<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

И. п.: ребенок лежит на спине.
1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.
2. Поглаживание живота.
И. п. ребенок лежит на животе.
3. Выкладывание на живот с разведенными ногами.
4. Поглаживание спины.
5. Массаж поясничной области.
6. Массаж ягодичных мышц, массаж области тазобедренных суставов.
7. Массаж задне-наружной поверхности ног.
8. Отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).
9. «Парение».
И. п.: ребенок лежит на спине.
10. Массаж передне-наружной поверхности ног.
11. Разведение согнутых ног.
12. Вращение бедра вовнутрь.
13. Массаж стоп.
14. Рефлекторные упражнения для стоп.
15. Упражнения на мяче.



ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ
ПРИ ВРОЖДЕННОЙ КОСОЛАПОСТИ

Врожденная косолапость — это тяжелая деформация опорно-двига­
тельного аппарата ребенка. Заболевание бывает преимущественно двух­
сторонним, чаще встречается у мальчиков.
С анатомической точки зрения косолапость — это врожденная кон­
трактура суставов стопы, в результате которой нарушается взаимоотно­
шение костей, происходят грубые изменения в мышцах.
Диагностика врожденной косолапости не представляет трудностей,
основными признаками считаются: поворот подошвы внутри с подни­
манием внутреннего края стопы и опусканием наружного, приведение стопы
в переднем отделе, подошвенное ее сгибание, значительное ограничение
подвижности в голеностопном суставе.
Когда ребенок начинает ходить, опираясь на поврежденную стону,
деформация ее усиливается, нарушается форма и функция всей ноги,
страдают походка и осанка.
252
Лечение надо начинать как можно раньше, с первых дней жизни
ребенка. В раннем возрасте, когда мышцы и связки ребенка податливы
и хорошо растяжимы, имеется возможность установки стопы в пра­
вильное положение.
Лечебная гимнастика и массаж проводятся в сочетании с ортопеди­
ческим лечением. Специальный массаж и коррегирующие упражнения
выполняются на фоне общеукрепляющего массажа и гимнастики, соот­
ветствующих возрасту и развитию ребенка.
Особенности массажа при врожденной косолапости
Для расслабления внутренней и задней групп мышц голени, в кото­
рых отмечается повышенный тонус, широко применяют поглаживание,
потряхивание мышц, растяжение с вибрацией.
Для укрепления растянутых и ослабленных передней и наружной
групп мышц голени используют более энергичные приемы: растирание и
разминание, возможно легкое поколачивание пальцами.
Смысл лечебной гимнастики состоит в постепенном щадящем ис­
правлении порочного положения стопы. Все упражнения должны прово­
диться в сочетании с массажем, выполняться мягко, так, чтобы ребенок
не чувствовал боли. Хороший эффект дает проведение специальных ле­
чебных упражнений после тепловых процедур.
1. Ребенок лежит на животе. Согните ножку ребенка в коленном су­
ставе; одной рукой удерживайте голень, а ладонью другой руки мягко
надавите на стопу ребенка, сгибая ее в тыльную сторону. Это упражне­
ние способствует растяжению пяточного сухожилия и устранению подо­
швенного сгибания стопы (рис. 224).
2. С этой же целью проводят упражнение в положении ребенка на
спине. Одной рукой прижмите голень ребенка к поверхности стола, фик­
сируя ее в области лодыжек. Другой — захватите стопу таким образом,
чтобы ладонь упиралась в подошву, и осторожно сгибайте стопу в тыль­
ную сторону с одновременным давлением на ее наружный край. Эффек­
тивно сочетание сгибания стопы с одновременным точечным массажем в
месте перехода тыла стопы в голень (рис. 225).
3. Для устранения приведения переднего отдела стопы рекомендует­
ся следующий прием: зафиксируйте стопу ребенка в области голеностоп­
ного сустава, другой рукой мягко производите выпрямляющие движения,
постепенно отводя передний отдел стопы кнаружи (рис. 226).
4. Вращательные движения стопы кнаружи (вдоль продольной оси)
проводят очень осторожно, постепенно опуская внутренний и поднимая
наружный край стопы (рис. 227).

