<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

кий показатель, характеризующий потери рабочей силы от трав-
мы и размеры выплат по социальному страхованию. Он зависит
как от организации работы по предупреждению несчастных слу-
чаев на предприятии, так и от качества первой медицинской
помощи и лечения пострадавшего. Коэффициент тяжести травм
на одном предприятии и особенно при однородных поврежде-
ниях можно рассматривать как качественный показатель рабо-
ты лечебных учреждений по оказанию первой помощи и лече-
нию пострадавших.
При оценке профилактической работы по травматизму на
любом предприятии правильные выводы можно сделать лишь
при комплексном анализе всех трех показателей. Следует иметь
в виду, что администрацией и профсоюзными органами обычно
учитываются только те несчастные случаи, которые сопряжены
с потерей трудоспособности не менее чем в течение одного рабо-
чего дня. В официальные отчеты обычно не включаются случаи
повреждения без потери трудоспособности, которые также нуж-
даются в изучении, поскольку анализ так называемого мелкого
травматизма позволяет выявить организационно-технические или
санитарно-гигиенические причины более серьезных травм.
Администрацией предприятий, профсоюзными органами,
медицинскими работниками, санитарным активом на каждом про-
изводстве ежегодно разрабатывается единый комплексный плай
оздоровительных мероприятий, направленных в числе прочего и На
снижение травматизма. Этот план является частью общего произ-
водственно-финансового плана предприятия Мероприятия комп-
лексного пиана обязательно должны отражаться в комплексных
договорах и в соглашениях об охране труда, заключенных между
администрацией и профсоюзными организациями. '
Травматизм непроизводственный — травмы, полученные вн?
связи с Производственной деятельностью при дорожно-транспср-
тйых происшествиях, на улице, в быту, при занятии спортом и
прочие (сюда же относят и школьные травмы, которые рассмат-
риваются обычно в разделе детского травматизма).- К данной
категории относится большинство травм. Из-за распространен-
ности, выраженной тенденции к росту, тяжести последствий,
количества смертельных исходов исключительное положение
занимает дорожно-транспортный травматизм.
Дорожно-транспортный т р а в м а т и з м — травмы,
нанесенные различными транспортными средствами при их ис-
пользовании (движении) в случаях, не связанных с гфоизвод-
ственной деятельностью пострадавших (а также по пути на ра-
боту или с работы), независимо от нахождения пострадавшего в
момент происшествия: в транспортном средстве (водитель, пас-
сажир) или вне его (пешеход). Транспортным считается любое
средство, используемое для перевозки грузов, предметов, людей
(автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус,
трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травма-
тизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен
большим комплексом причин. Виновниками преобладающего
большинства этих травм (73—75%) являются пешеходы и пасса-
жиры. В 17—19% случаев травмы происходят по вине водителей
транспорта. Наиболее опасна аварийная ситуация, приводящая
к наезду на пешехода. Этим обусловлено 65—85% летальных
исходов.' Наибольшее количество дорожно-транспортных проис-
шествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. До-
рожно-транспортные травмы учащаются в последние дни неде-
ли и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако
их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной
транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, пре-
имущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преоб-
ладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской ме-
стности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с
мотоциклетным и грузовым транспортом. При автодорожных ка-
тастрофах 90—94% умерших имеют множественные и еочетая-
ные повреждения (см.) как у взрослых, так и у детей, это че-
репно-мозговые травмы с повреждениями опорно-двигательного
аппарата и внутренних органов. В настоящее время от повреж-
дений головного мозга в стационарах умирает около 42%, от
травматического шока и кровопотери — 35—37% пострадавших
в автодорожных катастрофах. Из распределения происшествий
по времени, месту возникновения, причинам и ряду других фак-
торов складываются так называемые эпидемиологические осо-
бенности дорожно-транспортного травматизма, присущие той
или иной" области, административному району, отдельной авто-
магистрали и т. д. Лицам, ответственным за повышение безопас-
ности движения транспорта и предупреждение данного вида
травматизма, важно знать указанные закономерности.
