<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Отнесение различных видов деятельности к числу лицензируемых осуществляется на основании принимаемых в разное время законодательных и иных правовых актов. К ним относятся:
деятельность кредитных организаций;
деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;
деятельность в области связи;
биржевая деятельность;
деятельность в области таможенного дела;
нотариальная деятельность;
страховая деятельность;
деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
осуществление внешнеэкономических операций;
осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
приобретение оружия и патронов к нему;
использование результатов интеллектуальной деятельности;
использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
образовательная деятельность.
Этот перечень, состоящий из 17 видов деятельности, в принципе не является исчерпывающим, по мере необходимости он может дополняться.
Лицензирование всех других видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(10)
Действие этого Закона не распространяется на виды деятельности, перечисленные выше. Оно распространяется на те виды деятельности, которые приведены в п. 1 его ст. 17 (в настоящей работе они из-за большого объема текста не приведены).
Согласно ст. 18 Закона от 8 августа 2001 г. принятые ранее федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с ним. Это положение ст. 18, естественно, не распространяется на законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие лицензирование указанных выше 17 видов деятельности.
Перечень видов деятельности, приведенный в п. 1 ст. 17 Закона, значительно сокращен по сравнению с перечнем видов деятельности, подлежащей лицензированию, содержавшимся в ранее действовавшем законодательстве. Исходя из этого, лицензирование видов деятельности, не указанных в п. 1 ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г., прекратилось со дня его вступления в силу.
На каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Все действия, связанные с лицензированием, осуществляют лицензирующие органы. К их полномочиям ст. 6 Закона отнесено:
предоставление лицензий;
переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
приостановление действия лицензий;
возобновление действия лицензий;
аннулирование лицензий;
ведение реестра лицензий;
контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Порядок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии определяется ст. 9 Закона. Для получения лицензии акционерное общество должно ему представить следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы общества, места его нахождения; лицензируемого вида деятельности, который общество намерено осуществлять;
копию устава общества и копию свидетельства о государственной регистрации общества в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
копию свидетельства о постановке общества на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявление о предоставлении лицензии;
сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом. За предоставление недостоверных или искаженных сведений общество несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявления следует иметь в виду, что лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить общество о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) обществу в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) обществу в письменной форме с указанием причин отказа. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Заметим, что отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии, не допускается. К тому же общество имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
В соответствии со ст. 10 Закона в решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:
наименование лицензирующего органа;
наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;
лицензируемый вид деятельности;
срок действия лицензии;
идентификационный номер налогоплательщика;
номер лицензии;
дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Что касается срока действия лицензии, то он определен ст. 8 Закона. Он не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению общества. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, о чем речь пойдет ниже. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Ст. 11 Закона предусмотрен порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Такое переоформление документа имеет место в случае преобразования юридического лица*(11), изменения его наименования или места нахождения либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии.
При наступлении хотя бы одного из этих событий общество (его правопреемник) обязано не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление указанного документа осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
Получив документ, подтверждающий наличие лицензии, общество должно быть готово к контрольным действиям со стороны лицензирующего органа. Право контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии со ст. 12 Закона.
Лицензирующие органы в соответствии со ст. 12 имеют право:
проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
выносить предупреждение лицензиату.
Как было отмечено выше, указанный контроль осуществляется за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Как общее правило, такие положения утверждаются Правительством РФ. Например, Правительством РФ было принято постановление от 6 июля 1998 г. N 734 "О лицензировании деятельности по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог и дорожных сооружений". Аналогичных постановлений, касающихся порядка и условий лицензирования различных видов деятельности, было принято примерно 50.
В каждом из них приводятся особые лицензионные требования и условия к данному виду деятельности, разработанные на основе соответствующего закона. Поэтому при организации данного вида деятельности, ее проведении, подачи заявления на получение лицензии необходимо руководствоваться соответствующим положением.
Ст. 13 Закона предусмотрены условия и порядок приостановления действия и даже аннулирования лицензии. Так, лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Решение о приостановлении действия лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем за три дня после его принятия. В этом случае лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Со своей стороны, лицензиат, если он хочет возобновить действие лицензии, обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии. Кроме того, лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в вышеуказанном случае, когда в установленный лицензирующим органом срок лицензиат не устранил выявленные нарушения лицензионных требований и условий. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Со своей стороны лицензиат вправе обжаловать решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, лицензия теряет юридическую силу.
Ст. 15 Закона предусмотрены фиксированные размеры лицензионных сборов за рассмотрение заявления и предоставление лицензии. За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, за предоставление лицензии - 1000 рублей.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий (ст. 14 Закона) на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий должны быть указаны:
- наименование лицензирующего органа;
- наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица;
- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
- лицензируемый вид деятельности;
- срок действия лицензии;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- номер лицензии;
- дата принятия решения о предоставлении лицензии;
- сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
- основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
- основание и дата аннулирования лицензии;
- иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Отметим, что информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Такая информация в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату в размере 10 рублей.
Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.
Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.
7. Отдельными видами деятельности, или иными правовыми актами, общество вправе заниматься при условии подтверждения, что его продукция соответствует установленным требованиям, - путем сертификации этой продукции.
Сертификат продукции (далее сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Порядок сертификации регламентируется Законом РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"*(12) с последующими изменениями и дополнениями, а также иными нормативными правовыми актами. Сертификация бывает двух видов - обязательная и добровольная.
1. Обязательная сертификация.
В соответствии со статьей 13 Закона изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:
- реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;
- обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;
- указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
- приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;
- обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
- извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Обязательная сертификация осуществляется по утвержденным в установленном порядке перечням товаров, работ и услуг.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013. Правила процедуры и порядок обязательной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья определены постановлением Госстандарта России от 28 апреля 1999 г. N 21. В настоящей работе указанные правовые акты не приводятся.
При осуществлении обязательной сертификации товаров, работ и услуг необходимо руководствоваться "Положением о Системе сертификации ГОСТ Р" и "Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации" (утверждены соответственно постановлениями Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 11 и от 5 августа 1997 г. N 17).
Объектами обязательной сертификации в системе ГОСТ Р являются продукция, работы и услуги по выше приведенным перечням, а также средства производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты по перечню, утверждаемому Госстандартом России. Сертификация отечественной и импортной продукции в системе ГОСТ Р предусматривается по единым правилам.
Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
Обозначения конкретных нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация в Системе ГОСТ Р, содержатся в "Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация", публикуемой Госстандартом России, а также в документах систем сертификации однородной продукции, работ, услуг. Право на проведение работ в системе ГОСТ Р имеют получившие аккредитацию органы по сертификации и исполнительные лаборатории (центры), получившие лицензию от Госстандарта России.
Процедура сертификации включает в себя следующие основные этапы.
1. Подача заявки на сертификацию. Заявителем может быть как отечественная так и зарубежная организация. При наличии нескольких органов по сертификации заявитель вправе обратиться в любой из них при условии, что в область аккредитации органа по сертификации включен заявляемый объект. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее 15 дней после ее получения направляет заявителю решение по заявке.
Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить схему сертификации из числа установленных в соответствующих правилах (порядках) сертификации однородной продукции (работ, услуг) и применяемых в конкретных случаях. В случае несогласия органа по сертификации с предлагаемой заявителем схемой сертификации, он должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме сертификации и назначения иной схемы сертификации.
2. Рассмотрение и принятие решения по заявке. К сертификации допускается продукция, пригодная к использованию по назначению и имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ.
В процессе рассмотрения заявки орган по сертификации проводит анализ представленных документов, испытания, проверяет производство и т.п. Анализирует полученные результаты и принимает решение о возможности выдачи сертификата соответствия.
При отрицательных результатах обязательной сертификации выпускаемой продукции (работ, услуг) орган по сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя, продавца продукции или исполнителя работ (услуг) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции или выполнения работ (оказания услуг).
Инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, работами, услугами, производствами и системами качества осуществляют органы, проводившие сертификацию этих объектов, при необходимости привлекая к работам по инспекционному контролю сторонние организации. Ответственность за качество инспекционного контроля несет орган, проводивший сертификацию.
Сертификаты обязательной и добровольной сертификации могут быть использованы изготовителем (исполнителем) для подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) всем требованиям государственного стандарта (государственных стандартов) и получения лицензии на маркирование продукции (работ, услуг) знаком соответствия государственным стандартам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о сертификации оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем. Сумма средств, израсходованная заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.
Данные об участниках и объектах обязательной сертификации вносятся в государственный реестр в соответствии со статьей 9 Закона о сертификации и периодически публикуются Госстандартом России в своих периодических изданиях или в специальных справочниках.
2. Порядок принятия декларации о соответствии продукции требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации этой продукции. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о сертификации подтверждение соответствия продукции установленным требованиям может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Она является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
Отсюда, заметим, следует, что изготовитель продукции, ее продавец или исполнитель вправе по своему усмотрению принять решение - сертифицировать продукцию, попавшую в указанные выше перечни, или принять декларацию о ее соответствии установленным требованиям. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Правительство приняло постановление от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации"*(13) (в настоящей работе не приводится).
3. Добровольная сертификация. Согласно статье 17 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" (в дальнейшем - Закон о сертификации, Закон) добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Важно отметить, что добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Организация проведения добровольной сертификации согласно статье 18 Закона осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Таким органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
- осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;
- приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.
Статьей 18 предусмотрено также, что добровольная сертификация может проводится и в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.
