<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Поэтому курс юаня можно держать стабильным в условиях
ную способность, причем с 1985 г. изменения курса в обшем
самых широких колебаний цен на мировом рынке. Если цены
соответствовали изменению покупательной способности.
на экспортные товары падают, экспортеры, обладая огромным
В 1995 г. при курсе 835 юаней за 100 долл. покупательная
ценовым запасом прочности, могут совершенно спокойно пони-
способность юаня превышала курсовую:
жать цены и продолжать экспорт. Внутреннего рынка это вооб-
- в среднем по промышленности в 3—4 раза,
ще не касается. Если же цены на импортные товары растут, то
- в капитальном строительстве в 4-6 раз,
либо меняется структура импорта, либо, если товар, на который
- в отраслях, производящих рыночные услуги, приблизи-
выросла цена, - стратегический, цена которого на внутреннем
тельно в 10 раз,
рынке так или иначе регулируется (например, прокат черных
- по рыночному сектору экономики в целом в 4-5 раз,
металлов), то внутренние цены остаются постоянными, а рост
- для бюджетного сектора минимум в 8 раз.
издержек, связанный с импортом «дорогого» товара касается
Однако по отраслям, производящим сырье и полуфабрика-
только импортера. Естественно, что продолжение импорта бу-
ты, курс примерно соответствовал покупательной способнос-
дет идти лишь тогда, когда он не оказывает большого влияния
ти юаня.
на общий уровень его издержек и на уровень прибыли.
Существенная особенность политики китайского курсооб-
Если валютные потоки не регулируются, курс сильно зани-
разования как раз и состоит в том, что курс юаня определя-
жает покупательную способность национальной денежной
ется не «спросом рынка» (то есть на практике не теми, кто
единицы, а доля импорта в покрытии потребности и доля
хочет вывозить капитал или обменивать юани на доллары), а
экспорта в производстве велики, то колебания цен мирового
внутренними иенами на основные виды сырья и полуфабри-
рынка всегда переходят в национальную экономику с усиле-
катов, какими они установились в процессе работы ЭКОНОМИ-
нием. В Китае это не имеет места. Экономическая и финан-
КИ в рыночном режиме. Здесь надо заметить, что с 1980 г.
совая политика КНР, следовательно, таковы, что юань, анало-
по 1995 г. они относительно среднего уровня цен сильно
гично тому, как обстояло дело с иеной в 50-е - 60-е годы, и,
выросли - при том, что заводские цены в отраслях, произво-
в общем, по той же причине, чрезвычайно эффективен и как
дящих конечный продукт (машиностроение, производство
средство экономической обороны, и как средство экономи-
предметов потребления), если считать по курсу доллара, в 2-
ческого наступления.
4 раза ниже сравнительно со среднемировыми иенами.
В 90-е годы под юань была подведена мощная валютная
Отрасли, производящие сырье и полуфабрикаты, почти це-
база, которая в начале 80-х годов практически отсутствовала.
ликом находятся в собственности государства, и оно в состо-
Тем самым была создана еще одна линия защиты юаня.
янии эффективно контролировать цены на соответствующие
Валютная политика КНР в том, что касается валютных
товарные группы. В результате даже в отраслях с большим
запасов, строится на тех же основаниях, что и валютная
объемом импортной субституции внутренние производители
политика Тайваня, Сингапура, Таиланда, Малайзии - валют-
всё же контролируют основную часть рынка. Эта структура
ные резервы в конце концов доводятся до уровня, соответ-
внутренних цен имеет следующие достоинства:
ствующего массе наличных денег и безналичных денег на
- во-первых, экспортеры работают в чрезвычайно благопри-
расчетных счетах, а затем этот уровень еще перекрывается.
ятных условиях, и экспорт стимулируется (что вообще пред-
Так, маленький Сингапур располагал в 1997 г. валютными
ставляет чрезвычайно широко распространенное явление), а
запасами в 77 млрд. долл. Его сосед Малайзия располагала в
собственные производители достаточно хорошо защищены от
июне 1997 г. валютным запасом в 26,6 млрд. долл. и, кроме
конкуренции (чем-то вроде 100% тарифных начислений);
того, 73 тоннами золота (КСЕ, 1998, с.939). В 1997 г. этого
- во-вторых, колебания цен на мировом рынке не в состо-
оказалось недостаточным. Валютные сверхзапасы Сингапура
янии оказать существенное влияние на внутреннюю ценовую
оказались достаточными.
