<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

оптимизация очереди исходящих платежей с помощью современных дифференцированных
алгоритмов их обработки.
При помощи алгоритмов, используемых для проведения клиринга, происходит оптимизация
процесса расчетов, что приводит к минимизации очереди платежей. В результате происходит ускорение
расчетов, что приводит к повышению ликвидности всей системы в целом. Соответственно участники
RTGS Plus получают возможность отвлекать меньшие суммы ликвидных средств для проведения
расчетов.
Лимиты - наиболее важный инструмент управления ликвидностью членов RTGS Plus. Лимиты,
устанавливаемые для исходящих платежей, гарантируют, что пока остаток на счете участника не достиг
определенной суммы, он не может осуществлять свои переводы. Опыт функционирования системы
показывает, что установление лимитов позволяет обеспечить наиболее раннее исполнение платежей и
синхронизировать платежные потоки. Следующий уровень контроля - определение общих лимитов. Они
ограничивают использование свободных средств участников, даже если их сумма превышает уже
установленные лимиты. Исключение составляют экспресс переводы. В дополнение к данным
инструментам управления ликвидностью банки могут устанавливать двусторонние лимиты, которые
действуют в отношении платежей в пользу конкретных участников.
В современной практике проведения клиринга платежей очень важную роль имеет информация о
состоянии текущей платежной позиции банка. Для предоставления своим участникам таких данных
RTGS Plus создана специальная информационная система - ICS. С ее помощью участники динамично и
быстро получают всеобъемлющие данные о состоянии своей текущей ликвидности и могут планировать
свой платежный процесс. Информация может отслеживаться интерактивно в режиме реального
времени. ICS позволяет банкам кроме своей позиции в RTGS Plus также осуществлять мониторинг
состояния своих счетов в Deutsche Bundesbank. Они имеют доступ к детальной информации о каждом
платеже, а также агрегированным данным, в том числе о состоянии очередей входящих и исходящих
переводов. Участники системы могут контролировать процесс исполнения платежей в соответствии со
своими задачами и условиями, в которые они поставлены в конкретный момент времени. Любые
параметры могут быть изменены через ICS до тех пор, пока платеж не исполнен системой. Это касается,
например, лимитов очередности проведения платежей, их типа, установления предельного времени
обработки сообщения. ICS также используется для проведения операций вывода свободных средств с
корсчетов в RTGS Plus.
Система обеспечивает безопасный и технологичный доступ участников к ее услугам. В качестве
телекоммуникационной инфраструктуры RTGS Plus используется SWIFT, что позволяет осуществлять
наиболее эффективное подключение членов к системе, так как большинство банков пользуется
услугами SWIFT Процессинг платежей осуществляется при помощи FIN Y-copy - сервиса, специально
разработанного для проведения расчетов RTGS систем.
Операции обрабатываются RTGS Plus в основном автоматически, т.е. системой применяется
принцип STP. Основой для этого служит использование стандартов сообщений SWIFT. Это относится не
только к платежным поручениям, направляемым участниками в адрес системы, но и сообщений,
получаемых от нее, например, выписок по корсчетам.
RTGS Plus позиционирует себя как первую систему, преодолевшую противоречия между
основными принципами расчетов (gross settlement и net settlement) и объединившую в себе их основные
преимущества. Все платежи проходят клиринг по корсчетам участников в центральном банке и
моментально становятся безотзывными, что характерно для RTGS систем. Возможности,
предоставляемые банкам для контроля за ликвидностью, позволяют им эффективно управлять
свободными средствами, что всегда являлось преимуществом клиринговых систем, проводящих
расчеты на основе net settlement.
Банки-члены RTGS Plus платят системе комиссии только за проведенные платежи.
Вступительные взносы, а также периодические выплаты не предусмотрены. Такая схема оплаты услуг
учитывает интересы как крупных, так и небольших банков. Размер комиссионных, выплачиваемых
участниками системе, зависит от объема платежей, осуществленных в течение одного месяца.
----------------------------------------------T----------------------------------------------------¬
¦ Количество платежей за ¦ Сумма комиссии за один ¦
¦ месяц ¦ платеж ¦
+---------------------------------------------+----------------------------------------------------+
¦До 4 тыс. ¦ 0,24 евро ¦
+---------------------------------------------+----------------------------------------------------+
¦Следующие 16 тыс. ¦ 0,22 евро ¦
+---------------------------------------------+----------------------------------------------------+
¦Следующие 40 тыс. ¦ 0,205 евро ¦
+---------------------------------------------+----------------------------------------------------+
¦Следующие 40 тыс. ¦ 0,19 евро ¦
+---------------------------------------------+----------------------------------------------------+
¦Все последующие ¦ 0,17 евро ¦
L---------------------------------------------+-----------------------------------------------------
2.3.2. RPS

