<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«вилочкой», другой рукой можно поддерживать под животом. В этом
положении ребенок поднимает голову и идет на руках вперед (рис. 75).


9-12 МЕСЯЦЕВ
Краткая характеристика умений и возможностей
Малыш быстро растет и развивается. В 9 месяцев он самостоятельно
садится из вертикального положения, ползает на четвереньках, встает с
опорой.
К настоящему моменту ваш ребенок научился так ловко, умело, бы­
стро и уверенно ползать на четвереньках, что его не смутит никакая
поверхность.
С помощью дивана, кресла, стола ребенок поднимается на ноги.
Придет день, когда он встанет и выпрямится в полный рост. Период
ползания подходит к концу, и теперь малыша внизу не удержать.
Итак, ребенок пошел и он заработал это право, совершенствуясь на
всех предыдущих стадиях. Все ранее приобретенные навыки помогут ему.
Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему.
Пусть, сделав 1-2 самостоятельных шага, он попадет в ваши любящие
объятия.
Но первое время ребенок часто падает. Падение — неотъемлемая
часть процесса обучения ходьбе. Однако многие мамы и, особенно, ба­
бушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать

85
свою тревогу и озабоченность криками: «Осторожно! Не упади!» Дети
прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить
самостоятельно, становятся менее инициативными.
Уберите все опасные вещи из комнаты, и освободите достаточное
пространство для ходьбы.
Предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находить­
ся неподалеку друг от друга, так, чтобы ребенок мог переходить от одно­
го к другому. Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличи­
вая дистанцию.
Для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол; плотный ковер
лучше, чем ковер с длинным ворсом.
До тех пор, пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, желательно
не надевать ему обувь. Хотя бы дома он должен ходить босиком. Это очень
важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия.
«Ходьба, как и речь — эти два чуда из чудес, к которым мы настоль­
ко привыкли, что оцениваем их по достоинству лишь в случае их отсут­
ствия. Когда обычный ребенок начинает ходить, мы воспринимаем это
как вполне естественное, само собой разумеющееся дело.
А вот ребенок прекрасно понимает все чудо ходьбы и просто ликует
по этому поводу. Разделите с ним это ликование, ведь это — ликование
самой жизни».
Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ре­
бенка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встает из
различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных
движениях в большей степени, чем взрослый. Если есть возможность,
поставьте в комнате ребенка специальный детский спортивный комплекс
или соорудите горку со скатом и лесенкой.
Игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь.
Специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребенку
предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые
и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает; он трогает и ощупы­
вает разные предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части. Все,
что малыш делает руками,— собирает или разбрасывает игрушки, рвет
бумагу и т. п. — развивает его интеллект и творческие задатки.
К этому возрасту ребенок не говорит еще ни слова, но уже многое
понимает. Продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и
точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается
с самим действием, и после многократных повторений ребенок запо­
минает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по
просьбе взрослого.
86
Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых ис­
ходных положений: сидя или стоя, это немного усложняет и разнооб­
разит занятия.
Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приемов.
Итак, основной задачей занятий с ребенком в возрасте 9-12 месяцев
является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоя­
тельности ребенка.
Используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также
массаж и плавание.


V комплекс упражнений
План занятий
1. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.
2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.
3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.
4. Массаж спины и ягодиц.
5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.
6. Массаж живота.
7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.
8. Наклоны, 2-3 раза.
9. Приседания, 4-6 раз.
10. Массаж груди.
11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоя­
тельно, 1-2 раза.
12. Круговые движения руками, 4-6 раз.
13. «Тачка» (ходьба на руках).
14. Обучение ходьбе.
15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.


Методические замечания
1. «Бокс» в положении сидя или стоя
Сгибайте и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или
другие удобные для захвата игрушки.
Во время выполнения этого упражнения малыш сидит или стоит.
2. Сгибание и разгибание ног попеременно делаются в различном
темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс № 2). Ребенок выполняет
эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.
87
3. Поворот со спины на живот в обе стороны
В возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по
просьбе взрослого: «Повернись на живот», и в ту сторону, где лежит
интересующая его игрушка.
4. Массаж спины
Напомним план массажа спины и ягодичной области:
— поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза,
— растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и
ягодицам (до легкого порозовения кожи),
— поглаживание, 2-3 раза,
— разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), ис­
пользуя щипцеобразное разминание,
— разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую,
— поглаживание, 2-3 раза,
— стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или пощипыванием.
5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение
Вложив в кисти ребенка кольца, отведите руки ребенка в стороны и
вверх к голове на уровень ушей (см. IV комплекс № 12). Ребенок подни­
мает голову, затем встает на колени, а потом, опираясь на одну согнутую
ногу, встает во весь рост.
6. Массаж живота
Напоминаем план массажа:
— поглаживание: круговое, встречное, по косым мышцам живота, по
2-3 раза каждый прием,
— растирание подушечками пальцев,
— стимулирующее пощипывание вокруг пупка,
—- поглаживание: все приемы по 2-3 раза каждый.
7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног
И. п.: ребенок лежит на спине.
Держите палочку (или игрушку) на высоте выпрямленных ног ребен­
ка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними
ноги».
Вначале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка
согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут.
В таком случае прикоснитесь палочкой к ступням ребенка, побуж­
дая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с
туловищем (рис. 76).
Упражнение становится активным и повторяется 3—4 раза в мед­
ленном темпе.

