<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ния, сумевших в короткое время накопить денежный капитал, так
называемых бюджетников. Участие последних, однако, было суще-
ственно ограничено отсутствием синхронности в выпуске ваучеров
и акций под них, что чрезвычайно усугублялось гиперинфляцией
начала 90-х годов и обесценением вследствие этого ваучеров. К то-
му же в свободную продажу поступало акций значительно меньше
29%, предусмотренных соответствующим указом Президента 1993 г.
При акционировании предприятий предусматривалось три ва-
рианта предоставляемых трудовому коллективу льгот. В рамках
первого варианта предусматривались следующие льготы:


164
- всем членам трудового коллектива единовременно и безвоз-
мездно передаются именные привилегированные акции, составля-
ющие не более 25% уставного капитала, но не более 20 минималь-
ных месячных оплат в расчете на 1 работника;
- обыкновенные акции до 10% уставного капитала, но в общей
сумме не превышающие 6 минимальных месячных оплат труда в
расчете на 1 работника, продаются членам трудового коллектива
по подписке со скидкой до 30% их номинальной стоимости и
предоставлением рассрочки платежа до 3 лет. Величина первона-
чального взноса должна быть не менее 15% номинальной стоимос-
ти акций;
- должностным лицам администрации предприятий (директор,
заместители, главный инженер, главный бухгалтер) предоставля-
лось право приобретения обыкновенных акций по номинальной
стоимости, составляющей на всех лиц в сумме до 5% уставного ка-
питала, но не более 2000 минимальных месячных оплат труда.
Этим вариантом была заложена возможность приобретения ин-
сайдерами, то есть фабрично-заводской администрацией и трудо-
выми коллективами, до 40% акций АООТ.
В соответствии со вторым вариантом трудовому коллективу
предоставлялось право приобретения обыкновенных акций до 51%
уставного капитала. При этом не предусматривалась безвозмездная
передача акций и их продажа на льготных условиях. Право участия
в закрытой подписке предоставлялось также работникам предпри-
ятий, входящих в единую технологическую цепочку. Этот вариант
предоставления льгот был избран 70% подлежавших акционирова-
нию государственных предприятий.
Третий вариант предоставления льгот трудовому коллективу да-
вал возможность приобретения до 20% обыкновенных акций по
номинальной стоимости, но в сумме не более 20 минимальных ме-
сячных оплат труда в расчете на каждого члена. При этом варианте
создавалась инициативная группа, с которой Госкомимущества за-
ключал договор сроком на один год, по истечение которого и пред-
оставлялось право приобретения акций, если были выполнены
предусмотренные им условия. В противном случае акционирова-
ние проводилось по первому варианту.
Решение о выборе второго и третьего вариантов принималось
общим собранием трудового коллектива или удостоверялось


165
подписными листами его членов. Число поданных голосов должно
было быть не менее двух третей, в противном случае льготы автома-
тически предоставлялись по первому варианту.
При всех вариантах льгот 10% выручки от продажи акций зачис-
лялось на личные лицевые приватизационные счета работников
предприятий. Приобретенные акции свободно обращались.
На аукционах государственные предприятия продавались физи-
ческим и юридическим лицам, предложившим наибольшую сумму.
При этом 30% от продажной цены перечислялось работникам, уво-
ленным с предприятия после 1.1.1992 г. и зарегистрированным в ка-
честве безработных.
Коммерческий конкурс проводился в виде открытых и закры-
тых торгов. От потенциального покупателя требовалось соблюде-
ние ряда условий:
- сохранение профиля предприятия,
- сохранение назначения объекта,
- сохранение численности рабочих мест,
- финансирование социальной сферы.
При проведении некоммерческих конкурсов (инвестиционных
торгов) отбор победителя осуществлялся по лучшей инвестицион-
ной программе.
Выкуп арендованного имущества составил 30% от сданного в
аренду. Инвестиционные торги и продажа ликвидированных и
ликвидируемых предприятий оказались наименее привлекатель-
ными: было приватизировано такими способами всего около 2%
от выставленных объектов.
Итак, полученные населением ваучеры использовались следую-
щим образом: при закрытой подписке на акции своих предпри-
ятий, при участии в чековых аукционах, при покупке акций у чеко-
вых инвестиционных фондов (ЧИФы), около 25% ваучеров посту-
пило в свободную продажу.
В результате ваучерной приватизации право собственности и хо-
зяйствования сосредоточилось в российской экономике в руках
трудовых коллективов и директоратов. Так, на начало июля 1994 г.
пакет акций приватизированных предприятий распределился сле-
дующим образом: трудовой коллектив — 52%, фабрично-заводская
администрация — 14,2%, крупные внешние инвесторы — 11,5%,
мелкие акционеры - 8,2%, государство - 14,1%. Стартовая струк-