Электронная система RPS (Retail Payment System) предназначена для проведения розничных
переводов в виде кредитовых и дебетовых платежей, а также инкассо чеков. Ее по праву считают одной
из лучших в Европе. По данным за 2001 год система обрабатывала в среднем около девяти млн.
денежных переводов в день. А при пиковом трафике платежей среднедневной оборот увеличивался до
25 млн. операций*(42). В 2003 г. через RPS было проведено порядка 2,19 млрд. платежей на общую
сумму более 2,1 трлн. евро*(43).
Услугами RPS могут воспользоваться коммерческие банки и другие держатели счетов в Deutsche
Bundesbank (как правило, различные государственные учреждения), которые отвечают определенным
техническим стандартам. Банки также могут осуществлять операции в RPS через другие финансовые
учреждения, т.е. через расчетных агентов.
Платежные инструкции направляются в систему, как правило, в электронном виде. Для доставки
платежей в систему используются различные электронные носители информации (магнитные ленты и
диски) либо телекоммуникационные средства. RPS обрабатывает электронные дебетовые и кредитовые
платежи на любые суммы. Клиринг чеков также может происходить на безбумажной основе без
представления самих документов. Впрочем система способна обрабатывать чеки и в традиционной
бумажной форме.
Обработка платежей RPS занимает один операционный день. Таким образом, конечный
бенефициар получает средства на следующий день после того, как отправитель передал платежное
поручение в свой банк. Впрочем недавно RPS стала предоставлять возможность проведения платежей
одним операционным днем, если они переданы в систему рано утром.
Система открывается для проведения операций в 8:00. Дискеты и магнитные ленты с платежной
информацией принимаются к обработке до 14:30. Время приема переводов, направляемых через
телекоммуникационные системы, истекает в 18:30. Платежи с терминалов участников RPS или на
электронных носителях направляются в местные отделения Deutsche Bundesbank. Здесь сообщения при
необходимости конвертируются в нужный формат. Затем их передают в центральную базу данных, где
собственно и происходит клиринг. С недавнего времени участники системы могут использовать
стандарты SWIFT при подготовке платежных поручений.
Расчеты по платежам осуществляются по принципу gross settlement на кумулятивной основе. Это
означает, что клиринг проводится один раз в конце операционного дня, когда системой получены
платежи от всех участников. Причем у каждого из них должно быть достаточно средств на счете в
Deutsche Bundesbank для списания общей суммы отправленных переводов. Таким образом, получатели
средств свободны от расчетных рисков, а также рисков ликвидности.
По стоимости услуг RPS - самая недорогая система клиринга розничных платежей в Европе.
Низкие размеры комиссионных объясняются высокими объемами операций и эффективной
организацией расчетного процесса. Банки несут расходы на обработку своих платежей согласно
следующим тарифам: каждый электронный платеж - 0,0015 евро, прием и доставка платежной
информации на электронных носителях - 7.50 евро*(44).
Планируется в ближайшее время установить связь между RPS и системой STEP 2, о которой мы
говорили выше. Это позволит участникам немецкой сети розничных переводов осуществлять
международные платежи. Благодаря такому шагу небольшие банки получат прямой доступ к
международной клиринговой системе, что позволит им значительно снизить свои транзакционные
издержки.

