<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.
В связи с изложенным, отметим следующее. Мировой опыт социального партнерства убедительно доказал, что, только соблюдая указанные принципы по отношению друг к другу, его участники могут достигнуть поставленной цели: обеспечить согласование интересов работников и работодателей.
Согласно ст. 26 ТК РФ система социального партнерства включает следующие уровни:
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Естественно возникает вопрос, - в каких конкретно формах осуществляется социальное партнерство? Ответ на этот вопрос приводится в ст. 27 ТК РФ.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Общие принципы заключения трудовых договоров и соглашений приводятся в ст. 9 ТК РФ.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.
Представители работников в социальном партнерстве.
Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Как следует из текста аб. 2 ст. 29 ТК РФ, представителями работников в указанных в нем случаях могут быть первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Естественно возникает вопрос, в каких случаях первичная профсоюзная организация уступает свои представительские права иным представителям, избираемым работниками?
Это может произойти только в случаях, предусмотренных ст. 31 "Иные представители работников" ТК РФ: при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации или иному представителю.
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
Что же касается аб. 3 ст. 29, то при указанных в нем обстоятельствах представлять интересы работников могут только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Статьей 30 введено правило, согласно которому работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
ТК РФ, его ст. 32, обязывает работодателя создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями. В связи с этим отметим, что обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа приводятся в ст. 377. Согласно же ст. 384 работодатель осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам.
Представители работодателей в социальном партнерстве.
Согласно ст. 33 ТК РФ, представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.
В связи с изложенным, отметим, что такой закон еще не принят, правовой статус объединений работодателей не определен, т.е. законодательно не определены права, обязанности и ответственность объединений работодателей, отдельного работодателя, являющегося членом такого объединения.
Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 г.г. предусмотрено (раздел VII) продолжить совместную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие социального партнерства, включающую в себя:
- разработку предложений по распространению на работодателей отраслей, не связанных с тарифно-правовыми отношениями, положений тарифного соглашения;
- внесение изменений и дополнений в процессуальное законодательство РФ в части повышения ответственности работодателей за соблюдение законодательства о труде, об оплате и охране труда, о коллективных договорах и соглашениях, о коллективных трудовых спорах.

§ 3. Коллективные переговоры

Согласно ст. 35 ТК РФ для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемых представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключается при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Порядок ведения коллективных переговоров.
Как следует из текста ст. 35, ведение коллективных переговоров представители работников и работодателя осуществляют в рамках работы соответствующей комиссии. Права и обязанности этих представителей регламентируются ст. 36.
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Что же касается порядка ведения коллективных переговоров, то он приводится в ст. 37. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
При наличии в организации двух и более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.
В случаях, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзы (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и т.д.). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Как было показано выше, при наличии в организации двух и более первичных профсоюзных организаций, ими создается единый представительный орган. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
Исходя из этой нормы, первичным профсоюзным организациям предстоит решить двоякую задачу: определить количество представителей от каждой из них, имея в виду, что от каждой в едином органе должно быть не менее одного представитель, во-первых. Во-вторых, они должны решить вопрос, каким образом представители различных первичных организаций будут приходить к единому мнению с тем, чтобы выразить его перед представителями работодателя.
Первичные профсоюзные организации попали в довольно сложное положение. С одной стороны они являются представителями своих членов профсоюзов, с другой - они такими представителями уже не являются; их полномочия, как стороны социального партнерства, передаются единому представительному органу.
Поэтому в каждом отдельном случае профсоюзам следует придти к соглашению о том, как будет формироваться единый представительный орган, каким образом он будет принимать решения.
Здесь возможны варианты. Например, каждая первичная профсоюзная организация направляет в указанный орган по одному представителю, каждый из которых обладает количеством голосов, пропорциональным количеству членов профсоюза. В данной ситуации возможны два случая принятия решения единым представительным органом.
1. Решения данного органа будут приниматься механическим большинством голосов. В этом случае всегда будет проигравшая сторона - меньшинство. Однако и меньшинство, и большинство при голосовании по разным вопросам могут стать переменными величинами. В конечном счете, первичные профсоюзные организации будут делать уступки работодателю из-за своей неспособности придти к единому мнению.
2. Представитель (представители), обладающий большинством голосов, будет фактически единолично принимать решения от имени единого представительного органа, отстаивая интересы своей первичной профсоюзной организации и идя на уступки перед работодателем за счет другой (других) первичной профсоюзной организации.