XX
Рис. 76. «Подними ноги до палочки»

8. Наклоны
И. п.: ребенок стоит спиной к взрослому.
Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживай­
те его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите
на живот — для поддержки туловища.
Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите:
«Наклонись, достань игрушку» и т. п., побуждая малыша наклониться за
игрушкой, не приседая (рис. 77), затем выпрямиться (рис. 78).
Это упражнение повторяется 2-3 раза детьми, которые могут стоять
без опоры, и является активной тренировкой для мышц спины ребенка.
9. Приседания
Если ребенок хорошо стоит без опоры, то возьмите его за руки и
побуждайте присесть на корточки (рис. 79), разводя колени в стороны, а
затем встать, приговаривая: «Присядь, встань». Следите за тем, чтобы сто­
пы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите
руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. Повторите 4-6 раз.
10. Массаж груди
Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза.
Поглаживание но межреберьям, 2-3 раза.

89
Рис. 77. «Наклонись, достань игрушку»




Рис. 78. «Взял палочку!»

<>0
Рис. 79. Приседание на корточки

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно
Ребенок легко присаживается с поддержкой за одну руку (рис. 80).
После 10 месяцев ребенок присаживается самостоятельно. Зафикси­
руйте колени ребенка руками, не давая им сгибаться. Попросите малыша:
«Сядь, возьми игрушку» (рис. 81).
Если ребенок свободно садится, то упражнение делается один раз.
Если же малыш помогает себе, опираясь на локоть, то повторите движе­
ние с опорой на локоть другой руки.
12. Круговые движения руками
И. п.: ребенок сидит.
Это хорошо знакомое вам упражнение делайте с игрушками в мед­
ленном темпе под ритмичный счет. Затем попросите малыша сделать эти
движения самостоятельно.
13. «Тачка» (ходьба на руках)
И. п.: ребенок лежит на животе.
Приподнимите малыша в горизонтальном положении, поддерживая
его под бедра, гак чтобы он опирался на ручки. Положите впереди при-

91
Рис. 80. Присаживание с поддержкой за одну руку




Рис. 81. Самостоятельное присаживание

92
Рис. 82. Ходьба с поддержкой

влекательную игрушку и побуждайте ребенка переставлять руки, прибли­
жаясь к ней. Повторите это упражнение 2-3 раза.
Это упражнение укрепляет почти всю мускулатуру тела, тренирует
опорность рук.
14. Обучение ходьбе
Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе. Поддержи­
вайте его за плечи или под мышки. Скажите: «Давай, походим» и прой­
дите короткое расстояние (рис. 82).
15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию
Ваш малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему
задачу, устанавливая на пути различные препятствия. Предложите под­
лезть под невысокий столик, стул и т. п., заинтересовывая игрушкой.
Поощряйте стремление ребенка забираться на диван, кресло и т. д.,
спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки.
Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое
удобное время.
Это игра, игра веселая и увлекательная. Активно участвуйте в ней,
придумывая новые задания. Станьте сами ребенком — хоть ненадолго!

