<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

указанные строчки. чтением текста человек: «А что это мне даст?»
Не запутайте сами себя при выполнении ка- Поэтому лучше всего уже в начале подчеркнуть
кого-либо действия. Избегайте беспомощных, важность ваших строк: «Эти пять пунктов помо-
неопределенных фраз. Не говорите: «Я посмотрю, гут сделать наши собрания короче и эффектив-
найдется ли у меня завтра время для обсужде- нее». Спорим, что текст с таким вступлением
ния вашего проекта». Скажите прямо: «Завтра прочтут?
меня практически не будет в офисе. Но если вы
позвоните мне ровно в девять утра, то у меня Обращение к читателю. Чаще используйте
найдется для вас десять минут». Вот увидите: в тексте личные местоимения «вы», «вам», «ваши».
скоро вы начнете узнавать пустые фразы во- Сократите употребление таких
круг себя и научитесь избегать их в своей речи. местоимений, как «я», «мое»,
«мы» и прежде всего безличных
Как упростить письменную речь конструкций типа «было реше-
но». При частом использовании
Третьим видом коммуникации, после языка
местоимения «я» текст приобретает оттенок чего-
жестов и устной речи, является письменная речь.
то слишком личностного. В подобных случаях
Здесь мы снова позволим вам заглянуть за кулисы
почти всегда может быть использовано место- Пишите так, чтобы было понятно ученикам
имение «вы». Замена может производиться даже средних классов. Эта норма установлена редак-
в тех текстах, в которых местоимение «вы» тра- цией популярного журнала «Уолл Стрит». Уяс-
диционно не употребляется (например, в инструк- ните для себя раз и навсегда: то, что читатели не
циях по эксплуатации). Проведите Тест «как про- понимают, их не интересует. Текст становится
ще», который мы назовем «Веснушки». Представь- гораздо проще, если в нем преобладают актив-
те себе, что личное местоимение «вы» и все его ные, а не пассивные грамматические конструк-
формы—красного цвета. Чем больше в вашем тек- ции. Фраза «Петя любит Машу» воспринимается
сте окажется таких «веснушек», тем лучше! значительно проще, чем «Маша любима Петей».
Почему хорошие ораторы часто так плохо пи- Пассив — это страдательный залог, поэтому
шут? Потому что не решаются перенести устную освободите ваших читателей от страданий.
речь на бумагу. Не бойтесь каверзных поворо-
тов и тупиков, которые грозят вам, когда вы бу- Рассказывайте истории. «Facts tell, stories
дете произносить речь. В сомни-
sell» («Факты можно рассказать, а истории —
тельных случаях пишите так, как бы
продать»), — говорят американцы. Луч-
вы сказали. Имейте мужество ис-
ше всего, если вы будете рассказывать
пользовать бытовую, а не книжную
о себе истории. Ничто не сможет так хо-
речь — никто не скажет: «Я охватил
рошо проиллюстрировать ваши взгляды,
разумом», а скажут: «Понятно».
как личный опыт.
Рассказывая, используйте яркие примеры,
Простое вместо сложного. Если читатель, пы-
которые позволят читателям живописно пред-
таясь понять, что вы хотели сказать вашими по-
ставить происшедшее. Новые собы-
путными мыслями, которые усложняют струк-
тия описывайте с помощью ассоциа-
туру предложения, должен еще и еще раз воз-
ций и сравнений: «Первый день
вращаться к его началу, то это
Мириам на новом рабочем месте
не его вина, а ваша. Тест «как
пробудил в ней чудесное и немного жутковатое
проще»: Прочтите длинные
ощущение, которое она испытала в день начала
предложения, которые вы
школьных занятий».
написали, вслух, и если они слишком длинны,
Но рассказывайте только о тех вещах, в кото-
поделите их на части. Это совсем не сложно.
рых вы хорошо разбираетесь!
Заметьте: точка — это лучший знак препинания.
друзей может иметь каждый, если последует на-
Основной принцип при этом: вы должны знать
шим нехитрым советам.
в 100 раз больше материала по данной теме, чем
может уложиться в вашем тексте. Не беспокой-
Делайте комплименты. Своевременная по-
тесь: если вы перенесете на бумагу только 1% ва-
хвала (смотрите конец предыдущей главки) об-
ших знаний, читатель все равно почувствует, что
ладает необыкновенной силой. Поистине удиви-
за этим скрывается гораздо больше.
тельно, насколько редко люди слышат компли-
менты. А ведь не существует лучшего средства
Дайте мыслям «отлежаться». Почти ни у кого
установить контакт, чем от
из писателей не получается все с первого раза.
