<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2.16. Взаимоотношения генерального директора (директора) с
работниками, профсоюзной организацией регулируются законодательством,
коллективным договором.
2.17. Генеральный директор (директор) обеспечивает работникам
условия трудовой деятельности в соответствии с законодательством,
соглашениями, коллективным договором.
2.18. Устанавливает в порядке, предусмотренном законодательством,
соглашениями системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры
тарифных ставок (окладов), закрепляемые в коллективном договоре.
2.19. Пользуется услугами системы социального страхования.
2.20. Пользуется услугами коммерческих страховых обществ для
страхования имущества общества, производственных, хозяйственных рисков и
т.п. Пользуется услугами этих обществ также для страхования здоровья
работников от несчастных случаев и других возможных негативных событий в
соответствии с соглашениями и коллективным договором.
2.21. Организует учет общественного мнения работников. Принимает
решения, направленные на развитие инициативы работников в области
повышения эффективности труда, увеличения доходов общества.
2.22. Осуществляет проведение природоохранительных мероприятий.
2.23. Оспаривает в судах действия юридических лиц, граждан, органов
государственного и муниципального управления, осуществивших в отношении
общества неправомерные действия.
2.24. Разрабатывает предложения по вопросам, выносимым на обсуждение
и решение совета директоров (наблюдательного совета), общего собрания
акционеров.
2.25. Решает иные вопросы текущей деятельности общества, не
отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, совета директоров
(наблюдательного совета), правления (дирекции) общества.
2.26. Распределяет трудовые обязанности между руководящими и иными
работниками общества.
2.27. Осуществляет функции председателя правления (дирекции)
общества.
2.28. Выполняет поручения общего собрания акционеров, совета
директоров (наблюдательного совета) общества.
2.29. В соответствии с законодательством и уставом общества
принимает локальные нормативные акты.

3. Обязанности общества

Общество принимает на себя следующие обязанности по отношению к
Генеральному директору (директору):
- Общество обеспечивает Генеральному директору (директору) условия
труда в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами,
соглашениями, коллективным договором, локальными нормативными актами
общества, Уставом Общества, Положением о Генеральном директоре
(директоре) Общества, настоящим трудовым договором;
- для обеспечения нормальных условий работы Генерального директора
(директора) предоставить ему рабочие служебные помещения, телефоны, факс
и другие услуги оперативной связи, служебный автотранспорт, личную
охрану. Генеральный директор (директор) самостоятельно формирует состав
своего секретариата, а также штат работников, обеспечивающих деятельность
правления (дирекции) Общества;
- предоставлять Генеральному директору (директору) в установленном в
Обществе порядке средства на представительские расходы;
- выплачивать Генеральному директору (директору) заработную плату,
производить иные выплаты в соответствии с законодательством, настоящим
трудовым договором;
- предоставлять Генеральному директору (директору) социальные льготы
и гарантии, предусмотренные соглашениями, коллективным договором,
Программой развития персонала, иными локальными нормативными актами
Общества;
- осуществлять предусмотренные законодательством виды обязательного
социального и медицинского страхования в отношении Генерального директора
(директора), выплачивать ему соответствующие пособия;
- выплачивать Генеральному директору (директору) к ежегодному
оплачиваемому отпуску вознаграждение в размере его среднемесячной
заработной платы;
- __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

4. Режим рабочего времени

4.1. Генеральному директору (директору) устанавливается
ненормированный рабочий день. Время присутствия на работе, необходимость
работы за пределами общества, режим рабочего времени определяются
Генеральным директором (директором) самостоятельно.

5. Время отдыха

5.1. Генеральный директор (директор) определяет время для отдыха и
питания в течение рабочего дня самостоятельно.
5.2. Выходные дни предоставляются Генеральному директору (директору)
на общих основаниях со всеми другими работниками Общества.
5.3. Генеральному директору (директору) предоставляется ежегодный
основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с ненормированным
рабочим днем продолжительностью ___ календарных дней. Основной и
дополнительный оплачиваемые отпуска предоставляются Генеральному
директору (директору) в сроки, согласованные с советом директоров
(наблюдательным советом) Общества.

6. Оплата труда

6.1. Оплата труда Генерального директора (директора) складывается из
должностного оклада и премиальных выплат по итогам хозяйственной
деятельности Общества.
6.2. Размер должностного оклада Генерального директора (директора)
не является постоянной величиной. Он устанавливается ежемесячно в размере
__кратной среднемесячной заработной платы работников Общества,
сложившейся в календарном месяце, за который производится выплата
заработной платы. Выплата должностного оклада (его части в виде аванса)
Генеральному директору (директору) производится одновременно с
фактической выплатой заработной платы работникам Общества.
6.3. По итогам хозяйственной деятельности за квартал Генеральный
директор (директор) получает денежное вознаграждение (премию) в размере
___ процентов чистой прибыли (плановой, сверхплановой).
6.4. По итогам хозяйственной деятельности за финансовый год
Генеральный директор (директор) получает денежное вознаграждение (премию)
в размере ___ процентов чистой прибыли (плановой, сверхплановой).
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________



7. Материальная ответственность

7.1. Генеральный директор (директор) несет полную материальную
ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный Обществу.
Генеральный директор (директор) несет ответственность перед Обществом за
убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействием),
если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными
законами.
При определении оснований и размера ответственности Генерального
директора (директора) должны быть приняты во внимание обычные условия
делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Расчет
убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными
гражданским законодательством.
7.2. Общество несет перед Генеральным директором (директором)
материальную ответственность в случаях, предусмотренных ст.ст. 232-237 ТК
РФ.
7.3. В случае расторжения настоящего трудового договора до истечения
срока его действия по решению общего собрания акционеров (совета
директоров (наблюдательного совета) Общества при отсутствии виновных
действий (бездействия) Генерального директора (директора) ему
выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового
договора в размере ____ рублей.

8. Изменение условий трудового договора

Условия настоящего трудового договора могут быть изменены только по
соглашению сторон и в письменной форме.

9. Разрешение разногласий сторон трудового договора при его исполнении

В случае возникновения разногласий при исполнении трудового договора
между его сторонами, они подлежат урегулированию путем переговоров
Генеральным директором (директором) и Советом директоров (наблюдательным
советом). При недостижении согласия таким образом, разногласия могут быть
разрешены в судебном порядке.

10. Срок действия трудового договора
и порядок его досрочного расторжения

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания сторонами, и
действует в течение ____ лет. Трудовой договор может быть расторгнут до
истечения срока его действия по основаниям и в порядке, предусмотренных
законодательством.

11. Места хранения трудового договора

Настоящий трудовой договор составляется в двух экземплярах. Один
экземпляр передается Генеральному директору (директору), другой экземпляр
хранится в Обществе.

Подписи сторон договора.

