<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Глава 7. Психотерапия созависимости
Более сложно сопротивление проявляется, когда клиент:
• стремится сохранить свой имидж перед консультантом и не переходит на более глубокие уровни общения;
• часто спорит с консультантом;
• ограничивается рациональными рассуждениями;
• становится пассивным в разговоре;
• стремится во всем согласиться с консультантом, не пытаясь обдумать его слова;
• старается соответствовать ожиданиям консультанта, избегая искреннего участия в терапевтическом процессе;
• не осознает свои потребности и желания;
• не может установить, что он хочет от консультативного процесса.
Этот список можно продолжать бесконечно долго, потому что способ сопротивления и его проявление изменяется в каждом отдельном случае, с каждым отдельным клиентом и в каждом отдельном периоде консультативного сопровождения.
Тем не менее сопротивление клиента говорит вовсе не о его нежелании меняться, а о его страхе перед переменами. Поэтому работа с сопротивлением — это еще одна важная задача консультанта на протяжении всего консультативного сопровождения клиента.
Что делать с сопротивлением клиента?
С точки зрения техник, консультирования работа с сопротивлением происходит с помощью интерпретаций и конфронтации клиента с реальностью или с консультативной ситуацией. Однако работа с сопротивлением намного глубже и сложнее, чем простое применение техник.
Дж. Бьюдженталь утверждает, что работа с сопротивлением должна базироваться на следующих убеждениях консультанта89:
• простое вербальное описание (обратная связь) клиенту его паттерна сопротивления, скорее всего, будет неэффективным;
• открытие перед клиентом самого факта и психологической цены сопротивления — это ключ к помощи клиенту в его изменении;
' Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001. С. 177.
303
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
• осознание, рождающееся в многократном опыте глубоких непосредственных переживаний, может быть очень ценным;
• осознание самих паттернов сопротивления менее ценно, чем осознание потребностей, которым оно служит.
Далее Бьюдженталь предлагает шесть последовательных шагов, помогающих клиенту отказаться от сопротивления: отслеживание, разъяснение эффектов сопротивления, истолкование неслучайности, демонстрация альтернатив, разъяснение функций сопротивления, освобождение и перемещение90.
Отслеживание
Консультант идентифицирует какой-либо паттерн, выражающий сопротивление, который кажется наиболее доступным осознанию клиента. Например: «Вы изменили тему», «Когда я спросил вас об отношениях с матерью, вы замолчали» и т. п.
Консультант снова и снова выделяет паттерны сопротивления по мере их появления. Когда отслеживание проводится в течение некоторого времени, полезно вводить комментарии, которые показывают клиенту, как часто он прибегает к сопротивлению. Например: «Вы замолкаете всякий раз, когда мы заговариваем о ваших отношениях с матерью», «Вы снова потеряли мысль?», «Вы снова сообщаете мне, что ваши семейные обстоятельства не позволили выполнить намеченное на прошлой сессии» и т. п.
Разъяснение эффектов сопротивления
После некоторого периода отслеживания консультант показывает клиенту, как проявления его сопротивления в каждом конкретном случае влияют на снижение эмоциональной вовлеченности.
Например: «Ты сейчас снова отвлеклась от темы. Я обратила внимание, что перед этим ты говорила так, будто это происходит прямо сейчас, и живо переживала все это. А теперь ты говоришь отчужденно, как о постороннем человеке».
Консультант указывает только на непосредственные эффекты, ограниченные данным моментом. Если на этом этапе работы с сопротивлением высказать клиенту скрытые мотивы его сопротивления, то это только породит защиты или даже спор.
90 Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001. С. 177-183.
304
Глава 7. Психотерапия созависимости
Разъяснение неслучайности
Когда консультант некоторое время разъяснял эффекты сопротивления, и клиент уже ясно видит, что подобное поведение он вновь и вновь повторяет, можно, воспользовавшись очередным проявлением сопротивления, разъяснить ему, что этот эффект не является случайностью.
Например: «Ты снова предлагаешь поговорить о «более острой проблеме», отложив прежнюю тему. Я заметила, что ты делаешь это всякий раз, когда мы подходим к тому, что тебе надо принять решение».