души, без иронии и за-
Поэтому лучше начать пораньше и стараться пи-
ученных фраз сказанный
сать как можно проще. Написав
комплимент. Например,
текст, дайте ему «отлежаться»
обрадуйте женщину: «Вы
как минимум один день. Когда вы
сегодня прямо так и свети-
назавтра просмотрите его, то с
тесь, потрясающе». Если она вдруг смутится или
удивительной легкостью обнаружите, что имен-
даже проявит отрицательную реакцию, уверьте
но в нем нужно изменить и доработать.
ее, что этот свет исходит из глубины ее души. Не
Вот две вещи, которые вам, как автору, необ-
принимайте близко к сердцу, если ваш компли-
ходимо делать: много читать и много писать, при-
мент воспринят в штыки: «Вы что, это всем жен-
чем неважно, что больше. Пишите для себя (на-
щинам говорите?» — просто люди порой испы-
пример, ведите дневник) и для других. Не отчаи-
вайтесь, если кто-то исправляет ваш текст или тывают к кому-то непонятную неприязнь. Но для
даже отвергает его. Скажите себе: с каждой на- преобладающего большинства похвала — это
писанной строчкой я развиваю свои способности. чистое золото.
И опять читайте — как вы делаете это в настоя- Делайте комплименты не из принципа или
щий момент. Отлично, так держать! тактических соображений — просто когда вы по-
настоящему радуетесь, не ленитесь радовать и
окружающих. Если где-то в ресторане, в мага-
Хорошие друзья — не случайность
зине или на предприятии
бытовых услуг вам было
У одних есть хорошие друзья и знакомые, на
предоставлено особенно
которых можно положиться в трудную минуту,
хорошее обслуживание,
а у других—нет. Хорошая новость для последних:
лучше всего будет пригласить начальника и сде- сообщайте другим как можно больше фактов и
лать ему комплимент по поводу его заведения не скупитесь на описания. Этим вы дадите ва-
или подчиненных. Таким образом у вас скоро по- шему собеседнику возможность за что-то «уце-
явится целая сеть организаций, где вы будете питься».
желанным клиентом, имеющим многочисленные Например, отвечайте на
преимущества. вопрос о вашей родине не
Хвалите также опосредованно, передавая просто: «Я из Франконии», а
комплимент через вторые руки. Вы сумеете со- уточните: «Из Нюрнберга,
брать целую команду хорошо относящихся к вам родины Петера Генлейна, ко-
людей, если возьмете за правило прислушивать- торый изобрел карманные
часы». — «Да что вы говорите! Часы — это моя
ся к дельным советам. Намереваясь сделать по-
слабость...» и так далее. Да и сами тоже ищите в
купку или нуждаясь в какой-нибудь услуге,
рассказах других повод вступить в разговор. Так
спросите компетентных знакомых, что они мо-
из сухого обмена приветствиями может полу-
гут порекомендовать. Предположим, ваш друг
читься занимательная беседа.
Эрнст Эрлих посоветовал вам обратиться к ху-
дожнику М. Начните разговор, к примеру, так: Не бойтесь «больших» людей. Если кто-то про-
«Господин Эрлих всегда был вами очень дово- извел на вас впечатление и вам хочется с ним
лен». Это обеспечит вам хорошее начало сотруд- познакомиться, знакомьтесь! Используйте для
ничества — для вас художник наверняка будет этого любую возможность. Предложите, напри-
особенно стараться. Кроме того, такой подход мер, вашему начальнику пригласить госпожу
окажется полезным и вашему другу Эрлиху, Знаменитость (которая вас восхищает) для док-
лада и вызовитесь сами договориться с ней об
если ему придется еще раз обратиться к худож-
этом. Предварительно выясните об этой лично-
нику М. Люди ручного труда обычно имеют хо-
сти как можно больше и потрудитесь сделать
рошие связи в своей среде, и если вам вдруг по-
достойное предложение. Помните: важнее де-
надобится плиточник, художник М. назовет вам
нег могут оказаться, в данном случае, интерес-
лучшего из всех, кого знает!
ная публика или занимательная тема для док-
лада. Даже если этот разговор ничего суще-
Используйте метод «якоря».
ственного не принесет, у вас появится еще одно
Будьте заинтересованы собе-
приятное воспоминание.
седником и интересны в раз-
говоре. Рассказывая о себе,
предлагает вашему вниманию несколько сове-
Завершайте беседу на приятной ноте. Закан-
тов, основанных на собственном опыте.
