<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ассоциированной, собственности является ее все более четкое обо-
собление от управления как следствие укрупнения производствен-
ных объектов и соответственно усложнения управленческого труда.
Такое обособление порождает особый социальный слой — менедже-
ров, на профессиональном уровне выполняющих функции управле-
ния, хотя стратегию развития, как правило, определяет собственник.
Итак, субъектом присвоения выступает либо отдельное лицо, ли-
бо разного масштаба ассоциация собственников, соответственно —
физическое или юридическое лицо. Присвоению противостоит
отчуждение. При отчуждении работника от средств производ-
ства складываются отношения экономической власти на сторо-


154
не собственника и экономической зависимости — на стороне ра-
ботника, по мере превращения рабочей силы из товара в человече-
ский капитал эволюционирующие в партнерские отношения или
отношения социального партнерства.
В наиболее общей форме отношения собственности экономиче-
ски реализуются присвоением прибавочного продукта в историче-
ски меняющихся формах (земельная рента, прибыль, дивиденд,
процент и пр.). Таким присвоением обеспечивается не только вос-
производство субъекта присвоения, но и воспроизводство данной
системы экономических отношений на расширенной основе, коль
скоро именно расширенное воспроизводство является закономер-
ностью экономического развития на протяжении всей истории че-
ловечества. В ходе такого воспроизводства реализуются достиже-
ния в области НТП, что является фактором развития отношений
собственности, а вместе с тем постепенно создаются материальные
предпосылки их последующей смены при переходе к качественно
иному этапу в развитии производительных сил.
Существует чрезвычайно важный в жизни всякого общества
правовой аспект отношений собственности, которым нередко даже
в науке подменяется экономическое содержание данной категории.
Основой такой подмены является то обстоятельство, что экономи-
ческие отношений как отношения собственности получают норма-
тивно-правовое оформление тем более полное и совершенное, чем
более развита экономическая система, в данном случае — рыноч-
ная экономика. Законодательными актами регулируются отноше-
ния собственности как отношения между различными субъекта-
ми собственности, между собственниками и несобственниками.
С точки зрения права отношения собственности трактуются как
имущественные.
Значимость правового оформления отношений собственности,
надежной защиты прав собственности законом в полной мере осоз-
нается в переходной экономике, по определению характеризую-
щейся «правовым вакуумом» (Л. фон Мизес). Такой вакуум образу-
ется вследствие того, что вместе с упразднением прежней системы
отношений собственности упраздняется и право, регулировавшее
эту систему. Новое право возникает по мере становления новой си-
стемы экономических отношений, в полной мере отражая степень
зрелости последних. Но там, где не действует закон, в свои права


155
вступает насилие: «Насилие и закон, война и мир есть два полюса
общественной жизни. Но содержанием этой жизни является эко-
номическая деятельность. Все насилие направлено на собствен-
ность других» (Л. фон Мизес. Социализм. Экономический и социо-
логический анализ. М.: 1991, с. 34). В полной мере развернувший-
ся в переходной экономике России криминальный беспредел мо-
жет служить подтверждением достоверности данного обобщения.
Сам этот беспредел становится способом формирования новой си-
стемы отношений собственности. Становление последних порож-
дает необходимость их защиты от агрессивных посягательств силой
закона. Медленно и постепенно последний вытесняет насилие,
придает цивилизованные формы борьбе за раздел и передел объек-
тов собственности.
К настоящему времени в правовой науке сложились две основ-
ные концепции: континентальная и англосаксонская. Классичес-
ким воплощением первой является действующий и поныне во
Франции Гражданский кодекс Наполеона, провозгласивший част-
ную собственность «священной и неприкосновенной», «единой и
неделимой». Концентрация прав собственности в полной мере со-
ответствовала периоду становления и последующего безраздельно-
го господства отношений индивидуальной капиталистической ча-
стной собственности, основанной на наемном труде.
С появлением и все более широким распространением форм ас-
социированной собственности в эпоху зрелости буржуазного об-
щества происходит рассредоточение прав собственности, что и по-
родило англосаксонскую концепцию, в основе которой лежит тео-
рия прав собственности, предусматривающая расщепление соб-
ственности на правомочия, наделение которыми того или иного
лица является правовой основой принятия им экономического ре-
шения в пределах этих правомочий. Классификация прав соб-
ственности весьма многообразна. Она включает, например, права
владения, пользования, управления, право на доход, на безопас-
ность, на завещание и наследование, на запрещение вредного ис-
пользования и т.д. В рамках данной концепции по существу исклю-
чается абсолютизация прав собственности, она заменяется их ком-
бинацией, что вполне соответствует современной модели рыноч-
ной экономики со сложной структурой форм собственности и вза-
имодействия экономических агентов, ее представляющих. Та или


