<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



Рис. 152. Поднимание прямых ног
190
9. Наклон за игрушкой и выпрямление туловища по просьбе
взрослого «достань игрушку» (с помощью) (рис. 153, 154).




Рис. 153. Наклон за игрушкой. I момент




Рис. 154. Наклон за игрушкой. II момент

191
Рис. 155. «Тачка»

10. Приседания
Предложите малышу присесть на корточки, колени его при этом
жны быть широко разведены.
11. Массаж живота
12. Присаживание
— за согнутые руки,
— за одну руку,
— за кольца.
13. «Тачка» — ходьба на руках (рис. 155).
14. Массаж груди
15. Обучение ходьбе



IX комплекс упражнений
Возраст ребенка — 12-14 месяцев.
Каждое упражнение повторить 4-6 раз.
1. Дыхательное упражнение
И. п.: ребенок сидит или стоит.

192
По просьбе взрослого ребенок поднимает руки с кольцами вверх —
вдох, затем опускает их или обнимает грудную клетку — выдох. Взрос­
лый помогает сделать заключительную часть упражнения.
2. Массаж ног
3. Вставание на ноги из любого положения по просьбе взрослого.
Взрослый слегка помогает ребенку встать.
4. Массаж спины и ягодиц
5. Наклоны и выпрямление (см. VIII комплекс № 4)
6. Массаж живота
7. Поднимание выпрямленных ног (см. VIII комплекс № 7)
8. Присаживания
9. Напряженное прогибание спины — «самолет»
И. п.: ребенок лежит на животе.
Разведите его руки в стороны. Выполняя это движение, ребенок
поднимает голову и плечевой пояс (рис. 156). Можно делать это уп­
ражнение с кольцами.
10. Массаж груди
11. «Тачка» — ходьба на руках
12. Обучение ходьбе




Рис. 156. «Самолет»

193
13. Приседание на корточки
Взрослый побуждает это движение, говоря: «Стань маленьким». Ко­
лени ребенка должны быть разведены. Затем предложите ребенку встать,
потянувшись вверх: «Стань большим».
14. Перелезание через препятствия. Учите малыша перелезать
через различные невысокие предметы (диванные подушки, большие
игрушки и т. п.).
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА
И МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
И
НЕКОТОРЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Массаж и занятия гимнастикой с детьми, перенесшими какое-либо
заболевание, еще более необходимы, чем со здоровыми детьми. В связи
с этим им назначают комплексы, описанные выше, но с поправкой на
состояние здоровья и уровень психомоторного развития. Например, с
больным, ослабленным ребенком в возрасте 7 месяцев можно временно
проводить комплекс для детей 5-6 месяцев.
Кроме того, в зависимости от характера заболевания для устранения раз­
личных болезненных проявлений того или иного нарушения центральной нерв­
ной системы, костно-мышечного аппарата, органов дыхания ребенку назначают
дополнительные упражнения, специальный массаж, лечение положением.
Заниматься с детьми, перенесшими любое заболевание, надо только
с разрешения и под постоянным контролем участкового педиатра, не­
вропатолога, ортопеда или врача лечебной физкультуры.
Очень хорошо, когда родители принимают активное участие в про­
цессе лечения своего ребенка. Ниже приводятся методики занятий лечеб­
ной гимнастикой и специальный массаж для детей с некоторыми нару­
шениями состояния здоровья.
Однако прежде чем применять указанные методики в домашних ус­
ловиях, следует получить полный инструктаж у специалиста по лечебному
массажу и ЛФК. В дальнейшем коррекция занятий ведется по назна­
чению врача в зависимости от состояния здоровья ребенка и умения,
успехов родителей при самостоятельных занятиях с малышом. Тяжелые
формы заболеваний требуют лечения в медицинских учреждениях.
Лишь рано, с первых дней жизни, начатое лечение, правильно подо­
бранные и точно выполненные упражнения помогут устранить наруше­
ния в развитии ребенка, сделать его здоровым, подвижным и эмоцио­
нальным. Упражнения лечебной гимнастики, массаж, лечение положением
только тогда дадут желаемые результаты, когда они будут проводиться
длительно, регулярно, с постепенным увеличением нагрузки.
Рекомендуемые упражнения могут быть включены в комплекс лечеб­
ной физкультуры, соответствующий возрасту и состоянию здоровья ре­
бенка. Кроме того, в течение дня их следует повторять несколько раз.
197
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ
ПРИ НАРУШЕНИЯХ ФУНКЦИЙ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

К сожалению, нарушения функций ЦНС и, как следствие, нарушение
мышечного тонуса — самая распространенная патология раннего детско­
го возраста. Внимательное ежедневное наблюдение за ребенком позволя­
ет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и дви­
гательных навыков.
Для начала оцените мышечный тонус ребенка.
Вашему ребенку 3-4 месяца. Полностью разденьте малыша и по­
ложите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребенку это
положение нравится. Он способен в течение нескольких минут удержи­
вать голову и свободно поворачивает ее в стороны. Руки опираются на
предплечья, как правило, вынесенные вперед. Кулачки уже некрепко
сжаты и не захватывают большие пальцы. Грудь слегка приподнята над
поверхностью стола. Живот и таз плотно прижаты к столу. Бедра слегка
разведены, голени приподняты. Туловище — прямое. Убедитесь в этом,
проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной
складки (рис. 157).