93
ПЕРВЫЕ ШАГИ.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Второй и третий годы жизни — пожалуй, самые интересные и дина­
мичные в развитии ребенка. Ваш малыш из беспомощного новорожден­
ного превратился в самостоятельную разумную личность.
От зачатия и до момента рождения мозг растет с поразительной ско­
ростью, эта скорость остается гигантской и в возрасте от рождения и до
тридцати месяцев, после чего, вплоть до шестилетного возраста, продол­
жает быть достаточно большой и лишь потом резко замедляется.
Отсюда легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение
каждого последующего месяца, мозг прирастает медленнее, чем в тече­
ние предыдущего. Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты
жизни являются в этом отношении и самыми ценными.
Крепко встав на собственные ножки, научившись ходить, проказник
все время находится в движении, любопытству его нет предела. Это, с
одной стороны, доставляет много радости самому малышу и его родите­
лям, с другой стороны — вызывает немало волнений и хлопот. Важно,
чтобы ребенок был, по возможности, свободен в своих «исследовательс­
ких экспедициях». Разумнее убрать повыше все опасные или ценные
предметы, чем постоянно одергивать сынишку или дочь.
Умение двигаться не передается по наследству, а формируется в зависи­
мости от условий, в которых растет ребенок. Почему одни дети не умеют
ползать и сразу начинают ходить, другие — малоподвижны и предпочитают
сидеть, третьи — начинают плавать еще в младенческом возрасте? Очень и
очень многое зависит от сознательного отношения родителей к процессу
воспитания. Взрослые должны всеми доступными путями способствовать
развитию и совершенствованию тех движений ребенка, которые будут ему
необходимы при самостоятельных играх дома или на прогулке.
47
МАССАЖ И ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
Как правило, родители не доверяют (иногда ввиду нехватки времени)
свои детям самостоятельно справляться с разными физическими затруд­
нениями. Когда на пути ребенка встречается какое-то препятствие, взрос­
лый просто берет его на руки и переносит. Типичная сцена — мама идет
по улице с малышом, держа его за руку. Вот они переходят на другую
сторону улицы и уже готовы вступить на барьер тротуара. Но в тот мо­
мент, когда ребенок поднимает ногу, чтобы сделать это самостоятельно,
мать поднимает его вверх и плавно опускает на землю, так, что препят­
ствие оказывается позади. Так ребенок лишается возможности одолеть
свой первый подъем.
Они идут дальше, а ребенок с сожалением оглядывается на так и
непреодоленный им барьер. «Может быть, завтра...» — думает он.
Позвольте же ребенку самому справляться с подобными трудностями.
Рассмотрите таблицу 1, в которой перечислены основные двигатель­
ные навыки детей в возрасте до трех лет.

Таблица 1

Психомоторное развитие детей 1-3 лет (помесячно)

Двигательные навыки 12 14 18 20 22 24 26 28 30 32 34
16 36
Ходьба без поддержки X X X
X

Устойчивая ходьба при
X X X X
X
перемене направления
Перешагивание через
X X X X
палку
Ходьба с переменным
X X X X X
ритмом
Ходьба по лестнице при­
ставным шагом с опорой,
X X X X
высота ступеньки
15 20 см
Ходьба и спуск по лест­
нице переменным X
X X X X X X X X
шагом без опоры
Подпрыгивание на месте
при поддержке за X
X
обе руки
Ходьба по наклонной
доске без помощи X
X X X
взрослого

98
14
Двигательные навыки 12 16 18 20 22 24 26 34 36
28 30 32
Ходьба по гимнастической
скамейке с помощью X X X
взрослого
Перепрыгивание через
X X
X
X
палку
Подпрыгивание на одной
X X
X
X
ножке
Залезание на предмет
и слезание с него, вы­ X X
сота 15 20 см
Залезание па горку X X X X

Подлезание под предмет X
X X X

Ходьба с переменным
X X X
X X
ритмом
Перепрыгивание через
X X
X X
палку
Перелезание через гим­
X X X X X
настическую скамейку
Лазанье по стремянке
(высота 1,5 м) пристав­ X
X X X
ным шагом
Лазанье по вертикальной
лесенке приставным X
X X
шагом
Быстрая ходьба X X X X X X

Бег «без полета» X
X X X X

Бег «с полетом» X X X X
X X X

Ходьба по ограничен­
ной плоскости (шири­
X X X X
на 15-20 см) с помощью
взрослого
Ходьба по наклонной до­
ске (ширина 25 см, длина
X X X X X X
2 м, высота 15-20 см) с
помощью взрослого
Ходьба по гимнастической
скамейке без помощи X X X X
взрослой)
Двигательные навыки 32 34
12 16 18 20 22 24 26 28 30 36
14
Ходьба по гимнастической
скамейке с предметом X X
X
в руках
Лазанье по вертикальной
лесенке переменным X X
X
шагом
Бросание мяча (диаметр
15 20 см) двумя руками X X
произвольно
Ходьба по гимнастической
скамейке без помощи X X X X
взрослого
Ходьба с переменным
X X X X
X
ритмом
Бросание мяча двумя ру­
ками в горизонтальную
цель, находящуюся на рас­ X
X X X
стоянии 30 40 см (диаметр
цели 60 см)
Бросание предмета двумя
руками в вертикальную

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>