Поэтому единому представительному органу, если он хочет остаться таковым, не самораспуститься, целесообразно придти к единому мнению - отстаивать требования всех первичных профсоюзных организаций, не идти вообще ни на какие уступки. Но в этом случае коллективные переговоры, вероятнее всего зайдут в тупик.
Безусловно, результаты переговоров во многом будут зависеть от способности профкомов корректировать свои условия, предъявляемые к работодателю в лице его представителей, и от способности этих представителей идти на компромиссы. Так или иначе, но потребуется определенное время на то, чтобы первичные профсоюзные организации накопили достаточный опыт формирования и работы их единого представительного органа.
Прежде чем переходить к изложению порядка (процедуры) ведения коллективных переговоров, обратимся к механизму урегулирования разногласий, определенному ст. 38 ТК РФ. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Что же касается самого порядка ведения коллективных переговоров, то в ст. 37 о его содержании практически ничего не говорится: стороны должны предоставлять друг другу необходимую информацию; сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Таким образом, сами представители должны определить порядок (процедуру) ведения коллективных переговоров. Для того, чтобы оказать читателям помощь в решении этого вопроса, приводим методические рекомендации, разработанные специалистами Научного центра профсоюзов на основе изучения и обобщения опыта ведения коллективных переговоров.

Положение о порядке ведения переговоров между работниками
организации (их представителями) и работодателем (его представителями)
о заключении коллективного договора

1. Стороны, ведущие коллективные переговоры
Сторонами коллективных переговоров являются представители работников
в лице профсоюзного комитета, с одной стороны, и представители
работодателя организации в лице руководителя организации непосредственно
или уполномоченные им представители, с другой стороны.
Представители работников и работодателя имеют право проявить
инициативу в проведении переговоров по подготовке, заключению и изменению
коллективного договора.
Представители сторон, получившие уведомление в письменной форме с
предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в
переговоры в течение семи дней со дня получения уведомления (ст. 36 ТК
РФ).
2. Организация ведения коллективных переговоров и подготовка проекта
коллективного договора
2.1. Для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного
договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных
необходимыми полномочиями представителей по ______ от каждой стороны в
составе: от профкома ________; от работодателя ________. При
необходимости внесения изменений и дополнений в коллективный договор их
проект разрабатывается той же комиссией.
2.2. Сроки, место проведения и повестка дня заседаний комиссии
определяются решением сторон.
2.3. Участникам переговоров предоставляется полная свобода в выборе
и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.
2.4. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель
со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию,
необходимую для ведения коллективных переговоров (ст. 37 ТК РФ).
2.5. Представители сторон обязуются в ходе переговоров с пониманием
относиться к доводам друг друга, внимательно выслушивать их, совместно
искать возможные решения, позволяющие максимально удовлетворить интересы
сторон.
2.6. В ходе переговоров представители каждой стороны вправе
прерывать заседания, проводить консультации, экспертизы, запрашивать
необходимые сведения, обращаться к посредникам для поиска компромиссов и
выработки правильных решений.
2.7. Общий срок ведения переговоров не должен превышать ____
календарных дней с момента их начала.
2.8. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с
ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные
сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне
(государственной, служебной, коммерческой и т.д.). Лица, разгласившие
указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной,
гражданско-правовой, уголовной ответственности, в порядке, установленном
федеральными законами (ст. 37 ТК РФ).
2.9. Комиссия в течение _____ срока разрабатывает проект договора и
не позднее _____ срока передает проект на рассмотрение профкома и
работодателя (его представителей).
2.10. Если в ходе переговоров представители сторон не смогли придти
к согласию по не зависящим от них причинам, ими составляется протокол, в
который вносятся окончательно сформулированные предложения о мерах,
необходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновления
переговоров.
Протокол направляется в органы, полномочные решать указанные в нем
вопросы. На период до получения решения полномочного органа или
рекомендаций посредника переговоры могут быть прерваны.
2.11. По завершении переговоров проект коллективного договора в
обязательном порядке передается профкомом для обсуждения на собраниях
коллективов структурных подразделений организации. Работодатель (его
представители) обязан обеспечить профсоюзному комитету возможность
доведения проекта коллективного договора до каждого работника,
предоставлять имеющиеся в организации средства внутренней связи и
информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в
нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.
2.12. Комиссия с учетом поступивших в период предварительного
обсуждения замечаний и предложений дорабатывает проект в _____ срок и
передает его сторонам коллективных переговоров - профкому и работодателю
(его представителям).
2.13. Профком и работодатель (его представители) выносят проект
коллективного договора на рассмотрение общего собрания (конференции)
работников.
