<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

размеры компенсаций. Если в операции проведения платежа участвует более двух сторон, то такое
согласование выливается в серьезную проблему. Это вполне актуальный вопрос для клиринговых
систем, где не определены стандартные правила компенсаций.
2.2. Системы расчетов в евро

2.2.1. Платежная система стран зоны евро

Перед тем как обратиться к рассмотрению особенностей платежной системы стран зоны единой
европейской валюты, необходимо отметить, что обращение евро происходит в рамках Евросистемы
(Eurosystem), объединяющей Европейский Центральный Банк (European Central Bank- ECB) и
национальные центральные банки стран, входящих в зону евро (national central banks - NCBs).
Платежная система зоны евро состоит из платежных систем стран, которые используют в
качестве национальной денежной единицы единую европейскую валюту. Изначально они создавались
для функционирования в условиях каждой отдельной страны. Они значительно отличались друг от друга
и во многом не удовлетворяли требованиям, которые стали на них накладываться при введении единой
валюты, когда возникла необходимость создания условий для быстрого и беспрепятственного
перемещения денежных средств по всему региону. Но непосредственно перед введением в обращение
евро финансовая инфраструктура Европейского Союза достаточно быстро изменилась и продолжает
совершенствоваться до сих пор на основе новейших технологий. Использование единой валюты
подтолкнуло европейские страны к ускорению процесса унификации и консолидации своих платежных
систем.
Банки и другие финансовые организации Европы осуществляют операции по переводу денежных
средств через платежные системы своих стран, а также через общеевропейские платежные системы.
При этом некоторые национальные клиринговые системы выполняют роль международных. Изменение
платежной инфраструктуры Европы наиболее ярко проявилось в появлении клиринговых систем,
рассчитанных на большие объемы платежей в евро. Самый яркий пример - система TARGET (Trans-
European Automated Real-lime Gross settlement Express Transfer), которая была создана для
осуществления расчетов между центральными и коммерческими банками как в рамках одной страны, так
и на общеевропейском уровне. Она является ключевым звеном Евросистемы, которое позволяет
монетарным властям проводить скоординированную политику и определяет функционирование
денежных рынков стран Европейского Союза.
Крупнейшей негосударственной общеевропейской клиринговой системой является EURO 1. Она
находится под управлением Euro Banking Association (ЕВА) и предназначена для осуществления
межбанковских и коммерческих платежей.
Что касается розничных денежных переводов на небольшие суммы, то здесь платежная
инфраструктура пока не получила должного развития. Во многом это определяется тем, что несмотря на
введение единой валюты, уровень международных розничных платежей в Европе значительно ниже
объемов таких операций внутри стран. Сохраняются значительные различия в качестве, скорости и цене
местных и международных переводов. Однако эта проблема решается с помощью использования
крупных клиринговых систем и путем создания новых платежных механизмов осуществления розничных
переводов.
Кредитовые переводы - наиболее широко используемый вид безналичных платежей в
европейских странах. Их количество составляет около одной трети всех денежных переводов. В шести
странах они занимают доминирующее положение на рынке, относительно других инструментов
проведения безналичных платежей, при этом их доля в 2003 году составляла: в Австрии - 50.3%, в
Финляндии - 47.9%, в Германии - 42.6%, в Бельгии - 40.2%, в Голландии - 35.4%, в Италии 31.6%*(25)
Далее по популярности следуют дебетовые переводы. В последние годы они все чаще
используются для оплаты коммунальных услуг и товаров в розничном обороте. Поэтому им придается
все большее значение участниками рынка. Дебетовые переводы составляют около четверти всех
платежей в странах зоны евро. Их доля в безналичном обороте европейских стран варьируется от 5.4%
в Финляндии до 41% в Испании. Наиболее востребованы они в Германии (39.3%), Австрии (37.1%),
Голландии (27.8%) и Италии (22.3%)*(26). Такая популярность кредитовых и дебетовых переводов в
качестве средств расчетов обусловлена их удобством для проведения платежей. В последние годы
наблюдается тенденция постепенного снижения доли кредитовых переводов и увеличения доли
дебетовых платежей.
