<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В связи с изложенным возникает вопрос - в каких целях эти лица обязаны довести до указанных органов приведенную в ст. 82 информацию? Ответ на этот вопрос найти нетрудно. Для того, чтобы установить, являются ли они заинтересованными в совершении любой из сделок общества, или не являются. Во всяком случае так следует из текста аб. 1 ст. 82.
Если это так, то, например, генеральный директор общества обязан предоставить указанные сведения сразу после своего вступления в должность. так ли это? В ст. 82 не говорится, когда или при каких обстоятельствах указанные лица обязаны предоставить информацию.
Далее, согласно п. 3 ст. 69 Закона совмещение директором (генеральным директором) и членами правления (дирекции) общества должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества. В этой связи неадекватным выглядит обязанность генерального директора и членов правления предоставлять сведения о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности.
Текст ст. 82 приведен в Главе XI "Заинтересованность в совершении обществом сделки". Поэтому следует полагать, что указанные в ст. 82 лица должны довести до сведения соответствующих органов общества информацию, позволяющую установить, являются ли они заинтересованными лицами.
Здесь возникает очередной вопрос - заинтересованными в чем, - в каждой сделке, совершаемой обществом, или в какой-либо конкретной сделке? Исходя из неопределенности текста аб. 1 ст. 82 можно полагать, что директор, члены правления и иные указанные лица должны проверяться на свою причастность к заинтересованности в отношении всех сделок, совершаемых обществом.
В отношении лиц, облеченных доверием общего собрания акционеров, это по крайней мере некорректно, да практически невыполнимо, если не создать в обществе специальную службу. К тому же, и это главное, такая трактовка аб. 1 ст. 82, впрочем основанная на его тексте, противоречит положениям п. 1 ст. 81. Согласно ему указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, в строго определенных случаях и применительно к конкретной сделке.
С нашей точки зрения, из приведенных в ст. 82 3-х видов информации практическое значение имеет информация об известных указанным лицам совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами. Что же касается информации о юридических лица, в которые директор, члены правления и т.д. владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 и более процентами голосующих акций (долей, паев), то она практического значения в контексте ст. 82, скорее всего, не имеет.
Она поглощается информацией об известных указанным лицам совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами. Тем не менее, положения ст. 82 необходимо соблюдать.
Учитывая, что сроки предоставления указанными лицами информации не определены, также как не определен орган, который должен решить, признать или не признать данное лицо заинтересованным в совершении сделки, целесообразно эти вопросы отразить в уставе общества.
Органом, который признает данное лицо заинтересованным или не заинтересованным в данной сделке, может быть только совет директоров, принимающий соответствующее решение по рекомендации ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора общества.
Что же касается сроков предоставления информации, то здесь, видимо, возможны варианты, исходя из неопределенности текста аб. 1 ст. 82.
В принципе, не исключено, что информация должна предоставляться до наступления момента признания указанных лиц заинтересованными в совершении сделки. В частности, директор, члены правления, совета директоров (наблюдательного совета) общества должны доводить информацию сразу после своего избрания.
Более обоснованным и целесообразным представляется вариант, предусмотренный ст. 82: указанные в ст. 81 лица доводят информацию сразу после того, как им станет известно о совершаемых и предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.
Целесообразно также предусмотреть в уставе общества обязанность указанных лиц признавать себя перед обществом лицами, заинтересованными в совершении конкретной сделки. Закон на них почему-то такую обязанность не возлагает.

