<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

циализма с «китайской спецификой», весьма существенно отлича-
ющуюся от советской.
Преобразование аграрных отношений осуществлялось путем
роспуска народных коммун и превращения крестьянской семьи в
первичную производственную ячейку, действующую на принци-
пах подворного семейного подряда. Земля, оставаясь в государ-
ственной собственности, предоставляется в аренду, срок которой
непрерывно увеличивался, вплоть до пожизненной аренды. В пер-
вые же годы были существенно повышены государственные заку-
почные цены, ныне они устойчивы, но крестьяне получили свобо-
ду выбора рынка сбыта своей продукции. Деколлективизация
сельского хозяйства создала предпосылки для формирования
рыночных отношений в данной отрасли хозяйства, где занято око-
ло 70% населения. Экономический эффект аграрных преобразова-
ний был огромным: мотивация к труду возросла настолько, что да-
же при сохранении прежней технико-технологической оснащен-
ности китайские крестьяне оказались мировыми лидерами по тем-
пам роста производительности труда. Как оказалось, навыки к само-
стоятельному хозяйствованию за 30 лет не были утрачены, сохра-
нились традиции крестьянского труда. В результате уже к середине


144
80-х годов сельскохозяйственное производство удвоилось, а к на-
стоящему времени увеличилось в 4 раза. Потребности в продукции
сельского хозяйства удовлетворяются полностью за счет собствен-
ного производства.
Специфика политики внешней открытости состояла в том, что
она с самого начала была направлена на привлечение прямых ино-
странных инвестиций. Ее последовательное и глубоко продуман-
ное проведение позволило успешно решить проблему дефицита
инвестиционных средств путем привлечения в огромных масшта-
бах иностранного капитала, за счет которого создавалось высоко-
технологичное наукоемкое современное производство в таких ве-
дущих отраслях народного хозяйства, как энергетика, машиностро-
ение, приборостроение, производство ЭВМ, средств связи, обору-
дования для нефтедобычи, медицинского оборудования, оборудо-
вания для развития легкой, пищевой и фармацевтической про-
мышленности. Создание всякого рода экономических зон способ-
ствовало быстрому развитию рыночных отношений, которые в
первую очередь и обеспечивали высокие темпы экономического
роста. Немаловажное значение имеет и их чрезвычайно высокий
демонстрационный эффект. К тому же после воссоединения с Гон-
конгом более половины прямых иностранных инвестиций оказа-
лись внутренними. Оздоровление инвестиционного климата —
в значительной мере благодаря экономическому зонированию —
способствовало признанию КНР «территорией, благоприятной для
международного инвестирования». Надолго КНР приходится ныне
более 20% инвестиций в развивающиеся страны, каковым статусом
она обладает.
Одновременно с аграрной реформой началась реформа государ-
ственного сектора, но протекает она более медленно и с меньшим
эффектом. Здесь широко апробируются многообразные формы хо-
зяйствования. Цель их внедрения — преодоление жесткого центра-
лизованного государственного регулирования производства, снаб-
жения и сбыта готовой продукции. Ныне практикуется создание
двух видов компаний на базе государственных предприятий в целях
создания конкурентоспособных на мировых рынках конгломера-
тов. За государством остаются такие функции, как назначение ру-
ководства, поглощение слабых предприятий сильными, формиро-
вание направлений НИОКР, предоставление всякого рода эконо-