Статья 70. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция)

Законом от 7 августа 2001 г. в текст ст. 70 внесены изменения и дополнения. Так, согласно п. 1 утверждение внутреннего документа, устанавливающего сроки и порядок созыва и проведения заседаний правления (дирекции) общества, а также порядок принятия им решений, был передан от совета директоров общему собранию акционеров общества. В новой редакции приведен текст п. 2. В нем впервые приводится порядок определения кворума для проведения заседаний правления, регламентируются некоторые вопросы организации его работы.
1. Согласно п. 1 ст. 70 правление действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа). В настоящем Законе практически впервые уделяется внимание вопросу о названии локального нормативного акта акционерного общества.
Вопрос этот возник, видимо, не случайно: в каждом обществе действует много различного рода нормативных актов. Их значение будет понятно всем заинтересованным в них лицам только при условии, что проведена их классификация, исходя из назначения каждого документа и утверждающего его органа управления общества.
Таким образом, вопрос о наименовании внутренних (локальных) нормативных актов носит для общества общий характер, он относится не только к правлению. В акционерных обществах, впрочем также как и в других организациях, применяются различные наименования их внутренних документов: устав, положение, регламент, порядок, инструкция, правила, указания. Наиболее распространенными документами, издаваемыми правлением и директором, являются постановление, приказ, распоряжение.
Локальный нормативный акт организации, определяющий правовой статус какого-либо органа, называется, как правило, положением. Название это применяется много десятилетий и никаких негативных ассоциаций не вызывает.
Исходя из этого, акту, регламентирующему правовой статус правления (дирекции), целесообразно дать наименование "Положение о правлении (дирекции) акционерного общества".
Согласно п. 2 ст. 69 издает приказы и дает указания директор общества. Что же касается формы решений, принимаемых правлением, то ими, видимо, должны быть постановления и распоряжения.
2. Согласно аб. 3 п. 2 ст. 70 проведение заседаний правления организует директор, который подписывает все документы от имени общества и протоколы заседаний правления, действует без доверенности от имени общества в соответствии с решениями правления, принятыми в пределах его компетенции. Если к этому добавить, что согласно п. 1 ст. 69 директор осуществляет функции председателя правления, то будет исчерпан предусмотренный Законом перечень взаимоотношений между директором и правлением.
На самом деле взаимоотношения директора с правлением значительно многограннее и сложнее. Рассмотрим их некоторые аспекты. Так, директор традиционно несет персональную ответственность за принимаемые им решения, результаты работы общества, всевозможные нарушения правовых актов и т.п. Члены правления, коллегиального органа такой ответственности практически не несут, за исключением случаев, когда они голосовали за решения, приведшие к значительным негативным для общества последствиям, или же голосовали за совершение сделки, в которой были лично заинтересованы. Поскольку же опасность возникновения личной ответственности маловероятна, многие из членов правления по различным соображениям личного характера будут голосовать при принятии решения не просто учитывая, но подчиняясь мнению директора, сознавая в то же время, то оно неправильно.
В этой связи целесообразно найти какие-либо противовесы традиционно авторитарной власти директора, усиливающие независимость членов правления. К ним, скорее всего, следует отнести обеспечение высокого качества решений путем коллегиального обсуждения и принятия группой квалифицированных специалистов, достаточно независимых и самостоятельных в оценке выносимых на правление вопросов. Такая организация принятия решений позволяет в принципе исключить принятие произвольных, недостаточно подготовленных решений, а также таких, которые могут нанести ущерб обществу в целом, отдельным группам акционеров.
Что же нужно сделать для того, чтобы обеспечить формирование состава правления независимыми и достаточно квалифицированными специалистами, способными при необходимости достаточно уверенно противостоять давлению со стороны директора, председательствующего на заседании правления? По нашему мнению, известная независимость членов правления, мало того, согласованность в работе с директором могут быть в известной степени достигнуты. Для этого, в первую очередь, необходимо определить хотя бы в общих чертах их правовое положение, предусмотрев в уставе или во внутреннем документе общества:
1. Работа директора и членов правления носит постоянный и ответственный характер, ее результаты проявляются со временем. Для того, чтобы повысить ответственность этих лиц и, в то же время, дать им уверенность, что они, работая добросовестно, могут рассчитывать на переизбрание, целесообразно ограничить уставом или внутренним документом общества срок их полномочий. Это позволит также гарантировать безболезненную для общества замену указанных руководящих работников.
2. Согласно ст. 48 Закона, к компетенции общего собрания акционеров относится принятие решения об образовании исполнительного органа общества и о досрочном прекращении его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Для того, чтобы укрепить положение членов правления, обеспечить их более объективный отбор, целесообразно не вносить в устав изменений, дающих право совету директоров решать эти вопросы.
3. Укреплению взаимопонимания членов правления с директором будет также способствовать четкая проработка распределения обязанностей между ними. Приоритет здесь, видимо, должен быть отдан директору. В целях подбора в члены правления наиболее приемлемых специалистов именно директору должно быть предоставлено право предлагать кандидатуры в члены правления, исходя из их деловых качеств, определяемых директором.
4. В уставе целесообразно отразить, что директор обязан выполнять принятые правлением вопреки его мнению решения, не ставить себя над правлением.
5. Поскольку правление является органом управления общества, необходимо определить его статус по отношению к работникам общества: формами принятия правлением решений являются постановления и распоряжения, обязательные для всех работников общества.
6. Необходимо также подумать и о защите интересов директора, о том, чтобы не были созданы условия, вынуждающие его вступать в конфронтацию с членами правления. Для этого, в частности, следует четко ограничить круг вопросов, выносимых на решение правления, по которым оно принимает решения, с тем чтобы не вмешиваться в полномочия директора, не противостоять ему там, где в соответствии с Законом и уставом общества он единолично принимает решения и отвечает за них. Это может быть достигнуто путем выделения из перечня управленческих функций тех, которые директор выполняет единолично.
7. Определив, насколько это возможно, характер взаимоотношений между правлением и директором, отразив его в уставе или внутреннем документе общества в виде обязательных для общества и обеих сторон правил, можно перейти к выделению тех полномочий, которыми должен быть наделен единолично директор. Очевидно, что вся административно-распорядительная, оперативная, требующая быстрых и неоспариваемых решений работа, должна остаться за директором.
Вмешательство в нее коллегиального органа, собирающегося к тому же от случая к случаю, привело бы только к нарушению процесса деятельности общества, его дезорганизации. К тому же, согласно сложившейся практике, принимаемые директором решения готовятся, как правило, им не единолично, а административными и иными службами. Директор имеет возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант решения, подготовленный этими службами. Следует также иметь в виду, что оперативная управленческая работа во многом стереотипна, постоянно повторяется, а это значительно облегчает ее выполнение, основываясь на предыдущем опыте.
Что же касается правления, то на него целесообразно возложить подготовку и решение таких вопросов, которые требуют глубокого осмысливания условий рынка, работы общества и приведения действий ее администрации в соответствие с этими условиями. Сюда, в первую очередь, относится подготовка решений по выработке стратегии и тактики действий общества на рынке товаров, капиталов, рабочей силы. Например, определение перспектив развития спроса на продукцию и услуги общества, новых направлений его деятельности. Разработка кадровой политики общества, включая разработку систем, размеров оплаты труда, других видов доходов работников. Определение перспектив развития производства, инвестиционной политики. Участие правления требуется всегда, когда необходимо принятие других, особо важных, требующих длительной подготовки и всестороннего осмысливания решений, в том числе и тех, которые регламентируют деятельность общества. Например, разработка и утверждение производственной программы, различных внутренних нормативных документов (положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и т.п.), распределение чистой прибыли на фонды накопления и потребления, установление цен на продукцию общества, подготовка решений, связанных с заключением и выполнением коллективного договора и т.п.
Что касается рекомендаций по составу полномочий правления, то они приводятся в Макете устава открытого (закрытого) акционерного общества в приложении к настоящей работе. Отметим, что это только рекомендации. Каждое общество должно самостоятельно определить компетенцию своего правления (дирекции).
3. Статьей 281 "Особенности регулирования труда членов коллегиального исполнительного органа организации" главы 43 ТК РФ впервые установлено, что федеральными законами, учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации, заключивших трудовой договор, могут распространяться особенности регулирования труда, установленные настоящей главой для руководителя организации.
Федеральными законами могут устанавливаться другие особенности регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов этих организаций.
Как следует из текста ст. 281, с членами правления (дирекции) акционерного общества может заключаться или не заключаться трудовой договор. Если общее собрание акционеров решит, что трудовой договор должен заключаться, то положение об этом следует закрепить в уставе акционерного общества. В этом случае, также уставом на членов правления (дирекции) могут быть распространены полностью или частично особенности регулирования труда, установленные главой 43 для генерального директора (директора) общества.
Особого рассмотрения заслуживает текст абзаца 2 ст. 281. Из него следует, что в случаях, когда имеются противоречия между положениями ТК РФ и иными федеральными законами, устанавливающими другие особенности регулирования труда генеральных директоров (директоров) и членов правлений (дирекций) акционерных обществ, применяются положения иных федеральных законов.

