<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Так, цены выросли в российской экономике за 1992—1996 годы
в 8,5 тысяч раз, а денежный агрегат М2 — только в 230 раз. В конеч-
ном счете это привело к снижению до критического уровня коэф-
фициента монетизации ВВП, составившего к исходу 90-х годов
12% вместо 70% в 1990 г. Отметим, что таково его значение и для


245
большинства развитых стран, исключая США, где он выше 100%,
что объясняется особым положением американской валюты на ми-
ровом рынке.
Не вполне экономически грамотно обоснованная политика де-
нежных рестрикций сопровождалась крайне негативными послед-
ствиями. Демонетизация экономики способствовала в немалой ме-
ре долларизации каналов денежного обращения. Чрезвычайно за-
труднены были денежные расчеты между хозяйствующими субъек-
тами, в особенности в реальном секторе экономики, ввиду оттока
денежной массы в финансовый сектор в целях осуществления фи-
нансово-спекулятивных сделок, доходность которых многократно
превышала доходы в реальном. К тому же интенсивность оттока
денежной массы в финансовый сектор объясняется стремительно
протекавшим в 90-е годы процессом накопления денежного капи-
тала под грядущий денежный этап приватизации.
Дефицит денежной массы в обращении явился одной из важ-
ных причин разразившегося в стране кризиса неплатежей, в ре-
зультате чего реальный сектор экономики оказался отброшенным
к доденежному обмену, осуществляемому по формуле Т-Т. Станов-
ление подлинных товарно-денежных отношений в стране и в са-
мом деле началось с простейших их форм. Кризис неплатежей в
свою очередь породил денежные суррогаты, расчеты которыми
оказывались крайне ненадежными.
В условиях высокой инфляции чрезвычайно дорогим (а иным в
условиях гиперинфляции он и не мог быть), и потому недоступным
для предприятий реального сектора оказался кредит, процентная
ставка по которому регулировалась ЦБР через ставку рефинанси-
рования. Сжатие денежной массы в обращении еще более усугубля-
ло ситуацию.
Иными словами, кредитно-денежная политика отражала уро-
вень компетентности государственных чиновников, эту полити-
ку разрабатывавших и проводивших в жизнь. Их представления
о рыночной экономике, равно как и о механизме ее регулирова-
ния на основе присущих ей законов, вполне соответствовали ее
младенческому состоянию, что объективно исключало возмож-
ность глубокого и всестороннего обоснования регулирующей де-
ятельности государства, а тем более предвидения всей совокуп-
ности социально-экономических последствий проводимой по-


246
литики. Не могли помочь и западные консультанты, мыслившие
категориями развитой рыночной экономики, каковой россий-
ская экономика не являлась. Между тем одни и те же на первый
взгляд проблемы в переходной экономике оказываются значи-
тельно более сложными, не поддающимися решению традици-
онными способами, наработанными в развитых странах за про-
шедшие столетия.
Вследствие этих же причин не лучшим образом обстояло дело и
с финансовой политикой. В условиях острого дефицита государ-
ственного бюджета, огромной внешней и внутренней государ-
ственной задолженности, достигавшей уровня почти годового
ВВП, фискальные интересы государства при ее проведении оказа-
лись приоритетными. Как известно, доходы государственного бюд-
жета во всех странах формируются прежде всего за счет налоговых
поступлений. Однако налоговая система, как и любой другой ин-
ститут рыночной экономики, не могла сложиться сразу и в совер-
шенном виде. К тому же при установлении налоговых ставок госу-
дарство вынужденно исходило прежде всего из необходимости по-
гашения своих долговых обязательств, а не из реальных возможно-
стей налогоплательщиков, хотя тем самым подрывалась налогооб-
лагаемая база в долгосрочной перспективе.
И без того шаткое финансовое положение предприятий, вынуж-
денных платить непомерные по уровню их доходов налоги, еще
больше ухудшалось. Они либо разорялись, либо уходили в тень, ис-
пользуя множество методов уклонения от уплаты налогов, прояв-
ляя при этом недюжинную изобретательность, как бы и в самом
деле руководствуясь ироничным утверждением Дж.М. Кейнса от-
носительно того, что «уклонение от уплаты налогов представляет
единственный вид интеллектуальной деятельности, которая хоть
как-то вознаграждается», либо вывозили накопленный в стране
денежный капитал за рубеж, что подрывало и без того скудный ин-
вестиционный потенциал страны.
Тем не менее методами кредитно-денежной и финансовой по-
литики в конечном счете были подготовлены предпосылки эко-
номического роста, отнюдь не случайно начавшегося сразу же
после финансового кризиса 1998 г. Такой политикой был в значи-
тельной мере погашен государственный долг, ускорен процесс
преодоления унаследованных дисбалансов, сформирован меха-


