<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

III комплекс упражнений
Возраст ребенка — 2-3 месяца. Каждое упражнение повторить 3-4 раза.
1. Массаж рук: поглаживание (см. II комплекс № 3).
2. Дыхательное упражнение
Медленно отведите руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности
стола — вдох, затем прижмете их к груди — выдох (см. I комплекс № 6).
3. Упражнение для рук (рефлекторное)
И. п.: ребенок лежит на спине.
Большими пальцами обеих рук легко надавливайте на ладони ребен­
ка. Происходит сгибание пальцев в кулак. Если прикоснуться игрушкой,
удобной для захвата, ребенок захватит игрушку.
4. Массаж ног
Поглаживание (см. II комплекс № 5).
5. Массаж стоп (см. II комплекс № 6)
6. Рефлекторные упражнения для стоп (см. I комплекс № 4).
7. Рефлекс опоры и выпрямления ног (см. II комплекс № 9)
171
8. Рефлекторная «ходьба» (см. II комплекс № 10).
9. Массаж живота:
— круговое (по часовой стрелке) поглаживание (см. II комплекс № 8);
— «встречное» поглаживание: левая рука тыльной стороной на­
правляется снизу вверх, а правая сверху вниз ладонью;
— поглаживание косых мышц живота. Ладони взрослого расположе­
ны на задне-боковых поверхностях грудной клетки, охватывающими движе­
ниями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди;
— точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых
мышц живота (рис. 130, 131).
10. Поворот на бок (поочередно на правый и левый) при помощи
взрослого.
11. Массаж спины
Поглаживание: от головы к ягодицам — ладонью, от ягодиц к голове —
тыльной стороной кистей рук.
12. Рефлекторное упражнение для мышц спины
Уложите ребенка грудью на ладонь в наклонном положении. Отсту­
пая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушеч­
ками указательного и среднего пальцев проведите в направлении от лопа­
ток к ягодицам и обратно. Происходит изгибание туловища в форме
дуги, открытой кверху (рис. 132).




Рис. 130. Точечный массаж живота. I момент
172
Рис. 131. Точечный массаж живота. II момент




Рис. 132. Рефлекторное упражнение для спины

173
Рис. 133. Покачивание на мяче


13. Выкладывание на живот с опорой на предплечья
Ребенок в этом положении поднимает и удерживает голову. Заинтере­
суйте малыша игрушкой.
14. Массаж грудной клетки
Поглаживание (см. II комплекс, упр. 14).
15. Покачивание на мяче
Положите ребенка животом на мяч и медленно покачивайте (рис. 133).


IV комплекс упражнений
Возраст ребенка — 3-4 месяца. Каждое упражнение повторяют 3-5 раз.
1. Массаж рук:
— поглаживание по передневнутренней поверхности;
— кольцевое растирание, которое выполняется следующим обра­
зом: вложите большой палец в ладонь ребенка, остальными — придер­
живайте его кисть. Большим и указательным пальцами другой руки
обхватите кольцом руку ребенка и, делая растирающие движения, про­
двигайтесь от кисти к плечу по наружной поверхности руки. Завершите
массаж поглаживанием.
174
2. Дыхательное упражнение (см. I комплекс № 6)
3. Переход от рефлекса захвата к развитию хватательной
функции руки
Вложите в ладонь ребенка игрушку (кольцо и др.) и, обхватывая и
слегка зажимая кисть и пальцы ребенка своей рукой, побуждайте его зах­
ватить игрушку. Затем слегка потяните ее к себе («отнимите» игрушку).
4. Массаж ног:
— поглаживание (см. II комплекс № 5);
— тыльное сгибание стопы (см. III комплекс № 5),
— кольцевое растирание: большим и указательным пальцами обеих
рук обхватите кольцами (вплотную одно над другим) голень ребенка в
нижней ее части; затем делайте энергичные расходящиеся кольцевые
растирания задней поверхности голени и, в три-четыре оборота дойдя до
колена, дальше растирайте наружные мышцы бедра. Завершите массаж
поглаживанием.
5. Массаж стоп (см. II комплекс № 6)
6. Рефлекторные упражнения для стоп (см. I комплекс № 4)
7. Рефлекс опоры и подтанцовывание
Поддерживая ребенка под мышки, поставьте его на поверхность сто­
ла «полной стопой». Малыш отталкивается от стола, «подтанцовывает».
8. Рефлекторная «ходьба» (см. а комплекс № 10) по направлению
к себе, от себя.
9. Массаж живота:
— поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам живота);
— легкое растирание подушечками пальцев в круговом направле­
нии (вокруг пупка), по часовой стрелке;
— точечный массаж или пощипывание вокруг пупка; завершить
поглаживанием.
10. Повороты со спины на живот
Обхватите левой рукой снизу голени ребенка, указательный палец
правой вложите в правую ладонь малыша, остальными пальцами охваты­
вая его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, поверните его таз
вправо (рис. 134). Вслед за этим ребенок поворачивает голову и плечевой
пояс (рефлекторно) — и вот он уже на животе. Поправьте ему ручки.
Повороты выполняются в обе стороны.
11. Массаж спины и ягодиц: поглаживание, растирание подушеч­
ками пальцев, завершить поглаживанием
12. Рефлекторное «ползание» в полувертикальном положении
Приподнимите туловище ребенка на 5-10 см. Полусогнутые ноги ре­
бенка отталкиваются от ладони взрослого (рис. 135).
175
Рис. 134. Повороты со спины на живот




