<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, кото­
рые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голе­
ностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению
290
мышечно-связочного аппарата. Упражнения для ног (см. соответствую­
щую главу) необходимо делать ежедневно, постепенно увеличивая на­
грузку. Упражнения для других мышечных групп стоит, по возможности,
выполнять из исходных положений сидя, сидя по-турецки. Очень полезны
таким детям занятия на гимнастических снарядах (шведской стенке,
трапеции, лесенке), плавание, езда на велосипеде.
Снижение излишнего веса так же приводит к уменьшению нагрузки
на ноги и благоприятно сказывается на состоянии колен и стоп.
Во время прогулок следует носить специально подобранную ортопе­
дическую обувь со скошенными кнаружи каблуками или корригирую­
щими стельками. Но вопрос о ношении такой обуви должен решать врач-
ортопед. В любом случае обувь должна быть удобной, новой (нельзя
донашивать чужую обувь) и обязательно с жестким задником. Дома, если
нет необходимости носить ортопедическую обувь постоянно, лучше хо­
дить босиком, чтобы тренировать мышцы стопы. Летом так же очень
полезно ходить босиком по песку, гальке, траве, предоставляя стопам и
пальцам свободу движений.
В случае значительных деформаций ног применяется лечение ортопе­
дическими шинами, корригирующими укладками, хирургическое лечение.

Лечебная гимнастика и массаж
Стабильность и нормальное функционирование коленного и голенос­
топных суставов зависит от состояния окружающих мышц. С помощью
массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослаблен­
ные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряженные.
Массаж проводится курсами по 12-20 процедур, ежедневно или че­
рез день, с перерывами между курсами 2-^4 недели. Интенсивность мас­
сажа постепенно увеличивается к середине курса. Необходимо избегать
резких, болезненных движений, у ребенка должно оставаться приятное
ощущение после массажа.
Исходное положение (и. п.) — ребенок лежит на животе, под голено­
стопный сустав кладется небольшой валик.
• Массаж спины: поглаживание, растирание (кончиками пальцев, «пиле­
ние», гребнеобразное), разминание, снова поглаживание. Не забывайте: погла­
живание проводится несколько раз на каждой массируемой области, после
каждого приема. Поглаживание всего тела — в начале и в конце сеанса.
• Поясничпо-крестцовая область: поглаживание, интенсивное рас­
тирание, разминание по типу надавливания или сдвигания, поглаживание
в направлении от позвоночника в стороны и немного вниз.

291
•Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образ-
ном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью
согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирую­
щие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление),
поглаживание.
• Задняя поверхность бедра: поглаживание в направлении от под­
коленной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание
одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, рубле­
ние одним-двумя пальцами), поглаживание.
• Задняя поверхность голени: общее поглаживание от пятки вверх
до подколенной ямки, растирание дифференцированное — наружная
часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко,
внутренняя поверхность (внутренняя головка) — более интенсивно. Раз­
минание одной или двумя руками по всей мышечной группе. По внутрен­
ней поверхности — легкие ударные приемы. По наружной — вибрация,
растягивание. В конце — обязательное поглаживание.
• Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковых
поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю по­
верхность (внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутрен­
ний мыщелок бедра одной рукой, другой — удерживайте голень в ниж­
ней трети и старайтесь привести ее к средней линии (рис. 246).
• Ахиллово сухожилие: поглаживание и растирание (щипцеобразное).
И. п. — ребенок лежит на спине, под коленями — валик.
у Передняя поверхность бедра: поглаживание, мягкое, но тщатель­
ное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от ко­
ленной чашечки вверх и кнаружи.
V Передне-боковая поверхность голени: поглаживание от стопы
вверх до колена, легкое растирание, поглаживание.
V Коленный сустав — коррекция: круговое поглаживание обла­
сти сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедрен­
ной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением
голени (рис. 247).
V Стопа: поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к
голеностопному суставу, растирание граблеобразное или попереч­
ное, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно —
вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы,
поглаживание.
После массажа обязательно проделайте несколько упражнений
(см. главу «Плоско-вальгусные стопы»).
• Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах.
292
Рис. 246. Корригирующий прием. I момент