Борьба с дорожно-транстюртвы м травматизмом я его послед-
ствиями — одна из наиболее острых проблем современности. В
России предусмотрены осуществление общегосударственных
мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транс-
портных происшествий} совершенствование государственной
системы оказания медицинской помощи пострадавшим яри до-
рожно-транспортных происшествиях и расширение научных ис-
следований в области безопасности дорожного движения,
Тр а в м а т и з м у л и ч н ы й — травмы, полученные постра-
давшими вне производственной деятельности, «а улицах, в от-
крытых общественных местах, в поле, в лесу, независимо от
вызвавших причин (кроме транспортных средств). Они связаны
с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число
значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляет-
ся зависимость данного вида травматизма от времени суток. При
падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68—
70% случаев, ушибы и растяжения в 20—22%, ранения мягких
тканей в 4—6%. Главным образом повреждаются конечности
(83—85%). Увеличению уличного травматизма способствуют пло-
хая организация уличного движения, узкие улицы с интенсив-
ным движением, недостаточная освещенность и сигнализация;
нарушение пешеходами правил уличного движения; неисправ-
ное состояние уличных покрытий и т. п. Профилактика травма-
тизма при пешеходном движении предусматривает: 1) рацио-
нальное планирование и благоустройство улиц и мостовых,
надлежащий уход за ними (применение песка во время гололе-
да, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограж-
дение строящихся и ремонтируемых зданий; 2) рациональную
организацию и регулирование уличного движения, строгий кон-
троль за соблюдением правил уличного движения; 3) обеспече-
ние хорошего технического состояния уличного транспорта, его
безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах
и трамваях и т. п.); 4) надзор за детьми и их досугом; 5) широ-
кую воспитательную и разъяснительную работу с населением
(печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).
Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма
является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные трав-
мы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.
Т р а в м а т и з м б ы т о в о й . К нему относят несчастные слу-
чаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью
пострадавшего — в доме, квартире, во дворе, личном гараже и
т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к
снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев)
является выполнение домашней работы — приготовление пищи,
уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают
ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается
кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во
дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различ-
ных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль
принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные
и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3—
4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18—25 лет они воз-
никают в 4—5 раз чаще, чем у людей 45—50 лет.
Профилактика бытовых травм сводится к улучшению условий
быта и расширению коммунальных услуг населению; рациональ-
ной организации досуга, проведению разнообразных культурно-
массовых мероприятий; широкой антиалкогольной пропаганде,
целенаправленной работе по созданию здорового быта; органи-
зации при жилищных конторах специальных комиссий по борь-
бе с бытовым травматизмом, широкому привлечению обществен-
ности (народные дружины, домовые комитеты и др.).
Т р а в м а т и з м с п о р т и в н ы й — несчастные случаи, воз-
никшие при занятиях спортом (плановых, групповых или инди-
видуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной
площадке под наблюдением преподавателя или тренера). Несча-
стные случаи со школьниками во время занятий физкультурой
по школьной программе в эту группу травм не включаются.
Спортивные травмы составляют 2—3% всех травм. Наиболее
часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем,
борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта
бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще
наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыж-
ников и лиц, занятых фигурным катанием, — винтообразные
переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного
аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены
повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потер-
тостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм,
вывихи составляют 3—5%. По локализации наибольшее число
повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы
головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреж-
дения является длительность и стойкость потери спортивной
работоспособности.
Основные причины спортивного травматизма: 1) нарушения
в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
2) неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагопри-
ятные условия их проведения; 3) неудовлетворительное состоя-
ние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
4) недостаточный врачебный контроль; 5) слабая физическая
подготовленность спортсмена (длительные перерывы в заняти-
ях, отсутствие систематической тренировки, переутомление и
т. д.); 6) нарушения спортсменами дисциплины во время трени-
ровок и соревнований.
Основные мероприятия по профилактике: 1) контроль за
организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и
соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма
важны так называемая страховка и помощь на занятиях; 2) тех-
нический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест
занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обу-
ви и снаряжения спортсмена. Использование специальных за-
щитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники,
напульсники и т.д.); 3) защита от неблагоприятных метеороло-
гических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения
и т.д.); 4) медицинский контроль за занимающимися спортом.
Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием
в соревнованиях, перед возобновлением занятий после переры-
ва, 5) воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских
взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений не-
дисциплинированности; 6) обязательный анализ спортивных
травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.
