<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вительная процедура, но и удовольствие. Помните, что ваше настроение мгновенно
передастся малышу; пусть ежедневные занятия будут радостью для вас обоих.

14
МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


1 - 3 МЕСЯЦА

Краткая характеристика умений и возможностей .
Вы уже знаете, что новорожденный ребенок большую часть суток
спит (до 20-22 часов) и ест (6-7 раз). Совсем небольшую часть дня он
проводит в состоянии бодрствования; пусть это время будет временем
активных движений. Не пеленайте малыша, оставляйте свободными его
ручки и ножки.
Движения ребенка случайные и беспорядочные, он не в состоянии
поднять голову и удержать ее в вертикальном положении. Руки и ноги
согнуты во всех суставах и прижаты к телу, кулачки сжаты. Это объясня­
ется тем, что до 3-месячного возраста тонус мышц-сгибателей рук и ног
повышен (так называемый физиологический гипертонус) .
Насколько быстро на смену беспорядочным и бесцельным движени­
ям рук и ног придут движения осмысленные, будет зависеть от того,
насколько быстро и успешно разовьется мускулатура, необходимая для
таких движений. Но самое главное, это будет зависеть от того, насколько
быстро разовьются сенсорный и моторный разделы мозга, которые конт­
ролируют такие движения.
У ребенка уже с момента рождения имеется ценный багаж: врож­
денные двигательные рефлексы. И. П. Павлов назвал их безусловными
рефлексами.
К числу врожденных рефлексов относятся пищевые (сосание, глотание,
слюноотделение); защитно-оборонительные (поворот или поднимание
головы в положении на животе у ребенка первых недель жизни);
рефлексы положения (позы) и расположения частей тела (в первом полу­
годии жизни в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет
голову в корригирующую сторону, т. е. в положении на животе — назад,
на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом — вправо; пово­
рот таза вызывает у ребенка движение головы и верхней части тела в ту
же сторону).
Всякий раз, когда ладони ребенка раскрыты и их слегка касается
какой-то предмет, срабатывает хватательный рефлекс, и младенец сжима­
ет кулаки. Часто и сами матери провоцируют ребенка на хватательный
рефлекс, забавлясь тем, что кладут в его ладони свои пальцы. Однако
вряд ли они делают это сознательно, думая при этом о развитии детского

15
мозга. Другие домашние делают то же самое, и очевидно, что чем боль­
шей любовью пользуется новорожденный, тем большее внимание ему
уделяется, следовательно, тем чаще он пользуется своим хватательным
рефлексом и, благодаря этому быстрее развивается.
Один из рефлексов (расположение частей тела) может быть исполь­
зован для воспитания у детей свободной позы во время сна, что имеет
большое значение для полноценного отдыха и развития ребенка. Как
часто дети спят, что называется, «свернувшись калачиком», лежа на боку
с прижатыми к груди руками и притянутыми к животу ногами. Такая
поза во время сна, который у детей занимает большую часть суток, не
дает достаточного расслабления мышцам и приводит в дальнейшем к
нарушениям осанки.
Наблюдения за детьми во время сна показали, что свободное располо­
жение ног зависит от положения рук: если ребенок, лежа на спине, кладет
руки за голову, то ноги свободно выпрямляются. Если же малыш прижимает
руки к груди, то ноги при этом, как правило, притягиваются к животу.
Поэтому следует перед сном предлагать детям класть руки за голову, вос­
питывая таким образом навык свободной развернутой позы во время сна.
Во время бодрствования почаще выкладывайте малыша на живот.
Это положение позволит ему раньше начать поднимать и удерживать го­
лову, поворачивать ее в разные стороны, наблюдая за окружающим
миром. Чтобы облегчить это положение, подложите ребенку под грудь
сложенную в несколько раз пеленку.
Совершенно очевидным является тот факт, что находясь в положении
«лицом вниз», ребенок вынужден учиться держать голову прямо, чтобы
видеть, и развивать соответствующие структуры телы.
Положите его лицом вниз, и вы сами увидите, как сначала беспоря­
дочные и бесполезные движения рук и ног постепенно станут осмыслен­
ными движением ползком. Нам может нравиться наблюдать за ним, когда
он лежит в положении «лицом вверх», но он-то хочет начать двигаться
по той древней дороге, которая рано или поздно приведет его к ходьбе.
И эта дорога начинается прямо здесь и сейчас.
У ребенка с момента рождения имеется ряд кожных рефлексов: при
раздражении кожи некоторых частей тела ребенок совершает определен­
ные движения. Например, рефлекс Таланта — дугообразное изгибание
тела при поглаживании кожи вдоль позвоночника, «феномен ходьбы» —
при прикосновении стопами к опоре ребенок делает шаговые движения;
или «феномен ползания» — при прикосновении руками взрослого к по­
дошвам младенца, тот отталкивается от рук и «ползет». Эти врожденные
рефлексы сохраняются недолго, до 3-4 месяцев.