Согласно статье 19 Закона при заключении договора на проведение добровольной сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.
8. Акционерное общество обязано подтвердить свое право на производство широкого ассортимента продукции, получив в установленном законом порядке гигиеническое заключение. Для этого в обществе должна быть проведена по определенным правилам гигиеническая оценка производства, поставки и реализации продукции и услуг. Эти правила регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 1998 г. N 217 "О гигиеничной оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров".
Гигиеническая оценка - это специальная процедура, осуществляемая органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы для оценки потенциальной опасности продукции и товаров для здоровья населения и предусматривающая проведение специальных санитарно-эпидемиологических исследований и экспертиз, а также выдачу гигиенического заключения установленного образца и внесение его в Реестр. Заключение служит подтверждением соответствия продукции и товаров установленным требованиям санитарного законодательства.
Работы по гигиенической оценке, выдаче заключений и внесению их в Реестр осуществляется на основе заключаемого между заявителем и центром госсанэпидемнадзора или иным уполномоченным учреждением договора.
В случае полного соответствия представленных данных требованиям санитарного законодательства уполномоченным учреждениям готовится заключение установленного образца.
В противном случае уполномоченным учреждением принимается решение об отказе в выдаче заключения, о чем заявителю направляется письменное обоснование принятого решения. Если заявитель не согласен с принятым решением об отказе в выдаче заключения, он может обратиться с апелляцией в апелляционный Совет при Департаменте государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.
1. Порядок проведения гигиенической оценки продукции и товаров. В соответствии с упомянутым выше приказом Минздрава РФ выдачу гигиенического заключения осуществляют:
- Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ;
- центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации;
- центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в регионах на транспорте;
- Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ;
- центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздрава РФ.
Этим приказом Минздрава РФ утверждены два перечня продукции и товаров, допускаемых к производству, применению и реализации только после прохождения гигиенической оценки и при наличии заключения установленного образца (приложения N 2 и N 5 к приказу). (Эти приложения в настоящей работе не приводятся).
Перечень видов продукции и товаров, подлежащих гигиенической оценке, приводится в приложении N 2. Гигиеническую оценку по перечисленным в приложении 2 товарам и продукции может дать любой из перечисленных выше органов, их подразделения на местах.
Перечень социально-значимых, потенциально опасных видов продукции и товаров, подлежащих гигиенической оценке в Департаменте государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ, приводится в приложении N 5.
Для гигиенической оценки и выдачи заключения акционерное общество направляет в орган госсанэпидемслужбы заявку, а также следующие документы.
Для отечественной продукции:
- нормативную или техническую документацию на продукцию, товар (технические условия, технологические инструкции, состав продукции и др.);
- краткое описание способа и области применения продукции, товара;
- протоколы испытаний продукции, товара (при их наличии);
- другие документы, подтверждающие безопасность продукции;
- образцы продукции (товаров), необходимые для гигиенической оценки.
Для импортной продукции:
- документ фирмы-изготовителя, подтверждающий качество продукции (товара);
- сертификат безопасности страны-изготовителя, выданный уполномоченными на то органами и/или сертификат (подтверждение) фирмы производителя, другие материалы, полученные в стране-изготовителе и подтверждающие безопасность продукции, товара;
- протоколы испытаний продукции, товаров (при их наличии);
- образцы продукции, товаров в количестве, необходимом для гигиенической оценки;
- технические условия изготовления продукции (товаров) с указанием условий применения (использования) или другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения.
Документы страны производителя (поставщика) представляются в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Срок проведения гигиенической оценки не может превышать двух месяцев. Для вновь разрабатываемой отечественной продукции, а также при необходимости проведения дополнительных испытаний он может быть увеличен до трех месяцев.
Заключение для отечественной продукции выдается с обязательной оценкой условий производства, определяющих ее безопасность.
Срок его составляет:
- для вида продукции (включая импортную) - до пяти лет;
- на опытную партию продукции - до одного года;
- на партию импортной продукции, поступающей на территорию Российской Федерации (при отсутствии гигиенического заключения на данный вид продукции данного производителя, оформленного на стадии заключения контракта на поставку), - на срок, не превышающий срока годности данной продукции.
2. Порядок проведения гигиенической оценки производства. В России она осуществляется на стадии постановки данного вида продукции на производство на добровольной основе по заявлению производителя. Она не исключает санитарного надзора, осуществляемого в плановом порядке органами и учреждениями госсанэпидемслужбы. Гигиеническая оценка производства проводится непосредственно в организации-заявителе, расположенных на территории Российской Федерации, с обязательной оценкой условий и гигиенических требований к охране окружающей среды.
Гигиеническую оценку производства отечественной продукции, а также производства импортной продукции, расположенных на территории Российской Федерации, осуществляют выше перечисленные органы.