156
иная концентрация прав собственности дает их носителю эконо-
мическую власть над процессом производства, распределения, об-
мена и потребления материальных благ и услуг. Источником эконо-
мической власти является власть денег как исходной и всеобщей
денежной формы капитала, позволяющего приобретать тот или
иной пучок правомочий.
В постсоциалистических странах, как и в любой переходной
экономике, правовое оформление отношений собственности
крайне несовершенно и неустойчиво. Тем более беспомощен и
бездеятелен институт исполнения судебных решений, столь необ-
ходимый в условиях, когда не сложилась еще традиция соблюде-
ния прав собственности и контрактных обязательств. Такая ситуа-
ция неизбежна в этот период уже вследствие того, что экономиче-
ские отношения первичны относительно правовых. Разрушение
прежних экономических отношений означает упразднение старо-
го права, а новое и соответствующие ему институты появляются по
мере становления новых экономических отношений. В результате
образуется так называемый правовой вакуум, создающий предпо-
сылки для широкого использования насильственных методов изъ-
ятия объектов собственности у прежних субъектов, равно как и у
конкурентов.
Вместе с тем именно законодательными актами формируются
юридические предпосылки для начала радикальных преобразова-
ний отношений собственности, создающие для этого правовое
поле. Таковым было, например, законодательство, принятое в
СССР на исходе 80-х годов, на основе которого и началось по су-
ществу преобразование социалистических форм собственности
еще в дореформенный период, главным образом путем расхище-
ния ее объектов. В первую очередь такой возможностью восполь-
зовалась правящая номенклатура, а также вышедшие из подполья
«теневики» и не утратившие за годы социализма предпринима-
тельского духа представители различных слоев населения. По ме-
ре формирования из числа конкурентов подлинных собственни-
ков ранее созданных объектов присвоения появляется право,
призванное придать юридическую силу вновь складывающимся
отношениям собственности, регулирующим взаимоотношения
между ее субъектами, создать правовое поле для деятельности хо-
зяйствующих агентов, выступающих в качестве физических и


157
юридических лиц. Надежная защита прав собственности придает
устойчивость экономическим отношениям, что становится
фактором их развития.


