<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 26)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Данная статья является новой в уголовной практике Российской Федерации. В качестве объекта выступают интересы финансовой системы и участников экономического оборота. Сфера применения: банки, иные кредитные учреждения, кредиты различных видов, т. е. фактически весь экономический оборот.
Кредитом являются денежные средства, предоставляемые банком или иной кредитной организацией заемщику по кредитному договору [248 Не является получением кредита договор займа (ст. 807—818 ГК РФ).]
. Договор предусматривает размер кредита, условия кредитования, сроки и порядок возврата, размер процентов и т. п. Существуют денежные кредиты (ст. 819 ГК РФ), товарные (ст. 822 ГК РФ) и коммерческие (ст. 823 ГК РФ). При товарном кредите одна сторона предоставляет другой вещи, определенные родовыми признаками. При коммерческом кредите могут предоставляться как деньги, так и вещи, определяемые родовыми признаками, в том числе в виде .аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг, предусмотренных договором.
Под сведениями о хозяйственном положении либо финансовой деятельности понимают данные о балансе, прибылях и убытках, основных средствах и в целом о собственности, имущественных правах и обязательствах, наличии заказов на продукцию либо услуги. Предоставлением заведомо ложных сведений кредитору является их передача лицу (группе лиц), принимающему решение о кредите, причем сведения должны быть оформлены в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и подписаны правомочным лицом (или удостоверены иным образом).
Способы совершения преступлений данного рода достаточно разнообразны; на первом этапе предприниматели (руководители организации) могут действовать по одной или одновременно нескольким из приводимых ниже схем:
а) создание лжефирм. Чаще всего такие фирмы регистрируются на подставное лицо, иногда по украденному паспорту. Цель создания таких "однодневок" — получить кредит, присвоить его, ликвидировать "фирму";
б) изготовление подложных документов и представление их при заключении кредитных договоров. Это может осуществлять как лжефирма, так и реально существующее коммерческое предприятие (организация, предприниматель). Целью изготовления подложных документов является создание видимости финансовой состоятельности;
в) фабрикация документов о якобы заключенных сделках, договорах, подрядных работах и т. п., которые предоставляются в банк в качестве обоснования кредита;
г) предоставление подложных или полученных обманным путем гарантийных писем или поручительств от солидных государственных либо коммерческих структур;
д) предоставление кредитору залогового имущества, не принадлежащего заемщику, либо имущества уже заложенного, либо имущества, не имеющего той ценности, которая объявлена заемщиком. Так, одна из фирм предоставила банку опечатанный сосуд, в котором, по заключению ранее проведенной "экспертизы", находился редкоземельный элемент, оцененный этой экспертизой в сотни тысяч долларов США. Впоследствии, когда "фирма", получив кредит, исчезла и сосуд вскрыли, там оказались малоценные химические реактивы;
е) подкуп банковских работников для выдачи кредита с нарушением экономических нормативов, требований обеспечения возвратности кредита, отсутствия в договоре сроков и формы промежуточного контроля за деятельностью организации, получившей кредит.
Важным элементом совершения преступлений в данной сфере является такой фактор, как наличие у кредитуемой организации нескольких расчетных счетов. Это дает возможность хозяйственной структуре проводить операции по различным счетам, перечислять кредит, минуя основной расчетный счет, вводить в заблуждение кредитора при наличии претензий к основному расчетному счету.
Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, предусмотренное ст. 177 УК РФ, состоит в уклонении организации-должника или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере (для гражданина — более 500 минимальных размеров оплаты труда, для организации — свыше 2500 м. р. о. т.) или от оплаты ценных бумаг после вступления в силу решения суда о необходимости произвести соответствующие выплаты.
Преступление является длящимся, начальный его момент — бездействие, являющееся злостным уклонением, или действия, с помощью которых совершается злостное уклонение.
Требует расшифровки понятие ценных бумаг. В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
К ценным бумагам относятся (ст. 143 ГК РФ): государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Типичной исходной информацией по преступлениям, связанным с кредитованием, являются:
а) сообщение банка или иной кредитовавшей организации о невозврате кредита исчезнувшей фирмой;
б) сообщение налоговой полиции о наличии коммерческой организации, не занимающейся никаким видом деятельности, но аккумулирующей средства на своих счетах (счете).
Исходной информацией для возбуждения уголовного дела о неправомерном кредитовании или о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности чаще всего являются:
а) материалы органов дознания, содержащие результаты оперативных разработок;
б) материалы, поступающие из контролирующих органов (налоговая полиция, налоговая инспекция, аудиторские фирмы, ревизующие органы);
в) материалы, выделенные из других уголовных дел, а также поступившие из арбитражных и народных судов (по гражданским делам);
г) сообщение средств массовой информации, заявления и сообщения граждан.
При анализе поступивших материалов прежде всего требуется установить, имеются ли в действиях лица (организации) признаки состава преступления (ст. 176, 177 УК РФ) или дело должно решаться в гражданском или арбитражном судопроизводстве.
В ходе предварительной проверки выявляют правовой статус организации (предприятия, структуры), получившей (и не возвращающей) кредит, наличие прав юридического лица, форму собственности. Указанные обстоятельства могут быть установлены путем ознакомления с учредительными документами (устав предприятия, учредительный договор), а также по запросу о регистрации юридического лица в установленном законом порядке. Может осуществляться финансово-экономическая проверка предприятия (аудиторская, налоговой инспекцией), изучаются акты предыдущих проверок.
К моменту возбуждения уголовного дела (или решения вопроса о его возбуждении) следователь должен располагать следующими материалами:
а) полное официальное наименование предприятия (организации, предпринимателя) — кредитополучателя, его юридический адрес, кто его учредители, кем и когда оно зарегистрировано, номер расчетного счета и наименование банка;
б) подробные сведения о том, в чем выразилось нарушение закона;
в) сведения о лицах, допустивших нарушение закона, или результаты проведенных финансово-экономических проверок, ревизий (если они проводились до возбуждения уголовного дела или по другому уголовному, гражданскому делу); если это акт проверки налоговой инспекции, то к нему должны быть приложены все документы, подтверждающие допущенные нарушения;
г) объяснения лиц, причастных к выявленным нарушениям;
д) выписки из нормативных актов, нарушения которых выявлены или предстоит установить.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела учитываются полнота собранных материалов и наличие в них признаков совершенного преступления, а также то обстоятельство, что в данном случае не требуется согласия собственника имущества, ставшего объектом преступного посягательства.
После возбуждения уголовного дела, в зависимости от характера преступления (незаконное получение кредита, незаконное получение государственного целевого кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), подлежат установлению:
1) обстоятельства, при которых была создана фирма, получившая кредит; насколько законно ее учреждение, подлинность документов, представленных для ее регистрации. Такими документами являются устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. Юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида (фонды, спортивно-оздоровительные организации и т. п.). В учредительных документах определяются наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления и другие сведения, предусмотренные законом. Так, в учредительном договоре должны быть указаны: порядок совместной деятельности, условия передачи юридическому лицу имущества учредителей, порядок распределения прибылей и убытков и т. п.;
2) подлинность или подложность документов о финансово-экономическом состоянии предприятия (организации), о той или иной хозяйственной сделке, представленной в качестве обоснования кредитной заявки, об оценке залогового имущества и т. п.;
3) подлинность или подложность гарантийного письма, выданного коммерческой структурой или иной солидной организацией, обстоятельства получения такого письма; что послужило основанием для его выдачи (залог, сведения о балансе предприятия, другое);
4) подлинность или подложность документов на право получения льготного кредита; основания льготного кредитования, насколько, они правомерны; обстоятельства получения правоустанавливающего документа;
5) обстоятельства подписания кредитного договора, представленные для этого документа, их соответствие требованиям нормативно-правовых актов; движение полученных кредитов; его соответствие договору, представленному в обоснование кредитного запроса;
6) обстоятельства изъятия кредитных средств, перевод их на другие счета этой же организации или иной; обстоятельства их обналичивания и фактическое их расходование; какие сделки были совершены под этот кредит; какие хозяйственные операции проведены; какие материальные ценности приобретены, где и у кого они находятся. Если полученный кредит был переведен другой фирме, которая вскоре прекратила существование, то весь комплекс сведений, изложенных в п. 1, 2, должен быть установлен по этой фирме;
7) установление всех участников незаконного получения кредита:
наличие подставных лиц, на которых была зарегистрирована лжефирма, наличие организатора всей акции; если кредит получала реально существующая коммерческая структура и впоследствии перечислила его лжефирме, то характер отношений между ними, документальное подтверждение сотрудничества, размер прибыли, полученной коммерческой организацией от сделки; роль работников банка: при заключении кредитного договора, при выдаче кредита, по проверке выполнения промежуточных обязательств как гарантии выполнения кредитного договора (завоз строительных материалов или какой-либо продукции в установленные сроки, возведение строящегося здания в обусловленном к определенному сроку объеме и т. п.);
8) в чем выразилось злостное уклонение организации (фирмы, предприятия, гражданина) от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу судебного решения;
какие действия и кем предпринимались для возврата долга; где в настоящее время находится лицо (юридическое, физическое) и его имущество, на которое может быть обращено взыскание кредитной задолженности.
