<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ствием, хотя и временно, но резко, сократился импорт иностранных
товаров, что позволило вернуться на внутренний рынок отечествен-
ному производителю. Благоприятные стартовые условия способство-
вали укреплению позиций отечественных предприятий, набравших
инерцию развития, способность противостоять конкурентам извне.
Иными словами, даже конъюнктурные факторы оказались не
столь краткосрочными по своему воздействию на отечественную
промышленность, как это зачастую расценивается. Инерция эко-
номического развития сохраняется на многих из них и после ухуд-
шения ситуации на мировых рынках. Вновь сформировавшийся
класс собственников и при иных, менее благоприятных, обстоя-
тельствах сумеет отыскать факторы роста, так как без накопления
капитала статус собственника сохранить невозможно.
В силу всех этих обстоятельств произошедшие за годы рыноч-
ных преобразований изменения в реальном секторе экономики
представляются необратимыми, равно как и продолжающийся уже
пятый год подряд экономический рост — отнюдь не иллюзорное


123
явление в стране, где за прошедшее десятилетие сотни тысяч пред-
приятий обрели дееспособного собственника.
Немаловажное значение имеет и фактор политической стабили-
зации, готовность и способность новых властных структур действо-
вать в интересах не только крупного, но и малого и среднего бизне-
са, проводить реформы, направленные на оздоровление инвести-
ционного климата, успешно бороться с криминалом, в том числе и
в области экономической деятельности, понимать значимость и
необходимость разработки долгосрочной программы, поддержи-
вать постоянный деловой контакт с крупным капиталом, гаранти-
ровать защиту его интересов и даже успешно и последовательно
проводить социальную политику по мере оздоровления государ-
ственных финансов. Все это образует необходимые предпосылки
для устойчивого экономического роста. Более того, можно даже
предположить, что снижение цен на энергоресурсы на мировом
рынке будет способствовать переориентации отраслей ТЭК и пер-
вого передела на потребности отечественной промышленности,
отечественного капитала, на развитие отечественных обрабатыва-
ющих отраслей, с увеличением доли продукции которых в структу-
ре ВВП связывается преодоление унаследованных дисбалансов в
макроструктуре народного хозяйства. В конечном счете будет пре-
одолено и «сырьевое проклятие» страны.


3.6. Историческая миссия
российского промышленного капитала

Подводя итоги, еще раз отметим, что, как это ни парадоксально
на первый взгляд звучит, трансформационный спад явился исход-
ной предпосылкой экономического роста. Будучи вызванным объ-
ективными причинами, он выполнил свою функцию. Она состояла
в том, что трансформационным спадом, хотя и в разрушительной
форме, а иного не дано, преодолевались противоречия предшест-
вующей системы. Иным путем их разрешить невозможно именно
потому, что эти противоречия материализованы в макроэкономи-
ческой структуре. Последняя была сформирована за годы социа-
лизма таким образом, что образовался полный разрыв между внут-
ренне связанными производством и потреблением по масштабам и