В Европе наблюдается рост количества операций по банковским пластиковым карточкам. В 2003
году более 30% всех платежей было осуществлено при помощи карт. При этом в большинстве
европейских стран предпочтение отдается дебитным картам нежели кредитным. Их соотношение
составляет примерно 3:1, а используются они в четыре раза чаще.
Платежные карты в 2003 году доминировали среди других платежных инструментов в
Люксембурге (63.2%), Португалии (58.1%) и Франции (28%). Они занимали второе место в платежном
обороте Финляндии (46.6%), Бельгии (36.1%), Голландии (33.7%) и Испании (32.5%). Наименее
популярным это средство платежа было в Германии (16.9%) и Австрии (11.2%)*(27).
Количество кредитных карточек в 2003 году в странах зоны евро достигло 447 штук на 1000
человек. В расчете на одну карточку в среднем было совершено 19 операций за год. Больше всего
кредитных карт на 1000 жителей наблюдалось в Финляндии (952). Самый высокий уровень их
использования был зафиксирован в Португалии - 59,1 операций по одной карточке за год. Наиболее
активно кредитные карточки использовались также в Люксембурге (45.2 операции по одной карте за год
и 749 карт на 1000 жителей) и Ирландии (48.1 и 467 соответственно). В Испании таких карточек было
выпущено 585 на 1000 жителей, а операций по одной в среднем за год проводилось 19.5*(28).
Дебитные карточки - наиболее часто используемый инструмент среди всех видов платежных
карт в Европе. В 2003 году их было в обращении 938 на 1000 жителей, а по каждой из них было в
среднем осуществлено 38,6 операций за год. По количеству выпущенных дебитных карт лидирует
Португалия с показателем 1407 карт на 1000 граждан. Больше всего операций по одной карте в среднем
за год было зафиксировано в Дании - 162.3. Этот инструмент также весьма популярен в Голландии (53,3
операций по одной карте за год и 1336 карт на 1000 жителей), Бельгии (40,2 и 1323), Люксембурге (50.3 и
945), Финляндии (100,3 и 793) и Франции (97,8 и 722). Несмотря на большое количество дебитных карт в
обращении в Германии (1097 на 1000 жителей) и Испании (1396 на 1000 жителей), ими платили редко -
18,5 и 11.1 раз по одной карточке за год. Такой же низкий уровень использования этих платежных
средств был в Ирландии и Италии, где их находилось в обращении на 1000 жителей 273 и 484
соответственно*(29).
Конечно же чеки традиционно остаются очень важным платежным инструментом, хотя во многих
странах они вытесняются другими средствами денежных переводов. В последние годы их
использование в странах зоны евро значительно сократилось. Их доля в платежном обороте по
количеству операций снизилась с 17,7% в 1999 г. до 12,4% в 2003 г. Даже в таких странах как Ирландия
и Италия, где количество выписанных чеков возрастает год от года, их значимость по отношению к
другим видам платежей снижается.
В 2003 году 77% всех чеков в зоне евро или 3,9 млрд. штук были выписаны во Франции. На
другие страны пришлось всего 1,2 млрд. выписанных чеков. Во Франции и Ирландии чеки остаются
весьма популярным средством платежа, занимая соответственно 38% и 33% безналичного оборота этих
стран. Они также очень популярны в Португалии (29% безналичного оборота) и Италии (24%). А вот в
Финляндии и Люксембурге наблюдается обратная картина. Там их доля в обороте всего около 0,1%. В
Испании чеки занимают около 9% всех безналичных расчетов. В остальных европейских странах они
представляют не более 5% операций*(30).

2.2.2 TARGET

TARGET (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer) - это
клиринговая RTGS система, предназначенная для осуществления переводов денежных средств в евро.
Система производит обработку исключительно кредитовых платежей. Ее основная задача- обеспечить
движение потоков денежных средств по всей зоне евро при соблюдении следующих условий:
минимальная стоимость, высокая безопасность и короткое время проведения операций. При этом
главный акцент сделан на обработке крупных платежей, связанных в основном с операциями на
валютном и денежном рынках.
Решение о создании TARGET было принято Советом Европейского финансового института (EMI
- European Monetary Institute) в марте 1995 года. 4 января 1999 года она была введена в эксплуатацию.
