<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и декодирование символов русского алфавита в сообщениях, т.е. создают возможность передачи текста
на русском языке по системе SWIFT Рекомендации позволяют учитывать особенности проведения
расчетов различными банками и дают возможность использовать единые технологии для автоматизации
процессов обработки сообщений при осуществлении клиринга как в рублях, так и иностранных валютах.
Рекомендации SWIFT-RUR утверждены в качестве правил сквозной обработки данных (STP) при
использовании стандартов SWIFT для передачи платежных сообщений в рублях. Они рекомендуются в
качестве дополнения к соответствующим разделам Руководства пользователя, перевод которых на
русский язык был подготовлен РОССВИФТ. Пользователи SWIFT извещаются обо всех изменениях
действующей версии стандартов SWIFT-RUR не позднее чем за 3 месяца до даты их введения в
действие.
Согласно рекомендациям РОССВИФТ порядок применения стандартов SWIFT-RUR
определяется специальными дополнительными соглашениями к договорам о расчетном обслуживании,
которые заключаются между банками в рамках установления корреспондентских отношений.
Использование стандартов SWIFT по расчетам в рублях рассматривается в учебном курсе "Рублевые
платежи в системе SWIFT", подготовленном для сотрудников банков и финансовых организаций.
Использование стандартов SWIFT-RUR в процессе проведения платежей в российских рублях
позволяет банкам воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет
телекоммуникационная сеть SWIFT своим пользователям, при одновременном соблюдении требований
Банка России, которые установлены для безналичных расчетов в Российской Федерации. Очень важно,
что данные стандарты создают возможность передачи сообщений SWIFT, составленных на русском
языке. Это позволяет не только эффективно осуществлять переводы средств в рублях, но и быстро
проводить оперативную переписку между банками по проблемам клиринга платежей.
Сотрудники расчетных подразделений банков в процессе подготовки рублевых платежей,
осуществляемых через SWIFT, заполняют поля стандартных платежных документов, форматы которых
регламентированы Положением Центрального Банка РФ N 2-П "О безналичных расчетах в Российской
Федерации". Затем с помощью специального программного обеспечения происходит трансформация
подготовленного документа в сообщение SWIFT Например, рублевое платежное поручение может быть
конвертировано в МТ 103 или МТ 202. Таким же образом в форматы SWIFT могут переводиться
электронные сообщения, поступающие в банки из расчетной сети Банка России. При этом оригинальный
текст на русском языке согласно правилам транслитерации перекодируется в латинские буквы, а также
символы, допустимые в сообщениях SWIFT
После процедуры трансформации составленных по российским правилам платежных документов
в необходимый формат осуществляется их передача по сети SWIFT Банк, получивший сообщение,
может снова конвертировать его в стандартный расчетный документ по форме Центрального Банка РФ.
Платеж в формате SWIFT также может использоваться для дальнейшего проведения расчетов.
В качестве примера можно привести соответствие платежных инструкций в поручении,
составленном согласно стандартам SWIFT-RUR, и в документе, формат которого определен Банком
России (рисунок 1).
К сожалению, обмен сообщениями SWIFT-RUR может проводиться только между коммерческими
банками в рамках двусторонних соглашений. Расчеты через клиринговую систему Банка России с
использованием сообщений SWIFT не проводятся. В силу глобального доминирования расчетной сети
Центрального Банка РФ над всеми остальными платежными системами, действующими в стране,
область применения SWIFT-RUR при очевидной прогрессивности данной технологии является крайне
ограниченной.