Статья 71. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего

В текст ст. 71 Законом от 7 августа 2001 г. внесены незначительные дополнения: расширен перечень лиц, несущих ответственность перед обществом за нанесенные ему убытки.
В тексте ст. 71 перечислен круг должностных лиц общества, которые в силу занимаемого или служебного положения принимают решения, влекущие для общества те или иные последствия. Эти последствия могут проявиться в виде материальных убытков. Поэтому Закон (п. 1 ст. 71) обязывает указанных лиц при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей действовать только в интересах общества, осуществлять эти права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.
Пунктом 2 ст. 71 предусмотрено, что указанные в ней лица несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами.
При этом в совете директоров (наблюдательном совете) общества, в правлении (дирекции) не несут ответственности их члены, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимавшие участия в голосовании.
При определении оснований и размера ответственности упомянутых лиц (п. 3 ст. 71) должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота, содержащиеся в ГК РФ, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Общество или акционер (акционеры), владеющий одним и более процентов размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к упомянутым лицам о возмещении убытков, причиненных ими обществу в случае, предусмотренном п. 2 настоящей статьи. Акционер (акционеры) обращается в суд от собственного имени, но в интересах общества.
Согласно п. 4 ст. 71 в случае, если в соответствии с положениями настоящей статьи ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом является солидарной (ст.ст. 322-325 ГК РФ).

Глава IХ. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций

Статьями 72-77 Главы IX регламентируется порядок приобретения и выкупа обществом у своих акционеров размещенных им акций.

Статья 72. Приобретение обществом размещенных акций

Как следует из текста ст. 72, в ней приводятся два варианта выкупа обществом размещенных им акций.
1. Согласно п.п. 1 и 3 ст. 72 общество вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров об уменьшении его уставного капитала (ст. 29 Закона) путем приобретения части размещенных акций в целях сокращения их общего количества, если это предусмотрено уставом общества.
При этом номинальная стоимость акций, оставшихся в обращении, не должна стать ниже минимального размера уставного капитала, предусмотренного ст. 26 Закона. Акции, выкупленные обществом в соответствии с п. 1 ст. 72, погашаются при их приобретении.
2. Согласно п.п. 2 и 3 ст. 72 общество вправе выкупать часть размещенных акций, не ставя перед собой цель уменьшить свой уставной капитал, и без объявления причин такого выкупа. Он может иметь место по решению общего собрания акционеров, если такое право предоставлено собранию уставом общества. Если же, согласно уставу общества, это право предоставлено совету директоров (наблюдательному совету) общества, то он принимает соответствующее решение по своему усмотрению.
Акции, выкупленные обществом в соответствии с п. 2 ст. 72, должны быть реализованы по их рыночной стоимости не позднее одного года с даты их приобретения. Если же это не будет сделано, общее собрание акционеров обязано принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения этих акций.
В период до одного года, когда выкупленные обществом акции находятся на его балансе, они никому не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов на общем собрании акционеров, по ним не начисляются дивиденды.
Согласно п. 2 ст. 72 после выкупа обществом части акций, номинальная стоимость акций, оставшихся в обращении не должна быть менее 90 процентов от уставного капитала общества.
3. В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 72 в случае, если количество акций, в отношении которых поступили заявления об их приобретении обществом, превышает количество акций, которое может быть приобретено, акции приобретаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.
Не позднее чем за 30 дней до начала срока, в течение которого осуществляется приобретение акций, общество обязано уведомить акционеров - владельцев акций определенных категорий (типов), решение о приобретении которых принято. В уведомлении должны содержаться сведения о категориях (типах) приобретаемых акций, количестве приобретаемых акций каждой категории (типа), цене приобретения, форме и сроке оплаты, а также сроке, в течение которого осуществляется приобретение акций.

Статья 73. Ограничения на приобретение обществом размещенных акций

Как следует из текста ст. 73, в ней приводятся ограничения права общества на приобретение размещенных им акций в зависимости от финансового состояния общества.
1. Общество не вправе осуществлять приобретение как обыкновенных, так и привилегированных акций:
- до полной оплаты всего уставного капитала общества, т.е. до тех пор, когда все акции общества будут размещены;
- если на момент их приобретения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или указанные признаки появятся в результате приобретения этих акций.
В этой связи следует обратить внимание читателей на то обстоятельство, что согласно ст. 3 "Признаки банкротства" Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" признаки банкротства возникают в случае, если юридическое лицо неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
2. Кроме того, общество не вправе выкупать размещенные обыкновенные акции, если на момент их приобретения стоимость чистых активов общества меньше (или станет меньше в результате приобретения акций):
- его уставного капитала,
- резервного фонда и
- превышения над номинальной стоимостью ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций.
Таким образом, общество не вправе выкупать обыкновенные акции, если стоимость чистых активов в обществе меньше или станет меньше суммы приведенных выше трех величин.
В п. 1 ст. 73 приведены три причины, в силу которых общество не вправе выкупать размещенные или обыкновенные акции. Однако это не означает, что общество теряет право на покупку своих обыкновенных акций, если все три причины имеют место одновременно, что само по себе маловероятно.
Следует полагать, что одной такой причины достаточно, чтобы общество потеряло право на выкуп своих привилегированных акций. Например, общество теряет право на выкуп размещенных обыкновенных акций, если оно отвечает (будет отвечать в результате выкупа акций) признакам несостоятельности (банкротства).
3. Согласно п. 2 ст. 73 общество также теряет право приобретать размещенные им привилегированные акции определенного типа, если на момент их приобретения стоимость чистых активов общества меньше (станет меньше в результате приобретения акций):
- его уставного капитала,
- резервного фонда и
- превышения над номинальной стоимостью ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, владельцы которых обладают преимуществом в очередности выплаты ликвидационной стоимости перед владельцами типов привилегированных акций, подлежащих приобретению.
Таким образом, говоря другими словами, нельзя выкупать привилегированные акции определенных типов у акционеров, если есть другие акционеры-владельцы привилегированных акций других типов, которые обладают преимуществом по отношению к первым в очередности выплаты им ликвидационной стоимости акций.

