<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституцией — главным
политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым
сильным из которых является смертная казнь.
Обычно законы просто кодифицируют наиболее важные нормы, которые уже существуют в
обществе. Другие законы вводят новые нормы, которые соответствуют конституции страны,
считающейся главным политическим законом общественной жизни.
Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных
государством и выраженных в определенных нормах.
102
Слово «право» (jus) получило свое название от латинского justitia («правда»,
«справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и
справедливые дела. В нем соединены элементы социальных, моральных и эстетических норм.
Право существовало не всегда. Оно — результат долгого и трудного движения человечества
по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно
устоявшимся обычаям и традициям. Прообразом права были запреты (табу) в поведении
человека. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил
становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом
поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла.
Сегодня равными правами и свободами наделены все без исключения люди. В древности дело с
естественными и гражданскими правами обстояло иначе. Когда одно племя покоряло другое, то
заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. В Древней Греции и Древнем Риме
население разделялось на две категории — граждан и неграждан, которые подчинялись
совершенно разным законам. Одни имели право голосовать и быть избираемыми на общественные
посты, а другие нет.
Чем различаются между собой норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере
Китая. Норма — моральное предписание того, как следует поступать. Обычай —
распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению.
Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем,
распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень
часто.
По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно
фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное,
распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам
сохранения целомудрия. В конфуциан-
103
ской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа
спокойствия в загробном мире. В традиционном Китае разводы были редкими. Существовала
норма — отрицательное отношение к ним. Высшей ценностью являлось продолжение семьи.
Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 53


составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.

4.7. Мода и увлечения
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы
выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о
свободном выборе человека.
Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание
изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Вкус
индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм,
усредненных стандартов. Увлечение — кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого
поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т. п.
Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Эти
«чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные нормы — в одежде, питании, поведении
и т. п. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения
постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду. Пристрастие
к твисту, коротким юбкам или летающим тарелочкам можно назвать и модой, и увлечением. В
отличие от увлечения, мода выражает социальные символы. Наличие модных слаксов считается
престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы — символ массовой культуры.
Модные
104
вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные
веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от
трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.
В отличие от обычаев и нравов — устойчивых и долговременных социальных норм — мода и
увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения. Мода —
периодическая смена образцов массового поведения. Обычай ориентирован на традиции, а мода
— на современность, обновление, нововведения.

4.8. Ценности
Культура, как и общество, покоится на системе ценностей.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том,
что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не
подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если
чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать,
разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие —
ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других —
моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие
ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они
описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы
своего поведения.
Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду.
Ценности
105
представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым
следует стремиться.
Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с
древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу,
храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве
руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной
нормой, а психологическая установка на их соблюдение — ценностной ориентацией.
Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или
обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и
ценностью выражается так:
¦ нормы — правила поведения,
¦ ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное,
должное и недолжное.
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 54


Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки
соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в
широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.
Предписания — это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или
группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
Ценности — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а
ее охрана — норма. Ребенок — социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться
о нем — социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их
не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать
пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным.
Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой ди-
леммой был поставлен герой одной из пьес Ж.-П. Сар-
96
тра) — выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.
Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и
другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не
только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические:
верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и
убивать врагов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя,
материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что
является ценностью, а что нет.

4.9. Верования, знания и мифы
Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания.
Знания
Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом
познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или
ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. соответствующие реальности,
признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали главным элементом культуры.
На противоположном полюсе находятся мифы.
Миф
Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и
человека.
Мифы не только существовали в первобытном или античном обществе, где в образе богов или
легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и сегодня.
Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов
общества. Американцы
107
верят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди верили в светлое
коммунистическое будущее.
Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или
иллюзорной.
Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это
заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. Принять
на веру — значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств.
На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности
своих теорий. Верование — утверждение о том, что считается истинным или фактически досто-
верным. Верование само по себе не отличает миф от знания.

§ 5. Нормативная система культуры
Все множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную систему
культуры. Она является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной
целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции,
позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, переиначивать
содержание оставшихся и делать многое другое, что позволяет сохранять устойчивость на про-
тяжении столетий и тысячелетий. Действительно, нормативные системы великих культур
прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская,
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 55