247
низм конкурентной борьбы, под воздействием которой вымыва-
лось безнадежно морально и физически устаревшее производство.
И уже совершенно особую роль институты финансовой системы
сыграли в накоплении денежного капитала, без которого невоз-
можны были денежная приватизация и формирование подлинных
собственников, способных превратить денежный капитал в про-
мышленный. Появление последних — решающее условие возрож-
дения инвестиционного процесса, а следовательно, и экономичес-
кого роста.
Вместе с тем и в условиях реализации либеральной модели го-
сударство отнюдь не ограничивалось проведением исключитель-
но кредитно-денежной и финансовой экономической политики.
В той или иной мере оно занималось и инвестиционной полити-
кой. Однако ограниченность финансовых средств не позволяла
успешно выполнять даже те скромные инвестиционные програм-
мы, которые им принимались. Уровень финансирования государ-
ственных инвестиционных проектов не превышал 35%. При край-
не ограниченных финансовых возможностях государство в первую
очередь вполне резонно направило свои усилия на устранение ока-
завшихся с завершением холодной войны излишними производ-
ственных мощностей, сосредоточенных в отраслях ВПК, что до-
стигалось путем их перепрофилирования. Проведенная государ-
ством в несколько этапов конверсия ВП К была направлена на его
преобразование в О ПК.
В меру финансовых возможностей обремененного долгами го-
сударства проводилась и социальная политика, основные направ-
ления которой предопределялись особенностями социальной сфе-
ры, сформированной в предшествующий период, а также обстоя-
тельствами переходного периода, обусловившими резкое сниже-
ние жизненного уровня широких слоев населения. Важно и то, что
был провозглашен законодательно закрепленный курс на постро-
ение социально ориентированной рыночной экономики. Как из-
вестно, таковой она является ныне в любой развитой стране в си-
лу целого ряда вполне объективных причин, среди которых отме-
тим следующие:
- коренное изменение соотношения материально-вещественно-
го и личного факторов в процессе воспроизводства в сторону рез-
кого возрастания значимости личного, то есть работника;


248
- вследствие этого классовые отношения с присущими им классовы-
ми конфликтами уступили место отношениям социального партнер-
ства, предполагающим иной подход к решению социальных проблем;
- современный этап развития производительных сил обеспечи-
вает колоссальный рост производительности общественного труда,
а тем самым и материальных предпосылок для роста благосостоя-
ния, для проведения эффективной и многогранной социальной по-
литики;
- значимость последней резко возрастает в связи с необходимо-
стью подготовки высококвалифицированной рабочей силы и со-
здания условий для ее поддержания в работоспособном состоянии
в течение всего трудоспособного возраста;
- развертывание предпринимательской деятельности, сопро-
вождающейся углублением разрыва в уровнях дохода, порождает
необходимость проведения политики регулирования доходов в це-
лях недопущения чрезмерного и в силу этого социально опасного
разрыва в их уровне.
По поводу возрастающей дифференциации в уровне доходов
отметим то обстоятельство, что такой разрыв в высокоразвитых
странах все в большей мере имеет своим основанием нарастающий
разрыв в уровне квалификации работников. По мере все более ши-
рокого распространения знаний растет интеллектуализация труда,
что находит выражение в резком возрастании уровня квалифика-
ции работников, носителей уникальных знаний и высочайшего
профессионализма, а соответственно — и в оплате их труда. Воз-
растание значимости умственного труда, его все более широкое
распространение наблюдается во всех развитых странах, но наибо-
лее отчетливо начиная с 70-х годов в США и Великобритании. Од-
нако сглаживание разрыва в уровнях личных доходов должно до-
стигаться прежде всего созданием условий для выравнивания
уровня квалификации лиц наемного труда путем неуклонного по-
вышения уровня профессиональной подготовки, а отнюдь не ме-
тодами налоговой и социальной политики.
Все эти проблемы со временем станут актуальными и для
России. Но в переходную эпоху значимость социальной полити-
ки определяется другими обстоятельствами, а именно:
- необходимостью сохранения бесплатной, традиционно сло-
жившейся в предшествующий период социальной сферы еще и