Рис. 247. Корригирующий прием. II момент

293
Проводится поочередно для одной ноги, затем для другой. Можно
помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой — фиксиро­
вать голень.
• Вращение стоп. Сначала одна стопа вращается в обе стороны, за­
тем — другая. Если надо, помогайте малышу, только вращение должно
быть мягким, безболезненным.
• Захват игрушки стопами. Предложите ребенку захватить и удер­
живать стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький
мячик и т. п.).
Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в
день, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий,
включая их в обычный комплекс.
Некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза
сидя ио-турецки. Поэтому следует сажать ребенка таким образом как
можно чаще.
• Вставание из позы сидя по-турецки. Малыш сидит по-турецки.
Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте
ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует ме­
нять положение ног так, чтобы в и. п. сидя сверху была поочередно то
левая, то правая нога.
• Приседание с разведением колен. Поддерживая ребенка под мыш­
ки или за руки, научите его приседать с широким разведением колен.
Полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только
следить за положением стоп: они должны полностью опираться о пол и
стоять параллельно.
• Вставание на носки. Предложите ребенку встать на носочки и по­
тянуться вверх, затем опуститься на полную стопу.
• Ходьба на наружных краях стоп. Попросите малыша пройти немно­
го, опираясь на наружные края стоп:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку ноет.
• Ходьба на двускатной ребристой доске.
• Ходьба по «узкой дорожке» (рис. 248). Приучайте малыша ходить
и стоять со стопами, установленными близко друг к другу. С этой целью
можно использовать любую неширокую (10-15 см) доску, полосу на ков­
ре, можно нарисовать «узкую дорожку» мелом, отметить ее веревками.
Следите за правильностью ходьбы на прогулке, водите ребенка по брев­
ну на детской площадке, поребрику тротуара и т. п.

294
Рис. 248. Ходьба по «узкой дорожке»


Упражнение в воде.
Все вышеперечисленные (кроме двух последних) можно делать во время
купания. Теплая вода снимает излишнее напряжение мышц и облегчает дви­
жения. Полезно также ходить по рифленому коврику, подпрыгивать на нем.

Варусная (О-образная) деформация ног
О-образное искривление ног определяется у стоящего с плотно сжа­
тыми стопами ребенка, если его колени отклонены кнаружи и между
ними имеется промежуток, по величине которого можно судить о величи­
не деформации (рис. 249).
Основной причиной О-образных ног является рахит. Однако, этот
дефект может быть и у практически здоровых детей, которым разрешили
стоять и ходить слишком рано, т. е. тогда, когда тяжесть тела представля­
ла еще чрезмерную нагрузку для слишком податливых костей ребенка.
Особенно страдают дети полные и тяжелые.
295
Рис. 249. О-образное искривление ног

