<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

номике.
3. Основные направления деятельности государства в экономике
переходного периода.
4. Особенности формирования взаимоотношений государства
и крупного бизнеса на современном этапе.


255
5. Особенности экономической политики государства в постсоци-
алистических странах (на примере РФ, КНР, других стран).

Литература:
1. Государство в меняющемся мире// Вопросы экономики. —
1997, №7.
2. Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и
серьезные проблемы// Мировая экономика и международные
отношения. — 2001, №1.
3. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. —
М.: 1995.
4. Обзор экономической политики в России за 2001 год. Бюро эко-
номического анализа. — М.: ТЕИС, 2002.
5. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. —
М.: ТЕИС, 2002.
6. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. —
М.: 1997.
7. Теоретические проблемы переходной экономики/Под ред.
В.В. Радаева. - М.: ТЕИС (гл. 5.3).
8. Теория переходной экономики: Учеб. пособие/Под ред.
Е.В.Красниковой. — М.: ТЕИС, 1998. — ч.2 «Макроэкономика»
(гл.6).
9. Фетисов Г. Монетарная политика-2004: кредитование нацио-
нальной экономики или наращивание валютных резервов?
10. Экономика: Учебник. М.: Проспект, 1998 (гл. 21).
Тема IX. ПРЕДПРИЯТИЕ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В ЭКОНОМИКЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Корпоративный мир должен стать
более интересным. Он должен быть
местом, где люди становятся креа-
тивными и отважными предприни-
мателями, местом, где идеи рожда-
ются мгновенно, а восхитительные
вещи появляются еще быстрее.
Кьел А. Нордстрем,
Йонас Риддерстраме

План:

1. Преобразование государственного предприятия в рыночную
структуру. Типы предприятий в российской экономике.
2. Основные модели экономического поведения предприятий
в переходной экономике.
3. Кризис неплатежей: причины, последствия, пути преодоления.
4. Особенности становления корпоративного управления.


9.1. Преобразование государственного предприятия
в рыночную структуру.
Типы предприятий в российской экономике

Советская экономика есть экономика безраздельного господства
отношений государственной собственности. Деятельность государ-
ственных предприятий находилась под абсолютным контролем го-
сударственных органов, которыми разрабатывались и утверждались
пятилетние планы развития народного хозяйства, определявшие
вклад каждого предприятия в их выполнение. Ими регулировались
все стадии общественного воспроизводства, все аспекты воспроиз-
водственной деятельности предприятий. Полностью гасилось вся-
кое проявление экономической самостоятельности, а тем более —


257
предпринимательской активности. Как уже отмечалось выше, отно-
шения между макро- и микроэкономическими субъектами носили
глубоко противоречивый характер. Смягчить, а тем более снять эти
противоречия было невозможно. Их постепенное углубление вело к
падению эффективности функционирования социалистической
экономики, что нашло выражение в замедлении темпов экономиче-
ского роста и привело к полному застою в 80-е годы.
В целях его преодоления была разработана концепция ускоре-
ния социально-экономического развития страны, реализовать ко-
торую не представлялось возможным, что и вынудило социалисти-
ческих лидеров приступить к коренному реформированию системы
социалистических экономических отношений. Важнейшим на-
правлением реформирования явилось преобразование государ-
ственных предприятий в рыночные структуры, фактически начав-
шееся в российской экономике еще на исходе 80-х годов, когда бы-
ла официально разрешена индивидуальная трудовая деятельность,
ставшая основой формирования малого бизнеса в различных сфе-
рах экономической деятельности. В этот же период начали созда-
ваться кооперативы в промышленности и в торговле, заложившие
основу среднего бизнеса. Вместе с тем они широко использовались
для перекачки государственной собственности в частные руки,
прежде всего через механизм цен. В эти же годы на государствен-
ных предприятиях вводилась аренда государственного имущества в
целях повышения эффективности их функционирования. Это яви-
лось первым шагом на пути превращения государственного пред-
приятия в частное путем выкупа арендованного имущества, начав-
шегося еще на этапе ваучерной приватизации. Законодательство
этого периода позволило осуществить в течение 1987—1991 гг. так
называемую спонтанную приватизацию государственной соб-
ственности, что достигалось путем создания всякого рода коопера-
тивов, обслуживающих государственные предприятия. Кооперати-
вы создавались в целях присвоения имущества этих предприятий,
в наибольшей мере — через механизм цен. Так, готовая продукция
скупалась у предприятий по государственным ценам, а продава-
лась по более высоким рыночным. Немаловажное значение име-
ло и преобразование отраслевых министерств и ведомств в сугубо
рыночные структуры, благодаря чему основные производственные
фонды государственных предприятий прямо и непосредственно,