На тот момент число ее участников составляло около 5000*(31). Ее разработка преследовала три
основные цели: способствовать интеграции денежного рынка евро для проведения единой монетарной
политики, сделать платежи в евро максимально эффективным финансовым инструментом, создать
удобный и безопасный механизм расчетов на базе RTGS. Эти задачи достигаются созданием
возможности проводить денежные переводы из одной страны в другую по той же технологии, что и
внутри одного государства. При этом одни и те же средства на счетах в центральных банках могут быть
использованы банками несколько раз в течение одного операционного дня.
Объемы операций TARGET значительно возросли с момента начала ее эксплуатации в январе
1999 года. В июне 2005 года система обрабатывала за операционный день в среднем 305 тыс. платежей
на сумму около 2013 млрд. евро*(32).
Переводы осуществляются системой в индивидуальном порядке, т.е. каждый в отдельности (по
принципу gross settlement), в режиме реального времени. TARGET мгновенно обеспечивает проведение
каждой операции при условии наличия достаточных средств на счете банка-отправителя. Системой не
установлены минимальные суммы проводимых платежей.
Основными принципами работы TARGET являются:
1. Рыночный подход к осуществлению операций. Проведение клиентских и межбанковских
платежей через систему не является обязательным для банков-участников. Они могут воспользоваться
услугами других клиринговых систем.
2. Безотзывность платежей. Банк-плательщик не может отозвать перевод с того момента, как
только средства списаны с его корсчета.
3. Окончательность расчетов. Сразу после зачисления средств банку-получателю операция
становится завершенной, т.е. эти средства могут быть без какого-либо риска переведены в пользу
конечного получателя.
Для того, чтобы свести к минимуму время и стоимость внедрения TARGET для центральных
банков и кредитных организаций, было решено синхронизировать национальные клиринговые системы с
новой общеевропейской на таком уровне, который бы позволял проводить денежную политику ЕЦБ и
обеспечивал минимальные требования коммерческих банков. Поскольку существуют технические и
организационные различия в организации платежных систем центральных банков стран зоны евро,
TARGET устроена таким образом, что ее использование гораздо удобнее для участников, чем
осуществление международных платежей по стандартным схемам.
Уникальная особенность TARGET состоит в том, что ее услуги доступны во всех странах
Европейского Союза, включая те, которые пока не отказались от национальных валют в пользу евро. Это
стало возможным в результате того, что участие в TARGET было обязательным для всех стран,
вводивших в обращение евро. Время на ее внедрение было ограниченным, а все центральные банки
стран Евросоюза должны были инвестировать немалые средства в создание системы еще до того, как
государствами принимались решения о введении у себя единой валюты. Поэтому в 1995 году было
принято решение о начале эксплуатации TARGET с 1999 года всеми центральными банками стран ЕС.
При этом было оговорено, что для тех стран, которые не введут в обращение на своей территории евро,
участие в TARGET может быть обусловлено рядом положений, принимаемых ЕЦБ.
TARGET представляет собой децентрализованную платежную систему, состоящую из
национальных RTGS систем и платежного механизма Европейского центрального банка (ЕРМ - ЕСВ
payment mechanism), которые соединены между собой при помощи связующей системы (interlinking
system). RTGS система каждой европейской страны состоит из непосредственно информационной
системы, обеспечивающей безотзывность платежей и окончательность расчетов участников, и
комплекса телекоммуникационных средств, посредством которых операции проводятся в режиме
реального времени. Связующая система представляет собой набор программных модулей для
осуществления клиринга между национальными центральными банками и телекоммуникационную сеть,
поддерживающую онлайновую обработку информации. Только участники ЕРМ, т.е. Европейский
центральный банк и национальные банки стран-членов ЕС, могут проводить расчеты через связующую
систему.
По состоянию на июль 2003 года TARGET объединяла следующие европейские RTGS
системы*(33):
----------------------------------------T----------------------------------------------------------¬
¦Австрия ¦ ARTIS ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Бельгия ¦ ELLIPS ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Дания ¦ KRONOS ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Финляндия ¦ BoF-RTGS ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Франция ¦ TBF ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Германия ¦ RTGS Plus ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Великобритания ¦ CHAPS Euro ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Греция ¦ HERMES ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Ирландия ¦ IRIS ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Италия ¦ BI-REL ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Люксембург ¦ UPS-Gross ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Нидерланды ¦ TOP ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Португалия ¦ SPGT ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Испания ¦ SLBE ¦
+---------------------------------------+----------------------------------------------------------+
¦Швеция ¦ Euro-RIX ¦
L---------------------------------------+-----------------------------------------------------------
Эта информация актуальна и по сей день.