145
мических преференций. Государство, оставаясь собственником
имущества предприятия, созданного за счет бюджетных инвести-
ций, освобождается от материальной ответственности за деятель-
ность предприятия. Активизируется кредитная политика государ-
ства, направленная на замену безвозвратного бюджетного финан-
сирования кредитами.
Вместе с тем переход на корпоративную форму означает осво-
бождение корпорации от вмешательства административных орга-
нов в текущую деятельность государственных предприятий, обла-
дающих статусом юридического лица, в качестве такового осу-
ществляющего покрытие убытков за счет займов под залог имуще-
ства, продажу части акций для покрытия убытков, объявление
банкротства; предприятие несет ответственность перед государ-
ством-собственником за своевременную уплату налогов и выплату
дивидендов по акциям. Государственный пай при этом может быть
разным в зависимости от размера имущества, сформированного за
счет государственных инвестиций.
К настоящему времени разработана программа реформы госу-
дарственного сектора на период до 2010 г., направленная на повы-
шение деятельности государственных предприятий, едва ли не по-
ловина из которых остаются убыточными. Это было признано на-
циональным бедствием, а потому и реформирование государствен-
ного сектора рассматривается как «штурм хорошо вооруженной
крепости», по выражению Чжу Жунцзи — одного из последних
премьер-министров КНР, а ныне члена Постоянного комитета По-
литбюро ЦК КПК. Государственные предприятия мыслится оста-
вить лишь в ключевых отраслях, что вполне соответствует природе
современной рыночной экономики.
В ходе осуществления реформы КНР достигла выдающих-
ся успехов. Так, соотношение форм собственности изменилось
в пользу негосударственных форм; преобразована планово-рас-
пределительная система; прямое административно-командное
регулирование уступило место косвенному с преобладанием эко-
номических методов воздействия; с 1994 г. введена конвертируе-
мость национальной валюты; заложен механизм устойчивого
экономического роста; среднегодовой прирост доходов городс-
кого населения составил 6,5%, сельского — 8,2%, сбережения на-
селения выросли в 106 раз при среднегодовом росте заработной


146
платы в 33,5%; с 1.05. 1995 г. введена 40-часовая рабочая неделя.
Ныне КНР наряду с дешевыми товарами широкого потребления
в нарастающих масштабах экспортирует высокотехнологичную
продукцию.
Примечательно, что Китаю на протяжении всех лет реформи-
рования удается успешно выполнять трехэтапный план социаль-
но-экономического развития, рассчитанный до середины XXI ве-
ка, в соответствии с которым на первом этапе, то есть до середи-
ны 90-х годов, достигнуто удвоение валовой продукции промыш-
ленности и сельского хозяйства и обеспечение населения страны
продовольствием и одеждой, на втором, а это к 2000 году, — утро-
ение ВВП и становление общества «среднего достатка», к середи-
не века мыслится достигнуть уровня среднеразвитых стран по ду-
шевому ВВП и завершить в основном модернизацию народного
хозяйства.
Новая страница в реформировании китайской экономики
была открыта последним, XVI съездом КПК, состоявшимся
8—14 ноября 2002 г. Особую актуальность приобрела концепция
«сяокан», в порядке ускоренной реализации которой конкретизи-
руется задача построения к 2020 г. общества «среднего достатка».
Такой формулировкой в какой-то мере затушевывается идеологи-
ческая нагрузка на процесс реформирования, что соответствует
снижению популярности социалистических и коммунистических
лозунгов в массовом общественном сознании. Достижение постав-
ленной цели предполагает увеличение к 2020 г. ВВП КНР в 4 раза и
на этой основе доведение его душевого уровня до 3000—3500 долл.
Факторы такого экономического роста усматриваются лидерами
КПК в интенсификации производства на основе использования
современной технологии, в урбанизации аграрной экономики,
в государственном стимулировании развития отсталых западных
районов, в дальнейшем реформировании государственных пред-
приятий и развитии частного предпринимательства, в повышении
эффективности макроэкономического регулирования на основе
признания ведущей роли рынка, в проведении рыночной реформы
социальной сферы, в дальнейшей интеграции китайской эконо-
мики в мировую, используя открывшиеся возможности в связи с
вступлением в ВТО, в обеспечении максимально возможной заня-
тости. Партийным съездом предусмотрено ускорение процесса