166
тура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры —
около 66%, аутсайдеры — 20%, государство — 14,1%. Как и ожида-
лось, возобладала инсайдерская модель акционирования. Она ока-
залась крайне неэффективной, так как инсайдеры не располагали
собственным инвестиционным потенциалом, что ставило под со-
мнение устойчивость обретенного ими статуса собственника. Ситу-
ация была усугублена для них прекращением государственного фи-
нансирования и недоступностью кредита в условиях гиперинфля-
ции. Вследствие всех этих обстоятельств последующий передел ак-
ций в пользу аутсайдеров оказался неизбежным.
К завершению ваучерного этапа было приватизировано 40%
общего числа государственных предприятий, появилось около
40 млн акционеров.
С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации. В первые
годы она была направлена на достижение следующих целей:
- дальнейшее разгосударствление экономики,
- привлечение инвесторов в реальный сектор экономики,
- реструктуризация макроэкономической структуры,
- пополнение доходов федерального бюджета за счет средств от
приватизации.
Денежная приватизация осуществлялась путем проведения ин-
вестиционных конкурсов и специальных денежных аукционов.
Так, в 1995—1996 гг. по инициативе представителей крупного де-
нежного капитала, сформированного буквально за несколько лет
преимущественно, хотя и не исключительно путем развертывания
активной и весьма прибыльной торгово-посреднической и финан-
сово-спекулятивной деятельности, было проведено 12 залоговых
аукционов, представлявших собой сочетание инвестиционного
конкурса и аукциона. Их проведение носило вынужденный харак-
тер и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положени-
ем государства, обремененного непомерными долгами, составляв-
шими на тот период порядка 70% годового ВВП. Суть залоговых
аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит
под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную про-
центную ставку в 6% годовых. Кредиторы, в свою очередь, брали
обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по
заработной плате. По истечении срока залога государство либо
возвращало кредит, либо выставляло пакет акций на продажу.


167
Фактически ни один кредит не был возвращен, большая часть ак-
ций перешла в частные руки. Произошел своеобразный обмен ак-
ций на кредиты. Все 12 выставленных на аукционы объектов обре-
ли реальных собственников, получивших название олигархов.
Важным фактором их победы в чрезвычайно острой и драматичной
конкурентной борьбе с потенциальными претендентами, обладав-
шими не меньшими капиталами, явилась их близость к властным
структурам.
Так называемые олигархи не только обеспечили эффективное
функционирование этих предприятий, но и погасили их задолжен-
ность по налогам и заработной плате. К числу этих объектов отно-
сятся наиболее прибыльные: это НК «Лукойл», НК «Сургутнефте-
газ», НК «ЮКОС», НК «Сибнефть», НК «Сиданко», металлургиче-
ский гигант «Норильский никель», Челябинский металлургический
завод (АО «Мечел»), ОАО НЛМК, а также АО «НАФТА-Москва»,
Новороссийское и Мурманское морские пароходства, Северо-За-
падное речное пароходство.
В ходе денежной приватизации глубокие изменения претерпели
итоги первого этапа. Так, доля трудового коллектива в акциях упа-
ла уже к 1997 г. с 52% до 15—20%. Аутсайдеры, накопившие в тече-
ние 90-х годов значительный денежный капитал, не только потес-
нили инсайдеров, но и оказались главными действующими лицами
этапа денежной приватизации.
На исходе 90-х годов принципы приватизации вновь подверг-
лись корректировке, что нашло выражение в следующем:
- отказ от подхода к приватизации преимущественно как сред-
ству пополнения доходов государства,
- переход к приватизации по «точечным проектам» с использо-
ванием индивидуальных стандартных способов продаж,
- развитие процесса приватизации недвижимости, в том числе —
земельных участков под приватизированными предприятиями, что
было особенно важно для привлечения инвестиций, осуществления
диверсификации производства, роста эффективности.
Государственной программой приватизации этого периода пре-
следовались следующие цели:
- привлечение инвестиций в производство,
- сокращение бюджетных расходов на управление,
- создание условий для развития рынка недвижимости,