124
структуре каждого из них. Такой разрыв, достигнув критической
точки, и привел систему к экономической катастрофе.
Экономический рост обеспечивается промышленным капита-
лом, выступающим в зависимости от сферы его приложения в об-
лике малого, среднего и крупного бизнеса, основой которого явля-
ются соответствующие формы индивидуальной и ассоциирован-
ной (совместной) собственности. Историческая миссия россий-
ского промышленного капитала не менее сложна, чем осуществле-
ние индустриализации заново, как это было на этапе становлении
рыночной экономики в ныне развитых странах.
Масштабы проблемы, ее историческая значимость, долгосроч-
ный характер осуществления требуют предварительной разработки
отечественной экономической наукой концепции глобальной
реструктуризации народного хозяйства как теоретической основы
долгосрочной программы преобразований, которая могла бы пос-
лужить своеобразным компасом в инвестиционной деятельности
российских предпринимателей, ориентирующим их на наиболее
перспективные сферы приложения капитала с точки зрения эконо-
мических интересов как частного капитала, так и нации в целом.
Потребность в такой программе столь велика, что стоило бы поже-
ртвовать во имя нее все еще бушующими в отечественной экономи-
ческой науке идеологическими распрями. Само же государство еще
не набрало достаточного опыта для самостоятельного решения
столь ответственной и сложной проблемы, а потому ограничивает-
ся среднесрочными программами, значимость которых не следует
преуменьшать.
При таких предпосылках механизм конкурентной борьбы, ре-
гулирующий деятельность нового класса собственников, вкла-
дывающих свой капитал в реальный сектор экономики, играет
но существу решающую роль. И, как показывает опыт последних
лет реформирования, успешно справляется со своей функцией:
экономический рост распространяется на все более перспек-
тивные направления НТП, захватывая все большее число рос-
сийских регионов.
Однако это обстоятельство не упраздняет значимости государ-
ственного механизма регулирования в становящейся рыночной
российской экономике, коль скоро в индустриальной и к тому же
высокомонополизированной стране в значительной мере созданы


125
материальные предпосылки для формирования национальной мо-
дели смешанной рыночной экономики. Но пока лишь закладыва-
ются основы разграничения функций рыночного и государствен-
ного механизмов, где рыночным механизмом решаются проблемы
устойчивого экономического роста, а государственное регулирова-
ние имеет решающее значение для реструктуризации народного хо-
зяйства, гармонизации в процессе ее осуществления интересов част-
ного бизнеса и национальной экономики в целом. И в этом смысле
постоянный контакт государственных чиновников разного уровня с
частным бизнесом является необходимой предпосылкой такой гар-
монизации, тем более важной, что, как подчеркивал нобелевский
лауреат Дж.Бькженен, государственные чиновники далеко не всегда
руководствуются государственными интересами. Российская прак-
тика в этом отношении отнюдь не составляет исключения.

Вопросы для повторения:
1. Какие причины порождают трансформационный спад в
постсоциалистических странах?
2. Почему глубина и продолжительность трансформационного
спада в разных странах различны?
3. В чем общность и каковы отличия трансформационного спада
от экономического кризиса?
4. Каковы особенности взаимодействия финансового и реального
секторов в эпоху первоначального накопления капитала?
5. Какие факторы обеспечивают экономический рост в современ-
ной российской экономике?

Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Причины трансформационного спада в постсоциалистических
странах.
2. Факторы, определяющие глубину и продолжительность транс-
формационного спада в разных странах.
3. Трансформационный спад как механизм преодоления противо-
речий предшествующего развития.
Литература:
1. Маршалл А. Принципы политической экономии. — М.: Прог-
ресс, 1983.


126
Ослунд А. Миф о коллапсе производства после крушения
коммунизма//Вопросы экономики. — 2001, №7.
Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой: итоги
теоретического и практического поиска. — М.: Издательская
фирма «Химия и бизнес», 1999.
Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко,
А.К. Большакова. — М.: Проспект, 1998 (гл.24).
Яременко Ю.В. Экономический рост. Структурная политика//
Проблемы прогнозирования. — 2001, №1.
Тема IV. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ЭКОНОМИКИ:
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ
Самое трудное в жизни — выбор. От
него зависит будущее и человека, и
государства.
Дж.Бьюкенен


План:
1. Общие черты основных моделей рыночной трансформации.
2. Особенности либеральной модели.
3. Специфика градуалистской модели.


4.1. Общие черты основных моделей
рыночной трансформации

Рыночные преобразования в постсоциалистических странах
обусловлены кризисом социализма как экономической системы.
Кризис социализма носил повсеместный характер. Однако причи-
ны его трактовались по-разному, чем и определялся разный подход
к его преодолению. Так, в КНР, первой из социалистических стран
вступившей на путь «преобразований, подобных революции», при-
чина кризисных явлений усматривалась в авантюристической по-
литике ее лидеров предшествующего периода. Тем не менее прово-
димая здесь с 1978 г. «революция» носит четко выраженный рыноч-
ный характер. Ее суть состоит в синтезировании лучших черт пла-
новой и рыночной экономик в целях возведения «социалистичес-
кой плановой рыночной экономики». Во всех остальных социали-
стических странах кризис был воспринят как кризис социализма,
преодоление которого возможно не путем оздоровления социализ-
ма, но путем его полного демонтажа и возведения принципиально
иной экономической системы — рыночной, капиталистической.


