<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«Достань флажками пол»
Встать прямо, ноги врозь, руки с флажками поднять вперед. Накло­
ниться вперед и достать флажками пол (ноги не сгибать).
«Покачайся с флажками»
Встать прямо, ноги врозь, руки с флажками отвести в стороны. По­
качиваться вправо и влево, не опуская рук.

Упражнения с мячом
«Посмотри на мяч»
Ребенок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед
собой мяч. Поднимает мяч над головой и смотрит на него.
Приседание с мячом
Встать прямо, ступни ног поставить параллельно, в опущенных ру­
ках держать мяч. Присесть, коснуться мячом пола, затем выпрямиться.
Наклоны к мячу
Сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч. Наклониться вперед,
положить мяч между ступнями и выпрямиться. Затем наклониться, взять
мяч и снова выпрямиться.
Перекладывание мяча
Сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч. Положить мяч с
одной, затем с другой стороны.
Катание мяча — I вариант
Ребенок сидит на полу, широко разведя ноги или по-турецки. Стара­
ется прокатить мяч вперед, подальше от себя (рис. 116).
II вариант
Ребенок сидит на корточках и катает мяч вокруг себя.
Перекатывание мяча
Малыш ходит по комнате и, наклоняясь вперед, перекатывает боль­
шой мяч по полу, толкая его руками.
144
Рис. 116. «Прокати мяч»


«Мяч вокруг ног»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки с мячом опустить. Накло­
ниться и, придерживая мяч руками, прокатить его вокруг одной и другой
ноги. Взять мяч и выпрямиться.
Прокатывание мяча
Ребенок стоит. Наклонившись, старается прокатить мяч между нож­
ками стула и табурета.
«Оттолкни мяч руками»
Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Встаньте
напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребенку столкнуть его.
«Оттолкни мяч ногами»
Ребенок сидит на полу, согнув ноги и опираясь руками сзади. Подкатите
большой мяч и предложите малышу оттолкнуть его от себя обеими ногами.
Дети двух лет и старше начинают овладевать бросанием. Вначале
они лишь отталкивают мяч кистью руки, затем постепенно у них возни­
кает правильный навык замаха с поворотом туловища в сторону бросаю­
щей руки. Развивается толчок определенной силы, напрягаются соответ­
ствующие группы мышц. Научите своего малыша занимать правильную

145
Рис. 117. «Бросание мяча»


позу: при броске правой рукой правую ногу отставляют назад и на нее
переносят тяжесть тела. При броске левой, наоборот, тяжесть тела — на
левой ноге (рис. 117).
Играйте с ребенком в мячик и дома, и на улице. Учите его бро­
сать и ловить мячи различного размера (маленькие — одной рукой,
большие — обеими).
Игра «Все дальше и выше»
Если малыш уже неплохо ловит и бросает мяч, можно понемногу
увеличивать расстояние, приговаривая при бросках: «Бросим дальше,
бросим выше».
Игра «Какой мяч больше»
Разложите несколько мячей разного размера. Предложите ребенку
выбрать и принести большой мяч. Если он ошибся, то объясните разни­
цу, давая подержать большой и маленький мяч и обводя его ручкой по их
окружностям. Затем попросите принести маленький мячик.
146
Игра «Прокати мяч с горки»
Эта игра хороша тем, что учит совсем маленьких детей ловить мяч. Ма­
лыш катит мяч с горки, а вы ловите его внизу. Затем — поменяйтесь местами.
Игра «Футбол»
Предложите ребенку поиграть в футбол, то есть при ходьбе катать
мяч толчками ног.
Игра «Баскетбол»
Повесьте дома или во дворе маленькую баскетбольную корзину так, что­
бы малыш мог бы до нее дотянуться. Предложите ему бросать мяч в корзину.
Дыхательные упражнения
Эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болею­
щим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим
после воспаления легких, детям, страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение
(медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает
еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные
силы организма.
«Надуй шарик»
Ребенок сидит или стоит. «Надуй шарик» — широко разводит руки в
стороны и глубоко вдыхает. Затем медленно сводит руки, соединяя ладо­
ни перед грудью и выдувает воздух — «ффф...». «Шарик лопнул» —
хлопнет в ладоши. «Из шарика выходит воздух» — малыш произносит:
«шшш...», делая губы хоботком и опуская руки.
«Курочка»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Разво­
дит руки широко в стороны, как крылья — вдох. Наклоняется, опустив
голову и свободно свесив руки. Произносит: «тах-тах-тах», одновременно
похлопывая себя по коленям — выдох.
«Жук»
Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в
стороны, поднимает голову — вдох. Скрещивает руки на груди, опускает
голову — выдох.
Жу-у,— сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу.
«Трубач»
Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удержи­
вая трубу. Произносит:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
147
«Подуем на плечо»
Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поворачивает
голову направо и, сделав губу трубочкой, дует на плечо. Голова прямо —
вдох носом. Голову влево — выдох. Голова прямо — вдох.
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
На солнце горячо
Пекло дневной порой.
Опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокой­
ный выдох. Голова прямо — вдох носом. Поднимает лицо кверху —
выдох через губы, сложенные трубочкой.
Подуем на живот,
Как трубка, станет рот.
Ну а теперь— на облака
И остановимся пока.
«Подуй на одуванчик»
Малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем —
длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух (рис. 118).
Подуй на одуванчик,
Как дует этот мальчик.
Подуй, подуй сильнее
И станешь здоровее.
«Косарь»
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Машет обеими
руками вправо и слегка назад: «зз-уу». Возвращается в исходное положе­
ние — вдох. Машет руками влево и слегка назад: «зз-уу».
Косарь идет косить жнивье:
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Идет со мной косить вдвоем!
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Замах направо, а потом
Налево мы махнем.
И так мы справимся с жнивьем.
Зу-зу, зу-зу вдвоем.
«Хомячок»
Предложите малышу пройти несколько шагов (10-15), надув щеки,
как хомячок. Затем легко хлопнуть себя по щекам — выпустить воздух
изо рта и пройти еще немного, дыша носом.
148
Рис. 118. «Подуй на одуванчик»