168
- защита прав собственников и акционеров,
- содействие реализации мероприятий по социальной защите
населения.
Для реализации этих целей предполагался отказ от количествен-
ных показателей приватизации, от предоставления льгот трудовому
коллективу, осуществлялось расширение прав субъектов РФ и му-
ниципальных органов власти. В области управления объектами го-
сударственной собственности предусматривалось:
- обеспечение общегосударственных приоритетов на привати-
зированных предприятиях с государственной долей, запрещение
представлять интересы государства в органах управления АО фаб-
рично-заводской администрации;
- более широкое использование доверительного управления
государственным пакетом акций, но исключительно на конкурсной
основе;
- ограничение передачи государственного имущества в хозяй-
ственное ведение;
- совершенствование правовых отношений по поводу аренды
государственного имущества;
- развитие нормативно-правовой базы в целях ужесточения от-
ветственности за правонарушения в области приватизации земель-
ных участков под приватизированными предприятиями.
К началу нового века в основном завершено формирование
портфеля акций, постоянно находящихся в федеральной собствен-
ности. Он включает контрольный и блокирующий пакеты акций
АО, производящих товары и услуги стратегического значения для
национальной безопасности. Остальные акции продаются по ин-
дивидуальной схеме, которая предусматривает:
- предпродажную подготовку АО, включая завершение консоли-
дации пакета акций в уставном капитале для упрочения вертикаль-
ной интеграции и усовершенствования структуры предприятия;
- продажу акций по конкурсу с привлечением финансовых кон-
сультантов в целях обеспечения наилучших условий продажи;
- размещение акций на конкурсной основе среди юридических
лиц, имеющих право ведения деятельности в качестве инвестици-
онного института.
Денежный капитал и по сей день устремляется в наиболее пер-
спективные отрасли: отрасли ТЭК и первого передела, на предпри-


169
ятия, имеющие гарантированные заказы, а также высокотехно-
логичные, находящиеся на уровне мировых стандартов. При этом
по-прежнему невелика роль кредита ввиду слабости как коммер-
ческих банков, не вполне оправившихся после финансового кри-
зиса 1998 г., так и фондового рынка. Незначительна и роль фи-
нансового рынка в аккумуляции свободного денежного капитала
в целях последующего превращения в промышленный, в межот-
раслевом переливе капитала, столь важном в условиях реструкту-
ризации народного хозяйства, вследствие низкой ликвидности
большинства приватизированных предприятий, отсутствия до-
стоверной и исчерпывающей информации об их состоянии. Глав-
ными действующими лицами на российском фондовом рынке
являются крупные инвесторы, формирующие контрольный па-
кет акций, и биржевые спекулянты, формирующие денежный ка-
питал. Слабость институциональной базы сдерживает экономи-
ческий рост.


5.4. Постприватизационный передел собственности
и становление корпоративного управления

В настоящее время все еще продолжается процесс передела
объектов собственности. Российской практикой наработано
множество способов его осуществления. К числу наиболее ши-
роко используемых относятся такие, как агрессивная или согла-
сованная скупка пакетов акций на вторичном рынке, добро-
вольное или принудительное вовлечение в корпоративные
структуры, лоббирование конкретных сделок с пакетами акций,
оставшихся у федеральных и региональных властей. В ходе пе-
редела и поныне не преодолено грубое попрание корпоративно-
го законодательства, что проявляется в нарушении процедуры
голосования на общих собраниях акционеров, в вычеркивании
неугодных акционеров из реестра, в выпуске особых акций с
особым дивидендом, а также конвертируемых облигаций, в ута-
ивании и задержке информации о проведении общего собрания
акционеров, во введении пороговых величин пакетов акций для
участия в управлении, в принудительной скупке акций у мелких
акционеров по заниженной цене и нарушении их прав при рас-