Демонстрация альтернатив
Этот шаг требует осторожности. У консультанта может возникнуть соблазн сразу указать на функции и цели сопротивления. Однако клиент может быть все еще не готов к этому. Консультант лишь показывает возможность другого варианта поведения.
Например, консультант с этой целью может задать такой вопрос: «Ты говоришь, что стена, выросшая между вами, не позволяет тебе действовать. Мне сейчас пришло на ум, что стена не может расти сама. Вероятно, ее кто-то строит. Как ты думаешь, ты принимаешь в этом участие?» или «Ты действительно чувствуешь себя окруженной стеной? По-моему, это похоже на тюрьму.. И ты не видишь выхода? Так можно прожить всю жизнь — будто в тюрьме. Посмотри, что ты в ней делаешь, что переживаешь?.. Можно сидеть всю жизнь и горевать, а можно горевать, но одновременно разбирать стену на кирпичики. Как ты думаешь, с какого кирпича ты начнешь разбирать эту стену?»
Консультант. Похоже, есть множество проблем, которые оказались важнее, чем та, которую мы сейчас обсуждали... Когда надо принять решение, ты начинаешь отвлекаться. Ты сейчас смотришь в окно... Такое впечатление, что ты растеряна. Это так?..
Клиентка. Ну, в общем, да...
Консультант. Тебя что-то смущает?., (клиентка молчит). Ты можешь вспомнить предыдущий эпизод, когда тебе приходилось принимать решение?
Клиентка. Я тогда тоже не представляла, какое решение принять...
Консультант. И сейчас ты не представляешь. И что ты переживаешь, сейчас, когда не представляешь, какое решение принять?
Клиентка. Это так, будто я на краю пропасти, а меня сзади толкают...
Консультант. И что ты чувствуешь, стоя на краю пропасти?
Клиентка ( выкрикивает). Страшно! Кажется, прямо разобьюсь сейчас!
11 Зак i656
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Консультант. Твое решение похоже на скачок через пропасть?
Клиентка. Похоже... Сердце колотится...
Консультант. Через пропасть можно перепрыгнуть сразу, не останавливаясь на краю, с разбега. Это быстро, хотя и страшновато. А можно построить мост и перейти по нему, это дольше, но риска меньше. Все зависит от того, как быстро тебе надо добраться до другого края. Только когда ты останавливаешься на краю, тебе все время страшно, но ты никогда не окажешься на той стороне.
J
Разъяснение функций сопротивления
Теперь, когда клиент осознает свои паттерны, понимает, что они проявляются не случайно, и ему известны альтернативы, консультант обязательно должен показать полезную сторону такого сопротивления. Это нужно, чтобы клиент увидел в словах психолога не обвинение, а сообщение о том, что его реакции не обязательно плохи, и что он может выбирать между разными моделями поведения.
Например: «Конечно, страх помогает тебе избегать опрометчивых шагов, если он соответствует реальному риску. А сейчас он похож на лупу, которая увеличивает опасность. Иногда страх делает маленькую трещину на асфальте похожей на глубокую пропасть. Если совсем не видишь опасностей, иногда полезно взглянуть через эту лупу. А иногда ее стоит отложить. Каким бы ты увидела свое беспокойство, если бы уменьшила его в размерах?»
Освобождение и перемещение
Постепенно, в результате неоднократного воспроизведения перечисленных пяти шагов в процессе консультативного сопровождения, клиент сам начнет распознавать признаки сопротивления. А поскольку сопротивление — бессознательный процесс, то по мере осознава-ния, его (сопротивления) сила будет ослабевать. Однако не следует заблуждаться, что, нейтрализовав один вид сопротивления, консультант не столкнется с другим. На самом деле, сопротивления сплетены и наслаиваются друг на друга.