2.3.3. Жиро сеть Deutsche Postbank AG

Deutsche Postbank AG - это частный банк, который был образован в процессе приватизации
государственной почтовой службы - Deutsche Bundespost. В настоящее время он функционирует как
обыкновенный коммерческий банк. Тем не менее Deutsche Postbank AG использует почтовые отделения
для предоставления своих услуг клиентам.
Deutsche Postbank AG оперирует собственной жиро сетью, с помощью которой проводит
межфилиальные расчеты. Клиринг осуществляется несколькими вычислительными центрами банка.
Deutsche Postbank AG, как правило, не открывает корсчета в других коммерческих банках. Но многие
кредитные организации держат свои счета в этом финансовом учреждении. Расчеты проводятся
напрямую между счетами клиентов или корреспондентов. Проведение платежных операций с
некоторыми расчетными банками других жиро сетей осуществляется через взаимные клиринговые
счета. Урегулирование итоговых нетто-позиций в этом случае происходит через систему RTGS Plus.
2.3.4. Жиро сеть сберегательных банков (сберкасс)

Жиро сеть сбербанков объединяет местные и региональные банки, которые выступают в
качестве участников клиринга, банки, выполняющие на региональном уровне роль центральных звеньев
этой расчетной системы, а также главный сберегательный банк Германии - Deutsche Girozentrale-
Deutsche Kommunalbank. Немецкие сберегательные кассы открывают корсчета в центральных
сбербанках своего региона. Региональные банки держат друг у друга взаимные корреспондентские
счета. Они представляют собой расчетные центры, через которые осуществляется клиринг платежей.
Эти функции также выполняют специализированные вычислительные центры, действующие под эгидой
Немецкой ассоциации сберкасс (Deutscher Sparkassen- und Giroverband). Deutsche Girozentrale-Deutsche
Kommunalbank принимает участие в клиринге на правах обыкновенного члена жиро сети.
Сберегательные банки направляют денежные переводы в расчетные центры своего региона. Те,
в свою очередь, по возможности проводят платежи в сберкассы, которые находятся у них на
обслуживании. В противном случае поручения передаются в другие клиринговые центры. Региональные
сбербанки используют свою корреспондентскую сеть для осуществления платежей, получатели которых
находятся вне расчетной системы немецких сберкасс.

2.3.5. Жиро сеть кооперативных банков

Кооперативные банки осуществляют расчеты по платежам через собственную жиро сеть -
Deutscher Genossenschaftsring. Участниками системы являются центральный кооперативный банк - DG-
Bank Deutsche Genossenschaftsbank AG, региональные и местные кооперативные банки. Кооперативные
банки осуществляют платежи через свои центральные региональные учреждения. Для этих целей
открываются взаимные корреспондентские счета. Расчеты по итогам клиринга между региональными
банками, а также DG-Bank Deutsche Genossenschaftsbank AG, происходят напрямую также через
взаимные корсчета. Непосредственная обработка платежей осуществляется несколькими
вычислительными центрами, которые организованы банками-членами системы. Обмен платежами с
кредитными организациями, которые не являются участниками данной жиро сети, проводится
региональными кооперативными банками через расчетные системы Deutsche Bundesbank.

2.3.6. Жиро сети крупных коммерческих банков

Крупные немецкие банки, как правило, имеют филиальные сети, охватывающие всю территорию
страны. Для осуществления расчетных операций между своими подразделениями каждый из таких
банков создал собственную жиро сеть. Кроме центрального офиса и филиалов в таких клиринговых
системах могут принимать участие и дочерние банки. Расчеты осуществляются специальными
обособленными клиринговыми подразделениями. Количество расчетных центров зависит от количества
филиалов, организационной структуры и количества платежей. Операции между центральным офисом,
филиалами и дочерними банками обрабатываются одним или несколькими вычислительными центрами.
Каждый расчетный центр обладает собственной корреспондентской сетью. Чаще всего счетами
обмениваются с расчетными банками других жиро сетей для обеспечения возможности проведения
межсетевых платежей.