"Рисунок 1. Рублевое платежное поручение в формате, установленном Банком России, и его
эквивалент в виде сообщения SWIFT МТ 103, составленный в соответствии со Стандартами SWIFT
RUR"

Концепция развития SWIFT в России в 2002-2006 годах, которая была утверждена Комитетом
РОССВИФТ 22.05.2002 г. в Санкт-Петербурге, предусматривает возможность использования SWIFT при
расчетах через клиринговую систему Центрального Банка РФ. Для этого планируется опираться на опыт
SWIFT в области построения национальных платежных систем некоторых стран. Речь идет о возможном
создании на основе SWIFT современной системы валовых расчетов (gross settlement) в режиме
реального времени (real time), т.е. RTGS-системы. С помощью SWIFT задачи построения национальных
клиринговых систем были успешно решены в более чем 30 странах.
Одной из основных целей РОССВИФТ является участие в совершенствовании клиринговой
системы путем построения национальной расчетной сети RTGS на базе использования потенциала
SWIFT Планируется, что при осуществлении данного проекта действующим пользователям не придется
делать дополнительных серьезных затрат для участия в новой платежной сети. Они смогут
использовать уже имеющийся у них комплекс SWIFT как для работы в проектируемой системе, так и для
расчетов по корреспондентским счетам и межфилиального клиринга. Опыт SWIFT показывает, что
внедрение такого рода проектов проходит в срок от б до 18 месяцев. При этом последующая
эксплуатация современной RTGS-системы ведет к значительному снижению расходов на содержание и
обслуживание национальной платежной сети.
Для достижения поставленных целей РОССВИФТ развивает сотрудничество с Банком России по
целому ряду направлений. Проводится адаптация технологических решений в области стандартов и
организации бизнес-процессов для обеспечения автоматизированного взаимодействия инфраструктуры
SWIFT с расчетной системой Центрального Банка РФ. Большое внимание уделяется участию в рабочей
группе по разработке, развитию и внедрению унифицированных форматов электронных банковских
сообщений клиринговой системы Банка России с целью внедрения стандартов SWIFT в расчетную сеть
Центрального Банка РФ. Оказывается помощь в разработке нового формата платежного поручения на
основе стандарта сообщения SWIFT MT 103. Осуществляется работа в направлении внедрения системы
идентификации российских кредитных организаций в соответствии со стандартом SWIFT BIC.


4.3. Международные платежи и валютный контроль в Российской
Федерации

Возможность осуществления международных переводов денежных средств в той или иной
валюте в первую очередь зависит от наличия соответствующей законодательной базы в стране, где эта
валюта используется в качестве национальной. Вернее будет сказать, что эта возможность
определяется отсутствием запретов на свободное обращение валюты внутри страны и, самое главное,
за рубежом. Причем речь идет не только о формальном разрешении на свободное обращение местной
денежной единицы. Важное значение имеет фактическое отсутствие нормативных препонов на
проведение платежных операций любого вида в национальной валюте нерезидентами.
Возможность проведения иностранными компаниями и гражданами операций в валюте
Российской Федерации была установлена различными нормативными актами еще в начале 90-х годов.
Основу валютного законодательства в то время составлял Закон "О валютном регулировании и
валютном контроле" от 09.10.1992 года. В течение более чем 12 лет в него много раз вносились
изменения и дополнения, что позволяло таким образом регулировать практику осуществления валютных
операций в стране. Первым документом, который напрямую регулировал бы вопросы проведения
рублевых платежей нерезидентами, стала Инструкция Банка России N 16 от 16.07.1993 года под
названием "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте
Российской Федерации". Этот нормативный акт перевел в практическую плоскость вопрос о совершении
платежных операций в рублях иностранцами, тем самым сделав их проведение возможным в принципе.
Инструкция N 16 явилась знаковым документом Центрального Банка РФ, с которого фактически
началась разработка нормативной базы по созданию условий для полной конвертируемости рубля.
Справедливости ради надо отметить, что данный документ накладывал великое множество ограничений
на право нерезидентов распоряжаться их собственными счетами в валюте РФ. Режимы счетов,
установленные Инструкцией, были довольно жесткими, что не способствовало использованию рублей в
расчетах зарубежными юридическими и физическими лицами.