Для профилактики рахита и, особенно, его осложнений необходимо
как можно чаще гулять с малышом на свежем воздухе, делать ему мас­
саж, заниматься гимнастикой. Не стоит ставить ребенка на ножки, дож­
дитесь, пока он сделает это самостоятельно. Не стоит помещать ребенка
в манеж и в тому подобные устройства, ограничивающие его подвиж­
ность и позволяющие стоять подолгу.
Ребенок обязательно должен ползать на четвереньках и ползать как
можно дольше, потому что только этим способом он приобретает нуж­
ную выносливость мышц и устойчивость скелета, необходимые в даль­
нейшем для вертикальной позы.
При варусной деформации происходит неравномерное развитие ко­
ленного сустава. Увеличение наружного мыщелка бедренной кости и
уменьшение внутреннего приводит к сдавливанию внутреннего мениска,
суставная щель становится шире с наружной стороны и уже — с внут­
ренней. Растягиваются связки, укрепляющие коленный сустав, особенно
с наружной стороны.
296
Кости голени часто искривлены выпуклостью кнаружи. В тяжелых
случаях происходит ротация (поворот) бедра кнаружи, а голени (се ниж­
ней трети) — кнутри.
Стопы приобретают плосковарусную установку: пятки отклонены
вовнутрь, передние отделы стоп — тоже. Развивается косолапость.
Ребенок не разгибает полностью колени, что заметно, если посмот­
реть на него сбоку.
Лечить О-образное искривление ног надо обязательно, так как в за­
пущенных случаях нарушается походка, ребенок часто падает, быстро
устает. Страдает позвоночник: появляются (по закону компенсации) раз­
личные нарушения осанки, возможен сколиоз.
Лечение длительное и настойчивое под контролем врача-ортопеда,
может в значительной степени уменьшить деформацию костей и суста­
вов, нормализовать тонус мышц и в конечном счете привести к полному
излечению. Детский организм очень пластичен, все в нем растет и изме­
няется, поэтому консервативный метод лечения особенно эффективен. В
этот метод обязательно входят (в легких случаях является основой) мас­
саж и лечебная гимнастика.
Ортопедическая обувь подбирается с учетом рекомендаций вра­
ча: она должна быть новой, не разношенной, с жестким задником,
хорошо фиксировать голеностопный сустав. Применяется скошенный
кнутри каблук или ортопедические стельки, сделанные по индивидуаль­
ному заказу.
Дома не следует носить мягкие шлепанцы и войлочные тапки,
лучше ходить босиком, давая возможность развиваться мелким мыш­
цам стопы. В тяжелых случаях применяют корригирующие укладки
во время сна и ношение специальной обуви постоянно. Всем детям
необходимо делать специальный массаж и заниматься с ними лечеб­
ной гимнастикой.


Лечебная гимнастика и массаж
ЛГ и массаж — наиболее физиологические способы исправления
костномышечных деформаций, позволяющие учитывать индивидуальные
особенности ребенка, его физическое и умственное развитие, в то же
время оказывающие общее оздоравливающее воздействие на весь орга­
низм. Это тот редкий случай, когда лечение не имеет побочных эффек­
тов. Надо только проконсультироваться со специалистом по лечебной
физкультуре и внимательно наблюдать за ребенком.
297
Массаж проводится курсами по 12-20 процедур ежедневно или
через день, с перерывами между курсами 2-4 недели. Интенсивность
воздействия постепенно возрастает к середине курса. Массаж необ­
ходимо сочетать с упражнениями для исправления порочного поло­
жения стопы.
Исходное положение — ребенок лежит на животе, под голеностоп­
ными суставами — небольшой валик.
• Массаж спины: поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее
и в стороны к подмышкам: растирание (кончиками пальцев, пиление, тыльной
поверхностью согнутых пальцев); разминание, снова поглаживание.
Поглаживание проводится несколько раз — после каждого приема, в
начале и в конце. Кроме этого, поглаживанием всего тела начинается и
заканчивается сеанс массажа.
• Поясничпо-крестцовая область: поглаживание, энергичное расти­
рание, разминание, поглаживание от позвоночника вниз и в стороны.
'Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образном на­
правлении, интенсивное растирание гребешками согнутых пальцев, энер­
гичное разминание, тонизирующие ударные приемы (поколачивание,
похлопывание, рубление, поглаживание).
• Задняя поверхность бедра: поглаживание, мягкое растирание, мяг­
кое разминание по типу «валяния», поглаживание.
При тугоподвижности в коленном суставе применяется большее ко­
личество поглаживаний, потряхивание мышц бедра и голени (задних по­
верхностей), вибрация.
• Голень, задняя поверхность: щадящий массаж— поглаживание, легкое
растирание, разминание «валяние», потряхивание, поглаживание по внутрен­
ней части икроножной мышцы. Наружная часть массируется более энергично.
• Ахиллово сухожилие не массируется.
• Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковых
поверхностей сустава, их растирание, надавливание на наружную поверх­
ность (наружный мыщелок).
Для коррекции бедра и голени применяется ритмичное надавлива­
ние по наружной стороне ноги.
И. п.— ребенок лежит на спине (валик под коленями).
у Передняя поверхность бедра: поглаживание в направлении от ко­
лена вверх и кнаружи, интенсивное растирание и разминание, тонизиру­
ющие ударные приемы, поглаживание.
У Передне-боковая поверхность голени: поглаживание от стопы
вверх до наружной стороны колена, энергичное растирание и размина­
ние, поглаживание.
298
Рис. 250. Коррекция голени

