<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мнения имеют основания в условиях устойчивости социалисти-
ческого менталитета, проявляющегося во все чаще раздающих-
ся призывах «отнять и поделить». И это при том, что приватиза-
ция осуществлялась в стране самим государством в соответствии с
им самим разработанным и принятым к исполнению законода-
тельством.
Как известно, исходной базой экономического роста на прива-
тизированных объектах явились оказавшиеся незагруженными в
условиях спада производственные мощности. Но если прирост
ВВП они действительно способны обеспечить, то возможности их
использования в процессе глобальной реструктуризации крайне
ограничены тем, что их потенциал в значительной мере был исчер-
пан еще в советский период едва ли не повсеместным физическим
износом безнадежно морально устаревшего основного производ-
ственного оборудования практически во всех отраслях народного
хозяйства. Но неизбежность их скорого выбытия, с одной стороны,
подрывает базу роста в текущем периоде, с другой — порождает не-
обходимость их возмещения на качественно новой технико-техно-
логической основе, что оказывается моментом модернизации науч-
но-производственного потенциала, крайне осложненной дефици-
том инвестиционных средств. Но без мощных инвестиционных
вливаний не перейти к устойчивому экономическому росту.
Начавшийся с 1999 г. в российской экономике рост в значитель-
ной мере обеспечен донорством отраслей ТЭК, в силу объективно
сложившейся на мировых рынках энергоносителей ситуации ока-
завшегося источником крупных экспортных поступлений. Альтер-
нативы ему в качестве такового не нашлось. Однако высокая зави-
симость доходов государства от ТЭК и доходов его самого от состо-
яния внешней конъюнктуры формирует крайне неустойчивую и
неоднозначную ситуацию для проведения реструктуризации, кото-
рая сама по себе предполагает снижение удельного веса продукции
добывающих отраслей уже вследствие присущей им низкой добав-
ленной стоимости в структуре ВВП. Вынужденное донорство ТЭК
воспрепятствовало формированию более сбалансированного соот-
ношения отраслей обрабатывающей и добывающей промышлен-
ности в структуре народного хозяйства. Доля добывающей
промышленности в переходный период еще более возросла, хотя


205
такое увеличение в немалой мере произошло на фоне большего
спада в отраслях обрабатывающей промышленности, ни одна из
которых на 2003 г. не достигла исходного уровня 1990 г. И поныне
основные инвестиции и финансовые накопления сосредоточены в
экспортно-ориентированных отраслях, прежде всего в отраслях
ТЭК и первого передела, доля которых в совокупном объеме экс-
порта составляет порядка 50%.
Восстановительный экономический рост, основой которого яв-
ляется использование незагруженных производственных мощнос-
тей, имеет весьма ограниченный потенциал. К тому же таким рос-
том консервируется высокая зависимость российской экономики
от импорта потребительских товаров, а это, в свою очередь, препят-
ствует переключению экспортной выручки на инвестиционные це-
ли. Сдерживающим фактором является все еще высокий государ-
ственный долг и необходимость его обслуживания, что ограничи-
вает инвестиционные возможности самого государства для
осуществления традиционных для макроэкономического субъекта
видов деятельности в рыночной экономике.
Реструктуризация осуществляется на фоне крайне небла-
гоприятных демографических процессов, что проявляется в
сокращении численности населения страны, в более быстром
уменьшении в ней доли трудоспособного населения, а в нем —
наиболее активного мужского, в общем ухудшении генофонда
страны.
Мировой практикой накоплен богатый опыт структурной ди-
версификации национальной экономики, что позволяет отобрать
наиболее приемлемые способы и методы ее осуществления для
собственной страны. Прежде всего необходимо создать условия,
способствующие развертыванию активной частнопредпринима-
тельской деятельности в равной мере для всех экономических субъ-
ектов. И в этой связи по-прежнему актуальной остается не только
проблема устойчивости благоприятного инвестиционного клима-
та, но и поиска оптимальных границ и форм вмешательства госу-
дарства в экономику, формирования конкурентной среды, без ко-
торой немыслимо становление конкурентоспособной на мировом
уровне экономики, проблема укрепления институтов рыночной
инфраструктуры, совершенствования нормативно-правовой базы,
направленной прежде всего на укрепление прав собственности и