2.14. Обсуждение проекта коллективного договора на общем собрании
(конференции) работников и голосование может проводиться по требованию
любой из сторон постатейно.
2.15. В случае неодобрения общим собранием (конференцией) работников
проекта коллективного договора (полностью или частично) работодатель (его
представители) и профсоюзный комитет возобновляют коллективные переговоры
для поиска удовлетворяющих обе стороны решений с привлечением при
необходимости посредников, экспертов.
Срок таких переговоров не может превышать _____ дней.
После этого проект коллективного договора (отдельные его части)
снова выносится на общее собрание (конференцию) работников, если на
предыдущем собрании (конференции) не было вынесено решение о
предоставлении профкому права подписать дополнительно согласованные
положения и коллективный договор в целом.
2.16. Подписание коллективного договора проводится сторонами в срок
не позднее _____ дней с момента его одобрения общим собранием
(конференцией) работников. Право подписи предоставляется первым лицам с
обеих сторон.
2.17. Стороны договорились, что текст коллективного договора должен
быть доведен работодателем (его представителями) до сведения работников в
течение _____ дней с момента его подписания. Для этих целей он
размножается в необходимом количестве экземпляров, которое определяется
по соглашению сторон.
Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок
направляется работодателем (его представителями) в местный орган Минтруда
России для уведомительной регистрации.
2.18. При недостижении согласия между сторонами по отдельным
положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня
начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный
договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола
разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших
коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными
федеральными законами (ст. 40 ТК РФ). Для урегулирования разногласий
могут использоваться примирительные процедуры в соответствии с
Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
3. Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор.
3.1. Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока
его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке,
установленном для его заключения (ст. 44 ТК РФ).
3.2. В случае, если стороны сочтут необходимым продлить срок
действия коллективного договора в целом или отдельных его частей, решение
по этому вопросу выносит общее собрание (конференция) работников.
3.3. Если одна из сторон сочтет невозможным дальнейшее выполнение
условий коллективного договора, она должна уведомить об этом другую
сторону не позднее, чем за _____ дней письменно с указанием причин
расторжения договора или исключения из него отдельных положений. Со
стороны работников решение о невозможности дальнейшего выполнения условий
коллективного договора или его отдельных положений принимает общее
собрание (конференция) работников.
3.4. За три месяца до окончания срока действия коллективного
договора или в сроки, определенные в нем, любая из сторон вправе
направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по
заключению нового коллективного договора.
4. Состав комиссии по выработке проекта коллективного договора,
вносимых в него изменений и дополнений.
4.1. Сопредседатель комиссии от профсоюзного комитета _____________
________________________________________________________________________.
4.2. Сопредседатель комиссии - работодатель (его представитель)
________________________________________________________________________.
4.3. Члены комиссии от профкома: __________________________________.
4.4. Члены комиссии от работодателя: ______________________________.
5. Место проведения переговоров.
Местом проведения переговоров является ____________________________.
6. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных
переговорах.
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта
коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с
сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон,
но не более трех месяцев.
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах,
компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным
договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и
посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет
предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в
период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа,
уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному
взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе
работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за
совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом,
иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ст. 39 ТК
РФ).

Примечание: При наличии в организации двух и более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом, представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.
Как в том, так и в ином из приведенных выше двух случаев, за другими первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

§ 4. Коллективные договоры и соглашения

Определение понятия коллективного договора приводится в ст. 40 ТК РФ.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Содержание и структура коллективного договора.
Согласно ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий и компенсаций;
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
оздоровление и отдых работников и членов их семей;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Приведенные в тексте ст. 41 взаимные обязательства работников и работодателя не исчерпывают содержание коллективного договора. Во многих статьях ТК РФ приводятся взаимные обязательства сторон коллективного договора, различные положения нормативного характера, которые могут или должны быть включены в коллективный договор. Обратимся к ссылкам на эти статьи ТК РФ.
1. Согласно ст. 8 работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников (профкома).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников (профкомом).
2. В соответствии со ст. 21 работник имеет право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором.
3. В соответствии со ст. 21 работник имеет право на участие в управлении организацией, в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах.
В связи с изложенным отметим, что эта норма конкретизируется в ст. 52: право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Основные формы участия работников в управлении организацией приводятся в ст. 53. Исходя из положений статей 21 и 52, количество форм участия работников в управлении организацией может быть увеличено в соответствии с коллективным договором.
4. Согласно ст. 32 работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с настоящим Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.