Статья 83. Порядок одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность

Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 83 полностью изложен в новой редакции. Из него, в частности, исключено положение о том, что для принятия решения о заключении сделки, в которой имеется заинтересованность, советом директоров (наблюдательным советом) должно быть установлено, что стоимость, которую общество получит за отчуждаемое имущество или предоставляемые услуги, не ниже их рыночной стоимости, либо стоимость приобретения имущества или услуг не превышает их рыночной стоимости. Таким образом, было утрачено важное средство контроля со стороны общества за целесообразностью совершения таких сделок.
Из текста ст. 83 также исключено положение о том, что если сделка, в которой имеется заинтересованность, одновременно является крупной сделкой, связанной с приобретением или передачей обществом имущества, к порядку ее совершения применяются положения главы Х "Крупные сделки" Закона.
Теперь следует руководствоваться положением п. 5 ст. 79 Закона: в случае, если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку ее совершения применяются положения главы XI "Заинтересованность в совершении обществом сделки".
1. Пунктом 1 ст. 83 предусмотрен общий порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Такие сделки до их совершения должны быть одобрены советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров общества в соответствии с требованиями ст. 83. Забегая вперед отметим, что согласно ст. 84 Закона сделка, в которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований Закона, может быть признана недействительной по иску в суд общества или хотя бы одного акционера, независимо от того, каким количеством акций он владеет.
В зависимости от количества в обществе акционеров-владельцев голосующих акций п. 2 ст. 84 предусмотрен различный порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, советом директоров (наблюдательным советом) общества.
В обществе с числом таких акционеров 1000 и немее решение об одобрении сделки принимается советом директоров (наблюдательным советом) простым большинством голосов директоров, не заинтересованных в сделке. Если количество этих директоров менее установленного уставом общества кворума для проведения заседаний совета, решение по данному вопросу принимает общее собрание акционеров в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83.
В свою очередь, в обществе с числом акционеров-владельцев голосующих акций более 1000 решение об одобрении сделки принимается советом простым большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении. В случаях, когда все члены совета являются заинтересованными лицами и (или) не являются независимыми директорами, сделка может быть одобрена только общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83.
В п. 4 ст. 83 приводятся сделки, которые одобряются непосредственно общим собранием акционеров, - если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого составляет 2 и более процентов балансовой стоимости активов общества по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Из этого правила п. 4 предусмотрены два исключения, при которых решения общего собрания не требуется:
- если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции;
- если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции.
Пунктом 5 ст. 83 предусмотрен еще один случай, когда не требуется решения общего собрания акционеров об одобрении сделки, в которой имеется заинтересованность. Он имеет место, если условия сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо признается таковым. Такое исключение распространяется только на сделки, совершенные в период с момента, когда заинтересованное лицо признается таковым, и до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров.
В связи с текстом п. 5 целесообразно обратить внимание читателей на следующее обстоятельство. Заинтересованными лицами могут стать служащие общества, акционеры, управляющая организация (п. 1 ст. 81 Закона). Если эти лица заключают с обществом сделку, все они становятся заинтересованными лицами. Например, член совета директоров общества, являющийся одновременно директором какой-либо коммерческой организации, и заключающий с обществом хозяйственные договоры, является заинтересованным лицом.
Очевидно, что случай, который приводится в п. 5 ст. 83, может иметь место, если директор коммерческой организации заключал с обществом хозяйственные договоры тогда, когда он еще не был членов его совета директоров.
2. В аб. 2 п. 6 ст. 83 опять говорится об одобрении собранием сделок между обществом и заинтересованным лицом таких сделок, которые могут быть совершены в будущем в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности. Создается впечатление, что новая редакция ст. 83 стимулирует служащих общества - его членов совета директоров, коллегии, директора, управляющего - осуществлять с обществом коммерческую деятельность, хотя, в принципе, должно было быть наоборот.
К сожалению, в настоящей главе речь идет только о сделках с участием заинтересованных лиц, тогда как следовало бы рассмотреть вопрос в более широком плане - об ограничении личной предпринимательской деятельности руководящих работников общества, если она так или иначе может нанести ему ущерб. В силу изложенного акционеры должны крайне настороженно относиться к подобного рода сделкам, поскольку весьма вероятно, что личные интересы участников сделок могут возобладать над интересами общества, в результате чего оно понесет убытки прямо или в виде упущенной выгоды, т.е. такой выгод, которую общество могло бы получить при определенных условиях сделки, но не получило, поскольку лица, заключавшие договор, сознательно или неумышленно поступились интересами общества.