Статья 74. Консолидация и дробление акций общества

Как следует из текста ст. 74, одновременно с принятием решения о консолидации размещенных акций в одну новую акцию общее собрание акционеров должно внести соответствующие изменения в устав общества относительно номинальной стоимости и количества размещенных и объявленных консолидированных акций общества соответствующей категории (типа).
В этой связи напомним читателям, что в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями. Приобретенные и выкупленные обществом акции, а также акции общества, право собственности на которые перешло к обществу в соответствии со ст. 34 Закона, являются размещенными до их погашения.
Уставом общества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений оно не вправе размещать дополнительные акции.
Уставом общества могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.
Известные размышления вызывает новая норма, содержащиеся в ст. 74: консолидация акций, в результате которой образуются дробные акции, не допускается.
К сожалению, в Законе не дано определение понятия "дробная акция". Поэтому можно лишь догадываться - что это такое. Если в Законе определение понятия дробной акции не дано, следует, видимо, исходить из общепринятых понятий.
Дробная величина, это величина, состоящая из дроби или содержащая дробь. Если мы обратимся к величине, состоящей из дроби, то применительно к акции это будет означать определенную величину менее единицы. Например, 1/2 акции.
Может ли такое произойти при консолидации акций? Да, это возможно. Например, акционер владеет 18 акциями. В таком случае, если 20 акций общества будут консолидированы в одну, его 18 акций превратятся в 9/10 акции. Тем самым акционер оказывается вне правового поля: он, исходя из положений Закона, теряет все права, кроме права продать дробную акцию.
Согласно ранее действующего текста ст. 74 в случае образования при консолидации дробных акций последние подлежали выкупу по рыночной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 77 Закона. Этим широко пользовались крупные акционеры в целях избавления от мелких акционеров. Общее собрание акционеров принимало решение о консолидации акций таким образом, чтобы как можно большее число акционеров стали владельцами дробных акций, которые затем выкупались у них обществом на законных основаниях. Те же акционеры, которые не хотели продать свои дробные акции, тем не менее лишались своих прав.
Новая редакция ст. 74 исключает возможность консолидации акций, в результате которой образуются дробные акции.

Статья 75. Выкуп акций обществом по требованию акционеров

Как следует из текста ст. 75, в ней приводятся случаи, при которых акционеры общества получают право выкупить свои акции.
В свою очередь порядок осуществления акционерами права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций подробно регламентируется статьей 76 Закона. Что же касается статьи 75, то ее положения получили развитие в Указе Президента РФ от 18 августа 1996 г. "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера".
Согласно пункту 2 Указа, при слиянии и присоединении выкуп акций реорганизуемых акционерных обществ у акционеров, предъявивших требования об их выкупе в соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об акционерных обществах", осуществляется создаваемым или продолжающим существовать акционерным обществом с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 5 статьи 76 указанного Закона, для акций каждого реорганизуемого общества.
Согласно пункту 5 статьи 76, выкуп обществом акций осуществляется по цене, указанной в сообщении о проведении обществом собрания акционеров, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может в соответствии с Законом повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций.
При этом общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов общества на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. В случае если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом установленного выше ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.
Указ существенным образом расширяет и конкретизирует права акционеров реорганизуемых акционерных обществ, обязывая в то же время общества отражать эти права в договорах об их слиянии и присоединении.
В соответствии с пунктом 2 Указа договор о слиянии или присоединении акционерных обществ должен определять:
- права владельцев всех типов размещаемых при реорганизации акций создаваемого или продолжающего существовать общества, сроки и порядок обмена акций реорганизуемых обществ на размещаемые акции этого общества, а также условия такого обмена, в том числе соотношение типов и номинальной стоимости размещаемых акций, применяемое при обмене для каждого типа ранее выпущенных акций каждого реорганизуемого акционерного общества, а также иные существенные условия в соответствии с примерным договором о слиянии и присоединении акционерных обществ, утверждаемым Государственным комитетом РФ по рынку ценных бумаг;
- дату составления списка акционеров всех реорганизуемых обществ, имевших право на участие в их совместном общем собрании акционеров, а также порядок их голосования на этом собрании, если необходимое для этого число голосов, принадлежащих каждому акционеру, не совпадает с числом принадлежащих ему акций;
- условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества.
Содержание прав акционеров, их перечень, предусмотренный пунктом 2 Указа, позволят им самим определить последовательность действий в принятии решений собранием акционеров в целях защиты их прав и интересов. Теперь только от самих акционеров зависит, смогут ли они достойным образом защитить свои права при реорганизации общества, решение о которой они сами приняли. Возможно, что в интересах общества и самих акционеров общество не следует реорганизовывать.
Обычно акционеры хотят реализовать свое право требовать от общества выкупа акций по самым различным причинам. Например, они считают, что в случае реорганизации общества его финансовое положение ухудшится, в результате чего их акции будут обесценены. Возможен и такой вариант, что они попросту хотят воспользоваться возможностью продать свои акции, чего они по тем или иным причинам не могут или не хотят сделать на рынке ценных бумаг.
Закон не содержит условия, что в своих требованиях к обществу о выкупе акций акционеры должны указать причину, в силу которой они этого требуют. Однако принципиально важно, чтобы они голосовали против принятия соответствующего решения либо не принимали участия в голосовании. Лучше для акционеров, по нашему мнению, если они примут участие в голосовании и проголосуют против принятия решения.
В этом случае факт их голосования "против" будет зафиксирован документально в их бюллетенях для голосования. А вот как зафиксировать факт их неучастия в голосовании - на этот вопрос ответа в Законе нет. Поэтому на местах со стороны лиц, ведущих общие собрания акционеров, возможны самые различные импровизации, в результате чего акционерам при возникновении каких-либо споров будет сложно доказать, что они не принимали участия в голосовании.
При непредвзятом подходе администрации обществ к законным требованиям акционеров о выкупе их акций споры могут возникнуть в случаях, когда в результате внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждении устава в новой редакции ограничиваются права акционеров по сравнению с теми правами, которыми они располагали до принятия такого решения.
Например, в устав общества может быть внесена дополнительная запись о том, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен в уставе, накапливается и выплачивается впоследствии. Такое решение общего собрания акционеров означает явное ущемление, ограничение права владельцев таких акций.
Какие-либо споры администрации общества со своими акционерами по поводу их права требовать выкупа в связи с этим акций мало вероятны. А вот внесение в устав общества изменений, связанных с уменьшением его уставного капитала, может в принципе стать предметом спора: ограничиваются или не ограничиваются при этом права акционеров, вправе ли они требовать выкупа обществом этих акций?
Однако акционерам необходимо иметь в виду, что перечень оснований, дающих им право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, установленный пунктом 1 статьи 75 Закона, является исчерпывающим. Других оснований у акционеров требовать от общества выкупа акций нет.
С исками о том, чтобы обязать общество выкупить акции в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 75 Закона, могут обращаться в суды владельцы обыкновенных акций, а также владельцы привилегированных акций, но только в тех случаях, когда они имеют право участвовать в общем собрании акционеров общества.
Как свидетельствует обширная практика, общества часто отказывают акционерам в их законном праве продать обществу свои акции. Так же часто сами акционеры предъявляют к обществам не основанные на Законе требования о выкупе их акций. В этой связи суды вынуждены часто рассматривать иски акционеров к обществам, что и вынудило Верховный и Высший Арбитражный Cуды РФ обратиться к этой теме.
Своим совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 (п. ХV) они дали следующее разъяснение. На основании статьи 75 Закона акционеры-владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях реорганизации общества, совершения крупной сделки, решение о совершении которой принимается в соответствии с пунктом 2 статьи 79 Закона, а также внесения изменений или дополнений в устав общества либо принятия устава в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения либо не участвовали в голосовании по этим вопросам.
Порядок и сроки выкупа акций определены статьей 76 Закона. При отказе или уклонении общества от выкупа акций в случаях, порядке и сроки, предусмотренные статьями 75 и 76 Закона, акционер вправе обратиться в суд с требованием обязать общество выкупить акции.
При рассмотрении таких споров необходимо иметь в виду, что перечень оснований, дающих акционеру право требовать выкупа обществом принадлежащих данному акционеру акций, установленный статьей 75 Закона, является исчерпывающим. С исками обязать общество выкупить акции в случаях, предусмотренных указанной статьей Закона, могут обращаться владельцы обыкновенных акций, а также владельцы привилегированных акций, если в соответствии со статьей 32 Закона (п. 3-5)*(67) и статьей 49 Закона (п. 1) они имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса. В решении суда обязать акционерное общество выкупить акции необходимо указывать количество и тип (категорию) акций, подлежащих выкупу.