Работать с сопротивлением нужно крайне осторожно и мягко. И это особенно касается созависимых клиентов. М. Балинт, исследуя базисный дефект личности и связанную с ней сверхзависимость человека от внешнего окружения, писал: «...аналитик должен помнить, что ему в целом следует избегать преодоления защит при помощи изошрен-
306
Глава 7. Психотерапия созависимости
ных и правильных интерпретаций, так как для его регрессировавших пациентов эти интерпретации могут предстать свидетельством сомнений по поводу обоснованности их жалоб, обвинений и обид. Напротив, аналитику следует искренне принять все эти жалобы, обвинения и обиды как реальные и обоснованные и предоставить своему пациенту достаточно времени для того, чтобы тот перешел от яростного негодования к сожалению. Нет необходимости в том, чтобы ускорить этот процесс при помощи интерпретаций, пусть даже они будут верными, поскольку интерпретации могут быть восприняты как несвоевременное вмешательство, как попытка обесценивания жалоб. В таком случае интерпретации только замедлят терапевтический процесс вместо того, чтобы ускорить его.
Более того, для некоторых пациентов жизнь утратила бы всякую ценность, если бы они лишились своих обид или своей ненависти или если бы они не получили полной компенсации за все свои обиды и связанную с ними ненависть. Такие пациенты в любой интерпретации, которая проливает свет на причины обиды, будут видеть попытку аналитика обесценить эту обиду. Любая подобная попытка будет воспринята как угроза разрушения основ существования; они реально чувствуют, что у них отнимают то, ради чего стоило жить.
Анализ не может принести никакой пользы, если пациенту не дали почувствовать, что аналитик солидарен с ним и безоговорочно принимает обоснованность его жалоб, что он дает достаточное время (в некоторых случаях этот период бывает очень долгим), чтобы... пережить сожаление или печаль по поводу исходного изъяна или утраты, приведших к образованию дефекта или шрама в его психической структуре...
Некоторым пациентам необходим значительный отрезок времени для завершения процесса печали, который лучше предоставить естественному течению. Хотя этот процесс нельзя ускорить, самое главное заключается в том, что аналитик присутствует при нем как свидетель: так как этот процесс протекает в области базисного дефекта, преодолеть эту печаль самому невозможно; это можно сделать только в рамках отношений между двумя персонами, которые складываются, например, в аналитической ситуации. Если аналитик сможет предоставить столько времени для развития этого процесса, сколько необходимо, не ускоряя его искусственно, а также поддержит необходимую в этом случае атмосферу примитивных отношений, проявляя терпение и предлагая не вторгающиеся интерпретации, то манера сотрудничества пациента по сравнению с тем, что было раньше, несколько изменится, создавая впечатление, что у него появляются желания и спо-
307
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
собности к переоценке своей позиции в отношениях со своим объектом vis-a-vis, а также к пересмотру возможности принять окружающий его мир, часто такой непривлекательный и равнодушный»91.
ПЕНТАГРАММА
ПСИХОТЕРАПИИ СОЗАВИСИМОСТИ
j
Мы подробно рассмотрели психотерапевтические отношения, которые сами по себе являются целебными для клиента и в наибольшей степени влияют на его готовность меняться. Однако, как уже упоминалось, на протяжении всех сессий психотерапевт наблюдает, как проявляются в рассказах клиента когнитивные конструкты, экзистенциальные позиции, реакции тела, «законсервированные» и рождающиеся на глазах аффективные переживания, защитные формы поведения, поведенческие паттерны общения. Именно эти проявления и становятся объектами пристального внимания и обсуждения с точки зрения их адаптивности и эффективности при удовлетворении потребностей и взаимодействия с социальной средой.
Процесс изменений протекает извилистым путем, он основан на материале, который клиент «здесь и теперь» привносит во взаимодействие с психологом. И в этом отношении всегда работает принцип неопределенности, а от терапевта требуется высокая толерантность к неопределенности.
Тем не менее при работе именно с созависимыми людьми у меня появилась настоятельная потребность каким-то образом упорядочить терапевтический процесс, чтобы, продолжая следовать за клиентом, видеть место каждого шага в единой системе, отслеживать взаимосвязь обсуждаемых тем и своевременно обращать внимание на «слепые пятна», которые часто не замечаются, если весь процесс терапевтического взаимодействия остается хаотическим.
Для такой системы терапии я использовала принцип пентаграммы. Французский психотерапевт С. Гингер представил символ человека в виде пентаграммы (или звезды), которую назвал «Пентаграммой Гин-гера» (рис. 7)92. Он рассматривает пять углов звезды как пять основных измерений человеческой деятельности:
91 Балинт М. Базисный дефект. М., 2002. С. 240-243.