В связи с изложенным отметим, что обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзного органа регламентируются ст. 377. Тем не менее, положения ст. 32 дают основание полагать, что приведенный в ст. 377 перечень услуг, предоставляемых работодателем выборным профсоюзным органам, может быть расширен и конкретизирован.
5. Согласно ст. 39 все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашениями. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
6. Согласно ст. 82 в организации коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (взамен порядка, установленного ст. 82).
7. В соответствии со ст. 94 для творческих работников кинематографии, теле- и видео съемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми правительством РФ, продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором или трудовым договором.
8. Согласно ст. 96 не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.
Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работ в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальными нормативными актами.
Порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле- и видео съемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации и профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми Правительством РФ, может определяться коллективным договором, локальными нормативными актами, либо соглашением сторон трудового договора.
9. Согласно ст. 100 режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневной с двумя выходными, шестидневной с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по графику), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка в организации в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями.
10. В соответствии со ст. 101 перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или правилами внутреннего трудового распорядка.
11. Согласно ст. 103 графики сменности, как правило, являются приложениями к коллективному договору.
12. Согласно ст. 111 общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
13. В соответствии со ст. 113 допускается привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, теле- и видео съемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации и профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников в организациях, финансируемых из бюджета, в порядке, установленном Правительством РФ, а в иных организациях - в порядке, устанавливаемом коллективным договором.
14. Согласно ст. 116 ежегодные дополнительные отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Организации могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска работникам, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.
В связи с изложенным заметим, что порядок предоставления дополнительных отпусков работникам с ненормированным рабочим днем в соответствии с коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка приводится в ст. 119.
15. Статьей 134 предусмотрено, что индексация заработной платы в небюджетных организациях производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом.
16. В статье 135 приводится порядок установления систем заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различного рода выплат коллективными договорами, соглашениями....
17. Статьей 136 предусмотрено, что порядок выплаты работникам заработной платы определяется коллективным договором или трудовым договором.
18. Согласно ст. 139 в коллективном договоре могут быть предусмотрены иные (по отношению к предусмотренным ст. 139) периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.
19. Статьей 143 определено, что тарифная система оплаты труда работников небюджетных организаций может определяться коллективным договором, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
20. В соответствии со ст. 147 конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда с учетом мнения представительного органа работников, либо коллективным договором, трудовым договором. Эта повышенная заработная плата не должна быть ниже установленных законами, иными нормативными правовыми актами.
21. Согласно ст. 152 конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.
22. Статьей 154 предусмотрено, что конкретные размеры повышенной заработной платы за работу в ночное время устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором.
23. Статьей 158 определено, что коллективным договором или трудовым договором может быть предусмотрено сохранение за работником его прежней заработной платы на период освоения нового производства (продукции).
24. Согласно ст. 159 применение систем нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или устанавливается коллективным договором.
25. В соответствии со ст. 168 порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяется коллективным договором или локальными нормативными актами организации.
26. Согласно ст. 173 гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
27. Аналогичный порядок установления гарантий и компенсаций предусмотрен ст.ст. 174 и 175 для работников, обучающихся в учреждениях среднего и начального профессионального образования.
28. В соответствии со ст. 178 трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий и устанавливаться повышенные размеры выходных пособий взамен тех, которые предусмотрены указанной ст. 178.
29. Согласно ст. 179 коллективным договором могут быть внесены изменения в категории работников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации в случаях сокращения численности или штата работников.
30. Статьей 236 предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.
31. Согласно ст. 263 лицам, осуществляющим уход за детьми, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска, без сохранения заработной платы.
32. Статьей 272 предусмотрено, что особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет, определяются настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями.
33. В соответствии со ст. 320 для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами....
34. Согласно ст. 323 для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения.
35. Статьей 374 предусмотрено, что члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе профсоюзных съездов, конференций, а также для участия в работе выборных профсоюзных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашениями.
36. Согласно ст. 377 обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа частично определяются коллективным договором.
37. В соответствии со ст. 377 оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором.
38. Статьей 414 определено, что коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора:
могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке;
может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный настоящим Кодексом.

Каким должно быть содержание коллективного договора, чтобы оно отвечало интересам его обеих сторон, - как работников, так и работодателя?
Многие из приведенных выше взаимных обязательств сторон коллективного договора давно стали традиционными. Тем не менее, они, видимо, никогда не потеряют свою актуальность, поскольку отражают жизненные потребности работников и в скрытой форме интересы цивилизованного работодателя. Такой работодатель давно понял, что высокопроизводительную работу можно требовать от материально и социально обеспеченных людей, но не от людей, обремененных тяжелыми материальными проблемами.