170
пределении дивидендов и т.д. Все еще продолжается жесткая
конкурентная борьба между инсайдерами и аутсайдерами за об-
ладание контрольным пакетом акций и функциями корпора-
тивного управления.
Обе стороны накопили немалый опыт в борьбе друг с другом за
сохранение и приумножение пакета акций. Инсайдеры, например,
широко используют такие методы, как
- контроль за реестром акционеров и манипулирование им,
- не избрание членов совета директоров, а их назначение и не-
допущение в него аугсайдеров,
- общая стратегия распыления акций,
- переход на единую акцию,
- изменение размера уставного капитала АО и уменьшение
доли посторонних акционеров через дополнительную эмиссию
акций,
- бесконтрольная перекачка активов в собственные компании,
- санкции по отношению к работникам-акционерам за продажу
акций на сторону,
- широкое привлечение местных властей для ограничения дея-
тельности чужих фирм, скупивших акции у работников,
- установление запредельных окладов,
- фиктивные банкротства с последующей скупкой продаваемых
активов и т.д. и т.п.
Отработаны методы борьбы и аутсайдерами: это установление
контроля за АО путем ведения корреспондентских счетов и регули-
рования финансовых потоков, получения пакета акций в качестве
компенсации за долги АО, скупка акций в пользу институциональ-
ных инвесторов, в качестве каковых выступают страховые компа-
нии, НПФ, ЧИФы, действующие как портфельные инвесторы спе-
кулятивной ориентации и выполняющие брокерские функции,
ПИФы, ориентированные на привлечение средств мелких инвес-
торов, и пр.
Приведем примеры. Так, НК «ЮКОС» шла по пути дружеского
поглощения коммерческих банков и легального размывания госу-
дарственной доли с использованием схем реструктуризации задол-
женности государственному бюджету, НК «Лукойл» осуществила
максимальное распыление выпускаемых акций с последующей их
скупкой через дочерние и дружеские компании.


171
Финансовый кризис 1998 г. привнес новые моменты в передел
собственности, среди которых отметим наиболее распространенные:
- переход от тактики захвата к тактике выживания путем сброса
неработающих и неликвидных активов;
- ослабление прежних лидеров и нарастание агрессии со сторо-
ны конкурентов и региональных властей в связи с вынужденным
расчетом акциями по долгам, арестом пакетов акций за долги и их
последующей продажей в рамках официальной процедуры бан-
кротства;
- агрессивное рыночное позиционирование путем установления
контроля над поставщиками и потребителями, поглощение мето-
дом «мелких шагов»;
- реструктуризация долгов путем изменения прав собственности
внутри АО:
- объединение на основе вертикальной производственной инте-
грации (например, развернувшаяся конкурентная борьба между
металлургами и энергетиками за раздел и передел угольных шахт
как поставщиков сырья);
- слияния и поглощения на добровольной и принудительной ос-
нове все еще преимущественно в экспортно-ориентированных от-
раслях, сопровождающиеся укрупнением и образованием новых
вертикально интегрированных бизнес-структур под имеющуюся
рыночную нишу в облике преимущественно холдингов вместо
аморфных конгломератов 90-х годов. Так, на долю сделок с нефте-
добывающими предприятиями в 2003 г. пришлось 63% стоимости
сделок даже при несостоявшемся слиянии НК «ЮКОС» и «Сиб-
нефть», в то время как в мировой экономике на них пришлось все-
го 3% (Известия, 23 декабря 2003).
Слияния и поглощения заняли особое место в формировании
корпоративного сектора в российской экономике во второй поло-
вине 90-х годов. С точки зрения российского законодательства сли-
яние выступает как реорганизация юридических лиц, при которой
права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникаю-
щему юридическому лицу. Иная картина при поглощении. Оно
трактуется как приобретение поглощающей фирмой контрольного
пакета акций поглощаемой. При этом фирмы остаются самостоя-
тельными юридическими лицами. Как уже отмечалось, слияния и
поглощения могут быть осуществлены агрессивно, жестко, на при-