Травматизм детский во всех странах становится предметом
особой озабоченности широкого круга лиц и работников различ-
ных специачьностей. В настоящее время от травм и несчастных
случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских
инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений
существенное значение имеют анатомо-физиологические и пси-
хологические особенности детей, их физическое и умственное
развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная
любознательность и т. п. Выделяют следующие виды детского
травматизма: I) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом,
нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. При
изучении детского травматизма учитывают следующие возраст-
ные группы: а) грудной возраст (до года), б) преддошкольньш
(от 1 до 3 лет), в) дошкольный (от 3 до 7 лет), г) школьный (от
7 до 16 лет), поскольку характер травматизма меняется в зави-
симости от возраста ребенка. Так, в грудном и преддошкольном
возрасте преобладают бытовые травмы, состчвляя соответствен-
но 70—80 и 65—75%; в школьном большее распространение
получают другие виды травм (уличные, спортивные и др.).
К детскому бытовому травматизму относят травмы, возника-
ющие в домашней обстановке, ,во дворе, в детских дошкольных
учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (пре-
имущественно у .детей грудного возраста) и переломы. Доволь-
но часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связоч-
ного аппарата локтево-го сустава как следствие резкого
потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы
(30—35%), травмы при падении (22—20%), повреждения остры-
ми предметами (18—20%), термическое воздействие- (15—17%).
Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором
за детьми. Из многообразия причин детского бытового травма-
тизма можно выделить следующие: 1) неправильный уход за
ребенком; 2) отсутствие порядка в содержании домового хозяй^
ства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила
лестничных лроемов, открытые люки подвалов, колодцев, нео-
гражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограж-
дений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов
на стройках и др ); 3) дефекты воспитания дома и в школе,
отсутствие навыков правильного поведения в местах общего
пользования и др.
Для профилактики травматизма следует: 1) обеспечить пра-
вильный уход за грудными детьми и детьми преддошкольного
ртраста ^исключить возможность ожогов, не разрешать детям
самостоятельно включать электроприборы, содержать электро-
проводку в надлежащем состоянии и др.); 2) усилить надзор за
школьниками в часы их досуга (оборудование мест для игр —
детских комнат, игровых площадок, парков и др). 3) устранить
технические погрешности в домовом хозяйстве; 4) прививать
детям правильные трудовые навыки; 5) целенаправленно обу-
чать их правилам поведения в местах общего пользования.
Т р а в м а т и з м д е т с к и й у л и ч н ы й включает в себя
травмы, возникающие у детей на улице, в открытых обществен-
ных местах, в поле, в лесу и т. д., как связанные с транспор-
том, так к нетранслортные. Они составляют почти треть травм
у детей. Их удельный вес в городе возрастает ^ весенние и осен-
ние месяцы, когда дети большую часть времени проводят вне
дома. Наибольшее число уличиых травм возникает в середине
дия (с 12 до 16 ч). Основным видом дорожно-транспортных про-
исшествий с детьми является иаезд на детей-пешеходов (около
80%> и детей-велоеипедшетов (9—9%); *А общего числа постра-
давших детей1 получают повреждения от легкового и грузового
транспорта. Удельный все травм, причиненных мотоциклами,
общественным транспортом (автобусами, троллейбусами), ниже.
Около 80% дорожно-транспортных происшествий с детьми при-
ходится на школьный возраст. В связи с возросшей интенсивно-
стью движения тю дорогам страны повреждения опорно- двягателъ-
вег© авпарата, преобладавшие в струхтуре дорожно-транспортного
травматизма у детей несколько десятилетий назад, все чаще со-
четаются с "повреждениями черепа, груди и живота, сопровожда-
ются шоком, кровопотерей. Уличная ветранснорткая травма ме-
нее тяжелая, я& более частая. Если при уличной транспортной
травме, составляющей всего €— 9% травм у детей, необходи-
мость в госпитализации возникает у 85—90% пострадавших и
детальность достегает 12*8^ то ври нетраиеяортней травме эти
нифры свответетвеино составляют 25—32%, €—11% и 0,03—
&,б5%. Ра«тет ч«сло уличных детекш травм, связанных с ездой
«а ввяосняедк 22—25% пострадавших получают переломы, 25—
27® — повреждения, черепа. Из всех детей, получивши» травму а
связи е ездой на велосипеде, в стационарном лечении нуждается
М^, а в амбулаторном; — 84—869з. Дети дошкольного возраста
часто получают повреждения от наезда ва них велосипедистов.
