<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




Рис. 57. «Парение» на животе
67
Рис. 58. Пощипывание вокруг пупка

10. Присаживание с прогибанием позвоночника
И. п.: ребенок лежит на спине.
Дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук, остальными —
слегка придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка, разведя
их в стороны. Легким потягиванием за руки и словами «сядь, садимся»
побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть тела; доведите
до сидячего положения (рис. 59).
Перехватите обе руки малыша одной рукой, соединив их вверху и
спереди. В этом положении проведите указательным и средним
(большим и указательным) пальцами освободившейся руки вдоль позво­
ночника снизу вверх. Ребенок разгибает спину (рис. 60).
Упражнение выполняется один-два раза, после чего опустите ребенка
на стол, придерживая голову правой рукой. Это движение активное, осно­
ванное в первом моменте на стремлении ребенка сесть, а во втором — на
врожденном кожном спинном рефлексе. Вначале работают мышцы перед­
ней поверхности шеи и брюшной пресс, а в конце — мышцы спины.
Это упражнение — хорошая подготовка к самостоятельному сидению.

68
Рис. 59. Присаживание




Рис. 60. Присаживание с прогибанием позвоночника

69
11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения
Погладьте, разотрите стопы ребенка (см. II комплекс № 11, 12). На­
давливанием у основания пальцев и растиранием наружного края стопы
вызовите рефлекторные сгибания и разгибания стоп.
Завершите массаж легким поколачиванием по подошвам ребенка.
12. Подтанцовывание
И. п.: поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положе­
нии лицом (или спиной) к себе.
Это упражнение является более поздним вариантом рефлекторной
«ходьбы». Шаговый рефлекс обычно угасает к 4-месячному возрасту, но
тем не менее при опоре стопами о твердую поверхность малыш «подтан­
цовывает» на месте (рис. 61).
Следите за тем, чтобы ребенок не становился на цыпочки, воспиты­
вайте правильную опорную реакцию.
13. Массаж груди
Сделайте поглаживание верхней части груди 2-3 раза, затем — по­
глаживание по межреберным промежуткам 2-3 раза.
Вибрационный массаж грудной клетки (см. II комплекс № 14).




Рис. 61. Подтанцовывание
70
14. «Парение» на спине
И. н.: ребенок лежит на спине.
Обхватите ребенка так, чтобы ваши руки располагались на задне-
боковой поверхности его тела на уровне нижней части 1рудной клетки.
Приподнимите малыша в горизонтальном положении. В ответ на это
положение голова ребенка наклоняется вперед и напрягаются все мышцы
передней поверхности тела (рис. 62).
Если ребенок запрокидывает голову назад, то это упражнение делать
не следует: он еще не готов. Поддерживайте малыша в полувертикальном
положении, постепенно увеличивая угол наклона (рис. 63).
15. «Бокс», или круговые движения руками
Упражнение для рук, имитирующее движения боксера, вам уже хоро­
шо знакомо (см. II комплекс № 15).
Можно слегка усложнить его, вкладывая в ладони ребенка игрушки
или кольца. Движения делайте под ритмичный счет, темп меняется.
Круговые движения, руками. И. п.: ребенок лежит на спине.
Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно
отведите руки ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове,




Рис. 62. «Парение» на спине

71
Рис. 63. Подготовка к «парению»




Рис. 64. Круговые движения руками

17
Рис. 65. Ползание


затем опустите вперед и вниз (рис. 64). Повторите упражнение 4-6 раз
под ритмичный счет. После этого выполните движения руками в обрат­
ном направлении: вперед, вверх к голове, в стороны и вниз. Так же по­
вторите 4-6 раз, медленно.
Это упражнение пассивное, оно самое сложное для мускулатуры рук
и плечевого пояса, так как является комбинацией всех движений в плече­
вом суставе. Поэтому делайте его только в том случае, если ребенок
хорошо усвоил более простые упражнения: скрещивание рук на груди и
«бокс».
16. Ползание
Обхватив ноги ребенка в нижней части голени, сгибайте и разгибай­
те их наподобие плавательных движений лягушки. После нескольких
таких пассивных движений придержите ноги малыша в положении сги­
бания с разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно
оттолкнуться.
В результате ребенок передвигается вперед. Затем снова согните
ноги, стимулируя этим, а также показом игрушки новое отталкивание и
самостоятельное ползание (рис. 65).