249
вследствие резкого снижения жизненного уровня широких слоев
населения в условиях трансформационного спада;
- социальная защита необходима и в связи с тем, что в условиях
раздела и передела собственности население оказалось жертвой как
самого государства, обесценившего трудовые сбережения, так и
мгновенно возникших коммерческих банков, а тем более всякого
рода финансовых мошенников типа МММ, «Чара», «Тибет» и пр.,
что в немалой мере способствовало обнищанию неспособного ори-
ентироваться в резко изменившихся условиях населения;
- слабой адаптацией членов постсоциалистического общества к
рыночным условиям, пассивностью и беспомощностью большин-
ства из них в силу объективно сложившегося за годы социализма
стереотипа поведения, как то: иждивенчество, социальная пассив-
ность, патернализм.
Эти обстоятельства и предопределяли основные направления в
области социальной политики. Однако отсутствие навыков в реше-
нии проблем переходного периода, во-первых, ограниченность ре-
сурсов государственной казны, обусловленная дефицитом феде-
рального бюджета вплоть до конца 90-х годов — во-вторых, не по-
зволяли осуществлять социальную политику в масштабах, достаточ-
ных для оказания ощутимой поддержки в виде всякого рода соци-
альных трансфертов хотя бы наиболее уязвимым слоям населения.
Ситуация усугублялась несвоевременной выплатой заработной пла-
ты даже самим государством, запаздыванием с индексацией дохо-
дов, столь актуальной в условиях высокой инфляции. Были допуще-
ны и элементарные просчеты в проведении социальной политики,
обусловленные сложившимися ранее в данной сфере стереотипами,
как то: принцип равенства в предоставлении благ и услуг всем чле-
нам общества через общественные фонды потребления, что воспре-
пятствовало на первых порах внедрению принципа адресности при
оказании социальной помощи. Таковую в той или иной форме по-
лучало 70% населения, хотя за чертой бедности находилось около
30%, до которых вплоть до 2000 г. доходило всего 19% социальных
трансфертов. Иными словами, социальная поддержка традиционно
оказывалась государством почти всем, что резко снижало ее значи-
мость для остро нуждающихся членов общества.
Как видим, социальная политика государства 90-х годов была
весьма ограниченной и не вполне компетентной. Тем не менее она


250
наряду с прочими факторами все же оказалась достаточной для то-
го, чтобы не допустить столь естественных для всякой переходной
эпохи острых социальных конфликтов на почве раздела и передела
ранее созданного общественного богатства, тем более что в пост-
социалистических странах объекты собственности изымались у
всего народа, а вместе с тем устранялись и присущие ей экономи-
ческие формы реализации. Основные усилия государства направ-
лялись на предотвращение массовой безработицы, столь свой-
ственной экономическому спаду, и недопущение массового разру-
шения привычной для населения старой социальной системы. То и
другое сдерживало рост нищеты в массовом масштабе.
Открытое недовольство выражалось главным образом по пово-
ду несвоевременной выплаты заработной платы и социальных
трансфертов. Что же касается собственно рыночных преобразова-
ний, то протест против них проявлялся в скрытой форме, а именно
в неизменной и весьма широкой поддержке представителей КПРФ
на всех выборах 90-х годов. Но такой протест во многом был пога-
шен начавшейся на исходе века и успешно продолженной в после-
дующие годы политикой, направленной не только на преодоление
накопленной в предшествующий период задолженности по зара-
ботной плате и социальным трансфертам, не только на их индекса-
цию, но и на постепенное и регулярное их повышение. Неуклонно
рос размер минимальной заработной оплаты с 83 руб. в 90-е годы
до 600 — в 2003 г. Немалые успехи достигнуты и за 2003 г. Так, чис-
ло бедных с доходом меньше прожиточного уровня сократилось за
этот год с 25% до 22%, реальные доходы населения выросли на
11 % против 9% за 2002 год, благодаря чему существенно возрос
внутренний платежеспособный спрос на потребительские товары
и услуги (Известия. — 29 декабря 2003). Все эти процессы вполне
соответствуют официально провозглашенному и в Конституции
РФ зафиксированному курсу на построение социально ориентиро-
ванной рыночной экономики. Повышение эффективности соци-
альной политики стало возможным благодаря начавшемуся с 1999 г.
экономическому росту, устойчиво положительному сальдо феде-
рального бюджета. В свою очередь рост доходов населения стано-
вится фактором экономического роста. Вместе с тем создаются ма-
териальные предпосылки для решения в соответствии уже с приро-
дой рыночной экономики таких глобальных проблем, как жилищ-