147
разгосударствления экономики, в связи с чем КНР приступает к раз-
мещению акций своих предприятий на мировых фондовых рынках.
Их общий объем продаж к концу года составит 15 млрд. долл.
(«Известия», 22 января 2004). В собственности государства пред-
полагается оставить «очень немногие объекты», то есть только
стратегически важные. По существу, речь идет о приватизации
«по-китайски», фактически начавшейся с 1992 г. при ее официаль-
ном неприятии. За прошедшие годы общая стоимость проданных
государственных активов составила 63 млрд долл.(там же). Новый
этап приватизации обеспечивает врастание китайской экономики
в цивилизованный финансовый рынок. Тем самым делается еще
один крупный шаг на пути превращения китайской экономики в
рыночную.
Высокими остаются среднегодовые темпы роста ВВП. Они пла-
нируются на уровне не менее 7%, то есть очень высокие для стра-
ны с годовым ВВП более 1 трлн. долл., хотя это и ниже, чем 9,4%
его среднегодового прироста за период с 1979 по 2001 гг. и 9,1% —
за 2003 г. Экономический рост обеспечивается прежде всего огром-
ным притоком в страну прямых иностранных инвестиций, общий
объем которых за 1979—2001 гг. составил 400 млрд. долл., в том чис-
ле 47 млрд. — за 2001 год, более 52 — за 2002.
Таким образом китайские реформаторы не только не допусти-
ли спада в экономике, но и обеспечили непрерывный экономиче-
ский рост четко' выраженной социальной направленности. Опыт
этот уникален и не подлежит тиражированию даже в постсоциа-
листических странах, так как порожден сугубо национальными
обстоятельствами. Среди них такие, как особенности предшест-
вовавшего социалистического развития, порожденные авантюри-
стической политикой «больших скачков» и народных коммун. Ее
проведением, а не природой социализма как такового и объясня-
лось происхождение постигших страну неудач. Поэтому не было
оснований для отказа от социализма, тем более в стране массовой
нищеты, а следовательно, и от социалистической идеологии и ло-
зунгов. Тем самым гарантировалась социальная и политическая
стабильность, чем и обеспечивалась привлекательность китай-
ской экономики в глазах внешних инвесторов. Вместе с тем была
коренным образом пересмотрена концепция научного социализ-
ма и сформирована, по существу, новая, не только позволявшая,


148
но предполагавшая широкое развитие рыночных отношений на-
ряду с сохранением государственной собственности. Глубокому
реформированию подверглась и государственная собственность в
целях коммерциализации деятельности государственных пред-
приятий, хотя именно в этой области успехи оказались наимень-
шими. Преобразованию прежде всего подверглись аграрные отно-
шения, что весьма логично. Как известно, именно сельское хо-
зяйство является исторически и логически исходной сферой эко-
номической деятельности, именно им обеспечивается националь-
ная продовольственная безопасность страны, оно играет огром-
ную роль в достижении цели всякой экономической деятельнос-
ти. Не менее важно и то, что аграрные преобразования открыли
двери для вхождения в рынок 70% китайского населения. Приме-
чательно, что по мере все более полного насыщения первичных
потребностей, повышения уровня реальных доходов постепенно
утрачивается привлекательность социалистических и коммунис-
тических лозунгов. Это и позволило последнему партийному
съезду уйти от чрезмерной идеологизации в формулировке цели,
состоящей, как уже отмечалось, в построении к 2020 г. общества
«среднего достатка» и даже, страшно сказать, в разрешении всту-
пать в КПК «передовым элементам из других слоев населения», то
есть не только рабочим, крестьянам, военнослужащим, интелли-
гентам, как это было до XIV съезда.
Подводя итоги, можно отметить следующие особенности китай-
ской реформы:
- она осуществляется на основе концепции социалистического
планового рыночного хозяйства, позволяющей использовать в
меру экономической целесообразности преимущества планового
механизма хозяйствования, ориентированного на использование
законов рыночной экономики, не прибегая при этом к копирова-
нию чужого опыта;
- высокие темпы экономического роста успешно сочетаются со
стабильностью;
- успешно реализуется формула: развитие — цель, стабильность —
предпосылка, реформа — движущая сила;
- методы государственного регулирования обеспечивают эконо-
мический рост на самых ответственных направлениях: сельское хо-
зяйство, потребительский сектор, приток иностранного капитала,