Можно понять авторов Закона, пытавшихся как-то ограничить право на заключение сделок с участием заинтересованных лиц. Прямо запретить их полностью нецелесообразно. Они все равно будут совершаться, но абсолютно скрытно, над их совершением будет утерян хоть какой-то контроль. К тому же многие из таких сделок могут быть выгодны обществу. Вместе с тем, регламентировав порядок заключения таких сделок и в то же время не предусмотрев достаточных ограничений на случай возникновения противоречий между интересами общества и интересами заинтересованных лиц, авторы Закона существенным образом затруднили предотвращение заключения невыгодных обществу сделок.
Мало того, статьей 83 Закона предусмотрено, что дополнительные требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, могут быть установлены ФКЦБ. Такая запись непонятна по той причине, что совершение сделок регламентируется не ведомственными решениями, а гражданским законодательством, в том числе главой IX "Сделки" ГК РФ, в ст. 169 которой сказано: "Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации".
В сложившейся ситуации общество в лице его общего собрания акционеров должно само искать возможность защиты своих интересов, не нарушая при этом законодательство. Так, не будет нарушением закона, если общее собрание акционеров примет Кодекс поведения руководящих работников общества, носящий для них рекомендательный характер. Он поможет в известной степени предотвратить недобросовестное отношение этих лиц к обществу, тем более что они помнят о том, что занимают выборные должности. Разумеется, что в Кодексе будут приведены ограничения, не только связанные с заключением сделок с участием заинтересованных лиц. По данному же вопросу при подготовке Кодекса целесообразно исходить из следующих соображений.
Во-первых, в акционерном обществе высшие должностные лица могут использовать его возможности в своих личных интересах, нанося при этом ему убытки. Закон об акционерных обществах допускает в весьма широких пределах такую деятельность, не гарантируя в то же время, что она будет лояльной по отношению к обществу.
Что же касается санкций по отношению к недобросовестным должностным лицам, то они, в общем и целом, весьма ограничены и не носят упреждающего характера. Они могут последовать по отношению к виновным, а могут и не последовать. Как же сделать так, чтобы по возможности защитить интересы акционеров, общества в целом предотвратить злоупотребления, нанесение убытков?
Первоочередной задачей является отражение в Кодексе ограничений на предпринимательскую деятельность должностных лиц. В нем целесообразно повторить текст Закона в части заинтересованности в совершении сделок с тем, чтобы все акционеры и работники общества знали об этих ограничениях. Знание положений Закона позволит акционерам вполне осознанно относиться к действиям высших должностных лиц, делать о ней определенные выводы, со знанием дела выступать и голосовать на собраниях акционеров. Вместе с тем очевидно, что норм Закона об акционерных обществах явно недостаточно для того, чтобы полностью оградить интересы общества, его акционеров от посягательств на их собственность и доходы.
Поэтому, во-вторых, в Кодексе необходимо привести дополнительные ограничения. Эти ограничения будут совершенствоваться по мере накопления и обобщения имеющегося опыта. Известный полезный опыт в части ограничения предпринимательской деятельности должностных лиц уже имеется. Одним из средств этого является внесение в Кодекс четкого определения понятия "заинтересованность должностного лица", расширяющего определение, данное в ст. 81 Закона.
Основываясь на тексте Типового устава акционерного общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", можно записать в Кодексе следующее: "...Члены совета директоров, директор, члены правления считаются заинтересованными в сделке, если они состоят в трудовых отношениях или обладают правами собственника, кредитора в отношении юридических и физических лиц, которые:
- являются поставщиками товаров или услуг обществу;
- являются крупными потребителями товаров и услуг, производимых обществом;
- могут извлечь выгоду из распоряжения имуществом общества;
- либо имущество которых полностью или частично образовано обществом".
Для более точной квалификации действий должностных лиц, а также лиц, заинтересованных в сделке, необходимо введение понятия "возможности общества", как это сделано в упомянутом выше Типовом уставе. Под термином "возможности общества" понимаются:
- все принадлежащие обществу имущественные и неимущественные права;
- возможности в сфере хозяйственной деятельности;
- информация о деятельности и планах общества;
- любые права и полномочия общества, имеющие для него ценность.
К этому не будет лишним добавить следующие положения:
- члены совета директоров, директор, члены правления не должны использовать возможности общества или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных в Кодексе;
- указанные должностные лица в период работы в этом качестве не имеют права учреждать или принимать участие в предприятиях, конкурирующих с обществом;
- указанные должностные лица не имеют права прямо или косвенно получать вознаграждение за оказание влияния на принятие решений советом директоров, исполнительным директором, правлением общества;
- указанные должностные лица обязаны также выполнять иные правила, установленные собранием акционеров, ограничивающие их личную предпринимательскую деятельность.