128
Китай остался социалистической страной, все остальные оказались
постсоциалистическими. Заметим в этой связи, что незыблемым
социализм остается в двух странах — на Кубе и в КНДР.
Таким образом, разный подход к объяснению кризиса обусловил
и разные способы и методы рыночных преобразований. В постсо-
циалистических странах его объясняют органическими пороками
социализма, а потому последний не подлежит реанимации. В КНР
противоположный взгляд: социализм вполне перспективная эконо-
мическая система, требующая лишь значительных усилий для оздо-
ровления путем преодоления искажений природы социализма в
предшествующий период развития вследствие проведения ошибоч-
ной политики «больших скачков» и «культурной революции», имев-
шей сокрушительные последствия для национальной экономики.
Напомним, что и в СССР кризис советской экономики долгие
годы не воспринимался катастрофически. В целях его преодоления
в 80-е годы была предпринята попытка реализовать разработанную
специально для этого советскими учеными-экономистами концеп-
цию ускорения социально-экономического развития. Однако ил-
люзии развеялись очень быстро под воздействием неудач, постиг-
ших политических лидеров того периода в первые же годы ускоре-
ния. Благое начинание закончилось официальным провозглаше-
нием преобразования плановой экономики в рыночную, активно
поддержанного странами ЦВЕ, которым данная система была к то-
му же навязана, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Политическая обстановка во всех странах ЦВЕ и в еще советских
республиках Прибалтики была к этому периоду крайне острой. На-
чался стремительный распад социализма как системы, как мировой
социалистической системы.
По-иному сложилась ситуация в КНР, где «преобразования,
подобные революции», были направлены на оздоровление социа-
лизма не просто путем устранения искажений его природы в пред-
шествующий период в ходе проведения политики «большого
скачка» и народных коммун, осуществления «культурной револю-
ции». Принципиальное значение имел пересмотр марксистской
концепции социализма, в связи с чем фактически была отброше-
на его советская модель. Место последней заняла модель социа-
лизма с китайской спецификой, конкретизацией которой стало
«социалистическое плановое рыночное хозяйство», на построе-


129
ние которого и устремлены усилия правящей партии на протяже-
нии всех лет преобразований. Социализм с китайской специфи-
кой был объявлен высшей стадией развития рыночной экономи-
ки, что и позволило принципиально изменить подход к товарно-
денежным отношениям. Речь шла уже не о вынужденном допуще-
нии ТДО в социалистической практике, как это было в СССР. Та-
кие отношения трактуются как имманентно присущие данной
системе, а потому государство не вправе ущемлять их развитие.
Такое видение социализма и предопределило весь ход реформы
относительно се содержания, основных направлений, последова-
тельности и темпов ее весьма успешного осуществления на протя-
жении уже третьего десятилетия.
Существенное значение в успешном осуществлении рыночных
преобразований в КНР имеет то обстоятельство, что концепция
социализма с китайской спецификой не только не препятствует,
но, напротив, предполагает всестороннее развитие рыночных от-
ношений, постепенно распространяющихся и на государствен-
ный сектор. Это вполне соответствует объективным закономер-
ностям мирового экономического процесса: под социалистичес-
кими лозунгами по существу воздвигается национальная модель
рыночной экономики. Успеху китайской реформы во многом сопут-
ствовало и ее своевременное проведение: к моменту ее начала
история социализма исчислялась менее чем тридцатью годами.
И хотя социализм как система успел довести страну до полного
разорения, все же социалистический менталитет не сложился
окончательно, не были утрачены населением навыки к самостоя-
тельному хозяйствованию, не вытравлено трудолюбие. Все это
способствует более быстрой и менее болезненной адаптации тру-
дящихся масс к рыночным условиям. Реформа протекает в усло-
виях социального мира, так как не изжившая себя в глазах милли-
онов нищих китайских трудящихся идея социализма к началу
преобразований не была отброшена, напротив, провозглашалась
незыблемость социализма и марксизма как элементов офи-
циальной идеологии. Рыночные преобразования последовательно
и успешно осуществляются под социалистическими лозунгами,
хотя по мере ослабления их привлекательности в сознании
народных масс социалистическая фразеология становится все
менее навязчивой.