253
Рис. 224. Надавливание на подошву




Рис. 225. Сгибание стопы в тыльную сторону
254
.//*




Рис. 226. Отведение переднего отдела стопы кнаружи




Рис. 227. Вращение стопы кнаружи

255
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ
ПРИ ПУПОЧНОЙ ГРЫЖЕ

Пупочная грыжа часто встречается у детей грудного возраста. Возни­
кает она вследствие дефекта передней брюшной стенки, слабости пупоч­
ного кольца. Провоцирующим моментом является длительное повышение
внутрибрюшного давления в результате сильного кашля, запоров, про­
должительного плача. Такие заболевания, как рахит, гипотрофия, снижа­
ющие тонус мышц, создают благоприятные условия для образования
пупочной грыжи. Часто она встречается у недоношенных детей.
Внешне пупочная грыжа проявляется округлым или овальным вы­
пячиванием в области пупочного кольца, которое легко вправляется
в брюшную полость. Часто наряду с грыжей наблюдается расхождение
прямых мышц живота, что свидетельствует о слабости мышц передней
брюшной стенки.
В дальнейшем, при правильном развитии ребенка, нормализации де­
ятельности кишечника, достаточной двигательной активности может на­
ступить самоизлечение пупочной грыжи. Тем не менее, чрезвычайно по­
лезно выполнять специальные упражнения, способствующие укреплению
мышц передней брюшной стенки, делать тонизирующий массаж живота.
Лечебный массаж можно начинать с 2-3 недель жизни (после за­
живления пупочной ранки), проводят его на фоне общего массажа.
Перед проведением массажа необходимо мягко вправить грыжу, если
это не удается, то надо, массируя живот, «утопить» ее, прижав одной
рукой (пальцами или областью тенара), а другой рукой продолжать вы­
полнять массажные движения.
Из приемов массажа рекомендуются:
— круговое поглаживание живота по часовой стрелке (рис. 228);
— встречное поглаживание (см. стр. 25);
— поглаживание косых мышц (см. стр. 25);
— растирание живота (делается с месячного возраста) (рис. 229).
Кроме этого, применяют пощипывание вокруг пупка (см. стр. 57).
Точечный массаж (стимулирующий метод). Массаж живота выпол­
няется следующим образом: подушечками выпрямленных пальцев быст­
ро отрывисто надавите на точки вокруг пупка. Это вызывает напряжение
мышц и вправление грыжи (рис. 230).
Все приемы массажа, направленные на повышение тонуса мышц
брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим круговым
поглаживанием.

256
Рис. 228. Круговое поглаживание живота




Рис. 229. Растирание живота

257
Рис. 230. Точечный массаж вокруг пупка

С первых дней жизни выкладывайте ребенка на живот на несколько
минут перед каждым кормлением. В этом положении дети поднимают голо­
ву, активно двигают руками и ногами, напрягают мышцы спины и живота.
Помимо ежедневной общеукрепляющей гимнастики рекомендуются
следующие специальные упражнения.
• Рефлекторное удержание тела ребенка (горизонтально) в положе­
нии лежа на боку. Выполняется по несколько секунд на правом и левом
боку поочередно.
• Перевод ребенка из полувертикального положения в горизон­
тальное. Это упражнение делается на коленях взрослого или на пеле-
нальном столе. Отклоняя туловище ребенка назад, следите, чтобы его
голова не запрокидывалась (рис. 231).
• Удержание тела ребенка на весу (горизонтально) в положении на
спине (рис. 232)
• Повороты со спины на живот с помощью взрослого (см. стр. 44)
• Рефлекторное ползание на животе, в полувертикальном положе­
нии, на спине (см. стр. 28, 175, 177)
• Выкладывание на мяч в положении на спине (см. стр. 55)
•«Парение» на спине (см. стр. 71)
• Присаживание за выпрямленные и отведенные в стороны руки
(см. стр. 69)