92 Гингер С. Гештальт: искусство контакта. М., 2002. С. 30.
308
Глава 7. Психотерапия созависимости
1) физическое измерение (тело и его потребности),
2) эмоциональное измерение (эмоции, чувства, значимый Другой, «привязанности сердца»),
3) рациональное измерение (голова — мысли, логика, речь как функция левого полушария и воображение, идеи, творчество как функции правого полушария),
4) социальное измерение: другие люди, культурная среда,
5) духовное (экзистенциальное) окружение: место и смысл человека в жизни, его место в глобальной системе, его восприятие себя с точки зрения смысла жизни и места в жизни.
Г
Эмоциональные реакции, чувства
Тело,
физическая
составляющая
жизни
Голова, рациональное осмысление

Межличностные отношения, связь социумом, коммуникации
Экзистенциальные
позиции: смысл
жизни, место в
жизни, философские
воззрения
Рис. 7. Пентаграмма Гингера
Гингер пишет: «Следует указать, что две руки указывают на отношение (к себе, значимому другому человеку и другим людям), тогда как две ноги символизируют наши корни, позволяющие сохранять равновесие между материей и духом, бестелесная духовность сомнительна и недолговечна»93.
Когда у человека возникают достаточно серьезные проблемы, то искажения происходят во всех сферах. И чтобы исправить эти искажения, бывает слишком мало и однобоко прикоснуться только к одной из них.
Для примера рассмотрим, каким образом воздействует на лучи пентаграммы депрессия, которая является частым спутником созависи-мых людей.
93 Там же. С. 30.
309
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Депрессия может начаться с любого луча звезды. Предположим, у человека может быть иррациональная установка (мысли) о том, что «если у меня нет партнера, который меня любит, значит, я полное ничтожество, и мне никогда не быть счастливым», которая непременно рано или поздно приведет его к депрессии.
Необходимо изменить эту установку. Для того чтобы понять, как именно строит свои мысли и убеждения клиент, как они влияют на его жизнь и настроение и — самое главное — для того чтобы изменить те из них, которые ведут к различным расстройствам, применяют когнитивный и рационально-эмотивный подходы психотерапии, которые занимаются мыслями и убеждениями человека.
Эта же установка обязательно воздействует и на его отношения с другими людьми. Он будет стремиться всеми силами доказать, что достоин любви, и стараться заработать любовь. Он будет делать своих близких беспомощными, чтобы они никогда не смогли обходиться без него. Или он будет стремиться показывать, как он сам беспомощен, чтобы ни у кого не хватило духа его покинуть.
В соответствии с «целями и задачами» таких отношений человек вырабатывает и соответствующие модели поведения. Например, оно может быть заискивающим, или, наоборот, властным. Человек может «забыть» или так никогда и не научиться выражать свои чувства или сообщать другому, что рассержен, не задевая при этом его самолюбие. Такие трудности приводят к тому, что он либо совсем не сможет этого делать, либо будет выражать себя самым неконструктивным, попросту, скандальным образом.
Итак, задействован еще один луч пентаграммы. Подобные взаимоотношения периодически будут приводить человека в состояние депрессии. Но поскольку он сам, хотя и бессознательно, создает их, то ему необходимо сначала осознать, как именно он строит свои отношения с людьми, какой «сценарий» он бессознательно разыгрывает, а затем внести изменения и в отношения, и в модели поведения. Сознаванию своих жизненных сценариев и их изменению помогает тразактныи анализ в сочетании с гештальт-терапией. А самим поведением человека занимается бихевиоральная психотерапия.
Для выработки новых моделей поведения необходимо изучить возможные конструктивные способы поведения, а затем потренироваться, проигрывая различные ситуации из реальной жизни. Обычно этим занимаются в психологических группах на тренингах умений, тренингах ассертивного поведения, тренингах эффективной коммуникации, тренингах поведения в конфликтах и т. п.
310
Глава 7 Психотерапия созависимости
Эмоциональное состояние такого человека оставляет желать лучшего. Он тревожен, чрезвычайно раним и чувствителен к малейшим изменениям в поведении партнера. Он наполнен гневом и страхом. И почти всегда фоном его жизни является душевная боль.