2.4. Международная система банковских телекоммуникаций SWIFT

2.4.1. Общая информация о системе

SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) - это телекоммуникационная
система, оказывающая услуги по передаче сообщений финансового характера. Ее пользователями
являются семь с половиной тысяч финансовых учреждений из двухсот стран. Среди них - банки,
инвестиционные компании, брокерские фирмы, биржи, клиринговые палаты и другие финансовые
организации. SWIFT представляет собой глобальную телекоммуникационную инфраструктуру,
позволяющую ее пользователям осуществлять обмен электронными сообщениями с минимальным
риском и максимальной эффективностью. Система производит передачу данных, обеспечивая своим
участникам одновременно невысокую стоимость и высокую безопасность этого процесса.
SWIFT является ведущей международной организацией в сфере финансовых
телекоммуникаций. Предложенные и реализованные SWIFT концепция, форматы и правила передачи
финансовой информации приобрели в настоящее время статус общепринятого международного
стандарта. Например, стандарты ISO 9362 (Банковские идентификационные коды BIC) и ISO 15022
(Стандарты сообщений по ценным бумагам).
На базе SWIFT построены более 50 национальных клиринговых систем. Как уже отмечалось
выше, SWIFT является основой системы TARGET и расчетных систем Euro Banking Association. Кроме
того, несколько систем находятся на стадии внедрения.
В настоящее время платежные системы, построенные на базе сети SWIFT, обеспечивают более
60% общего мирового объема клиринга денежных переводов. Пять государств, входящих в "Большую
семерку" промышленно-развитых стран мира, - Великобритания, Германия, Италия, Канада и Франция -
построили национальные платежные системы на основе SWIFT В то же время среди стран, выбравших
SWIFT в качестве инфраструктуры для развития национальной клиринговой системы, есть и такие,
которые совсем недавно приступили к созданию собственной расчетной сети: Босния и Герцеговина,
Латвия, Хорватия.
Необходимо отметить активное использование сети SWIFT для внутригосударственных
платежей и расчетов не только странами, применившими ее в качестве инфраструктуры для своих
общенациональных систем денежных расчетов. В США, например, несмотря на наличие нескольких
крупных клиринговых сетей, через SWIFT внутри страны ежегодно передается около четверти всего
трафика США в SWIFT В России на долю сообщений, передаваемых внутри страны через сеть SWIFT,
приходится более половины от суммарного трафика государства, составляющего в настоящее время
около 16 млн. сообщений в год.
Применение единых стандартов SWIFT в национальных платежных системах позволяет свести к
минимуму расчетные и финансовые риски, повысить эффективность и безопасность расчетов,
удешевить стоимость сообщений. Кроме того, национальные платежные системы, построенные на
основе сети SWIFT, являются транспарантными и интегрируются в крупнейшие международные
платежные системы.
SWIFT вносит значительный вклад в развитие технологий автоматической обработки
финансовых операций. Основным принципом работы системы является оказание финансовых услуг на
основе общей платформы, созданной на базе передовых технологий. Пользуясь этими услугами, члены
SWIFT получают массу конкурентных преимуществ в своем секторе финансового рынка.
Набор услуг, оказываемых SWIFT, охватывает полный жизненный цикл многих финансовых
операций. Гарантируя их безопасность и надежность, система обеспечивает своим пользователям
разумный уровень рисков и невысокие операционные расходы. Поэтому SWIFT является самой широко
используемой межбанковской платежной системой в мире. Выступая в качестве основного провайдера
услуг по передаче электронных платежных поручений, SWIFT использует собственные типы и форматы
сообщений, которые являются своего рода эталоном для других расчетных систем.
Система SWIFT была основана в 1973 году, главным образом, для того, чтобы удовлетворить
растущие потребности банковского сообщества в эффективном электронном средстве осуществления
международных платежей. В ее создании принимали участие 239 банков из 15 стран. С тех пор
количество банков, подключенных к системе, постоянно растет. За более чем 30 лет своего развития она
превратилась в лидера отрасли финансовых телекоммуникаций, обрабатывая в среднем 7 млн.
сообщений ежедневно. По состоянию на май 2005 года 7.668 финансовых учреждений из 203 стран
пользовались ее услугами*(45). В 2002 году через SWIFT было передано более 1,8 млрд. сообщений. За
один операционный день система обрабатывала платежных сообщений на сумму более 6 трлн.
евро*(46).

