<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ется ряд мер, описанных в специальной главе.




Рис. 205. Рефлекторное разгибание спины
2.М
Некоторые упражнения, способствующие развитию
чувства равновесия


Не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на
правой и левой руке, лицом и спиной к себе. Чаще меняйте его положе­
ние в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны
следующие упражнения.
• Покачивание в позе «эмбриона» (см. стр. 34)
• Покачивания на мяче животом и спиной вниз (см. стр. 34, 55)
• Покачивание на руках. Взяв ребенка на руки лицом к себе и под­
держивая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя).
• Взяв ребенка на руки в вертикальном или в горизонтальном поло­
жении, покружитесь с ним в обе стороны.
• Горизонтальное кружение
Встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз (рис. 206).
Начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не ут­
ратить равновесия. Меняйте направление кружения — то по часовой
стрелке, то против.
• А затем покружите ребенка, удерживая его на боку (рис. 207).
Повторите кружение, переложив малыша на другой бок.
Кружась с малышом, приподнимите его в воздух и еще раз покружи­
тесь вместе с ним. Перед тем как закончить, опустите ребенка вниз по­
чти до пола и снова поднимите вверх.
Начинайте упражнение медленно и осторожно. Если по какой-нибудь
причине вашему новорожденному что-то не нравится, то скорее всего вы
действуете слишком быстро. Замедлите теми.
Постепенно увеличивайте время занятий с 10-15 сек. на каждое уп­
ражнение до 30-40 сек. Всегда останавливайтесь прежде, чем захочет
ваш ребенок.
• Покачивание. Попробуйте покачать ребенка в вертикальном поло­
жении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой
живот. Это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит трени­
ровку опорное™ ног.
Лягте на спину и покачайте ребенка над собой. Плотно обхватите его
за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг
другу. Скажите ему, что он — самолет. Мягко качните его вправо-влево,
опустите себе на грудь и поднимите снова.
Покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое.

235
Рис. 206. Кружение на плече




Рис. 207. Кружение на боку

236
• Перекатывание «бревнышком». Обеими руками положите малы­
ша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним. После
этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться
в исходное положение.
Когда ваш ребенок научиться самостоятельно перекатываться не­
сколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны.
• Подталкивание. Если ребенок стоит на четвереньках устойчиво,
слегка подталкивайте его вперед, назад, в стороны. Упражнение прово­
дится в виде игры с побуждением ребенка удержаться на четвереньках.
• Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях.
Позже позвольте ребенку самостоятельно качаться, необходимо лишь
подстраховывать его.
• Кружение за руки
Повернув ребенка лицом к себе, возьмите его за запястья и вра­
щайте на прямых руках. Покружитесь сначала в одну, потом в другую
сторону (рис 208).




Рис. 208. Кружение за руки
237
• Ускорение
Поверните ребенка к себе и возьмите иод мышками. Подбросьте его
невысоко в воздух и поймайте. Обычно это упражнение очень нравится
малышам, благодаря ему ребенок ощущает на себе силу гравитации, осо­
бенно в момент, когда падает к вам в руки.
• Покачивание вниз головой. Для самых смелых родителей!
Захватите ребенка цепко за лодыжки и поднимите. Лучше, если он
будет находится к вам лицом. Начните осторожно, как маятник, покачи­
вать его из стороны в сторону. Когда будете опускать малыша. Будьте
особенно осторожны, берегите шею.
Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том,
что им придется держать ребенка головой вниз. Однако это положение
хорошо знакомо каждому новорожденному. При нормальной беременнос­
ти ребенок в последний месяц перевернут вниз головой всякий раз, когда
мать стоит или сидит. Поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим
малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.



ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ПРИ
ВРОЖДЕННОЙ МЫШЕЧНОЙ КРИВОШЕЕ

Врожденная мышечная кривошея — одно из самых распростра­
ненных заболеваний новорожденных. Основной причиной его принято
считать врожденное недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной
мышцы, травму ее во время родов, а также родовую травму шейного
отдела позвоночника.
Грудино-ключично-сосцевидная мышца парная, расположена на бо­
ковой поверхности шеи. При сокращении правой мышцы голова накло­
няется вправо, а лицо поворачивается влево; при сокращении левой —
наоборот. Если одновременно сокращаются обе мышцы, то голова запро­
кидывается назад и несколько выдвигается.
Таким образом, при односторонней мышечной кривошее голова ребен­
ка наклонена в сторону пораженной мышцы и повернута в противополож­
ную. При выраженной кривошее часто встречается асимметрия лица и
черепа ребенка: надплечье, лопатка и ключица расположены выше на
больной стороне. Сама пораженная мышца утолщается, уплотняется и уко­
рачивается, иногда в ее' нижней части обнаруживается припухлость.
Лечение начинается рано, с 2-3-недельного возраста, и обязательно
включает лечение положением (укладки), массаж и лечебную гимнастику.