«Ворона»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Разво­
дит руки широко в стороны, как крылья. Медленно опускает руки и про­
износит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук «р».
Упражнение с флажками
Исходное положение прежнее, в опущенных руках — флажки. Ребенок
поднимает руки вверх через стороны — вдох, опускает через стороны —
выдох через сложенные трубочкой губы.
Игра «Булькание»
Малыш сидит, перед ним — стакан (или бутылочка) с водой, в кото­
ром — соломинка для коктейля. Научите ребенка, как нужно дуть в ста­
кан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание.
Вдох — носом, выдох — в трубочку: «буль-буль-буль» (рис. 119).
Игра «Мыльные пузыри»
Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузы­
ри: вдох — носом, а выдох — через сложенные в трубочку губы, длин­
ный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
144
Рис. 119. «Булькание»

Игра «Филин»
«День» — ребенок стоит и медленно поворачивает голову вправо и
влево. «Ночь» — смотрит вперед и взмахивает руками — «крыльями»,
опуская их вниз, произносит «у...ффф».
Игра «Кто дальше загонит шарик»
Сядьте с малышом за стол. Положите перед собой два ватных шари­
ка. Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Игра «Пушок»
Привяжите на веревочку легкое перышко. Предложите ребенку дуть
на него. Следите за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох —
через сложенные трубочкой губы.
Игры с воздушным шаром, вертушкой
Воздушный шар или вертушку держите на уровне лица ребенка.
Предложите малышу сильно подуть на шар, так, чтобы он взлетел, на
вертушку — чтобы она вертелась.
Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками
Подберите дудочку или свисток с мелодичным звуком и позволь­
те ребенку дудеть или свистеть столько, сколько он захочет. Это
очень полезное занятие.

150
Пальчиковая гимнастика
Упражнения для пальцев рук — развитие тонких движений,
очень полезны маленьким детям. Известно, что речевой центр и
центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре го­
ловного мозга рядом друг с другом. Поэтому работа пальцев оказы­
вает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует
умственному развитию ребенка. Вы хотите, чтобы ваш малыш побы­
стрее заговорил? Тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой
каждый день.
«Ладони на столе»
Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладонями вниз. На
счет «Раз» — пальцы врозь, «Два» — вместе.
«Пальчики здороваются»
Малыш сидит, руки держит перед собой. На счет «раз» соединяются
большие пальцы обеих рук, «два» — указательные, «три» — средние,
«четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.
«Человечек»
Ребенок, сидя за столом, изображает «человечков». Сначала указатель­
ный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем — левой.
«Дети бегут наперегонки»
Движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выпол­
няют одновременно.
«Коза»
Малыш изображает «козу», вытянув указательный палец и мизинец
одной, затем другой руки.
«Козлята»
То же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно.
«Очки»
Ребенок изображает «очки», образовав два кружочка из большого и
указательного пальцев обеих рук и соединив их.
«Зайчик»
Малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой,
и безымянный и мизинец соединяет — «зайчик» слева.
«Ладошка — кулачок — ребро»
Ребенок сидит за столом. На счет «раз» кладет руки на стол ладоня­
ми вниз, «два» — сжимает кулачки, «три» — кладет кисти ребром.
«Деревья»
Малыш поднимает обе руки ладонями к себе — «деревья стоят».
Широко разводит пальцы — «ветки раскинулись».