Чтобы хоть немного смягчить такие невыносимые страдания, такой человек может научиться блокировать свои чувства. Тогда на место боли приходит бесчувственность, апатия, пустота, ощущение бессмысленности жизни, отсутствие желаний и стремлений. Именно это состояние и становится депрессией.
Это еще один луч пентаграммы. Значит, еще одной задачей психотерапии будет разблокирование, как можно более полное осознание и выражение чувств и эмоций, причем, наиболее безопасным для самого человека и для его окружения способом.
Разблокирование эмоций и их «проработка», то есть сознавание и выражение, может происходить с помощью самых разных подходов. Это и телесно-ориентированная психотерапия, и уже упоминавшаяся гештальт-терапия, и арт-терапия, и символдрама, и эмоционально-образная терапия, и еще некоторые подходы.
Безусловно, ощущение себя абсолютно несчастным без любви партнера не может не сказаться на физическом состоянии человека. Во-первых, он может болеть долго и много, потому что ни у кого не должно хватить смелости покинуть больного человека. Бессознательно он приносит в жертву свое тело и весь организм ради получения более значимого — любви партнера. Во-вторых, постоянное напряжение, которое испытывает человек, уверенный, что без этой любви он не сможет жить, и при этом почти уверенный, что по большому счету «таких, как я, любить нельзя», безусловно, сказывается на состоянии его физического здоровья. И, в-третьих, такой человек испытывает постоянную тревогу и очень часто душевную боль, гнев, разочарование, как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе.
Блокирование от собственного сознавания эмоций и чувств вовсе не уничтожает их, а только подавляет. Они продолжают свое действие на уровне тела. А поскольку каждой эмоции соответствует определенное напряжение в различных мышцах и органах, которое никогда не находит разрядки (разрядка происходит после того, как эмоции осознаны и выражены социально приемлемым способом), то напряжение в мышцах тела и внутренних органах становится постоянным. Хроническое напряжение создает блоки, в которых ухудшается кровообращение и обмен веществ. Постепенно такие участки становятся особенно подвержены различным заболеваниям. Если
311
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
таких блоков много, то они создают «мышечный панцирь». Человек теряет грациозность, он скован, его движения и мимика невыразительны, что, в свою очередь, никак не способствует улучшению отношений в любви.
Таким образом, задействован четвертый луч пентаграммы. Для изменений в этом луче необходимо снять мышечные зажимы, научиться слушать свое тело, помогать ему и пользоваться им. Этим занимается телесно-ориентированная психотерапия.
Но все это будет совершенно бесполезно, то есть человек попросту не будет ничего делать, если он не будет видеть смысла в изменениях или вообще в самой жизни. А именно к такой жизненной позиции постепенно приходит человек с иррациональной установкой «если у меня нет партнера, который меня любит, значит, я полное ничтожество, и мне никогда не быть счастливым», если любящего партнера по каким-то причинам у него не оказалось. Он чувствует себя жертвой, абсолютно беспомощным (по крайней мере, в этой ситуации) и стремится к тому, чтобы кто-нибудь (но не он сам) взял на себя ответственность за благополучный исход его жизни, сделал его счастливым (например, совершенно случайно появляется принц на белом коне или любимый, осознав свою ошибку, возвращается и клянется в вечной верности). Однако жизнь показывает, что только сам человек может сделать себя счастливым, только от него самого, независимо от наличия или отсутствия партнера, зависит, будет ли он получать истинное удовольствие от жизни или нет. Таким образом, деформация происходит и в пятом луче пентаграммы.
Понимание смысла всего происходящего, осмысление своего места в этом мире, принятие ответственности за свою жизнь, принятие факта, что, хотя мы все смертны (а может быть и благодаря этому), жизнь — бесценный дар; понимание, что тревога перед изменениями — это благо, потому что именно она заставляет нас двигаться вперед; осознание того, что везде и всюду, даже кода мы пассивны и апатичны, даже когда мы сами себе кажемся жертвами, мы выбираем свою жизнь, и мы всегда имеем возможность выбора — все это необходимо для того, чтобы производить изменения в своем состоянии и в своей жизни. И все это помогает понять и с этой точки зрения пересмотреть свою жизнь экзистенциальная психотерапия («экзистенциональная» означает сущностная (от лат. existentia — существование), составляющая сущность и основу жизни).