Статья 84. Последствия несоблюдения требований к сделке, в совершении которой имеется заинтересованность

Законом от 7 августа 2001 г. в текст п. 1 ст. 84 внесено уточнение: сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований к сделке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может быть признана недействительной по иску общества или акционера. В ранее действовавшей редакции ст. 84 ничего не говорилось о круге лиц, которые вправе обращаться с иском в суд о признании такой сделки недействительной. Теперь этот круг лиц ограничен обществом и акционером.
Согласно п. 2 ст. 84 в случае несоблюдения требований к сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу. В случае, если ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.

Глава XII. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества

Статья 85. Ревизионная комиссия (ревизор) общества

1. Как следует из текста главы XII, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества со стороны ревизионной комиссии (ревизора) общества регламентируется статьями 85 и 87 Закона. Согласно статье 85, для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с Законом и уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества (в дальнейшем - комиссия).
Согласно статье 48 Закона, избрание комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и не может быть им передано на решение совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа общества.
Члены комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Практически такая запись означает, что членами комиссии не могут быть директор и члены правления (дирекции) общества.
В то же время Закон ограничивает возможность влияния членов совета директоров (наблюдательного совета) и лиц, занимающих должности в органах управления общества, на избрание комиссии: их акции не могут участвовать в голосовании на общем собрании акционеров при избрании комиссии.
Таким образом, если подходить строго формально, опираясь только на положение статьи 85 Закона, лишь высшие руководители общества не вправе стать членами комиссии (ревизором), а также голосовать при их избрании. Однако в административно- управленческом аппарате общества всегда имеется достаточно много лиц, осуществляющих по роду своей работы финансово-хозяйственную деятельность, которая и должна быть объектом внимания комиссии.
В этой связи в уставе общества возможно расширить перечень должностей, работников которых не следует избирать в комиссию, чтобы не получилось так, что они проверяют сами себя. Акции указанных лиц также не должны голосовать при избрании членов комиссии.
Учитывая, что членами комиссии должны быть высококвалифицированные специалисты различного профиля в области финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, перед последним может возникнуть проблема подбора специалистов. Если в самом обществе таких специалистов нет, их можно пригласить со стороны. Закон этого не запрещает: члены комиссии не обязательно должны быть его работниками. В известной степени приглашение специалистов, не работающих в обществе, а значит, независимых от его руководителей, может быть лучше для общества, его акционеров.
Что касается прав комиссии, то она осуществляет проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам его деятельности за год, а также во всякое время по собственной инициативе, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) или по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.
Компетенция комиссии по вопросам, не предусмотренным Законом, определяется уставом общества, т.е. общество вправе ее расширить. В уставе общества целесообразно изложить компетенцию комиссии - полномочия, которые ей дает Закон и, дополнительно, само общество в лице общего собрания акционеров.
Все остальные сведения об этом органе общества, который, заметим, не является его органом управления, следует изложить во внутреннем документе общества, например в "Положении о ревизионной комиссии (ревизоре) общества", утверждаемом общим собранием акционеров. В Положении, в частности, следует определить численный состав комиссии (как правило, не менее трех человек), распределение между ними обязанностей, порядок созыва, работы, принятия решений.
В Положение необходимо внести запись о том, что по требованию комиссии лица, занимающие должности в органах управления, обязаны представить документы о финансово- хозяйственной деятельности общества. Поскольку такими лицами являются члены совета директоров (наблюдательного совета), директор и члены правления (дирекции) общества, а подавляющее большинство документов, которые необходимы комиссии, находятся в подразделениях общества, в Положении необходимо также записать, что руководители всех подразделений и служб обязаны представлять соответствующие документы комиссии по ее требованию. Кроме того, в Положение следует внести запись о том, что комиссия вправе требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров (ст. 55 и 85 Закона).
По усмотрению общего собрания акционеров все или часть указанных выше положений могут быть внесены в устав общества.

