<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

что свидетельствует об их не вызывающей сомнений более высокой
эффективности в условиях, когда их подлинная реорганизация в
рыночные структуры все еще далека от завершения.



286
Вполне естественно, что кризисное состояние как исходное для
большинства советских колхозов и совхозов, унаследованное их
преемниками, сдерживает процесс реорганизации на рыночных на-
чалах, не говоря уже о таком серьезном препятствии, как сохраняю-
щийся во многом прежним менталитет бывших колхозников и ра-
ботников совхозов в отношении их трудового усердия в обществен-
ном хозяйстве. К тому же многими из них утрачены едва ли не пол-
ностью навыки к самостоятельному хозяйствованию, что и застав-
ляет держаться за бывшие колхозы и совхозы, хотя опорой они яв-
ляются весьма слабой, так как многие из них и по сей день находят-
ся в критическом состоянии. Основой выживания преобладающей
массы сельского населения в крупных хозяйствах, как и в советские
времена, по-прежнему служит личное подсобное хозяйство.
Принципиально иная ситуация сложилась в хозяйствах граж-
дан. По существу, все формы такого хозяйства, кроме фермерско-
го, не только существовали при социализме, но уже и тогда отлича-
лись более высокой эффективностью. А теперь они еще и наделены
землей, перешедшей в их частную собственность, что еще более
стимулирует трудовую деятельность. К тому же появилась реальная
возможность расширения производства путем купли или аренды
земли, что становится основой их перерастания в рыночные хозяй-
ства. И хотя отечественное сельскохозяйственное машиностроение
в советские времена было нацелено на производство техники для
крупных, а не для индивидуальных мелких хозяйств, а потому уро-
вень оснащенности техникой крупных хозяйств, даже не будучи
высоким, все же несопоставим с уровнем оснащенности индивиду-
альных хозяйств, использующих преимущественно ручной труд,
примитивную технику, — тем не менее именно индивидуальное хо-
зяйство сельского и городского населения в наибольшей мере де-
монстрирует свою жизненную силу вопреки всем объективным
трудностям. Вполне логично, что по мере насыщения техникой оно
будет эволюционировать в фермерское с возрастанием вклада в
производство товарной сельскохозяйственной продукции, тем бо-
лее что по мере повышения платежеспособного спроса населения
спрос на сельскохозяйственную продукцию неуклонно растет —
со стороны возрождающихся предприятий перерабатывающей
промышленности, приватизированных предприятий, торгующих
продовольственными товарами, равно как и предприятий обще-


287
ственного питания. Растущий спрос на сельскохозяйственную про-
дукцию становится важнейшим фактором экономического подъ-
ема всех отраслей АПК. А уж кто окажется наиболее конкуренто-
способным товаропроизводителем — крупное совместное или ин-
дивидуальное крестьянское хозяйство, покажет время. Важно со-
здать в ходе институциональных преобразований благоприятные
предпосылки для становления и функционирования того и другого.


10.3. Объективная необходимость и основные
направления государственной поддержки сельского
хозяйства

Как уже отмечалось, сельское хозяйство в постсоциалистичес-
кой экономике России оказалось в состоянии чрезвычайно глубо-
кого кризиса. И уже вследствие этого обстоятельства государство
не может быть безучастным к судьбе отрасли, определяющей про-
довольственную безопасность страны. Такая безопасность пред-
полагает обеспечение соответствующими ресурсами, производ-
ственным потенциалом и гарантиями национальной экономики и
ее АПК. В свою очередь, подобное обеспечение позволяет удов-
летворять потребности населения в продуктах питания в соответ-
ствии с физиологическими нормами, не снижая при этом госу-
дарственного продовольственного резерва с учетом изменяющих-
ся внутренних и внешних обстоятельств. Для России решение
этой проблемы чрезвычайно актуально в условиях далеко не пре-
одоленного кризисного состояния сельского хозяйства, длитель-
ного характера институциональных преобразований, низкой эф-
фективности сельскохозяйственного производства, слабой кон-
курентоспособности его продукции на внешних рынках, а уж тем
более — в преддверии вступления страны в ВТО, налагающего на
нее определенные обязательства и ограничения во внешнеэконо-
мической деятельности.
При решении государством проблемы продовольственной без-
опасности возможны варианты. Может быть поставлена цель актив-
ного включения национальной экономики в систему международ-
ного разделения труда, можно пойти по пути проведения полити-
ки активного аграрного протекционизма, можно найти оптималь-