ситуацию.
как способа решения финансовых проблем. Такое уже быва-
Показателем внимания, которое уделяется Китаем наращи-
ло. В мягком варианте подобная грозная для доллара ситуа-
ванию валютных запасов, является то, что в 1992-95 гг.
ция сложилась к началу 1997 г., когда золотовалютные резер-
поступления от зарубежных займов в сумме свыше 40 млрд.
вы вместе взятых Сингапура, Малайзии, Таиланда, Тайваня и
долл. намного перекрывались ростом официальных валютных
Гонконга превысили 200 млрд. долл., а с Южной Кореей
запасов (62 млрд. долл.) (КСЕ, 1996, с.245 и 616).
составили примерно 250 млрд. долл. (КСЕ, 1998, с.939).
По данным издающейся в КНР «Экономической газеты»
Атака спекулятивных фондов позволила «вскрыть этот на-
(11.03.93, с.2) в конце 1992 г. Минфин КНР располагал
рыв» и, соответственно, оздоровить доллар. Южная Корея и
золотовалютными резервами в 50 млрд. долл. (по данным
часть «асеановцев» попали в плен к МВФ.
КСЕ, 1998, с.939, они вдвое меньше) и, кроме того, уполно-
моченные организации располагали валютой стоимостью 150 Однако по существу проблема не решена, а лишь отсроче-
млрд. долл. Сверх того, в Гонконге КНР принадлежали акти- на - уже потому, что ни Сингапур, ни Тайвань, ни даже
вы стоимостью 100 млрд. долл. Гонконг не пострадали и остались при своих валютных резер-
вах. Малайзия восстановила способность к росту. А Китай в
Всего в КНР (без Гонконга), по этим данным, обращалось
виде КНР вообще оказался не по зубам ни спекулятивным
200 млрд. долл. валюты, что примерно соответствовало массе
фондам, ни международному сообществу. Валютные резервы
денег в обращении, включая безналичные деньги, то есть
Китая по-прежнему висят над мировыми финансовыми рын-
деньги на расчетных счетах, если считать по курсу.
ками грозовой тучей. И они, конечно, в несколько раз боль-
В 1997 г. официальные валютные резервы КНР составили
ше официально заявленных величин.
139,8 млрд. долл. (в Японии 223 млрд. долл.) плюс золотой
В связи с этим особого внимания заслуживает проблема
запас в 392 тонны (в Японии - 754 тонны) (КСЕ, 1998, с.939).
золотого запаса Китая. Официально он не растет: в 1980 г.
В связи с общей установкой вывода золотовалютных ре-
называлась цифра 398 тонн золота, а спустя 17 лет - 392
зервов на уровень массы денег в обращении с учетом безна-
тонны, тогда как золотой запас США составлял в 1997 г.
личных (М1), валютные резервы КНР, по-видимому, достигнут
8140 тонн, Германии - 2960 тонн, Франции - 2546 тонн,
в не слишком отдаленном будущем уровня, превышающего
Италии - 2074 тонны (КСЕ, 1998, с.939).
400 млрд. долл. А все валютные резервы «китайского эконо-
мического мира» вместе с Тайванем, Сингапуром, Малайзией Однако, в отличие от всех перечисленных стран, Китай
и Таиландом (экономическая жизнь последних контролирует- является крупным производителем золота. И можно только
ся китайской обшиной и спецслужбами КНР) могут намного гадать, сколько золота ежегодно добывается в Китае - 400
превысить 600 млрд. долл. (без золота). Это революционизи- тонн, 1000 тонн, или еше больше. Реальный золотой запас,
рует мировую финансовую ситуацию. Либо на месте долла- которым располагает китайское руководство - это большая
ровой мировой системы возникнет совокупность локальных неизвестная величина.