151
«Флажок»
Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
«Гнездо»
Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
«Корни растения»
Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.
«Пчела»
Указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси.
«Солнечные лучи»
Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
«Паук»
Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
«Стол»
Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально
левую руку.
«Ворота»
Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук,
большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
«Мост»
Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы гори­
зонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
«Ромашка»
Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
«Ежик»
Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
«Бочонок с водой»
Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.
Игра «Прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так.
Так головки убирали.
Игра «Сорока»
При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем пра­
вой руки по ладони левой руки: на слова «этому дала» сгибает поочеред­
но каждый палец руки, кроме мизинца.
Сорока, сорока, кашу варила...

152
Игра «Пальчик-мальчик»
Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, сред­
ним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
/'
Игра «Белка»
Малыш держит руку ладошкой кверху. Указательным пальцем другой
руки водит по ладони, затем поочередно загибает пальцы.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Игра «Этот пальчик»
Ребенок поочередно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем —
на другой, начиная с большого:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Затем поочередно сгибает пальцы:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не буди...
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Игра «По грибы»
Малыш поочередно сгибает пальцы, начиная с мизинца:
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,

153
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Игра «Апельсин»
Малыш поочередно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная
с мизинца:
Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота.
Эта долька для ежа.
Эта долька для бобра.
Эта долька для чижа.
Ну, а волку кожура.
Игра «Ну-ка, братцы, за работу!»
Ребенок разгибает пальцы, на одной рука, поочередно постукивая по
ним указательным пальцем другой руки:
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому — дрова рубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить.
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Игра «Алые цветы»
Малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпа­
на. Медленно раскрывает пальцы:
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Покачивает кистями рук:
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Медленно закрывает пальцы:
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Покачивает сложенными кистями:
Тихо засыпают, головой качают.


154
МАССАЖ И ГИМНАСТИКА
ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ

У вас родился ребенок, но вы одновременно счастливы и огорчены,
так как желанное событие совершилось раньше обычного срока. Однако
расстраиваться не нужно: при правильном уходе, выполнении всех реко­
мендаций врача ваше дитя вырастет здоровым. Терпеливое, ровное отно­
шение и уверенность в своих силах помогут преодолеть все трудности.
На первом году жизни важно следить за физическим развитием ре­
бенка. Масса тела недоношенных детей при рождении, как правило, не
превышает 2500 г, рост - 45 см. У детей с высокой степенью недоношен­
ности показатели массы тела бывают и ниже, до 900-1000 г, рост —
менее 35 см.
Состояние здоровья недоношенных детей при рождении может быть
удовлетворительным. Такие дети требуют лишь специальных условий для
выхаживания вследствие незавершенности внутриутробного развития.
Во избежание необоснованной тревоги следует помнить, что дети,
родившиеся преждевременно, достигают в физическом и психомоторном
развитии уровня своих доношенных сверстников только через определен­
ное время. При этом большое значение имеют степень зрелости (срок рож­
дения ребенка, его масса тела при рождении) и состояние здоровья. Вы­
деляют 4 степени зрелости (группы) недоношенных детей: I степень — масса
тела составляет 2001-2300 г, II степень — 1501-2000 г, III степень —
1000-1500 г, IV степень — менее 1000 г.
Недоношенные дети в своем физическом и психомоторном развитии
на протяжении от 1 года до 3 лет постепенно достигают уровня развития
детей, рожденных в срок. Чем меньше масса тела ребенка при рождении,
чем больше степень его недоношенности, тем в более старшем возрасте
достигает он уровня развития своего доношенного сверстника. Однако
следует отметить, что темпы нарастания массы тела у недоношенных
детей более высокие по сравнению с детьми, рожденными в срок, и чем

157
меньше масса тела ребенка при рождении, тем интенсивнее идет ее нара­
стание на протяжении первого года жизни. Однако, несмотря на высокие
темпы ее нарастания у детей, рожденных преждевременно, к первому
году жизни все же возможно ее отставание от массы тела доношенных
сверстников. Эти дети достигают нормального уровня физического раз­
вития лишь к 2-3 годам. Нельзя «требовать» от недоношенного ребенка,
чтобы он сразу же «походил» на ребенка, рожденного в срок.
Дети с недоношенностью I степени имеют, как правило, лишь вре­
менное отставание темпов психомоторного развития, поэтому этих детей
можно считать практически здоровыми.
Исходя из этих соображений для детей 1-й группы предлагаются
массаж и физические упражнения, представленные девятью комплексами
(см. ниже). Они отличаются от комплексов для здоровых доношенных
детей большей постепенностью увеличения нагрузки как в самом комп­
лексе, так и на протяжении всего 1-го года жизни (так, если для доно­
шенных сверстников предусмотрены 4-5 комплексов, то для детей этой
группы - 9). Это дает возможность выбора более дозированной и инди­

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>