чивайте разговоры комплиментом: «Мне было
очень приятно с вами побеседовать. Рад буду
опять с вами встретиться». Правило 1. Не чувствуйте себя жертвой.
Но говорите это только в том Будьте осторожны при выборе слов. Не говорите:
случае, если вы действитель- «Шеф меня злит», скажите: «Я злюсь на шефа».
но так думаете. Никогда не Чувствуете разницу? В первом случае
обрывайте разговор фразой вы — жертва, во втором — вы подни-
типа: «Я вам позвоню», что- маетесь над обстоятельствами. Сами
бы освободиться от неприят- решайте, как вам реагировать на дей-
ного собеседника. Если кто-то вам неприятен, ствия начальника. Зачем, к примеру,
расстаньтесь с ним вежливо и дружелюбно, не вам портить себе день из-за его ли-
оскорбляя его достоинства. шенного всяких разумных причин
гнева, когда проблема совсем не в вас? Скажите
Поддерживайте ваши деловые и дружеские
себе совершенно осознанно: «Шеф не может
связи. Всегда выражайте благодарность людям
меня разозлить — это я имею право на него
за приятную встречу —
злиться»!
например, пошлите им ин-
тересные фотографии или
сообщение дружеского ха- Правило 2. Слабости как шанс. Не возмущай-
рактера по электронной тесь слабостями вашего начальника — ведь
почте. При этом не нужно быть навязчивым, про- именно они дают вам шанс личностного роста. Его
сто покажите ясно, что хотите и дальше продол- ничто не заботит? Тогда у вас есть
жать ваши отношения. свободное время, чтобы спланировать
работу так, как вам этого хочется!
Он — рассеянная художественная личность?
Воспринимайте начальника проще
Тогда вы можете проявить свои организатор-
ские способности! Его кругозор не шире, чем дно
88% работающих людей считают своего на-
пивной кружки? Тогда пустите в ход свой интел-
чальника человеком «тяжелым», а каждый пя-
лект и помогите ему приблизиться к прогрессу.
тый из них даже убежден, что ненавидит его. Тем
Вашей наградой будут большее удовлетворение
не менее в ваших силах существенно улучшить
свое отношение к начальнику. Мартин Верле от работы и большее влияние на начальника.
Не попадайтесь на удочку сплетен! Почти во Некоторые не придают секретарю никакого
всех фирмах любимый конек — перемывание значения — ведь, в конечном счете, все зависит
костей шефу, и болтунам тут — настоящее раз- от начальника. Но они забы-
долье. Вся глупость такой болтовни состоит в том, вают, что секретарша — «уши»
что могут найтись «доброжелатели», шефа, ее мнение может оказать
которые передадут все начальнику. на вашу карьеру решающее
Тогда ваши сокрушительные доводы воздействие. Поэтому всегда
обрушатся на вас самих. Итак, если старайтесь установить с секретарями хорошие
у вас имеются какие-нибудь крити- отношения и делайте их вашими советчиками в
ческие замечания в адрес начальника, выскажи- важных делах.
те их прямо ему в глаза, а ни в коем случае не у
него за спиной. Правило 4. Используйте чужую похвалу. Без
рекламы не обойтись, но вам может повредить,
если вы то и дело станете расхваливать себя сами
Правило 3. Создайте витамин В. Исследова-
перед директором. Поэтому
ния показывают, что повышение по службе лишь
на 10% зависит от ваших личных качеств и на просите других дать вам по-
ложительную рекомендацию.
90% — от вашего умения
общаться и отношений с Так, если вами доволен важ-
начальством. Ваш началь- ный клиент или деловой
ник — такой же человек, партнер, попросите его, чтобы он благожела-
как и вы, поэтому относи- тельно отозвался о вас при директоре. Похвала
тесь к нему так, как вы хотите, чтобы он отно- из чужих уст кажется более достоверной и под-
сился к вам. Не отказывайте ему в похвале и вни- нимает вас в глазах начальства.
мательно слушайте, когда он говорит о себе. Рас-
скажите ему, как бы невзначай, о ваших Правило 5. Что выиграет начальник? Если
увлечениях, о семье. Возможно, у вас найдутся вам что-то нужно от начальника, не говорите ему
какие-нибудь общие интересы, которые станут об этом прямо — покажите, что выиграет он,
хорошей темой для бесед. Чем лучше будут ваши если даст вам желаемое! То, что вам
отношения с вышестоящими персонами, тем ско- нужно увеличить зарплату, чтобы
рее вы продвинетесь по службе. вы могли купить новую машину,
вряд ли произведет на него впечатление. Но если Большинство людей на руководящих постах
он удостоверится в том, что вы увеличите свою не всесильны, обычно над ними стоит другой на-
производительность труда и что каждый лиш- чальник, который тоже рассматривает вашу
ний рубль в вашей зарплате — лучшее капита- просьбу.