288
ный вариант сочетания того и другого. Последний представляется
наиболее приемлемым для российских условий вариантом решения
данной проблемы. А реалии таковы, что кризисное состояние от-
расли далеко не преодолено, зависимость национальной экономики
от импорта продовольствия по-прежнему остается высокой, а кон-
курентоспособность отечественной продукции — низкой. Поэтому
жизненно необходима существенная и всесторонняя поддержка
сельского хозяйства, равно как и АПК в целом, со стороны государ-
ства для обеспечения сбалансированного развития всех его блоков.
Такую поддержку вполне уместно осуществлять и путем проведения
политики умеренного аграрного протекционизма.
Мировой практикой наработаны многообразные и весьма эф-
фективные способы и методы вмешательства государства в дея-
тельность этого комплекса в условиях рыночной экономики. Оно
осуществляется методами проведения налоговой и таможенной по-
литики, предоставлением льготных кредитов, а также бюджетных
субсидий наиболее слабым и вместе с тем значимым звеньям этого
комплекса, воздействием на уровень оплаты труда, развитием со-
циальной сферы на селе за счет средств государственного бюджета,
что является не только фактором повышения жизненного уровня
сельского населения, но и фактором закрепления трудоспособного
населения в сельской местности. Широко используется система го-
сударственных заказов на производство сельскохозяйственной
продукции с гарантированными ценами по ним в рамках долго-
срочной государственной программы, ограничивается тенденция к
монополизму путем регулирования паритета цен на сельскохозяй-
ственную и промышленную продукцию.
Как показывает китайский опыт аграрных преобразований, чрез-
вычайно перспективным является стимулирование развития местной
промышленности на селе, что позволяет снижать издержки на пере-
работку сельскохозяйственной продукции, преодолевать сезонный
характер занятости сельского населения, обеспечивать прирост рабо-
чих мест, стоимость которых к тому же в сельской местности значи-
тельно ниже, чем в городе. В этой же связи более чем актуально воз-
рождение промысловой кооперации, в дореволюционное время для
России традиционной и весьма эффективно функционировавшей.
Немаловажное значение имеет и законотворческая деятель-
ность государства, направленная на подлинную защиту прав собст-


289
венности, в том числе и на землю, от произвола местного чинов-
ничества и криминальных структур, на правовое регулирование
взаимоотношений между хозяйствующими на селе субъектами.
Вместе с тем при формировании законотворческой базы следует
исходить и из того, что земля является национальным достояни-
ем. Поэтому общество не может допустить полновластного рас-
поряжения ею исключительно по усмотрению собственника. За
государством в цивилизованных странах остается контроль,
обеспечивающий защиту интересов всего общества по сохране-
нию, воспроизводству и эффективному целевому использованию
земельных ресурсов. Так, государство призвано законодательно
закрепить использование сельскохозяйственных угодий (а в их
состав включаются пашня, залежь, многолетние насаждения,
сенокосы и пастбища), только для сельскохозяйственного произ-
водства хозяйствующими субъектами, имеющими специальное
образование и опыт работы в сельском хозяйстве. В случае их не-
использования или нецелевого использования должно быть
предусмотрено изъятие у собственников сельскохозяйственных
угодий в законодательном порядке с передачей в резервный фонд
государства или органам сельского самоуправления. Такая дея-
тельность государства призвана обеспечивать повышение эффек-
тивности труда в отраслях АПК, сельского хозяйства — в том чис-
ле и прежде всего, что и становится основой роста жизненного
уровня населения, укрепления продовольственной безопасности
страны.
Накопленный развитыми странами опыт государственной
поддержки сельского хозяйства вполне может быть использован и
в постсоциалистических странах, с корректировкой на нацио-
нальные особенности и традиции, на переходное состояние эко-
номики. Следует иметь в виду и то, что в российских условиях ны-
не чрезвычайно актуализировался вопрос об улучшении качества
сельскохозяйственных угодий, резко снизившегося за годы ры-
ночных преобразований. Это нашло выражение в эрозии почвы,
ее засолении, резком сокращении содержания гумуса, что приве-
ло к значительному падению плодородия почвы. Пагубны послед-
ствия разрушения мелиоративной системы, длительного неис-
пользования минеральных и органических удобрений большин-
ством хозяйств.