5.2. Формы собственности и их эволюция

Всякое содержание имеет соответствующую ему форму прояв-
ления. Не составляет исключения и собственность как экономиче-
ская категория. При едином содержании формы ее проявления
различны в зависимости от изменяющихся во времени объектов и
способов их присвоения, характера соединения факторов произ-
водства. Меняются и экономические маски, в которых выступают
хозяйствующие субъекты (феодал, ремесленник, капиталист, ак-
ционер, фермер и пр.). Материальной основой смены форм соб-
ственности становится развитие производительных сил, качест-
венные изменения которых и вызывают к жизни новые формы
собственности, адекватные новому состоянию производительных
сил, в качестве таковых способствующие новому качеству реализо-
ваться в полной мере.
Историей выявлено три качественно различных этапа в разви-
тии производительных сил: домашинный, индустриальный и по-
стиндустриальный. В интерпретации К.Маркса это естествен-
ные, общественные и всеобщие производительные силы. Соот-
ветственно выделяются три экономические системы: традицион-
ное патриархальное хозяйство, основанное на ручном труде и
примитивной технике, где исторически и логически исходной бы-
ла общая собственность первобытного племени, общины, вслед за
которой сформировалась индивидуальная частная собственность,
основанная на использовании чужого труда, находившегося в
полной (труд раба) или неполной (крепостной) личной зависимо-
сти от собственника, индустриальное капиталистическое обще-
ство, где доминировали индивидуальная собственность, основан-
ная на наемном труде, наконец, постиндустриальное общество,
характеризующееся многообразием форм собственности как ор-
ганической целостностью, порожденной многообразием сфер
приложения капитала, требующих различной его концентрации.
Особое место занимает социалистическое плановое хозяйство,


158
выпадающее из общего хода экономического развития, где была
апробирована общенародная форма собственности. В качестве
господствующей, доминирующей она выявила повсеместно, то
есть во всех социалистических странах, включая КНР, свою пол-
ную экономическую несостоятельность обеспечивать рост эф-
фективности производства вследствие присущей ей несовмести-
мости с НТП. Это нашло выражение в технико-технологической
отсталости стран мировой социалистической системы относи-
тельно развитых стран.
Как отмечалось, формы собственности можно рассматривать с
точки зрения исторической, временной, то есть в соответствии с их
сменяемостью по мере качественных изменений в развитии произ-
водительных сил. Но возможен и другой подход — логический,
пространственный, когда акцент ставится на выявлении особенно-
стей исторически определенной формы собственности в процессе
ее эволюции от зарождения до гибели. Полнота анализа достигает-
ся сочетанием того и другого аспектов, то есть и в рамках одной си-
стемы, и в экономической истории в целом.


5.3. Разгосударствление экономики
при различных моделях реформирования.
Приватизация государственной собственности,
ее основные этапы и соответствующие им способы

Как известно, социалистическая экономика выступает как то-
тально огосударствленная. Как таковая она и подлежит разгосу-
дарствлению теми или иными способами. Государственная соб-
ственность в становящейся системе сохраняется в пределах эконо-
мической целесообразности, но при этом деятельность государ-
ственных предприятий подлежит коммерциализации в связи с их
превращением в товаропроизводителей.
Становление новой системы экономических отношений осу-
ществляется в процессе разгосударствления национальной эконо-
мики. Такое разгосударствление может быть осуществлено и при
сохранении незыблемой государственной собственности. Но при
этом официальным снятием запрета на частнопредприниматель-


159
скую деятельность создаются юридические предпосылки для ста-
новления негосударственных форм собственности, обладающих
большим динамизмом развития. В конечном счете это ведет к из-
менению соотношения форм собственности не в пользу государ-
ственной. Более радикальным способом разгосударствления эко-
номики является приватизация государственной собственности,
в ходе которой осуществляется раздел ранее созданных объектов
присвоения, сопровождающийся, как правило, последующим их
постприватизационным переделом.
По мере утверждения новых форм собственности вступают в си-
лу экономические законы, регулирующие развитие и функциони-
рование новой системы экономических отношений, создается со-
ответствующая им институциональная база, формируется новый
механизм хозяйствования, происходит спецификация прав соб-
ственности. Все эти институциональные преобразования, будучи
чрезвычайно сложными и многогранными, имеют свои особеннос-
ти в каждой стране в отдельности.
При градуалистской модели разгосударствление экономики дости-
гается весьма продуманными, многообразными и последовательно ре-
ализуемыми способами, среди которых наиболее значимы следующие:
- деколлективизация аграрного сектора путем роспуска народ-
ных коммун и превращения крестьянского двора в первичную про-
изводственную ячейку;
- привлечение прямых иностранных инвестиций в процессе
проведения политики экономического зонирования, что, по суще-
ству, тождественно импорту рыночных отношений в страну, и при
этом в самом развитом их виде, обладающих огромным демонстра-
ционным эффектом, убеждающим лучше всяких слов в их мощном
экономическом потенциале;
- коммерциализация деятельности самих государственных
предприятий на основе разграничения права собственности, кото-
рое остается за государством, и прав хозяйствования (пользование,
владение, распоряжение), которыми наделяются государственные
предприятия, постепенно превращающиеся в подлинных товаро-
производителей. Исключена была лишь приватизация государ-
ственной собственности, неприемлемая как «мера буржуазной ли-
берализации», что, однако, не воспрепятствовало разрушению мо-
нопольного положения государственной собственности, положи-