Гигиеническую оценку производств, расположенных за пределами Российской Федерации и поставляющих продукцию на территорию Российской Федерации, осуществляет Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ.
Для получения гигиенического заключения акционерное общество направляет в орган госсанэпидслужбы заявку установленного образца, а также следующие документы:
- краткое описание производства, технологических процессов с указанием нормативных требований к безопасности продукции страны-изготовителя (для производства импортной продукции и производств, расположенных за рубежом), номенклатуры выпускаемой продукции, организации лабораторного контроля;
- внедрение на предприятии системы контроля критических точек производства;
- нормативную или техническую документацию на выпускаемую продукцию;
- сертификаты, свидетельства или иные документы страны изготовителя, подтверждающие безопасность продукции;
- другие документы производителя, подтверждающие соответствие производства гигиеническим требованиям;
- перечень представленной документации может уточняться и дополняться, применительно к конкретным видам продукции и предприятиям изготовителям.
Документы страны производителя (поставщика) следует представлять в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Виды продукции, выпущенные на производстве, прошедшем гигиеническую оценку и включенном в Реестр, последующей гигиенической оценке не подлежат.
При определении возможности гигиенической оценки производств, расположенных на территории Российской Федерации, учитываются:
- наличие на предприятии необходимых условий для производства данного вида и объема продукции;
- возможное неблагоприятное влияние работы предприятия на условия проживания населения;
- состояние условий труда работающих на предприятии;
- организация производственного контроля на предприятии за качеством исходного сырья, технологией производства и показателями безопасности конечной продукции;
- соответствие набора производственных помещений технологии производства продукции.
При обследовании организации-производителя, расположенной за пределами Российской Федерации и поставляющей продукцию на территорию Российской Федерации, оцениваются:
- наличие в организации-производителе необходимых условий для производства данного вида продукции;
- осуществление производственного контроля за качеством исходного сырья, технологией производства и показателями безопасности конечной продукции;
- соответствие выпускаемой продукции требованиям санитарных правил и норм, действующих на территории Российской Федерации.
Гигиеническое заключение на производство выдается сроком до пяти лет. Указанный срок может быть сокращен в случаях нарушения условий, при которых выдано заключение. Гигиеническое заключение выдается конкретной организации-изготовителю. В нем указывается вид производимой продукции (для иностранных производителей, экспортируемой в Российскую Федерацию), а также номенклатура продукции, выпускаемой на момент проведения гигиенической оценки.
Производитель в случае изменения (расширения) номенклатуры или технологии производства выпускаемой продукции осуществляет ее пересогласование с учреждением, выдавшим гигиеническое заключение, без повторной гигиенической оценки. При этом выдается гигиеническое заключение на производство.
9. Согласно п. 5 ст. 2 общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Государственная регистрация юридических лиц, в том числе и акционерных обществ, осуществляется в соответствии со ст. 51 ГК РФ и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"*(14).
Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Принципы ведения государственного реестра определены ст. 4 Закона о регистрации юридических лиц:
- в Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы;
- единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра;
- Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом;
- Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра;
- ведение государственного реестра на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными федеральными информационными системами и сетями;
- ведение государственного реестра осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Вместе с тем, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ от государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Подробно о государственной регистрации акционерного общества при его создании, реорганизации и ликвидации см. в настоящей работе комментарии к ст.ст. 13, 15 и 24.
Здесь же обратим внимание читателей на то обстоятельство, что соответствующим специалистам общества необходимо знать содержание Государственного реестра и о тех действиях, которые этим специалистам необходимо предпринять при изменении сведений об обществе, ранее внесенных в указанный реестр. Далее приводится в изложении авторов перечень содержащихся в реестре сведений, которые должны быть изменены по заявлению общества. Согласно ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц в Государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице;
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
е) копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. Эти сведения представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Акционерное общество в течение трех дней с момента изменения указанных выше сведений, за исключением сведений, указанных в подпункте "м", обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в устав акционерного общества, то для государственной регистрации этих изменений в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации по форме, предоставленной регистрирующим органом;
- решение общего собрания акционеров, а в случаях, предусмотренных ст. 12 Закона об акционерных обществах, совета директоров (наблюдательного совета) общества, о внесении изменений в устав общества;
- изменения, вносимые в устав общества;
- документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в Государственный реестр изменений, касающихся сведений об акционерном обществе, но не связанных с внесением изменений в его устав, в регистрирующий орган представляется заявление по форме, полученной в этом органе.
Согласно ст. 6 Закона о регистрации юридических лиц:
- сведения, содержащиеся в Государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков;
- паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;
- содержащиеся в Государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде:
выписки из Государственного реестра;
копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле;
справки об отсутствии запрашиваемой информации;
- форма и порядок предоставления содержащихся в Государственном реестре сведений устанавливаются Правительством РФ;
- срок предоставления содержащихся в Государственном реестре сведений устанавливается Правительством Российской Федерации и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса;
- отказ в предоставлении содержащихся в Государственном реестре сведений не допускается.