172
нудительной основе, тем паче что методы защиты от агрессора не
отработаны в России ни законодательно, ни на практике.
Побудительные мотивы слияний и поглощений могут быть са-
мыми разными: это и конкурентная борьба за привлекательный
объект, и соображения вертикальной интеграции, как, например,
создание замкнутой технологической цепочки в рамках единой
корпорации, и повышение эффективности функционирования,
и усиление монопольного положения, и вывод капитала из отрас-
лей, оказавшихся в состоянии спада на отраслевых рынках, и про-
ведение диверсификации производства, и отделение собственно-
сти от управления и пр. Наиболее интенсивно слияния и погло-
щения протекали после финансового кризиса 1998 г., явившись,
по существу, способами передела собственности по итогам кризи-
са. Однако на этом процесс не закончился. Начавшаяся вслед за
тем реструктуризация и реорганизация корпораций в ходе консо-
лидации акционерного капитала отнюдь не воспрепятствовала
сохранению и даже нарастанию высоких темпов слияний и погло-
щений. Более того, по их числу Россия оказалась лидером среди
стран Центральной и Восточной Европы: «она продемонстриро-
вала потрясающий рост как по стоимости сделок с капиталом,
так и по их количеству. Оценочная рыночная стоимость сделок
по слияниям и поглощениям возросла с 7,5 млрд долл. в 2002 г.
до 23,7 — в 2003... Большая часть инвестиций (86%) российских
компаний пришлась на отечественные предприятия» (Известия,
31 марта 2004).
К настоящему времени четко выявились основные тенденции в
формировании акционерного капитала: сокращение доли акций ра-
ботников предприятий и мелких акционеров, значительное увеличе-
ние доли аутсайдеров, постепенное превращение менеджеров в соб-
ственников и собственников — в менеджеров. Реанимируются госу-
дарственные холдинги в стратегически значимых отраслях путем пе-
рераспределения акций в крупных корпорациях, формируются реги-
ональные холдинги под эгидой региональных властей, более тесны-
ми становятся взаимоотношения между региональной властью и ре-
гиональными компаниями, еще более окрепли естественные моно-
полии, в связи с чем актуализировался вопрос об их реорганизации в
целях подрыва — в пределах экономической целесообразности — их
монопольного положения и формирования конкурентной среды пу-


173
тем, например, выделения генерирующего сектора в РАО ЕЭС или
создания ОАО «Российские железные дороги» на базе МПС.
На фоне раздела и передела объектов государственной соб-
ственности протекает процесс становления корпоративного управ-
ления. Оно представляет собой систему экономических отноше-
ний, складывающихся между различными группами акционеров и
менеджерами корпораций, суть которых состоит в защите финан-
совых интересов акционеров от оппортунистического поведения
менеджеров. Данная проблема является актуальной и для развитых
стран, о чем свидетельствует подписание Принципов корпоратив-
ного управления ОЭСР, явившихся потенциальным модельным
сводом стандартов и руководств, в том числе и для стран с переход-
ной экономикой, коль скоро одним из способов приватизации го-
сударственной собственности явилось акционирование и возник-
новение в связи с этим акционерной собственности. Последняя,
будучи одной из форм ассоциированной собственности, характе-
ризуется отделением собственности от управления. На исходе
1995 г. был принят Закон «Об акционерных обществах», положив-
ший начало правовому оформлению отношений акционерной соб-
ственности. Однако российская практика 90-х годов характеризо-
валась грубым нарушением прав акционеров, что неизбежно в ус-
ловиях становления рыночных отношений, когда процесс отделе-
ния собственности от управления едва начался. Такому отделению
препятствуют незавершенность раздела и передела объектов соб-
ственности, а следовательно, не вполне сложившийся слой акцио-
неров-собственников и менеджеров, продолжающаяся консолида-
ция пакета акций в целях формирования их контрольного пакета,
сохранение значительной доли государственного пакета акций фе-

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>