238
Лечение положением
Ребенок должен лежать на полужестком матрасе, лучше без подуш­
ки. Вместо подушки под голову кладут сложенную в несколько раз пе­
ленку. Очень важно, чтобы свет, игрушки, общение со взрослым были со
стороны кривошеи (пораженной мышцы).
Можно укладывать ребенка в корригирующее положение с помощью
кольца, обернутого тканью и положенного под затылок, а также непол­
ных мешочков с песком (солью, крупой), которые помещают на постели
с обеих сторон головы или со стороны кривошеи (над надплечиями).
Процедура проводится 2-3 раза в день во время сна ребенка (рис. 209).
Обязательным условием лечения положением является правильное
положение всего туловища: оно должно быть симметричным, прямым по
отношению к голове. Для этого можно положить мешочки или «скатки»
из одеяла от подмышек до колен ребенка.
Первое время вы должны быть поблизости от ребенка и следить за
его состоянием. Частые срыгивания исключают предлагаемую укладку.
Ребенка надо чаще укладывать на бок. Если ребенок спит на стороне
кривошеи, то под голову кладется высокая подушка, если он лежит на
здоровой стороне, то подушка не используется совсем. Очень важно пра­
вильно носить ребенка на руках.




Рис. 209. Корригирующее положение
239
1. Взяв на руки ребенка в вертикальном положении, прижмите его
грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находиться на одном
уровне. Поверните голову малыша в больную сторону, фиксируя это по­
ложение своей щекой (рис. 210).
2. Взяв на руки малыша в вертикальном положении спиной к себе,
своей щекой поверните его головку в больную сторону и слегка накло­
ните ее в здоровую (рис. 211).
3. Носите ребенка на «больном» боку лицом или спиной к себе. В
это время поддерживайте его головку, приподнимая ее в здоровую сторо­
ну (рис. 212).
Мышечная кривошея может развиться (и часто встречается) у детей
с нарушением мышечного тонуса (асимметрией) или при постоянном од­
ностороннем положении в кроватке. Чтобы этого избежать, необходимо
часто перекладывать малыша, подходить к нему с разных сторон.
Массаж
С самого начала лечения массаж занимает ведущее место, проводит­
ся на фоне общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и
развитию ребенка.




Рис. 210. Правильное ношение ребенка на руках.
I вариант
240
Рис. 211. Правильное ношение ребенка на руках.
II вариант




Рис. 212. Правильное ношение ребенка на руках.
III вариант

241
Особенности массажа
При массировании спины следует выделять воротниковую область:
проводится поглаживание, растирание на здоровой стороне. На больной
стороне применяются расслабляющие приемы (поглаживание, вибрация,
нежное растяжение) — по надплечьям и укрепляющий массаж (растира­
ние, пощипывание, пунктирование, поколачивание) — в области лопатки.
При массаже грудной клетки применяют расслабляющие приемы на
больной стороне в верхней части груди. Нижнюю часть груди массируют
симметрично.
Массаж грудшю-ключично-сосцевидной мышцы проводится крайне
тщательно и осторожно. Для расслабления массируемой мышцы голова
должна быть наклонена в сторону кривошеи. На пораженной мышце
применяются только расслабляющие приемы, нежные поглаживания (от
сосцевидного отростка до ключицы), растирание (делается мягко, поду­
шечкой одного пальца), вибрация (по ходу мышцы). Ребенок не должен
чувствовать боли. Здоровую грудино-ключично-сосцевидную мышцу мас­
сируют более энергично.
При асимметрии лица можно массировать щеку, применяя со здоро­
вой стороны поглаживание и растирание, с больной стороны — поглажи­
вание и вибрацию в направлении вниз.