Что же касается условий получения сведений, содержащихся в Государственном реестре, то они приводятся в ст. 7 указанного Закона:
- предоставление содержащихся в Государственном реестре сведений осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление этих сведений устанавливается Правительством РФ;
- в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в Государственном реестре сведения по запросам органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам, органов местного самоуправления, а также иных лиц, определенных федеральными законами.
10. Согласно п. 6 ст. 2 общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. В этой связи отметим, что ни одно юридическое лицо не может функционировать без открытия хотя бы одного банковского счета.
Однако в тексте п. 6 провозглашается право на открытие таких счетов, но не обязанность открыть хотя бы один, расчетный, банковский счет. Видимо такая редакция п. 6 не случайна: тем самым было подтверждено право акционерного общества иметь несколько банковских счетов, в том числе и в заграничных банках.
В этой связи не будет лишним вспомнить, что согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 юридическим лицам разрешалось открытие расчетного счета только в одном банке. Это ограничение было отменено Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. N 291, т.е. менее чем через год.
11. Текст п. 7 ст. 2 обязывает акционерное общество иметь круглую печать, содержащую определенные сведения об обществе, а также предоставляет право по выбору общества иметь другие средства его визуальной идентификации, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Таким образом, акционерным обществам Законом предоставлено право на обозначения, индивидуализирующие общества, их продукцию, работы и услуги. Среди средств визуальной идентификации акционерных обществ основное значение имеет их фирменное наименование.
Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Ст. 54 предусмотрено также, что лицо (физическое или юридическое), неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из текста ст. 54, закон обязывает каждое акционерное общество иметь свое собственное фирменное наименование, индивидуализирующее его среди всех других организаций, предприятий, учреждений.
Из текста ст. 54 не следует, что закон запрещает учредителям акционерных обществ, как и другим юридическим лицам, включать в фирменное наименование какие-либо иные сведения, кроме указания на его организационно-правовую форму и место нахождения. Тем не менее, определенные ограничения в этом существуют.
Так, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. (Ведомости РФ, 1992, N 10, ст. 470) наименования "Россия" и "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях любых организаций и структур, за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства РФ и в соответствии с законодательными актами.
Закон РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости РФ, 1992, N 18, ст. 961) исключает возможность включать в наименование организаций, не удовлетворяющих требованиям этого закона, термины "биржа" и "товарная биржа" в любом словосочетании.
Что касается регистрации и использования фирменного наименования юридического лица (п. 4 ст. 54), в соответствии с законом и иными правовыми актами, то в настоящее время такой закон не принят. Поэтому фирменное наименование юридического лица регистрируется в составе его учредительных документов.
Порядок регистрации, использования и правовой охраны товарных знаков установлен Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров" (Ведомости РФ, 1992, N 42, ст. 2322).
Ст. 138 "Интеллектуальная собственность" ГК РФ развивает положения ст. 54 ГК РФ об исключительном праве собственника фирменного наименования на его использование. Согласно ст. 138 в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Использование средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Статья 3. Ответственность общества

Одним из основных признаков акционерного общества как юридического лица является его ответственность по своим обязательствам. В комментируемой ст. 3 повторены положения ст. 56 ГК РФ, согласно которым:
- юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом;
- учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица;
- если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвано учредителями (участниками) или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Как в ст. 56 ГК РФ, так и в ст. 3 Закона устанавливается общий принцип, исходя из которого акционерное общество отвечает по своим обязательствам всем имуществом, собственником которого оно является, независимо от того, к каким видам это имущество относится, - является ли оно движимым или недвижимым, состоит ли в денежных средствах в наличной или безналичной форме, акциях других обществ, долях участия и т.д. и т.п.
Таким образом, при недостатке денежных средств у общества для погашения своих обязательств, взыскание может быть обращено не только на оборотные средства, - сырье, полуфабрикаты, другие различные материалы, но и на основные фонды, - земельные участки, здания, сооружения, оборудование и т.п. При этом, состав имущества, его количество, стоимость определяются на основе баланса общества, иных бухгалтерских документов.
Если же взыскание обращается на недвижимость общества, то принадлежность данного объекта обществу подтверждается данными государственной регистрации недвижимости. В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Орган, осуществляются государственную регистрацию право на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Заинтересованным лицам следует также знать, что указанный орган обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. При этом информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд.
Возвращаясь к тексту ст. 3, обратим внимание читателей на ее п. 2, согласно которому общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Это обстоятельство объясняется тем, что общество является независимым от акционеров субъектом в части своих имущественных прав, оно имеет обособленное от них имущество. По общему правилу каждый субъект гражданско-правовых отношений самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
Это правило применимо и к отношениям между государством и акционерным обществом. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.
