<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

¦ Типы культуры
По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников
и собирателей культура скотоводов и земледельцев; промышленная (индустриальная) культура;
постиндустриальная культура; информационная культура.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 46




Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ
К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называется нор-
мативной системой культуры. Правила, которые разрешают или запрещают что-либо делать, существуют в
любом обществе. Социологи называют их социальными нормами, а культурологи — культурными.


§ 1. Культурные нормы и их соблюдение
Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение
прежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям,
ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно контролируем свое поведение и управляем.
Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что
именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой
культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе
инкультурации.
Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обще-
ственно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что
люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь.
89
Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного; правила частной жизни
менее ценны и строги, нежели общественной, если, конечно, они не изменили свой статус и не
превратились в общественные.
В норму превращались коллективные идеалы красоты, добра, отваги. В статусе идеала или
эталона культурные нормы тут же становились ценностями — особо уважаемыми и
почитаемыми представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек.
В любом обществе ценности оберегаются особым образом. За нарушение норм и попрание ценно-
стей полагались всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм был
ориентирован огромный механизм социального контроля. Он действует поныне. Пресса, радио,
телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать
цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.
Культурные нормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на
то, к чему они должны стремиться, на кого походить, кому или чему подражать. Нормы
выступают также в роли запретов. К примеру, в штате США Индиане человек, поевший лука, не
имеет права в течение двух часов после этого пользоваться общественным транспортом. В штате
Монтана под угрозой тюремного заключения запрещается строить рожи из окна автобуса. В Кали-
форнии нельзя купить мышеловку, не получив разрешения в полиции.
Таким образом, культурные нормы предстают в двух ипостасях — как разрешение и
запрещение. Это не значит, что буквально каждая культурная норма обладает двумя сторонами.
Одни нормы выступают только как призывы, советы или пожелания, а другие, напротив, лишь как
запрещение что-либо делать.
Практика не выявила, какой вид норм — разрешающий или запрещающий — эффективнее
влияет на поведение людей. Иногда они остаются равнодушными к всевозможным призывам и
советам, а иногда избегают даже самых строгих запретов. По всей видимости, причину надо
искать не в типе культурных норм, а в том, что составляет их мотивационную ос-
90
нову. Это означает, что культурная норма соблюдается тогда, когда индивид заинтересован это
сделать. Нет внутренней заинтересованности — и нет исполнения нормы.
Чем древнее цивилизации, тем многослойнее культурные пласты, тем большее количество
культурных норм и традиций обнаруживается в этом обществе.

§ 2. Функции культурных норм
Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются
обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в
отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами,
эталонами поведения.
Поговорим о первых двух функциях, поскольку третья рассматривается в главе о социализации,
а четвертая описывалась в начале данной главы.
С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому или другим
лицам. Запрещая курить в учреждениях, администрация накладывает на сотрудников
определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами.
Стало быть, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 47


правах и обязанностях.
С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека
окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой
стороне улицы, а другие по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При
нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Стало быть, нормы формируют
систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов
действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они
себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения
(реакция других людей).
91
Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но также эталонов
долженствования — эталона красоты, доброты, храбрости, честности и т. д. Некоторые эталоны в
виде требований фиксируются письменно и составляют своды бесчисленных кодексов чести
дворянина, самурая, рыцаря и т. д. Другие закрепляются в устном предании народа и передаются
из поколения в поколение через рассказы и обучение.
У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому грузины, укладывая ребенка
спать, старались — для роста шеи — расположить голову ниже плеч, а негры добивались того же
эффекта с помощью специальных колец. Прямые ноги почитались за образец только у европейцев,
а кочевники любили кривые ноги, плотно охватывающие круп лошади. У китайцев этнографы
обнаружили обычай перебинтовывать девочкам ступни, чтобы они не превышали 8—10 см. У
древних майя новорожденной девочке на несколько дней ко лбу и затылку привязывали две
плоские дощечки: лоб ребенка становился плоским, отступающим назад. А к ее волосам на уровне
глаз подвешивался шарик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы здесь стандарты
прекрасного.