2.4.2. Организационная структура

С юридической точки зрения SWIFT представляет собой кооперативное общество, созданное в
рамках бельгийского законодательства. Члены системы являются ее совладельцами и управляют ее
деятельностью. В Совет директоров компании (Board) входят 25 человек. Он состоит из семи комитетов,
специализирующихся на различных аспектах деятельности компании. Исполнительным органом
является Правление (Executive), которое возглавляет Президент (Chief Executive Officer).
Надзор за SWIFT осуществляется в рамках международных соглашений, заключенных
центральными банками десяти промышленно развитых стран (G 10). Согласно этим соглашениям
функция наблюдения за деятельностью системы возложена на Национальный банк Бельгии. При этом
основное внимание уделяется безопасности и надежности функционирования инфраструктуры SWIFT
Главная цель осуществления надзора - подтверждение факта того, что организационная структура
системы, принципы ее функционирования, используемые ей процедуры управления рисками и контроля
за ними, обеспечивают стабильную работу всей инфраструктуры финансовых телекоммуникаций.
В рамках наблюдения за SWIFT Национальный Банк Бельгии не реже двух раз в год проводит
совещания с руководством системы. На этих встречах рассматриваются вопросы, возникающие в ходе
осуществления надзора, даются рекомендации и делаются предложения по совершенствованию
работы. Представители SWIFT докладывают о принятых мерах и дальнейших планах по реализации
предписаний надзирающего органа. Необходимо отметить, что проведение процедур надзора не
снимает со SWIFT ответственность за обеспечение безопасного и надежного функционирования
системы, всех ее продуктов и услуг.
Пользователей SWIFT можно разделить на три категории:
члены, т.е. акционеры системы;
ассоциированные члены - дочерние организации акционеров;
участники.
Членами SWIFT, как правило, являются банки. Они получают полный набор услуг, оказываемых
системой. В то же время функционал, доступный простым участникам, ограничен. В такой роли обычно
выступают брокерские и дилерские фирмы, инвестиционные и управляющие компании, а также другие
небанковские финансовые организации. По состоянию на май 2005 г. к системе SWIFT были
подключены 2248 членов, 3012 субчлена и 2408 участников*(47).

