<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

видуальной нагрузки.
Для недоношенных детей 2-й группы также подбирается комплекс
массажа и гимнастики из девяти представленных комплексов. Подбира­
ется он не по паспортному возрасту ребенка, а в соответствии с уровнем
его психомоторного развития.
Недоношенные дети 3-й и 4-й групп имеют не только более выра­
женные во времени сдвиги в становлении нервно-психических реакций и
движений, у них могут быть и неврологические нарушения, связанные с
поражением ЦНС, чаще встречаются заболевания опорно-двигательного
аппарата, органов дыхания и других органов и систем.
При выборе комплекса для этой группы детей надо тем более учиты­
вать не паспортный возраст ребенка, а истинный, который определяется
уровнем его развития. Например, ребенку еще 8 месяцев, но по своему
психофизическому развитию он соответствует 5-месячному. Поэтому за
основу занятий с ним нужно взять комплекс гимнастики для 5-месячного
ребенка, а дополнительно, если есть какое-либо заболевание, использо­
вать рекомендации, изложенные в соответствующих разделах (см. оглав­
ление) и согласованные с педиатором.
Дети с сочетанными заболеваниями могут быть во всех группах.
Вероятность проявления и тяжесть заболевания детей, естественно, уве­
личиваются с повышением степени «риска».
Среди комплексных мероприятий по выхаживанию недоношенных
детей важное место занимают лечебная физкультура и массаж.
158
ЗНАЧЕНИЕ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
Первый год жизни — самый ответственный этап развития ребенка,
особенно рожденного преждевременно. От того, как он сумеет приспосо­
биться к новым условиям жизни (вне материнского организма), как спра­
вится с нарушениями в состоянии здоровья, зависят благополучие и гар­
мония последующего его развития. Необходимо помнить, что на первом
году жизни организм ребенка пластичен, обладает большими потенци­
альными возможностями к восстановлению поврежденных или задер­
жанных в своем развитии функций органов и систем.
Физическое воспитание недоношенных детей на первом году жизни
основывается на физиологических особенностях организма этих детей:
недостаточное созревание коры головного мозга к моменту рождения, не­
зрелость его структур, несовершенство дыхательной функции, низкие
адаптационные (приспособительные) возможности в меняющихся услови­
ях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуля­
ции). В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться
пониженный тонус мышц, общая вялость, малоподвижность, слабо выра­
женные безусловные рефлексы или даже их отсутствие. У некоторых детей
в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: могут
наблюдаться нарушения сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается),
повышенный тонус мышц, значительная двигательная активность.
В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство
недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирус­
ным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.
Методика лечебной физкультуры для недоношенных детей разрабо­
тана с учетом их физиологических особенностей, а также данных совре­
менной науки о нормализации важнейших функций организма вслед­
ствие оздоровления психики и нервно-мышечного аппарата.
Задачами массажа и гимнастики являются прежде всего оздоровление,
закаливание и своевременное правильное развитие организма ребенка.
Весьма важно развивать основные движения (особенно ползание, поворо­
ты, сидение, стояние, ходьбу), а также положительные эмоции, зрение,
слух, речь, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой
систем, тренировать органы равновесия (вестибулярный аппарат).
Физическое воспитание здоровых недоношенных детей следует на­
чинать рано — с 2-3-недельного возраста. Подход к выбору характера
упражнений, приемов массажа должен быть индивидуальным, береж­
ным, с учетом возраста ребенка, его развития, массы тела при рождении.

159
Начинать лечебную гимнастику надо с упражнений, основанных на
врожденных рефлексах новорожденного. Эти упражнения активные, они
более щадящие, чем пассивные, т. е. упражнения, которые взрослые про­
водят сами, например, сгибая и разгибая ноги ребенка.
Методика включает в себя: 1) лечение положением; 2) лечебную гим­
настику; 3) приемы классического и точечного массажа. Эти методы
могут применяться одновременно (сочетанно) или последовательно (по­
очередно). Преимущественное использование того или другого метода
определяется как состоянием здоровья ребенка, так и его заболеванием, а
также тренированностью организма в процессе занятий.
Лечение положением — это приемы, способствующие правильному
положению головы, шеи, тела, рук и ног. Осуществляется оно различны­
ми укладками и упражнениями.
В лечебную гимнастику входят упражнения, основанные на безус­
ловных рефлексах, некоторые активные упражнения и упражнения при
помощи взрослого, т. е. пассивные упражнения.
Классический массаж выполняется посредством следующих приемов —
поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы.
Родителям следует научиться различным приемам массажа, так как
эту процедуру лучше всего проводить дома самим.
Т о ч е ч н ы й м а с с а ж осуществляется одновременным надавлива­
нием и вращением одним или двумя пальцами на определенные рефлексоген­
ные зоны тела ребенка и применяется как при ослабленных растянутых мыш­
цах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения
мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания
вызывают возбуждение и напряжение мышц— стимулирующий метод. Мед­
ленные мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастаю­
щим увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослабле­
нием воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного
напряжения в отдельных группах мышц — тормозной метод.
Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же
удобное для семьи время, она должна стать одним из обязательных режим­
ных моментов. Отдельные упражнения следует повторять 2-3 раза в день.
Возможно проводить занятия с ребенком несколько раз в день (4—6), но
понемногу, по 5 минут каждое занятие. Начинать занятия надо за 30 мин
до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя делать массаж и
гимнастику перед ночным сном. Комната должна быть хорошо проветрен­
ной, температура воздуха в ней 20-24° С. В теплое время года лечебную
физкультуру лучше делать при открытом окне или форточке, а с 5-6-ме­
сячного возраста — на свежем воздухе.