251
но-коммунальная, пенсионная, состояние науки, здравоохране-
ния, просвещения и пр. При проведении социальной политики
важно найти оптимальное соотношение в распределении функций,
выполняемых на уровне федеральных, региональных и муници-
пальных властей, и соответственно — бюджетных средств под эти
функции.
В этой связи еще раз напомним, что социальная ориентация
экономики развитых стран Запада оказалась возможной далеко не
сразу, а лишь по мере повышения уровня экономического развития
в процессе завершения индустриального и перехода в эпоху по-
стиндустриального развития, чем и были созданы материальные
предпосылки, а вместе с тем и объективная необходимость для та-
кой ориентации. По мере преодоления технико-технологической
отсталости постсоциалистической экономики такие предпосылки
появятся и в ней.
Итак, государство в постсоциалистических странах действует в
чрезвычайно сложных и специфических условиях, в условиях
беспрецедентного в мировой истории перехода к капитализму от
социализма. Его назначение состоит прежде всего в том, чтобы
обеспечить построение рыночной экономики на руинах плановой
путем создания соответствующих юридических предпосылок для
преобразования всей системы экономических отношений и после-
дующего юридического оформления вновь возникающих отноше-
ний, создать законодательную базу, способную эффективно защи-
щать права и наемных работников, и собственников, равно как и
обеспечивать неукоснительное выполнение взаимных обяза-
тельств в пределах правового поля их деятельности. Совершен-
ствование законодательной базы идет и по линии регулирования
деятельности региональных и муниципальных органов власти, де-
бюрократизации управленческого аппарата разного уровня, ук-
репления нормативно-правовой базы, регулирующей деятель-
ность институтов рыночной инфраструктуры, банковской систе-
мы в том числе.
Однако государство является не только законодательным ор-
ганом. В современной модели рыночной экономики оно высту-
пает также в качестве макроэкономического субъекта, прерога-
тивой которого является обеспечение методами экономической
политики повышения эффективности функционирования наци-


252
ональной экономики. И в этом смысле государство призвано ак-
тивизировать и направить инвестиционную активность микро-
экономических субъектов в русло реализации общенациональ-
ных интересов. В переходной экономике такая активность долж-
на быть сосредоточена на реструктуризации народного хозяй-
ства по критериям рыночной экономики и в соответствии с со-
временным этапом НТП. В процессе рыночной трансформации
складывается национальная модель государственного регулиро-
вания с присущей ей спецификой способов и методов такого ре-
гулирования. При проведении экономической политики чрез-
вычайно важно определить оптимальные формы взаимодей-
ствия государственного регулирования с рыночным механиз-
мом, корректируя при этом их соотношение в соответствии с на-
циональными особенностями, одной из которых, например, яв-
ляется сверхвысокий уровень монополизации отечественной
промышленности, сложившийся еще в советский период и не
преодоленный и поныне.
Роль государства меняется по мере прохождения различных
этапов переходного периода. Завершение первого этапа в лихие
90-е годы и переход ко второму этапу выдвигают в качестве глав-
ной проблему возрождения реального сектора национальной эко-
номики в соответствии с новейшими технологическими укладами,
присущими постиндустриальному развитию. В этих условиях при-
оритетной постепенно становится промышленная политика, в
рамках которой структурными преобразованиями преодолевается
сырьевая зависимость экономики. Но такая приоритетность пред-
полагает подчинение ей стратегии бюджетной политики при со-
кращении общей бюджетной нагрузки на экономику, что в свою
очередь требует соответствующей корректировки доминировав-
шей в 90-е годы денежно-кредитной и финансовой политики.
Преодолению такой зависимости способствует начавшаяся рест-
руктуризация естественных монополий. Так, реформирование
МПС нашло выражение в создании ОАО «Российские железные
дороги». Идет дальнейшее углубление законодательной базы ре-
формирования РАО «ЕЭС России», предполагающее выделение
генерирующего сектора в целях повышения эффективности функ-
ционирования электростанций. На очереди — начало реального
реформирования Газпрома.