16
В первые месяцы жизни ребенка, когда у него сохраняется физиоло­
гический гипертонус мышц-сгибателей конечностей, необходимо исполь­
зовать только те рефлексы, которые связаны с разгибанием. На этом
принципе основаны все активные (т. е. когда ребенок совершает движе­
ния самостоятельно) упражнения.
Что касается пассивных (совершаемых с помощью взрослого) движе­
ний конечностей, то в этом возрасте они не могут иметь места, так как
при наличии повышенного тонуса сгибателей выполнение этих движений
связано с резким сопротивлением ребенка и опасностью насилия над
ним.
Уже к концу 1-го месяца жизни ребенок останавливает взгляд на
лице матери или ухаживающих за ним взрослых. У малыша появляется
первая улыбка.
В течение 2-го месяца ребенок, лежа на животе, начинает поднимать
голову, поворачивать ее в стороны, наблюдать за движущимися крупны­
ми предметами. Улыбается, когда над ним наклоняется взрослый.
Ласковый разговор взрослых с ребенком вызывает «комплекс ожив­
ления» — беспорядочные движения руками и ногами, размахивание ими
в разные стороны. Это очень полезная реакция, так как стимулируется
развитие движений, направленных от центра тела. Чаще общайтесь с
малышом, разговаривайте с ним.
В течение 3-го месяца ребенок уже может поворачиваться со спины
на бок и иногда, во время своих беспорядочных движений, закинув
одну ногу за другую, оказывается на животе. Поэтому будьте осто­
рожны и не оставляйте малыша без присмотра там, где, повернувшись,
он может упасть.
Таким образом, главной целью ваших ежедневных занятий с ребен­
ком является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей
рук и ног. Для этого необходимо следующее:
— частое общение и ласковый разговор с ребенком, которые стиму­
лируют «комплекс оживления»,
— отсутствие стесняющего движения тугого пеленания ребенка,
— частое выкладывание ребенка на живот,
— ежедневные теплые ванны и плавание,
— легкий поглаживающий массаж всего тела,
— стимулирование активных движений ребенка, связанных с рабо­
той мышц-разгибателей, для чего используется основной двигательный
фонд этого возраста — врожденные рефлексы.
И еще: купите ребенку большой яркий надувной мяч (пластиковый).
г
)та замечательная игрушка послужит вашему малышу первым гимнасти-
17
ческим снарядом. Упражнение — покачивание на мяче очень нравится
детям, прекрасно тренирует вестибулярный аппарат и мышцы всего тела.
Свыше полувека назад русский нейропсихолог Борис Класовский
продемонстрировал, что развитие мозга котят и щенят в первые десять-
двадцать дней жизни резко ускоряется, если их подвергнуть мягкой вес­
тибулярной стимуляции. Такая стимуляция, проводимая очень бережно,
весьма приятна новорожденным. Вы любите брать своего малыша на
руки? Поносите его по кругу, но не просто носите вокруг чего-либо, а
совершайте при этом плавные движения вверх-вниз, вперед-назад и из
стороны в сторону.
Носите ребенка по всему дому, рассказывая ему о том, где он нахо­
дится, какие вещи его окружают.
Во время занятий будьте внимательны к своему ребенку и постоянно
за ним наблюдайте. Делайте упражнения бережно, начинайте медленно и
спокойно, постепенно переходя к следующим стадиям.
Всегда останавливайтесь прежде, чем он сам этого захочет. Только в
этом случае он с радостью будет ждать следующего занятия!


I комплекс упражнений
План з а н я т и й
1. Массаж рук: поглаживание, 6-8 движений по каждой руке.
2. Приподнимание из положения на спине.
3. Массаж ног: поглаживание, 6-8 движений по каждой ноге.
4. Выкладывание на живот — рефлекторное упражнение, 15-20 секунд.
5. Массаж спины: поглаживание, 4-5 движений.
6. Разгибание позвоночника — рефлекторное упражнение, 2-3 раза
на каждом боку.
7. Массаж живота:
— круговое поглаживание, 5-6 раз;
— встречное поглаживание, 5-6 раз;
— поглаживание косых мышц живота, 5-6 раз;
— круговое поглаживание, 5-6 раз;
8. Упражнение для укрепления мышц живота, 2-3 раза.
9. Массаж стоп: поглаживание, 5-6 раз.
10. Сгибание и разгибание стоп — рефлекторные упражнения, 3-4 раза.
11. «Ползание» — рефлекторное упражнение, 2-3 раза.
12. Массаж груди: круговое поглаживание, вибрация 5-6 раз.
13. «Ходьба» — рефлекторное упражнение, 2-3 раза.