В 2000 году Банк России выпускает новый нормативный акт, регулирующий расчеты
нерезидентов в рублях. Инструкция N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских
счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации" от 12.10.2000 года олицетворяла собой чуть
более свободный подход к вопросам рублевого клиринга по операциям с иностранцами.
Но в целом и этот документ не мог стимулировать использование рублей зарубежными
компаниями и гражданами для проведения денежных расчетов.
Хотелось бы отметить, что инструктивные документы Банка России всего лишь являются
подзаконными актами, развивающими положения законов и создающими условия для их практического
применения. Поэтому наивно было бы полагать, что в рамках действующего законодательства
различные инструкции и указания могут изменить ситуацию в той или иной области, регулирование
которой входит в компетенцию Центрального Банка РФ. Это справедливо и в отношении рублевых
международных платежей - до изменения закона отмена или хотя бы смягчение ограничений на
операции иностранцев с национальной валютой невозможно. Кроме того, урезанные режимы счетов
иностранных компаний и граждан в рублях были далеко не единственными ограничениями, которые
накладывались действующим законодательством на проведение валютных операций.
Появление нового Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от
10.12.2003 года изменило многое. Практически полностью были сняты формальные ограничения на
проведение текущих валютных операций, а значит, и расчетов по ним. Закон в первоначальной редакции
регулировал в основном только операции движения капитала. Кроме того, законодатель полностью
поменял механизмы валютного регулирования. Если раньше контроль за валютными операциями по
большей части осуществлялся на стадии проведения конверсионных операций, т.е. купли / продажи
валюты, то теперь он был переведен в плоскость непосредственно расчетов между резидентами и
нерезидентами. Таким образом, в процессе проведения рублевого клиринга российских юридических и
физических лиц с иностранцами осуществлялась проверка характера операции: текущая или
капитальная.
В августе 2004 года практически одновременно с вступлением в силу нового Закона "О валютном
регулировании и валютном контроле" была отменена Инструкция N 93-И. С этого времени ведение
рублевых счетов нерезидентов и осуществление операций по ним происходит точно так же, как и в
отношении резидентов. Положения Закона легли в основу Инструкции Банка России N 116-И от
07.06.2004 года. "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов". Она как раз и была призвана
создать условия для реализации контроля за проведением денежных расчетов между резидентами и
нерезидентами через механизм спецсчетов, которые открываются банками при проведении их
клиентами той или иной валютной операции. Аналогичные задачи должна была решать Инструкция
Центрального Банка РФ N 117-И от 15.06.2004 года "О порядке предоставления резидентами и
нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при совершении валютных
операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов
сделок". В этом документе акцент был сделан в отношении контроля документов гражданско-правового
характера, служащих основанием для проведения международных платежей как в рублях, так и в
иностранной валюте.
В июле 2006 года вступили в силу изменения в Закон "О валютном регулировании и валютном
контроле", которые сняли все существовавшие ранее ограничения на проведение валютных операций по
движению капитала. Центральный Банк РФ также внес ряд изменений в свои нормативные акты в целях
отмены требований о резервировании средств при осуществлении российское валютное
законодательство не ограничивает проведение финансовых операций между резидентами и
нерезидентами РФ. Созданы формальные условия для превращения рубля в полностью свободно
конвертируемую валюту и беспрепятственного осуществления международных платежей в этой валюте.
Тем не менее, приходится констатировать, что определенные Законом "О валютном
регулировании и валютном контроле" механизмы и институты валютного контроля продолжают
действовать. Правда их работа сводится к фиксации фактов проведения валютных операций и
составлению отчетности. Банки не могут отказать своим клиентам в проведении международных
операций на основании того, что они не соответствуют валютному законодательству. Но они могут не
выполнять клиентские поручения по другим основаниям.