258
минуя предварительную стадию накопления денежного капитала,
превращались в промышленный капитал, персонифицированный
в представителях прежде всего отраслевой номенклатуры. Напо-
мним, что Государственный газовый концерн был создан еще в
1989 г. на базе соответствующего отраслевого министерства во гла-
ве с бывшим министром.
Однако массовый характер преобразования государственных
предприятий в рыночные структуры начался в 90-е годы в связи с
провозглашением официального курса на рыночную трансформа-
цию. Такое преобразование осуществлялось в процессе ваучерной и
денежной приватизации государственного имущества. Как уже от-
мечалось, предусматривались различные способы ее проведения в
зависимости от размеров предприятий, чем и предопределялись
вновь складывавшиеся формы собственности, а соответственно и
типы предприятий. Вновь возникшие формы совместной соб-
ственности были представлены акционерными обществами закры-
того и открытого типа, кооперативами, товариществами. Мелкие
предприятия, приобретенные на аукционах, оказались в индивиду-
альной собственности, основанной на собственном или наемном
труде. Их разновидностью является также крестьянское (фермер-
ское) хозяйство, появившееся в процессе деколлективизации сель-
ского хозяйства. По желанию крестьян сохранились и колхозы как
ставшая столь привычной форма хозяйствования на селе, хотя ус-
ловия их деятельности, равно как и взаимоотношения внутри них,
претерпевают принципиальные изменения, в связи с чем появи-
лись реальные возможности для превращения колхозов в подлин-
ные кооперативы.
Вместе с тем процесс преобразования отношений государствен-
ной собственности в российской экономике все еще не завершен,
вследствие чего наряду с частными предприятиями сохраняются
государственные федерального, регионального и муниципального
уровней. К настоящему времени в федеральной собственности ос-
тается более 9700 предприятий, а более чем на 4000 предприятий
государство владеет пакетом акций. Это либо закрепленные пакеты
акций стратегически важных объектов, либо остаточные пакеты,
находящиеся в распоряжении Минимущества или РФФИ, а также
золотая акция, дающая государственным институтам право вето
при решении наиболее важных вопросов, как, например, измене-


259
ния в уставе компании, реорганизация или ликвидация последней,
проведение крупных сделок с активами. Интересы государства на
этих предприятиях представляют лица, отобранные соответствую-
щими министерствами и ведомствами. По заявлению официаль-
ных лиц, государство эффективно управляет лишь на 29% предпри-
ятий с участием государства, в связи с чем предлагается остальные
приватизировать полностью. Отмечается также, что более успешно
функции управления осуществляются Министерством имущества,
а не РФФИ. Практика показывает также, что эффективнее облада-
ние золотой акцией, чем государственным пакетом акций. Сохра-
нение государственной собственности в любом варианте чревато
неопределенностью прав собственности и неполнотой контроля,
асимметрией информации, сохранением ключевой роли менедж-
мента. Устранение этих недостатков возможно путем укрепления
государственного контроля на государственных предприятиях, не
подлежащих приватизации, и на предприятиях с закрепленным
госпакетом акций. Судьба остальных — приватизация, в ходе кото-
рой государственные предприятия превращаются в рыночные
структуры. Иными словами, продолжается процесс формирования
оптимальной структуры собственности по соотношению частной и
государственной, а соответственно и соотношения предприятий,
представляющих малый, средний и крупный бизнес. Оптимизация
такого соотношения в немалой мере обеспечивает эффективность
функционирования национальной экономики.
Особое место среди российских предприятий занимают естест-
венные монополии, к числу которых относятся РАО Газпром, РАО
ЕЭС, МПС и близкие к ним Транснефть, Сбербанк, Минатом, во-
доканалы, аэропорты. Цены на их продукцию на внутреннем рын-
ке остаются заниженными, что сдерживает рост эффективности
предприятий, входящих в структуру этих монополий. Естествен-
ные монополии подлежат реструктуризации путем выделения из
их состава конкурентного сектора или генерирующих компаний.
Целью такой реструктуризации является повышение эффективно-
сти их деятельности, укрепление конкурентной среды, упорядоче-
ние цен на продукцию этих монополий.
Кроме того, государство выступает собственником 34 тысяч ор-
ганизаций и учреждений, как то: больницы, поликлиники, вузы,
спортивные комплексы и т.д., большинство из которых предостав-