Эти взаимные обязательства сторон находят постоянное отражение в коллективных договорах, поэтому целесообразно высказать в отношении них ряд соображений.
Во-первых, реализация прав, предоставленных сторонами коллективного договора, осуществляется совершенно в определенных условиях: в настоящее время государство регламентирует меру труда и потребления практически только в бюджетных организациях. В целом же по народному хозяйству устанавливается уровень минимальной оплаты труда. Кроме того, сохранены правила по охране труда, различные льготы, в том числе те, которые связаны с работой в тяжелых и вредных условиях труда.
Все остальное - уровень оплаты труда, премирование, различные льготы и выплаты, социально-бытовые услуги, продолжительность дополнительных отпусков и т.д. - устанавливается организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у нее ресурсов и способности представителей работников достичь в переговорах с представителями работодателя желаемых результатов.
Отсюда, в первую очередь, следует, что цель ведения коллективных переговоров для работников заключается не в том, чтобы повторить в коллективном договоре установленные в соответствии с законодательными актами нормы, а в том, чтобы получить определенные материальные и социальные блага сверх тех, которые они получат и не заключая коллективный договор.
Во-вторых, переговоры между сторонами, это своего рода торг, который может протекать мирно, сопровождаясь взаимными компромиссами, но может быть и крайне жестким, особенно тогда, когда стороны не хотят или в силу особых обстоятельств не могут идти на взаимные уступки. Так или иначе, но представители работников должны учитывать финансовые возможности организации, интересы которой выражают представители работодателя - администрации организации.
Для того, чтобы создать возможность удовлетворения притязаний работников на те или иные материальные и социальные блага, администрация должна взять на себя определенные обязательства по повышению эффективности работы организации, достижению определенных финансовых результатов.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам механизма регулирования оплаты труда не только исходя из роста цен, уровня инфляции, но и выполнения показателей определенных коллективным договором. К сожалению, в законодательстве не сделан акцент на том, что уровень благосостояния работников зависит, в том числе и от степени их влияния на результаты производственной и хозяйственной деятельности организации. Тем не менее, практика заключения коллективных договоров пошла именно в этом направлении, напрямую связывая величину фонда потребления с результатами работы организации, зависящими от работников.
Ниже будет рассматриваться практика отражения в коллективных договорах взаимных обязательств сторон. Это необходимо сделать потому, что очень часто многие положения коллективных договоров изложены в самом общем виде, схематично и неконкретно - в виде пожеланий. Перед стороной, ответственной за выполнение того или иного обязательства, как правило, перед администрацией, не ставится конкретная задача, на нее не накладываются определенные обязанности. Может быть, именно поэтому очень часто коллективные переговоры проходят очень легко, без каких-либо противостояний. Однако опыт свидетельствует, что практической пользы от коллективных договоров, заключенных по итогам таких переговоров, мало, тем более для работников. Работодатель, в свою очередь, не может ждать активной поддержки трудового коллектива в своей производственной и другой деятельности.
Проиллюстрируем сказанное на примере отражения в коллективных договорах обязательств администрации по стабилизации занятости работников - одной из наиболее злободневных проблем как для работников, так и для работодателей, заинтересованных в сохранении кадрового потенциала своих организаций.
Как известно, правовой основой защиты занятости в организации является Закон о занятости населения в Российской Федерации, но он не может отразить всего многообразия конкретных форм защиты занятости, а лишь определяет эти формы в общем виде.
Правовую основу защиты занятости работников дополняют различного рода соглашения и коллективные договоры, конкретизирующие и дополняющие соглашения с учетом состояния занятости, финансового положения и многих других условий каждой конкретной организации. К сожалению, анализ многих коллективных договоров свидетельствует о том, что они не содержат конкретных обязательств по стабилизации занятости. Из года в год в соответствующие разделы коллективных договоров переписываются положения Закона о занятости. Часто встречаются разделы о занятости, во многом состоящие из обязательств "в соответствии с законодательством". Например, в некоторых коллективных договорах указано, что стороны совместно обеспечивают выполнение требований законов, затрагивающих социально-трудовые права работников.
Впрочем, считать ситуацию безнадежной, по нашему мнению, не следует. Имеется достаточно много примеров, свидетельствующих о том, что во многих организациях возможности коллективного договора в качестве эффективного средства стабилизации занятости используются в полную меру. Заслуга в этом, в первую очередь, принадлежит профсоюзным комитетам.