2.4.3. Услуги, предоставляемые участникам и членам системы

Рынок платежных услуг системы можно условно разделить на три сегмента:
Банк - банк. SWIFT собственно и создавался для того, чтобы оказывать телекоммуникационные
услуги финансовым учреждениям, их корреспондентам, контрагентам и филиалам. Для этих целей
система предлагает целый набор форматов клиентских и межбанковских платежных поручений, а также
выписок по счетам и авизо.
Банк - клиент. Имеется в виду электронный документооборот между банками и их
корпоративными клиентами, в котором используются как платежные поручения, так и выписки вместе с
различными авизо. Крупным компаниям, проводящим расчеты через несколько кредитных организаций,
действительно разумнее пользоваться услугами одной сети, чем системами типа "банк-клиент" каждого
из своих обслуживающих банков.
Банк - клиринговая организация. SWIFT оказывает услуги различным финансовым
учреждениям, входящим в инфраструктуру той или иной клиринговой системы, включая банки-члены
этих систем. Этот сектор деятельности SWIFT является относительно новым, но очень важным для всей
индустрии банковских платежей. Такого рода услугами пользуются крупнейшие европейские
клиринговые системы TARGET, EURO 1 и STEP 1.
SWIFT предоставляет своим участникам несколько видов телекоммуникационных услуг,
основным из которых является FIN - набор сервисов, позволяющих участникам системы проводить
обмен электронными сообщениями. С помощью FIN более чем 7.5 тыс. финансовых учреждений из
примерно 200 стран направляют друг другу платежные поручения и другие сообщения финансового
характера. При этом обеспечиваются невысокие затраты и хороший уровень безопасности и
надежности. В 2000 году FIN обеспечил доставку 1,2 млрд. сообщений. В дни пиковой нагрузки на сеть
количество передаваемых сообщений достигает 9 млн*(48).
FIN - это безопасная, надежная, гибкая, а также структурированная система с контролируемым
доступом, которая осуществляет доставку и хранение электронных сообщений. Система осуществляет
проверку каждого сообщения на соответствие стандартам SWIFT С ее помощью осуществляется
мониторинг доставки сообщений, которым могут присваиваться различные приоритеты срочности.
Обработанные сообщения хранятся в архиве системы, где они доступны для просмотра. FIN базируется
на архитектуре распределенной обработки данных с обеспечением избыточного ресурса, что
необходимо для доступа максимального количества пользователей к системе.
На сегодняшний день банковские платежные поручения продолжают доминировать в структуре
потоков сообщений FIN. В 2005 году (по данным на май) их доля составила 57.4%. Для сравнения
приведем данные по другим категориям сообщений: операции с ценными бумагами - 33.7%, операции на
денежных рынках (включая форекс и деривативы) - 6.5%, документарные операции - 1,9%*(49).
Для поддержки операций клиринговых систем SWIFT предлагает услуги FIN Copy. С их помощью
платежные поручения копируются и передаются на обработку в расчетные центры. При этом сообщения
могут быть авторизованы третьей стороной, например центральным банком, до того, как они будут
доставлены получателю.
С 1977 года SWIFT предоставлял свои услуги преимущественно посредством FIN. Однако
требования к системам доставки и хранения финансовых сообщений постоянно повышаются. Поэтому с
недавних пор доступ участников SWIFT к FIN может осуществляться через SWIFTNet - интерактивную
систему, которая легко адаптируется под требования пользователей.
SWIFTNet - электронная система доставки финансовой информации, построенная на
современной интернет-технологии. Она предоставляет набор продуктов и услуг, обеспечивающих
надежную передачу данных в любых, даже критических ситуациях. Это защищенный интерактивный (в
режиме реального времени) обмен сообщениями, механизм передачи файлов (file transfer) и механизм
интерактивного доступа к данным (browsing), основанные на использовании SWIFTNet Link (SNL) и
SWIFTNet Public Key Infrastructure (PKI) - обязательного программного обеспечения SWIFT,
необходимого для обеспечения безопасности.
SWIFTNet соединяет в себе преимущества закрытой информационной сети, такие как
поддержание высокого уровня конфиденциальности и безопасности, с технологической гибкостью,
которая обеспечивается использованием передовых интернет-технологий. Подключение к SWIFTNet
производится через высоконадежную IP сеть SWIFT, которая получила название SIPN. Ее отличают
высокая надежность, современные механизмы восстановления, высокий уровень клиентской поддержки.
SWIFTNet предоставляет ряд дополнительных интерактивных услуг, дополняющих и
расширяющих традиционный сервис FIN, а именно : передача файлов (file transfer), интерактивный
доступ к ресурсам провайдеров финансовых услуг в режиме просмотра (browse), а также обмен
структурированными XML сообщениями. Все перечисленные услуги используют механизм защиты,
построенный на основе SWIFTNet Public Key Infrastructure (PKI), обеспечиваемый ПО SWIFTNet Link
(SNL). IP и РК1 представляют собой "де факто" промышленный стандарт для технологий организации
безопасных подключений. Сочетание SWIFTNet и SWIFTNet FIN также является шагом на пути к
уменьшению сложности средств операционной обработки (финансовых транзакций) и движением в
сторону их оптимизации.
Зачастую под термином SWIFT подразумевают только одно приложение - FIN, осуществляющее
передачу структурированных финансовых сообщений в режиме "store-and-forward" (сохранение и
передача). Однако SWIFT также предоставляет услуги по передаче файлов в приложении IFT (Interbank