260
ляют услуги населению. Многие из этих предприятий все еще не
реструктурированы, сохраняется неопределенность прав собствен-
ности, значительная часть их имущества сдается в аренду, ключе-
вую роль играет менеджмент, государственный контроль слаб.
Многие из них в перспективе подлежат преобразованию в частные
и государственные, коммерческие и некоммерческие организации
и учреждения. В любом случае они будут поставлены в условия
конкурентной среды. Источниками их финансирования станут
обязательное и добровольное страхование, государственные и част-
ные заказы, платежи граждан. Реформирование этих предприятий
едва началось. Важнейшая целевая установка такого реформирова-
ния состоит в предоставлении более качественных услуг населению
в сфере ЖКХ, образования, медицинского обслуживания. Отметим
также, что к числу бюджетных организаций относятся и органы го-
сударственного управления, эффективность деятельности которых
остается невысокой при росте оплаты труда и увеличении числен-
ности занятых в них. На преодоление этих недостатков направлена
проводимая ныне административная реформа, предусматриваю-
щая, в частности, переход на конкурсную основу при найме на го-
сударственную службу.
Подводя итоги, отметим, что к настоящему времени в россий-
ской экономике преобладают предприятия и организации, находя-
щиеся в частной собственности. На 2002 год их удельный вес в об-
щей численности составил 75,8% (Российский статистический
ежегодник. — М.: 2002, с.311). Однако при этом в негосударствен-
ной собственности сосредоточено лишь 58% стоимости основных
фондов (там же, с.ЗОЗ).
По мере преобразования социалистических предприятий в ры-
ночные структуры коренным образом изменяется характер их вза-
имодействия. Их отношения строятся на принципах конкурентной
борьбы, победителями в которой оказываются наиболее жизне-
стойкие, способные адаптироваться к рыночным условиям. Исход-
ные предпосылки вхождения в рынок для большинства государ-
ственных предприятий были крайне неблагоприятными вследствие
их тяжелого финансового положения, сложившегося в годы застоя
при социализме и крайне усугубленного обстоятельствами пере-
ходного периода. Между тем конкурировать в условиях внешней
открытости, прежде всего за сохранение своих позиций на внутрен-


261
нем рынке, пришлось сразу же с иностранными фирмами, что для
отсталых отраслей фажданского комплекса обернулось наиболее
глубокими разрушительными последствиями. Преодоление техно-
логических дисбалансов осуществлялось прежде всего путем мас-
сового разорения безнадежно устаревших и неперспективных
предприятий этого комплекса. Постепенное оживление на сохра-
нившихся предприятиях началось в связи с девальвацией рубля
после финансового кризиса 1998 г., имевшей весьма ощутимый
протекционистский эффект. В течение всех 90-х годов шла отчаян-
ная борьба за выживание в экстремальных условиях.