Инструкция Банка России N 117-И, о которой упоминалось выше, в несколько измененном виде
продолжает действовать и по сей день. Согласно этому документу российские юридические и
физические лица при осуществлении валютных операций в иностранной валюте предоставляют в свой
банк справку о валютных операциях, составленную по определенной Инструкцией форме, а также
документы, которые являются основанием для проведения этой операции. Перечень таких документов
содержится в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле" и состоит из 12 пунктов. Банк
должен отказывать в проведении операций в случае неправильного оформления справки о валютных
операциях или наличия несоответствий между данными справки и представленными документами.
При осуществлении резидентами валютных операций в рублях, в число которых входят
международные платежи, обслуживающие банки должны получить документы, являющиеся основанием
для проведения расчетов. Перечень тот же самый - определен Законом. Расчетный документ, проще
говоря платежное поручение, которое направляется отправителем средств (как резидентами, так и
нерезидентами) в банк, обязательно оформляется в соответствии с определенными требованиями.
Согласно им в назначении платежа в обязательном порядке по установленной форме указывается код
валютной операции и номер паспорта сделки, если его оформление предусмотрено при проведении
данной операции. Коды валютных операций и порядок открытия паспортов сделок также определены
Инструкцией N 117-И. В случае неправильного оформления платежного поручения или несоответствия
данных, содержащихся в нем и в представленных документах - основании для проведения перевода,
банк должен отказать в осуществлении операции.
Если платеж резидента в рублях в пользу нерезидента вызван кредитными отношениями между
ними, то банк должен получить от перевододателя справку о расчетах через счета за рубежом по
кредитным договорам, а также справку о поступлении рублей по открытым паспортам сделок за
отчетный месяц.
При проведении российскими юридическими лицами практически любых международных
платежей на сумму, превышающую в эквиваленте 5 тыс. долларов США, в обслуживающем их банке
открывается паспорт сделки. Он оформляется в разрезе каждого заключенного контракта или
кредитного договора, предполагающего проведение валютных операций. К паспорту сделки должны
прилагаться документы, на основании которых проводится данная операция. Инструкцией определены
основания, по которым резиденту может быть отказано в открытии паспорта сделки.
Получается довольно интересная ситуация. Для иностранцев установлено меньше требований в
отношении правил осуществления валютных операций, в том числе и в рублях, чем для российских
организаций и граждан. Неразумно проводить сбор информации о валютных операциях руками
участвующих в них субъектов. Тем более что в настоящее время эта процедура не может привести к
запрету проведения тех или иных расчетов по причине нарушения валютного законодательства.
Представляется, что такой подход является несправедливым по отношению к резидентам Российской
Федерации.
Таким образом, процесс осуществления международных платежей в валюте Российской
Федерации остается на сегодня весьма зарегламентированной процедурой. Это не способствует
развитию рублевых расчетных операций и выводу их на международный рынок платежных услуг. К
сожалению приходится констатировать следующий факт - проведение международных платежей в
рублях требует больших издержек, связанных с выполнением норм и правил валютного
законодательства, чем при осуществлении аналогичных переводов в любой другой свободно
конвертируемой валюте. Причем это утверждение справедливо как в отношении нерезидентов, так и
резидентов РФ.
Заключение

В последнее время мы все чаще становимся свидетелями заявлений высоких государственных
чиновников и представителей финансовых властей России о скором превращении рубля в полностью
свободно конвертируемую валюту. На этом пути действительно сделано многое. На законодательном
уровне отменены многие ограничения, препятствовавшие свободному обращению российской денежной
единицы на международном рынке. Таким образом, первоначальный этап задачи по достижению
реальной конвертируемости выполнен.
Успех, достигнутый на поле снятия формальных ограничений по проведению любых законных
валютных операций в стране, дает основания предрекать рублю в будущем роль одной из резервных
мировых валют. Такую точку зрения высказал первый вице-премьер РФ Д. Медведев. 13 июня 2006 года
на санкт-петербургском международном экономическом форуме он заявил: "По мере повышения в мире
спроса на рубль наша валюта может стать одной из резервных валют"*(62). Аналогичные мысли
высказывались вице-премьером РФ А. Жуковым 14 сентября 2006 года в ходе ежегодной конференции
"Россия: энергия созидания"*(63). Представляется, что перед финансовыми властями Российской
Федерации жестко поставлена задача - довести до конца процесс превращения рубля в свободно
конвертируемую или даже резервную мировую валюту.