В п. 3 ст. 3 получили развитие положения ст. 56 ГК РФ, согласно которым на лиц, имеющим право давать обязательные для акционерного общества указания или иным образом определять действия общества, может быть возложена субсидиарная ответственность (ст. 399 ГК РФ), если банкротство общества вызвано этими лицами.
Согласно п. 3 ст. 3 такая ответственность может быть возложена на этих лиц только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действий, заведомо зная, что вследствие этого, а также их бездействия, наступит несостоятельность (банкротство) общества.
Следует обратить внимание читателей на то обстоятельство, что ответственность на указанных лиц согласно п. 3 ст. 3 может быть возложена, а это означает, что ответственность на них может быть и не возложена даже в том случае, когда они заведомо знали, что совершаемые обществом по их воле действия приведут его к несостоятельности (банкротству).
В этой связи нельзя не отметить, что положения ст. 71 Закона безусловно возлагают на определенный круг лиц ответственность за нанесение обществу убытков.
Согласно п. 2 ст. 71 члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, директор (генеральный директор), временный директор (генеральный директор), члены правления (дирекции), а равно управляющая организация или управляющий несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действия (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами.

Статья 4. Фирменное наименование и место нахождения общества

Текст ст. 4 полностью изложен в новой редакции. В ней более подробно, последовательно и четко изложены требования к акционерному обществу в части идентификации путем выбора его фирменного наименования и обозначения места положения.
Так, общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском, - государственном языке России. Только имея эти наименования на государственном языке, Общество вправе (дополнительно) иметь полное или сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование Общества на русском языке не может содержать термины и аббревиатуры, не предусмотренные ст. 4, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В практическом плане текст ст. 4 необходимо применять, основываясь на положениях ст. 54 "Наименование и место нахождения юридического лица" ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование*(15). Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (учредительным документом акционерного общества является его устав).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона место нахождения Общества определяется местом его государственной регистрации. Однако уставом Общества может быть установлено, что местом нахождения Общества является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности.
Определение места нахождения общества имеет принципиальное значение при решении многих правовых вопросов, связанных с его деятельностью. В частности, при исполнении взаимных обязательств общества с его деловыми партнерами, если место исполнения обязательств не определено законом, иными правовыми актами ил договорами (статья 316 ГК РФ), установлении места подсудности споров, в которых участвует общество, и т.д.
В соответствии с п. 3 ст. 4 общество обязано иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об его изменении. Почтовый адрес общества обязательно фиксируется в его уставе. Что же касается несоблюдения обязанности сообщать об изменении адреса органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, то, в частности, общество будет не вправе ссылаться на неполучение почтовой корреспонденции, если она была направлена по старому адресу, и не поступила по новому.

Статья 5. Филиалы и представительства общества

1. В новой редакции Закона текст ст. 5 изложен без изменений, за исключением уточнения, внесенного в текст ее п. 6, о чем речь пойдет ниже.
Ст. 5 Закона, основываясь на положениях ст. 55 ГК РФ и дополняя ее, определяет правовое положение филиалов и представительств акционерного общества, создаваемых в целях расширения границ предпринимательской деятельности общества, обеспечения возможности представлять его интересы за пределами своего места нахождения.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований настоящего Закона и иных федеральных законов. Создание же обществом филиалов и открытие представительств за пределами Российской Федерации осуществляется также в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В остальном, пункты 2-6 статьи 5, в основном, повторяют положения статьи 55 ГК РФ.
Филиалом общества является обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения. Филиал осуществляет все функции общества, в том числе функции представительства, или их часть. В действительности филиалы часто осуществляют только часть функций общества, содержание и объем которых определяются, как право, теми задачами, которые оно перед ними ставит. В основном, это относится к обществам, осуществляющим производственную деятельность. Например, филиал автомобильного завода производит лишь некоторые агрегаты, детали, используемые при производстве автомобилей.
Что же касается представительских функций филиала, то преимущественно они связаны с его производственной, хозяйственной и иной деятельностью. Он, в частности, заключает от имени общества договоры на производство им продукции, ее реализацию, покупку сырья, материалов и т.д. Если же общество осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию, то филиал вправе заниматься ею в границах, определенных лицензией, полученной обществом.
В свою очередь представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющего их защиту. Представление интересов общества и их защита могут быть самыми разными: статья 5 Закона никаких ограничений в этой части не делает, точно также как и ст. 55 ГК РФ. Например, реклама продукции общества, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, иная маркетинговая деятельность; лоббирование интересов общества в различных властных, коммерческих и иных структурах, реализация продукции общества и т.п. Однако производственной деятельностью (оказанием услуг), которая является функцией общества, представительство не занимается.
