,
свидетельствующее о том, что в современном обществе поиск, анализ и применение информации
стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только
постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60— 80% рабочей силы прямо или
косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации.
Информация стремительно становится все более и более доступной из-за развития технологии.
Персональные компьютеры, автоматическая обработка текстов, кабельное телевидение,
видеодиски и записывающие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы.
Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, выходят все новые
информационные каналы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная
паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных
концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и пока-
зательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать
любую газету и узнать самые последние новости.
За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились
источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество — это
эпоха человеческих мускулов; аграрное общество — силы животных; индустриальное — мощи
электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество — эпоха атомной и
термоядерной энергии.
86

NB
¦ Критериев или оснований типологии культур может быть много, например: связь с религией;
региональная принадлежность культуры; регионально-этнические особенности; принадлежность к
историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь
с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.
Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 45


называют их разновидностями или сферами культуры общества.
¦ Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей
поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.
¦ Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения
людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного
целого.
¦ Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения
людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также
составными частями какого-то целого.
¦ Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей
поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам
культуры мы будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.
¦ Виды культуры
Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев,
которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей,
или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или
этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько
многолюдной является данная страна.
Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно
обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура
включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду,
пищу,
87
средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Этнос — социокультурная общность людей. Нация обозначает территориальное,
экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и
политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой,
профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация
охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие
национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп. Этнические культуры
входят в состав национальной. Поскольку общество распадается на множество групп —
национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них
формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые
культурные миры называют субкультурами.
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или
противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации,
которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но
субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей
доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей
культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>