290
Особое место в государственном регулировании АПК занима-
ет внешнеэкономическая деятельность, направленная на защиту
интересов национального производителя. Такая защита должна
дифференцироваться по отдельным видам товаров и товарных
групп в зависимости от насыщенности внутреннего рынка конку-
рентоспособной отечественной продукцией. При этом, однако,
должна достигаться гармонизация экономических интересов про-
изводителей и потребителей сельскохозяйственной продукции,
которые, как известно, далеко не всегда совпадают.
Государственная поддержка сельскохозяйственных производи-
телей должна быть дифференцированной в зависимости от их фи-
нансового положения и перспектив развития. Предоставление
всякого рода ссуд и льгот должно осуществляться на конкурсной
основе тем, кто действительно способен использовать их с наи-
большим экономическим эффектом. Весьма перспективна скла-
дывающаяся в стране система лизинга сельскохозяйственной тех-
ники, позволяющая даже в условиях дефицита денежного капита-
ла немедленно приступить к механизации и автоматизации сель-
скохозяйственного труда. Необходим государственный контроль
за использованием льготного кредита. Несостоятельно огульное
списание задолженности. В отношении убыточных хозяйств целе-
сообразно введение внешнего управления, под эгидой которого
осуществляется их финансовое оздоровление путем реструктури-
зации задолженности, проведения реорганизации, воздействия на
специализацию в целях большего соответствия местным природно-
климатическим условиям и пр.
Буквально в последние годы наметилось возрождение россий-
ского сельского хозяйства и, что весьма примечательно, появились
первые признаки восстановления страной экспортного потенциала
зерна. И в этой связи важно закрепить этот потенциал в целях его
дальнейшего наращивания путем повышения плодородия почв,
насыщения отрасли сельскохозяйственной техникой, интенсивно-
го развития в стране соответствующей транспортной, складской и
прочей инфраструктуры, реорганизации закупочной системы, кон-
троля за паритетом цен, стимулирования деятельности институтов
рыночной инфраструктуры, обслуживающих аграрный сектор, что
в совокупности и позволит обеспечить возрождение не только
сельского хозяйства, но и АПК в целом.


291
Вопросы для повторения:
1. Какова специфика аграрных отношений в социалистическом
обществе?
2. Чем объяснялось кризисное состояние сельского хозяйства в
советской экономике?
3. Какие факторы обусловили углубление аграрного кризиса в пе-
реходный период?
4. Каковы основные направления аграрных преобразований в рос-
сийской экономике?
5. Какие типы индивидуального и совместного хозяйствования
формируются в аграрном секторе в процессе рыночных преоб-
разований?
6. Как происходит становление рыночного оборота земли и како-
ва его значимость в повышении эффективности сельскохозяй-
ственного производства?
7. Чем определяется необходимость государственной поддержки
сельского хозяйства и в каких формах она осуществляется?
Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Аграрный кризис в советской экономике: причины и масштабы.
2. Особенности аграрных преобразований в постсоциалистичес-
кой российской экономике.
3. Проблемы становления частной собственности на сельскохо-
зяйственные угодья и оборота земли в российской экономике.
4. Основные виды сельскохозяйственных предприятий в современ-
ной российской экономике и эффективность их деятельности.
5. Формы, способы и масштабы государственной поддержки сель-
скохозяйственных производителей в постсоциалистической
экономике.