Статья 76. Порядок осуществления акционерами права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций

В соответствии с п. 1 ст. 76 общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа.
В этих целях в сообщении о проведении общего собрания акционеров наряду со сведениями, предусмотренными ст. 52 Закона, должны быть изложены в доступной форме положения пп. 2-5 ст. 76. Кроме того, акционеры должны знать, что они получат право требовать выкупа своих акций при условии, если будут голосовать против принятия решений, включенных в повестку дня собрания, либо не примут участия в голосовании.
Желательно также обосновать в сообщении цену выкупа акций, указав, что она определена советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с п. 3 ст. 76 Закона.
Помимо этого акционерам может быть предоставлена более подробная информация по интересующим их вопросам в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 52 Закона.

Статья 77. Определение рыночной стоимости имущества

В соответствии со ст. 77 деятельность совета директоров (наблюдательного совета) общества по определению цены (денежной оценки) имущества, а также цены размещения или цены выкупа эмиссионных ценных бумаг общества (включая акции общества) ставится в определенные границы. Они - эти цены и денежная оценка имущества определяются исходя из их рыночной стоимости.
Отсюда, в частности, следует, что цена имущества, ценных бумаг общества, определяемая советом директоров (наблюдательным советом), может и не совпасть с их рыночной стоимостью.
Для определения рыночной стоимости имущества общества может быть привлечен независимый оценщик. Такая редакция означает, что при определении рыночной стоимости имущества по усмотрению совета директоров (наблюдательного совета) может быть привлечен независимый оценщик, а может быть и не привлечен.
В то же время привлечение независимого оценщика обязательно при определении цены выкупа обществом у своих акционеров акций во всех случаях, предусмотренных Законом.
Если же необходимо определить цену размещения ценных бумаг общества, цена покупки или цена спроса и цена предложения которых регулярно опубликовываются в печати, привлечение независимого оценщика необязательно. Однако для определения рыночной стоимости таких ценных бумаг должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и цена предложения.

Глава Х. Крупные сделки

В Главе X, ее ст.ст. 78-80, дается определение понятия крупной сделки и приводятся ограничения на ее совершение.

Статья 78. Крупная сделка

Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 78 полностью изложен в новой редакции. Из него исключено положение о том, что к крупным сделкам относится сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Вместе с тем, расширен перечень сделок, которые не могут быть отнесены к крупным сделкам.
Обществам предоставлено право самим устанавливать иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный Законом. Также приводится метод оценки размера сделки по отношению к балансовой стоимости активов общества при отчуждении обществом имущества, а в случае приобретения обществом имущества - к цене его приобретения.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Закона генеральный директор (директор) общества совершает сделки от имени общества. Руководя производственной и связанной с ней деятельностью, директор, как правило, самостоятельно принимает решения и осуществляет свои действия во взаимоотношениях общества с его партнерами в хозяйственной и финансовой деятельности.
Все или почти все принимаемые им решения и основанные на них действия являются рискованными, могут привести не к тем результатам, которые они ожидали. Риск - одна из характерных черт рыночной экономики, - это решения и практические действия, исход которых, прогнозируемый результат может быть в разной степени вероятности не таким, каким его ожидали, принимая решение, возможно, прямо противоположным.
Для того, чтобы свести действия директора к минимальному риску, закон устанавливает, в частности, определенные ограничения на право принятия им решений, касающихся крупных сделок с контрагентами общества, т.е. сделок, которые связаны с распоряжением значительными финансовыми и иными средствами (статьи 78 и 79 Закона).
Согласно п. 1 ст. 78 крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.
Из этого общего правила сделаны исключения. Не относятся к крупным сделки:
- совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества;
- связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества;
- связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
Поскольку такие сделки ст. 78 не отнесены к крупным, то при их совершении не применяются ограничения, предусмотренные ст.ст. 79 и 80 в отношении совершения крупных сделок.
Важно отметить, что согласно п. 1 ст. 78 обществам предоставлено право предусматривать в своих уставах и иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. Случаи эти могут быть самыми различными.
Так, в уставе можно предусмотреть, что сделки, предметом которых является имущество общества, стоимость которого составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов общества, должны совершаться в том же порядке, что и крупные сделки.
Правило, согласно которому на сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, не распространяются ограничения, предусмотренные в отношении совершения крупных сделок, содержалось и в ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 78. Практика применения этого правила показала, что понимание деятельности - обычная или необычная - у разных лиц, защищающих свои интересы, может быть и очень часто бывает различным.
Для генерального директора (директора) акционерного общества, который заинтересован в совершении подобной сделки, проще заключить сделку, не обращаясь за разрешением ни к совету директоров (наблюдательному совету), ни к общему собранию акционеров, просто отнеся ее к обычной хозяйственной деятельности. Именно поэтому, в частности, судам и пришлось столкнуться с проблемой решения вопроса, что же конкретно относится к обычной хозяйственной деятельности.
Обобщив имеющуюся судебную практику, связанную с рассмотрением споров о законности заключения крупных сделок акционерными обществами, Пленумы Верховного и Высшего Арбитражного Судов своим совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 дали соответствующее разъяснение: "Установленные статьями 78 и 79 Закона нормы, определяющие порядок заключения акционерным обществом крупных сделок, не распространяются на сделки, совершаемые обществом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности (связанные с приобретением сырья, материалов, реализацией готовой продукции и т.п.), независимо от стоимости имущества, приобретаемого или отчуждаемого по такой сделке".
Представляется, что такое разъяснение не намного продвинуло решение проблемы отнесения тех или иных сделок к обычной хозяйственной деятельности. Что же касается приведенного в разъяснении примера обычной хозяйственной деятельности, то он не внес ничего нового в трактовку ее понятия
Следует полагать, что потребуется немало времени, чтобы окончательно сложилась практика, в том числе и судебная, применения положений статей 78 и 79 Закона.
До этого неизбежны различного рода злоупотребления при совершении крупных сделок, сопутствующие им споры, в том числе и судебные. Между тем для многих контрольных органов открывается благоприятная возможность признавать те или иные сделки, совершенные администрацией обществ, в качестве действительных или недействительных, исходя из собственных, не основанных на положениях Закона представлениях о том, что относится и что не относится к обычной хозяйственной деятельности. Принимаемые этими органами решения неизбежно приведут к многочисленным случаям необоснованной ответственности руководящих работников обществ.