258
Рис. 231. Перевод ребенка из полувертикального
положения в горизонтальное




Рис. 232. Удержание тела ребенка на весу

259
• Присаживание за согнутые руки (см. стр. 85)
• Самостоятельные повороты со спины на живот (см. стр. 62)
• Присаживание с поддержкой за кольца, за палочку, за одну руку,
без поддержки
• Повороты туловища в сторону (см. рис. 202)
• Поднимание выпрямленных ног (см. стр. 80, 89)
• Наклоны и выпрямление туловища (см. стр. 90)
•Упражнение «Возьми игрушку со стула» (см. стр. 131)

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются только после
вправления грыжи и закрепления ее повязкой (лейкопластырем).


ГИПОТРОФИЯ

Гипотрофия — это состояние истощения, обусловленное хроничес­
ким расстройством питания.
Причины, вызывающие гипотрофию многообразны, но наиболее про­
стой и частой среди них является недостаточное или неправильно органи­
зованное питание. Малое количество молока матери, слишком разбавлен­
ное или бедное по составу молоко, слабое, неактивное сосание ребенка —
все это может привести к затяжному голоданию малыша и к значительному
снижению его веса.
Гипотрофией чаще страдают недоношенные дети, дети с врожденны­
ми пороками развития. Длительно протекающее расстройство пищеваре­
ния, болезни обмена веществ, затяжные или часто повторяющиеся ин­
фекции также способствуют развитию истощения. Иногда гипотрофия
может возникнуть внутриутробно при различных заболеваниях матери,
курения во время беременности, алкоголизме.
Огромное значение имеют уход за ребенком и условия окружающей
его среды. Дети, живущие в условиях постоянного недостатка свежего
воздуха, солнечного света и — в первую очередь — внимания, в большей
степени подвержены гипотрофии.
В прошлом гипотрофия была массовой в приютах и домах ребенка.
Было введено понятие госпитализма: т. е. отставания детей, находящих­
ся в больницах и домах ребенка, в физическом и психическом развитии.
Однако и сейчас длительное пребывание в больницах — отчасти из-за
опасности инфекции, отчасти в связи с бедностью внутрибольничнон
среды — далеко не благоприятствуют развитию ребенка.