206
соблюдение контрактных обязательств, условий ее успешного ис-
пользования на практике.
Вместе с тем в условиях необходимости коренного изменения
структуры народного хозяйства неизбежным оказывается диффе-
ренцированный подход государства к созданию более благоприят-
ных условий для ускоренного развития наиболее перспективных
отраслей и предприятий. В свою очередь это актуализирует реше-
ние государством чрезвычайно сложной и ответственной проблемы
всестороннего экономического обоснования таковых в качестве
приоритетных не только в теории, но и на практике. А здесь перед
макроэкономическим субъектом возникают такие сложности, как
ограниченность финансовых ресурсов, давление лоббистских груп-
пировок, равно как и государств-импортеров. Преодоление сырье-
вой ориентации российской экономики невозможно без измене-
ния сложившегося соотношения в присвоении природной ренты.
Так, во всех странах сверхприбыль у нефтяных компаний изымает-
ся в соотношении 20:80 в пользу государства, в России и поныне —
50:50 (Известия, 19 декабря 2003). При всей очевидной несостоя-
тельности такого дележа изменить ситуацию в силу мощного давле-
ния лоббистских группировок так и не удалось.
Отметим еще один важный аспект проблемы приоритетов в хо-
де диверсификации экономики. С одной стороны, государство не
может не ориентироваться на более полное удовлетворение конеч-
ных потребностей в рамках индустриального развития и в этой свя-
зи на наращивание масштабов производства и удешевление про-
дукции. Однако ориентация в долгосрочном периоде на современ-
ное постиндустриальное развитие превращает в приоритетный
объект государственного воздействия высокотехнологичное науко-
емкое производство.
В среднесрочном периоде механизмом стимулирующего воз-
действия на развитие несырьевого производства является совер-
шенствование налоговой и таможенной системы изъятия природ-
ной ренты, создание эффективной системы поддержки экспорта,
малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства.
Так, обеспечению стабильности доходов от экспорта способству-
ют такие меры, как введение системы страхования экспортных
контрактов на поставку продукции перерабатывающей промыш-
ленности, формирование системы гарантирования экспортных


207
кредитов под долгосрочные экспортные контракты, расширение
практики предоставления связанных кредитов прежде всего стра-
нам СНГ.
Особую роль в диверсификации народного хозяйства может
сыграть малый и средний бизнес в силу присущих ему таких спе-
цифических свойств, как обладание предпринимательской иници-
ативой, инновационным потенциалом, готовность к риску, мо-
бильность в принятии и реализации решений, непосредственный
контакт с потребителем и пр. Повышению эффекта частнопред-
принимательской деятельности способствует решение государ-
ством таких острых проблем, как упрощение налогового учета и
отчетности, внедрение упрощенной системы налогообложения
среднего бизнеса по типу малого, обеспечение доступа малых
предприятий к информации о наличии государственных и муни-
ципальных объектов недвижимого имущества, их предназначен-
ных для продажи и передачи в аренду, статуса, состояния, цен, рав-
но как и упрощение процедуры оформления прав арендных отно-
шений в государственных и муниципальных органах власти, а так-
же операций с собственностью, используемой в предприниматель-
ских целях.
Диверсификация народного хозяйства предполагает оздоровле-
ние сельскохозяйственного производства, находящегося в чрезвы-
чайно сложной ситуации. Это тем более важно, что именно данной
отраслью обеспечивается национальная продовольственная безо-
пасность страны. Ее возрождение осущестштяется путем создания
благоприятных условий для развития рыночных отношений на се-
ле, повышения на этой основе конкурентоспособности отечествен-
ной сельскохозяйственной продукции, вытеснения ею импорта и
наращивания собственного экспортного потенциала. Развитие та-
ких отношений связано с разработкой и реализацией земельного
законодательства, с завершением приватизации в АПК в целях со-
кращения количества государственных предприятий и организа-
ций в нем, со снятием ограничений на вертикальную интеграцию в
аграрном секторе при одновременном усилении антимонопольно-
го контроля в целях предотвращения чрезмерной концентрации на
рынке и подавления малого и среднего бизнеса, преобладающего в
сельской местности. Преобразование аграрных отношений в ры-
ночные предполагает формирование рыночных институтов и инф-