Очевидно, что для достижения полной конвертируемости российской денежной единицы
необходимо, чтобы она стала реально востребованной, чтобы она пользовалась высоким спросом на
международном рынке. В дискуссиях и рассуждениях на указанную тему основной акцент делается на
том, что такая ситуация может быть достигнута в результате увеличения доли России в мировой
торговле, что в купе с либерализацией валютного законодательства приведет к повышению роли рубля
в международных расчетах.
Действительно, создавая комфортные условия для расчетов национальной валютой за продукты
традиционно российского экспорта, можно значительно повысить спрос иностранных компаний на рубли.
Этому может способствовать развитие уже анонсированной биржевой торговли нефтью и другими
сырьевыми товарами. Рост объемов экспорта также поможет увеличить потребность зарубежных
импортеров в российской валюте.
Оценивая перспективы рубля в качестве одной из основных мировых валют, мало кто уделяет
внимание удобству использования нашей валюты в расчетах. Тем временем этот вопрос является
одним из ключевых. Ведущие мировые свободно конвертируемые валюты обязаны своему статусу во
многом благодаря низким издержкам платежных операций, четкому и безупречному клирингу.
В этом отношении Россия значительно отстает от ведущих экономически развитых стран.
Сохраняющиеся требования валютного контроля значительно усложняют процесс осуществления
международных платежей в рублях. Трудно себе представить, что, проводя перевод в долларах, кто-то
будет выискивать в нормативных документах ФРС США среди сотен кодов валютных операций тот,
который необходим именно в данном случае. Но если эту проблему, как показывает опыт снятия
ограничений на проведение валютных операций, можно решить быстро, то закрыть вопрос качества и
эффективности расчетов, проводимых через платежную систему Российской Федерации, в одночасье не
получится.
Для того чтобы рубль стал востребованным в качестве средства международных расчетов, в
первую очередь требуется немедленная модернизация платежной системы Банка России и вывод ее на
уровень американского и европейских аналогов. Как минимум, она должна обеспечивать выполнение
банками платежей в режиме реального времени, причем в независимости от того, в каких регионах
находятся отправитель и получатель средств. К сожалению, до сих пор все попытки Банка России
осуществить нечто подобное ничем не закончились. Дальше сообщений прессы о проводимой работе в
этом направлении и экспериментов с участием некоторых коммерческих банков дело не продвинулось.
Серьезный стимул Центральному Банку могли бы придать сами участники рынка платежных
услуг, выступив с инициативой создания частной клиринговой системы, объединяющей крупнейшие
коммерческие банки. Система, предоставляющая участникам возможность осуществлять переводы в
режиме реального времени и на основе net settlement, могла бы стать костяком современной платежной
инфраструктуры России. Отсутствие именно такой расчетной сети является главной причиной того, что
платежная система страны по уровню своего развития находится далеко позади многих своих
зарубежных аналогов.
В последние годы предпринимались некоторые попытки создать межбанковские расчетные
системы в стране. Но основным препятствием на пути их развития становилось стремление некоторых
участников доминировать над остальными в этих проектах, т.е. осуществлять функции главного
расчетного банка платежной сети. Как ни странно, наиболее эффективно развивалось сотрудничество
коммерческих банков на этом направлении во время финансового кризиса 1998 года. Тогда многие
кредитные организации в условиях серьезного дефицита ликвидности проводили в двустороннем
порядке операции зачета встречных платежей, другими словами - осуществляли расчеты на основе
двустороннего неттинга. Такой подход именно в то нелегкое время доказал свою эффективность.