В качестве технической платформы связующей системы TARGET используется SWIFT, выполняя
роль основного провайдера телекоммуникационных услуг. Центральные банки при обмене платежами
применяют общие для связующей системы TARGET форматы сообщений, которые определяются
стандартами SWIFT Платежные поручения форматируются согласно стандартам сообщений МТ 103 и
МТ 202, которые объединяются по несколько штук в пакеты на базе специальных сообщений МТ 198.
Национальные RTGS системы также могут осуществлять обмен платежными сообщениями со
своими банками-членами через SWIFT Но это не является обязательным условием. Как правило,
участники TARGET используют форматы платежных сообщений и телекоммуникационные сети своих
местных RTGS систем.
Правила функционирования TARGET устанавливают обязательные для всех банков процедуры
работы в системе. Они описывают минимальный набор условий, которым должны соответствовать
национальные RGTS системы: обязательные критерии отбора участников, правила ценообразования,
время работы, виды обрабатываемых платежей, время обработки платежей, момент признания платежа
безотзывным, возможность предоставления участникам внутридневных кредитов и т.д. Этими
документами также устанавливаются правила осуществления международных платежей через
interlinking system, стратегия безопасности системы, условия проведения аудита и принципы управления
TARGET.
Согласно Правилам TARGET прямыми участниками национальных RTGS систем могут быть
только поднадзорные органам государственного банковского контроля кредитные организации.
Исключения сделаны для органов государственных казначейств; компаний, уполномоченных на ведение
клиентских счетов; инвестиционных компаний и клиринговых организаций, поднадзорных
общепризнанным органам финансового контроля. Установлены также и другие критерии членства.
Участник должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица на территории ЕС, финансовые
показатели его деятельности должны соответствовать установленным нормам, объем платежных
операций не должен быть менее определенного порога. Все банки, участвующие в расчетах
национальных RTGS систем, автоматически являются членами TARGET и имеют доступ к ее услугам по
осуществлению международных платежей. Они могут осуществлять через эту систему свои переводы и
обязаны принимать от нее входящие платежи.
Кредитные организации имеют возможность подключения к TARGET на основе удаленного
доступа. Это означает, что банк, зарегистрированный в одной из стран ЕС, может стать прямым
участником RTGS системы другой страны, открыв корреспондентский счет в евро в центральном банке
этой страны. Такие коммерческие банки могут принимать участие в расчетах только на условиях
"положительного остатка", т.е. не могут воспользоваться внутридневными кредитами,
предоставляемыми в рамках Евросистемы.
Как уже отмечалось выше, TARGET может использоваться для осуществления любых
кредитовых переводов в евро. Система может обрабатывать межбанковские и клиентские платежи. При
этом минимальных или максимальных ограничений на суммы переводов не установлено. Все платежи
обрабатываются одинаково вне зависимости от их суммы.
Системой TARGET поддерживаются следующие виды операций:
платежи, связанные с операциями центральных банков, где хотя бы одной из сторон
(получателем или отправителем) выступает Евросистема;
расчетные операции клиринговых систем, через которые осуществляются платежи в евро;
межбанковские и коммерческие платежи в евро.
Первые два типа платежей в обязательном порядке проводятся только через TARGET.
Чтобы удовлетворять требованиям финансовых рынков в целом и своих участников в частности,
для работы TARGET установлен удлиненный операционный день: система открывается в 7.00 и
закрывается в 18.00 по западноевропейскому времени. Для всех участников установлены общие
выходные дни. Так система закрыта по субботам, воскресеньям и некоторым праздничным дням, когда
не работают европейские финансовые рынки, например, на Рождество и Пасху.