208
раструктуры, как то: биржа, система складских расписок, страхова-
ние рисков в сельскохозяйственном производстве и пр. Совершен-
ствование единого сельскохозяйственного налога (использование
чистого дохода в качестве базы налогообложения) способствует
снижению налоговой нагрузки на сельскохозяйственных произво-
дителей. Становление рыночных отношений способствует наращи-
ванию экспортного потенциала, что в свою очередь требует устра-
нения административных и рыночных барьеров в торговле, разра-
ботки системы сертификации сельскохозяйственной продукции на
уровне международных требований, завершения аккредитации
сертификационных организаций за рубежом, усовершенствования
нормативно-правового механизма контроля безопасности и регу-
лирования качества продукции. Все это позволит снижать трансак-
ционные издержки, связанные с экспортом сельскохозяйственной
продукции.
Становление в процессе реструктуризации народного хозяйства
постиндустриальной экономики, то есть экономики, основанной
на знаниях, может быть достигнуто лишь в долгосрочном периоде
путем обеспечения высокого уровня образования, создания эффек-
тивной инновационной системы, включающей крупные научно-
исследовательские центры и университеты, путем приоритетного
развития информационного сектора и пр. Основы такой экономи-
ки закладываются уже сейчас, в краткосрочном периоде. И здесь
первостепенное значение имеет деятельность государства по сти-
мулированию венчурного финансирования. Это тем более необхо-
димо ввиду слабого присутствия российского капитала в венчурной
индустрии, низкой ликвидности венчурных инвестиций в силу не-
развитости фондового рынка, слабости стимулов для притока пря-
мых иностранных инвестиций, несовершенства нормативно-пра-
вового регулирования венчурного инвестирования. И в этой связи
весьма настоятельно принятие закона о создании особых экономи-
ческих зон, вовлечение таких институциональных инвесторов, как
страховые компании и пенсионные фонды, в инвестирование вен-
чурных проектов, укрепление нормативной базы, регулирующей
деятельность институтов венчурного инвестирования.
Весьма важным фактором становления постиндустриальной эко-
номики является всеобщее распространение новейшей техники и
технологии, в советский период в силу ранее рассмотренных причин


209
традиционно сосредоточенной в отраслях ВПК. Однако механизм
взаимного обмена передовой технологией между приходящим на
смену ВПК ОПК (оборонно-промышленный комплекс) и граждан-
ским комплексом не сложился и поныне. Наиболее удачной в этом
плане является частичная интеграция государственных оборонных
предприятий и негосударственных предприятий, производящих
продукцию гражданского назначения, сложившаяся в авиа- и кораб-
лестроении. Объединение интеллектуальных и финансовых ресур-
сов для разработки совместных проектов дает возможность получать
наибольший эффект при наименьших затратах, выравнивая при
этом уровень технико-технологической оснащенности оборонных и
гражданских предприятий. Однако расширение такого совместного
сотрудничества требует более совершенного законодательства о за-
щите прав интеллектуальной собственности, носителями которой
выступают оборонные предприятия и научные организации.
Реструктуризация российской экономики предполагает созда-
ние развитой производственной инфраструктуры рыночного сек-
тора как важнейшей составной части народнохозяйственной струк-
туры тем более, что ее отрасли были крайне слабо развиты в совет-
ский период. Между тем инфраструктура позволяет снижать транс-
акционные издержки, повышать инвестиционную привлекатель-
ность экономики, преодолевать ее преимущественно сырьевую
ориентацию. Для превращения инфраструктуры в привлекатель-
ную сферу приложения частных инвестиций необходимо содей-
ствие макроэкономического субъекта, по крайней мере в следую-
щих направлениях: укрепление законодательства в области прода-
жи, аренды, залога земли, что будет способствовать активизации
рынка жилищного и коммерческого строительства, расширение
сектора коммуникаций и информационных технологий, либерали-
зация допуска на рынок телекоммуникационных услуг, ускорение
реформирования естественных монополий, что приведет к сниже-
нию тарифов на их продукцию, обеспечит свободный доступ к про-
дукции и услугам монополистов, расширение возможностей полу-
чения концессий на земельные участки для дорожного строитель-
ства, для возведения объектов инфраструктуры жилищно-комму-
нального хозяйства.
Диверсификация экономики как крупномасштабная пробле-
ма, требующая огромных долгосрочных инвестиций, может быть