Статья 79. Порядок одобрения крупной сделки

1. Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 79 полностью изложен в новой редакции. В него дополнительно включены положения п.п. 1, 4, 5, 6 и 7. В остальной текст ст. 79 внесены уточнения.
В частности, как совет директоров (наблюдательный совет), так и общее собрание акционеров в новой редакции ст. 79 принимают решение не о совершении крупной сделки, а об ее одобрении. Такое изменение формулировки вполне оправдано: совет директоров (наблюдательный совет) и общее собрание акционеров именно одобряют крупную сделку, давая тем самым директору общества полномочия заключить от имени общества соответствующий договор.
В случае, если совет директоров (наблюдательный совет) выносит на решение общего собрания акционеров вопрос об одобрении крупной сделки (п. 2 ст. 79), то собрание принимает решение по этому вопросу простым большинством голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.
2. Как следует из текста п. 1 ст. 79, решение об одобрении крупной сделки может быть принято советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров общества исключительно в порядке, предусмотренном этой статьей. Это положение было внесено в текст ст. 79 не случайно: практика применения положений ст.ст. 78 и 79 Закона изобилует их многочисленными нарушениями, о чем говорилось в комментарии к ст. 78.
Также не случайно в текст ст. 79 включен п. 6, согласно которому крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску общества или акционера. Таким образом, любой акционер, владеющий хотя бы одной акцией общества, вправе обратиться в суд с иском о признании крупной сделки недействительной.
3. Согласно п. 2 ст. 79 решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается советом директоров (наблюдательным советом) единогласно. В этом случае в голосовании должен принять участие весь его списочный состав.
Если кто-либо из членов совета на момент голосования выбыл из его состава, то их голоса не учитываются. В тех случаях, когда хотя бы один член совета не участвует в его заседании, совет не вправе принимать решение по этому вопросу.
Если при голосовании мнения членов совета разделились, единогласие не было достигнуто, это означает, что совет сделку не одобрил. После этого совет может принять (не принять) простым большинством голосов решение о вынесении вопроса об одобрении сделки на рассмотрение общего собрания акционеров. Для этого вопрос об одобрении сделки должен быть включен в установленном порядке в повестку дня общего собрания акционеров.
4. Крупная сделка (п. 3 ст. 79), предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, может быть одобрена только решением общего собрания акционеров. При этом собрание принимает такое решение большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций общества, участвующих в работе собрания.