валютных зон, причем в долларовую зону войдут Латинская Незначительность заявленных валютных размеров Китая к
Америка, возможно, Африка южнее Сахары (программа Буша- началу 80-х годов после того, как десятки лет сотни тысяч,
младшего предполагает привязку этого региона к США по- если не миллионы, заключенных добывали там золото, и пос-
средством «свободной торговли») и - опять-таки возможно, ле того, как этим же делом, уже по официальным данным,
Россия или какой-либо ее «кусок», либо же придется возвра- занимались массы вольных старателей, является показателем
щаться к какому-то варианту системы золотого стандарта и того, что в качестве реального валютного резерва в Китае во
возвращать золоту украденное у него бумажками королевс- времена Мао Цзедуна, как и в СССР при Сталине, рассмат-
кое место. ривались главным образом золото и серебро. С тех пор этот
Нельзя исключить и возможность крупномасштабного во- резерв, конечно, значительно вырос.
енного конфликта (с непременным втягиванием в него Китая) Вопрос заключается в том, каково соотношение золотого и
серебряного резерва КНР, с одной стороны, и ее долларовых
Так, в начале 80-х годов в финансовой системе Японии
резервов, с другой. Если это соотношение велико, то Китай
насчитывалось, помимо бюджетов центрального прави-
при известных условиях может очень легко пойти на игру
тельства и местных властей, также 5 специальных счетов
против доллара. И тогда процесс накопления долларовых ва-
центральных и около 7 тысяч счетов местных органов
лютных резервов отнюдь не обязательно является свидетель-
власти, включая как специальные фонды, так и счета
ством стремления КНР подвести под юань долларовую базу.
казенных предприятий, служб, корпораций («Финансы
Но в любом случае долларовый резерв - не только сред-
капиталистических государств», под ред. Б.Г.Болдырева.
ство зашиты. Он всегда может быть использован и как сред-
- М.: Финансы и статистика, 1985, с.265).
ство нападения.
Аналогичным образом система государственных расходов
КНР включает:
4. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ • Государственный бюджет, причем, как утверждает-
ся, местные бюджеты инкорпорированы в государствен-
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ ный бюджет.
КНР И ЕЕ СПОСОБНОСТЬ
• Систему внебюджетных доходов и расходов, вклю-
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯТЬ ВВП чая доходы и расходы, субъектами которых являются
центральные и местные власти.
Достаточно широко распространено представление о фи-
• Систему регулируемых расходов, не относящихся
нансовой слабости современного китайского государства. Эта
в соответствии с действующими классификационными
точка зрения не соответствует реальному положению вешей.
правилами к внебюджетным расходам (аналог японского
Современная структура системы государственных финан-
фонда децентрализованных ресурсов государства).
сов КНР далеко не такова, какой она была в 50-е годы и
• Систему финансов государственных предприятий.
имеет мало обшего со структурой системы государственных
финансов таких стран, как США и Канада, для которых ха- Изменение классификационной схемы в 1993 г. привело к
рактерно сосредоточение почти всей массы перераспределя- резкому уменьшению внегосбюджетных расходов. В связи с
емых государством финансовых ресурсов в бюджетной систе- этим утверждается (КСЕ, 1998, с.268), что данные о таких
ме. Зато система государственных финансов КНР ныне имеет расходах до 1993 г. и после 1992 г. несопоставимы. Однако
много обшего с таковой у Японии в 50-е - 70-е годы. Пос- по существу, видимо, мало что изменилось.
ледняя, как известно, включала помимо собственно бюджет- Государственный бюджет КНР по характеру расходных ста-
ной системы в составе государственного и местных бюдже- тей и их удельному весу является аналогом государственных
тов также: бюджетов Японии и Тайваня, не включающих местные расхо-
ды. В разделе международных сопоставлений КСЕ он сопос-
• Систему специальных правительственных фондов,
тавляется с центральными бюджетами стран, бюджетные сис-
в целом аналогичную системе внебюджетных фондов
темы которых включают и центральный, и местные бюджеты.
РФ в период ее наибольшего развития.
Тем не менее, формально провинциальные бюджеты Китая
• Фонд децентрализованных финансовых ресурсов включаются в государственный бюджет. В 1980 г. на их долю
государства, имеющий базой доходы от государственных приходилось 46% расходов госбюджета (в 1957 г. - меньше
предприятий и имуществ, не поступающие в бюджет. 30%), в 1985 г. - больше половины, в 1990 г. - 2/3, в 1995 г.