Децентрализованный характер системы проявляется в том, что обмен платежными сообщениями
между национальными центральными банками происходит на двусторонней основе. Расчеты между
ними отражаются по взаимным корреспондентским счетам. Европейскому центральному банку отведено
несколько централизованных функций: координация операций и проведение процедур закрытия
операционного дня. Тем не менее национальные RTGS системы продолжают оставаться уникальными.
При этом по некоторым параметрам они приведены в соответствие с различными стандартами,
установленными TARGET. Это сделано, чтобы обеспечить возможность осуществления платежей между
странами. Усилия ЕСВ по координации деятельности национальных RTGS систем сконцентрированы в
четырех областях: внутридневная ликвидность участников TARGET, время работы системы, выходные
дни и тарифная политика.
В течение операционного дня информация о платежных поручениях не направляется ЕЦБ.
Однако для обеспечения правильности обработки системой международных платежей и позиций
центральных банков, возникающих в результате этого процесса, в конце операционного дня
выполняются определенные контрольные процедуры. Они осуществляются ЕЦБ с помощью
специальных программных средств. Эти процедуры включают в себя проверку всех сообщений,
которыми обменивались центральные банки, на предмет того, что они получены адресатом, и что
итоговые суммы входящих и исходящих международных платежей по их данным совпадают. Ни один из
национальных центральных банков не может закрыть свой операционный день, пока не проведена
окончательная сверка.
Международные платежи осуществляются через национальные RTGS системы стран участников
TARGET. Затем местный центральный банк напрямую направляет их центральному банку другой
страны. Все участники идентифицируются в системе по коду SWIFT (BIC).
Национальные RTGS системы и платежный механизм ЕЦБ объединены через связующую
систему (interlinking system), которая состоит из телекоммуникационной сети, подключенной в каждой
стране к местному связующему звену. Эти звенья представляют собой техническую инфраструктуру и
набор процедур, которые используются местными RTGS системами для осуществления международных
платежей. Одной из основных задач, которые они решают, является конвертация данных платежных
сообщений из одного национального стандарта в другой и наоборот.
Техническая архитектура национальных RTGS систем и связующих звеньев - это объект
ответственности национальных центральных банков и ЕЦБ. Однако к ней предъявляется набор общих
требований, которые определены для всех расчетных систем, подключенных к TARGET. Такие
требования включают в себя параметры безопасности, продолжительность операционного дня,
тарифную политику, условия внутридневного кредитования. В виду того, что TARGET объединяет
национальные системы, организованные по разным принципам работы, платежные услуги,
предоставляемые конечным пользователям в разных странах, различаются. Однако процедуры,
установленные для связующей системы, везде одинаковы.
Как уже отмечалось, платежи осуществляются в TARGET в режиме реального времени на основе
полного движения средств. Расчеты происходят по счетам участников в их центральных банках их стран
по каждому переводу в отдельности в порядке очереди. TARGET работает по принципу: любой платеж,
списанный со счета коммерческого банка в ЦБ, должен быть в тот же день получен другим банком.
Для осуществления клиентских переводов через TARGET банки используют формат SWIFT MT
103 либо его эквивалент в своей национальной RTGS системе. В целях обеспечения эффективного
управления ликвидностью участников системы время приема клиентских платежей установлено с 7:00
до 17:00. Поручения, получаемые центральными банками в форматах, которые не соответствуют
стандартам SWIFT, автоматически конвертируются связующей системой TARGET в сообщения формата
МТ 103. Затем они объединяются в пакеты по признаку страны, в которой находится банк-получателя
средств. Эти пакеты отправляются связующей системой TARGET через SWIFT в центральный банк
другого государства. Для их доставки используются сообщения МТ 198, особенностью которых является
то, что они не контролируются на соответствие стандартам SWIFT Проверяется только длина строк (не
более 78 знаков) и общее количество символов (не более 10000). Несмотря на многоступенчатую схему
передачи платежных инструкций от одного банка-участника системы другому вся информация,
содержащаяся в первоначальном поручении, ретранслируется получателю полностью, без каких-либо
изъятий. Таким образом, TARGET реализует на практике принцип STR
Межбанковские платежи обрабатываются TARGET аналогично клиентским. Они конвертируются
связующей системой в сообщения формата SWIFT МТ 202, которые затем объединяются в пакеты (МТ
198). Межбанковские переводы могут осуществляться через TARGET с 7:00 до 18:00.