130
Итак, ситуация в разных социалистических странах складыва-
лась по-разному, но необходимость радикальных перемен назре-
ла повсеместно. В этой связи и возникла проблема модели ре-
формирования экономики. Разное видение причин кризиса со-
циализма, а следовательно, и способов его разрешения породило
многообразие моделей преобразований, но базовыми явились
две: либеральная, или монетаристская, во всем национальном
многообразии ее реализации по отдельным странам и градуа-
листская. Первая была заложена в основу преобразований в пост-
социалистических странах, к числу которых относятся страны
ЦВЕ, Балтии и СНГ, вторая — в КНР. Каждая из них имеет разное
теоретическое обоснование, что и обусловливает их весьма сущест-
венные различия. Тем не менее можно выделить общие черты, по-
рожденные идентичностью исходного и конечного пунктов дви-
жения. Назовем важнейшие из них:
- осуществление реформы по инициативе и под руководством
государства в лице правящей номенклатуры;
- преобразование отношений государственной и кооперативно-
колхозной форм собственности и соответствующих им институтов,
чем достигается разгосударствление экономики;
- преобразование механизма хозяйствования;
- становление институтов рыночной инфраструктуры;
- коренное изменение социальной структуры общества.
В наиболее чистом виде либеральная модель была использована
в бывшей ГДР, градуалистская, естественно, — в КНР. Вместе с тем
элементы градуализма четко просматриваются и в постсоциалисти-
ческих странах, равно как либерализация экономической деятель-
ности осуществляется и в КНР.
Однако эти модели имеют принципиально разное происхожде-
ние. КНР, первой приступившая к реформированию своей эконо-
мики, не могла позаимствовать на Западе готовую к употреблению
модель уже вследствие того, что китайские реформаторы не стави-
ли в качестве цели задуманных ими преобразований смену эконо-
мической системы. Речь не шла об устранении социализма. Необ-
ходимы были срочные меры в целях его оздоровления путем глубо-
ко продуманного насыщения экономических отношений социа-
лизма рыночными и возведения социализма в соответствии с ки-
тайской спецификой. Подобная модель могла быть разработана
усилиями только отечественной экономической науки, что и было
сделано китайскими учеными.
В СССР, а вслед за тем и в других постсоциалистических стра-
нах социализм рухнул в одночасье. Предпринимавшиеся ранее от-
чаянные попытки его оздоровления не увенчались спехом. Распад
социалистической системы принял необратимый характер, аль-
тернативы рыночной экономике история не предоставила. Но и
приемлемой для всех политических партий и течений модели ре-
формирования не оказалось, а потому пришлось позаимствовать
ее на Западе, что и было сделано. И хотя модель была разработана
отнюдь не для социалистических стран, как показало время, она в
полной мере не только соответствовала целевой установке на ры-
ночную трансформацию, но и способствовала ее успешному и бы-
строму осуществлению.
При таких исходных предпосылках реформирование в постсоци-
алистических странах и в КНР имеет существенные различия, по
крайней мере на исходных рубежах. В наиболее общем виде эти раз-
личия касаются отношения реформаторов к судьбе государственной
собственности и соответствующего ей планового механизма хозяй-
ствования, способов и темпов разгосударствления национальной
экономики, методов государственного регулирования трансформа-
ционных процессов, места рыночного механизма регулирования,
способов и направленности внешнеэкономической либерализации,
особенностей решения социальных проблем. Каждая из этих моде-
лей соответствовала конкретно-историческим и национальным
особенностям стран, а потому они не взаимозаменяемы. Рыночная
трансформация а постсоциалистических странах сопровождалась
трансформационным спадом, в КНР - высоким и устойчивым эко-
номическим ростом, но не вследствие ущербности либеральной и
достоинств градуалистской модели. Иные причины объясняют эти
явления. Но важно понять, что состоявшийся вариант реформиро-
вания для каждой страны - единственно возможный, порожденный
всей совокупностью факторов, сложившихся к началу преобразова-
ний. Судьбу чужой страны невозможно заимствовать даже из луч-
ших побуждений в той же мере, что и судьбу другого человека. Эко-
номическая генетика столь же значима, как и биологическая. Пото-
му и нет в истории сослагательного наклонения.
Рассмотрим каждую из этих моделей более подробно.