Статья 80. Приобретение 30 и более процентов обыкновенных акций общества

Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 80 полностью изложен в новой редакции. В него внесены отдельные уточнения.
1. Первое, на что следует обратить внимание читателей, заключается в том, что действие ст. 80 распространяется на акционерные общества (открытые и закрытые) с числом акционеров-владельцев обыкновенных акций более 1000. Что же касается акционерных обществ с числом акционеров-владельцев обыкновенных акций 1000 и менее, то на эти общества действие ст. 80 не распространяется.
Согласно п. 1 ст. 80 лицо (юридическое, физическое), имеющее намерение самостоятельно (от своего имени) или совместно со своим аффилированным лицом (лицами)*(68) приобрести 30 и более процентов размещенных (принадлежащих акционерам) обыкновенных акций общества (с учетом количества уже принадлежащих ему акций), обязано не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до даты приобретения акций направить в общество, а точнее, - в его совет директоров (наблюдательный совет), письменное уведомление о своем намерении приобрести указанные акции.
Согласно п. 2 ст. 80 указанное выше лицо, которое приобрело 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций общества, обязано предложить всем другим акционерам общества продать ему принадлежащие им обыкновенные акции общества и эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в обыкновенные акции.
Такая продажа должна быть произведена по рыночной цене этих ценных бумаг, но ниже их средневзвешенной цены за шесть месяцев, предшествующих дате приобретения.
В то же время п. 2 ст. 80 предусмотрено, что уставом общества или решением общего собрания акционеров может быть предусмотрено освобождение упомянутого выше лица от обязанности выкупать у акционеров обыкновенные акции и ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции. Решение общего собрания акционеров об освобождении от такой обязанности может быть принято простым большинством голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, за исключением голосов по акциям, принадлежащим указанному лицу и его аффилированным лицам.
Приобретение кем-либо контрольного пакета обыкновенных акций общества часто невыгодно основной массе акционеров, особенно обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. В целях защиты интересов этих акционеров целесообразно воспользоваться правом ограничения количества акций, принадлежащих одному лицу, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Закона. Согласно этому пункту, уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.
Согласно п. 3 ст. 80 предложение лица, которое приобрело обыкновенные акции в порядке, предусмотренном этой статьей, о приобретении обыкновенных акций общества направляется всем акционерам-владельцам обыкновенных акций в письменной форме. В свою очередь, акционер (п. 4 ст. 80) вправе принять это предложение в срок не более 30 дней с момента получения предложения. Акции должны быть у него приобретены и оплачены не позднее 15 дней с даты принятия акционером предложения.
Известный интерес представляет текст п. 6 ст. 80, согласно которому лицо, приобретшее акции с нарушениями требований настоящей статьи, вправе голосовать на общем собрании акционеров по акциям, общее количество которых не превышает количества акций, приобретенных им с соблюдением требований настоящей статьи. Отсюда прямо следует, что можно покупать акции и с нарушением требований настоящей статьи.
В этом случае не дают права голоса на собрании те акции, которые куплены незаконно. Если, например, некто купил единовременно 50 процентов обыкновенных акций общества, из них 10 процентов незаконно, то он вправе голосовать 40 процентами акций.
В соответствии с п. 7 ст. 80 правила настоящей статьи распространяются на приобретение каждых 5 процентов размещенных обыкновенных акций свыше 30 процентов размещенных обыкновенных акций общества. Это, видимо, означает, что владелец более 30 процентов обыкновенных акций общества вправе приобрести дополнительно 5 и более процентов размещенных обыкновенных акций общества только в порядке, предусмотренном ст. 80. Если же он каждый раз приобретает менее 5 процентов таких акций, то положения ст. 80 на такую сделку не распространяются.
2. В ст.ст. 80-82 Закона упоминаются так называемые "аффилированные лица". В тексте Закона это понятие не раскрывается. Не раскрывается оно и в ст. 93 "Информация об аффилированных лицах общества" Закона, хотя там и говорится о том, что лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В этой связи отметим, что согласно ранее действовавшему тексту ст. 93 лицо признавалось аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации. Государственная программа защиты инвесторов на 1998-1999 г. содержала поручение о разработке проекта федерального закона об аффилированных лицах. Однако такой закон еще не принят. Скорее всего, упоминание об антимонопольном законодательстве было изъято из текста ст. 93 в расчете на то, что рано или поздно, но будет принят закон об аффилированных лицах.
Пока он не будет принят, ничего не остается делать, как руководствоваться антимонопольным законодательством, обратившись за соответствующими разъяснениями к авторитетному мнению специалистов.
Как справедливо констатирует И.В.Редькин в статье "Аффилированные лица по законодательству РФ: правовое регулирование, теория и практика"*(69), российское законодательство не дает детального определения самого термина "аффилированные лица". В законодательных актах лишь раскрываются условия, при которых отдельные лица или группы юридических лиц и (или) физических лиц становятся аффилированными.
Заметим, что сам термин "аффилированные лица" заимствован из англо-американской практики и обозначает физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность компании. Условия, при которых юридические и физические лица становятся аффилированными, приводятся в Законе РСФСР "О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции законов РФ от 24 июня 1992 г. и 15 июля 1992 г., федеральных законов от 25 мая 1995 г. и 6 мая 1998 г.). В этом же законе закрепляется в самом общем виде понятие "аффилированных лиц".
В статье 4 указанного Закона под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В круг аффилированных лиц в соответствии с этим Законом включены:
- члены совета директоров или иного коллегиального органа управления, члены коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа (директор, президент и др.);
- лица, принадлежащие к той группе, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный капитал данного юридического лица;
- если юридическое лицо является участников финансово-промышленной группы (далее ФПГ), к его аффилированным лицам относятся члены совета директоров или иного коллегиального органа управления, члены коллегиального исполнительного органа ФПГ, а также лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа ФПГ.
Согласно этой же статье Закона понятие "аффилированных лиц" включает в себя также широкий круг субъектов, входящих в понятие "группа лиц". И.В.Редькин отмечает, что Закон четко не разграничивает эти два понятия, которые во многом пересекаются. Также нелогично и то, что Закон впоследствии не упоминает термин "аффилированные лица", а оперирует термином "группа лиц". Исходя из этого, можно сделать вывод, что термин "аффилированные лица" не используется в антимонопольных целях и раскрывается в Законе о конкуренции и ограничении монополистической деятельности только для его использования в других правовых институтах.
Поэтому отраслевая специфика регулирования отношений между аффилированными лицами состоит в том, что понятие "аффилированные лица" содержится в антимонопольном законодательстве, а его использование осуществляется в самых различных правовых институтах (корпоративное право, рынок ценных бумаг, к которым относятся также акции, и др.).
Что касается упомянутой выше "группы лиц", то согласно статье 4 под ней понимается группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
- лицо или несколько лиц в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно*(70) распоряжаться (в том числе на основании договора купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения и иных сделок) более чем 50 процентов от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставной капитал юридического лица;
- лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лиц на основании договора;
- лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) по предложению лица избрано более 50 процентов состава совета директоров или иного коллегиального органа управления юридического лица;
- физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
- одни и те же юридические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50 процентов состава совета директоров или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;
- физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;
- юридические лица являются участниками одной ФПГ;
- физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами.
Как видим, отношения аффилированности возникают между двумя и более лицами в строго определенных законом случаях. Признать данное лицо (лица) аффилированным возможно, лишь установив факты наличия указанных выше связей между ним и другими лицами. Заметим, что из приведенных выше условий признания лица (лиц) аффилированным следует, что аффилированность может быть как односторонней, так и двусторонней. В первом случае влияние способно оказывать одно лицо. Во втором - два или несколько лиц оказывают друг на друга взаимное влияние. Способность оказывать влияние является основополагающим признаком аффилированности. Совершение каких-либо сделок под влиянием имеют целью нарушить баланс интересов в пользу одной из сторон. Сделка, совершенная под влиянием, имеет, как правило, негативные последствия для одной из ее сторон в связи с тем, что имеют место:
- неэквивалентный и потому невыгодный лишь одной стороне обмен имуществом и правами;
- ущемление прав и законных интересов одной из сторон сделки в иных формах.
Сделки, совершаемые с участием аффилированных лиц, по своему содержанию многообразны. Классической стала, например, практика, когда директор коммерческой организации продает ее продукцию по низким ценам своим аффилированным лицам. Последние продают эту продукцию по более высоким ценам. Полученная в результате такой сделки прибыль делится между ее участниками.
К сожалению, законодательство, в том числе и Закон об акционерных обществах, не содержит порядка признания лиц аффилированными. Поэтому, как это рекомендует автор упомянутой выше статьи, признание лица аффилированным в судебном порядке целесообразно осуществлять не в качестве самостоятельного требования (например, путем установления аффилированности, как юридического факта), а применительно к тому способу защиты от действий аффилированных лиц, который предусмотрен законодательством. Так например, в случае совершения крупной сделки, о которой идет речь в статье 80 Закона об акционерных обществах, способом защиты является признание такой сделки недействительной, а не иск о признании тех или иных лиц аффилированными. В этом случае сам суд решит, являются ли лица, участвующие в сделке, аффилированными или не являются.

Глава ХI. Заинтересованность в совершении обществом сделки

В Главе XI, ее статьях 81-84, приводятся: определение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, условия и порядок ее совершения, а также перечень сделок, на которые не распространяются ограничения, предусмотренные для совершения сделок, в которых имеется заинтересованность.