Лечебная гимнастика
Выкладывание на бок и рефлекторное разгибание позвоночника на
боку (см. рис. 213).
Повороты со спины на живот.
Эти упражнения способствуют подниманию головы в здоровую сто­
рону и повороту в больную, т. е. коррекции кривошеи.
Выкладывание на бок и повороты делают в соотношении 1:2, 1:3,
т. е. больше на «здоровом» боку.
Очень полезно плавание на боку, особенно на «больном» (рис. 214):
Примерное занятие при врожденной кривошее с ребенком
в возрасте от 2 недель до 3 месяцев
1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.
2. Массаж груди.
3. Поглаживающий и вибрационный массаж мышц шеи по сторо­
не кривошеи.
4. Массаж мышц щек на здоровой стороне (поглаживание, растира­
ние, разминание).
242
Рис. 213. Разгибание позвоночника на боку




Рис. 214. Плавание на боку

243
5. Корригирующие гимнастические упражнения в поворотах через
больной и здоровый бок (соотношение 3:1).
6. Поглаживающий массаж грудинно-ключично-сосцевидной мыш­
цы с обеих сторон.
7. Выкладывание на живот.
8. Общий поглаживающий массаж спины.
9. Рефлекторное ползание.
10. Поглаживающий массаж спины и шеи.
11. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.
12. Поглаживающий массаж живота.
13. Повторение приемов специального массажа шеи.
14. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
15. Поглаживающий массаж рук и ног.
В течение дня необходимо 3-4 раза выполнять некоторые приемы
массажа шеи, специальные гимнастические упражнения (5-10 мин).


ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ
ПРИ ВРОЖДЕННОМ ВЫВИХЕ БЕДРА,
ДИСПЛАЗИИ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА
Врожденный вывих бедра — тяжелое и часто встречающееся заболевание
опорно-двигательного аппарата. Суть его состоит в неправильном взаиморас­
положении элементов тазобедренного сустава.
В зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вер-
тлужной впадине различают вывих, подвывих или предвывих бедра.
Дисплазия тазобедренного сустава — это порок развития сустава,
всех его элементов, считается одной из основных причин развития выви­
ха бедра.
Следует помнить, что у новорожденного формирование сустава спи­
не завершено, поэтому крайне важна ранняя диагностика заболевания и
максимально раннее начало лечения.
В настоящее время еще в роддоме каждого новорожденного осматри-
вает специалист, тем не менее родителям следует знать некоторые, или
более частые симптомы этой патологии.
Самый постоянный признак врожденного вывиха бедра (дисплазии
тазобедренного сустава) — это ограничение пассивного отведения Ск-;ир
Ребенок лежит на спине; согните его ноги в тазобедренных и коленных
суставах под прямым углом и мягко разведите его бедра в стороны Пас­
сивное отведение ограничено со стороны поражения сустава.
244
Иногда, когда ребенок «не дает» отвести бедра в положении на спи­
не, легко определить ограничение движения в положении ребенка на
животе при сгибании ног, как при ползании.
Положив малыша на живот и выпрямив его ноги, внимательно оце­
ните симметричность подъягодичных складок и складок на бедрах.
Асимметрия складок на бедрах и ягодицах — частый признак поражения
тазобедренного сустава. В грубых случаях возможно укорочение ноги.
Наружный поворот (наружная ротация) бедра и симптом соскальзы­
вания (щелчка) определяются реже.
Для подтверждения или исключения заболевания немедленно обрати­
тесь к ортопеду. Рентгеновское исследование позволит уточнить диагноз.
Лечение начинается с первых дней жизни ребенка. Широко применя­
ется функциональный метод, включающий лечение положением (с ис­
пользованием различного рода шин, широкого пеленания), специальный
массаж и приемы лечебной гимнастики.