File Fransfer). Правда этот сервис не пользовался широкой популярностью среди пользователей в связи
с ограниченностью форматов, размеров файлов и относительно высокой стоимостью. Однако с
внедрением технологии SWIFTNet передача файлов стала доступной и удобной в применении. Текущее
название данной службы в SWIFT - SWIFTNet FileAct.
Служба SWIFTNet FileAct позволяет осуществлять защищенный обмен файлами между
пользователями SWIFT, минуя предварительный этап выбора и согласования технических средств
обмена, а также защиты "каждый с каждым". Другими словами данный механизм является
универсальной защищенной платформой передачи банк-банк, позволяющей проводить обмен файлами
любого формата. Это может быть структурированный формат (формат SWIFTXML, собственный формат
банка или клиринговой системы), набор любых символов, включая символы национальных языков.
Файлы могут также содержать графические данные или иные форматы представления информации.
Наиболее распространенные области применения SWIFTNet FileAct:
массовые платежи (bulk payments), такие как выплата пенсий и заработной платы;
розничные платежи и операции с чеками;
передача дополнительной информации и отчетности в рамках платежной системы;
предоставление отчетов для регулирующих органов.
SWIFTNet FileAct функционирует как в режиме реального времени, так и по принципу "store-and-
forward" (сохранение и передача), который предполагает отправку файлов в любое время, даже если
Ваш контрагент не находится в настоящий момент на связи с системой SWIFT Если последний вариант
обычно используется для обмена файлами с большим количеством корреспондентов, то передача
файлов по принципу "real-time" (реального времени) - как правило, для обмена файлами только с
несколькими крупными банками-корреспондентами или с клиринговыми системами, применяющими
непрерывную сквозную обработку информации. SWIFT предлагает специально разработанные готовые
прикладные решения, в основе которых лежит служба SWIFTNet FileAct, с целью удовлетворения
потребностей пользователей SWIFT в применении единых стандартов STR SWIFTNet FileAct использует
ту же самую инфраструктуру открытых ключей (PKI), как и приложение SWIFTNet FIN, благодаря чему
обеспечивается наивысший уровень безопасности всех приложений SWIFTNet. Кроме того, в SWIFTNet
FileAct сохраняется возможность предоставления пользователям услуги, в основе которой лежит
невозможность отказа от факта передачи файла по сети SWIFT ("non-repudiation service"). Наряду с этим
осуществляется аутентификация контрагентов, контроль за доступом к данной службе, проверка на
целостность передаваемых файлов. Гарантируется конфиденциальность трафика.
Использование SWIFTNet FileAct позволяет сократить расходы финансовой организации на
оплату трафика сообщений. Это обусловлено изменением самого принципа выставления счетов. В
настоящее время стоимость трафика для пользователей SWIFT вычисляется на основе Global Tier,
который рассчитывается суммарно для всех служб SWIFTNet - FIN, InterAct, FileAct, Browse, Business
Solutions, Accord и CREST. Стоимость трафика уменьшается прямо пропорционально его росту. В
результате, чем больше посылается файлов через службу SWIFTNet FileAct, тем меньше плата за сами
файлы и сообщения в SWIFTNet FIN.
SWIFTNet FileAct и SWIFTNet FIN дополняются рядом других услуг системы, таких как SWIFTNet
InterAct. Она представляет собой интерактивную службу SWIFT по обмену сообщениями между двумя
пользователями системы. SWIFTNet InterAct может поддерживать решения для рыночной
инфраструктуры, закрытых групп пользователей и финансовых институтов. SWIFTNet InterAct дает
возможность обмениваться сообщениями в автоматическом и интерактивном режиме - приложение
посылает запрос другому приложению и немедленно получает ответное сообщение.
SWIFTNet InterAct идеально подходит для приложений, критичных по отношению к процессу и
времени исполнения, таких как Continuous Linked Settlement (CLS), SWIFT's Accord service или RTGS.
Еще один сервис SWIFT - SWIFTNet Browse. Это защищенный и надежный инструмент,
сочетающий традиционные web-технологии и безопасность SWIFTNet. SWIFTNet Browse базируется на
стандартном защищенном протоколе "https". Эта служба дополняет SWIFTNet FileAct и SWIFTNet InterAct
и позволяет клиенту осуществлять удаленный доступ к web-сервисам, используя SWIFTAIIiance
WebStation. SWIFTNet Browse также предоставляет прямой доступ к службам SWIFTNet InterAct и
SWIFTNet FileAct с возможностями аутентификации, шифрования и невозможности отказа от авторства
сообщения.
Важным направлением в развитии банковских услуг становится использование SWIFT при
осуществлении расчетов с корпоративными клиентами. Для этого создана специальная услуга SWIFT -
MACUG (Member Administered Closed User Group - Закрытая группа пользователей под руководством
члена SWIFT). Данный сервис позволяет финансовым организациям подключать к сети SWIFT своих
крупных клиентов, корреспондентов, филиалы и дочерние структуры, а также устанавливать для них
правила осуществления расчетов. Крупным корпорациям, помимо традиционных достоинств SWIFT
(надежности, быстроты, безопасности и финансовой ответственности), использование данной услуги
позволяет применять принцип "единого окна" при работе с несколькими банками. Один терминал SWIFT,
установленный у клиента, используется для обмена внутренними и международными сообщениями со
всеми обслуживающими банками. Вполне закономерно, что MACUG получает все более широкое
распространение среди ведущих мировых банков и корпораций.