Основные причины; 1} недостаточный надзор за детьми по
•пути в школу и из школы, а также в часы досуга; 2) незнание
правил уличного движения и правил поведения на улице; 3) не-
правильное пользование общественным транспортом; 4) предна-
меренное нарушение правил уличного движения вследствие
неверного представления о героизме, мужестве, храбрости;
5) игры и шалости на проезжей части улицы; 6) неисправность
транспорта, недостаточная квалификация водителя.
Профилактика: 1) усиление надзора за детьми, организация
разумного досуга; 2) обучение детей правилам уличного движе-
ния с использованием кино, радио, телевидения, прессы; 3) от-
ведение специальных мест для игр детей (игровые площадки,
детские парки, снежные горки и т. д.); 4) разъяснение опасности
игр и шалостей на проезжей части; 5) организация групп продлен-
ного дня (для школьников младшего и среднего возраста).
Т р а в м а т и з м д е т с к и й ш к о л ь н ы й включает в себя
несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных
школ всех типов (в том числе музыкальных, ПТУ) в школе (на
уроке, перемене, в учебных мастерских, на уроках физкульту-
ры, на пришкольном участке). Частота травм в известной сте-
пени зависит от возраста ребенка. Наибольшее число травм
приходится на средний детский возраст (11—13 лет). Причиной
травм в школьных коридорах, на лестницах, в местах общего
пользования, как правило, являются нарушения дисциплины.
Преобладают падения и удары о твердые предметы (ребенок
поскользнулся или споткнулся, толкнули во время бега, в игре
и пр.). В основном это легкие травмы. Более тяжелые повреж-
дения (переломы, сотрясения головного мозга) встречаются в
15% всех школьных травм.
До 46% травм у школьников происходит при занятиях лег-
кой атлетикой на уроках физкультуры, в том числе во время
бега— 53%, при прыжках в высоту'— 27%. На втором месте
стоят повреждения, полученные во время гимнастических уп-
ражнений на спортивных снарядах. Далее следуют повреждения
во время игры с мячом (футбол, баскетбол). Причинами травм
на уроках в основном являются слабая дисциплина учащихся,
отсутствие необходимого спортивного оборудования, неудов-
летворительные санитарно-гигиенические условия спортивных
залов, недостатки в преподавании физкультуры в некоторых
школах и др.
Медицинские работники должны обязательно расследовать
каждый случай школьного травматизма при занятиях физкуль-
турой, тщательно выявлять и изучать причины, приведшие к
несчастному случаю, и принимать меры по их устранению со-
вместно с преподавателем физкультуры и администрацией шко-
лы. Институтом физического воспитания и школьной гигиены
АПН РФ для школьных преподавателей физкультуры разрабо-
таны специальные методические указания, в которых предус-
мотрены: обеспечение строгой дисциплины во время занятий
физкультурой и спортом; строгая последовательность в овладе-
нии навыком, постепенное увеличение физической нагрузки;
неуклонное выполнение страховки при упражнениях, связанных
с риском падения; усиленный контроль за занятиями физичес-
ки недостаточно подготовленных учащихся; педагогический кон-
троль во время занятий за психологическим состоянием учащих-
ся (профилактика сильного утомления и переутомления,
способствующих получению травм); исключение перегрузок за-
лов, спортивных площадок, катков во избежание столкновений;
постепенное увеличение нагрузки по продолжительности и
интенсивности при возобновлении занятий после длительного
перерыва, болезни, травмы.
В учебной программе школ важное место занимает трудовое
обучение. Программы занятий по труду составлены с учетом
возраста и физического состояния учащихся и предусматрива-
ют выработку навыков, обеспечивающих безопасность работы в
условиях промышленного и сельскохозяйственного производства.
Важнейшим условием безопасности труда учащихся являются
исправность оборудования, инструментов и правильные приемы
обращения с ними. Травмы на уроках труда составляют менее
1% детского травматизма.