Статья 86. Аудитор общества

1. Как следует из текста ст. 86, аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.
Аудитора общества утверждает общее собрание акционеров. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Закон, как видим, не считает возможным ограничиться результатами проверок, проводимых ревизионной комиссией общества. Видимо, такое отношение к ревизионной комиссии объясняется тем, что она является органом самого общества, ее члены избираются акционерами, которые в своей оценке пригодности кандидатов в члены комиссии вынуждены доверяться рекомендации совета директоров, деятельность которого в том числе призвана проверять комиссия. Именно поэтому необходима проверка деятельности общества, проводимая независимым специалистом (специалистами), прошедшим специальную подготовку, профессионализм которого подтвержден государственной аттестацией и лицензией на право заниматься аудиторством.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 408 подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.
Что касается закрытых акционерных обществ, то они подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
- объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
- суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ.
Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Следует отметить, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Для ряда организаций имеются особенности регулирования аудиторской деятельности. Например, особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Он вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Она осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Какие права и обязанности имеют акционерные общества, заключившие договор оказания аудиторских услуг?
1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом об аудиторской деятельности в открытом акционерном обществе осуществляется обязательный аудит. Обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если объем выручки акционерного общества от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в обществах, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Так, осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.
Уклонение акционерного общества, подлежащего обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению, влекут взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.
2. Правительство РФ постановлением от 12 июня 2002 г. N 409 "О мерах по проведению обязательного аудита" утвердило Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Статья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества

Как следует из текста ст. 87, по итогам проверки комиссия составляет заключение, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;
- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, согласно ст. 88 ревизионная комиссия (ревизор) общества должна подтвердить (не подтвердить) достоверность данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской отчетности общества. В этом деятельность комиссии совпадает с деятельностью аудитора общества, что еще раз свидетельствует о том, что членами комиссии должны быть высококвалифицированные специалисты.

Глава XIII. Учет и отчетность, документы общества. Информация об обществе

Статья 88. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества

В соответствии со статьей 88 Закона общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Законом и иными правовыми актами Российской Федерации. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с Законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.
Статьей 88 предусмотрено также, что достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества. Кроме того, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.
Единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц (кроме банков) независимо от их подчиненности и форм собственности предусмотрены Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 г. N 170. Что же касается совокупности способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности - учетной политики акционерного общества, то методы ее формирования и раскрытия устанавливаются акционерным обществом самостоятельно в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 28 июля 1994 г. N 100.
Главными задачами бухгалтерского учета акционерного общества являются*(71):
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности акционерного общества, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами;
- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;
- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
В этих целях акционерное общество, осуществляя постановку бухгалтерского учета:
- самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из конкретных условий хозяйствования;
- определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации;
- разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
- формирует в установленном порядке свою учетную политику.
2. Инвентаризация имущества общества.
Инвентаризация - периодическая проверка с целью точного установления фактического наличия, состава и физического наличия, состава и физического состояния материальных ценностей (основных средств и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств на данный момент, одновременно оценивается и состояние учета в организации. В соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации периодически проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Такими случаями являются:
- передача имущества организации в аренду;
- выкуп, продажа, а также преобразование государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
- составление годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Порядок и содержание работы по проведению инвентаризации имущества организаций определяются в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых средств" от 13 июня 1995 г. N 49. В обобщенном виде сокращенно, они заключаются в следующем.