Первоначальные следственные действия. К числу неотложных первоначальных следственных действий следует отнести изъятие (выемку) или обнаружение и изъятие (обыск) документов. От того, насколько своевременно и полно будут изъяты документы, во многом зависит успех расследования любого преступления в сфере экономической деятельности. К числу документов, подлежащих осмотру и изъятию, помимо вышеупомянутых и связанных с непосредственным получением кредитов, относятся и иные документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность предприятия (организации). Это могут быть как первичные документы, например накладная на приобретенную продукцию (материалы) и т. п., так и документы сводных учетов и отчетные. Для их изучения (а иногда осмотра, отбора с последующим изъятием) целесообразно приглашение специалиста в области финансового дела, экономики.
Цель изучения подобных документов — получить достоверные сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации, ее платежеспособности, целевом использовании средств, находящихся в ее распоряжении, и т. п. Дело в том, что расследование любого преступления данной сферы неизбежно охватывает целый комплекс вопросов, связанных с деятельностью проверяемого юридического лица. Оптимальным вариантом для получения достаточно полной и объективной картины такой деятельности является проведение финансово-экономической экспертизы.
Предмет судебной финансово-экономической экспертизы составляют комплекс обстоятельств дела, устанавливаемых в отношении финансовых операций и финансовых показателей деятельности предприятия (в организации), а также фактические данные, характеризующие образование, распределение и использование на предприятии (организации) доходов и денежных фондов, негативные отклонения в этих процессах, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности или способствовавшие совершению правонарушений, связанных с несоблюдением финансовой дисциплины. Чаще всего финансово-экономические исследования проводятся либо для анализа финансовых результатов и определения финансового состояния предприятия (организации), либо для определения размера неправомерно полученных доходов в результате несоблюдения правил совершения финансовых операций, скрытой от государства прибыли, необоснованных отчислений в денежные фонды, необоснованного получения кредитов.
В соответствии со своим предметом финансово-экономическая экспертиза:
определяет реальность и экономическую обоснованность финансовых показателей предприятия (организации) в случаях искажения его данных о доходах и расходах;
исследует финансовые состояние и платежеспособность предприятия (организации);
анализирует структуру и динамику доходов и расходов предприятия (организации) в целях определения в них диспропорций, повлиявших на величину балансовой прибыли и связанных с ней показателей;
выявляет диспропорции в соотношении между себестоимостью продукции и динамикой применяемых цен с целью установить факты искажения отчетных данных о прибыли предприятия (организации);
устанавливает негативные отклонения в распределении и использовании прибыли, приведших к необоснованному завышению суммы денежных средств, оставляемых в распоряжении предприятия (организации);
анализирует расчетные операции, связанные с образованием и использованием доходов и денежных фондов предприятия (организации), с целью установить негативные отклонения (недоплаты, переплаты) по отдельным статьям доходов и направлениям расходования денежных средств; необоснованное предоставление кредита другой организации; невозврат кредита данной организации;
определяет степень обеспечения предприятия оборотными средствами, причину образования дебиторской и кредиторской задолженности.
Потребность в организации финансовo-экoнoмичecкиx экспертиз может возникать также при необходимости исследовать финансовую ситуацию, связанную с получением кредита, с завышением продажных, занижением закупочных цен, превышением предельного уровня рентабельности и получением сверхприбыли предприятиями-монополистами.
Чаще всего при назначении финансово-экономической экспертизы, в том числе и по делам о кредитовании, перед экспертами ставятся примерно такие вопросы:
а) соответствуют ли отчетные данные предприятия его финансовому состоянию и если нет, то какие экономические факторы привели его к неплатежеспособности;
б) позволяло ли финансовое состояние предприятия предоставлять кредит (ссуду) другому предприятию и если да, то за счет каких источников;
в) соответствует ли себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия произведенным затратам и если да, то не повлекло ли это занижения данных о прибыли предприятия;
г) не свидетельствуют ли финансовые операции предприятия об отвлечении средств из хозяйственного оборота и их нецелевом использовании.
Проведению судебной финансово-экономической экспертизы может предшествовать ревизия. Ревизии, назначаемые следователями, поручаются ревизорам отдельных ведомств в системе Министерства финансов России.
Важным моментом первоначальных следственных действий является наложение ареста на материальные ценности и на денежные средства, хранящиеся на счетах организации(предпринимателя)-должника. Арест налагается в первую очередь для возмещения причиненного материального ущерба. Однако могут быть и иные варианты. Например, наложение ареста на имущество, предоставленное ранее в виде залога, для его подлинной оценки, установления его соответствия тем сведениям, что были зафиксированы в договоре кредитования, в оценочном заключении экспертов и т. п.
С целью отыскать документы, имеющие значение для дела, а также обнаружить имущество, на которое может быть наложен арест, в первоначальной стадии расследования проводится обыск. Обыски осуществляются в офисе фирмы, по месту жительства руководителя (предпринимателя), главного (старшего) бухгалтера, на дачах, в гаражах, в автомобилях и т. п. Наряду с официальными документами при обыске изымают черновые записи, заготовки подложных документов, штампы, печати, используемые для их изготовления, пишущие машинки и иные средства оргтехники, использованные для изготовления поддельных документов. Эти материалы могут дать истинное представление о финансово-хозяйственной деятельности организации, о подготовительных действиях для получения кредита, о способах его сокрытия.
К числу первоначальных следственных действий по делам данной категории может быть отнесен и осмотр производственных, складских помещений, офиса фирмы. Целью подобных осмотров является:
а) установить их целевое назначение и его соответствие заявленной деятельности;
б) определить, имеются ли складские помещения для хранения материалов, товаров, продукции в соответствии с заключенным договором; возможно ли в данном помещении разместить заявленные товары (продукцию, материалы), не имеется ли остатков этих товаров (материалов, продукции);
в) установить соответствие производственных помещений заявленной деятельности, а также то, могли ли в них изготавливать неучтенную продукцию;
г) могут ли в офисах быть размещены сотрудники аппарата в том количестве, как это значится по документам (в том числе в ведомости на выдачу зарплаты); имеются ли в данном офисе другие организации, где в офисе могут храниться (быть спрятаны) интересующие следствие документы.
В ходе подобных осмотров целесообразна помощь специалистов. При необходимости может быть назначена, например, судебно-товароведческая экспертиза.
Важное значение имеют допросы подозреваемых и свидетелей. При расследовании экономических преступлений, в том числе и в области кредитования, типичными объяснениями заинтересованных лиц являются ссылки на хозяйственный просчет: неоправданный риск, недобросовестные действия партнеров, неблагоприятная конъюнктура и т. п. Опровергнуть подобные объяснения могут установленные перед допросом факты (единичные или в комплексе), позволяющие сомневаться в объективности обстоятельств, приведших к невозврату кредита, его незаконному получению (в том числе льготного кредита).
К числу таких фактов, выявляющих подлинные намерения кредитополучателя и истинное положение дел в организации, можно отнести:
1. Создание фирмы по подложным документам, чрезвычайно малый размер уставного капитала, отсутствие площадей для выполнения указанных в уставе работ или предоставления услуг; отсутствие в штате организации лиц, способных выполнять эти работы (услуги).
2. Требование стопроцентной предварительной оплаты работ (услуг) как непременное условие заключаемого соглашения. Расчет строится на получение 100% средств и ликвидацию "фирмы-однодневки".
3. Нереально большие размеры дохода, которые фирма обещает своим кредиторам, высокие проценты по вкладам. Этот признак наиболее часто фигурирует по делам об операциях, связанных с ценными бумагами, привлечением средств населения, получением кредитов одновременно от нескольких организаций (фирм, банков).
4. Неблагополучная ситуация на момент получения кредита. Это может быть наличие большого числа долгов, просроченных обязательств по выплатам, произведенным работам, по оказанию услуг и т. п. Это могут быть обстоятельства, поставившие организацию (предпринимателя) на грань банкротства (разорения): уничтожение имущества (пожар, стихийное бедствие), вымогательство со стороны преступных структур и т. п.
5. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии реальных возможностей выполнить условия, под которые брался кредит. Это может быть непрофессионализм предпринимателя или отсутствие необходимых профессионалов в организации; невыполнение организацией (предпринимателем) необходимых подготовительных действий (дача рекламы, завоз материалов, аренда помещений и т. п.).
6. Подложные документы, гарантийные письма, ненадлежащий залог, предъявляемые при заключении сделок.
7. При заключении договора кредитования под сделки, связанные с приобретением материалов за рубежом — факт отсутствия валютного счета (валютных средств) у кредитополучателя.
8. Трата средств, полученных в качестве целевого кредита, не по назначению (возврат долга, отделка офиса, приобретение дачи, квартиры, транспортного средства и т. п.).
Наряду с проведением первоначальных следственных действий задания даются органам дознания: прослушивание и запись телефонных переговоров, выявление эпизодов, подобных расследуемому, совершенных ранее, в соседних регионах и т. п. Поручения следователя могут касаться и действий оперативных работников по: выявлению денег и ценностей, недвижимости, нажитых преступным путем, фактов вложения средств в нелегальный бизнес (с оружием, наркотиками, занятие проституцией, азартные игры); установлению конкретных участников события, их розыск и задержание.
На последующем этапе происходит, как правило, проверка объяснений, даваемых обвиняемым (подозреваемым), и закрепление доказательств, полученных в начале следствия.