Мы разобрали только один пример, когда искажения в одном из лучей пентаграммы ведут за собой искажения во всех остальных лучах. Но таких примеров можно привести множество.
312
J
Глава 7 Психотерапия созависимости
Работая с клиентом, совсем не обязательно производить изменения в строгой последовательности от луча к лучу. Также не всегда терапия должна начинаться с одного и того же луча. Каждый раз точка , отсчета зависит от самых разных обстоятельств. I
Рассматривая процессы в одной точке пентаграммы и производя в '
ней изменения, можно одновременно наблюдать реакции совсем в другом луче. И это вовсе не удивительно. Ведь в душе человека все взаимосвязано. Пентаграмма терапии помогает увидеть эту взаимосвязь, обратить внимание на то, как на практике процессы изменения одного луча влияют на изменения в другом. Пентаграмма помогает видеть все процессы в объеме, в системе и показывает, в какой области необходимо активизировать процессы, какую область человек закрывает и не пускает туда изменения, опасаясь боли или страшась неизведанного, а в каких изменения уже произошли и продолжают происходить уже без всяких специальных терапевтических усилий.
Каждый полюс пентаграммы содержит в себе бессознательные аспекты.
Например, человек может не замечать, что он блокирует свои чувства, обусловливая тем самым возникновение мышечных зажимов и соматических заболеваний. Он может не знать, что наполнен гневом и мстительными желаниями, которые вследствие сверхкомпенсации могут осознаваться как робость, страх причинить кому-то малейшие неудобства, подавленное, депрессивное состояние. Или человек не осознает, что точно следует жизненному сценарию, что его забота — это всего лишь манипулятивный способ удовлетворить свои потребности во власти и контроле и т. п.
Если представить себе человека в виде пентаграммы, заключенной в сферу бессознательного, то единственным средством сохранения целостности является связующая оболочка Я. При опустошенном Я связь между полюсами прерывается. Напротив, при постепенном заполнении и восстановлении Я полюса объединяются, и в идеальном варианте достигается целостность.
На приведенной схеме (рис. 8) видно, что полюса пентаграммы находятся в самой сердцевине оболочки Я.
В настоящей книге невозможно подробно рассмотреть все возможные подходы и техники работы в каждом из лучей пентаграммы. Поэтому мы остановимся на общем схематичном обзоре, который поможет сориентироваться в необходимом наборе информации, определить собственный уровень терапевтической компетенции и дефицитарность методической подготовки, чтобы наметить дальнейшие направления профессионального роста.
313
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами

Рис. 8. Пентаграмма психотерапии в системе с терапией отношением и бессознательными процессами
КРАТКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ И ВОЗМОЖНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ В ПОЛЮСАХ ПЕНТАГРАММЫ
Когнитивная обработка информации и опыта
Созависимые клиенты часто проявляют следующие особенности мышления.
О Эгоцентризм в рассуждениях: все события в окружающем мире происходят вокруг, ради клиента и по его поводу; все, что делает партнер или другие члены семьи, по его мнению, нацелено исключительно на то, чтобы досадить ему, противостоять ему, показать ему его ненужность, ничтожность и т. д.
314
Глава 7. Психотерапия созависимости
П Мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и логической аргументации.
П Разговор строится в режиме монолога как размышление вслух, ответы собеседника не влияют на стиль и содержание речи.
? Эмоции, поступки, мотивы другого человека не понимаются, не рассматриваются при принятии решений (отсутствие эмпатии).
П Собственное состояние плохо понимается, часто отсутствует реальное представление о причинах своего состояния.
? Ярко проявляется пессимистическая модель мышления: негативное воспринимается как постоянное, глобальное и закономерное, происходящее по вине (то есть по причине неумелости, бестолковости, бессилия и т. п.) клиента или «проблемного» члена семьи; положительное воспринимается как временное, случайное, произошедшее по причине незаслуженного везения.
? Мысли и фразы структурируются с позиции жертвы, ответственность за свое состояние передается окружающей среде и социуму. Фразы строятся с пассивной Я-функцией: «меня это угнетает», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной».