французская или русская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени.
Благодаря им сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание и способность
народа к постоянному творческому поиску.
Человеческое общество устроено таким образом, что в каждый период времени в обществе
нормы, ре-
108
гулирующие поведение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга, находятся в
соответствии. К примеру, в традиционном обществе господствовали нормы патриархальной семьи
с безраздельным правом мужчины — главы семейства. Окончательное решение по всем вопросам
принадлежало ему. На уровне государства права главы семейства усиливались еще больше: в
некоторых странах он мог даже продавать в рабство детей и получать за это прибыль, мог лишить
права на наследование любого члена семьи. В области местного самоуправления главы семей и
родов составляли совет общины и принимали важнейшие решения в области экономической и
социальной политики местных органов власти. Социальное положение всех членов семьи
определялось по социальному положению главы.
Частью этой нормативной системы выступали стандарты сексуального поведения. Для
женщины непререкаемой нормой поведения являлись целомудрие до свадьбы и верность мужу
после нее. Брак представлялся завершением длительного периода романтического ухаживания. В
нем сливались два начала — секс и любовь. Правда, неверность женщины наказывалась гораздо
строже, чем неверность мужчины. Ученым это дало повод говорить о двойных стандартах морали
в традиционном обществе. Но только ли в традиционном?
Закономерность построения общества такова: совокупность ценностей должна соответствовать
совокупности норм. Если в обществе провозглашаются ценности индивидуальной
ответственности, то должны существовать нормы свободного выбора брачного партнера как для
мужчины, так и для женщины. К сожалению, в традиционном обществе, где не провозглашалось
такой ценности, мужчина по своему усмотрению выбирал невесту, а женщина безропотно
соглашалась. Посредниками принудительного брака чаще всего выступали родители, и прежде
всего глава семьи.
Но если в современном обществе провозглашается право выбора, равное для мужчины и
женщины, то и ответственность за счастливый брак они несут поровну. В традиционном обществе
всю ответственность,
109
как и свободу выбора, брал на себя мужчина. Поэтому чаще всего он женился лишь после того,
как вставал на ноги и приобретал экономическую самостоятельность.
В нынешнем обществе за провозглашенной свободой заключения брака для мужчины и
женщины последовала такая же широкая свобода его расторжения. Без этого невозможно
реализовать индивидуальные права и ценности. Статистика свидетельствует, что в XX веке резко
увеличилось число разводов, причем по инициативе женщины. Представить себе такое в
традиционном обществе было невозможно. Характерен и другой факт: уровень разводов вначале
рос в развитых странах, а затем и в слаборазвитых, по мере того как они переходили от
традиционного уклада жизни к повсеместной индустриализации и урбанизации.
Современное общество и культура модернити предполагают широкие и открытые
международные контакты, а значит, свободное перетекание ценностей и норм с запада на восток.
Сегодня отмечается странная закономерность: молодежь в традиционных обществах не
придерживается заветов и ценностей отцов, а перенимает ценностный мир своих подростков из
других, более развитых стран. На том и основан феномен вестернизации культуры. И вот уже
люди отказываются от пуританских норм добрачного поведения, обсуждают права женщины на
свободный выбор добрачной модели сексуального поведения, дискутируют о проблемах
феминизма и контроля над рождаемостью. Некоторые культурологи, в частности Айра Рейсс,
выдвигают программу нового культурного кода добрачного поведения, согласно которому более
моральным надо считать не целомудрие подростков, если оно осуществляется принудительно, а
свободный добрачный секс, если он основан на взаимной любви1.
Таким образом, в каждом обществе и в любую историческую эпоху между различными частями
нормативной системы культуры мы обнаруживаем со-
1
Reiss I.L. The Family System. N.Y., 1971.
110
гласованность и гармонию. Иначе и быть не может, ведь нормы — это квинтэссенция
культурных ценностей, массовых верований и идеалов. Нормы — всего лишь практические
инструменты воплощения ценностей и идеалов. А разве между средствами и целями может быть
противоречие? Если такое случается, общество начинают сотрясать конфликты, войны,
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 56


революции.
Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества — предписания
того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными
нормами. Большинство наших норм согласованы между собой и регулируют образ нашей жизни.
Когда нормы согласованы, в обществе кооперация и сотрудничество побеждают соперничество и
конфликты. Гипотеза Айры Рейсс о том, что сегодня формируется «новая сексуальная мораль»,—
всего лишь попытка привести к единому знаменателю массовую практику добрачного поведения
подростков и ценности общества, которые во многом еще базируются на традиционных нормах.
В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они
составляют логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы
целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и главенство моногамного брака,
основанного на слиянии двух начал — любви и секса. Если нормы провозглашены, но не
воплотились в жизнь, то велика вероятность конфликта, причем на любом уровне. Скажем, если
муж получает в семье любовь, но не получает сексуального удовлетворения, он найдет его на
стороне. Следовательно, если в данной культуре провозглашено равенство мужчины и женщины,
жена может выступить инициатором расторжения брака по причине неверности мужа. В
традиционном обществе даже в случае неверности мужа, а такое случалось повсеместно, жена
никогда не подаст на развод: ее права не равны правам мужа. В японском обществе еще недавно
жена терпимо относилась к похождениям мужа и должна была гостеприимно встретить его
любовницу, когда
111
ту приглашали в гости. Правда, времена меняются, и современная Япония отходит от норм
традиционной культуры.