§ 2. Расследование лжепредпринимательства

Под лжепредпринимательством (ст. 173 УК РФ) понимается создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Лжепредпринимательство — самостоятельное преступление, посягающее на сферу экономической (точнее, предпринимательской) деятельности со всеми присущими ему признаками.
По смыслу ст. 173 УК уголовно наказуемым является создание коммерческой структуры без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако подобная трактовка таит в себе опасность привлечения к уголовной ответственности за мысли, за намерение, что противоречит принципам российского уголовного права. К тому же подобное намерение в момент, когда коммерческая организация только создана, может быть установлено только признанием самого виновного, что нереально и не является надежным доказательством. Поэтому было бы неверно трактовать лжепредпринимательство просто как бездействие после создания коммерческой структуры.
Лжепредпринимательство — это именно деятельность, которая хотя и осуществляется законно зарегистрированной коммерческой организацией, но не связана с предпринимательством (т. е. с пользованием имуществом, производством или продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг) либо лишь имитирует один из видов предпринимательства для прикрытия преступной деятельности. При любом из приведенных выше вариантов целью такой деятельности является получение заведомо незаконной материальной выгоды.
Ограничение объективной стороны лжепредпринимательства только лишь "созданием" (регистрацией) коммерческой организации будет необоснованно и неверно еще и потому, что в этом случае за рамками ответственности остается незаконная деятельность юридических лиц, созданных ранее принятия УК РФ, в том числе разными способами приобретенных преступниками для своих незаконных целей.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только умышленной виной, т. е. прямым умыслом по отношению к создаваемой ложной коммерческой организации и прямым или косвенным умыслом по отношению к последствиям. Лицо сознает, что создает ложную коммерческую организацию с целью: 1) получения кредитов;2) освобождения от налогов; 3) извлечения иной имущественной выгоды или 4) прикрытия запрещенной деятельности.
На практике наиболее часто лжекоммерческие организации создаются для неправомерного получения кредитов или прикрытия запрещенной деятельности. Под запрещенной следует понимать виды деятельности: 1) которые перечислены в Уголовном кодексе как преступления;
2) осуществление которых разрешено исключительно определенным органам; 3) для осуществления которых требуется, специальное разрешение (лицензия).
Лжепредпринимательство может быть и способом совершения налоговых преступлений, когда субъект налогообложения перечисляет лжекоммерческой организации часть своих доходов, занижая тем самым величину налогооблагаемого объекта.
Лжепредпринимательство следует отличать от мошенничества (ст. 159 УК) как способа хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество. Отлично оно и от причинения ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК), хотя и сходного с мошенничеством, но отличающегося от последнего механизмом извлечения виновным незаконной имущественной выгоды. От незаконного предпринимательства и незаконной банковской деятельности (ст. 171, 172 УК) его отличает то, что при лжепредпринимательстве деятельность осуществляет законно зарегистрированная коммерческая организация.
Отлично лжепредпринимательство и от незаконного получения кредита (ст. 176 УК), и от уклонения от уплаты налогов (ст. 199 УК) как составов самостоятельных преступлений. Однако на практике указанные деяния нередко сочетаются с лжепредпринимательством, которое используется для их реализации.
С учетом вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что лжепредпринимательство — это своего рода "квалифицированный" способ обмана, когда законно зарегистрированная предпринимательская структура, имеющая все соответствующие закону реквизиты (самостоятельное название юридического лица, учредительные документы, расчетный счет в банке, юридический адрес, бланки, штампы, печати), по существу, злостно обманывает граждан, юридических лиц, хозяйствующих субъектов, государство, занимаясь не предпринимательством, а различного рода незаконной деятельностью, в том числе и откровенно преступной. Лжепредпринимательство, по сути, является своего рода "инструментом" совершения других преступлений или прикрытием запрещенных видов деятельности.
Лжепредпринимательство представляет повышенную опасность, поскольку "деятельность" такого рода "предпринимательских" структур наносит вред осуществляемым экономическим реформам в области построения цивилизованного рынка, все более становясь способом существования организованной преступности, ее официальным прикрытием.
Под прикрытием ложных предпринимательских структур могут совершаться, наряду с перечисленными, и такие преступления, как контрабанда, торговля несовершеннолетними, вовлечение в занятие проституцией и многие другие.
В силу этого ст. 173 УК РФ должна применяться в совокупности с другими статьями УК, запрещающими под страхом уголовного наказания определенные виды деятельности. В качестве примера рассмотрим расследование лжепредпринимательства, осуществляемого с целью незаконного получения кредита [249 См. § 1 данной главы.]
. Подлежащими проверке явятся:
а) создание фирмы (лжекоммерческой организации), получившей кредит;
б) реальность хозяйственной сделки, под которую получен кредит;
в) движение полученных кредитов;
г) изъятие кредита, его обналичивание, если первоначальная его выдача была безналичной;
д) установление всех участников лжекоммерческой организации, а также банковских работников, способствовавших его деятельности.
Для проверки этих обстоятельств совершаются как действия, приведенные в предыдущем параграфе, так и направленные на доказывание факта создания лжепредприятия без цели занятия предпринимательской деятельностью. Для этого устанавливают:
размер уставного капитала и его формирование; неоправданно маленький размер уставного капитала может свидетельствовать об отсутствии намерений совершать предпринимательскую деятельность, заявленную в учредительных документах;
факт отсутствия помещений (собственных, арендуемых), пригодных для заявленной деятельности;
отсутствие каких-либо материалов, сырья, товаров, готовой продукции, свидетельствующих о совершении предпринимательской деятельности любого рода;
наличие нескольких счетов в различных банках, в том числе и на подставных лиц (филиалы, дочерние организации), позволяющих переадресовывать денежные средства из одного банка в другой и снимать наличные суммы со счетов;
если получаемые кредиты использовались для занятия запрещенной деятельностью, то необходимо установить, какие притворные сделки совершало лжепредприятие для прикрытия этой деятельности, в чем она выражалась.
Нередко лжепредпринимательство является замаскированным способом хищения денежных средств в сфере банковской деятельности и расследуется в совокупности с иными преступлениями: ст. 160 УК — присвоение и растрата, ст. 174 УК — легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, ст. 290, 291 УК — получение и дача взятки и др. В этих случаях лжеорганизация может быть создана по инициативе банковских работников или по сговору с ними учредителей "коммерческой" организации.
При расследовании подобной ситуации необходимо в первую очередь учитывать, что все члены организованного преступного сообщества связаны круговой порукой. Поэтому первоначальной информацией, способной послужить основанием для возбуждения уголовного дела, могут быть только сведения, поступившие извне, но никак не из самого преступного сообщества.
Источниками таких сведений могут быть:
а) негласная информация, полученная оперативным путем, и результаты оперативной проверки;
б) информация, поступающая из государственных контрольных органов (налоговой инспекции, контрольно-ревизионных органов и др.);
в) сведения от граждан, из средств массовой информации об отсутствии легальной деятельности коммерческой организации или занятии ею запрещенной деятельностью в тесной связи с банком (банками).
Независимо от источника информации проверке подлежат как действия лжекоммерческой организации, так и отдельные виды деятельности банка, при подозрении на его активную роль в создании лжепредприятия и преступное сотрудничество с ним.
Обстоятельствами, подлежащими установлению, будут:
а) неоднократный перевод денежных средств в различные организации на различные счета;
б) вложение денежных средств в движимое и недвижимое имущество, которое затем реализуется;
в) скупка ювелирных изделий, антиквариата, старинных картин и т. п.;
г) маскировка хищения денежных средств путем оформления документов на понесенные убытки (перечисление средств организации, которая вскоре прекратила существование, выплата значительных штрафных санкций по вине недобросовестных партнеров и т. п.).
При активном участии сотрудников банка в деятельности лжепредприятия по хищению денежных средств используется такой способ сокрытия, как искажение компьютерной информации, отражающей финансово-кредитную деятельность банка. Для этого информация может быть уничтожена либо в самом компьютере, либо на хранящихся магнитных носителях. Так, магнитные носители используются повторно с одновременным уничтожением предыдущих записей. Возможна маскировка хищений под видом сбойных ситуаций, когда якобы из-за ошибок в программе, произошел сбой компьютера, приведший к утрате или искажению части информации.
На начальном этапе расследования могут быть две принципиально отличные друг от друга следственные ситуации:
неизвестное лицо (лица) из числа банковских работников, совершающие хищения по сговору с членами лжекоммерческой организации;
преступник задержан с поличным.
В первой ситуации алгоритм расследования будет складываться из следующих действий:
изъятие и изучение платежных банковских документов, а также документации, сопровождающей их обращение (договоры, доверенности, контракты, реестры и т. п.);
изъятие документации по движению банковских средств на счетах как лжепредприятия, так и других учреждений и организаций, при сомнении в законности их действий;
наложение ареста на денежные суммы, зачисленные по подложным банковским документам в учреждения банков, и на денежные суммы, зачисленные по платежным поручениям в лжекоммерческие организации;
изъятие и изучение нормативных материалов, регламентирующих деятельность банковских учреждений;
допросы руководителей и сотрудников банковских учреждений, где были обнаружены и изъяты подложные документы, откуда перечислялись незаконные кредиты. В ходе допросов подлежат выяснению обстоятельства кредитования лжекоммерческой организации, причины отступления от установленных правил (если были такие отступления), кто из сотрудников банка принимал участие в оформлении этих документов;
осуществлял ли банк контроль за деятельностью лжекоммерческой организации и если нет, то почему, и т. п. обстоятельства;
проведение экспертиз.