ловложение, то вы получите прибавку.
Представьте вескую
Если вашему начальнику пришла в голову ка-
аргументацию. Так,
кая-нибудь дикая идея, не отговаривайте его —
если вы хотите повы-
иначе он может настаивать на
шения зарплаты, покажите вашему непосред-
ней из чистого упрямства, ведь
ственному начальнику «дневник ваших заслуг».
он — главный. Вместо этого
С таким оружием ему будет проще защищать
укажите на возможные нега-
перед своим боссом ваши интересы.
тивные последствия, но предо-
ставьте ему самому сделать выводы и имейте
терпение подождать. Так он скорее сможет при- Умейте правильно просить
нять разумное решение.
Просто невероятно, как много у нас способов
помочь самим себе. Однако иногда бывает нуж-
Правило 6. Тот, кто требует, получает желае-
но попросить о чем-нибудь
мое. Не ждите, что ваш начальник сам предло-
других — и все же, вы не дела-
жит вам более высокий пост. Если вы нормально
ете этого (может быть, вам это
выполняете свою работу, то начальство,
трудно, или вы заранее ждете
как правило, заинтересовано в том, отрицательного ответа). Не-
чтобы оставить вас на прежнем месте. важно! Вы должны покончить с неуверенностью.
Поэтому расскажите четко и ясно, чего Естественно, вам могут отказать, но могут и по-
и в каком направлении вы хотите до- мочь. Когда вы не высказываете вашу просьбу,
биться. Определите цель (желаемое вы лишаете себя возможности получить помощь,
место) и период времени, за который вы а других — оказать ее. Ниже вы найдете на эту
намерены осуществить задуманное. Об тему несколько советов «как проще».
этом можно оповестить ваших коллег на каком-
нибудь общем собрании. Сами займитесь своими Не ходите вокруг да около. Спрашивайте прямо
планами на будущее! об интересующем вас предмете, например: «Когда
между 14 и 15 часами. Если за это время будут
ты пойдешь в библиотеку,
заявки, не могли бы вы их обработать?»
не можешь ли ты сдать и мою
книгу?» Не стоит говорить оби-
Как можно проще! Просите всегда только об
няками: «Ты идешь в библио-
одной вещи, а не о нескольких сразу. Попросить
теку? Да и мне бы надо туда сходить. Я еще дол-
о помощи — это нормально, однако выполнение
жен сдать книжку...»
нескольких задач может оказаться для одного
Произносите фразы громко и четко, так, как
человека затруднительным.
вы говорите обычно. Это относится также к тем
Появляется опасность отказа,
случаям, когда ваша просьба может оказаться
тогда как каждая из этих
затруднительной или неприятной. Объясняйте
просьб по отдельности была
четко, чего вы хотите и что предстоит
сделать собеседнику. Предоставьте ему бы наверняка удовлетворена.
путь к отступлению, только не ждите Не забывайте, что правильно изложенная
отказа заранее. Например, ваша кол- просьба — это прежде всего ясность. Факты и
лега уже собралась домой, а вам надо только факты! Если речь идет, например, о за-
ее задержать. Скажите: «Я знаю, уже казе, объясните по порядку, что и как нужно
поздно, и вы торопитесь. Но не будете ли вы так сделать. Дайте тому, кого вы просите о помощи,
любезны еще раз просмотреть мой текст на завт- всю необходимую информацию, чтобы он мог
ра? Это займет у вас не более 15 минут, а для меня беспрепятственно выполнить принятое на себя
будет огромной помощью». обязательство.
Называйте вещи своими именами. Если вы
Доверие побеждает. Верьте в то, что ваш кол-
просите кого-то из коллег выполнить за вас ра-
лега справится со своей задачей. Если вы верно
боту, объясните ему (или ей), почему вы сами не
изложили, чего хотите — значит, и он все сде-
можете или не хотите это-
лает правильно. Не нужно
го делать. Для этого нет не-
волноваться и контролиро-
обходимости вдаваться в
вать каждый его шаг — это
подробности, но вводить в
нервирует или даже вызы-
заблуждение своих коллег
вает подозрение, что вы ему не доверяете. А это,
тоже нельзя, иначе можно
запутаться самим. Например, попросите так: в свою очередь, может привести к тому, что
«Я могу встретиться с госпожой Рейх только потом он не отзовется на вашу просьбу.