- 7 1 % (КСЕ, 1996, с.235). Это одна из многочисленных зага-
• Систему финансов государственных предприятий.
док китайской финансовой статистики.
та, а включаются в его доходную статью со знаком «минус»
Фактически, независимо от того, как это оформляется в
(в 1995 г. - 0,6% ВВП).
классификационном плане, бюджеты уездов и округов боль-
В целом картина на 1995 г. была такова (в % ВВП):
шей частью или целиком не включаются в государственный
бюджет.
В содержательном плане существенно также подразделение
государственного бюджета КНР на (1) бюджет текущих расхо-
дов, (2) бюджет капиталовложений и (3) кредитный бюджет.
Доходы последнего составляют займы и кредиты, а расхо-
ды - затраты на обслуживание внутреннего и внешнего гос-
долга и перечисление остатка в центральный бюджет.
Военные расходы включаются в бюджет текущих расхо-
дов и, следовательно, не включают затраты на приобрете-
ние снаряжения, военной техники и на капитальное строи-
тельство. Однако эти затраты не фигурируют и в бюджете
капиталовложений. Они, видимо, относятся к категории
внебюджетных расходов. Согласно оценке, приведенной в
ежегоднике СИПРИ 1994, они, будучи за пределами бюд-
Общий интегральный показатель, смотря по тому, как счи-
жета, вдвое превышают бюджетные затраты на военные
тать, может быть немного больше или меньше, но это не
цели. Кроме того, вне бюджета находятся также затраты на
меняет сути дела: реально китайское государство перераспре-
НИОКР в объеме (на 1993 г.) около 70% от видимых
деляет достаточно большую часть ВВП, чтобы Китай был мощ-
военных расходов.
ной в финансовом отношении державой. Имея в виду это
К системе государственных расходов необходимо также
обстоятельство, составители методических примечаний к раз-
отнести (см. КСЕ, 1996, с.139, 236, 292, 301):
делу «Общественные финансы» КСЕ 1998 г. сочли целесооб-
• Почти целиком все трансферты (пенсии, пособия
разным отметить: «Общие доходы и общие расходы централь-
и т.п.), составлявшие в 1995-97 гг. 4,5-5% ВВП.
ного правительства и местных правительств не показывают
реальной финансовой силы правительств различных уровней».
• Другие затраты социального характера, включая
затраты на здравоохранение, составлявшие 3-4% ВВП. Любопытная ситуация сложилась с освещением расходов и
доходов центрального бюджета. Из расходов центрального
• Затраты на капиталовложения, проходящие по офи-
бюджета исключены:
циальным внебюджетным расходам и составляющие 1/3
- субвенции регионам;
их (в 1990 г. они составляли 5% ВВП, а в 1994 г. -
- затраты на обслуживание госдолга;
немногим более 1 % ВВП).
- затраты на оснащение армии военной техникой, а
• Прочие эффективно регулируемые в отношении также затраты на военное капитальное строительство и,
объема капиталовложения (в 1995-97 гг. - около 10% возможно, военные НИОКР.
ВВП). Из доходов центрального бюджета, соответственно, исклю-
чены поступления за счет кредитов и займов, а также дохо-
• Учитываемые статистикой в качестве внебюджет-
ды, покрывающие затраты на оснащение армии техникой и
ных административные расходы.
вооружением, военное капитальное строительство и, возмож-
Сюда еще нужно приплюсовать субсидии убыточным пред-
но, военные НИОКР.
приятиям, которые не включаются в расходные статьи бюдже-
10 Зак. 17043
потоки, в несколько раз превышающие номинальный цент-
В сопоставимом с российским федеральным бюджетом виде
ральный бюджет в том виде, который он имел в 1995-97 гг.
центральный бюджет КНР по состоянию на 1995 г. был таков
Это, соответственно, сокращает потребность в перераспреде-
(в % от ВВП):
лении финансовых ресурсов через бюджет и делает возмож-
ным эффективное функционирование экономики при отно-
сительно небольших размерах чисто бюджетного перераспре-
деления ВВП.