Лечение положением
Шину накладывает врач-ортопед, родители должны строго выполнять
его рекомендации. Если лечения в шине не требуется, то применяется «ши­
рокое» пеленание: две пеленки складывают несколько раз и прокладывают
между ножек ребенка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и
отведенных в стороны на 60-80 градусов. В этом положении ноги ребенка
фиксируют третьей пеленкой или штанишками, памперсами (см. рис. 186).
Такое пеленание можно рекомендовать всем детям, так как в положе­
нии отведения ног создаются оптимальные условия для правильного раз­
вития тазобедренных суставов.
Широкое пеленание начинают применять еще в роддоме и продолжа­
ют до 3-4-месячного возраста.
Очень важно правильно держать ребенка на руках. Взрослый поддер­
живает ребенка руками за спину, прижимая его к себе. Ребенок широко
расставленными ножками «обнимает» туловище взрослого (рис. 215, 216).
Не рекомендуется положение ребенка «верхом» на боку у взрослого,
так как при этом положении туловище ребенка асимметрично.
Можно пользоваться рюкзаком (с жесткой спинкой), но следует
иметь в виду, что ежедневное длительное ношение ребенка в таком поло­
жении нежелательно, так как это может привести к привычному пороч­
ному положению стоп.
В положении ребенка лежа на животе стопы его должны быть вне
матраца (свисать). Эта поза является профилактикой напряжения приво­
дящих мышц бедра (см. рис. 191).
245
Рис. 215. Правильное положение ребенка на руках взрослого.
I вариант




Рис. 216. Правильное положение ребенка на руках взрослого.
II вариант

246
Массаж и лечебная гимнастика
Массаж и лечебная гимнастика проводятся на основе общеукрепляю­
щего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка.

Особенности массажа
Применяют более тщательный и дифференцированный массаж пояс­
ничной области (поглаживание и растирание), ягодиц (поглаживание, ра­
стирание, стимулирующие приемы — пощипывание, поколачивание пальцами),
области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание).
Массаж чередуется с упражнениями лечебной гимнастики.
В положении ребенка на ж и в о т е сделайте поглаживание и растира­
ние задне-наружных поверхностей ног, после чего поочередно отведите согну­
тые ноги малыша в стороны (как при ползании), фиксируя его таз (рис. 217).
Затем согните обе ножки, одновременно разводя колени в стороны
(рис. 218).
В положении ребенка на с п и н е проводится массаж передне-наруж­
ных поверхностей ног (поглаживание и растирание) в сочетании с приемами
расслабления приводящих мышц бедра, сгибание ног ребенка в коленных и
тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер (рис. 219).




Рис. 217. Поочередное отведение согнутых ног
247
Рис. 218. Одновременное отведение согнутых ног




Рис. 219. Разведение согнутых ног

248
Разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не выз­
вать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и
негативной реакции ребенка на процедуру.
Поэтому для расслабления приводящих мышц бедер делают точечный
массаж (расслабляющий метод) с одновременным отведением ноги (рис. 220).
Эффективен точечный массаж в области тазобедренного сустава.
Подушечкой указательного или среднего пальца мягко надавите в облас­
ти тазобедренного сустава, затем отведите согнутую ногу ребенка кнару­
жи, сочетая это движение с легким потряхиванием (рис. 221).
Расслабление приводящих мышц бедер ребенка (перед их разведе­
нием) достигается также вибрационным массажем внутренних поверхно­
стей бедер, покачиванием таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.
Очень полезны упражнения в теплой воде. Поддерживая ребен­
ка под грудь и живот, подведите его к стенке ванны, добиваясь сги­
бания ног.




Рис. 220. Точечный массаж внутренней поверхности бедра
249
Рис. 221. Точечный массаж в области тазобедренного сустава

Вращение бедра по его оси внутрь проводится в положении ребенка
на спине. Одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, ладонью дру­
гой руки мягко обхватите колено ребенка и, слегка надавливая на него,
постепенно производите вращение бедра по его оси вовнутрь (рис. 222).
Этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости
на суставную (вертлужную) впадину.
Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в реф­
лекторной «ходьбе», «подтанцовывании», переводить ребенка в положе­
ние на корточках, стоя. Невыполнение этого условия приводит к еще
большим деформациям тазобедренного сустава.
Рефлекторная «ходьба», «подтанцовывание» возможны во время ку­
пания, так как в воде тело ребенка значительно легче и, следовательно,
осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше.
Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в
положении ребенка лежа на животе и спине, на мяче. Опору для стон
создают рукой или мячом.
Очень полезно упражнение «ладушки» стопами (рис. 223), которое
должно стать любимой игрой вашего малыша.
Приемы лечебной гимнастики и массаж ног следует повторять при
каждом пеленании по 10—15 раз.
При лечении ребенка в ортопедических шинах массаж и упражнения
проводятся в объеме, допускаемом укладкой.

250
Рис. 222. Вращение бедра




Рис. 223. «Ладушки» стопами

251
Примерное занятие при дисплазии тазобедренного сустава
с ребенком в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>