Если ваш коллега отклонил просьбу, смири- письмо или факс еще несут в себе некие харак-
тесь с этим и не злитесь на него. Вы прямо спро- терные черты отправителя — благодаря почер-
сили — примите прямой ответ. Даже в этом слу- ку или личной почтовой бумаге. А вот
чае не забудьте поблагодарить вашего собесед- e-mail и sms лишены даже этих ма-
ника за проявленное внимание. лых признаков индивидуальности. И
многие люди, хотя чаще всего они не
осознают этого, еще не успели привыкнуть к та-
Общение с помощью электронной почты
кой эмоциональной скудости.
Раньше вы с радостью общались с госпожой
Много поводов для подозрений. С помощью
Веселовой. Конечно, как водится, вы находили
друг у друга мелкие недостатки. Но вот уже не- только электронной почты нельзя установить и
сколько месяцев, как ее «шпильки» стали про- поддерживать действительно довери-
сто невыносимыми, и общение с ней действует тельные отношения. Экстремально
вам на нервы! У вас начинает болеть голова, как короткий из-за спешки стиль ответов
только вы о ней подумаете... Что произошло? на электронные сообщения дает нема-
Причина самая банальная: вы оба страдаете ло поводов для подозрений: почему
«электронной депрессией» — феноменом, кото- это он так нелюбезен со мной, почему она не от-
рый наблюдается сейчас во многих фирмах, где вечает на мои аргументы?
работа связана с обменом электронной почтой. Постарайтесь, чтобы общение по электронной
Наверняка, вы давно не виделись и не говорили почте не стало для вас единственным способом.
с госпожой Веселовой. Из-за вашей обоюдной за- E-mail служит нам для того, чтобы удобно и бы-
нятости общение происходило только благода- стро сообщить ответ или задать вопрос. Не отда-
ря компьютеру — и вот последствия. Мы хотим вайте себя полностью на волю этому ав-
показать вам, как до этого дошло дело. томатизму, а периодически общайтесь
по телефону. Помогите в этом и вашему
адресату, каждый раз помещая под со-
Без души, несмотря на «смайлики» и бойкие
общением номер вашего телефона (эту функцию
выражения. Человеческое общение многогран-
можно задать автоматически). Просите иногда
но, оно включает «язык жестов», взгляды, голос.
вашего делового партнера позвонить вам, сооб-
При телефонном разговоре некоторые эмоции
щив ему время, когда вас можно застать в офисе.
могут передаваться с помощью интонации голо-
Для того чтобы поддерживать ваши партнерские
са, отражающей реакции собеседников. Даже
Принести с собой набросок чертежа!» Так вы
отношения, вам достаточно следовать такому
упростите работу с электронной почтой и для
графику: один раз в год — личная встреча, каж-
своих адресатов.
дые три месяца — звонок, а в остальное время —
письма, факсы или сообщения по e-mail.
Не делайте ваши звонки по телефону простым
напоминанием или ссылкой («Вы уже читали мое
сообщение?»), пусть они служат главным обра-
зом для эмоциональной поддержки или мотива-
ции. Именно в этом — преимущества личной бе-
седы! А угрожать или надоедать можно и по
электронной почте.

Оптимизируйте работу вашего e-mail. Если
вы регулярно общаетесь с кем-то по телефону
или встречаетесь с ним, ваши сообщения по
электронной почте могут быть краткими. Если вы
высказываете в сообщении несколько просьб
сразу, пронумеруйте их, чтобы адресат ничего
случайно не пропустил. В конце письма сообщи-
те как можно конкретнее, что вам нужно (устро-
иться на работу, заручиться одобрением, назна-
чить срок, получить исправленные документы
или приложения и так далее).
Если ваши просьбы — различного характера
(то есть исполнение некоторых из них ваш ад-
ресат может передать другим), то необходимо
послать несколько сообщений. В строке «Тема
сообщения» указывайте по возможности конк-
ретно, о чем пойдет речь. Например, вместо сло-
ва «Встреча» лучше написать: «Встреча в 11.10.
тремя столпами, на которых покоилась его
жизнь.
Подчеркнуто дружелюбно, по-отечески зву-
чат его «десять правил спокойствия». Они име-
ют отношение к одному дню — дню, который вам
предстоит, и поэтому могут рассматриваться как
небольшая утренняя молитва. Наши несколько
ленивые современники могут почерпнуть в пра-
вилах Иоанна XXIII средства для личной моти-

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>