D Наблюдается обилие иррациональных установок, то есть инкорпорированных убеждений, носящих нереалистичный и нелогичный характер.
О Отсутствует четкое представление о собственных желаниях и целях.
? Часто ставятся нереалистичные цели, в том числе и как задача терапии. Распространено обобщенное и туманное формулирование целей. Например: «Хочу, чтобы мои близкие были счастливы, тогда и я буду счастлива».
Некоторые задачи терапии в области рационального полюса могут быть перечислены ниже.
1. Когнитивное переструктурирование речи (связь с экзистенциальным полюсом).
Фразы с пассивной Я-функцией («меня это угнетает», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной» и т. п.) переводятся в активную позицию с разделением ответственности: «я расстроился из-за того, что они...», «я вела себя так, что им удавалось меня не замечать», «я позволил ему не считаться со мной», «мы часто ссорились».
Например, психотерапевт может выбрать сессию и посвятить ее анализу речи клиента, где его задачами будут:
315
Г I
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с соэависимыми клиентами
1) показать на примере высказываний звучание пассивной Я-по-зиции;
2) объяснить суть пассивной Я-позиции: беспомощность, невозможность ничего изменить, неустойчивость любых достижений, необходимость «костыля» для решения своих проблем, зависимость от других;
3) показать альтернативу, перефразируя слова клиента и демонстрируя изменение Я-позиции;
4) получить согласие клиента на то, что консультант будет в дальнейшем обращать внимание клиента каждый раз, когда он строит фразы с пассивной Я-позицией, и просить их переструктурировать;
5) в процессе последующих сессий каждый раз, встречаясь с высказываниями с пассивной Я-позицией, предлагать перестроить фразы в активном ключе.
2. Когнитивный анализ эмоционального состояния (связь с аффективным полюсом).
Осуществляя эту часть работы, консультант должен:
1) объяснить формулу процесса А—В—С (где А — провоцирующее событие, С — негативное эмоциональное состояние, последствия, В — когнитивная оценка происходящего) с разбором примеров;
2) проанализировать ситуации из жизни клиента с точки зрения формулы А—В—С и выявить мысли, оценки, ожидания и долженствования, которые влияли на итоговое эмоциональное состояние;
3) проанализировать текущую ситуацию с точки зрения процесса А-В-С;
4) и в дальнейшем, на каждой сессии обращать внимание клиента на позицию В, если клиент объясняет причину эмоционального состояния из формулы А>С.
3. Рационально-эмотивный анализ установок (связь с аффективным полюсом).
Когнитивный анализ эмоционального состояния нередко выявляет ряд устойчивых убеждений, позиций, на основании которых выстраивается когнитивная оценка происходящего. Эти установки часто имеют иррациональный характер, то есть они не определены логикой или не имеют под собой достаточной информации, а выстраиваются на основании инкорпорированных установок, чаще всего родительс-
316
Глава 7. Психотерапия созависимости
ких или ближайшего окружения детского и подросткового периода. Логический анализ подобных установок позволяет убедиться в их беспочвенности или даже деструктивное™, а также заменить их на рациональные, логически обоснованные убеждения.
В работе с созависимым клиентом иррациональных установок может встречаться довольно много. Большинство из них, в конечном итоге, базируются на низкой самооценке и всевозможных страхах. Поэтому консультант может встретиться с ситуацией, когда на рациональном уровне человек «все понимает», но продолжает реагировать и действовать так, будто этого понимания не существует. Это не должно обескураживать. «Знание» перейдет в «опыт» постепенно, по мере развития здорового отношения к себе, преодоления страхов и достижения определенных изменений в собственной жизни.
Анализ установок, ведущих к негативному эмоциональному состоянию, предполагает рассмотрение следующих вопросов (рис. 9).
? Что означает факт, вызвавший негативное эмоциональное состояние? Почему нельзя было поступить иначе? Что бы тогда произошло или не произошло?
П Для чего так важно, чтобы это было (или не было, или было по-другому)?
О Для чего вам это нужно? (Это — ключевой вопрос, его следует задавать на каждом уровне установок.)
? Достигаете ли вы своими действиями вашей истинной цели? (Отрицательный ответ на этот вопрос означает, что изначальная установка неверна.)