При второй ситуации, когда кто-либо из членов преступного сообщества задержан с поличным (изготовление или представление подложных документов, незаконное получение наличных средств, занятие незаконной деятельностью), алгоритм расследования будет складываться из следующих действий:
задержание и личный обыск задержанного как заподозренного в совершении преступления. В ходе личного обыска, а в отношении банковского работника — и обыска на рабочем месте, подлежат изъятию все банковские документы, черновики, бланки документов, дискеты, записные книжки, квитанции для оплаты междугородних переговоров, транспортные документы и др.;
допрос задержанного, выяснение обстоятельств совершения преступления, выявление соучастников;
обыск по месту жительства подозреваемого для обнаружения объектов, указанных ранее, а также денег и ценностей, нажитых преступным путем;
допрос свидетелей, могущих сообщить сведения, пополняющие информацию о преступной деятельности.
При расследовании банковских хищений, в том числе и путем перекачки денег в лжеструктуру, необходимо в первую очередь изъять и проанализировать компьютерную информацию — главный источник сведений о хищении и способах его сокрытия.
При проведении обыска по месту работы и месту жительства заподозренного осуществляется поиск и изъятие магнитных носителей (дискет, магнитофонных лент и т. п.), содержащих сведения, относящиеся к расчетным операциям подразделений банка по месту совершения хищения, носителей функционирующего программного обеспечения по банковским операциям за конкретный период времени, графические распечатки компьютерного текста (листинги) и другие документы; журналы учета сбойных ситуаций вычислительной техники (журналы ведутся и в банке, и в организации, обслуживающей вычислительный центр банка);
протоколы вечернего решения, в которых зафиксированы действия оператора по обработке информации после операционного дня; журналы рабочего времени компьютерных систем; журналы передачи смен, дополнительные инструкции, сведения о контрольных числах, данные учета технических неисправностей компьютера и др.
При выемке компьютерной информации желательно использовать помощь специалиста в области компьютерных технологий.
В ходе допросов необходимо выяснить:
у работников банков: порядок организации и особенности бухгалтерского учета с использованием компьютера и компьютерных систем, о взаимодействии с вычислительным центром данного банка в процессе банковских операций;
у лиц, производивших ведомственную ревизию: каким образом было обнаружено хищение, как оно было замаскировано, кто из числа банковских работников имел отношение к операциям, сопутствующим хищению;
у должностных лиц вычислительного центра банка: кто разрабатывал программное обеспечение, какие изменения и по чьей инициативе в него вносились, насколько надежен функционирующий программный комплекс, насколько он защищен от несанкционированного проникновения;
у специалистов-электронщиков отдела технического обеспечения вычислительного центра банка: когда и какой проводился ремонт вычислительной техники, чем он был вызван; какова организация и особенности работы структурных подразделений банка в компьютерной сети по обеспечению операций банка, в особенности тех, которые связаны с хищением средств.
Если похищенные средства были перечислены лжекоммерческой структуре, то наряду с указанными следственными действиями осуществляется:
выемка в учреждениях банка документов на несуществующие коммерческие структуры;
допрос лиц, указанных в протоколе общего собрания и в учредительном договоре, по вопросу создания этой структуры, участвовали ли они в данных мероприятиях, подписывали ли протокол и иные документы;
допрос лиц, зарегистрировавших данную коммерческую организацию: кто готовил документы, кто их представлял, какие обстоятельства сопутствовали регистрации.
На последующих этапах важную роль играют судебные экспертизы. Это может быть технико-криминалистическая и судебно-почерковедческая экспертиза (подделок в документах, исследований подлинности подписей и т. п.);-судебно-бухгалтерская и финансово-экономическая — для анализа деятельности хозяйствующих субъектов (в том числе и лжеорганизации). Однако наибольшие сложности вызывает производство компьютерно-технической экспертизы. В качестве экспертов должны быть приглашены специалисты в области вычислительной техники, программирования, средств защиты информационных компьютерных систем.
На разрешение компьютерно-технической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
возможен ли несанкционированный доступ к программному обеспечению с целью внести в него изменения, влияющие на конечные результаты при составлении баланса во всех структурных подразделениях банка;
каков механизм внесения изменений, какие изменения и куда были внесены, каковы последствия этого;
кто из работников вычислительного центра банка, обслуживающих и эксплуатирующих средства вычислительной техники, имеет возможность внести такие технические изменения.
Полученные ответы могут быть использованы на последующих стадиях при допросе подозреваемых (обвиняемых), при повторных обысках у них, при производстве иных следственных действий.

§ 3. Расследование хищений, совершаемых организованными преступными формированиями на предприятиях (в организациях)

В данном случае речь идет о расследовании преступлений, предусмотренных рядом статей УК РФ: ст. 169 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности); ст. 201 (злоупотребление полномочиями), ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 (превышение должностных полномочий), ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 292 (служебный подлог).
Указанные статьи могут сочетаться в различных комбинациях, пополняться другими (например, легализация доходов, лжепредпринимательство), в целом же они характеризуют достаточно распространенные в настоящее время действия по завладению государственным и общественно-кооперативным имуществом там, где оно еще сохранилось.
Подобные хищения осуществляются организованными преступными формированиями, в которые входят должностные лица, осуществляющие управление имуществом; лица, в ведении и пользовании которых находится это имущество; лица, осуществляющие с этим имуществом необходимые хозяйственно-финансовые операции. Подобного рода хищения являются длящимися, они умело организуются и маскируются, наносят многомиллиардные убытки экономике.
Предметом этих хищений все чаще становятся ценное промышленное сырье, нефть и нефтепродукты, газ, природные ископаемые, редкоземельные металлы, оружие, денежные .суммы. Участился вывоз за границу стратегически важного сырья, других квотируемых товаров. Что касается хищения крупных денежных средств, то они осуществляются за счет присвоения заранее созданных неучтенных излишков денег в процессе основного или побочных производственных процессов [250 О присвоении и растрате (ст. 160 УК РФ) см. гл. 46 учебника.]
; путем присвоения крупных сумм, полученных от преступных операций с банковскими кредитами (в том числе и с участием лжефирм); путем переплаты денежных средств по зарубежным контрактам с последующим возвратом части денег плательщику (как правило, перечисляемых на его счет в зарубежном банке).
Способы хищений на производстве, как обычно, связаны с созданием неучтенных денег или продукции. В последнее время все более распространяется перевод основных фондов из государственного предприятия в частный сектор. Формами его реализации становятся создаваемые инвестиционные фонды, занижение стоимости приватизируемых предприятий, проведение аукционов с участием подставных лиц, когда имущество приобретается по стартовой цене, а иногда даже (в нарушение правил) и ниже.
Получаемые в результате хищений денежные средства перечисляются на счета создаваемых коммерческих структур якобы за предполагаемые работы или услуги, после чего обналичиваются и присваиваются.
Все изложенные выше манипуляции сопровождаются дачей взяток чиновникам разных уровней, санкционирующих проведение тех или иных операций либо не осуществляющих контроль, который входит в их обязанности.
Операции, связанные с хищениями, возможны как внутри легально действующих структур, так и специально созданных для целей хищения.
Основными ситуациями, возникающими на момент начала расследования, являются следующие:
1) наличие негласной информации, поступающей в оперативные подразделения МВД, ФСБ, ФСНП. С учетом поступившей информации данными подразделениями осуществляется оперативная проверка, результаты которой предоставляются следствию;
2) поступление информации из государственных и других контрольных органов (налоговой инспекции, контрольно-ревизионных управлений Минфина и иных ведомств, от аудиторских фирм) непосредственно в следственные подразделения;
3) поступление информации как в следственные, так и в оперативные подразделения в виде сообщений должностных лиц, средств массовой информации, из других официальных источников о возможных преступных действиях с имуществом предприятия.
Любой из приведенных видов информации может отличаться большей или меньшей полнотой, содержать подробные данные о месте, времени, способах хищения или давать только общее представление о происходящем.
В любом случае расследование подобных преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями (ОПФ), представляет значительные трудности. Как отмечалось ранее, такие преступления готовятся тщательно, способы их совершения продуманы, скрываются весьма умело. К тому же зачастую преступная деятельность удачно маскируется правомерной. Когда же ее не удается скрыть, в ход идут взятки, подкуп, коррумпированные связи, угрозы и даже физическое уничтожение.
Алгоритмом действий по 1-й ситуации будут:
использование фактора внезапности, так как известные следствию данные собирались негласным путем;
организация следственно-оперативной комбинации по задержанию преступников с поличным в момент передачи, вывоза или транспортировки похищенного имущества;
задержание участников преступных акций;
серия неотложных следственных действий, призванных процессуально закрепить собранные негласным путем данные (осмотр мест происшествий, имущества, документов, выемка документов, обыски, осмотр транспортных средств, производственных и складских помещений и т. п.);
назначение ревизии или аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности;
назначение и проведение судебно-экономической и .криминалистической экспертиз, экспертиз технологической и товароведческой.