Общие правила проведения инвентаризации

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации). В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работников бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав комиссии можно включить представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала проверки фактического наличия имущества комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяются путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе комиссии (в объединенный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике, шкафу, сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Инвентаризация основных средств

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации;
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.
Оценка выявленных комиссией неуточненных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если он подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его прямое назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (словом остальных конструктивных элементов не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Инвентаризация нематериальных активов

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
- наличие документов, подтверждающих право организации на их использование;
- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация финансовых вложений

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
- правильность оформления ценных бумаг;
- реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
- сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
- своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация производится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации, заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставляемые другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименование с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально-ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.п.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую дате проведения инвентаризации.

Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих переводов

При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:
- определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборки изделий, находящихся в производстве;
- определить фактическую комплектность незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов, производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Описи составляются по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризуются и фиксируются в отдельных описях. Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, по ним составляются отдельные описи.
По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья, в описях, а также в сличительных ведомостях приводится два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящим в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов, и отнесению на издержки производства и обращению (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждений банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации.

Инвентаризация счетов

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Инвентаризационная комиссия путем документально проверки должна установить:
- правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
- правильность и обоснованность числящихся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
- правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей

При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов:
- на предстоящую выплату отпусков работникам;
- для осуществления расходов на ремонт основных средств;
- для осуществления производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и на другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными актами Министерства финансов РФ или отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном порядке.

Статья 89. Хранение документов общества

Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 89 полностью изложен в новой редакции: уточнен перечень подлежащих хранению документов общества.
Все перечисленные в п. 1 ст. 89 документы в зависимости от их назначения можно разделить на несколько групп. Отнесение каждого документа к какой-либо группе облегчит при необходимости его поиск.
К тому же, при проведении различного рода проверок, подтверждении прав возникает необходимость представления не одного, а сразу одновременно нескольких документов, отражающих ту или иную сторону деятельности общества.
В этой связи перечисленные в п. 1 ст. 89 документы общества можно сгруппировать следующим образом:
1. Уставные документы общества:
- договор о создании общества; устав общества, изменения и дополнения, внесенные в устав общества, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества, свидетельство о его государственной регистрации;
- положения о филиалах и представительствах общества;
2. Общее собрание акционеров:
- протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества);
- бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
- списки аффилированных лиц общества;
- списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
3. Протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества;
4. Протоколы заседаний правления (дирекции) общества; его распоряжения, постановления;
5. Протоколы заседаний и заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества;
6. Заключения аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
7. Эмиссионные ценные бумаги общества:
- проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами;
8. Внутренние документы общества (локальные нормативные акты);
9. Документы, подтверждающие право общества на имущество, находящееся на его балансе. Отчеты независимых оценщиков;
10. Документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
11. Годовые отчеты;
______________________ (иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации).
Пунктом 2 ст. 89 предусмотрено, что общество хранит вышеуказанные документы по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Ныне таким органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Статья 90. Предоставление обществом информации

Порядок раскрытия акционерным обществом информации о его деятельности излагается в ст.ст. 91 и 92 настоящего Закона.

Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам

Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 91 полностью изложен в новой редакции, более подробно регламентирующей порядок предоставления акционерам информации о деятельности общества. Следует отметить, что согласно ранее действовавшей редакции ст. 91 акционеры общества не имели права доступа к документам бухгалтерского учета и к протоколам заседаний правления (дирекции) общества. Теперь таким правом обладают акционеры (акционер), являющиеся владельцами в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
1. Согласно п. 1 ст. 91 акционерное общество обязано обеспечить каждому акционеру доступ к документам, перечисленным в п. 1 ст. 89, за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления (дирекции) общества.
Что же касается документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления (дирекции), то к ним имеют право доступа лишь акционеры (акционер), являющиеся владельцами в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Такая запись означает, что акционеры (акционер), являющиеся владельцами 25 и более процентов обыкновенных акций общества, имеют право доступа к документам бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления (дирекции) постоянно.
В свою очередь, владельцы привилегированных акций общества получают при прочих равных условиях (владение не менее 25 процентов привилегированных акций) право на доступ к указанным документам общества только в тех случаях, когда их привилегированные акции становятся голосующими в соответствии со ст. 32 Закона. Например, согласно п. 4 ст. 32 акционеры-владельцы привилегированных акций всех типов участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопроса о реорганизации общества.
В этом случае акционеры-владельцы привилегированных акций должны получить доступ к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний правления (дирекции) общества сразу после того, как будет сделано сообщение о проведении общего собрания акционеров с такой повесткой дня. Их право на доступ к этим документам прекратится одновременно с завершением работы собрания.
2. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 91. Это, в первую очередь, означает что акционер должен знать, в какое конкретно подразделение общества, должностному лицу, в какое время он может обратиться по данному вопросу, и при этом не окажется, что он обратился не к тому сотруднику, пришел в неуказанное время.
Поскольку обращение акционеров к документам общества носит постоянный характер, а работа по предоставлению им такой информации является очень ответственной, ее необходимо строго регламентировать, приняв соответствующий внутренний документ общества.

Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации

Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 92 полностью изложен в новой редакции. Содержащиеся в ней изменения носят редакционный характер.
Как следует из текста п. 1 ст. 92, в нем речь идет исключительно об открытых акционерных обществах. Приведенные в п. 1 материалы должны быть раскрыты, т.е. опубликованы для широкого круга заинтересованных лиц, в первую очередь акционеров общества.
Согласно Постановлению ФКЦБ от 8 мая 1996 г. N 9 "О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в средствах массовой информации", такое общество обязано публиковать: 1) соотношение стоимости чистых активов и размера уставного капитала; 2) количество акционеров; 3) наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, номер лицензии ФКЦБ России специализированного регистратора по каждому виду именных ценных бумаг, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение реестра именных ценных бумаг акционерного общества должно осуществляться специализированным регистратором, имеющим лицензию ФКЦБ России; 4) наименование подразделения акционерного общества, осуществляющего ведение реестра, его местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, если акционерное общество в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет самостоятельное ведение реестра именных ценных бумаг; 5) минимальный уставный капитал общества не может составлять менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на дату регистрации общества (ст. 26 Закона).
Согласно постановлению ФКЦБ от 7 мая 1996 года N 8 "О порядке и объеме информации, которую акционерное общество обязано публиковать в случае публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг" акционерное общество обязано:
а) опубликовать в течение пяти дней со дня принятия акционерным обществом решения о размещении акций и иных ценных бумаг информацию о таком решении, в том числе наименование органа, принявшего это решение, и дату его принятия;
б) опубликовать в течение пяти дней со дня государственной регистрации облигаций и иных ценных бумаг следующую информацию:
- наименование эмитента;
- вид и форму размещаемых ценных бумаг;
- количество размещаемых ценных бумаг;
- сроки и условия размещения ценных бумаг;
- дату и номер государственной регистрации ценных бумаг;
- место (места) и порядок ознакомления с проспектом эмиссии размещаемых ценных бумаг;
в) опубликовать в течение месяца со дня утверждения акционерным обществом итогов размещения облигаций и иных ценных бумаг следующую информацию:
- наименование эмитента;
- наименование органа, утвердившего итоги размещения ценных бумаг, и дату утверждения;
- вид и форму размещения ценных бумаг;
- количество размещенных ценных бумаг.
Указанная информация должна публиковаться в "Приложении к Вестнику Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации".
Акционерное общество вправе дополнительно публиковать информацию, определенную настоящим пунктом, в иных средствах массовой информации.
Согласно "Положению о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки", утвержденному постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 апреля 1998 года N 9, акционерное общество обязано публиковать определенную информацию. Указанное "Положение" приводится в приложении к настоящей работе.
2. Действие положений п. 2 ст. 92 распространяется также на закрытые акционерные общества.

Статья 93. Информация об аффилированных лицах общества

Закон от 7 августа 2001 г. не внес в текст ст. 93 никаких изменений. Об аффилированных лицах см. комментарий к ст. 80.