260
Причины истощения могут быть различны, но изменения во внеш­
нем виде ребенка примерно одинаковы: голова непропорционально вели­
ка, подкожный жировой слой постепенно исчезает, мышечная масса
уменьшается, кожа становится сухой, морщинистой, тусклой.
Одним из основных признаков гипотрофии является замедление или
прекращение возрастной прибавки массы тела. По величине отставания
веса ребенка от возрастной нормы различают три степени гипотрофии:
I (легкая) — на 15-20%.
II (средняя) — до 30%.
III (тяжелая) — более 30%.
Лечение направлено прежде всего на устранение причины болез­
ни. Больному ребенку необходимо обеспечить полноценное питание,
идеальный гигиенический и двигательный режим. Особенно эффек­
тивны массаж и лечебная гимнастика (ЛГ), которые повышают об­
щий тонус организма, нормализуют обменные процессы, повышают
сопротивляемость к инфекциям, формируют правильные двигатель­
ные навыки.
Временными противопоказаниями к массажу и ЛГ являются про­
грессирующая потеря массы тела, выраженный токсикоз, высокая темпе­
ратура тела, острый период сопутствующих заболеваний.
Учитывая особенности гипотрофии, необходим строго индивиду­
альный подход при выполнении массажа и ЛГ. Нельзя забывать, что
у больных детей нарушена терморегуляция и резко снижена сопро­
тивляемость организма к инфекциям. Поэтому привычные рекомен­
дации полностью обнажать ребенка во время процедуры в этом слу­
чае неприемлемы.
Во время занятий следует обнажать ребенка лишь частично; при
массаже ног надо прикрыть верхнюю часть туловища и руки теплой пе­
ленкой, при массаже рук — туловище и ноги.
Руки массирующего должны быть особенно чистыми, сухими и теплыми.
Массировать следует плавными осторожными движениями, не до­
пуская рывков и толчков.
Быстрая утомляемость ребенка, страдающего гипотрофией, требует
строгого соблюдения принципа рассеянной нагрузки; недопустимо дли­
тельное упражнение одних и тех же мышечных групп, продолжительное
положение в одной и той же позе (на спине, животе, боку).
Таким образом, основу методики ЛГ и массажа составляет индивиду­
альный подход к ребенку с учетом степени развивающейся гипотрофии,
характера нарушения деятельности органов и систем, возраста и психо­
моторного развития.
261
I (легкая) степень гипотрофии. Общее состояние ребенка обычно
не нарушается, наблюдается некоторое отставание в психомоторном раз­
витии, значительно уменьшается подкожный жировой слой на животе,
снижается тургор тканей.
ЛГ и массаж отличается несколько сниженной общей нагрузкой за
счет меньшего числа повторений упражнений и более частым примене­
нием поглаживания в массаже. Лучше ориентироваться на комплексы
упражнений, рекомендованные в главе «Недоношенные дети», соответ­
ствующие уровню психомоторного развития ребенка. Для скорейшего
восстановления движений рекомендуется два-три раза в день во время
бодрствования проводить с ребенком небольшие комплексы упражнений
и массажа, состоящие в основном из стимуляции двигательных навыков
(поворотов со спины на живот, поднимании головы в положении на жи­
воте, ползания, присаживания и т. д.).
Длительность занятия не превышает 20-30 мин.
II степень (средняя) гипотрофии. Общее состояние ребенка еще
более ухудшается, заметна задержка психомоторного развития, нарушает­
ся сон, чрезмерная раздражительность часто сменяется вялостью.
Значительно уменьшается подкожный жировой слой не только на
животе, но и на туловище и конечностях, кожа сухая и бледная, тургор
тканей отчетливо снижен, тонус мышц повышен.
Занятия с ребенком состоят из массажа (в основном поглаживающе­
го) и рефлекторных упражнений. При исчезновении повышенного тонуса
мышц вводятся пассивные упражнения в медленном темпе с последую­
щим поглаживанием. Продолжительность занятий около 10-15 мин.

Примерное занятие с ребенком 5-6 месяцев
при гипотрофии II степени
1. Массаж рук — поглаживание, 5-6 раз.
2. Скрещивание рук на груди, 3-4 раза.
3. Массаж ног — все приемы, каждый прием чередовать с поглажи­
ванием и повторять 3-4 раза.
4. Сгибание и разгибание ног (одновременное или поочередное)
или «скользящие шаги», 2-4 раза.
5. Поворот со спины на живот с помощью (в одну сторону).
6. Массаж спины — поглаживание, растирание, каждый прием 3^4 раза.
7. Поворот со спины на живот с помощью (в другую сторону), 1 раз.
8. Массаж живота — поглаживание, 6-8 раз.
9. Массаж стоп — поглаживание и растирание, 6-8 раз.
10. Рефлекторные упражнения для стоп, 6-8 раз.
262
11. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника по 1
разу поочередно на правом и левом боку.
12. Массаж грудной клетки — поглаживание и вибрация, 3-4 раза.
III степень (тяжелая) гипотрофии. На фоне общего плохого состояния
ребенка появляются значительные нарушения деятельности всех органов и
систем. Ребенок вял, заторможен, резко отстает в психомоторном развитии,
подкожный жировой слой практически отсутствует. Кожа собирается в склад­
ки, атрофия мышц сочетается с повышением их тонуса. Заметно расстраива­
ется терморегуляция, возможны значительные колебания температуры тела.
Тяжелая гипотрофия требует особой осторожности.
При прогрессирующем снижении массы тела общий массаж и гимна­
стика противопоказаны. Однако такие меры, как частые перемены поло­
жения тела ребенка, прогулки и сон на свежем воздухе — обязательная
часть комплексной терапии.
После того как удается добиться нарастания массы тела, можно на­
чинать массаж и ЛГ. Нагрузка должна быть минимальной, из приемов
массажа применяется только легкое поглаживание. Осторожно вводят
упражнения, основанные на врожденных рефлексах.
Учитывая резкое снижение иммунитета, следует особенно строго
соблюдать все правила проведения лечебного массажа: температура в
помещении должна быть не ниже 25-26 градусов, полное обнажение
ребенка недопустимо.
Продолжительность занятий не должна превышать 5-8 мин.