Литература:
1. Буздалов И. Частная собственность на землю - основа эффек-
тивного сельского хозяйства//Вопросы экономики. — 2000, №7.
2. Земельный вопрос и аграрная реформа. Рубрика/Вопросы
экономики, 2001, №8.
3. Рылько Д. Новые сельскохозяйственные операторы в аграрной
системе России//Мировая экономика и международные
отношения. — 2001, №1.


292
4. Теоретические проблемы переходной экономики/Под ред.
В.В. Радаева. - М.: ТЕИС. 2003 (гл. 5.4).
5. Экономика: Учебник. — М.: Проспект, 1998 (гл.31).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предлагаемом учебном пособии рассмотрен основной круг
проблем, порожденных преобразованием плановой социалистиче-
ской экономики в рыночную капиталистическую. Подводя итоги,
отметим наиболее существенные моменты:
- социализм как экономическая система в полной мере выявил
свою несостоятельность с точки зрения обеспечения прогресса обще-
ства, измеряемого в конечном счете ростом благосостояния населе-
ния, а потому и не подлежит реанимации, что, однако, не исключает
временного отступления, движения вспять, что и находит выражение
в призывах и даже фактическом пересмотре итогов приватизации;
- движение к рыночной экономике носит необратимый харак-
тер, что вполне соответствует интересам всех слоев населения, а от-
нюдь не только собственников, как это представляется на первый
взгляд. Именно собственники прежде всего призваны обеспечить
возрождение национальной экономики, так как это тождественно
воспроизводству их социального статуса в качестве таковых;
- высокая социальная цена рыночных преобразований неизбеж-
на в условиях, когда экспроприации подлежит собственность всего
народа, а вместе с ней упраздняются экономические формы ее реа-
лизации, среди которых наиболее осязаемыми являются всеобщая
гарантированная занятость и фактически бесплатное предоставле-
ние общественно значимых благ и услуг через общественные фон-
ды потребления, утрата которых воспринимается населением осо-
бенно болезненно;
- государство в меру своих ограниченных возможностей небез-
успешно сглаживает негативные социальные последствия ради-
кальных институциональных преобразований, что и позволило из-
бежать крайних форм социальных конфликтов, подобных граждан-
ской войне, последовавшей за революцией 1917 г.;
- государство переходного периода все в большей мере позицио-
нирует себя в качестве носителя общенациональных интересов,