160
тельному по своему экономическому эффекту уже в силу того, что
подорвана монополия;
- с первых лет реформирования снят запрет с частнопредпри-
нимательской деятельности, что способствовало ее бурному раз-
витию.
По-иному решается эта проблема при либеральной модели. Во
всех постсоциалистических странах была осуществлена приватиза-
ция, начавшаяся в первые же годы, не завершенная и поныне. Ис-
ходной явилась спонтанная приватизация, проведенная практиче-
ски во всех постсоциалистических странах еще в предреформен-
ный период, правовой основой которой в России, например, яви-
лось законодательство конца 80-х годов, когда был снят запрет с
индивидуальной частнопредпринимательской деятельности, раз-
решено создание подлинных кооперативов, допускалась аренда го-
сударственного имущества. После официального провозглашения
рыночных преобразований либерализация экономических отно-
шений осуществлялась путем проведения бесплатной (ваучерной)
и денежной приватизации. В странах ЦВЕ и Балтии была узаконе-
на и реституция: бывшим собственникам были возвращены при-
надлежавшие им объекты собственности, незаконно конфискован-
ные в ходе социалистических преобразований. Совершенно особое
место в реформировании отношений собственности занимала ГДР.
Воссоединение германских государств позволило осуществить в
ней исключительно денежную приватизацию, так как не было
проблемы с денежным капиталом.
Бесплатная приватизация была порождена двумя основными
обстоятельствами. Во-первых, сугубо идеологическими сообра-
жениями. Таким образом была отдана дань социалистическому
менталитету — созданы равные для всех членов общества старто-
вые условия для вхождения в рыночную экономику, коль скоро
национальное богатство было создано совместным трудом не-
скольких поколений советских людей. Вместе с тем ей не было
альтернативы и с точки зрения экономической: бесплатная при-
ватизация носила вынужденный характер вследствие того, что
денежный капитал, необходимый для участия в денежной прива-
тизации, по определению не мог быть накоплен в социалистиче-
ском обществе. Таковым не обладала даже номенклатура. К тому
же ваучерная приватизация открывала прежде всего ей (вкупе


161
с трудовым коллективом) наиболее перспективный доступ к
присвоению управляемых ею объектов. Инсайдерская модель ак-
ционирования как способа приватизации наиболее крупных объ-
ектов позволяла им сформировать контрольный пакет акций и
безденежного капитала.
И все же вслед за ваучерной приватизацией предстояла денеж-
ная. В ряде стран проблема денежного капитала решалась широ-
ким допуском к участию в приватизации иностранного капитала,
как, например, в Венгрии. В России этого не случилось. Денеж-
ный капитал был накоплен отечественными предпринимателями
собственными усилиями и в кратчайшие сроки путем развертыва-
ния бурной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной
деятельности, в обоих случаях приносившей огромные доходы.
Уже в середине 90-х годов участники денежной приватизации вы-
кладывали сотни миллионов долларов, а в начале века — уже мил-
лиарды.
Так случилось, что почти в эти же годы приватизация, естест-
венно, исключительно денежная, была проведена едва ли не во
всех развитых странах, начиная с Англии. Однако причина здесь
была принципиально иной. Речь шла об оптимизации соотноше-
ния форм собственности для повышения эффективности функци-
онирования национальной экономики в целом, что достигалось
путем сокращения непомерно разросшегося государственного
сектора. И цель была достигнута. О масштабах приватизации
можно судить по следующим данным: в Англии за 13 лет было
продано две трети государственных предприятий, совокупный до-
ход от продажи составил 33 млрд фунтов стерлингов, число заня-
тых на государственных предприятиях сократилось вдвое; во
Франции за пять лет было приватизировано 15 крупных компаний,
контролировавших более 1000 предприятий, выручка составила
125 млрд. франков.
Как уже говорилось, в постсоциалистических странах приватиза-
ция вполне успешно решала принципиально иную социально-эко-
номическую проблему. Имеются существенные различия в этих
странах по соотношению ваучерной и денежной приватизации, мас-
штабов той и другой, способов и сроков их проведения. Остановим-
ся более подробно на российском опыте. На основе соответствующих
законодательных актов ваучерная приватизация началась в середине