Часть вторая

Глава XIV. Трудовые отношения акционерного общества - работодателя с работниками

§ 1. Работник и работодатель, их трудовые отношения, взаимные права и обязанности

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым договором.
Основания возникновения трудовых отношений приводятся в его ст. 16. Во-первых, трудовые отношения возникают в результате заключения между работником и работодателем - акционерным обществом трудового договора. Понятие трудового договора, его виды, порядок заключения приводятся в ст.ст. 56-71 ТК РФ. Трудовой договор заключается в порядке, определенном указанными статьями Кодекса.
Во-вторых, в определенных случаях и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, заключенного в результате:
избрания (выборов) на должность;
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждение в должности;
направления на работу уполномоченным законом органом в счет установленной квоты;
судебного решения о заключении трудового договора;
фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.
В ст.ст. 17-19 ТК РФ приводятся особенности возникновения трудовых отношений на основании трудового договора, в результате избрания (выборов) на должность, при избрании по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначении на должность или утверждения в должности.
Так, в соответствии со ст. 17 трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность возникают, если избрание (выборы) на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Согласно ст. 18 трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Статьей 19 предусмотрено, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.
Кто же является сторонами трудовых отношений? Ответ на этот вопрос дается в ст. 20. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Из текста ст. 20 следует, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Однако реализуют они эти отношения по-разному. Если работодателем является физическое лицо, то это лицо и осуществляет права работодателя. Другое дело, когда работодателем является юридическое лицо. В частности, в акционерном обществе права и обязанности работодателя осуществляет генеральный директор (директор) в соответствии с полномочиями, предоставленными ему уставом общества.
Основные права и обязанности работника как стороны трудовых отношений.
Эти права и обязанности работника определены ст. 21 ТК РФ "Основные права и обязанности работника".
Работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- объединения, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Как следует из текста ст. 21 ТК РФ, в ней приведены основные права и обязанности работника. Эти права и обязанности конкретизируются в последующих статьях ТК РФ, иных законодательных актах, а также в соглашениях, коллективом договоре, локальных нормативных актах организации. Например, размеры тарифных ставок и окладов, системы и размеры премиальных вознаграждений, иных выплат, регламентируется коллективным договором.
Обратим внимание читателей на то, что работники имеют право на самозащиту, согласно ст.ст. 379 и 380 ТК РФ.
В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами.
Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.
Работник также имеет право согласно ст.ст. 89 и 90 на обеспечение защиты его персональных данных, хранящихся у работодателя.
В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работники имеют право на:
- полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных;
- свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
- определение своих представителей для защиты своих персональных данных;
- доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору;
- требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований настоящего Кодекса. При отказе работодателя исключить или исправить персональные данные работника он имеет право заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия. Персональные данные работника оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;
- требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;
- обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных.
Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Основные права и обязанности работодателя как стороны трудовых отношений.
Эти права и обязанности приведены в ст. 22 ТК РФ. Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
- принимать локальные нормативные акты;
- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
- вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
- предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
- своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приминать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
- создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

§ 2. Социальное партнерство в сфере труда*(72)

Что такое социальное партнерство в сфере труда?
В ст. 23 ТК РФ впервые законодательно дано определение социального партнерства. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, социальное партнерство - это система взаимоотношений между:
- работниками (представителями работников);
- работодателями (представителями работодателей);
- органами государственной власти, местного самоуправления.
При этом сторонами социального партнерства (ст. 25) являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются арбитрами между этими сторонами социального партнерства. Деятельность арбитров направлена на обеспечение согласования интересов, достижение определенных компромиссов между работниками и работодателями.
Сами органы государственной власти и органы местного самоуправления могут стать стороной социального партнерства только в случаях, определенных ст. 23:
когда они являются работодателями или их представителями;
в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Вопреки тому, что работники являются стороной социального партнерства, они в нем непосредственно не участвуют. От имени работников в социальном партнерстве принимают участие профсоюзы и иные представители работников - в порядке, определяемом ТК РФ. Социальное партнерство как система взаимоотношений между представителями работников, работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления строится на принципах, определенных ст. 24 ТК РФ.
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>