Существует масса причин, по которым коммерческие банки не ведут активной деятельности по
созданию национальной межбанковской клиринговой системы, основными из которых являются: жесткая
конкуренция между финансовыми институтами на рынке платежных услуг, отсутствие у них должного
уровня доверия друг к другу, сравнительно высокий на сегодняшний день уровень ликвидности в
банковской системе. К сожалению, пока в крупнейших российских банках не пришли к пониманию того,
что проведение расчетов через современную частную клиринговую сеть могло бы существенно снизить
долю высоколиквидных активов в структуре баланса, а значит более эффективно использовать
привлеченные средства. Удивительно, что до сих пор опыт ведущих мировых экономических держав в
области развития межбанковских платежных систем не смог повлиять на процесс объединения усилий
кредитных организаций для создания общенациональной негосударственной расчетной сети.
Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации сложилась довольно
развитая система клиринговых сетей, обслуживающая рынок розничных финансовых услуг. Вне
зависимости от темпов его развития существующая платежная инфраструктура сможет обеспечить ему
бесперебойное функционирование. Однако ретейловые расчеты не являются определяющими в
масштабах всей экономики. Процесс проведения эффективного клиринга национальной валюты зависит,
в первую очередь, от возможностей платежной системы Банка России и наличия в расчетной
инфраструктуре страны мощной современной негосударственной клиринговой сети национального
масштаба. Для обеспечения повсеместного использования рубля в международных операциях по
переводу денежных средств, кроме всего прочего, необходима полная отмена процедур валютного
контроля. До решения указанных задач говорить о полной конвертируемости валюты Российской
Федерации, и тем более о ее превращении в одну из мировых резервных валют, преждевременно.
Приложение
Статистические данные по системе CHIPS*1
--------T----T----T----------------------T-------------T-----------T-----------T---------T---------¬
¦ Год ¦Кол-¦Кол-¦Общая сумма платежей ¦Среднедневной¦Общее кол-¦Среднеднев-¦Изменение¦Средняя ¦
¦ ¦во ¦во ¦(тыс. долл. США) ¦ оборот ¦-во опера-¦ное кол-во¦к преды-¦сумма ¦
¦ ¦дней¦уча-¦ ¦(тыс. долл.¦ций (шт.) ¦операций ¦дущему ¦платежа ¦
¦ ¦ ¦стн-¦ ¦США) ¦ ¦ (шт.) ¦году ¦(тыс. ¦
¦ ¦ ¦иков¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долл. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦США) ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1970*2 ¦180 ¦9 ¦547 615 444 ¦3 042 308 ¦531 778 ¦2 954 ¦ ¦ 1 030 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1971 ¦250 ¦15 ¦1 131 043 459 ¦4 524 174 ¦801 725 ¦3 207 ¦1% ¦ 1 411 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1972 ¦250 ¦15 ¦4 766 919 981 ¦19 067 680 ¦2 029 312 ¦8117 ¦153,1% ¦ 2 349 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1973 ¦250 ¦15 ¦9 184 508 815 ¦36 738 035 ¦2 710 927 ¦10 844 ¦33,6% ¦ 3 388 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1974 ¦250 ¦56 ¦10 704 349 972 ¦42 817 400 ¦3 474 194 ¦13 897 ¦28,2% ¦ 3 081 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1975 ¦250 ¦63 ¦10 984 093 108 ¦43 936 372 ¦6 035 347 ¦24 141 ¦73,7% ¦ 1 820 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1976 ¦250 ¦69 ¦13 138 412 336 ¦52 553 649 ¦7 123 203 ¦28 493 ¦18,0% ¦ 1 844 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1977 ¦250 ¦77 ¦16 190 636 464 ¦64 762 546 ¦8 247 530 ¦32 990 ¦15,8% ¦ 1 963 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1978 ¦250 ¦80 ¦20 357 618 638 ¦81 430 475 ¦9 587 874 ¦38 351 ¦16,3% ¦ 2 123 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1979 ¦250 ¦92 ¦26 844 745 422 ¦107 378 982 ¦10 939 641 ¦43 