18
14. Встряхивание рук.
15. Покачивание в позе «эмбриона», по 2-3 раза в каждую сторону.
16. Покачивание на мяче.


Методические замечания
Теперь перейдем к подробному объяснению массажных приемов и
упражнений.
1. Массаж рук
Исходное положение (И. п.): ребенок лежит на спине ногами к взрос­
лому.
Вложите большой палец своей руки в кисть ребенка, правую руку
удерживайте левой рукой, левую — правой. Поглаживание проводится
одноименной рукой в направлении от кисти на плечо и к подмышечной
складке (рис. 1, 2). Для лучшего расслабления рук ребенка поглаживание




Рис. 1. Поглаживание рук. 1 .момент

19
Рис. 2. Поглаживание рук. II момент

выполняется, в основном, по внутренней (сгибательной) поверхности.
Этот прием повторите 6-8 раз.
2. Приподнимание из положения на спине
Итак, ребенок лежит в постели на спине, дайте ему схватить или
большие пальцы своих рук, или деревянный округлый штырь, после чего
приподнимите верхнюю часть его туловища на несколько сантиметров.
Всегда, как только заметите, что хватка вашего ребенка ослабла или что
выражение радости на его лице сменилась озабоченностью, успевайте
опустить его.
Каждое упражнение делается не больше минуты. Однако за минуту
вы можете семь-восемь раз приподнять его.
Через одну-две недели приподнимайте ребенка все выше и выше так,
чтобы он сам начинал удерживать часть собственного веса.
Самое важное — не забывайте радостно и громко хвалить малыша
всякий раз, когда он хватает и отпускает.
3. Массаж ног
И. н. то же, что и при массаже рук (см. п. 1).
Правую ногу ребенка удерживайте правой рукой, левую — левой.
Поглаживание проводится по задне-наружной поверхности ноги по на-

20
Рис. 3. Поглаживание ног. 1 момент




Рис. 4. Поглаживание ног. II момент

21
правлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку и не задевая
передней поверхности голени. В конце движения рука направляется кпе­
реди к паховой складке (рис. 3, 4).
Повторите 6-8 раз.
4. Выкладывание на живот
Положите ребенка на живот, голова его приподнята, руки опираются
на предплечья, бедра разведены в стороны (рис. 5).
Это упражнение относится к активным, основано на защитно-оборо­
нительном рефлексе: в первые недели жизни ребенок поворачивает, а
затем поднимает голову из положения на животе.




Рис. 5. Выкладывание ребенка на живот

Старайтесь чаще выкладывать малыша на живот (например, перед
каждым кормлением), так как это хорошая тренировка для задних мышц
шеи и спины.
Длительность упражнения определяем индивидуально, начиная с 5-10
секунд, постепенно увеличивая.
5. Массаж спины
И. п.: ребенок лежит на животе, руки под грудью.
Поглаживайте спину ребенка от ягодиц к голове тыльной стороной
кисти (используя прием глажения), а в обратном направлении, от головы
к ягодицам — ладонью. Повторите 4-5 раз.

22
До 1,5-2 месяцев жизни, когда ребенок еще неустойчиво сохраняет
положение на животе, лучше массировать его одной правой рукой, а
левой придерживать ноги (рис. 6).
В дальнейшем поглаживание можно делать одновременно двумя ру­
ками (рис. 7).




Рис. 6. Поглаживание спины одной рукой


6. Разгибание позвоночника
И. п.: ребенок лежит на боку.
Одной рукой придерживайте ноги ребенка. Большим и указательным
пальцами (или указательным и средним) другой руки легко проведите
вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. В ответ на это воздей­
ствие ребенок прогибает спину (рис. 8).
Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе (реф­
лексе Таланта).
Повторите это движение на левом боку, меняя соответственно руки.
Старайтесь сделать это упражнение несколько раз в день, тренируйте
мышцы-разгибатели позвоночника.