Не исключено, что функции представительства могут быть возложены на филиал общества, тем более, что согласно пункту 2 статьи 5 Закона филиал вправе осуществлять все функции общества, в том числе и представительские. Таким образом функции филиала шире. У филиала и представительства имеется много общих признаков, определяющих их статус во взаимоотношениях с обществом и ограничивающих их права в хозяйственном обороте.
Во-первых, филиалы и представительства создаются как обособленные подразделения общества. Они имеют своих руководителей, обычно директоров, назначаемых обществом и действующих на основе его доверенности (составленной в соответствии со статьей 185 ГК РФ).
Хотя филиалы и представительства являются согласно п. 1 ст. 5 обособленными подразделениями юридического лица, они все же не выделяются из него в качестве самостоятельного юридического лица. Отсюда следует, что они не могут обладать гражданской правосубъектностью и правоспособностью. Именно поэтому доверенность выдается не филиалу (представительству) в целом как самостоятельной организации, а его директору, которая и определяет круг его полномочий. Согласно п. 20 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 у руководителя филиала или представительства доверенность должна быть и в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами юридического лица.
Во-вторых, филиалы и представительства не являются юридическими лицами, а их полномочия в каждом отдельном случае определяются соответствующим Положением о филиале (представительстве), разрабатываемом и утверждаемом обществом. Не являясь юридическим лицом, филиал (представительство) осуществляет свою деятельность, в том числе и заключение сделок, от имени общества.
Поэтому ответственность за действия филиала (представительство) несет общество и в тех случаях, когда эти действия осуществлялись якобы не от имени общества. Согласно п. 2 ст. АПК "иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленной подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения". В этом случае стороной по делу является не обособленное подразделение, а юридическое лицо. Взыскание производится судом с него или в пользу него.
В-третьих, общество наделяет филиал (представительство) необходимым для его деятельности имуществом, которое остается собственностью общества. Это имущество учитывается на балансе филиала (представительства) и на балансе общества.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц*(16).
Какие, конкретно, сведения о филиалах и представительствах должен содержать устав, в Законе не сказано. Поэтому вопрос о содержании таких сведений решается самим обществом. Вместе с тем, очевидно, что устав не надо перерегистрировать в соответствующем органе регистрации юридических лиц в связи с внесением в него дополнений и изменений, связанных с созданием или ликвидацией филиалов и представительств.
Однако следует помнить, что решения о создании филиалов и открытии представительств согласно статье 65 Закона относятся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Принятые этим органом решения о создании филиалов и открытии представительств должны быть закреплены в уставе общества. Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидаций, согласно п. 5 ст. 12 Закона осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Говоря о том, что изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления органа регистрации юридических лиц о создании филиалов и открытии представительств, их ликвидации, реорганизации, следует также иметь в виду, что это тот случай, о котором говорится в пункте 2 статьи 14 Закона. Согласно ему, в случаях, установленных настоящим Законом, изменения и дополнения в уставе общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Выделение филиала и представительства из состава общества возможно лишь в виде реорганизации общества в форме разделения или выделения, - см. ст.ст. 15, 18 и 19 Закона и комментарии к ним.
2. Как следует из текста п. 4 ст. 5, филиал осуществляет свою деятельность на основании утвержденного обществом положения. О содержании положения и порядке его утверждения в Законе ничего не сказано. Поэтому каждое общество, имеющее филиал (филиалы), должно самостоятельно разработать положение о филиале. Если же филиалов несколько и они значительно отличаются друг от друга, то весьма вероятно, что для каждого филиала будет разработано особое положение.
Инициатором создания филиала выступает, как правило, исполнительный орган общества - его директор или правление (дирекция) общества. Они же вносят соответствующее предложение в совет директоров (наблюдательный совет), который и принимает решение о создании филиала.
Для того, чтобы упорядочить процедуру внесения указанного предложения в совет директоров, в уставе общества или в его особом внутреннем документе можно закрепить правило, согласно которому предложения о создании филиалов вносит в совет директоров именно исполнительный орган общества, осуществляющий руководство производственной, хозяйственной, коммерческой и иными видами деятельности общества.
Что касается положения о филиале, то исполнительному органу общества целесообразно обеспечить его разработку с таким расчетом, чтобы приложить его проект к материалам, на основании которых совет директоров будет принимать решение о создании филиала. Это позволит снять многие вопросы, возникающие у членов совета директоров при рассмотрении данного вопроса, облегчит его решение.
После принятия положительного решения советом директоров генеральный директор (директор) общества подписывает приказ об утверждении Положения о филиале общества. Заметим при этом, что филиал начинает функционировать только после того, как совет директоров внесет в устав общества изменение, связанное с созданием филиала.