162
1992 г. и завершилась к июлю 1994 г. Было выпушено и роздано
населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом
в 10000 рублей. Приватизация проводилась следующим образом:
- продажа акций АООТ,
- продажа предприятий на аукционах,
- продажа предприятий по коммерческому конкурсу,
- продажа предприятий по некоммерческому конкурсу,
- продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидиро-
ванных предприятий,
- выкуп арендованного имущества.
По способу приватизации предприятия были разбиты на три
группы:
- предприятия со среднегодовой численностью занятых
до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов
на 1.1.1992 г. не более 1 млн руб. подлежали продаже на аукционах;
- предприятия со среднесписочной численностью занятых свы-
ше 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов более
50 млн.руб. на ту же дату подлежали акционированию;
- предприятия со среднесписочной численностью занятых
от 200 до 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов
от 1 до 50 млн руб. на ту же дату подлежали приватизации любым
из указанных способов.
Приватизации подлежали объекты государственной и муници-
пальной собственности, к числу которых были отнесены следующие:
- предприятия, цеха и производственные участки, выделенные в
самостоятельные предприятия;
- оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и др.
материальные и нематериальные ценности;
- доли (паи, акции) государственных и местных органов власти
в капитале АО, ТОО, СП, банков и пр.
Обязательной приватизации подлежали объекты и предпри-
ятия, в наибольшей мере влияющие на формирование и функцио-
нирование рыночной инфраструктуры, а также объекты и предпри-
ятия с недостаточной эффективностью, сдерживавшие темпы эко-
номического развития страны и формирование рынка. К числу та-
ковых относились следующие:
- объекты и предприятия оптовой и розничной торговли, обще-
ственного питания и бытового обслуживания;


163
- государственные сельскохозяйственные объекты и предприятия;
- предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяй-
ственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное про-
изводство;
- предприятия пищевой и легкой промышленности;
- убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства,
кроме специально оговоренных;
- законсервированные объекты и объекты незавершенного
строительства с истекшими нормативными сроками строительства;
- имущество предприятий, ликвидированных без установления
правопреемника;
- предприятия автотранспорта, кроме специально оговоренных.
Главные цели приватизации были определены следующим образом:
- формирование широкого слоя частных собственников,
- повышение эффективности деятельности предприятий путем
их приватизации,
- социальная защита населения и развитие объектов социальной
инфраструктуры за счет средств от приватизации,
- содействие стабилизации российской экономики,
- создание конкурентной среды и содействие демонополизации
народного хозяйства,
- привлечение иностранных инвестиций,
- создание условий и организационных структур для расшире-
ния масштабов приватизации.
Класс новых собственников в процессе ваучерной приватизации
формировался за счет региональной и отраслевой номенклатуры,
директоров государственных предприятий, трудовых коллективов,
новых предпринимателей — выходцев из различных слоев населе-

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>