253
Как известно, даже в пределах одной модели существуют разли-
чия по многим аспектам рыночной трансформации. Есть они и в де-
ятельности государства. Так, далеко не во всех странах, принявших
либеральную модель, возобладали стихийные процессы. В странах
ЦВЕ, например, государство сумело во многом обуздать их. Решаю-
щее значение имело то, что в этих странах внутриполитическая
борьба оказалась не столь острой и принципиальной, политическая
культура — более высокой, противодействие рыночным преобразо-
ваниям — несравненно более слабым, криминализация экономиче-
ской деятельности не приняла здесь всеобщего характера, как, на-
пример, в России. Такие различия совершенно неизбежны в силу
национальных особенностей той или иной постсоциалистической
страны, как то: ее масштабы, географическое положение, особенно-
сти предшествующего развития в рамках мировой социалистичес-
кой системы, степень готовности населения к рыночным рефор-
мам, сложившиеся традиции в области государственного регулиро-
вания, место данного института в жизни общества и пр.
И уже совсем по-иному складывалась ситуация в КНР, где
рыночными преобразованиями не предусматривалось разрушения
государственной собственности и ее институтов, а следовательно, и
присущего ей механизма хозяйствования. Государственная соб-
ственность оставалась экономической основой монополии КПК на
власть. Формирование рыночных отношений находится и по сей
день под ее контролем, что не препятствует коренным изменениям
в области государственного регулирования. Так, неуклонно сокра-
щается сфера директивного централизованного планирования, все
уже становится круг товаров, цены на которые устанавливаются го-
сударством, все более широкими полномочиями наделяются тру-
довые коллективы и директора государственных предприятий, все
более широко внедряется акционерная форма собственности.
Иными словами, идет синхронный процесс преобразования госу-
дарственного механизма хозяйствования и становления рыночного
механизма. Это позволило сохранить правящей партии — КПК —
не только авторитет, но и власть. Решениями очередных партий-
ных съездов и по сей день корректируются способы и методы дос-
тижения поставленной цели, состоящей в построении социалис-
тического планового рыночного хозяйства, конкретизированной
XVI съездом на перспективу до 2020 г. как построение общества


254
«среднего достатка» в соответствии с концепцией «сяокан». Этой
цели подчинены все принимаемые и успешно реализуемые КПК
решения. Сочетанием механизмов государственного регулирова-
ния и рыночного обеспечиваются устойчиво высокие темпы эконо-
мического роста, достигается гармонизация экономических инте-
ресов всех слоев населения. Имеет значение и крайняя осмотри-
тельность политических лидеров при проведении реформы, осуще-
ствляемой в соответствии с принципом «переходить реку, ощупы-
вая каждый камень».

Вопросы для повторения:
1. В чем уникальность опыта государственного регулирования в
советской экономике и чем определяется актуальность его
изучения в условиях становления смешанной рыночной
экономики?
2. Под воздействием каких обстоятельств формируются функции
государства в переходный период?
3. В какой мере приложим опыт государственного регулирования
в развитых странах к постсоциалистической экономике?
4. Каковы основные аспекты экономической политики россий-
ского государства и последствия ее проведения в 90-с годы?
5. Под воздействием каких факторов изменяются функции госу-
дарства в переходной экономике в XXI веке?
6. Какова роль государства в осуществлении структурной диверси-
фикации народного хозяйства?
7. В чем причины высокой коррумпированности государственных
чиновников на современном этапе экономики переходного
периода в России?

Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Государство в социалистической экономике: его функции и эф-
фективность государственного регулирования.
2. Функции государства в современной смешанной рыночной эко-

<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>