Рис. 135. Ползание в полувертикальном положении

170
Рис. 136. Ползание на спине

13. Рефлекторное «ползание» в положении на спине
Полусогнутыми ногами ребенок отталкивается от ладони взрос­
лого (рис. 136).
14. Массаж груди:
— поглаживание (см. II комплекс № 14);
— ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки.
15. Выкладывание на мяч на живот и на спину
Покачивание в различных направлениях.

V комплекс упражнений
Возраст ребенка — 4-5 месяцев. Каждое упражнение повторить 4-5
раз, за исключением упражнений 7 и 9, которые проводят по одному разу.
1. Массаж рук
— поглаживание;
— кольцевое растирание (см. IV комплекс № 1, б);
— поглаживание.
2. Скрещивание рук на груди — дыхательное упражнение
И. п.: ребенок лежит на спине.
Вложите большой палец в ладони ребенка, остальными придержи­
вайте его кисти. Отведите ручки в стороны — вдох (рис. 137), затем
скрестите их на груди — выдох (рис. 138). Повторите это упражнение

177
Рис. 137. Скрещивание рук. I момент




Рис. 138. Скрещивание рук. II момент

178
несколько раз, медленно, причем при перекрещивании сверху должна ло­
житься попеременно то правая, то левая рука. Упражнение можно делать
в сочетании с легкой вибрацией.
3. Массаж ног
Поглаживание (см. IV комплекс № 4); кольцевое растирание; разми­
нание; поглаживание.
Разминание выполняйте следующим образом: положите ногу ребенка
между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на передне-наруж­
ную поверхность, а другая — на заднюю. Одновременно двумя ладонями
производите энергичные разминающие движения (рис. 139).
Возможны другие варианты: продольное разминание, поперечное
разминание (рис. 140).
4. Одновременное сгибание и разгибание ног
И. п.: ребенок лежит на спине.
Обхватите ноги ребенка в области голеней. Согните ноги во всех
суставах, слегка прижимая их к животу. Колени ребенка должны быть
разведены в стороны. Затем выпрямите ноги. Упражнение делается
медленно, мягко.




Рис. 139. Разминание мышц ног

179
Рис. 140. Поперечное разминание



5. Повороты со спины на живот в обе стороны (см. IV комп­
лекс № 10).
6. Массаж спины и ягодиц
Поглаживание; растирание подушечками пальцев; разминание и по¬
колачивание или пощипывание ягодиц; поглаживание.
Разминание ягодиц лучше делать одной рукой, другой фиксируя
область таза, или обеими руками в М-образном направлении.
7. Положение «пловца»
И. п.: ребенок лежит на животе.
Подведите одну ладонь под живот ребенка, ноги удерживайте в области
голеней «вилочкой». Затем поднимите малыша над столом в горизонтальном
положении, при этом его тело образует дугу, открытую кверху (рис. 141).
8. Массаж живота
Все виды поглаживания (круговое, встречное, по косым мышцам);
растирание (см. IV комплекс № 9); стимулирующие приемы — точечный
массаж, пощипывание; поглаживание.
180
Рис. 141. Упражнение «пловец»