§ 3. Классификация норм
Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по сфере
применения — в малой или большой социальной группе. Соответственно различают два типа.
Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах
(молодежных тусовках, компаниях друзей, семьях, рабочих бригадах, спортивных командах). Они
называются групповыми привычками. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют
в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их соблюдения.
Так, за нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка,
недоброжелательный взгляд, а
92
за нарушение других норм жесткие санкции — тюремное заключение, даже смертная казнь.
Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе.
Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает
неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое
наказание. В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене
грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги — пятикратным штрафом. В некоторых
обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово
карались.
Нормы можно классифицировать и другими способами. Например, совершенно очевидно, что
какие-либо нормы имеют для данного народа непреходящую ценность. Потеряв их, он прекращает
функционировать как культурная общность. Культурные нормы, таким образом, отвечают за
выживание этноса. К ним относятся нормы уважения к старикам, женщинам и детям, патриотизм,
этические, семейные и религиозные нормы. Другие нормы регулируют скорее бытовое поведение;
замена одной нормы на другую или исчезновение части их вряд ли скажется на нравственном
климате общества — скажем, правила дорожного движения или поведения в публичных местах.
Некоторые образцы поведения не имеют никакого значения для выживания социальной
общности. Часто их называют бессмысленными церемониями, пережитками старины. К ним
относятся предпочтение одной пищи и неприятие другой, ритуальное повторение специальных
фраз — «спасибо», «пожалуйста», «разрешите пройти», «не позволите ли сказать» и др.
Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу
Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910).
Он выделял следующие виды норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws).

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 48


Они составляют основу нормативной системы культуры. В современной литературе на них
постоянно ссылаются, считая самнеровскую типологию классическим фундаментом науки о
культуре. Вместе с тем следует отметить, что список культурных норм постоян-
83
но расширяется и обновляется. Сегодня типология культурных норм учитывает традиции,
обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.
Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания за их
нарушение, то последовательность примет такой вид (см. рис.6).

Рис. 6. Типология культурных норм




На оси ОУ, изображающей степень жесткости санкций, применяемых за нарушение
культурных норм. Как видим, чем больше санкций, тем строже наказание за нарушение нормы.
Вдоль оси ОХ отмечена степень распространенности культурных норм в обществе. Самыми
популярными являются привычки, а самыми редкими — табу. Рассмотрев горизонтальную
прямую, заметим еще одну любопытную закономерность: чем мягче наказание за нарушение
культурной нормы, тем шире она используется, и наоборот.

§ 4. Основные виды культурных норм

4.1. Привычки и манеры
Привычки служат исходной клеточкой одновременно социальной и культурной жизни людей.
Они отличают один народ от другого, один социальный слой от
всех других.
Существуют коллективные привычки, усвоенные в процессе социализации, и индивидуальные.
Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.
94
Привычка — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.
Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но
есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти) —
они свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или
отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.
Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от
простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.
Согласно мнению австрийского этнолога К. Лоренца (1903—1989) функция манер состоит в
умиротворении людей, достижении согласия между ними. Ту же роль играют традиции и обычаи.
Грубое нарушение обычаев ведет к разрушению общества, а мелкое — хороших манер.
Умышленное неисполнение хороших манер равнозначно агрессивному поведению.
Значительная часть привычек, определяемых хорошими манерами, представляет собой
утрирование жестов покорности. Местные понятия о хороших манерах в различных культурах
требуют различного подчеркивания выразительных движений. Примером может служить жест,
обозначающий внимание к собеседнику, состоящий в том, что слушатель вытягивает шею и од-
новременно поворачивает голову, подчеркнуто «подставляя ухо» говорящему. Такого рода
движение выражает готовность внимательно слушать и в случае надобности повиноваться. В
учтивых манерах некоторых культур подобный жест очень сильно утрирован. В Австрии это один

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 49


из самых распространенных жестов вежливости, особенно у женщин из хороших семей. Но в
других центральноевропейских странах он распространен меньше. Так, в северной Германии
считается учтивым, чтобы слушатель держал голову ровно и смотрел говорящему прямо в лицо,
как того требуют от солдата, получившего приказ.
95
Смысл жестов учтивости понятен только представителям данной культуры. Будучи перенесены
в другую культуру, они могут вызвать недоумение. Японские жесты учтивости, при которых
слушающий подставляет ухо и иногда сгибается в церемониальном поклоне, немцу могут
показаться проявлением жалкого раболепия. А на японца холодная вежливость европейца
произведет впечатление непримиримой враждебности.
Незнание культурного кода другого народа, в том числе хороших манер и этикета, не только
вызывает мелкие недоразумения, но способствует взаимной неприязни народов. От понимания
незначительных особенностей языка или манер поведения нередко зависит успех очень крупных
начинаний, скажем, политических переговоров или деловых контрактов.