Для коррекции повторить ритмичное надавливание по наружной по­
верхности бедра и голени (рис. 250).
у Область коленного сустава: поглаживание по контуру большими
пальцами, растирание, разминание в виде сдвигания коленной чашечки в
продольном и поперечном направлении. Коррекция — надавливание на
наружный мыщелок бедра.
у Стопа: поглаживание на тыльной поверхности от пальцев к голе­
ностопному суставу, растирание поперечное или граблеобразное, погла­
живание и растирание вокруг лодыжек, особенно интенсивно вокруг на­
ружной, растирание и разминание наружного края стопы, растягивание
внутреннего края, поглаживание.
Во время массажа и следующих за ним упражнений для стоп необхо­
димо следить за тем, чтобы коленные чашечки на обеих ногах «смотре­
ли» строго вверх.
Это положение ног старайтесь соблюдать по возможности чаще, осо­
бенно во время сна на спине. Полезно класть в ножной конец кроватки
плотный валик или что-нибудь, создающее упор для стоп. Если малыш
спит на животе, то стопы должны свисать с края кровати.

299
Малыш, страдающий искривлением ног, не должен ходить или сто­
ять подолгу. С учетом этого подбираются игры и занятия.
Очень полезно ползание, постарайтесь сохранить этот навык по­
дольше. Ребенок, передвигаясь на четвереньках, не нагружает ноги и в то
же время тренирует мышцы практически всего тела. Некоторые дети
передвигаются, опираясь только на ладони и стопы — «по-медвежьи».
Это тоже неплохо.
У сидящего ребенка контролируйте положение колен — они должны
занимать строго соединенное положение. Хороша для игр поза сидения
между стоп.
Полезно научить малыша кататься на велосипеде. Если есть воз­
можность, купите своему сынишке или дочурке трехколесный велоси­
пед и позвольте кататься на нем не только во время прогулок, но и
дома. Незаслуженно забыты педальные машинки, которые также по­
долгу занимают ребенка и в то же время укрепляют (без осевой на­
грузки) мышцы ног, развивают координацию движений и творческое
воображение.
Плавание необходимо всем детям для гармоничного развития, но
особенно в нем нуждаются дети с заболеваниями костно-мышечной си­
стемы. Вода, мягко воздействуя на тело, снимает излишнее мышечное
напряжение, успокаивает нервную систему. Движения совершаются
легче, но в большем объеме. Плавание развивает и укрепляет мышцы
всего тела, благотворно влияет на обменные процессы в организме,
тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, усиливает
иммунитет. Особенно полезно (для детей с О-образным искривлением
ног) плавание на спине. Важно, чтобы ноги ребенка не совершали дви­
жений, как при плавании брассом, а были вытянуты и работали пре­
имущественно стопами.
Если нет возможности ходить в бассейн, то можно заниматься с ма­
лышом в ванне с теплой (не горячей) водой. В ванне, конечно, двух-
трехлетний ребенок плавать не сможет, зато ему будет легче выполнять
упражнения лечебной гимнастики.
• Сгибание стоп в голеностопных суставах. Ребенок сидит, опира­
ясь сзади руками, ноги выпрямлены, коленные чашечки «смотрят» строго
вверх, стопы параллельны. Он сгибает стопы сначала одной ногой, затем
другой, обеими попеременно. Нужно помогать малышу, акцентируя сги­
бание в тыльную сторону.
• Вращение стоп кнаружи. Исходное положение прежнее. Ребенок
вращает стопами, сначала каждой стопой по отдельности, затем обеими
одновременно, кнаружи.
300
• Поднимание прямых ног. Ребенок лежит на спине. Поднимает
выпрямленные ноги, поочередно или обе одновременно, стараясь дотя­
нуться до вашей ладони или игрушки.
• «Велосипед». Малыш лежит на спине. Поднимает ноги вверх и по­
очередно сгибает и разгибает их, имитируя езду на велосипеде. Во время
выполнения упражнения >№№ 3 и 4 необходимо следить за правильным
положением ног, не допуская разворота колен кнаружи, а стоп — кнутри.
•Поза «сидя между пяток» (рис. 251).
1 в а р и а н т : ребенок стоит на коленях, стопы разведены носками
врозь. Опускается и садится между пяток.
2 в а р и а н т : малыш стоит на четвереньках. Покачивается вперед-
назад, затем садится между пяток.
Такая поза очень полезна детям с О-образным искривлением ног.
Почаще усаживайте ребенка таким образом, предлагая разнообразные
игры и занятия.