Основываясь на положениях ст. 55 ГК РФ и ст. 5 Закона об акционерных обществах, положение о филиале может иметь следующую структуру, которая в каждом отдельном случае должна быть скорректирована, исходя из особенности деятельности, закрепленной за данным филиалом.

Положение о ________________ филиале

_____________________________________________
(полное фирменное наименование общества)

I. Общие положения

1.1. __________________ филиал, в дальнейшем именуемый "Филиал",
создан решением совета директоров (наблюдательного совета)
_____________________________________________ (далее - "Общество") от
(полное фирменное наименование общества)
"___" ____________ 200__ г. (Протокол N ___).
1.2. Филиал является обособленным подразделением Общества,
осуществляющим (все его функции или их часть - указать в общем виде,
кратко, - какие. Если, в том числе, Филиал осуществляет представительские
функции - также указать на это). Филиал не является юридическим лицом.
1.3. Почтовый адрес Общества и его банковские реквизиты
________________________________________________________________________.
1.4. Почтовый адрес Филиала ________________________________________
1.5. Филиал осуществляет свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации, ее иными нормативными правовыми
актами, законодательством _____________________ (указать наименование
субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен Филиал),
его (ее) нормативными правовыми актами, уставом Общества, решениями
(указать формы принятия решений директором и правлением - приказ,
распоряжение, постановление правления и т.п., - применяемые в Обществе),
его исполнительного органа - генерального директора (директора) и
правления (дирекции), принятыми в пределах их компетенции, настоящим
положением.
1.6. Представительство в гражданских, трудовых и иных
правоотношениях Филиал осуществляет от имени Общества. Филиал не вправе
осуществлять представительство во всех видах правоотношений, в которых он
участвует, от своего имени.
1.7. В целях определенной настоящим положением деятельности Филиал
вправе совершать сделки и иные юридические акты, выступать истцом и
ответчиком в суде.
1.8. Филиал имеет бухгалтерский баланс, который является составной
частью баланса Общества. В установленном порядке представляет
статистическую и иную отчетность.
1.9. Филиал наделяется Обществом имуществом, которое учитывается как
на его балансе, так и на балансе Общества. Филиал пользуется и
распоряжается этим имуществом в пределах, определенных настоящим
положением и решениями Общества:
- Филиал в отношении закрепленных за ним Обществом имущества
осуществляет в соответствии с целями и содержанием своей деятельности,
заданиями Общества и назначением имущества права владения, пользования и
распоряжения этим имуществом;
- Филиал не вправе продавать закрепленное за ним недвижимое
имущество, иное имущество, относящееся к основным фондам, сдавать его в
аренду, отдавать в залог, вносить его в качестве вклада в уставный
(складочный) капитал организаций или иным способом распоряжаться этим
имуществом без прямого указания Общества.
1.10. Филиал имеет круглую печать, содержащую его наименование и
полное фирменное наименование Общества. Филиал вправе иметь штампы и
бланки, содержащие его наименование и полное фирменное наименование
Общества.

II. Цель создания Филиала и содержание его деятельности

2.1. Создание Филиала имеет целью _________________________________.
2.2. Филиал осуществляет следующие виды деятельности ______________.
2.3. Филиал обладает самостоятельностью в осуществлении
деятельности, указанной в п. 2.2, в пределах, определенных настоящим
положением.

III. Полномочия органов управления Общества по управлению филиалом
и контролю за его деятельностью

3.1. Исполнительный орган Общества руководит и контролирует
деятельность Филиала.
3.2. Совет директоров (наблюдательный совет) Общества контролирует
соответствие деятельности Филиала законодательству, иным нормативным
правовым актам, целям его создания, уставу Общества, настоящему
положению.
3.3. Производственная, финансовая и иная деятельность Филиала
планируется Обществом в порядке, предусмотренном для структурных
подразделений Общества (В положении о Филиале целесообразно привести
показатели плана. Возможно, что для Филиала будет применяться какой-то
особый порядок планирования его деятельности. При планировании финансовой
деятельности Филиала и определении порядка взаиморасчетов между Обществом
и Филиалом не следует забывать, что Филиал является, хотя и обособленным,
но все же подразделением Общества. Поэтому показатели финансовой
деятельности Филиала должны формироваться таким образом, чтобы Общество
получало амортизационные отчисления со стоимости имущества Филиала, сумму
налогов и иных обязательных платежей, приходящихся на деятельность
Филиала, часть его прибыли, средства на содержание аппарата управления
Общества и т.д.).
3.4. Общество в лице его генерального директора (директора)
назначает на должность директора Филиала и освобождает его от должности
(увольняет) в соответствии с действующим законодательством, уставом
Общества, настоящим положением.
3.5. Совет директоров (наблюдательный совет) Общества по
представлению его исполнительного органа вправе изменить цели и предмет
деятельности Филиала, реорганизовать или ликвидировать его. (Заметим в

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>