210
осуществлена в течение длительного периода времени. Успешная
инвестиционная деятельность экономических субъектов, направ-
ленная на формирование принципиально иной структуры народ-
ного хозяйства, возможна при наличии ряда благоприятных мак-
роэкономических условий, к числу которых можно отнести по
крайней мере следующие: стабильность и сбалансированность го-
сударственного бюджета, что возможно при ослаблении зависи-
мости от мировых цен на энергоресурсы, невысокий уровень
инфляции, стабильный курс рубля, что является фактором ослаб-
ления валютного риска для иностранных институциональных ин-
весторов, прозрачная и долгосрочная тарифная политика в сфере
естественных монополий в процессе их реформирования, посте-
пенное неинфляционное повышение коэффициента монетизации
ВВП, и поныне остающегося низким по меркам стран с рыночной
экономикой.
Итак, на современном этапе рыночной трансформации россий-
ской экономики наиболее актуальной и сложной проблемой высту-
пает ускоренная диверсификация народного хозяйства, направлен-
ная на формирование сбалансированной по рыночным критериям
национальной экономики, ориентированной на постиндустриаль-
ное развитие. В свою очередь это предполагает преодоление струк-
турно-технологической несбалансированности, увеличение удель-
ного веса отраслей, производящих конечную продукцию в облике
инвестиционных и потребительских товаров, опережающий рост
сферы услуг и отраслей новой экономики, массовый переход к но-
вейшим технологическим укладам, а тем самым — и преодоление
унаследованной от прошлого технологической многоукладности,
увеличение доли инвестиций в ВВП, а в них - инновационной со-
ставляющей, активное развитие малого и среднего предпринима-
тельства, венчурного производства. Ориентиром может стать
структура промышленного производства развитых стран, в которой
обрабатывающая промышленность составляет ныне почти 90%,
а в ней доля машиностроения — более 45%. Для обеспечения устой-
чивого экономического роста социальной направленности альтер-
нативы такой реструктуризации не существует, без нее невозможно
возрождение национальной экономики, восстановление статуса
великой не только по масштабам военной мощи державы, как это
было в советский период.


211
Вопросы для повторения:
1. Каковы основные характеристики воспроизводства как эконо-
мического процесса?
2. Как сформулированы основные положения концепции боль-
ших циклов конъюнктуры?
3. В чем состоит практическая значимость теории циклического
развития?
4. В чем состоит структурно-технологическая несбалансирован-
ность унаследованной от социализма макроэкономической
структуры?
5. Чем предопределяются основные направления реструктуриза-
ции народного хозяйства?
6. Какие факторы препятствуют переходу от восстановительного
к инвестиционному росту?
7. Какие обстоятельства осложняют реструктуризацию россий-
ской экономики?
8. В каком смысле глобальная реструктуризация постсоциалисти-
ческой экономики является основой экономического роста?
Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Воспроизводство как экономический процесс.
2. Циклическая форма движения воспроизводственного процесса
и ее особенности на различных этапах машинизации произво-
дительных сил.
3. Концепция больших циклов конъюнктуры: ее основные поло-
жения и практическая значимость.
4. Факторы экономического роста российской экономики и пер-
спективы ее развития.
5. Основные направления глобальной реструктуризации пост-
социалистической экономики.
6. Функции макро- и микроэкономических субъектов в процессе
структурной диверсификации российской экономики.