759 ¦14,1% ¦ 2 454 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1980 ¦251 ¦100 ¦37 121 139 871 ¦147 892 988 ¦13 244 426 ¦52 767 ¦21,1% ¦ 2 803 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1981 ¦250 ¦99 ¦40 090 491 736 ¦160 361 967 ¦15 865 423 ¦63 462 ¦19,8% ¦ 2 527 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1982 ¦251 ¦99 ¦52 971 279 272 ¦211 040 953 ¦18 642 034 ¦74 271 ¦17,5% ¦ 2 841 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1983 ¦251 ¦117 ¦60 307 620 949 ¦240 269 406 ¦20 187 976 ¦80 430 ¦8,3% ¦ 2 987 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1984 ¦250 ¦138 ¦69 134 986 179 ¦276 539 945 ¦22 822 230 ¦91 289 ¦13,0% ¦ 3 029 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1985 ¦250 ¦142 ¦78 401 027 605 ¦313 604 110 ¦24 850 426 ¦99 402 ¦8,9% ¦ 3 155 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1986 ¦251 ¦140 ¦106 583 481 092 ¦424 635 383 ¦28 527 878 ¦113 657 ¦14,8% ¦ 3 736 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1987 ¦252 ¦139 ¦139 808 593 176 ¦554 796 005 ¦31 900 251 ¦126 588 ¦11,8% ¦ 4 383 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1988 ¦251 ¦139 ¦165 388 378 741 ¦658 917 844 ¦33 962 623 ¦135 309 ¦6,5% ¦ 4 870 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1989 ¦251 ¦140 ¦190 212 347 368 ¦757 818 117 ¦36 520 215 ¦145 499 ¦7,5% ¦ 5 208 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1990 ¦251 ¦131 ¦222 107 644 171 ¦884 891 013 ¦37 324 466 ¦148 703 ¦2,2% ¦ 5 951 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1991 ¦251 ¦126 ¦217 312 321 589 ¦865 786 142 ¦37 564 127 ¦149 658 ¦0,6% ¦ 5 785 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1992 ¦253 ¦122 ¦238 255 498 155 ¦941 721 337 ¦39 073 091 ¦154 439 ¦4,0% ¦ 6 098 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1993 ¦252 ¦121 ¦265 745 211 884 ¦1 054 544 492¦42 162 247 ¦167 311 ¦7,9% ¦ 6 303 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1994 ¦251 ¦115 ¦295 443 759 600 ¦1 177 066 771¦45 598 359 ¦181 667 ¦8,1% ¦ 6 479 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1995 ¦251 ¦111 ¦310 021 249 560 ¦1 235 144 421¦51 032 782 ¦203 318 ¦11,9% ¦ 6 075 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1996 ¦252 ¦104 ¦331 541 104 158 ¦1 315 639 302¦53 489 396 ¦212 260 ¦4,8% ¦ 6 198 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1997 ¦251 ¦95 ¦362 186 525 130 ¦1 442 974 203¦58 971 837 ¦234 948 ¦10,2% ¦6141 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1998 ¦252 ¦85 ¦350 372 302 940 ¦1 390 366 281¦59 075 806 ¦234 428 ¦0,2% ¦ 5 930 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦1999 ¦252 ¦77 ¦297 933 674 255 ¦1 182 276 485¦57 252 350 ¦227 192 ¦-3,1% ¦ 5 203 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦2000 ¦252 ¦63 ¦292 147 080 518 ¦1 159 131 811¦59 760 495 ¦237 145 ¦4,3% ¦ 4 888 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦2001 ¦251 ¦58 ¦311 706 562 855 ¦1 241 858 816¦60 377 979 ¦240 550 ¦1,6% ¦ 5 162 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦2002 ¦251 ¦54 ¦315 708 517 978 ¦1 257 802 860¦63 297 834 ¦252 183 ¦4,7% ¦ 4 987 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦2003 ¦251 ¦54 ¦326 560 621 246 ¦1 301 038 331¦64 513 387 ¦257 025 ¦1,9% ¦ 5 061 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦2004 ¦253 ¦51 ¦345 793 313 786 ¦1 366 771 991¦68 541 866 ¦270 916 ¦5,4% ¦ 5 044 ¦
+-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+---------+
¦2005*3 ¦169 ¦48 ¦232 508 510 702 ¦1 375 790 004¦46 766 122 ¦276 723 ¦3,7% ¦ 4 971 ¦
L-------+----+----+----------------------+-------------+-----------+-----------+---------+----------

-------------------------------------------------------------------------
*1 По данным интернет сайта www.chips.org.