293
усиливая социальную политику, ужесточая борьбу с коррупцией,
повышая эффективность контроля за частнопредпринимательской
деятельностью, направляя ее в русло реализации вышеуказанных
интересов;
- экономический рост, в ходе которого преодолеваются струк-
турные и технологические дисбалансы предшествующего развития,
решается проблема макроэкономического равновесия в соответ-
ствии с рыночными критериями, приобретает и в российской эко-
номике устойчивый характер;
- по мере укрепления хозяйственного законодательства все бо-
лее цивилизованные формы приобретает конкурентная борьба, хо-
тя криминализация экономической деятельности все еще остается
высокой.
Преждевременно пока говорить о завершении переходного
периода в большинстве постсоциалистических стран, в России —
в том числе. Промышленный капитал не получил всеобщего рас-
пространения, по-прежнему сохраняется в тех или иных масштабах
нерыночный сектор, не завершено формирование нового класса
собственников, продолжается раздел и передел объектов собствен-
ности и становление корпоративного управления, полным ходом
идут институциональные преобразования, включая преобразова-
ние деятельности государственных институтов в соответствии с за-
конами смешанной рыночной экономики. И тем не менее в исто-
рически кратчайший срок Россия сделала гигантский шаг на тер-
нистом пути формирования национальной модели современной
рыночной экономики.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов Н.И. Политическая экономия современного способа производства. —
М.: Экономика, 2002.
2. Бальцерович Л• Социализм, капитализм, трансформация. — М.: Наука, 1999.
3. Булатов В.В. Фондовый рынок в структурной перестройке экономики. —
М.: Наука, 2002.
4. Бердяев Н.А. Судьба России. — М : Наука, 1990.
5. Бюро экономического анализа. Обзор экономической политики в России
за 2001 год. — М.: ТЕИС, 2002.
6. Волконский В.А. Институциональные проблемы российских реформ. — М.: 1998.
7. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. —
М.: Советская Россия: МП «Октябрь», 1991.
8. Воспроизводство и экономический рост/Под ред. В.Н.Черковца, В.А.Бирюкова. —
М.: ТЕИС, 2001.
9. Гайдар Е. Т. Государство и эволюция. — М.: 1995.
10. Колодко Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических
преобразований. — М.: 2000.
11. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. Большие циклы
конъюнктуры. — М.: Экономика, 1989.
12. Корнай Я. Дефицит. — М.: Наука, 1990.
13. Корнай Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма. —
М.: НП Журнал «Вопросы экономики», 2000.
14. Красникова ЕВ. Развитие капитализма в России век спустя. — М.: ТЕИС, 2003.
15. Львов Д.С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002.
16. Некипелов А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма. — М.: ЦИСН Миннауки
России, 1996.
17. Нигматулин Р. Как обустроить экономику России. — М.: 2003.
18. Носова С.С. Экономическая теория. Краткий курс, часть 5. — М.: ВЛАДОС, 2003.
19. ОслундА. Строительство капитализма: рыночная трансформация стран бывшего
советского блока. — М.: Логос, 2003.
20. Петраков Н.Я. Русская рулетка. Экономический эксперимент ценою 150 мил-
лионов жизней. — М.: Экономика, 1998.
21. Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой: итоги теоретического
и практического поиска. — М.: Издательская фирма «Химия и бизнес», 1999.
22. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки на-
шего времени.— СПб: Алетейя, 2002.
23. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. — М.: ТЕИС, 2002.



295
24. Российская экономика. Финансовая система/Под ред. В.В. Герасименко,
А.Е. Городецкого. - М.: ТЕИС, 2000.
25. Рыночная система России: эволюция экономической роли государства. Под ред.
АЛ. Пороховского. — М.: ТЕИС, 2001.
26. Серова Е.В. Аграрная экономика. — М.: Экономика, 1999.
27. Теория переходной экономики. Микроэкономика/Под ред. В.В. Герасименко —
М.:ТЕИС, 1997.
28. Теория переходной экономики. Макроэкономика/Под ред. Е.В. Красниковой.
- М . . Т Е И С , 1998.
29. Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и пер-
спективы/Под ред. К.А. Хубисва. — М : ТЕИС, 2003.
30. Франк С.Л. Из размышлений о русской революции//Новый мир. — 1900, №4.
31. Хайек Ф.-А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М.: Экономи-
ка, 1995.
32. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. С. 169—194.
33. Экономические субъекты постсоветской России. В 3 ч./Под ред. P.M. Нуреева. —
М.: Московский общественный научный фонд, 2003.
34. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. —
М.: ГУ-ВШЭ, 2002.



Красникова Евгения Васильевна

Экономика переходного периода
Учебное пособие

Главный редактор И.В. Кондаков
Редактор А. В. Корзун
Корректор Л. М. Михайлова
Компьютерная верстка К. Пахорукова

Подписано в печать 15.01.2005. Формат 60x90/16
Гарнитура Newton С
Усл. печ. л. 18,5. Тираж 2000 экз. Заказ № А-41


ООО «Омега-Л»
123002, Москва, Столярный пер., д. 14, под. 2, оф. 23
Тел: (095)258-08-38
www.omega-l.ru

Отпечатано в типографии ГУП ПИК «Идел-Пресс» в полном
соответствии с качеством предоставленных диапозитивов.
420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.

<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