73
6-9 МЕСЯЦЕВ
Краткая характеристика умений и возможностей
Ребенок перешагнул через важный возрастной рубеж 6 месяцев. Он
очень повзрослел.
Полугодовалый малыш самостоятельно поворачивается с живота на
спину, сидит без поддержки, при потягивании за ручки поднимается на
ноги. И, самое важное, ползает.
Если к 6-7 месяцам ребенок ползает, то это является хорошим пока­
зателем его развития. Но вы, вероятно, знаете детей, которые пропустили
этот этап, и существует мнение, что ползание — это потерявшая смысл
стадия развития человека.
Было бы большой ошибкой согласиться с таким мнением, потому что
ползание является тем естественным, доставляющим много удовольствия
ребенку, упражнением, благодаря которому укрепляются все мышцы тела,
особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.
Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и
вставать, так как качество этих актов в большой степени зависит от уп­
ражнений, предшествующих переходу в вертикальное положение.
Важно не только то, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к году ходил,
но еще более важно, как он сидит и как ходит, потому что неправильное
сидение уродует грудную клетку, а неправильная ходьба деформирует
ноги. Большое значение имеет и качество ползания: в положении на четве­
реньках оно более совершенно и становится как бы «предходьбой».
В какой-то момент первого года жизни ползающий на животе младе­
нец делает одно очень важное открытие. Он обнаруживает, что способен
встать на четвереньки и двинуться вперед, не елозя животом по полу.
Некоторое время он может ползать на четвереньках, выбрасывая впе­
ред обе руки вместе, а затем также вместе подтягивая к ним ноги. Это
будет очень похоже на кроличьи прыжки и такой способ передвижения
называется гомологическим.
Новорожденный может двигаться и так: вытягивая вперед одновременно
правые руку и ногу, он ставит их, а потом также одновременно подтягивает
левые руку и ногу. Такое движение называется гомолатеральным.
Ну и, наконец, он может передвигаться самым эффективным спосо­
бом. Младенец упирается на левую руку и правую ногу и при этом под­
тягивает вперед правую руку и левую ногу. Затем он переносит центр
тяжести на них и начинает подтягивать левую руку и правую ногу. Это
называется перекрестным видом движения и является самым эффектив­
ным способом ползания.
74
В то время как ползание на животе — это движение ради самого
движения, ползание на коленках — это целенаправленная деятельность.
После 6-7 месяцев пределы манежа, а тем более детской кроватки, уже
не обеспечивают все растущие потребности малыша в движении. Ребенок
нуждается в большей свободе, поэтому дайте ему возможность ползать по
полу, по низким широким диванам, креслам; соорудите ему горку, чтобы
малыш мог влезать и самостоятельно спускаться, вставать и ходить с опо­
рой. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве знакомой
ему комнаты, по возможности не ограничивайте его любопытство.
Тяжело ползать на четвереньках по гладкой поверхности (да и вред­
но), поэтому лучше постелить на пол ковер. Естественно, пол по-прежне­
му должен оставаться чистым, теплым и безопасным.
Заранее уберите с пути малыша все предметы и виды мебели, кото­
рые не слишком устойчивы. Помните, двигательные навыки вашего ре­
бенка быстро развиваются, завтра он доползет до тех вещей, которые
сегодня кажутся вам недоступными для него. Хорошо, если в комнате
минимум мебели, но максимум свободного места.
Чтобы стимулировать жажду познания у своего малыша, оставляйте
разные интересные предметы в отдаленных углах комнаты. С каждым
днем он должен проползать на четвереньках все больше и больше. Нач­
ните с того, что позволяйте ему ползать понемногу, но как можно чаще.
А затем — все дальше, ведь ему надо изучать окружающий мир и совер­
шенствовать свое тело.
«Наши дети не должны тратить свое драгоценное время, сидя в сво­
их детских «тюрьмах» — колыбелях, колясках, манежах... Единственное,
что может ограничивать детей — так это объятия родителей».
Во втором полугодии жизни ребенок уже способен согласовывать,
правильно распределять работу своих мышц (сгибатели и разгибатели
конечностей уже полностью уравновешены), поэтому движения становят­
ся более целеустремленными и экономными. Так, например, в 5 месяцев
ребенок, вполне овладевший хватанием, предложенную ему игрушку бе­
рет двумя руками, а в 6-7 месяцев он берет ее одной рукой, переклады­
вает из руки в руку, постукивает игрушкой о предметы и т. д.
Только после 6 месяцев дети способны, напрягая одну мышечную
группу, например, мышцы спины, одновременно расслаблять мышцы про­
тивоположного действия (антагонисты), брюшной пресс. В связи с этим
возможны уже более сложные упражнения на координацию движений.
Все упражнения сопровождаются краткими, отчетливыми просьба­
ми-инструкциями: сядь, повернись и т. д., которые должны быть всегда
одинаковыми и точно соответствовать требуемому действию.
75
Таким образом, основной целью занятий с ребенком в возрасте от 6 до 9
месяцев становится:
— научить ребенка ползать на четвереньках,
— воспитывать координацию и ритмичность движений,
— развивать понимание речи.
Для этого необходимо:
— часто ласково общаться с ребенком, используя краткие точ­
ные речевые инструкции во время занятий,
— дать ребенку возможность свободно передвигаться вне манежа
или кроватки,
— вводить новые, более сложные по координации движения.
Что касается массажа, то во втором полугодии можно уже не мас­
сировать руки и ноги ребенка. Массаж же спины, живота и груди становится
более энергичным и разнообразным, используются все знакомые при­
емы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и т. д.