9.2. Основные модели
экономического поведения предприятий
в переходной экономике

Доминирующей моделью экономического поведения россий-
ских предприятий на протяжении всех 90-х годов, не преодоленной
в полной мере и поныне, явилась ориентация на выживание. Такая
модель поведения была порождена прежде всего тяжелым финан-
совым положением большинства акционированных предприятий.
Напомним в этой связи, что около четверти советских предприятий
были планово убыточными. Число их возросло до 40% в 90-е годы.
Основными мотивами такого поведения, его целевой установкой
оказалось стремление сохранить профиль и масштабы производ-
ства, соответственно — традиционных поставщиков и потребите-
лей, а также управленческие функции в руках инсайдеров, то есть
бывших директоров предприятий, путем сосредоточения в своих
руках контрольного пакета акций. В разных сферах деятельности
стратегия на выживание достигалась разными способами.
Так, в институциональной сфере такое выживание обеспечива-
лось стремлением не допустить аутсайдеров к управлению предпри-
ятием, войти в вертикально интефированные структуры, склады-
вавшиеся в процессе реорганизации отраслевых министерств и ве-
домств; во взаимоотношениях с властными структурами преоблада-
ла стратегия лоббирования в целях получения финансовой помощи,
прямых и косвенных субсидий, нефинансовой поддержки и пр.



262
В области снабжения и сбыта выживанию способствовала ори-
ентация на ранее сложившиеся хозяйственные связи, поиски но-
вых рынков сбыта, реструктуризацию ассортимента выпуска и
сдерживание цен на готовую продукцию, использование дилерской
сети, налаживание собственной системы сбыта — создание фир-
менных магазинов, маркетинговых центров и т.д.
В сфере занятости в годы формирования контрольного пакета ак-
ций преобладало стремление к сохранению трудового коллектива,
а по мере завершения данного процесса — постепенное выдавлива-
ние излишней рабочей силы, главным образом неквалифицирован-
ной и преимущественно на добровольной основе, в целях формирова-
ния оптимальных потребностей производства трудового коллектива.
Адаптация к финансовым ограничениям осуществляется путем
более пристального внимания к анализу факторов, определяющих
соотношение доходов и расходов; путем переориентации на произ-
водство рентабельной продукции и сохранения нерентабельной
лишь при наличии гарантированного спроса; путем рентоориенти-
рованного поведения, то есть поиска субсидий, привилегий, регу-
лирования местного рынка с помощью региональных и муници-
пальных властей; путем перехода контролируемого оборота к рас-
четам наличными, прежде всего по отношению к новым и разовым
покупателям, а также широкого использования бартерных сделок
в целях преодоления дефицита оборотных средств и ограниченнос-
ти платежеспособного спроса.
Выживанию в инвестиционной сфере способствовала ориента-
ция на реструктуризацию производства и активную инвестицион-
ную политику, что достигалось составлением бизнес-планов и ин-
вестиционных проектов, поиском потенциальных инвесторов под
их реализацию, привлечением информационных и консалтинго-
вых фирм, налаживанием контактов с отраслевыми и региональ-
ными властными структурами и т.д. Успешному развертыванию ин-
вестиционной деятельности препятствовали такие факторы, как
низкое качество бизнес-планов и инвестиционных проектов, де-
фицит собственных инвестиционных средств, непривлекатель-
ность большинства предприятий для внешних инвесторов, уста-
новка на закрытость компании, инвестиционные риски. Послед-
ние весьма многообразны. Прежде всего это риски, связанные с са-
мим объектом приватизации, на региональном уровне дополняе-