9. Подготовка к присаживанию
И. п.: ребенок лежит на спине.
Подведите ладони под спину ребенка. Затем поднимите ребенка по­
чти до вертикального положения, при этом его голова не должна запро­
кидываться (рис 142).
10. Упражнения на сопротивление:
а) отталкивание от руки, б) отталкивание от мяча (рис. 143).
11. «Скользящие шаги»
И. п.: ребенок лежит на спине.
Взрослый обхватывает голени ребенка спереди, согнув его ноги и
прижав ступни к поверхности стола. Попеременно сгибать и разгибать
ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.
12. «Подтанцовывание»
13. Массаж груди
Поглаживание; ритмичное надавливание на боковые поверхности
грудной клетки.
14. «Бокс» — сгибание и разгибание рук
Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными
придерживайте кисти. Сгибайте и разгибайте руки ребенка попеременно.
Упражнение делается в медленном темпе, мягко.

181
Рис. 142. Подготовка к присаживанию




Рис. 143. Отталкивание от мяча

182
15. Покачивание на мяче:
— в положении на животе с самостоятельным отталкиванием стопа­
ми от поверхности стола;
— в положении на спине, в различных направлениях, постепенно
увеличивая размах движений.


VI комплекс упражнений
Возраст ребенка — 5-6 месяцев. Каждое упражнение повторить 4-6
раз, за исключением упражнений 15 и 16, которые проводят 1 раз. Техни­
ка массажа описана в предыдущем комплексе (упр. 1, 3, 6, 9, 14).
1. Массаж рук: поглаживание, растирание
2. Скрещивание рук на груди — дыхательное упражнение
(см. V комплекс № 2)
3. Массаж ног: поглаживание, растирание, разминание, поглаживание
4. Одновременное сгибание и разгибание ног (см. V комплекс, упр. 4)
5. Сгибание и разгибание ног попеременно
Обхватив ноги ребенка так, как и в предыдущем упражнении, сги­
байте их поочередно, медленно, мягко, можно в сочетании с вибрацией.
6. Поворот со спины на живот (см. IV комплекс № 10)
7. Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса
и опорой на ладони выпрямленных рук, захват игрушки из положе­
ния на животе
8. Массаж спины и ягодиц: поглаживание, растирание, разминание,
стимулирующие приемы, поглаживание.
9. Поднимание ребенка за подмышки из положения лежа на жи­
воте до вставания на колени и на ноги
Поддерживайте ребенка под мышки, скользящим движением слегка
«протащите» его по плоскости стола.
Затем, продолжая это движение, несколько приподнимите верх­
нюю половину туловища, при этом бедра и колени продолжают
скользить, касаясь поверхности стола (рис. 144). Ребенок сам стано­
вится вначале на одно, затем на второе колено, выпрямляется, встает
на стопы (рис. 145).
Надо повернуть его лицом к себе, улыбнуться, похвалить.
10. Массаж живота: поглаживание, растирание, стимулирующие
приемы, поглаживание.

183
Рис. 144. Поднимание из положения лежа на животе.
I момент




Рис. 145. Поднимание из положения лежа на животе.
II момент
184
11. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на
ширину плеч
И. п.: ребенок лежит на спине.
Дайте ребенку обхватить свои указательные пальцы, разведите руки
на ширину плеч; затем со словами «сядь» и легким подтягиванием за
руки побуждайте ребенка сесть (рис. 146). Если ребенок запрокидывает
голову, значит, он не готов еще к этому упражнению.
12 . «Ползание»
И. п.: ребенок лежит на животе.
Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушка
лежит впереди. Словами «достань игрушку» и сгибая ноги, поочередно,
стимулируйте ползание.
13. Массаж груди: поглаживание, надавливание на грудную клетку.
14. «Бокс» (см. V комплекс № 16).
15. Рефлекторное упражнение для мышц спины.
И. п.: ребенок лежит на животе.
Укладывают ребенка животом на край стола так, чтобы грудь и голо­
ва его были вне стола (взрослый придерживает ребенка за таз и ноги).
При этом ребенок должен разогнуть шею и туловище, поднимая их выше




Рис. 146. Ползание
185
Рис. 147. Упражнение на краю стола

стола (рис. 147), образуя дугу, открытую вверх: руки ребенка выпрямля­
ются и выдвигаются вперед. Движение стимулируют словом, игрушкой,
помогают точечным массажем спины. Это упражнение можно заменить
«парением» на животе.