23
Рис. 7. Поглаживание спины двумя руками




Рис. 8. Разгибание позвоночника

24
7. Массаж живота
И. п.: ребенок лежит на спине.
Начинаем с кругового поглаживания (рис. 9). Ладонью правой руки
круговыми движениями, но ходу часовой стрелки поглаживайте живот
ребенка, не надавливая на область печени (правое подреберье). Повтори­
те 5-6 раз.
Встречное поглаживание (рис. 10). Положите ваши руки на живот
ребенка следующим образом: ладонь правой руки— сверху левой поло­
вины живота, тыльная сторона пальцев левой руки— внизу правой поло­
вины живота ребенка. Одновременно поглаживайте ладонью вниз, а
тыльной стороной пальцев— вверх. Повторите 5-6 раз.
Это движение совпадает с ходом перистальтики кишечника, что оп­
ределяет его особую эффективность при различных нарушениях деятель­
ности кишечника.
Поглаживание по косым мышцам живота (рис. 11). Подведите ладо­
ни обеих рук под поясницу ребенка. Затем обхватывающими движениями
руки направляются навстречу друг другу, сверху вниз и кпереди, пальцы
соединяются над пупком. И так тоже 5-6 раз.
Завершите массаж 2-3 круговыми поглаживаниями.




Рис. 9. Круговое поглаживание живота
25
Рис. 10. Встречное поглаживание живота




Рис. 11. Поглаживание по косым мышцам живота
26
Массаж живота надо делать и вне ежедневных занятий, это эффек­
тивная помощь при запорах и болезненном отхождении газов. В этом
случае движения должны быть очень медленными и плавными, с легким
усилением давления в левой нижней части живота.
8. Упражнение для укрепления мышц живота
И. п. то же.
Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его
голову. Дайте малышу опереться стонами о ваш живот. Медленно подни­
мите руки почти до вертикального положения, затем, гак же медленно,
опустите (рис. 12). Следите, чтобы ребенок не терял опору.
Это упражнение служит хорошей подготовкой к присаживанию.




Рис. 12. Упражнение для укрепления мышц живота

9. Массаж стон
И. и. то же.
Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указатель­
ный и средний пальцы другой руки положите на тыльную сторону сто­
пы, создавая опору. Круговыми движениями большого пальца энергично
поглаживайте подошву (рис. 13), можно «рисовать» восьмерку. Затем
промассируйте другую стопу, меняя соответственно руки.

27
Рис. 13. Поглаживание стоп

10. Сгибание и разгибание стоп — рефлекторное упражнение
И. п. то же.
Удерживайте ногу ребенка в области голени. Кончиком большого
пальца быстро нажмите на подошву ребенка у основания пальцев. В от­
вет на это раздражение ребенок сгибает стопу (рис. 14).
Затем этим же пальцем проведите с нажимом по наружному
краю стопы от мизинца к пятке. Ребенок рефлекторно разгибает
пальцы (рис. 15).
Каждое упражнение повторите 3—4 раза.
11. «Ползание» — рефлекторное упражнение
И. п.: ребенок лежит на животе, согнув ноги. Разведите его колени в
стороны, стопы соедините.
Осторожно, не прикасаясь к подошвам, подведите четыре пальца
обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка (рис. 16). Вслед за
этим большими пальцами прикоснитесь одновременно к обеим его
подошвам.
В ответ на это ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги, и
продвигается вперед (рис. 17). Важно, чтобы ваши руки были плотно
прижаты к столу, создавая опору. В противном случае ребенок оттолкнет
руки, а сам останется на месте.

28
Рис. 14. Рефлекторное сгибание стоны




Рис. 15. Рефлекторное разгибание стопы

29
Рис. 16. Рефлекторное «ползание». I
момент




Рис. 17. Рефлекторное «ползание». II момент

30
Это активное упражнение основано на врожденном кожно-ножном
рефлексе. «Феномен ползания» сохраняется до 2,5-3 месяцев жизни.
При выполнении этого движения надо соблюдать осторожность:
прикасаться к подошвам ребенка можно только тогда, когда стопы
обхвачены с тыльной стороны, иначе ребенок легко может сосколь­
знуть со стола.
12. Массаж груди
И. п.: ребенок лежит на спине.
Начните с поглаживания^ которое выполняется обеими руками (ла­
донными или тыльными поверхностями пальцев). Одновременным дви­
жением руки направляются от середины грудины вверх и в стороны к
подмышечным впадинам (рис. 18).
Поглаживание боковых поверхностей грудной клетки проводится в
направлении от грудины вниз и в стороны к подмышкам (рис. 19).
Затем, обхватив грудь ребенка, быстрыми движениями, очень нежно
надавливайте на грудную клетку (рис. 20).
Этот прием вибрационного массажа рефлекторно вызывает более
глубокий вдох.




Рис. 18. Поглаживание груди. 1 момент
31
Рис. 19. Поглаживание груди. II момент


<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>