IV комплекс упражнений
План занятий
1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.
2. Упражнения для ног:
— одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;
— сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.
3. Поворот со спины на живот (в одну сторону).
4. Массаж спины и ягодичной области:
— поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;
— растирание: по всей поверхности 2-3 раза;
— поглаживание — каждый прием 2-3 раза по всей поверхности;
— разминание: по всей поверхности спины 2-3 раза;
— стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание яго­
дичных мышц.
5. Ползание на четвереньках.
6. Массаж живота:
— поглаживание — все приемы по 2-3 раза;
— растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза;
— пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;
— пощипывание вокруг пупка;
— поглаживание — все приемы по 2-3 раза.
7. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.

76
8. Круговые движения руками, 4-6 раз.
9. Массаж стоп.
10. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.
11. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.
12. Массаж груди:
— поглаживание, 2-3 раза;
— вибрационный массаж, 2-3 раза;
— поглаживание, 2-3 раза.
13. Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза.
14. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.
15. «Тачка».


Методические замечания
1. Скрещивание рук на груди
Усложните это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 2),
вложив в кисти ребенка кольца или другие удобные для захвата игрушки.
Темп движений постепенно ускоряйте и замедляйте, повторите уп­
ражнение 6-8 раз под ритмичный счет.
2. Упражнения для ног
Одновременное сгибание и разгибание ног ребенка выполните 4-6
раз (см. III комплекс № 5).
Сгибание и разгибание ног попеременно делается следующим обра­
зом: обхватите ноги ребенка в области голеней. Затем попеременно сгибай­
те и разгибайте ноги в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (рис. 66).
Это упражнение пассивное, работают все мышцы ног и стопы, если
вы обеспечиваете для них опору своими мизинцами.
3. Поворот со спины на живот
После 6 месяцев поворот выполняется без поддержки за руку по
просьбе: «Повернись на живот». Можно помочь ребенку легким поворо­
том таза и показом игрушки с той стороны, куда он должен повернуться.
4. Массаж спины
Массаж спины и ягодиц сохраняется и проводится по прежнему пла­
ну (см. III комплекс Аг° 7):
— поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза;
— растирание подушечками пальцев, пиление по всей поверхности
спины и ягодиц, растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев;
— поглаживание, 2-3 раза;
— разминание мышц спины;

77
Рис. 66. Попеременное сгибание и разгибание ног


— разминание ягодиц правой и левой рукой поочередно (по 5-6
движений);
-— поглаживание 2-3 раза;
— поколачивание или пощипывание ягодичной области.
5. Ползание на четвереньках
И. п.: ребенок лежит на животе.
Ребенок хорошо опирается на выпрямленные руки и, возможно, уже
пробует стоять или ползать на четвереньках. Если нет — помогите ему,
поставив малыша на четвереньки и, заинтересовав его игрушкой, побуж­
дайте ползти (рис. 67).
Ползание — упражнение пассивно-активное, это прекрасная трени­
ровка для мышц спины, ног, рук и плечевого пояса.
После того как ребенок научится ползать самостоятельно, это упраж­
нение можно совсем исключить из занятия, но дать возможность ползать
по полу.
6. Массаж живота
Выполните по знакомому плану (III комплекс № 9):
— поглаживание: круговое, встречное и по косым мышцам живота
по 2-3 раза каждый прием;

