стр. 1
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ББК 53.54
К78



Красикова И. С.
Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет. —
2-е изд., испр. и доп. — СПб.: КОРОНА принт, 2000. — 320 с, ил.

ISBN 5-7931-0066-0

Книга посвящена массажу и гимнастике для здорового ребенка, в ней под­
робно изложены особенности психомоторного развития детей от первых дней
жизни до трех лет, в соответствии с которыми предложены возрастные комплек­
сы упражнений.
Далее даны методики занятий с недоношенными детьми и с детьми, страда­
ющими наиболее распространенными заболеваниями, которые требуют длитель­
ного лечения с обязательным участием родителей.
Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики основана на
методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса,
А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются в детских
оздоровительных и лечебных учреждениях.




Охраняется Законом РФ об авторском праве.
Воспроизведение всей книги или любой се части в какой бы то ни было форме без
письменного разрешения владельца исключительных авторских прав воспрещается.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.




ISBN 5 - 7 9 3 1 - 0 0 6 6 - 0 © ТОО «Атлантида», 1996
© ООО «Атлантида», 1999,
с исправлениями
© ООО «КОРОНА принт»,
1999, оформление
ПРЕДИСЛОВИЕ
Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастли­
выми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное вли­
яние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького
человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное
и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых — все это та
благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное,
но и душевное.
Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для
детей раннего возраста. Часто можно услышать: "У меня замечательный
малыш, такой спокойный". Да, это удобно, когда ребенок тихо лежит в
кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идет
со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недо­
статочная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как
на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно
актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую
часть времени проводить в помещениях.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специаль­
ные занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все
органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь дет­
ский организм.
Кроме того, ласковые прикосновения родительских рук, упражнения
в виде игры доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмо­
циональную связь между ним и взрослыми.
В результате регулярных занятий здоровый ребенок станет более со­
вершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.
Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики осно­
вана на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта,
М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом приме­
няются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

3
Основная часть книги посвящена массажу и гимнастике для здоро­
вого ребенка, в ней подробно изложены особенности психомоторного
развития детей от первых дней жизни до трех лет, в соответствии с кото­
рыми предложены возрастные комплексы упражнений.
Далее даны методики занятий с недоношенными детьми и с детьми,
страдающими наиболее распространенными заболеваниями, которые тре­
буют длительного лечения с обязательным участием родителей.
Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством
профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих
заболеваний. Естественно, в этом случае родители должны проконсульти­
роваться с врачом.
Эта книга может быть полезна как родителям, так и всем, кто
работает с маленькими детьми. Доступная форма изложения и боль­
шое количество рисунков позволяют освоить массажные приемы и
специальные упражнения и применять полученные знания как в до­
машних условиях, так и в детских оздоровительных учреждениях.
Пусть наши дети будут здоровы!
МАССАЖ И ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ДО ГОДА
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключи­
тельно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по
нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые,
достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на
центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная
функция — контроль над работой всех органов и систем.
Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в груд­
ном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на
развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.
Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца
улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный
(улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда спо­
собны ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологичес­
кой, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие
развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление)
чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как
другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.
Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах фи­
зиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анали­
затора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы
уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее до­
ступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмо­
циональные, но и определенные двигательные реакции.
Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его
использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные
окончания мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает
мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отли­
чается от роста мышц.

7
В детском массаже используются все приемы классического масса­
жа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные
приемы, некоторые приемы точечного массажа.
Различные приемы массажа оказывают различное действие на н е р-
в н у ю с и с т е м у : поглаживание, мягкое растирание и разминание уси­
ливают тормозные процессы — успокаивают нервную систему. Покола-
чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.
Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и систе­
мы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего л и м ф а т и ­
ч е с к а я с и с т е м а . Массаж активно влияет на лимфообращение,
ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от
продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают
быстрее, чем при полном покое.
Под влиянием массажа периферическая к а п и л л я р н а я с е т ь
расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого сле­
дует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку
обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи:
она становится розовой, блестящей, эластичной.
Действие различных приемов массажа на мышцы различно: погла­
живание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола¬
чивание и пощипывание — сокращение.
При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой
сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), мас­
саж живота механически содействует освобождению кишечника от газов
и приобретает в этих случаях особое значение.
При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа
первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому вначале приемы
массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно
можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы (поколачи¬
вание 1-2 пальцами), разминание. Медленно нарастает интенсивность и
длительность процедуры.
Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном
положении (лежа), а при массаже конечностей — их следует удерживать
в состоянии легкого полусгибания.
При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы,
обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю повер­
хность голени.
При массаже живота необходимо щадить область печени (правое
подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины
надо обходить область почек (поясницу).
8
ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ
Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка,
в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется
без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, кос­
тей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в
период их формирования и наибольшей пластичности.
Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ
в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во
время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несу­
щей ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся округлы­
ми, эластичными, сильными и выносливыми.
При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раз­
дражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся
толще, шире и крепче.
Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то
во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, уве­
личивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насы­
щение крови кислородом.
Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание.
Для ребенка проползти длинный отрезок без остановки — то же, что для
взрослого прогуляться пешком несколько километров.
Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что
в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в
противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы
хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением
теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются
механизмом теплорегуляции.
Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыха­
ния, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согла­
сованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соот­
ветствующей нервной регуляции.
Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физио­
лог И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и
этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной сис­
темы*.
Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат на­
ходится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие
высшей нервной деятельности.
* См. И. М. С е ч е н о в . Рефлексы головного мозга. М., 1961.