При проведении международных переводов кредитные организации направляют платежные
поручения в центральный банк своей страны через национальную RTGS систему. Но при этом сам ЦБ не
указывается в качестве получателя сообщения, банка-посредника или банка-получателя. Формально
платеж получает другой участник TARGET. Платеж проверяется на соответствие установленным
стандартам. Кроме того, проводится контроль достаточности средств на счете отправителя для
осуществления перевода. Затем поручение конвертируется в формат, поддерживаемый связующей
системой, т.е. формат SWIFT, и направляется центральному банку страны банка-получателя средств.
Так как корректность платежа и достаточность средств на его проведение проверены, средства
считаются безотзывно списанными со счета банка-отправителя в локальной RTGS системе и
зачисленными на счет получающего их центрального банка в связующей системе.
Как только национальный центральный банк получает входящее платежное сообщение, он сразу
же проверяет, является ли указанный в нем банк-получатель средств участником местной RTGS
системы. Если это так, то платеж конвертируется из стандарта связующей системы в локальный
стандарт и направляется адресату. Одновременно сумма платежного поручения списывается со счета
ЦБ страны банка-отправителя в связующей системе, о чем ему направляется уведомление, и
зачисляется получателю на его счет в местной RTGS системе. Затем кредитной организации-
получателю перевода направляется платежное сообщение. Если банк-получатель перевода не является
участником данной RTGS системы, местный центральный банк сообщает другому ЦБ, отправившему
средства, о невозможности исполнения поручения и просит вернуть деньги отправителю.
Ниже приведена принципиальная схема работы системы TARGET (схема 13).
Процедура закрытия операционного дня выполняется отдельно для клиентских и межбанковских
платежей. До 17:00 переводы по поручению клиентов банков-участников осуществляются в пределах
остатков средств на их корсчетах в их национальных ЦБ или предоставленных овердрафтов. В
противном случае в зависимости от установленных местными RTGS системами правил они
аннулируются либо помещаются в очередь на исполнение. Время окончания приема как
международных, так и внутренних клиентских переводов - 17:00. Платежи, которые попали в очередь до
этого времени, могут быть исполнены, если остаток на корсчете банка-отправителя будет позволять
проведение данных операций. Время окончания приема межбанковских платежей - 18:00. После этого
времени ни один международный перевод не может быть обработан TARGET. Местные платежи могут
исполняться и позже при условии, что они были направлены в RTGS систему до 18:00.
Для того чтобы корректно завершить операционный день TARGET, Европейский центральный
банк ежедневно осуществляет процедуру выверки операций. Только при условии того, что она успешно
отработает, система может быть закрыта. Основная задача производимой сверки платежей -
подтвердить, что все операции между банками проведены каждой из сторон. Остатки на корсчетах
прямых участников RTGS систем считаются окончательно подтвержденными только после успешного
проведения процедуры выверки.




"Схема 13"

TARGET проводит клиринг по счетам кредитных организаций в центральных банках, гарантируя
при этом безотзывность обработанных платежей. Как уже отмечалось, средства никогда не будут
зачислены на счет банка-получателя до того, как они списаны со счета банка-отправителя. Но
финансовые институты, получающие средства через TARGET, не застрахованы на 100 процентов от
кредитного риска или риска ликвидности. Доступность заемных средств и их стоимость - два важнейших
момента в процессе осуществления переводов через RTGS системы. TARGET позволяет эффективно
управлять ликвидностью при минимальных затратах. Это становится возможным в результате
использования кредитными организациями резервов, депонированных в центральных банках, для
осуществления платежей в течение операционного дня, а также в результате того, что предоставление
внутридневных расчетных кредитов Евросистемой производится на безвозмездной основе. Гибкость в
управлении рисками обеспечивается национальными ЦБ также при помощи удобного режима
кредитования коммерческих банков и привлечения от них депозитов на условиях "overnight". При этом
спектр активов, принимаемых центральными банками в качестве залогов под выдаваемые кредиты,
чрезвычайно широк.