Статья 81. Заинтересованность в совершении обществом сделки

Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 81 полностью изложен в новой редакции. В ее пункте 1 приводится более широкий круг лиц, заинтересованность которых в сделке накладывает на ее совершение ограничения, предусмотренные ст.ст. 82 и 83 настоящей главы. Расширен также перечень условий, при которых указанные в п. 1 лица признаются заинтересованными в совершении сделки. Дополнительно в п. 1 включено положение о том, что эти лица признаются заинтересованными в совершении сделки, помимо оснований, приведенных в п. 1, также в иных случаях, - предусмотренных уставом общества.
В текст ст. 81 дополнительно включен п. 2. В нем приводятся случаи, в которых на совершение сделок, в которых имеется заинтересованность, не применяются положения ст. 81. Т.е. не применяются ограничения на совершение сделок, в которых имеется заинтересованность, предусмотренные Главой XI.
1. В п. 1 ст. 81 дается определение сделок, которые общество вправе совершать только в соответствии с правилами, изложенными в рецензируемой Главе XI. К ним относятся сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность лиц, перечисленных в аб. 1 п. 1. Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом данной сделки в определенных п. 1 случаях.
Как следует из текста п. 1, в нем приведен исчерпывающий перечень лиц, которые в определенных случаях становятся лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки, что влечет для них и общества определенные последствия согласно ст.ст. 82-83 Закона.
Пунктом 1 предусмотрено, что указанные в нем лица могут быть признаны заинтересованными в сделке и в иных случаях, предусмотренных уставом общества. Таким образом, перед общим собранием акционеров теперь открыта возможность еще более ограничить права высших руководителей общества в совершении сделок, в которых они заинтересованы.
К сожалению, к тексте п. 1 не учитывается возможность того, что лично заинтересованными в той или иной сделке могут быть и иные лица, определенным образом влияющие на принятие руководителями общества самых различных решений, эти руководители являются верхним эшелоном руководства, возглавляя административный аппарат общества, состоящий из его структурных функциональных подразделений. Работники этих подразделений инициируют принятие тех или иных решений, в том числе и по сделкам общества, участвуют в их подготовке. Затем подготовленные административным аппаратом проекты решений принимаются исполнительным органом, советом директоров (наблюдательным советом) общества, общим собранием акционеров - в зависимости от того, к чьей компетенции относится тот или иной вопрос.
При этом каждый из работников административного аппарата, исполняющий указания своего руководства или инициирующий принятие того или иного решения, вполне может быть лично заинтересован в совершении обществом сделки, которая будет выгода ему, определенной группе лиц, хотя и невыгодна или прямо убыточна для общества.
Учитывая, что положения ст. 81 не защищают общество от влияния на принятие решений заинтересованных работников административного аппарата, меры такой защиты, видимо, можно предусмотреть в уставе общества. В этих целях в уставе целесообразно предусмотреть, что должностные лица структурных подразделений общества, инициирующие и (или) принимающие участие в подготовке той или иной сделки, могут быть признаны заинтересованными в ее совершении.
2. Согласно п. 2 ст. 81 положения настоящей статьи не применяются к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры общества. Если так, то что же тогда считать в данном случае сделкой, в которой имеется заинтересованность: условия, при которых определенный круг лиц признается заинтересованным в сделке, приводится в п. 1 ст. 81.
Поскольку же определения понятия "сделки, в которой имеется заинтересованность" в данном случае нет, то возможны самые различные импровизации со стороны лиц, применяющих указанное положение п. 2.
Если при решении вопроса о том, какая сделка в данном случае является той, в которой имеется заинтересованность, нельзя опираться на положения п. 1 ст. 81, то "заинтересованность" может быть определена иным образом. В этой связи возникает второй вопрос, - кто и по каким признакам будет решать, является ли данная сделка той, в которой имеется заинтересованность всех акционеров общества, или не является?
Вопрос этот является непраздным хотя бы потому, что, в принципе, для его решения необходимо провести общее собрание акционеров с повесткой дня - заинтересованы ли Вы в данной сделке?
В собрании должны принять участие все акционеры. Если хотя бы один акционер даст на этот вопрос отрицательный ответ, воздержится от выражения своего мнения, не примет участия в голосовании или попросту не явится на собрание, то вступят в силу положения Главы XI.
Практически получить положительные итоги голосования по данному вопросу со стороны всех акционеров возможно лишь в обществах, насчитывающих единицы или несколько десятков акционеров. Чем больше акционеров, тем труднее, а затем и невозможно получить такие итоги голосования.
В связи с изложенным возникает сомнение в целесообразности сколько-нибудь широкого применения положения аб. 3 п. 2 ст. 81: необходимо провести общее собрание акционеров, итоги которого представляются с точки зрения интересов его организаторов весьма сомнительными. Проще, видимо, одобрить сделку в порядке, предусмотренном ст.ст. 82 и 83. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность ограниченного круга лиц, может быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.
В повседневной жизни заинтересованность акционеров в совершении той или иной сделки проявляется как их заинтересованность в получении определенной материальной выгоды. С этой точки зрения выгодная для общества сделка выгодна, в принципе, и каждому акционеру.
Такая трактовка заинтересованности всех акционеров в совершении обществом сделки может быть весьма привлекательна для руководителей общества, желающих избежать признания только их заинтересованными лицами и, соответственно, проведения процедуры одобрения сделок, предусмотренной ст.ст. 82 и 83.
Признав келейно, без огласки, всех акционеров как бы заинтересованными в совершении обществом сделки на случай, если в дальнейшем придется объяснять свои действия, генеральный директор общества получает возможность заключить сделку, не обращаясь за ее одобрением к совету директоров (наблюдательному совету). При этом он может заручиться неофициальной поддержкой части членов совета, наиболее влиятельных акционеров.
Такие действия генерального директора выгодны определенному кругу руководящих работников общества, может быть также части акционеров, заинтересованных в совершении обществом сделки:
- не станет известной акционерам их личная заинтересованность в совершении обществом сделки;
- не будут оглашены их личные и деловые связи с юридическими и физическими лицами, которые непосредственно или косвенно извлекают выгоду от совершения этой сделки;
- совет директоров (наблюдательный совет) общества будет отстранен от принятия решения об одобрении сделки, что снимает с его членов возможную ответственность за принятие такого решения;
- общее собрание акционеров, решение которого заранее может быть непредсказуемым, также устраняется от участия в принятии решения об одобрении сделки.
Следует полагать, что неопределенность понятия заинтересованности всех акционеров в совершении обществом сделки, так или иначе приведет к сомнительным с точки зрения основной массы акционеров действиям администрации обществ. Это, в свою очередь, приведет к различного рода искам акционеров в суды по поводу нарушения их прав, причинения обществу убытков. Скорее всего, ответ на вопрос о сущности понятия сделки, в совершении которой заинтересованы все акционеры, и о правоверности тех или иных действий администрации обществ, даст ответ судебная практика.

Статья 82. Информация о заинтересованности в совершении обществом сделки

Закон от 7 августа 2001 г. не внес в текст ст. 82 никаких изменений. Перечисленные в ней лица обязаны довести до сведения совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора общества информацию:
- о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 и более процентами голосующих акций (долей, паев);
- о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;
- об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>