2.4.4. Интерфейсы системы

Пользователи SWIFT получают доступ к услугам системы через специальные интерфейсы,
которые представляют собой комплексы аппаратных и программных средств. Они могут быть
предоставлены непосредственно SWIFT или рядом независимых компаний. SWIFT не несет
ответственности за использование интерфейсов сторонних производителей, хотя и не ограничивает их
применение при подключении к сети.
Линейка продуктов, которые предлагает SWIFT для подключения участников к своим
телекоммуникационным сетям, называется SWIFTAIIiance. Эти системы могут использоваться как для
доступа к услугам FIN, так и SWIFTNet:
SWIFTAIIiance Access and Entry представляет собой FIN-интерфейс, который позволяет
участнику системы отправлять и принимать финансовые сообщения.
SWIFTAIIiance Gateway - интерфейс для подключения к SWIFTNet.
SWIFTAIIiance WebStation позволяет получать доступ к основным услугам SWIFT через
SWIFTNet
SWIFTAIIiance Messenger создан для предоставления доступа к интерактивным услугам системы.
Терминалы SWIFT разработаны таким образом, что пользователь может выбирать аппаратную
платформу, операционную систему, а также набор функций прикладного программного обеспечения в
зависимости от своих потребностей.
SWIFTAIIiance Entry предлагается для использования небольшим и средним финансовым
организациям, у которых трафик составляет около 250 сообщений в день. Данный интерфейс может
функционировать на операционных системах Windows NT 4.0 и 2000.

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>