Примерное содержание занятий с ребенком 3-6 месяцев
при гипотрофии III степени
1. Массаж рук — поглаживание, 3-4 раза.
2. Массаж ног — поглаживание, 3-4 раза.
3. Массаж стоп, 5-6 раз.
4. Рефлекторные упражнения для стоп, 5-6 раз.
5. Выкладывание на живот.
6. Массаж спины — поглаживание, 3-4 раза.
7. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника в поло­
жении на боку по одному разу на каждом.
8. Массаж живота — поглаживание, 3-4 раза.
9. Массаж груди — поглаживание, 3-4 раза.
По мере увеличения веса ребенка и улучшения общего самочув­
ствия занятия можно постоянно расширять, включая новые массаж­
ные приемы и новые упражнения, увеличивая число повторений и
удлиняя продолжительность.

263
РАХИТ
Рахит — это болезнь всего организма, которая характеризуется глу­
боким нарушением всех видов обмена веществ.
В настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжелая, уро­
дующая ребенка форма рахита встречается редко. Легкая его форма, с
неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распрост­
раненных заболеваний раннего детского возраста и требует особого вни­
мания родителей.
Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина О,
который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует
нормальному формированию костной ткани.
Витамин Б — единственный витамин, образующийся в коже под
действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей.
Старое название рахита — «английская болезнь» — связано с широ­
ким распространением этого заболевания в промышленных городах Анг­
лии прошлого века.
Основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает
недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые
условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэле­
ментов), частые или длительные заболевания, а также малая двигатель­
ная активность ребенка. Это заболевание часто встречается у недоно­
шенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавля­
ющих в весе.
Рахит — общее заболевание, проявляющееся нарушением многих ор­
ганов и систем. Эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть
состояния ребенка.
Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как
чаще всего это функциональные нарушения нервной системы. Ребе­
нок становится более капризным, раздражительным, у него наруша­
ется сон, появляется чрезмерная потливость, «стираются» волосы на
затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят измене­
ния костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищева­
рения и т. д.
В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит
размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разраста­
ние неполноценной костной ткани.
В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста)
появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление
лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка.
264
Если рахит развивается у ребенка старше трех месяцев, наиболее
частыми признаками являются изменения грудной клетки: на ребрах в
месте перехода хряща в кость образуются так называемые «четки». Раз­
мягчение и податливость ребер приводят к сдавливанию грудной клетки,
расширению нижних и сужению верхних отделов.
Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости
голени, развивается плоскостопие.
Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется
главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов. Эта
особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии («рахит»
происходит от греческого слова «позвоночник»).
Серьезно страдает мышечная система: недостаточная выработка
энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости.
Особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и жи­
вота. В результате гипотонии мышц живота развивается большой, так
называемый «лягушачий» живот.
Слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов.
Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном
развитии. Позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоя­
тельно ходить.
Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое со­
блюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафио­

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>