78
Рис. 67. Ползание на четвереньках


— растирание: подушечками пальцев, пиление по прямым мыш­
цам живота по 2-3 раза;
— пощипывание вокруг пупка;
— поглаживание — все приемы по 2-3 раза каждый.
7. Присаживание с прогибанием позвоночника
Это упражнение вам уже знакомо (см. III комплекс № 10).
После 8 месяцев можно присаживать ребенка, поддерживая за одну
руку (рис. 68).
И. п.: ребенок лежит на спине.
Левой рукой придерживайте колени ребенка. Правой рукой возьмите
ребенка за правую ручку и со словами: «сядь-сядь» и т. п. побуждайте
ребенка сесть, опираясь на локоть.
В то время когда ребенок сидит, проведите пальцами вдоль позвоноч­
ника снизу вверх до разгибания спины.
Затем медленно положите малыша на спину, точнее, на левый бок.
Это упражнение — активная тренировка мышц брюшного пресса.
Выполняется 2 раза, причем второй раз надо придерживать колени пра­
вой рукой, а левой поддерживать ребенка за левую руку и укладывать его
на правый бок.

79
Рис. 68. Присаживание за одну руку


8. Круговые движения руками
Усложните это знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 15),
вложив в кисти ребенка кольца или удобные для захвата игрушки. Дви­
жения руками выполняйте медленно, под ритмичный счет, т. к. это слож­
ное по координации упражнение.
Повторите 4-6 раз.
19. Массаж стоп (см. II комплекс № 11)
10. Поднимание выпрямленных ног
И. п.: ребенок лежит на спине.
Большими и указательными пальцами рук, обращенных ладонями к ре­
бенку, обхватите его голени снизу; остальные пальцы наложите на коленные
чашечки. Поднимите выпрямленные ноги до вертикального положения и мед­
ленно опустите их (рис. 69). Затем поднимайте ноги попеременно (рис. 70).
Упражнение повторите 6-8 раз.
11. Поднимание из положения на животе при поддержке за вып­
рямленные руки
И. п.: ребенок лежит на животе.
Дайте ребенку обхватить ваши большие пальцы, поддерживая его
кисти остальными пальцами. Отведите выпрямленные руки ребенка в
стороны (во избежание сгибания упритесь своими ладонями в локти),

80
Рис. 69. Одновременное поднимание ног




Рис. 70. Попеременное поднимание ног

81
далее поднимите прямые руки к голове на уровень ушей. Малыш подни­
мает голову назад-вверх и упирается стопами в ваш живот (рис. 71).
Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях (рис. 72, 73).
После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причем
ребенок может подняться до положения стоя.
Приподнимание туловища — движение активное, интенсивно рабо­
тают мышцы рук, спины и ног. Упражнение делается 1-2 раза; помните,
что руки ребенка надо держать на уровне ушей, это предотвращает по­
вреждение в плечевых суставах.
12. Массаж груди
Выполняется по следующему плану (см. II комплекс № 14):
— поглаживание верхней части груди, 2-3 раза;
— поглаживание по межреберьям, 2-3 раза;
— вибрационный массаж, 2-3 раза;
— поглаживание, 2-3 раза.




Рис. 71. Поднимание из положения на животе. I момент
Х2
Рис. 72. Поднимание из положения на животе. II момент




Рис. 73. Поднимание из положения на животе. III момент
83
Рис. 74. Присаживание за согнутые руки




Рис. 75. «Тачка» — ходьба на руках

84
13. Присаживание за согнутые руки
И. п.: ребенок лежит на спине.
Дайте ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, чтобы ладо­
ни ребенка были обращены к нему. Разведите руки всего лишь на ширину
плеч, затем просьбой: «сядь», и легким потягиванием за ручки побуж­
дайте ребенка сесть (рис. 74). И так 1-2 раза.
Если малыш способен на такое напряжение, то он поднимает голову
и туловище и подтягивается, сгибая руки. Если же руки ребенка остаются
выпрямленными, то упражнение надо считать преждевременным.
В дальнейшем можно вкладывать в кисти ребенка кольца.
14. «Бокс»
Это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс) после 8 ме­
сяцев можно делать в положении сидя.
15. «Тачка» (ходьба на руках)
В конце занятия приподнимите ребенка горизонтально над столом
так, чтобы он опирался на выпрямленные руки, ноги удобнее захватить

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>