Литература:
1. Воспроизводство и экономический рост/Под ред. В.Н. Черков-
ца. - М . : Т Е И С , 2001 (гл.1).
2. ГранбергА., Зайцев Ю. Темпы роста в национальном экономиче-
ском пространстве//Вопросы экономики. — 2002, №9.


212
3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. Большие
циклы конъюнктуры. — М.: Экономика, 1989.
4. Леонтьев В. Экономические эссе. — М.: 1990.
5. Пыжиков А. Военные приоритеты мирного времени: экономиче-
ское развитие в СССР в 1945—1953 гг.// Вопросы экономики. —
2001, №5.
6. Стародубровский В. Кривая дорога прямых инвестиций//Вопро-
сы экономики. — 2003, №1.
7. Теоретические проблемы переходной экономики: Учебно-мето-
дическое пособие/Под ред. В.В. Радаева. — М.: ТЕИС, 2003
(гл. 6.1).
Тема VIII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
ГОСУДАРСТВА
В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ЭКОНОМИКЕ

Свобода индивида не может быть
безграничной, но те же самые силы,
действие которых делает необходи-
мым некоторые ограничения, могут,
если их не контролировать, сузить
человеческую свободу значительно
сильнее, чем это допустимо.
Дж. Бьюкенен

План:

1. Функции государства в плановой экономике.
2. Государство в постсоциалистической экономике.
3. Экономическая политика государства в переходный период.


8.1. Функции государства в плановой экономике

Роль государства в социалистической экономике уникальна.
Как и в современной модели рыночной экономики, государство
выступает здесь не только политическим институтом, но и макро-
экономическим субъектом. Но только в социалистическом обще-
стве государство в качестве макроэкономического субъекта облада-
ет абсолютной властью, практически полностью определяя все ас-
пекты деятельности микроэкономических субъектов. Это объясня-
ется тем, что общенародная собственность в юридическом оформ-
лении имела статус государственной. Вследствие этого государство
выступало от имени общества единственным субъектом данной
формы собственности и выполняло в качестве такового соответ-
ствующие функции.
Прямо и непосредственно эти функции возлагались на номенк-
латуру, происхождение которой связано с природой общенародной


214
собственности как одной из форм ассоциированной. По мере воз-
растания масштабов совместного присвоения в процессе обоб-
ществления производства, по мере усложнения в связи с этим
управленческого труда происходит отделение собственности от
управления. Такое отделение тем более присуще общенародной
собственности, коль скоро она предстает крайней, высшей формой
совместного присвоения средств производства. Однако порождае-
мое общенародной собственностью обособление управленческого
труда от прочих видов трудовой деятельности, а соответственно —
появление особого управленческого слоя имеет ту специфику, что
представители этого слоя не лишаются в условиях общенародного
присвоения всеобщего, то есть присущего каждому члену обще-
ства, социального статуса сособственника средств производства.
В социалистической экономике этот слой получил особое название
номенклатуры. Последняя фактически полностью монополизиро-
вала функции управления на всех уровнях хозяйствования. Имен-
но в номенклатуре персонифицировалась монополия социалисти-
ческого государства на управление всеми сферами жизнедеятель-
ности общества. Этот слой был чрезвычайно иерархичным по мес-
ту в системе партийно-государственного управления, начиная от
низового уровня до высшего, и соответственно — по масштабам
вознаграждения за труд. Господствующее положение коммунисти-
ческой партии как правящей обеспечивало соответствующее поло-
жение партийной номенклатуры.
Совершенно особое место в системе государственных институ-
тов заняли карательные органы, на которые была возложена важ-
нейшая функция гаранта внутренней стабильности системы.
Функционирование системы социализма регулировалось эко-
номической политикой, теоретическим обоснованием которой яв-
лялась марксистско-ленинская экономическая наука. Усилиями
этой науки было обосновано учение об общих и специфических
экономических законах как законах общенародного присвоения.
С ориентацией на эти законы и разрабатывались правящей парти-

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>