149
ориентированного на высокотехнологичное наукоемкое произ-
водство;
- успешное разграничение и сочетание методов и способов мак-
рорегулирования и макроконтроля;
- достигнута оптимальная хронологическая последовательность
реформы: каждый последующий шаг обоснован предыдущим;
- реформа оказалась самодостаточной, так как соответствует ин-
тересам всех слоев населения: правящая номенклатура, иницииро-
вав и возглавив реформу, сохранила политическую власть в своих
руках; реформа поддержана и снизу, так как сопровождается непре-
рывным ростом жизненного уровня трудящихся масс на протяже-
нии всех лет.
Итак, базовые модели реформирования имеют существенные
различия с точки зрения способов, методов, последовательности и
темпов осуществления рыночных преобразований, что обусловле-
но различием теоретического подхода к их обоснованию. В свою
очередь, это объясняется тем, что в КНР причина негативных по-
следствий социалистического развития связывалась с неоправдан-
ным экспериментированием в годы правления Мао Цзедуна.
Принципиально иная ситуация сложилась в СССР. Разрушитель-
ные последствия 75 лет социалистического развития — и при этом
без существенных отступлений от теоретических постулатов кон-
цепции научного социализма — были таковы, что никаких иллю-
зий относительно социализма практически уже никто не питал.
Отчаянная попытка его «очеловечивания», предпринятая в годы
перестройки, не удалась.
Однако парадокс реформирования и в постсоциалистических
странах, и в КНР состоит в том, что не только исходный пункт дви-
жения, но и итог преобразований оказывается тождественным: во
всех этих странах формируется современная модель рыночной эко-
номики способами и методами, адекватными национальным осо-
бенностям каждой из этих стран. Таким образом при всем различии
базовых моделей их объединяет то обстоятельство, что единым
оказывается не только исходный пункт преобразований, но, по су-
ществу, и конечный. Но в силу объективных обстоятельств, как они
сложились к началу преобразований в постсоциалистических стра-
нах и КНР, достигается это различным путем. И в этом смысле мо-
дели не взаимозаменяемы.


150
Вопросы для повторения:
1. Чем обусловлена необходимость радикальных преобразований
во всех постсоциалистических странах и в КНР?
2. Чем порождена общность основных черт преобразований в раз-
личных странах?
3. Каковы факторы выбора той или иной модели рыночных преоб-
разований?
4. Каковы основные направления преобразований при либераль-
ной модели?
5. По каким вопросам шло теоретическое обоснование модели ре-
формирования китайской экономики?
6. Каковы основные направления китайской реформы?
7. Каковы итоги рыночных преобразований в постсоциалистичес-
ких странах и в КНР?
Темы докладов, рефератов, эссе:
1. Основные модели рыночной трансформации: общие черты и
различия.
2. Факторы выбора модели рыночной трансформации.
3. Особенности рыночной трансформации при либеральной моде-
ли реформирования.
4. Основные направления преобразований при градуалистской
модели (на примере КНР).
Литература:
1. Колодко Г. Уроки десяти лет постсоциалистической трансфор-
мации//Вопросы экономики. — 1999, №9.
2. Колодко Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсо-
циалистических преобразований. — М.: Экономика, 2000,
(гл. 3-5).
3. Стиглиц Дж. Куда ведут реформы?//Вопросы экономики. —
1999, №7.
4. Пивоварова Э. Социализм с китайской спецификой: итоги тео-
ретического и практического поиска. — М.: Издательская фир-
ма «Химия и бизнес», 1999.
Тема V. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
СОБСТВЕННОСТИ:
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ
И ПРИВАТИЗАЦИЯ

Личность — ее жизнь и здоровье —
становится объектом атаки по-
стольку, поскольку она препятству-
ет приобретению собственности.
Людвиг фон Милее

Удел сильного — воля и процветание,
удел слабого — зависть и прозябание.
Л. Толстой

План:

1. Собственность как экономическая категория. Собственность и
право.
2. Формы собственности и их эволюция.
3. Разгосударствление экономики при различных моделях рефор-
мирования. Приватизация государственной собственности, ее
основные этапы и соответствующие им способы.
4. Постприватизационный передел собственности и становление
корпоративного управления.
5. Особенности формирования предпринимательского слоя в
России.