9
Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой явля­
ется нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основ­
ные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность —
совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного
развития личности.
В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются
для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение —
основа крепкого здоровья.
Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер
работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев)
вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для
питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо­
приятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все
наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает
от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмо­
ций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древнос­
ти: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д.,
или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение
этой связи И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков, каждое
«чувствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев — в
драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражают­
ся на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное
согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью»*.
Все вышесказанное о физиологическом действии движений отно­
сится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то
самостоятельная активная деятельность или организованные подвиж­
ные игры.
В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собствен­
ной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует
деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наиме­
нее утомительная из всех форм двигательной активности детей.
Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребен­
ку чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех дру­
гих форм двигательной активности (организованные подвижные игры,
зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту
потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии,
конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность де­
тей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия,

*И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 5. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1952, с. 330-332.

10
игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане
воспитания движений детей.
Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый
взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и пло­
хие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке»
и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любоз­
нательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности.
К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом разви­
тии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания
уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела,
которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а
этому ребенка надо обучить.
Правильное выполнение движений является непременным условием
правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».
Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвиж­
ных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений,
так как тогда это будет не игра, а упражнение.
Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия —
гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного сте­
реотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения по­
степенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей
затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве
составляют основу всех жизненно необходимых движений.
Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в
период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать пра­
вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.
Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двига­
тельным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в
первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачивать­
ся со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов
ведет к деформации позвоночника.
После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом
правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результа­
те чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.
После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует
хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если
она правильная, может быть отличным средством физической культуры
на протяжении всей жизни человека.
Гимнастика является самой напряженной формой двигательной ак­
тивности детей, направленной на развитие статических и динамических
11
функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмично­
сти в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспе­
чивающих меньшую утомляемость.
Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру пред­
ставляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в
работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответ­
ствует характеру жизненно необходимых движений человека.
По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве
естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно
из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.
В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные дви­
жения; такие движения не представляют для детей интереса и не свой­
ственны ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения
отвечает главным образом общей двигательной реакцией.
В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движе­
ний — правильность и точность движений в гимнастических упражнени­
ях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или спе­
циальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике
ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных
подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех
других форм двигательной активности ребенка, основанных на свобод­
ных движениях, точность и правильность которых не обусловлена.
Может ли ребенок, помимо гимнастики, в свободных и организованных
играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко
не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае
длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный
путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.
Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как
двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его
место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положи­
тельное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого.
Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями
товарищей, он становится помехой и нежеланным партнером в играх.
Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельнос­
ти ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в
грудном возрасте — руками родителей, в более старшем — специальными
приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, эле­
менты домашней обстановки).
Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо
соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть
12
доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возмож­
ностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполне­
нию упражнения, также должна соответствовать возрасту.
Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или стра­
дающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более
важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений
часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее
эффективным средством реабилитации.
Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатором и
строго следовать его указаниям и рекомендациям.


ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ И ГИМНАСТИКЕ
Массаж и гимнастика противопоказаны:
• при всех острых лихорадочных заболеваниях;
• при тяжелых формах гипотрофии (атрофия);
• при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи,
подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пем­
фигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т. д.);
• при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненнос­
тью костей;
• при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явле­
ниями гиперестезии;
• при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и сус­
тавов;
• при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным ци­
анозом и расстройством компенсации;
• при различных формах геморрагического диатеза, особенно при ге­
мофилии;
• при острых нефритах;
• при острых гепатитах;
• при активных формах туберкулеза;
• при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных гры­
жах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же
при выраженной наклонности к ущемлению.

П р и м е ч а н и е . Во всех остальных случаях при наличии гры­
жи гимнастика желательна, но при обязательной предварительной фикса­
ции ее пластырной повязкой.

13
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА
И ГИМНАСТИКИ
Прежде всего выберем место для проведения занятий. Это может
быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пелена­
ния. Застелите его чистой пеленкой, иод которую подкладывается клеен­
ка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно
так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон.
Американские специалисты по раннему развитию ребенка рекомен­
дуют заниматься с малышом на полу. «Пол — это атлетический манеж
для ребенка. Пол, который, естественно отвечает следующим требовани­
ям: безопасный, чистый, теплый, гладкий и ровный».
В любом случае место для занятий должно быть хорошо освещено,
вдали от отопительных приборов и сквозняков.
Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить
массаж лучше при открытой форточке (окне) или на свежем воздухе,
таким образом сочетая его с закаливанием.
Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 час до кормления
или через 40-45 минут после него.
Ваши руки должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теп­
лыми, с коротко остриженными ногтями. Часы, кольца и все прочее, что
может причинить ребенку неприятность, на время проведения массажа
следует снять. Одежда должна быть удобной и легкой, не стесняющей
движения и оставляющей руки открытыми до локтей.
Часто возникает вопрос: стоит ли пользоваться специальными масла­
ми, массажными кремами или тальком? Лучше всего массировать чисты­
ми руками, так как масла и кремы усиливают скольжение и усложняют
правильное выполнение приемов, а тальк и присыпки сушат кожу ребен­
ка. Если ваши руки слишком сухие, нанесите на них небольшое количе­
ство специального детского масла. При повышенной влажности (потли­
вости) рук можно пользоваться тальком, которым припудривается тело
ребенка. В обоих случаях детей необходимо выкупать в тот же день.
Ввиду увеличения теплоотдачи при массаже в холодное время года тело
ребенка, кроме массируемой области, может быть укрыто теплой пеленкой. В
теплое время года массаж можно проводить в самые жаркие часы дня, чтобы
облегчить теплоотдачу, а следовательно, и теплорегуляцию. Гимнастические
же упражнения, ввиду усиленной теплопродукции, в жаркое время года сле­
дует относить на более прохладное время дня.
Самое главное: массаж и гимнастика для ребенка — не только лечебно-оздоро­

стр. 1
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>