263
мые рисками, порождаемыми противодействием региональных
властей рыночным преобразованиям в так называемых красных
поясах, экологическими (степень загрязненности окружающей
среды, удорожающей инвестиционные проекты), социальными
(наличие беженцев, уровень безработицы, уровень реальных дохо-
дов и пр.), рисками, обусловленными слабой адаптацией местного
населения к рыночным условиям.
Конец 90-х годов ознаменовался завершением трансформаци-
онного спада и началом экономического подъема. Для выживших
предприятий актуальной становится проблема перехода от страте-
гии выживания к стратегии экономического роста, что особенно
четко просматривается на предприятиях, где появился собствен-
ник, подлинность которого и удостоверяется возрождением вос-
производственного процесса путем развертывания инвестицион-
ной деятельности, посредством которой этот социальный статус
воспроизводится. Наибольшую активность при этом проявляют
аутсайдеры, сумевшие в ходе жесткой конкурентной борьбы осу-
ществить накопление денежного капитала, ныне все шире ис-
пользуемого в качестве инвестиций. Важными факторами эконо-
мического роста становятся также растущий профессионализм
менеджмента российских компаний, агрессивность отечествен-
ного бизнеса в борьбе с импортом за внутренний рынок и успеш-
ное продвижение российских товаров на внешний при все боль-
шей ориентации на внутренний рынок, прежде всего потреби-
тельский.
Однако лидерами экономического роста все еще остаются экс-
портно-ориентированные отрасли, на долю которых приходится
наибольший прирост инвестиций, составивший за 2003 г. рекорд-
ные за годы реформирования 12%, а также потребительский сектор,
особенно пищевая промышленность. Главными препятствиями для
экономического возрождения остаются не вполне преодоленный
дефицит инвестиционных средств, низкий платежеспособный
спрос населения — важнейший фактор экономического роста, что в
значительной мере является следствием экспортной ориентации
экономики, а также, что очень важно на данном этапе, отсутствие
четкой долгосрочной программы социально-экономического раз-
вития. Так, доля фонда заработной платы в российском ВВП даже с
учетом теневой экономики составляет в настоящее время не более


264
25%, в то время как в США этот же показатель равен 60—62%. Таков
эталон современной социально ориентированной рыночной эконо-
мики постиндустриального развития.


9.3. Кризис неплатежей:
причины, последствия, пути преодоления

Тяжелое финансовое положение большинства российских пред-
приятий, породившее стратегию на выживание, явилось одной из
причин кризиса неплатежей, разыгравшегося в 90-е годы и не в
полной мере преодоленного к настоящему времени. Просроченная
задолженность как массовое явление присуща и развитой рыноч-
ной экономике в период экономического кризиса. В переходной
экономике промышленный цикл еще не сложился, ей присущ
трансформационный спад. И кризис неплатежей явился одной из
форм его проявления, оказавшейся столь же глубокой, продолжи-
тельной и труднопреодолимой, как и сам спад.
Неплатежи в этот период приобрели всеобщий характер. Они
распространились на всех контрагентов предприятий, имевших
задолженность по кредитам коммерческим банкам, поставщикам
и подрядчикам — за поставленные товары, предоставленные услу-
ги и выполненные работы, собственным работникам — по зара-
ботной плате, государству — по налоговым и прочим платежам.
Если конкретизировать причины этого кризиса, то можно выде-
лить следующие:
- либерализация цен в январе 1992 г., сопровождавшаяся обесце-
нением оборотных средств предприятий и резким снижением пла-
тежеспособного спроса, означавшим сжатие внутреннего рынка;
- кризис самофинансирования, усугубленный упразднением си-
стемы государственного финансирования;
- мощный отток свободных денежных средств из реального сек-
тора в финансовый ввиду предпочтительности спекулятивной про-
крутки денег в нем, что еще более усугубляло дефицит денег как та-
ковых, порожденный политикой денежных рестрикций, проводи-
мой государством в 90-е годы в антиинфляционных целях;
- длительная неоплата государством собственных заказов, не-
своевременная выплата им заработной платы работникам бюд-


265
жетной сферы, занятость в которой составляет порядка половины
трудоспособного населения страны, запаздывание с выплатой со-
циальных трансфертов;
- не вполне экономически обоснованная относительно состоя-
ния налогооблагаемой базы, но обусловленная высокой государ-
ственной задолженностью налоговая политика государства, на на-
чальных этапах проведения которой у предприятий изымалась
большая часть полученной прибыли, что еще более углубляло кри-
зис самофинансирования;

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>