Размер комиссий за осуществление международных переводов через TARGET зависит от
количества операций, проводимых участниками в течение месяца:
первые 100 платежей - 1.75 евро за каждый платеж;
следующие 900 платежей - 1.00 евро за каждый платеж;
свыше 900 платежей - 0.80 евро за каждый платеж*(34).
Комиссии не зависят от маршрута платежа или его суммы. Они взимаются с банков-
отправителей средств и не взимаются с банков-получателей.
Но комиссии не включают в себя телекоммуникационные расходы, которые несут банки на связь
в рамках своих локальных RTGS систем. В каждой стране они взимаются по индивидуальным правилам.
В местных RTGS системах могут быть предусмотрены и другие комиссии за дополнительные услуги,
например, за обработку документов на бумажных носителях.
Размеры комиссий за осуществление переводов в пределах одной страны устанавливаются
местным центральным банком на рыночных условиях. При этом в расчет принимается себестоимость
операций.

2.2.3. Система EURO 1 банковской ассоциации Euro Banking Association
(ЕВА)

EURO 1 представляет собой платежную систему, предназначенную для проведения расчетов
между коммерческими банками Евросоюза по крупным платежам в евро. Она предоставляет своим
участникам широкие возможности по осуществлению платежного процесса на базе современной
телекоммуникационной инфраструктуры. Клиринг осуществляется через специальный "расчетный" счет
в Европейском центральном банке.
ЕВА - это кооперативное общество, членами которого являются коммерческие банки из стран
ЕС, а также европейские филиалы банков из других стран. EURO 1 предоставляет услуги по
осуществлению платежей в евро в пределах стран - членов Евросоюза.
Система управляется тремя органами, зарегистрированными во Франции. Во-первых, это
непосредственно ЕВА, которая является стержнем организации. Ее основная задача быть форумом для
своих участников, где обсуждаются вопросы, связанные с проведение расчетных операций в евро. Во-
вторых, это ЕВА Clearing Company, которая непосредственно управляет системой. Она учреждена ЕВА,
зарегистрирована в Париже, а ее акционеры - клиринговые банки. ЕВА определяет основные принципы
работы этой клиринговой компании. В-третьих, это ЕВА Administration Company, которая создана для
предоставления различного рода административных услуг: кадровой, технической и другой поддержки
двух других вышеуказанных организаций. Взаимоотношения между ЕВА, клиринговой компанией и
административной компанией регулируются заключенным между ними генеральным соглашением.
EURO 1 - это международная система. По состоянию на 31 декабря 2001 года ее участниками
являлись 73 клиринговых банка из всех стран-членов Евросоюза и пяти других государств (Австралии,
Японии, Норвегии, Швейцарии и Соединенных Штатов). В апреле 2004 года EURO 1 объединяла 116
банков (из них - 71 прямой участник). Все банки-участники EURO 1 зарегистрированы на территории ЕС,
либо имеют филиалы в европейских странах. Возможность членства в системе определяется тремя
наборами требований к банкам: юридическими, финансовыми и операционными.
Каждый участник EURO 1 должен иметь юридический адрес в одной из стран, входящих в
Организацию экономического сотрудничества и развития. Хотя бы один из его филиалов или дочерних
банков должен находиться на территории какой-либо страны Евросоюза, и при этом он должен состоять
членом ЕВА. Кроме того, существует масса других формальных критериев к кандидатам на участие в
EURO 1.
Размер капитала (собственных средств) членов системы не должен быть ниже 1,250 млн. евро, а
кредитный рейтинг, присвоенный агентством Moody's, не ниже уровня Р2 или, присвоенный агентством
Standard & Poor's, не ниже уровня А2.
Основные требования операционного характера к участникам EURO 1 следующие:
каждый член является прямым участником TARGET;
технические и операционные возможности банка удовлетворяют требованиям ЕВА Clearing
Company;
ЕВА Clearing Company должна быть уведомлена членом о всех его обособленных
подразделениях на территории ЕС, которые также могут принимать участие в клиринге.
EURO 1 функционирует на основании особого юридического соглашения, заключенного в рамках
немецкого законодательства - Single Obligation Structure (SOS), - согласно которому каждый участник
системы каждый день в определенное время имеет только одно платежное требование или
обязательство по отношению к другим членам, которые выступают в качестве общего кредитора или

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>