Рис. 251. Поза «сидя между пяток»

301
Рис. 252. Ходьба по «дорожке-елочке»

Во время ходьбы и стояния необходимо следить за положением стоп:
они должны быть параллельны друг другу.
• Для профилактики и лечения косолапости можно использовать ходь­
бу по «дорожке-елочке» (рис. 252). Нарисуйте на полу мелом или на бу­
маге яркими красками «елочку» длиной 1-2 м, с «веточками» под углом
15-30 градусов. Предложите малышу пройти по такой дорожке, наступая
на каждую «веточку», разворачивая кнаружи стопы. Летом можно такую
дорожку нарисовать на песке, выложить из дощечек или кирпичей, и пусть
ребенок ходит по ней несколько раз в день. Постепенно, благодаря вашей
настойчивости и терпению, вырабатывается правильная установка стон,
нормализуется походка, исправляется искривление ног.

302
ПЛАВАНИЕ
ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ
Раннее, с первых месяцев жизни, плавание очень полезно, это одно­
временно лечебно-оздоровительное и закаливающее мероприятие. Благо­
приятное воздействие воды на недавно родившегося ребенка объясняется
длительным периодом его развития во внутриутробной (жидкой) среде и
сохранением плавательных рефлексов после рождения. Плавая, ребенок
погружается в привычную ему среду, ощущает приятное массирующее
воздействие воды, испытывает чувство психологического комфорта.
Водные процедуры прекрасно укрепляют нервную систему, снимают
напряжение, способствуют хорошему сну. Плавание, как и любой другой
вид физической активности, оказывает влияние на весь организм ребен­
ка, развивая все органы и системы. Благодаря регулярным занятиям, в
организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания,
кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппа­
рат, совершенствуется высшая нервная деятельность.
В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все дви­
жения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка
(при правильном их применении), способствуют его тренировке. Поэто­
му плавание особенно рекомендуется детям, имеющим нарушения психо­
моторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и
нервной систем. Естественно, прежде чем начинать занятия в воде, ре­
бенка необходимо показать педиатру.
Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый
здоровый ребенок, начиная с 10-15 дней жизни, при отсутствии противо­
показаний может заниматься плаванием. Проводить занятия можно через
40-60 минут после кормления или за 30 минут до кормления. Продолжи­
тельность занятий — от 5 до 20 минут. Проводить лечебное плавание и
упражнения в воде лучше через 2-3 часа после лечебной гимнастики.
Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде
являются открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочув­
ствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие
инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии,

305
быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая
недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказа­
ния, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.
Обучение плаванию проводится в ваннах, а затем в микробассейнах
детских поликлиник. Удобно заниматься с ребенком дома в обычной
«взрослой» ванне.
Главные принципы занятий в воде, как и при применении других
средств ЛФК,— это постепенность и систематичность. В первые 2-3 ме­
сяца ребенок, в основном, привыкает к процедуре. В это время можно
находиться в ванне вместе с малышом, многие матери отмечают, что
совместное купание -— огромное удовольствие.
Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь темпера­
туру 37-37,5°С с понижением ее до конца первого месяца плавания до
34°С и до конца третьего месяца — до 32°С. Таким образом, происходит
постепенное закаливание ребенка. Но если в занятиях произошел пере­
рыв, надо снова вернуться к первоначальной температуре.
Обучают малыша плавать не спеша, спокойно, стараясь стимулиро­
вать проявление плавательных рефлексов.
Первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой ребенка.
Одна рука взрослого поддерживает головку и верхнюю часть спины, дру­
гая — область груди спереди (рис. 253). Таким образом удобно держать
малыша в положении и на спине, и на животе (рис. 254). Можно первое

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>