Рис. 157. Правильное положение на животе
ребенка 3 4 месяцев

19Х
У детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно сме­
щена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы).
Выпрямите ноги ребенка и сведите их, посмотрите, симметричны ли
ягодичные и подколенные складки.
Ребенок свободно перекладывает голову направо и налево, не отда­
вая предпочтения какой-либо стороне.
Сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от
поверхности стола.
Понаблюдайте за положением вашего ребенка на спине. Вначале убе­
дитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается. Голову ребенок держит
по средней линии, свободно поворачивая ее в стороны. Руки уже доста­
точно свободны, ребенок много времени играет ими, пытается засунуть
их в рот. Туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно
линию нос — подбородок — грудина — пупок — лобок. Правая и левая
стороны должны быть симметричны. Ноги согнуты, бедра широко разве­
дены (рис. 158).
В случае, если положение туловища и головы чаще асимметрично,
обратитесь к педиатру или невропатологу.
Вашему ребенку 6-7 месяцев. Оцените его физическое развитие в
этом возрасте.




Рис. 158. Правильное положение на спине
ребенка 3-4 месяцев

!')<>
Положите раздетого малыша на живот. Обратите внимание на опору
на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Голова свободно поворачи­
вается во все стороны. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот
и таз еще прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени
свободно поднимаются (рис. 159). При взгляде сверху позвоночник зани­
мает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево.
Лежа на спине, ребенок играет со своими руками и ногами, движе­
ния стали целенаправленными и согласованными. Голова лежит посреди­
не между плечами, легко наклоняется вперед.
Малыш самостоятельно поворачиваеться со спины на живот.
Он начинает садиться. При сидении обратите внимание на спину
ребенка — она должна быть прямая (рис. 160).
Оцените развитие ребенка в возрасте 9-10 месяцев.
Малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени. Руки
выпрямлены, кисти раскрыты, ребенок может опираться только на одну
руку. Голова свободно поворачивается во все стороны. Грудь, живот и
бедра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной
поверхностью (рис. 161).
Ребенок начинает ползать на четвереньках назад и вперед, свободно
перенося свой вес с рук на ноги.
Возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает
ногами, следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не под­
нимаясь на носки (рис. 162).




Рис. 159. Правильное положение на животе
ребенка 6-7 месяцев
200
Рис. 160. Правильное положение сидя
ребенка 6-7 месяцев




Рис. 161. Ребенок стоит на четвереньках

201
Рис. 162. Ребенок стоит с поддержкой



Некоторые приемы массажа и упражнения,
способствующие общему расслаблению
мышц тела ребенка
Ранее уже отмечалось, что массаж детей первых месяцев жизни но­
сит, в основном, расслабляющий характер.
Прекрасным расслабляющим эффектом обладает прием поглажива­
ния. Его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрос­
лого должно быть очень мягким и медленным. Приемы «растирание» и
«разминание» также могут способствовать расслаблению, если выпол­
нять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе.
Из специальных приемов особенно эффективно потряхивание, кото­
рое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечно­
стей при выполнении пассивных движений. При этом ваша рука плотно
захватывает ручку или ножку ребенка, как бы сливаясь с ней, и мелко
«дрожит». Направление колебательных движений зависит от направления
движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообраз­
но меняется. Сначала это движение может показаться слишком сложным.
С целью тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращен-

202
ную ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш. Во время
выполнения приема карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кри­
вую. Она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов.
Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точеч­
ную вибрацию). Он заключается в следующем: подушечкой одного пальца
(большого, указательного или среднего) надавливают на определенную зону
(точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от нее в течение 5-15
секунд. Колебательные движения должны быть очень мелкие (почти неза­
метное «дрожание»), быстрые, причем лучше, если скорость их будет ме­
няться волнообразно (вначале — помедленнее, в середине — быстро, в кон­
це — снова помедленнее). Давление на точку также меняется: от поверхно­
стного — к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж
делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд,
во время которых на массируемом участке проводится поглаживание.
Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и уп­
ражнения лечебной гимнастики.
• Поза «эмбриона»
Ребенок лежит на спине. Руки малыша скрещивают на груди, сгиба­
ют ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперед. Позу фик­
сируют руками взрослого. В этой позе можно покачивать ребенка к себе-
от себя и с одного бока на другой 5-10 раз. Движения делать плавно,
ритмично (рис 163).