Т р а в м а т и з м д е т с к и й с п о р т и в н ы й составляет д о
4% всех травм у детей школьного возраста. Как правило, пре-
обладают травмы при неорганизованном спорте или плохой орга-
низации занятий в детских спортивных школах. Под травматиз-
мом при неорганизованном спорте имеются в виду повреждения,
полученные детьми во время спортивных игр или занятий, про-
водимых без контроля взрослых: катание на коньках, лыжах,
прыжки с трамплинов, игры с мячом и т. д. Основные причины
травм детей на катках во время массового катания следует ви-
деть в переполнении катков, особенно в выходные дни, ката-
нии детей в вечерние часы вместе со взрослыми. Большинство
травм происходит по причинам, зависящим от самих пострадав-
ших (падение, удары, столкновения с другими катающимися и
пр.). У 59% пострадавших наблюдаются переломы, вывихи, от-
крытые повреждения. При организованном спорте у 40% постра-
давших детей травмы происходят на занятиях в спортивных шко-
лах, у 20% — в спортивных секциях и 40% детей получают
повреждения во время соревнований и тренировок. Наибольшее ко-
личество травм происходит при занятиях спортивной гимнастикой,
затем следуют игра в баскетбол и занятия легкой атлетикой.
По характеру повреждений преобладают ушибы, растяжения;
у трети пострадавших детей возникают переломы и вывихи. До
85% переломов приходится на верхние конечности (предплечье,
пальцы кисти). Переломы костей нижних конечностей чаще
происходят у конькобежцев, при занятиях фигурным катанием,
игре в футбол.
Для предупреждения спортивного травматизма у детей сле-
дует: 1) шире организовывать занятия спортом в специальных
спортивных учреждениях (детских спортивных школах, спортив-
ных клубах, обществах и т. д.); 2) обязать детские лечебно-про-
филактические учреждения систематически извещать отделы
народного образования о каждом случае травмы при спортивных
занятиях и изучать обстоятельства и причины вместе с педаго-
гами для принятия конкретных мер по предупреждению анало-
гичных случаев; 3) в спортивных школах, где физкультурные
залы не удовлетворяют современным требованиям, в местах за-
нятий неорганизованным спортом предусмотреть меры по
перспективной профилактике детского спортивного травматиз-
ма. Для этого совместно с сотрудниками городских, районных
санитарно-эпидемиологических стандий ставят вопросы перед
строительными организациями, жилищными управлениями о
создании оптимальных условий детям для занятий спортом (бла-
гоустройство спортивных залов, создание дворовых спортивных
площадок и т. п.); 4) пересмотреть конструкции некоторых
спортивных снарядов с учетом возрастных особенностей школь-
ников; 5) на городских катках выделить время для катания де-
тей школьного возраста; б) на заседаниях межведомственных
комиссий по борьбе с детским травматизмом, на конференциях
преподавателей физкультуры шире обсуждать вопросы предуп-
реждения спортивных травм у детей.
ОРЕШИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ. В задачи травматологической службы входит про-
ведение мероприятий по профилактике травматизма в соответ-
ствии е современным состоянием науки и техники; оказание
первой помоииг лри травмах на меете вретнзаеетвй*; вечеиие
больных на веех этапах; учет пострадавших и дисла»серкве
наблюдение; планевая подготовка по травматологии кадров вра-
чей * медицинских сестер и повышение и* квалификации; раз-
работка и внедрение рациональных способов лечения всвреж-
деняй, методическое ррегавдство и сяете**ая«еашй« «еитредь
за работой травматологических лечебных учреждений.
Руководство траэматозошческей службе* в пределах города,
области, краг, республики осуществляют районные, геройски^
областные, республиканские травматологи и хирурги. Методичее-
км руководство травматологической службой проводят научио-ис-
еледеватеяъские институты травматологии и ортопедии (НИИТО).
Коитрольив-консультативным» органами во травматологичес-
кой немощи являются медицинские советы но экспертизе отда--
ленных результатов лечения, которые организуются при област-
ных, городских больницах, травматологических пунктах и ка-
бинетах. Согласно приказу МЗ СССР № 530 от 16.04.86г. они
утверждаются соответствующими органами здравоохранения.
Медицинский совет под председательством заведующего трав-

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 64)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>