Алгоритм действий по 2-й ситуации. При этой ситуации участники ОПФ осведомлены о проведенной проверке (ревизии, проверке налоговых органов), поэтому действия следователя не являются для них неожиданными. Здесь необходимо:
провести доследственную проверку силами следователя, оперативных работников с целью изучения данной хозяйственной структуры, ее связей с другими организациями (в том числе с АО, СП, ТОО); системы осуществляемых хозяйственных операций, документооборота, личности подозреваемых и т. п.;
если проверяется коммерческая структура, то ознакомиться с уставными документами, договорной документацией, документами о размерах уставного капитала и резервного фонда и др.;
недостающую информацию о финансово-хозяйственной деятельности получить из органов налоговой инспекции и налоговой полиции, таможенной службы, организаций внешнеэкономического профиля и др.
После возбуждения по результатам проверки уголовного дела первоначальными следственными действиями будут:
выемка и осмотр первичных бухгалтерских и иных документов, имеющих отношение к выявленным фактам хозяйственно-финансовых нарушений;
анализ бухгалтерских документов и документов первичной проверки, при необходимости с помощью специалиста;
осмотр производственных и складских помещений;
изъятие образцов сырья, технологических карт, продукции, производственной документации, позволяющих установить факты отступлений от технологии производства с целью экономии сырья и создания неучтенной продукции;
допрос лиц, производивших проверку;
допрос подозреваемых;
обыски на рабочих местах и по месту жительства подозреваемых с целью обнаружения доказательств преступной деятельности;
назначение экспертиз (криминалистических, финансово-экономических, технологических, товароведческих).
Алгоритм действий по 3-й ситуации. При наличии сведений от должностных лиц в них могут содержаться достоверные факты, которые стали им известны в силу их статуса. Тогда схема действия проходит по алгоритму 2-й ситуации.
Если в сообщении граждан или средств массовой информации содержится непроверенная и, возможно, недостоверная информация, то действия проводятся по алгоритму 1-й ситуации, т. е. начинаются с оперативной проверки данных.
После проверок и возбуждения уголовного дела многое зависит от того, насколько имеющиеся данные будут использованы для выявления новых источников надежной доказательственной информации.
Отличительной чертой расследования рассматриваемых посягательств является широкое привлечение сведущих лиц (специалистов, экспертов, ревизоров, аудиторов).
В ходе расследования большую помощь в анализе структуры предприятия, его деятельности, его связей с иными хозяйствующими объектами могут оказать составляемые схемы. Такие схемы позволяют получить наглядное представление о взаимодействии членов преступной группы, о механизме и способах хищения, о связях с другими организациями, об отдельных эпизодах преступной деятельности, о движении документооборота и т. п.
При обысках особое внимание уделяют поиску материалов "черной бухгалтерии": записей, счетов, тетрадей, журналов, записных книжек. Целью обыска является и выявление имущества, на которое может быть наложен арест в возмещение ущерба. Само похищенное в натуре или реализованное в денежные средства преступники обычно немедленно переправляют за границу.

§ 4. Расследование фальшивомонетничества

Криминалистическая характеристика преступления. Под собирательным термином "фальшивомонетничество" понимается изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных бумажных денег (банковских билетов Центрального банка РФ) или металлической монеты, а также ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте (ст. 186 УК). С точки зрения методики расследования к фальшивомонетничеству весьма близка подделка в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных или расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК).
Фальшивомонетничество относится к числу преступлений в сфере экономической деятельности, поскольку посягает на кредитно-денежную систему страны, наносит ущерб экономике и экономическим связям как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности.
Поддельными признаются деньги или ценные бумаги при их существенном сходстве с подлинными по форме, рисунку, размеру, цвету и иным реквизитам. При грубой подделке и явном несходстве с оригиналом, исключающим массовый сбыт, деяние может квалифицироваться как мошенничество [251 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1996. С. 465.]
.
Фальшивомонетничество относится к числу преступлений, которым обычно свойственны тщательность подготовки, глубокая конспирация, постоянная настороженность преступников и готовность при малейшей опасности прекратить на время преступную деятельность. Фальшивомонетчики нередко совершают преступление в одиночку. Если же это группа (рассматривается законом как квалифицирующий признак и влечет повышенную ответственность), то для нее характерны устойчивость организации, распределение ролевых функций между участниками.
Преступление всегда совершается с прямым умыслом.
Изготовление фальшивых денежных знаков и поддельных ценных бумаг требует определенных навыков и квалификации. До широкого распространения современной совершенной копировальной и множительной техники преступник должен был владеть профессиями, которые сейчас требуются реже: гравера, художника, цинкографа и др. В отдельных случаях фальшивомонетчики в целях овладения необходимыми практическими навыками поступали на работу в полиграфическое предприятие.
Самым распространенным способом изготовления фальшивых денег или ценных бумаг служит использование цветных копировальных устройств, иной множительной техники. Более совершенными являются полиграфические способы путем получения оттиска с печатной формы. Печатной формой может служить клише, изготовленное граверным или фотомеханическим способом; оно может быть использовано для изготовления фальшивок высокой или глубокой печатью. Самый несовершенный способ — рисование; оно чаще используется при частичной подделке путем дорисовки нулей, т. е. увеличения номинала денежного билета или ценной бумаги.
Помимо дорисовки распространены подчистка, травление отдельных графических элементов документа с последующим нанесением нужных знаков, в том числе путем вклейки из других бумаг.
Подделка металлической монеты крайне редка в силу экономической нецелесообразности; встречается лишь при выпуске монет из драгоценных металлов или с очень значительным номиналом. Способы изготовления — гальванопластика, отливка и чеканка. Методом гальванопластики фальшивые монеты покрываются слоем золота или серебра.
В последние годы число данных преступлений заметно возросло. Этому способствуют рост находящейся в обороте денежной массы, в том числе валюты зарубежных стран; доступность материалов и инструментов, используемых для фальшивомонетничества;, широкое распространение совершенных многоцветных копировальных устройств с программным управлением. Наиболее частым объектом подделки служит доллар США.
Фальшивомонетничество приобретает транснациональный характер, нередко поддельные купюры изготавливаются в одной стране, а сбываются в других; организованные преступные сообщества занимаются фальшивомонетничеством наряду с наркобизнесом и торговлей "живым товаром". Все это требует организации оптимального взаимодействия правоохранительных органов разных стран и участия Интерпола на основе и в соответствии с Женевской конвенцией 1929 г. о борьбе с подделкой денежных знаков, к которой наша страна присоединилась в 1931 г.
Учитывая сказанное, элементами предмета доказывания по рассматриваемой категории уголовных дел являются следующие обстоятельства:
1) имел ли место факт изготовления с целью сбыта или сбыт фальшивых денег, иностранной валюты или ценных бумаг;
2) какие денежные знаки или ценные бумаги подделывались, на какую сумму и когда;
3) кто изготавливал фальшивые денежные знаки или ценные бумаги или кто учинял подделку ценных бумаг;
4) каким способом и где изготавливались фальшивые денежные знаки и ценные бумаги или совершалась подделка;
5) из каких источников преступники получали необходимые материалы;
6) кем и каким образом осуществлялся сбыт;
7) имелись ли у преступника соучастники, в чем заключалась роль каждого из них;
8) какими данными характеризуется личность каждого обвиняемого, преступная группа в целом; каков характер связей между членами группы;
9) если фальшивые деньги или ценные бумаги изготавливались за рубежом, как осуществлялась их транспортировка, кто причастен к ней из числа сотрудников таможни, железнодорожного или воздушного транспорта;
10) какие ценности и имущество имеет каждый обвиняемый и где они находятся;.
11) какие обстоятельства способствовали совершению преступления. Планирование расследования и первоначальные следственные действия. Содержание и очередность планируемых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от поводов и оснований к возбуждению уголовного дела. Наиболее распространены следующие исходные ситуации:
1) о фактах фальшивомонетничества или подделки ценных бумаг следователю становится известным из оперативных данных, полученных в результате комплекса оперативно-розыскных мероприятий;
2) задержание фальшивомонетчика с поличным;
3) в обращении обнаружены фальшивые денежные знаки или ценные бумаги;
4) о фактах фальшивомонетничества становится известным из ориентировок Интерпола.
В первом случае возможно составление развернутого плана расследования, предусматривающего задержание преступников с поличным; обыски — личный, жилища, рабочего места, у связей; допросы и очные ставки задержанных; задержание и допрос соучастников; судебные экспертизы.
Во втором — личный обыск задержанного; его допрос; обыски; задержание соучастников и их допросы; судебные экспертизы.
В третьем случае сначала проводятся оперативно-розыскные мероприятия и при выявлении виновных следователь действует по первому варианту. В четвертом возможны различные варианты действий: если в сообщении Интерпола речь идет о конкретных лицах, задержанных за рубежом, целью оперативно-розыскных мероприятий может быть выявление их связей, а затем уже начинается расследование их преступной деятельности. Если же Интерпол сообщает о выявлении фальшивок и существующих предположениях, что их источник находится в России, до возбуждения уголовного дела проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий по розыску этого источника, а затем уже следователь действует по первому варианту.
Задержание фальшивомонетчика с поличным, что, как правило, бывает при сбыте фальшивок, осуществляется, если оно готовится заранее, в присутствии понятых. Затем следует личный обыск и немедленный допрос задержанного. Если сбытчик задержан посторонними лицами, прибывшие по вызову сотрудники милиции производят личный обыск, хотя он может оказаться и безрезультатным: задержанный успевает избавиться от улик.