5.1. Собственность как экономическая категория.
Собственность и право

Собственность предстает одной из наиболее сложных экономиче-
ских категорий. Ее анализ включает целый круг вопросов, среди кото-
рых следующие: содержание собственности, экономический меха-
низм ее реализации, формы собственности в пространственно-вре-
менном или историческом и логическом аспектах, правовое оформле-
ние отношений собственности, спецификация прав собственности.


152
Отношения собственности являются исторически преходящими.
Они находятся в постоянном развитии, основой которого выступает
прогресс в области производительных сил, адекватной социально-
экономической реализацией которого они становятся. Смена отно-
шений собственности происходит в переходный период, когда обще-
ство оказывается перед необходимостью осуществления качественно
нового этапа в развитии производительных сил, невозможного в ус-
ловиях сохранения прежних. Прежде всего объектом присвоения ста-
новятся средства производства, созданные в предшествующий пери-
од. Такое присвоение осуществляется путем раздела и передела ранее
созданных объектов. По мере завершения этого процесса начинается
возрождение реального сектора экономики, что и становится осно-
вой расширенного воспроизводства вновь сформированной системы
экономических отношений как отношений собственности.
Смена отношений собственности и составляет основное содер-
жание любой переходной эпохи. Ею предопределяется вся сово-
купность институциональных преобразований, равно как и меха-
низма хозяйствования. Преобразованию подлежит и социальная
структура общества, сопровождающаяся изменением социального
статуса всех членов общества. Этот процесс является крайне болез-
ненным, а потому, как правило, сопровождается острыми социаль-
ными конфликтами, нередко принимающими крайнюю форму
гражданской войны.
Для России теоретическая разработка данной проблемы имеет
особо важное значение уже в силу того, что в ее истории в течение
одного только XX в. отношения собственности дважды подверга-
лись коренному преобразованию: в начале века все формы частной
собственности были насильственно преобразованы в формы соци-
алистической собственности — общенародной и кооперативно-
колхозной, в конце века преобразованию подлежала уже социалис-
тическая собственность. Актуальна эта проблема и для ныне разви-
тых стран в связи с эволюцией индивидуальной частной собствен-
ности, доминировавшей в эпоху индустриального развития, в мно-
гообразие форм собственности, порожденное постиндустриальным
этапом, а следовательно, и проблемой оптимального соотношения
этих форм в рамках каждого промышленного цикла, коль скоро в
основе перехода от одного цикла к другому лежит технико-техно-
логическое обновление научно-производственного потенциала.


153
В содержательном плане собственность есть система экономи-
ческих отношений, складывающихся по поводу присвоения
средств производства, которым предопределяется присвоение по-
требительских благ и услуг. Присвоение средств производства осу-
ществляется в исторически меняющихся формах. Материальной
основой такого изменения является прогресс в области развития
производительных сил, обеспечиваемый непрерывно углубляю-
щимся познанием законов природы естественными науками. Ре-
зультатом этих знаний становится все более усложняющаяся техни-
ка и технологиия. Истории известны два основных способа такого
присвоения: индивидуальное и совместное. Широкое распростра-
нение форм совместной собственности порождено концентрацией,
централизацией производства и укрупнением масштабов послед-
него в эпоху индустриального и постиндустриального развития.
Индивидуальное присвоение имеет две разновидности: основой
присвоения выступает либо собственный труд, либо чужой, нахо-
дящийся в различных формах личной (полной или неполной) или
экономической зависимости. Особой разновидностью индиви-
дуальной собственности, основанной на собственном труде, полу-
чившей широкое распространение в современную эпоху как эпоху
интеллектуализации труда, является собственность интеллектуаль-
ная, «бестелесная», по выражению Ф.-А. Хайека.
Многообразие форм совместного присвоения определяется мас-
штабами этой «совместности», ассоциации. В качестве таковой мож-
но назвать групповую, коллективную, кооперативную, акционер-
ную, общенародную. Последняя принимает юридический статус го-
сударственной. Специфической особенностью совместной, то есть

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>