160
Увеличивать физическую нагрузку в комплексе лечебной гимнастики
следует постепенно и на протяжении длительного времени. Это очень
важно, чтобы не переутомлять ребенка.
Признаки утомления при занятиях гимнастикой и массажем: недо­
вольство ребенка, возбуждение, ухудшение качества выполнения им уп­
ражнений, значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность).
При появлении хотя бы одного из признаков утомления необходимо
уменьшить нагрузку в занятиях.
Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее
устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий комплекс лечеб­
ной гимнастики можно разделить на две части, проводя его в два приема.
Упражнения надо чередовать в определенной последовательности, меняя
работающие группы мышц.
Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям.
Прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их по­
массировать. В середине комплекса производится массаж спины, а
затем можно приступить к движениям, в которых участвуют мышцы
спины. Перед упражнениями в положении лежа на спине проделыва¬
ется массаж живота и груди. Продолжительность каждого массажно­
го приема 0,5-1-2 минуты.
Пока ребенок не привык к колебаниям температуры, не следует об­
нажать его полностью, приступая к занятиям лечебной физкультурой.
Так, например, проводя упражнения для мышц рук, нижнюю половину
тела ребенка в это время следует прикрыть пеленкой и, наоборот, не
снимать распашонки, занимаясь ногами. Лишь когда ребенок привыкнет
к воздушным ваннам при занятиях гимнастикой, можно обнажать его
полностью. Таким образом, массаж и гимнастика будут сочетаться с про­
цедурой закаливания воздухом.
Величину нагрузки определяют продолжительностью занятий и по­
вторением каждого упражнения в комплексе, темпом, размахом движе­
ний, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отды­
ха, дыхательными упражнениями.
Для лучшего контакта с ребенком во время занятий нужно исклю­
чить отвлекающие моменты: разговоры и нахождение в комнате других
людей, громкую музыку, обилие игрушек. Все внимание родителей,
проводящих занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. При этом
упражнения следует сопровождать спокойным, негромким, ласковым
обращением к ребенку или звучанием тихой, мелодичной музыки. С 3-4 ме­
сяцев жизни надо приучать ребенка к речевым указаниям (например,
«возьми погремушку, кольцо»), с 8-9 месяцев стараться вызвать по сло-

161
ву взрослого самостоятельное исполнение ребенком ряда упражнений.
Таким образом, в каждое занятие необходимо включать упражнения,
способствующие развитию зрительных, слуховых реакций и двигатель­
ных умений.
Достижения ребенка при выполнении упражнений следует учитывать
и поощрять улыбкой, тоном, ласковыми словами. Даже если ребенок не
поймет их смысла, то уловит по тону одобрительное отношение матери
или отца. Обращенная к ребенку речь имеет и другое, не менее важное,
значение. Четкая, правильная речь родителей, сочетаемая с показом на­
зываемой игрушки, действием руки ребенка, например, захватывающей
эту игрушку, подготавливает его к произношению первых слогов и слов.
Чтобы заинтересовать ребенка, при проведении гимнастики надо ис­
пользовать игрушки. Например, чтобы повернуться и захватить игрушку,
ребенку необходимо выполнить определенные движения. Игрушки долж­
ны быть разных цветов, формы, звучания.
Продолжительность занятий по одному и тому же комплексу зависит
от разных причин: степени психофизического развития ребенка, его воз­
можности усвоить упражнения комплекса.
Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переводу
на следующий, более сложный комплекс, помимо возраста ребенка, явля­
ется его хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения
(спокойное поведение, 1-уление, розовая окраска кожи, теплые конечности).
Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической на­
грузкой необходимо делать постепенно, путем введения в старый комп­
лекс нескольких упражнений, вырабатывая новые навыки последующего
комплекса, и лишь через некоторое время полностью заменять упражне­
ния предыдущего комплекса упражнениями нового.