VII комплекс упражнений
Возраст ребенка — 6-9 месяцев. Каждое упражнение повторить 4-6
раз. Техника массажа описана в V комплексе.
1. Массаж рук
2. Скрещивание рук — дыхательное упражнение
В ладони ребенка вкладывают кольца или удобные для захвата
игрушки (с округлой ручкой). Упражнение выполняйте как указано в
V комплексе, упр. 2.
3. Массаж ног
4. Поперечное сгибание и разгибание ног
5. Поворот со спины на живот с придерживанием только за ноги
(поочередно вправо и влево)
Обхватите голени в нижней трети правой рукой, левой показывайте
игрушку, которую кладут слева или справа на расстоянии вытянутых рук
ребенка. Предложите достать ее: «достань игрушку», «возьми игрушку»,
слегка поворачивая ноги (рис. 148).
1X6
Рис. 148. Повороты без поддержки за руку

6. Активные повороты (без помощи или с незначительной помощью)
Движение делать поочередно вправо на бок и на живот и влево,
побуждая словами: «достань игрушку», «повернись на живот».
7. Массаж спины и ягодиц
8. Ползание на четвереньках
Обучайте малыша стоять и ползать на четвереньках. Для этого, об­
хватив бедра ребенка, согните ему ноги под животом. Движение стиму­
лируют легким подталкиванием и игрушкой (рис. 149).
9. Массаж живота
10. Поднимание выпрямленных ног
И. п.: ребенок лежит на спине.
Обхватите голени малыша, фиксируя коленные чашечки, затем под­
нимите выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения, сгибая
их в тазобедренных суставах, и верните в исходное положение.
11. Присаживание:
— при поддержке за согнутые руки (рис. 150);
— держась за кольца.
12. Вставание на ноги с упором
И. п.: ребенок лежит на спине.
Взрослый, удерживая ребенка двумя руками под мышки, вначале
присаживает его (ноги опираются о живот взрослого), затем ставит на
ноги и снова возвращает в исходное положение.

1X7
Рис. 149. Ползание на четвереньках




Рис. 150. Присаживание за согнутые руки

188
Рис. 151. Ходьба с поддержкой

13. Поднимание из положения на животе за выпрямленные руки
до положения стоя
И. п.: ребенок лежит на животе.
Дайте ему обхватить ваши указательные пальцы, остальными при­
держивайте кисти. Отведите руки в стороны до полного разгибания, за­
тем выпрямленные руки ребенка приближают к голове на уровне ушей.
Ребенок поднимает голову назад-вверх, упираясь стопами, встает на коле­
ни, затем — на прямые ноги.
14. Массаж груди
15. Упражнение для развития ходьбы
И. п.: ребенок стоит на столе, лицом или спиной к взрослому.
Стимулирование переступания в возрасте 7 месяцев при поддержке
под мышки, в возрасте 8-9 месяцев — при поддержке за локти обеих
рук, за кисти (рис. 151).



VIII комплекс упражнений
Возраст ребенка — 9-12 месяцев. Каждое упражнение повторить
4-6 раз. Массаж рук можно уже не делать.

189
1. Круговые движения руками
Ребенок обхватывает большие пальцы ваших рук, кольца или игруш­
ки. Плавно отведите руки в стороны, поднимите к голове, затем вперед и
вниз — в исходное положение. Это упражнение можно начинать и рань­
ше, если ребенок достаточно овладел более простыми упражнениями
(скрещивание рук, «бокс»).
2. «Бокс» с кольцами из положения лежа и сидя.
3. Доставание игрушки
Ребенок должен достать игрушку, которую взрослый держит на вы­
соте вытянутых рук ребенка.
4. Массаж ног
5. Упражнения для ног. Повторите попеременное сгибание ног в раз­
личном темпе, можно предложить ребенку сделать это самостоятельно.
6. Повороты со спины на живот и обратно (самостоятельно).
7. Поднимание выпрямленных ног
Ребенок пытается достать стопами, поднимая ножки, игрушку (па­
лочку, мяч), которую держит взрослый (рис. 152).
8. Массаж спины и ягодиц


<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>