Допрос задержанного служит средством выяснения:
а) личности задержанного и его местожительства, работы;
б) кем изготовлены обнаруженные у него фальшивые деньги или ценные бумаги;
в) каким способом они изготовлены;
г) место изготовления фальшивок; какие преступные средства имеются на этом месте;
д) источник получения необходимых материалов для изготовления фальшивок;
е) места хранения и сбыта фальшивых денег и ценных бумаг;
ж) кто является соучастником преступления.
Если задержанный в качестве места изготовления фальшивок называет иностранное государство, выясняется способ их транспортировки в Россию, способы связи с изготовителями, их личность, другие эпизоды преступной деятельности.
Обыск следует производить в квартире и нежилых постройках задержанного, иногда на его рабочем месте, у родственников и иных связанных с ним лиц. Может потребоваться и обыск участка местности, где хранились бумаги и иные необходимые материалы.
Исходя из способа совершения преступления, предметами обыска служат инструменты, материалы, копировальная техника, готовые или не законченные изготовлением фальшивые денежные знаки или ценные бумаги или образцы.
При полиграфических способах подделки ищут клише на колодках или без них, граверные инструменты, кислоты для протравки клише, медные или цинковые пластины для клише, нумераторы, литеры типографских шрифтов, краски и т. п.
Во всех случаях следует искать бумагу в листах или нарезанную по размерам денежных знаков или ценных бумаг, обрезки бумаги, приспособления для ее резки, ценные бумаги, из которых вырезаны отдельные знаки или фрагменты.
Задержание соучастников осуществляется сформированной оперативной группой, которая сразу же после этого проводит, по поручению следователя, необходимые обыски, доставляет задержанных к следователю.
Особенности последующих действий определяются информацией, полученной на начальном этапе расследования.
Осмотр, особенно вещественных доказательств, играет по этим делам важную роль.
Все изъятые при обысках инструменты, материалы, аппаратура, использовавшиеся в качестве орудий преступления, обнаруженные готовые или незаконченные фальшивые денежные знаки, поддельные ценные бумаги и т. п. подлежат обязательному следственному осмотру, в процессе которого устанавливаются:
а) характер и назначение изъятых предметов;
б) индивидуальные признаки инструментов и материалов, позволяющие судить об источнике их приобретения;
в) признаки, свидетельствующие об использовании технических средств копирования, количества изготовленных копий, индивидуальные признаки устройства, отображающиеся в копиях.
При осмотре места происшествия следователь должен стремиться выявить объективные данные, на основании которых можно ответить на следующие вопросы:
1) является ли осматриваемая площадь местом совершения преступления и что позволяет это утверждать;
2) доступно ли место преступления для других лиц или оно специально приспособлено для преступных целей и укрыто от посторонних;
3) что свидетельствует о способе совершения преступления. Экспертизы. Наиболее часто назначается технико-криминалистическая экспертиза документов. Она решает следующие вопросы:
1) являются ли представленные на исследование денежные знаки фальшивыми и если да, то каким способом они изготовлены;
2) исполнены ли денежные знаки с помощью представленных на исследование печатных форм (набор, клише и т. п.), форм для чеканки, отливки;
3) изготовлены ли данные денежные знаки или ценные бумаги (если их несколько) одним или разными способами;
4) имеется ли подделка в представленных на исследование ценных бумагах, если да, то какие именно знаки подделаны и каким способом;
5) если осуществлена переклейка знаков в ценных бумагах, то не были ли отделены эти знаки от объектов, представленных на исследование;
6) какие материалы использованы для изготовления фальшивых денежных знаков или ценных бумаг, отличаются ли они от материалов, используемых при производстве денег и ценных бумаг.
Если исследуются подделки, исполненные рисованием, то экспертиза может установить, одним ли субъектом выполнена подделка, а иногда и кем конкретно.
Иногда перед экспертом ставится вопрос, не поступал ли ранее на исследование фальшивый денежный знак, изготовленный тем же способом. Вопрос выясняется путем проверки по картотеке поддельных бумажных денежных знаков, которая ведется в Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ. Там же можно получить информацию о том, не проходило ли подозреваемое лицо по делам, связанным с фальшивомонетничеством (ИПС "Старт" и др.).
Следственный эксперимент. Известны случаи, когда один из преступников берет на себя всю вину и утверждает, что он лично не только сбывал, но и изготавливал фальшивые деньги или подделывал ценные бумаги. Ложные утверждения подозреваемого или обвиняемого опровергаются с помощью следственного эксперимента: ему предлагают воспроизвести весь процесс подделки или отдельный его этап.
С помощью следственного эксперимента можно установить, каким способом совершена подделка, изучить новый способ.
Допрос свидетелей. В качестве свидетелей по данной категории уголовных дел обычно выступают:
а) лица, у которых преступники приобрели (арендовали) те или иные инструменты, материалы, аппаратуру для своей преступной деятельности;
б) лица, которым сбывались фальшивые денежные знаки;
в) очевидцы сбыта фальшивых денежных знаков или участники задержания сбытчика;
г) банковские сотрудники или должностные лица иных учреждений и организаций, которым предъявлялись поддельные ценные бумаги;
д) соседи, родственники, знакомые обвиняемых, могущие сообщить сведения об их образе жизни и связях.
Предъявление для опознания. Если свидетели знают преступников только в лицо (например, видели при сбыте фальшивых денег), то после их допроса следует предъявить им подозреваемого для опознания. В связи с этим предварительный допрос этих лиц необходимо максимально детализировать.
В заключение — несколько замечаний, непосредственно не связанных с методикой расследования этих дел, но имеющих отношение к борьбе с фальшивомонетничеством.
Следователь должен ознакомиться с имеющимися архивными уголовными делами, в которых содержатся данные о том, что обвиняемый в какой-то степени был причастен к тем преступлениям. Материалы этих дел могут способствовать изобличению подозреваемого, дать информацию о его связях или характеризовать его личность.
При расследовании дел о фальшивомонетничестве следует иметь в виду и то обстоятельство, что еще на протяжении длительного времени после ареста и изобличения преступников в обращении могут находиться изготовленные ими фальшивые деньги. Поэтому наряду со следственными действиями нужно ориентировать оперативные службы органов внутренних дел на выявление и изъятие из обращения фальшивых денег. Отдельные их держатели могут быть выявлены и в ходе расследования.
Необходимо также наблюдать за лицами, отбывающими наказание за фальшивомонетничество, интересоваться их связями, поскольку практике известны случаи, когда такие осужденные пытаются продолжать свою преступную деятельность даже в местах лишения свободы или же стремятся поддерживать связь с соучастниками.
В качестве мер пресечения и предупреждения фальшивомонетничества следует практиковать детальный инструктаж кассиров и иных лиц, имеющих дело с оборотом денег и ценных бумаг, о способах их подделки и выявления фальшивок, а также разъяснять им, как следует задержать сбытчика фальшивок. Важным представляется систематическая проверка состояния сигнализации, связывающей кредитно-финансовые учреждения с органами милиции.

§ 5. Расследование контрабанды

Криминалистическая характеристика преступления. Контрабандой закон считает перемещение в крупном размере через таможенную, границу России товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УК РФ).
Часть 2 этой статьи предусматривает контрабанду таких объектов, для которых размер значения не имеет: оружие, наркотики, психотропные и ядовитые вещества, оружие массового поражения, стратегическое сырье, культурные ценности и т. п., в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу. Квалифицирующими признаками преступления являются его неоднократность, совершение организованной группой, должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Суть контрабанды — тайное или обманное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей. Способами тайного перемещения служат:
1) использование тайных троп, обходных дорог с целью миновать пункты таможенного контроля в условиях "прозрачных" или плохо охраняемых государственных границ;
2) перемещение товаров или иных ценностей в специально устроенных в транспортных средствах тайниках;
3) перемещение товаров или иных ценностей, замаскированных под объекты, не требующие декларирования и обложения таможенной пошлиной;
4) тайное перемещение объектов путем использования в этих целях естественных отверстий тела, органов человека.
Контрабанда путем обмана таможенных органов осуществляется:
1) предъявлением таможенному контролю поддельных документов;
2) использованием фальсифицированных пломб, печатей, идентификационных знаков и т. п.;
3) недостоверным декларированием перевозимых объектов.
Преступление совершается с прямым умыслом. Соучастие в контрабанде нередко принимают сотрудники пограничной охраны, таможенные служащие, проводники при незаконном переходе через государственную границу. Соучастие как правило, носит корыстный характер, может выражаться в эпизодических действиях или в действиях на постоянной основе в составе организованной группы.
Наиболее распространенные объекты контрабанды — наркотики, оружие, ювелирные изделия и драгоценные металлы, произведения искусства и антиквариат. Иногда это транзитный груз, следующий через Россию, отправителем и получателем которого могут значиться вымышленные фирмы или подставные лица. Особым случаем контрабанды является перемещение подобных объектов лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, или в дипломатической почте, свободной от таможенного контроля.
Первоначальные следственные действия. Расследование контрабанды обычно начинается с факта ее обнаружения органами пограничной охраны или таможенниками. Если при этом задерживается лицо, у которого или при котором обнаружены объекты контрабанды, возбуждается уголовное дело и проводятся следующие следственные действия.