Многие профсоюзные комитеты используют коллективный договор как эффективный инструмент по защите занятости работников, тем самым расширяя социально-правовую базу законодательства о занятости, которое предусматривает в основном защиту работников, уже высвобожденных и направленных в службу занятости.
При разработке разделов занятости коллективных договоров профсоюзные комитеты учитывают такие факторы, как:
положение предприятия на рынке выпускаемых товаров и производимых услуг, уровень менеджмента, эффективность маркетинга, проводимого администрацией;
эффективность хозяйствования и финансовая ситуация на предприятии;
привлечение инвестиций на предприятие;
уровень заработной платы в сравнении с прожиточным минимумом в регионе, оплата труда на других предприятиях, имеющих свободные места;
наличие свободных рабочих мест в регионе, в том числе по профессиям и специальностям предприятия;
возможность трудоустройства на других предприятиях.
Все больше профсоюзных комитетов вносят предложения по включению в коллективные договоры мероприятий, позволяющих подготовиться к массовому высвобождению работников, при этом стороны договариваются о критериях такого высвобождения.*(73) В Законе о занятости эти критерии не определены, но в условиях такого высвобождения Закон предоставляет профсоюзным органам право вносить предложения по его приостановке или поэтапному проведению.
Например, в АО "ЗАЗС" (Саратовская область) массовым увольнением считается высвобождение 3% и более в течение 30 календарных дней. В случае массовых сокращений высвобождаемым работникам предоставляется возможность получить на предприятии другую профессию за счет предприятия. Работники со стажем работы на заводе не менее 10 лет могут пользоваться социальными льготами вплоть до трудоустройства, но не более 6 месяцев.
Однако те трудовые коллективы, которые в прошлые годы на себе уже почувствовали все тяготы массовых увольнений, вводят и более жесткие критерии. Так, профкомы Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения и ОАО "Завод искусственных кож" (г. Киров) включили в действующие коллективные договоры критерий массового увольнения - 3% и более численности работающих за 90 дней.
Во многих коллективных договорах меры по созданию благоприятных условий по опережающему переобучению работников, рабочие места которых находятся под угрозой сокращения. В АОЗТ "Смоленская чулочная фабрика" для этих целей в коллективный договор введен раздел "Обязательства по повышению квалификации кадров".
Коллективный договор Смоленского завода "Измеритель" предоставляют работникам, желающим получить вторую профессию, следующие льготы:
сохраняется средняя зарплата на весь период переподготовки, но не более трех месяцев;
производится доплата до прежнего среднего заработка работнику, направленному на выпуск новых изделий, при условии выполнения сменно-суточных заданий, на период до 3 месяцев;
срок переквалификации устанавливается в зависимости от сложности профессии от 3 до 12 месяцев.
Некоторые профсоюзные комитеты добились принятия от администрации предприятий мер по созданию новых рабочих мест. В АО "Северсталь" (Вологодская область) работодатель создал около 1000 новых рабочих мест для трудоустройства сокращаемых работников. В ОАО "Самеко" (г. Самара) предусмотрено, что при невозможности создания новых рабочих мест сокращению подлежат, в первую очередь, лица, допускающие брак в работе, нарушающие трудовую дисциплину и злоупотребляющие алкогольными напитками; имеющие замечания по качеству труда и не работающие над повышением своей квалификации.
При защите занятости в раздел по занятости коллективного договора включаются мероприятия в зависимости от складывающейся ситуации.
Ситуация 1. При росте напряженности на местном рынке труда, когда безработица еще не коснулась предприятия и увольнения еще не начались, предусматривается уведомить профком не менее чем за три месяца о намерении ликвидировать или реорганизовать предприятие и его структурные подразделения, полностью или частично приостановить производство, внедрить новые технологии.
Ситуация 2. При сокращении объема производства:
перепрофилировать отдельные производства на выпуск продукции с учетом конъюнктуры рынка;
организовать цеха, участки по выпуску товаров народного потребления и оказания услуг населению;
предусмотреть создание или расширение на предприятии подсобных хозяйств, цехов надомного труда, мелких арендных и коллективных предприятий;
создать дополнительные рабочие места для трудоустройства высвобождаемых с производства лиц, особо нуждающихся в социальной защите;
организовать переподготовку и переобучение работающих с учетом их обязательного трудоустройства внутри предприятия или на других предприятиях района (города).