Таблица 2

Подбор величины нагрузки в комплексе лечебной гимнастики

Повышение нагрузки
Снижение нагрузки
Более быстрый переход к новым упражне­
Продление курса занятий по одному и
тому же комплексу, например, не 3 недели, ниям и к новому комплексу лечебной
гимнастики
а 1—1,5 месяца
Уменьшение времени однократно проводи­
Увеличение продолжительности однократ­
мого занятия, например, не 15-20 минут,
но проводимого занятия за счет увеличения
а 10-15 минут, за счет уменьшения числа
числа повторений каждого упражнения и
повторений каждого упражнения и прие­
приемов массажа в комплексе
мов массажа в комплексе

162
Повышение на1рузки
Снижение нагрузки
Ускорение темна и увеличение амплитуды
Снижение темпа и амплитуды движений.
движений. Занятия проводить в среднем
Занятия проводить в медленном и среднем
темпе, а некоторые упражнения — и
темпе
в быстром
Реже включать паузы отдыха, давать ды­
Чаще включать паузы отдыха и дыхатель­
хательные упражнения не только стати­
ные упражнения. Последние делать без
ческие, но и с движением рук и ног ре­
движения рук и ног ребенка (так называе­
бенка (так называемые динамические
мые статические упражнения) упражнения)
Дополнительно к основному комплексу
Разбить основной комплекс, проводя его
повторять некоторые упражнения и прие­
в течение дня в 2-3 приема
мы массажа 3 5 раз в день по 5-8 минут
Исходное положение лежа. Когда ребе­
нок овладеет навыками движений в гори¬
зонталышм положении (повороты туло­
Исходное положение во время занятий —
вища, ползание, самостоятельное приса-
лежа
живание и вставание), некоторые упраж­
нения давать в положении сидя*, а к 1
году — стоя
Тон обращения к ребенку при проведении
Наряду с обычным тоном обращения
занятий негромкий, неторопливый,
допустим более оживленный
спокойный

* Упражнения в положении сидя можно давать в том случае, если у ребенка в этом
положении спина не круглая, а прямая.



При физическом воспитании недоношенных детей, учитывая несо­
вершенство дыхательной системы, обмена веществ, придается особо
важное значение дыхательным упражнениям. Занятия необходимо на- '
чинать с дыхательных упражнений, а также перемежать ими некото­
рые упражнения комплекса. Дыхательные упражнения настоятельно
рекомендуется проводить и самостоятельно 3-5 раз в течение дня.
Они способствуют повышению снабжения всех органов и тканей, в
том числе и центральной нервной системы, кислородом, улучшению
общего состояния ребенка.
При проведении массажа надо помнить о том, что кожа у недоно­
шенных детей первых месяцев жизни тонкая, сухая, легко ранимая.
В связи с этим вначале используют наиболее щадящие приемы массажа
(поглаживание) и лишь постепенно вводят другие приемы (нежная виб­
рация, легкое растирание, похлопывание, разминание).

163

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ
ДЛЯ ЗДОРОВЫХ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
ДО 1 ГОДА 4 МЕСЯЦЕВ

На первом году жизни ребенка происходит становление его психомо­
торного развития. В первые недели движения ребенка беспорядочные,
несогласованные. До 3-4-месячного возраста тонус мышц-сгибателей рук
и ног повышен, в связи с чем руки и ноги ребенка согнуты в суставах.
Постепенно движения совершенствуются. Вначале появляются координи­
рованные движения головы, плечевого пояса, рук, затем — движения в
горизонтальном положении в виде поворота на бок, на живот, на спину,
ползание. Одновременно идет развитие хватания, опоры рук, ног, сиде­
ния, стояния и ходьбы. Движения способствуют укреплению опорно-дви­
гательного аппарата. Без движений нет нормального развития ребенка.
На каждом возрастном этапе применяют те упражнения, к которым
ребенок подготовлен.
Приводим примерные комплексы лечебной гимнастики, разработан­
ные с учетом возрастных особенностей развития ребенка.