То есть срабатывает принцип: чем больше госсектор - тем
меньше бюджет, чем меньше госсектор - тем больше бюджет.
Обнулив госсектор, развитые экономики компенсируют его
отсутствие огромными размерами бюджетного перераспреде-
ления ВВП. КНР в 90-е годы сохраняла мощный госсектор и
поэтому могла обойтись относительно скромными размерами
перераспределения ВВП не только через бюджет, но и через
систему государственных финансов в целом. И в чисто тео-
ретическом плане очень большой вопрос, какая из схем регу-
лирования экономики, через госсектор или через систему
государственных финансов, и при каких условиях больше
Приблизительно такими же были расходы по приведенно-
благоприятствует делу экономической свободы.
му центральному бюджету в 1996-97 гг.
Оценивая возможности правительства КНР влиять на эко-
номическую ситуацию и финансовые потоки в условиях уже
сложившейся китайской экономической модели, необходимо
5. РЕАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
также учитывать, что еше в 1997 г. в КНР имелись, в частно-
ОПАСНОСТИ НЕДООЦЕНКИ
сти, такие структуры:
СПОСОБНОСТИ КИТАЯ
- министерства угольной промышленности, электроэнерге-
тики, металлургии, химической, машиностроительной и элек-
ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА
тронной промышленности, министерство железных дорог,
МИРОВЫЕ РЫНКИ И МИРОВЫЕ
министерство коммуникаций (помимо министерства почт и
ФИНАНСЫ. ПРИЧИНЫ ЭТОГО
телекоммуникаций);
- группа корпораций оборонной промышленности с об-
шей занятостью в несколько миллионов человек;
Даже сегодня в авторитетных источниках, включая публи-
- Китайская нефтяная национальная корпорация; кации МВФ, можно найти такого рода сведения: в 1970 г.
- Китайская нефтехимическая корпорация; ВВП КНР составлял 2,4% мирового ВВП, тогда как ВВП США
- Китайская корпорация цветных металлов. - 30,7%, а ныне соответственно 3,3% и 30,7%, то есть ВВП
Костяк из структур этого типа сохранится в Китае при КНР сопоставим с ВВП Италии (3,5% мирового ВВП). Такая
всех обстоятельствах. В китайских условиях все эти мощные цифирь наводит читателя на мысль, что никакого Китая как
экономические структуры подвержены сильным местным вли- заслуживающего уважения экономического и финансового
яниям. Тем не менее, через их посредство правительство субъекта нет, и завтра - тоже не будет. «Не о чем говорить».
КНР в состоянии оказывать мошное программирующее влия- Говорить же, на самом деле, есть о чем.
ние на экономику в целом, в том числе - на финансовые
• Учет лишь по себестоимости (или вовсе неучет)
Цифры, подобные приведенной выше, с формальной точки
работы для себя в сельском хозяйстве и строительстве
зрения получаются просто: берется рассчитанный национальны-
(ее вклад в ВВП КНР, естественно, в десятки раз боль-
ми статистиками ВВП, а затем без всяких поправок на разли-
ше, чем в США, поскольку в китайской деревне прожи-
чия в методиках расчета эти показатели делятся на «рыноч-
вает 70% населения).
ный» курс национальных денежных единиц к доллару. Затем
Могли быть допущены и другие ошибки.
«курсовые» ВВП суммируют и определяют долевые показате-
На глаз, если брать официальные данные без всяких кор-
ли для каждой страны в мировом ВВП.
ректировок, в 1995 г. конечный материальный продукт эко-
Давно установлено, что это, мягко говоря, не самый точ-
номики КНР и составлял примерно 50% ВВП США в целом.
ный механизм оценки ВВП и места отдельных стран в миро-
Наиболее корректными из достаточно распространенных
вой экономике. Поэтому с начала 90-х годов начался широ-
оценок ВВП КНР являются оценки, полученные с использова-
кий переход на иные методики оценки ВВП, исходящие из
нием данных ЦРУ американскими специалистами в рамках
показателей паритета покупательной способности национальных
осуществлявшегося под эгидой О О Н Проекта международных
денежных единиц, или на основании их усредненной покупа-
сопоставлений. Оказалось, что еше в 1970 г. ВВП КНР со-
тельной силы. По тысячекратно распубликованным оценкам
ставлял 44% ВВП США (понятно, почему Киссинджер и Ник-
того же МВФ и Всемирного банка, еше в середине 90-х
сон бросились «дружить» с Китаем), в 1980 г. - 63%, в 1987 г.