Ситуация 3. При возникновении опасности сокращения численности занятых:
использовать естественное сокращение рабочих мест (ликвидация вакансий, добровольное увольнение работников, досрочный выход на пенсию, увольнение совместителей и т.д.);
сократить административно-управленческие расходы;
ограничить или полностью запретить совмещение профессий, сверхурочные работы, многостаночное обслуживание;
передать коллективу работы, выполняемые на стороне;
проводить внутрипроизводственные переводы намеченных к увольнению работников;
ограничить круг временных работников;
расширить применение индивидуальных рабочих графиков (гибкий режим работы, сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя);
с согласия работников проводить временное разделение работ, т.е. распределение имеющегося объема работ между всеми работниками, даже с неполной загрузкой и неполной зарплатой;
использовать как крайнюю меру перевод предприятия на режим неполного рабочего времени;
предоставлять долгосрочные (до нескольких лет) отпуска без сохранения заработной платы тем работникам, которые захотят попробовать свои силы в индивидуальной или предпринимательской деятельности;
предоставлять по желанию работников краткосрочные отпуска без сохранения зарплаты;
предоставлять возможность высвобождаемым работникам получить другую профессию или образование за счет предприятия;
предоставлять работнику право отлучаться с работы для поиска новой работы с оплатой этого времени;
предоставлять преимущество для оставления на работе семейным людям, имеющим на иждивении двух и более родственников (детей до 18-ти лет, престарелых родителей, нетрудоспособных членов семьи); работникам с более длительным стажем работы; работникам, получившим трудовое увечье; работникам, повышающим квалификацию; работникам - инвалидам войны; изобретателям, работникам из числа уволенных в запас или отставку военнослужащих сверхурочной службы; лицам, получившим или перенесшим заболевания, вызванные последствиями чернобыльской аварии.
С учетом финансовых возможностей предприятия в коллективных договор могут включаться следующие дополнительные компенсации и льготы работникам, увольняемым по сокращению штатов;
выплачивать дополнительную к выходному пособию единовременную материальную помощь, зависящую от стажа работы на предприятии;
при нетрудоспособности в течение более трех месяцев оказывать материальную помощь безработному, уволенному с предприятия;
предусмотреть возможность досрочного выхода на пенсию за счет средств предприятия.
Ситуация 4. В период массовых увольнений:
для стабилизации положения создать на предприятии комиссию экстренной помощи, состоящую из представителей администрации, профсоюзного комитета предприятия, службы занятости;
осуществлять строгий контроль за выполнением работодателем (предпринимателем) законодательства о занятости, предоставлением льгот и компенсаций лицам, потерявшим работу;
содействовать переобучению кадров, трудоустройству высвобождаемых работников;
не снимать с профсоюзного учета высвобождаемых работников вплоть до их трудоустройства с тем, чтобы они могли пользоваться социальными льготами, установленными на предприятии;
привлекать на предприятие иностранную рабочую силу, если в коллективе имеется или предполагается напряженность с занятостью работников, только по согласованию с профсоюзным комитетом.
Приведенные примеры говорят о том, насколько велики возможности коллективного договора в защите прав и интересов работников в вопросах их занятости, если к разработке взаимных обязательств работодателей и работников отнестись продуманно, с учетом сложившейся в организации обстановки.
В странах с развитой рыночной экономикой появились нетрадиционные типы коллективных договоров, отражающие тенденцию развития производительных сил. Пример такого коллективного договора приводит И.Я.Киселев.*(74)
Коллективный договор, действующий на принадлежащем корпорации "Дженерал Моторс" автомобильном заводе "Сатурн" (США, штат Тенесси), называют прообразом коллективного договора будущего. В нем, как свидетельствует автор, закреплены в виде своеобразных нормативных положений самые новейшие приемы и методы рационализации производства. В договоре фиксируется отказ от конвейера, предусмотрено создание автономных рабочих бригад, совмещение профессий, широкое внедрение льготных акций для работников, участие их в прибылях, гибкое материальное стимулирование, разнообразные бонусы, в частности премии за овладение новыми знаниями и новыми профессиями, за рационализаторство, за высокое качество продукции. Предусмотрены также гибкий график работы, перевод большинства рабочих на оклад, различные формы участия работников в делах предприятия (кружки качества, консультативные комитеты, группы участия и т.д.). Вводится сетевая структура управления, учитывающая самостоятельность производственных бригад.
Гарантируется пожизненная (до выхода на пенсию) занятость кадровым рабочим завода (до 80% персонала). Они могут быть уволены только в связи с непредвиденными непреодолимыми обстоятельствами, резким ухудшением экономических условий и с обязательного согласия профсоюза. Провозглашается, что все трудовые споры должны улаживаться с помощью консенсуса.