I комплекс упражнений
Возраст ребенка — 2-3 недели жизни. Продолжительность занятий
6-8 мин. Каждое упражнение повторяют 3—4 раза.
1. Дыхательное упражнение
И. п.: ребенок на руках матери, лицом к ней.
Выполните легкие ритмичные надавливания на спину ребенка, пере­
двигая ладонь от шеи до поясницы (рис. 120).
2. Дыхательное упражнение
И. п.: ребенок лежит на спине.
Совершайте легкие ритмичные надавливания на грудную клетку, ее
передние и боковые поверхности, обходя грудину (рис. 121).
3. Дыхательное упражнение
И. п.: ребенок лежит на боку.
Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковую и заднюю
поверхности в положении на левом и правом боку поочередно.
4. Упражнения для стоп (рефлекторные)
Указательным и средним пальцами одной руки захватите ступню
ребенка, а большим пальцем другой нажмите на подошву у основания
пальцев. Это вызывает сгибание пальцев стопы (рис. 122). Затем штрихо-

164
Рис. 120. Дыхательное упражнение
на руках матери




Рис. 121. Надавливание на грудную клетку
165
Рис. 122. Сгибание стопы


вым движением большим пальцем проведите по внутреннему краю сто­
пы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу. Происходит разги­
бание стопы (рис. 123).
5. Выкладывание на живот
Ребенок, как правило, поднимает или поворачивает голову в сторону.
Рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с
30 с до 15 мин.
6. Упражнение для рук
И. п.: ребенок лежит на спине.
Слегка отведите согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по
поверхности стола — вдох (рис. 124), затем мягко прижмите их согнуты­
ми к боковым поверхностям груди — выдох. Отведение рук можно де­
лать с легкой вибрацией.


II комплекс упражнений
Возраст ребенка — от 1 до 2 месяцев. Каждое упражнение повто­
рить 3-^4 раза.
1. Дыхательное упражнение
Надавливания на спину и грудную клетку ребенка (см. 1 комп­
лекс, № 1, 2).
166
Рис. 123. Разгибание стопы




Рис. 124. Упражнения для рук

167
2. Дыхательное упражнение
И. п.: ребенок лежит на боку (поочередно левом и правом). Взрос­
лый левой рукой придерживает ребенка, а правой захватывает его согну­
тую руку (за локоть), поднимает ее кверху — вдох. Затем прижимает ее
к груди и животу ребенка — выдох.
3. Массаж рук (поглаживание)
И. п.: ребенок лежит на спине.
Большой палец вложите в кисть ребенка, слегка придерживая ее ос­
тальными пальцами, свободной рукой поглаживайте внутреннюю повер­
хность руки малыша в направлении от кисти к плечу.
4. Упражнение для рук (рефлекторное)
И. п. то же.
Большими пальцами обеих рук мягко надавите на ладонную поверх­
ность кистей обеих рук ребенка. При этом малыш крепко захватывает
ваши пальцы в кулачки (рис. 125).
5. Массаж ног
И. п. то же.
Поглаживайте наружную и заднюю поверхности голени и бедра по
направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.
6. Массаж стоп
Поглаживайте тыльную поверхность стоп ребенка, поддерживая их
2-3 пальцами обеих рук за пятки. Поглаживание выполняется подушеч­
кой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени,
огибая лодыжки круговым движением спереди назад (рис. 126). Затем
помассируйте подошву.




Рис. 125. Рефлекторное упражнение для рук
168
Рис. 126. Массаж стопы

7. Рефлекторные упражнения для стоп (см. I комплекс № 4).
8. Массаж живота
Круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной
руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). Другой
рукой придерживайте ноги ребенка.
9. Рефлекс опоры и выпрямления ног
Поддерживайте ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша
опираются о стол. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ре­
бенка с поверхностью стола происходит их разгибание.
10. Рефлекторная «ходьба»
При поддержке ребенка под мышки и легком наклоне его вперед вызы­
вается шаговый рефлекс. Направляйте движения ребенка к себе или от себя.
11. Выкладывание на живот
12. Массаж спины
И. п.: ребенок лежит на животе.
Поглаживание по направлению от головы к ягодицам— ладонью и от
ягодиц к голове тыльной стороной кисти.
13. Развитие зрительного и слухового сосредоточения
Положите ребенка поочередно на живот и на спину. Покажите малы­
шу яркую звучащую игрушку, подвигайте игрушкой, находящейся на рас­
стоянии 25-30 см, вправо, влево, вверх. Ребенок поворачивает голову за
игрушкой (рис. 127, 128).

169
Рис. 127. Ребенок следит за игрушкой. 1 момент




Рис. 128. Ребенок следит за игрушкой. II момент
170
Рис. 129. Покачивание в позе «эмбриона»

14. Покачивание в позе «эмбриона» (см. рис. 129).
15. Массаж грудной клетки
Поглаживайте пальцами по межреберным промежуткам по направлению
от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>