годов ВВП КНР составлял примерно 50% от ВВП США. Та-
- 97% (см. «Экономическое положение развитых и развива-
ким образом, казалось бы, истина стала общедоступной.
ющихся стран. Обзор за 1988 г. и начало 1989 г.» - М.:
Но на самом деле оценка ВВП КНР на уровне половины
Правда, 1989, с.158).
ВВП США - это тоже «политическая цифра».
Вот тут все учтено, как надо.
Промышленное производство КНР в 1995 г., по любым
Теперь очевидно, что соответствующий показатель на се-
методикам подсчета, было сравнимо с промышленным произ-
годня находится на уровне 150%.
водством США. Конечная продукция сельского хозяйства Ки-
В то время как на Западе проявляется тенденция недо-
тая еще в 80-е годы превысила американскую. По объему
оценки реальных экономических возможностей КНР, анало-
строительно-монтажных работ КНР намного перекрывает США
гично тому, как долгое время недооценивалась «неприятная»
(уже в 1995 г. производство цемента КНР в 6 раз превысило
Япония, в Китае до недавнего времени тоже не имели ничего
таковое в США).
против того, чтобы на Западе предавались иллюзиям. Китай-
Каким же образом получается 50%? Эта оценка по состо-
ская политика в вопросе публикации экономической инфор-
янию на 1995 г. в неявной форме предполагает:
мации всегда базировалась на принципе: с одной стороны,
• Недооценку покупательной силы юаня за счет оценки
нужно говорить правду, насколько это возможно в столь
таковой в нерыночном секторе по иенам рыночного
несовершенном мире, а с другой стороны, по возможности
сектора (стоимость же юаня в сфере нерыночных услуг,
«щадить» чувства тех многочисленных элементов западной
включая услуги систем образования, здравоохранения,
«элиты», которые нервно реагируют на чужие успехи, а затем
правительственные услуги, - многократно выше, чем ус-
проявляют склонность угробить и успехи, и «чужих». Это,
редненная покупательная сила юаня в рыночном секто-
вероятно, основная причина чрезвычайной сложности схем
ре и в несколько раз выше покупательной силы юаня в
статистического учета в КНР, их низкой прозрачности и на-
сфере рыночных услуг).
личия в обороте основных статистических изданий данных,
• Учет для США и неучет для КНР приписной ренты, как говорят статистики, по разным учетным базам. Или, если
то есть условной платы собственника жилья самому выражаться проще, нескольких альтернативных статистичес-
себе (4-6% ВВП США). ких образов состояния китайской экономики.
О сложности информационной ситуации можно судить по
такому достаточно хорошо известному с начала 80-х годов
факту: в то время, как официальная сельскохозяйственная
статистика построена на том принципе, что обрабатываемых
земель в стране около 100 млн. га, реально обрабатывается
около 140 млн. га. Это, как писал в 1981 г., вероятно,
крупнейший специалист КНР в области землепользования By
В 1995 г. номинальное производство часов в КНР соответ-
Чуанчунь в статье «Землепользование в самой населенной
ствовало не более чем половине фактического экспорта, а в
стране мира», опубликованной Оксфордским экологическим
1997 г. - уже пятой или шестой части. И, конечно, этот
журналом «Mazingira», «всем известный секрет», как равно и
пример - не единственный в своем роде. Надо просто иметь
условность сельскохозяйственной статистики вообще (1991,
в виду, что такие веши возможны.
°2, с.20-21). Вопрос этот всплывал и в дальнейшем, а сам
Непросто обстоит дело и с репрезентативностью данных о
факт «ножниц» между фактической плошадью обрабатывае-
величине ВВП. В этой связи заслуживают внимания следую-
мой земли и ее «статистическими» размерами признавался на
щие обстоятельства:

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>