1. Осмотр обнаруженных тайников и предметов контрабанды. Тайники могут быть устроены в транспортных средствах: в дверцах, сиденьях, багажнике автомобиля, под капотом, в осветительной арматуре и т. п. Предметы контрабанды могут находиться в топливном баке, в камерах покрышек, в бортах прицепа и т. п.
Все обнаруженное тщательно осматривается, характер, назначение и местонахождение фиксируются в протоколе осмотра, при необходимости с участием специалиста. Может быть приглашен оценщик для определения стоимости контрабандных предметов.
Подлежат осмотру и поддельные документы, пломбы, печати и фальсифицированные идентификационные знаки.
2. Задержание и допрос контрабандиста. При задержании устанавливается личность и производится личный обыск. Если имеются предположения, что предметы контрабанды (наркотики, драгоценности) находятся в теле задержанного, проводится его судебно-медицинское освидетельствование с применением рентгеноскопического исследования, введением слабительных средств, осмотром естественных отверстий. К заключению судебно-медицинского эксперта прилагаются все обнаруженные при исследовании объекты контрабанды, которые затем также подвергаются следственному осмотру.
При допросе задержанного должны быть выяснены следующие обстоятельства:
1) личность задержанного, его семейное и служебное положение, место жительства, семейные и иные связи;
2) кому принадлежат предметы контрабанды; если задержанный выполняет лишь функции перевозчика, то по чьему поручению, на каких условиях он согласился осуществить перевозку, кому принадлежит транспортное средство; является ли он сотрудником владельца контрабанды, совершал ли ранее аналогичные перевозки;
3) кем устроены и оборудованы тайники в транспортном средстве, когда, использовались ли они ранее для аналогичных целей, есть ли еще необнаруженные места для тайной перевозки контрабанды;
4) где, когда и от кого принял контрабандный груз, где, кому и при каких условиях должен был его передать за границей; что известно допрашиваемому об отправителях и получателях груза, о самом грузе;
5) кто и при каких обстоятельствах снабдил перевозчика поддельными документами и иными средствами прохождения таможенного контроля, кто инструктировал о линии поведения в случае провала;
6) есть ли договоренность с сотрудниками таможни об их содействии в беспрепятственном пересечении границы, на каких началах должно было быть оказано это содействие, в чем заключалось; оказывалось ли подобное содействие ранее;
7) кому, кроме владельца контрабанды, известно о перевозке груза, какое отношение имеют эти лица к деятельности владельца груза, к самому грузу, что известно перевозчику о соучастниках владельца контрабанды, источниках ее приобретения.
Если предметы контрабанды принадлежат самому задержанному, то помимо вопросов об источниках приобретения и каналах сбыта, следует выяснить личность соучастников и иных связей контрабандиста, проверить версии о существовании организованного преступного сообщества, членом которого является задержанный, иные эпизоды его преступной деятельности. При обнаружении в одежде или теле задержанного наркотических или сильнодействующих веществ следует выяснить, не является ли задержанный наркоманом или токсикоманом, если нет, то кому предназначались эти вещества, как предполагалось их реализовать и через кого. О наркомании задержанного ставится вопрос и перед судебно-медицинской экспертизой при его освидетельствовании.
При допросе проводников, задержанных вместе с контрабандистом, помимо вопросов, непосредственно связанных с обстоятельствами попытки перехода границы, выясняется характер их связей с контрабандистом, предпринимались ли аналогичные попытки ранее с его участием или с участием известных ему лиц, кто эти лица, что переправлялось через границу, кто принимал контрабандиста после пересечения границы, где, на каких условиях.
3. Обыски. При попытке контрабанды у всех лиц, выявленных при допросах задержанных или по данным осмотра предметов контрабанды и средств ее перевозки, следует произвести обыски жилища, служебных помещений, транспортных средств, хранилищ грузов. Если эти места удалены от границы или пункта таможенного досмотра, то о производстве обысков немедленно направляются отдельные требования соответствующим органам внутренних дел с санкционированными постановлениями. В целях оперативности действий возможна передача этих требований и постановлений по факсимильной связи с одновременной высылкой оригиналов служебной почтой. Промедление может привести к утрате важных доказательств.
Обыски должны быть произведены и по месту жительства задержанного; если он иностранец, то обыску подлежит место его временного пребывания, место передачи груза. Точно так же, если была пресечена попытка вывоза контрабанды гражданином другого государства, то содействие в производстве обысков оказывается в принятом порядке органами этого государства.
Последующие следственные действия. Основными из них служат выявление и допрос соучастников контрабанды, обыски в местах, где могут находиться предметы, предназначенные для контрабандного вывоза, иные доказательства преступной деятельности, осмотр обнаруженных объектов.
Цель допросов — установить связи между соучастниками, выявить организованную преступную группу, занимающуюся контрабандой в виде промысла, установить источники получения контрабандных товаров или ценностей, коррумпированные связи преступников в таможенных и иных государственных структурах, все эпизоды преступной деятельности.
Особенно важно установить источники приобретения контрабанды, если это предметы искусства или антиквариата. В таких случаях возникает реальная возможность выйти на организованные группы, специализирующиеся на кражах из музеев, выставок и частных коллекций.
Экспертизы. По делам этого рода проводятся экспертизы:
криминалистические: по установлению личности по следам рук на предметах контрабанды; технико-криминалистическая экспертиза документов, исследующая поддельные печати, штампы, идентификационные знаки и т. п.; почерковедческая, исследующая рукописные тексты на подложных документах; трасологическая, объектами которой могут быть тайники и их оборудование и др.;
материалов и веществ, определяющая природу наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, факт контактного взаимодействия объектов, общий источник происхождения и т. п.;
искусствоведческая, решающая вопросы подлинности произведений искусства и их атрибуции, подлинности предметов антиквариата, коллекционных изделий и др. Может быть проведена и нумизматическая экспертиза, если объектом контрабанды были коллекционные монеты, наградные знаки; оружеведческая, когда речь идет о незаконном вывозе коллекционного оружия;
товароведческая, с целью установить стоимость предметов, что необходимо для определения размера контрабанды как квалифицирующего признака. В соответствии с примечанием к ст. 188 УК, контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.
Особенности расследования при неустановленном владельце контрабанды. В практике встречаются случаи, когда владелец обнаруженной контрабанды неизвестен. Это бывает при досмотре поездов, морских судов, иногда самолетов. В таких ситуациях принимаются меры к обнаружению преступника: устанавливается тайное наблюдение за местом сокрытия контрабанды, устраивается засада, предметы контрабанды могут быть помечены люминофором и т. п.
Если в результате этих оперативных мер установить контрабандиста не удалось, возбуждается уголовное дело (при наличии достаточных к тому оснований) и проводятся в первую очередь допросы поездной бригады, экипажа судна или летного состава. Должна быть тщательно отработана версия о причастности к контрабанде именно этих лиц, среди которых и может быть контрабандист. Но им может быть и пассажир, поэтому в процессе допросов следует выяснять, не привлекал ли внимания кто-либо из пассажиров необычным поведением или действиями.
Контрабандный багаж или груз должен быть тщательно осмотрен с целью выявления признаков, свидетельствующих о его принадлежности конкретному лицу.
В определенных ситуациях факт обнаружения контрабандного груза сохраняется в тайне и никаких демаскирующих это обстоятельство действий не проводится:
когда необходимо установить не только перевозчика контрабанды, но и получателя, а также пути реализации. Типичная ситуация подобного рода может возникнуть при контрабанде наркотиков или оружия. Оперативным путем становится возможным проследить всю «цепочку» движения контрабанды: от перевозчика и получателя до сбытчиков;
когда груз следует транзитом через Россию, таможенные органы нашего государства получили соответствующее извещение и решается задача захвата с поличным получателей груза в стране его назначения;
когда существует обоснованное подозрение в причастности к контрабанде сотрудников таможни или пограничной охраны и это подозрение проверяется органами их собственной безопасности.
В процессе расследования возбужденных уголовных дел о фактах контрабанды ориентируются соседние пограничные переходы и таможенные структуры. Выясняется, не имели ли места случаи контрабанды со стороны тех же лиц, повлекшие за собой лишь административную ответственность, в чем они заключались, не носили ли характера неких пробных действий.
По результатам расследования должны быть установлены обстоятельства, способствующие совершению подобных преступлений, и приняты надлежащие меры профилактического характера, относящиеся к режиму пограничной охраны и функционированию таможенных органов.
Глава 48. Расследование налоговых преступлений

§ 1. Родовая криминалистическая характеристика налоговых преступлений, их уголовно-правовая квалификация

Главные причины и условия налоговой преступности в значительной мере отличаются от общеуголовных. Это причины трех категорий:
экономические, правовые и нравственно-психологические. К первой относятся обстоятельства, порожденные коренными изменениями в экономической жизни страны. Это и противоречие между интересами государства (общества) и предприятиями, основывающимися на частной форме собственности, и постоянное увеличение налогов как основного источника бюджета с его значительным дефицитом. К правовой причине относится нестабильность и несовершенство налогового законодательства. Неточность содержащихся в нем понятии, таких, как "сокрытие", "занижение", "уклонение", позволяет налоговым органам толковать их по своему усмотрению.