§ 6. Нормативные конфликты
Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом случае
говорят о культурном, или нормативном, конфликте. Специалистам известны несколько видов
подобных конфликтов. Они возникают по самым разным причинам. Поскольку современное
общество в культурном плане представляет собой образование скорее гетерогенное (разнородное),
нежели гомогенное (однородное), в нем постоянно будут возникать напряжение и конфликты
между различными системами норм и ценностей. Эти системы могут относиться к субкультурам.
И тогда мы говорим о культурном конфликте между разными этническим группами (русскими и
кавказцами, американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между
законопослушными гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и
нормы доминирующей).
Конфликт может возникнуть между не успевшим сойти с исторической сцены старым и
активно выдвигающимся новым. Такого рода противоречие присуще быстро изменяющимся
обществам. К ним правомерно отнести и нынешнюю Россию.
Нормативный конфликт существует в большинстве человеческих обществ. Такова неумолимая
статистика. Правда, их глубина и способы разрешения везде разные. Когда в культуре встречаются
противоречивые или разноречивые нормы, индивид бывает сбит с толку. Современный тинейджер
часто встает перед дилеммой: хранить целомудрие до брака или, следуя предоставленной свободе
выбора и ценностям подростковой группы, реализовать сексуальные устремления.
Если в рамках одного общества имеется множество субкультур с несходными или
противоположными нравами, то контакт между ними всегда вызывает
112
проблемы, а иногда перерастает в конфликты. Скажем, нормы поведения молодежи и нормы
поведения пожилых очень различаются. То, что считается допустимым и нестыдным у одних,
рассматривается как неприемлемое и постыдное у других. Подобный тип культурного конфликта
принято называть конфликтом отцов и детей.
Замечено, что чем выше в обществе удельный вес интеллигенции, тем выше вероятность
расшатывания нормативной системы культуры. Правда, чем выше материальный уровень жизни
населения, тем ниже вероятность такой угрозы. В США и России высок удельный вес
интеллигенции, однако материальный уровень жизни населения неодинаков. В результате
российская интеллигенция всегда ставила под сомнение и критиковала нравы своего общества, а
американская чаще выступала за их сохранение.
Угроза нравственным устоям общества обычно исходит от лучшей, а не от худшей части
общества, как бы парадоксально ни звучала эта мысль. Алкоголиков, наркоманов, преступников
можно заставить соблюдать нормы. Для этого существуют достаточно эффективные

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 57


принудительные меры. В советский период, особенно в сталинскую эпоху, численность этих
групп была незначительной. Однако либерализация общества, напрямую зависевшая от
просветительской и критической деятельности российской интеллигенции, привела к росту числа
нарушений.
Еще один фактор, влияющий на нравственные устои общества,— это уровень правовой
культуры населения. Отмечено, что если демократизация общества происходит на
неподготовленной правовой основе, когда нет жестких законов, охраняющих права и покой
большинства людей, и эффективных механизмов их соблюдения, растет число тех, кто считает
себя выше закона. В обществе расцветает культ вседозволенности. Причем чем чаще законы
нарушают верхи, тем чаще их начинают нарушать низы общества. Обратная зависимость отмечена
не везде, ибо от распущенных низов верхам легче найти противоядие при условии, что они сами
не подают пример нравственной распущенности.
113

§ 7. Аномия
Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной
из них выступает аномия.
Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние
общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм,
относится к ним негативно или равнодушно.
Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия
четко установленных социальных и культурных норм. У Э. Дюркгейма, который ввел этот термин
в 90-е годы XIX века, аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей. Рост
преступности, числа самоубийств, увеличение числа разводов выступают не столько причиной,
сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая касается религиозных и
семейных ценностей.
Если для Э. Дюркгейма аномия являла состояние безнормности, то для Р. Мертона, который
пошел дальше французского социолога и предложил стройное учение, она служила результатом
конфликта норм в культуре или, выражаясь более точно, конфликт официально провозглашенных
целей и доступных законных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не
могут достичь законным путем провозглашенных обществом в качестве нравственного закона
целей. При социализме официально провозглашались принципы равенства и моральной
заинтересованности в труде, при капитализме — цели индивидуальной наживы и материального
успеха.
Но если в том и в другом случае большинству населения легитимные, т. е. законные, способы
достижения этих целей недоступны, то на его долю достаются только незаконные. У Мертона их
пять: 1) конформизм (принятие целей и средств); 2) инновация, реформизм (принятие целей,
устранение средств);
3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств);
4) ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств);
5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новы-
114
ми целями и средствами). Так люди приспосабливаются к аномии. В большинстве случаев это
отклоняющееся поведение.

NB
¦ К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых
называется нормативной системой культуры.
¦ Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где,
как, когда и что именно мы должны делать.
¦ Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего
(общественно одобряемого) поведения.
¦ Функции культурных норм:
o — являться обязанностями и указывать меру необходимости в человеческих
поступках;
o — служат ожиданиями в отношении будущего поступка;
o — контролировать отклоняющееся поведение;
o — служить образцами, эталонами поведения.
¦ Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по сфере
применения — в малой или большой социальной группе. Соответственно различают два типа.
Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 58


тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются груп-
повыми привычками. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах
или в обществе в целом. Они называются общими правилами.
¦ Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу
Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910).
o Он выделял следующие виды норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws).
o Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу,
законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.
Привычки служат исходной клеточкой социальной и культурной жизни людей
¦
одновременно . Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других.
115
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или
¦
отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.
¦ По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый
культурный комплекс, называемый этикетом.
¦ В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай —
традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к
коллективным формам действия. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий,
которые рекомендуется выполнять.
¦ Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в
традиции. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.
Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а
¦
массовые действия
Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них
¦
выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не
ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.
Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и
¦
посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий —
подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.
¦ Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов,
исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого Ритуал наделен
символическим значением. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ри-
туала.
¦ Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>