132
4.2. Особенности либеральной модели

Напомним, что гибель социализма явилась неожиданной даже
для западных советологов, не говоря уже об отечественной эконо-
мической науке, в силу своей крайней идеологизации даже не
столько не способной, сколько не могшей в условиях недопусти-
мости инакомыслия дать адекватного отражения социалистичес-
кой реальности. И уже вследствие этого к моменту летального ис-
хода социализма готовой к использованию на практике модели
рыночной трансформации не оказалось, хотя такие попытки были
предприняты еще в годы перестройки. Напомним о программе
«500 дней», в разработке которой приняли участие ведущие ученые
страны. Однако крайне острое политическое противостояние
внутри правящей партийной элиты воспрепятствовало возмож-
ности ее практического использования. А потому, когда пришла
пора непосредственно браться за дело, по давней российской тра-
диции модель была позаимствована на Западе. Пионером в облас-
ти такого заимствования был Петр I, хотя Россия в тот историчес-
кий момент далеко еще не исчерпала потенциал феодального раз-
вития. Как известно, и модель социалистического переустройства
российского общества была разработана отнюдь не отечественны-
ми мыслителями. Оснований для подобного заимствования на
этот раз было еще меньше, во-первых, уже в силу того, что социа-
лизма как системы на практике нигде в мире не существовало, то
есть заимствованию подлежала научная концепция, химера, во-
вторых, сама эта концепция была разработана ее авторами приме-
нительно к реалиям развитых капиталистических стран, к числу
которых Россия на тот исторический момент не относилась. Тем
не менее титанической энергией русских революционеров данной
концепции суждено было материализоваться. Расплатой за наси-
лие над историей стали жизни миллионов людей. Еще более уве-
личился разрыв в уровне экономического развития России отно-
сительно западных стран.
Итак, позаимствованная на сей раз модель была разработана
экономической элитой США и принята к практическому исполь-
зованию международными финансовыми организациями. В ис-
ходном пункте она предназначалась для финансового оздоровле-
ния ряда стран Латинской Америки в целях погашения огромной


133
задолженности перед МВФ. И уже вследствие этого заимствование
оказалось не вполне обоснованным. Как известно, в постсоциали-
стических странах речь шла о создании рыночной экономики зано-
во в крайне специфических условиях, не имевших аналога в миро-
вой истории: преобразование в рыночную экономику плановой
осуществлялось впервые в мире.
И все же заимствование не только состоялось, но вполне спосо-
бствовало рыночной трансформации российской экономики. От-
метим лишь частности, исторический антураж, на фоне которого
происходило такое заимствование. Данная модель вполне соответ-
ствовала экономическим и прочим интересам как предлагающей,
так и принимающей стороны. Развитые страны Запада были
крайне заинтересованы в скорейшем разрушении «империи зла»,
а вместе с тем, как им казалось, потенциально мощного конкурен-
та на мировых рынках в облике советской экономики. Предвари-
тельные расчеты, проведенные в недрах МВФ, показали, что дан-
ная модель позволяла этого добиться: спад производства должен
был составить не менее 25%. Действительно, предпосланный дан-

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>