Основной же причиной налоговой преступности должно быть признано негативное нравственно-психологическое отношение большинства граждан к существующей налоговой системе, четко выраженная корыстная мотивация.
Налог, по своей сути, представляет собой определенную часть валового внутреннего продукта, изымаемого государством в качестве обязательного взноса. При этом различают: объект налогообложения, налогооблагаемую базу и налоговую ставку. Объект налогообложения многообразен: доходы (прибыль), стоимость имеющихся товаров, деятельность налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и иные объекты.
Налогооблагаемая база представляет собой сумму (в денежном выражении), с которой взимается налог, а налоговая ставка — изымаемая из этой суммы доля.
Статистика свидетельствует, что преступления в данной сфере чаще всего связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль — как правило, 35% от суммы налогооблагаемой базы, налога на добавленную стоимость — 20% и т. д. Отсюда следует, что основное место занимают налоговые преступления, направленные на уклонение от уплаты налогов, составляющих наиболее крупные отчисления в бюджет [252 См.: Старченков П. Налоговая преступность в России катастрофически растет // Независимая газета. 1995. 24 мая.]
.
Новый УК РФ содержит две статьи, предусматривающие ответственность за совершение налоговых преступлений: ст. 198 (уклонение гражданина от уплаты налога) и ст. 199 (уклонение от уплаты налога с организаций). Рассматриваемые посягательства отнесены к категории преступлений в сфере экономической деятельности, т. е. тех, которые посягают на основы экономической системы общества.
Общественная опасность массового уклонения от налогов определяется рядом факторов: недополучением казной средств, призванных пополнить доходную часть бюджета; возникновением неравенства между предприятиями, что подрывает принципы рыночной конкуренции; нарушением принципов социальной справедливости, так как неплательщики налогов переносят добавочное налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства.
Диспозиция ст. 198 УК РФ предусматривает две формы уклонения граждан от уплаты налога: непредставление декларации о доходах в случаях, когда это является обязательным; включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупных размерах.
Каждая из этих форм объективной стороны представляет собой самостоятельный состав преступления.
Декларация является основанием для начисления и уплаты подоходного налога. Это документ установленного образца, подаваемый в налоговый орган физическим лицом, имевшим в отчетном году основное место работы и получившим доход помимо него. В состав облагаемого совокупного дохода физических лиц включается стоимость (размер) материальных благ, предоставленных предприятиями (организациями), доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам, от сдачи в аренду жилья, гаражей, автомобилей, а также от индивидуально-предпринимательской деятельности (без образования юридического лица).
По общему правилу заполненная гражданином декларация сдается в соответствующий территориальный налоговый орган по 1 апреля включительно следующего за отчетным года. Непредставление декларации к указанному сроку образует первую форму уклонения от уплаты налога. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, установленного для подачи декларации.
Что касается второй формы, то включение в декларацию заведомо искаженных данных можно определить как сознательное занижение сведений о фактически полученных доходах или завышение размеров расходов, позволяющих уменьшить налогооблагаемую базу.
Уголовно наказуемым по ст. 198 УК РФ признается лишь уклонение от уплаты налога, совершенное в крупном либо в особо крупном (ч. 2 ст. 198 УК РФ) размере. В соответствии с примечанием к рассматриваемой статье сумма неуплаченного налога должна превышать в первом случае двести, а во втором — пятьсот минимальных месячных размеров оплаты труда.
Если преступление совершено путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, то оно считается оконченным по прошествии месячного срока с момента подачи декларации. Это объясняется тем, что физическим лицам предоставлено право в течение месяца после подачи декларации вносить в нее дополнения и исправления.

Субъектами рассматриваемых преступлений являются физические лица — граждане, достигшие 16 лет, имеющие самостоятельный доход и обязанные в соответствии с законодательством декларировать его. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.
Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций, т. е. юридических лиц. Первая часть характеризует объективную сторону состава преступления как уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, вторая часть этой же статьи — то же деяние, совершенное неоднократно.
Для правильного понимания смысла данной статьи требуется единый подход к таким терминам, как "бухгалтерские документы", "сокрытие", "объекты налогообложения".
Под бухгалтерскими документами понимают: первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет; учетные регистры, в которых накапливается и систематизируется информация о хозяйственных операциях (за месяц, квартал, год); бухгалтерские отчеты, в которые переносится информация из учетных регистров.
Под сокрытием следует понимать такие действия, которые направлены на формирование у налоговых органов ложного представления об объектах налогообложения с целью уклониться от обязательств по уплате налогов. Объектами налогообложения являются: прибыль, добавленная стоимость, стоимость подакцизных товаров и др. Перечень и определение объектов налогообложения, размеры налоговых ставок определяются законодательством.
Основными способами сокрытия прибыли от налогообложения являются:
а) завышение в первичных документах данных о материальных затратах, в том числе:
включение в затраты материала заказчика;
составление подложных документов на списание материалов;
завышение в накладных цен на приобретенные товары;
включение в ведомости на получение зарплаты подставных лиц;
б) завышение в документах учета данных о материальных затратах, в том числе:
включение в затраты отчетного периода предполагаемых затрат;
включение стоимости основных средств в стоимость малоценных и
быстроизнашивающихся предметов с упрощенным порядком списания;
в) завышение в отчетных финансовых документах данных о материальных затратах.
Наряду со способами указанных завышений существуют и способы занижения данных:
а) занижение в первичных документах данных о выручке путем:
занижения количества приобретенных товаров;
занижения цены реализованных товаров;
оплаты непосредственно товаром ("черный бартер");
б) занижение в учетных документах сведений о выручке:
путем содержания нелегальных торговых точек;
уменьшением величины дохода, полученного за сдачу в аренду основных средств производства;
за счет покупки и реализации товарно-материальных ценностей за наличный расчет ("черный нал");
в) занижение в отчетных документах сведений о выручке, в т. ч.:
заниженное отражение о выручке в главной книге и балансе;
занижение отражения выручки в отчете о финансовых результатах.
Помимо способов сокрытия прибыли существуют и способы ее занижения. Основными из них являются:
создание незарегистрированного предприятия (иногда на базе ликвидированного);
завышение расходов на оплату труда;
завышение численности работающих;
необоснованное (незаконное) получение налоговых льгот;
сговор с руководителями предприятий, имеющих льготы по налогам на законных основаниях (фиктивная сдача им в аренду основных средств, перечисление им прибыли или ее части).
При искажении данных в бухгалтерских .документах характерны следующие взаимосвязи:
а) в случаях фальсификации первичных документов подложными оказываются и созданные на их основе учетные и отчетные документы;
б) при фальсификации учетных документов фальсифицируются и отчетные, первичные — очень редко;
в) если фальсифицируются отчетные документы, то соответствующие изменения очень редко вносятся в учетные и еще реже — в первичные. При этом преступники рассчитывают на формальное отношение налоговых инспекций к своим функциям и на практически полное отсутствие ревизий.
Для квалификации преступления неважно, является ли налог федеральным, республиканским или местным. Необходимо только, чтобы сумма неуплаченного налога превышала одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Источник получения доходов или прибыли должен носить законный характер. Данные преступления не охватывают формы незаконного предпринимательства и криминального получения доходов (продажа наркотиков, оружия и т. п.). Преступление может совершаться как действием (внесение в бухгалтерские документы ложных сведений, подчисток, исправлений и т. п.), так и бездействием (неотражение сведений в документах).
Сокрытие объектов налогообложения следует считать оконченным с момента передачи в соответствующие территориальные налоговые органы отчетной документации, содержащей ложные сведения о налогооблагаемых объектах, или со дня, установленного для представления отчетности, если она не была представлена своевременно.
Субъектами данных преступлений являются лица, достигшие 16-летнего возраста, как правило, руководители или владельцы (совладельцы) организаций, главные (старшие) бухгалтеры, иные лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности и наделенные правом подписи финансово-банковских и отчетных документов.
Для системы "руководитель-бухгалтер", фигурирующей, как правило, в качестве основного элемента криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений (ст. 199 УК РФ), отличительными признаками являются: 1) достаточно высокий социальный статус; 2) стойкая установка на достижение поставленной цели; 3) разветвленные социальные и деловые связи в различных сферах (коммерческих, банковских, управленческих, криминальных); 4) четкое распределение ролевых функций, где каждый знает круг своих преступных обязанностей и отвечает за свои действия.
Особенностью механизма налоговых преступлений является, кроме всего прочего, и то, что способы их совершения и сокрытия, как правило, совпадают. Сутью и того, и другого способа является передача налоговым органам ложной информации.

§ 2. Выявление признаков преступлений, проверочные действия, возбуждение уголовного дела

Признаки налогового преступления могут быть достаточно очевидны, носить явный характер, но могут и не выделяться на общем фоне правомерной деятельности.
К числу явных признаков следует отнести:
1) полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее документальному отражению;
2) несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных — учетным, учетных — отчетным;
3) наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправления, подчистки, замена страниц и т. д.);
4) уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчетных);
5) инсценировка несчастного случая (пожар, затопление) или банкротства.
К неявным признакам относятся всякого рода нарушения, которые могут трактоваться как отсутствие профессионализма, небрежности. К их числу относятся нарушения: правил ведения учета и отчетности, правил ведения кассовых операций, правил списания товарно-материальных ценностей, правил документооборота, технологической дисциплины.

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 26)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>