И.Я.Киселев совершенно обоснованно констатирует, что такой коллективный договор ставит своей задачей осуществить в соответствии с новейшими рекомендациями науки управления и опытом наиболее передовых стран интеграцию работников и технологии в единую социотехническую систему, то есть обеспечить оптимальный симбиоз людей и машин, гармоничное сочетание социальных и психологических запросов работников и требований к работнику современного сверхсложного производства. Таким путем предполагается повысить производительность труда, эффективность производства, улучшить использование рабочей силы, психологический климат на производстве, открыть новые горизонты регулирования трудовых отношений.
По нашему мнению, пример такого коллективного договора весьма поучителен, так как коллективные договоры многих российских организаций являются отражением сегодняшних реалий - кризисного состояния экономики страны, самих организаций, своеобразной попыткой как-то защитить права и интересы работников, не более того. В силу этого коллективные договоры не содержат практических предложений по выводу организаций из кризисного состояния, а затем обеспечения их конкурентоспособности. Эти коллективные договоры не ориентируют ни администрацию, ни тем более работников на использование таких внутренних резервов повышения производительности труда, эффективности производства, какими являются совершенствование организации производства и труда.
Такое положение вызывает недоумение, тем более, что формы совершенствования организации производства и труда, приведенные из коллективного договора американского предприятия, в нашей стране известны давно, например, создание автономных бригад, совмещение профессий, гибкий график рабочего времени, рационализаторство, даже кружки качества. Когда-то проводились специальные кампании по массовому внедрению таких новшеств. К сожалению, административно-командная система управления экономикой страны отторгала, в конечном счете, те новшества, необходимость которых провозглашала сама.
Теперь настало время в общих интересах работодателя и работника задействовать внутренние резервы организаций в виде совершенствования организации производства и труда, тем более, что на их внедрение не требуется больших затрат. Вместе с тем получит развитие такой важный фактор, каким является творческий потенциал работников. В связи с изложенным представляется целесообразным, чтобы мероприятия по совершенствованию организации производства и труда нашли место в каждом коллективном договоре.
Завершая изложение настоящего раздела, вернемся к вопросу о структуре коллективного договора. Выше мы отмечали, что в каждой организации сложились свои подходы к формированию его структуры. Эти подходы не всегда учитывают то обстоятельство, что структура коллективного договора в большей или меньшей степени должна соотноситься с составом прав и интересов работников. Что касается прав, то они предоставляются в соответствии с законом и иными правовыми нормативными актами. Эти права работников работодатель обязан соблюсти и без коллективного договора. Тем не менее, включив права работников в коллективный договор, о них можно таким образом работодателю напомнить, взять под контроль их реализацию. Например, работодатель обязан создать работнику безопасные условия труда - по этому поводу разногласий между представителями сторон нет. Дискуссии могут идти по поводу определенных рабочих мест, где по мнению представителей работников, это требование не соблюдается. В силу такой причины раздел "Условия труда" должен быть представлен в коллективном договоре. Точно также должны быть в нем представлены и другие права работников, соблюдать которые работодателя обязывает закон и иные правовые нормативные акты.
Что же касается интересов работников, то они служат в основном предметом обсуждения сторонами при ведении коллективных переговоров, хотя они по своему составу в целом постоянны, например, уровень заработной платы, ее индексация. Дискуссия представителей сторон по таким вопросам идет по поводу степени удовлетворения интересов, требований представителей работников.
Исходя из того факта, что состав прав и интересов работников в основном постоянен, можно разработать проект коллективного договора, который введет переговорный процесс между сторонами в определенное русло, позволит охватить всю гамму прав и интересов не только работников, но и работодателя. Естественно, содержание проекта можно корректировать при заключении коллективного договора, если в этом возникает необходимость.
Разработка и применение коллективного договора имеет к тому же большое психологическое значение. Представители администрации, собственники, не говоря уже о работниках, их представителях, привыкают к тому, что в коллективный договор традиционно включаются определенные по своему составу обязательства сторон. В результате представителям работников нет необходимости каждый раз добиваться, иногда безрезультатно, чтобы в коллективном договоре был учтен весь спектр прав и интересов работников. В свою очередь, представителям администрации не придется добиваться, чтобы работники взяли на себя какие-либо дополнительные обязательства.

Действие коллективного договора.

Согласно ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении срока действия прежнего на срок до трех лет.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
В соответствии со ст. 44 изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения.

§ 5. Соглашения

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>