*2 Данные с 6.04.1970 г.
*3 Данные по 31.08.2005 г.
Статистические данные по системе Fedwire*(1)
-------T---------------T--------T--------------T---------T-------T-----------------T---------------¬
¦ Год ¦Количество опе-¦Годовой ¦ Общая сумма ¦Годовой ¦Средняя¦ Среднедневное ¦Среднедневная ¦
¦ ¦раций (шт.) ¦ рост ¦ операций ¦ рост ¦сумма ¦кол-во операций ¦сумма операций ¦
¦ ¦ ¦ (%) ¦(млн. долл.¦ (%) ¦опера- ¦ (шт.) ¦(млн. долл.¦
¦ ¦ ¦ ¦США) ¦ ¦ции ¦ ¦США) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(млн. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долл. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦США) ¦ ¦ ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1987 ¦52 375 438 ¦... ¦152 453 528 ¦... ¦2,91 ¦ 207 839 ¦ 604 974 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1988 ¦55 761 851 ¦6,5 ¦160 730 050 ¦5,4 ¦2,88 ¦ 222 159 ¦ 640 359 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1989 ¦59 456 427 ¦6,6 ¦182 575 303 ¦13,6 ¦3,07 ¦ 236 878 ¦ 727 392 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1990 ¦62 559 276 ¦5,2 ¦199 067 200 ¦9,0 ¦3,18 ¦ 249 240 ¦ 793 096 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1991 ¦64 697 268 ¦3,4 ¦192 254 895 ¦-3,4 ¦2,97 ¦ 257 758 ¦ 765 956 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1992 ¦67 567 765 ¦4,4 ¦199 175 034 ¦3,6 ¦2,95 ¦ 267 066 ¦ 787 253 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1993 ¦69 736 710 ¦3,2 ¦207 629 814 ¦4,2 ¦2,98 ¦ 276 733 ¦ 823 928 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1994 ¦72 048 378 ¦3,3 ¦211 201 540 ¦1,7 ¦2,93 ¦ 287 045 ¦ 841 440 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1995 ¦75 894 343 ¦5,3 ¦222 954 083 ¦5,6 ¦2,94 ¦ 302 368 ¦ 888 263 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1996 ¦82 590 787 ¦8,8 ¦249 140 021 ¦11,7 ¦3,02 ¦ 327 741 ¦ 988 651 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1997 ¦89 510 261 ¦8,4 ¦288 419 808 ¦15,8 ¦3,22 ¦ 356 615 ¦1 149 083 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1998 ¦98 095 841 ¦9,6 ¦328 748 912 ¦14,0 ¦3,35 ¦ 389 269 ¦1 304 559 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦1999 ¦102 797 106 ¦4,8 ¦343 381 658 ¦4,5 ¦3,34 ¦ 407 925 ¦1 362 626 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦2000 ¦108 313 521 ¦5,4 ¦379 756 389 ¦10,6 ¦3,51 ¦ 429 816 ¦1 506 970 ¦
+------+---------------+--------+--------------+---------+-------+-----------------+---------------+
¦2001 ¦112 455 615 ¦3,8 ¦423 606 365 ¦11,5 ¦3,77 ¦ 448 030 ¦1 687 675 ¦

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>