Рис. 163. Поза «эмбриона»
203
Рис. 164. Покачивание на мяче




Рис. 165. Покачивание на весу

204
• Покачивание на мяче
С помощью укладывания ребенка на мяч и покачивания его в этом
положении, также можно устранить или значительно снизить выражен­
ное повышение мышечного тонуса. Упражнения проводят следующим
образом: ребенка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая
его, медленно покачивают вперед-назад, вправо-влево и по кругу. Мед­
ленное размеренное покачивание ребенка на мяче (лежа на животе) мож­
но сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторож­
ным (без насилия) выведением их вперед (рис. 164).
• Покачивание на весу
Держа ребенка вертикально на весу, слегка покачивайте его тулови­
ще из стороны в сторону. Это упражнение хорошо делать в воде, покачи­
вая ребенка в вертикальном или горизонтальном положении (рис. 165).
Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие. Ежеднев­
ное купание в теплой (но не горячей) воде, плавательные движения в
большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для ма­
лышей. Подробно см. «Плавание грудных детей».


Приемы и упражнения, способствующие
расслаблению мышц-сгибателей рук,
развитию хватательной и опорной функций рук

Прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего
тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» или на
мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выс­
тавлял руки перед собой, раскрывая кисти.
Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на
передне-внутренней поверхности), применяют большее количество погла­
живаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод
(рис. 166, 167).
Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц
предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5
потряхивающих кисть ребенка движений.
Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упраж­
нениями. Причем упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук
достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без
особых усилий.
Упражнения для детей первого года жизни (расположены по степени
увеличения сложности).
205
Рис. 166. Точечный массаж рук




Рис. 167. Точечный массаж груди

206
• Отведение согнутых в локтях рук, скользя ими по поверхности
стола (см. стр. 166)
• Отведение согнутой руки вверх в положении ребенка на боку
• Выведение согнутых рук вперед в положении ребенка на животе
• Отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхи­
ванием (вместе и поочередно) (см. стр. 33)
• Скрещивание рук на груди с последующим отведением их в сто­
роны (см. стр. 39)
• «Бокс» — поочередное сгибание и разгибание рук (см. стр. 53)
• Поочередное поднимание рук вверх (рис. 168)
• Одновременное поднимание рук вверх
•Круговые движения руками (см. стр. 71)
• Сложное движение: согнуть руки в локтях, затем поднять прямые
руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).
• Вращение предплечий. Руки согнуты в локтях, среднее положение
предплечий — ладони обращены друг к другу (рис. 169), повернуть
предплечья наружу (супинировать) — ладони обращены к лицу ребенка
(рис. 170), вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация
предплечий) — ладони обращены ко взрослому (рис. 171).
• Отведение и разгибание большого пальца руки. Для этого делают
точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти) (рис. 172).




Рис. 168. Поочередное поднимание рук

207
Рис. 169. Вращение предплечий. I момент




Рис. 170. Вращение предплечий. II момент

208
Рис. 171. Вращение предплечий. III момент




Рис. 172. Точечный массаж у основания большого пальца

209
Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точеч­
ного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев
и их разгибания (рис. 173). Одновременно с описанными приемами про­
водят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослаблен­
ные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задне-
наружной поверхности предплечья).
Очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребенка по раз­
личным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладуш­
ки» (рис. 174). ,
Приучите малыша хлопать по воде во время купания — это наверня­
ка понравится ребенку.
Захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или
руке — это приятно и полезно (рис. 175).
В более позднем возрасте, когда кисть ребенка достаточно раскрыта,
научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («сорока-соро­
ка, кашу варила, деток кормила» — поглаживание по ладошке, «этому —
дала, этому — дала» — при перечислении «деток» — массаж пальчиков).
Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые
три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса,
вкладывая свои пальцы в ладони ребенка.




Рис. 173. Массаж пальцев
210
Рис. 174. «Ладушки»




Рис. 175, Поглаживание ладошкой

211
А если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо
или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ре­
бенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал
кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы — с противополож­
ной (рис. 176).
Потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее
рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игруш­
ку, побуждая взять ее из разных положений (лежа на спине, лежа на
животе, сидя).
Для развития опорной функции руки очень полезно положение
ребенка на животе. Если малыш еще плохо держит голову, то положите
ему под грудь сложенную в несколько раз пеленку.
Следите, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался на согнутые руч­
ки и держал кисти раскрытыми. В дальнейшем дети опираются на вып­
рямленные руки, приподнимая туловище.
Научите ребенка стоять, а затем и ползать на четвереньках (рис. 177) —

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>