4.2. Этикет
По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый
культурный комплекс, называемый этикетом.
Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К
такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих
понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно недавно. Слово «этикет»
заимствовано из французского языка, а «этика» — из латыни. Французское слово etiquette имеет
два значения: 1) ярлык, этикетка, надпись и 2) церемониал, этикет — и в свою очередь
заимствовано из голландского sticke («колышек», «шпенек»). Первоначально оно обозначало
колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее — и сама бумажка с
надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое значение — «записка с
обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее —
«церемониал». Еще в начале XX века слово «этикет» могло обозначать в русском языке «ярлык,
наклеиваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и
производителя», од-
96
нако закрепилось с этим значением все же слово «этикетка»1.
Само понятие «этикет» обособилось сравнительно недавно. Определить его границы непросто.
В словаре под этим словом понимается «совокупность правил поведения, касающихся внешнего
проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий,
поведение в общественных местах, манеры и одежда)»2. Однако здесь, по справедливому
замечанию А.К. Байбурина и А.Л. Топоркова, не учитываются различия между бытовыми,
этикетными и ритуальными ситуациями.
Этикет как ритуальная норма и культурный эталон — это принятая в особых культурных
кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Тем не менее этикет можно понимать шире — как особую форму повседневного общения,
заключающую в себе набор правил вежливости и особых формул разговорной речи. Отдельные
элементы этикета вкрапляются в культурную ткань общения представителей всех слоев общества,
но у одних в большей, а у других в меньшей степени. Примером служит этикет телефонного
разговора. Правила этикета не рекомендуют звонить знакомому на службу по частным делам, а
домой — по служебным.
Понятия «этикет» и «общение» неравнозначны. Этикет всегда реализуется в общении, но не
всякое общение является этикетом (А.К. Байбурин и А.Л. Топорков). Понятие общения гораздо
шире этикета.

Рис. 7. Соотношение объемов понятий «этикет» и «общение»




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 50




1
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990. С. 4.
2
Словарь по этике. М., 1983. С. 431.
97
Любой акт культурного общения предполагает наличие по меньшей мере двух партнеров,
имеющих разный коммуникативный статус. Партнеры общения могут различаться по возрасту,
полу, общественному положению, национальности, конфессиональной принадлежности, степени
знакомства и родства. В зависимости от них меняется стиль, тактика и стратегия общения. К
примеру, младший обязан выслушивать старшего и не прерывать его речь, мужчина в комму-
никативном процессе не имеет право говорить даме такие фразы, которые могут ее смутить,
скажем, пошлости или двусмысленности. Культура общения допускает, чтобы подчиненный
выказывал в разговоре с начальником некоторые элементы лести, а мужчина в общении с
женщиной проявлял элементы заигрывания. В таком случае под этикетом надо понимать «со-
вокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление,
поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению»1. Этикет можно
сравнить с системой культурного сдерживания, поскольку он призван обеспечить вежливое
общение неравных партнеров.
По мнению Т.В. Цивьян, выполнение каждого правила всегда направлено на определенного
адресата и требует определенного ответа (хотя бы в степени «замечено»). Этикетное поведение
обычно рассчитано на двух адресатов — непосредственного и дальнего (публику) . В подобных
ситуациях этикет сравнивают с действиями актеров, ориентированными одновременно и на
партнера, и на зал2.

4.3. Обычаи, традиции и обряды
В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей.
1
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 1990. С. 5.
2
Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам. Тарту,
1965. Т. 2. С. 144.
98
Обычай
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к
коллективным формам действия.
Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется
следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция,
порицание. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого
ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью
каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса и др.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в
традиции.
Традиция
Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало
«предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, об-
щественные установления, вкусы, взгляды.
Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем
национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в
праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены
почетом и уважением, служат объединительным началом.
Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые
действия.


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 51


Обряд
Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то
религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а
относятся ко всем слоям населения.
Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением
(крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в
новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или
переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).
99

4.4. Церемония и ритуал
Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические
действия пронизывают все области человеческой культуры.
Церемония
Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных
отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую
ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование — яркий пример важной для общества
церемонии.
Ритуал
Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых
людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он
призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву
языческому богу — яркий пример ритуала.
Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например,
обязательная часть ритуала взлета самолетов — ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы
ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не
подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной дис-
сертации.
История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда
впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем,
сделанные в I веке до н. э.). Ходить по горящим угольях и даже плясать могут на всех
континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, кре-
стьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского
племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования
прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.
По мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а)
запрета
100
борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения
данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример
ритуала — соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический
прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Накопление
агрессии тем опаснее, чем лучше люди знакомы друг с другом, чем больше они понимают и любят
друг друга. Нередко на незначительные жесты своего лучшего друга как если бы нам дал по-
щечину пьяный хулиган. Человеческая культура целиком основана на ритуале.
Неритуализованных действий типа почесывания, чихания, плевков и т. п. в ней осталось очень
мало. Их называют некультурными действиями.
Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся,
необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм
требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим
поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.

4.5. Нравы и запреты
Нравы
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают
моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.
От этого слова происходит понятие «нравственность» — этические нормы, духовные
принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis
означает «нравственный». Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию
попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть
подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 52


освященные обычаи». Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам нагим
(хотя это разрешается де-
101
лать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над
инвалидами и т. п.
Табу
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно
регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм,
охраняло от опасностей, связанных, в частности, с прикосновением к трупу.
Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном
обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или
оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом
обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.

4.6. Закон и право
Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные
парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим
авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.
Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе: совокупность
неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>