? Как можно изменить неверную установку? Какая установка может привести вас к истинной цели или улучшить ваше состояние?
4. Когнитивно-бихевиоральный ситуационный анализ (связь с полюсом межличностных отношений и коммуникаций) Дж. Мак-Каллоу.
Алгоритм этого анализа был описан в разделе «Консультирование на уровне получения коммуникативных навыков и умений».
5. Анализ состояния с точки зрения компонента действия и теории контроля (связь с полюсом межличностных отношений и коммуникаций).
Этот подход основывается на терапии реальностью У. Глассера94. Глассер проводит аналогию между целостным поведением и четырех-
94 См. подробнее Нельсон-Докунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. С. 122.
317
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Рис 9 Пирамида установок (схема анализа)
колесным автомобилем — каждому компоненту целостного поведения соответствует одно колесо автомобиля Передние колеса — это компоненты, в основе которых лежат действия и мысли, а задние коле-
318

Глава 7 Психотерапия созависимости
са — это компонент, связанный с чувствами, и физиологический компонент Потребности являются двигателем Как водитель автомобиля, человек может полностью сознательно выбирать, куда направлять передние колеса своего автомобиля (то есть действия и мысли).
Какие бы проблемы ни беспокоили клиентов, они всегда могут выбрать более правильный жизненный курс.
Люди как системы контроля сами выбирают те или иные аспекты своего поведения (из всего спектра возможных) для того, чтобы удовлетворить одну или несколько базисных потребностей. Люди любят контролировать других, но не любят, когда контролируют их самих. Если контроль со стороны фрустрирует их потребности, люди протестуют. Иногда неповиновение выражается прямо. Однако чаще всего противодействие осуществляется косвенными способами, например, предпочтением депрессии, мигрени или какой-либо болезни
Никто не может контролировать другого человека, если только этот человек не убежден, что такой контроль способствует удовлетворению той или иной его потребности.
Осуществляя терапию реальностью, консультант стремится:
1) объяснить клиенту суть теории контроля, чтобы помочь ему лучше понимать свое поведение;
2) стимулировать повышение уровня осознания клиентом его выбора поведения и того, как он пытается контролировать других посредством выбранного поведения;
3) убедить клиента в том, что он не должен оставаться жертвой пагубного выбора, сделанного в прошлом, а также решений, принятых в настоящее время,
4) помочь клиенту идентифицировать и понять его базисные потребности — потребности в выживании, принадлежности, могуществе, свободе, развлечении;
5) помочь клиенту создавать и сохранять в голове реалистические картины с целью удовлетворения базисных потребностей;
6) помочь клиенту развивать и осуществлять определенное поведение, которое будет способствовать удовлетворению его потребностей в настоящем и будущем;
7) обучить клиента не позволять себе попадать под контроль негативного контролирующего поведения других людей.
6. Установление целей, определение пути и поиск ресурсов.
Для этого могут использоваться методы и техники позитивной краткосрочной психотерапии, некоторые из которых уже были рассмотрены в разделе «Решение и выбор в ситуации фрустрации».
319
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Тело
В этом полюсе пентаграммы необходимо обращать внимание на язык тела. Трудно вычертить единый телесный портрет созависимого клиента, однако все люди, имеющие тенденцию к созависимости, обладают некоторыми особенностями.
1. Они плохо заземлены, то есть их поза неустойчива; когда они стоят, то стремятся облокотиться, если не облокачиваются, отчетливо видно, что тело наклонено вперед или назад.
2. Им присущи многочисленные мышечные зажимы, так называемый «мышечный панцирь». Мышечные зажимы расположены поясами на уровне:
• грудной области — запрет на свободное поведение, самопредъявление; метафорически запрет на свободное дыхание, невозможность дышать полной грудью можно трактовать как отсутствие взаимодействия с жизнью в полную силу своих возможностей;
• диафрагмы — «законсервированный» страх, ожидание несчастий; метафорически — «жизнь бьет под дых»;
• тазовой области — телесная фиксация сексуальной вины, которая может возникать в результате запрета на получение сексуального удовольствия и одновременного стремления к нему или в результате использования секса для реализации своих агрессивных импульсов и манипуляций;
• вокруг коленей — «законсервированный» страх; метафорически — неспособность держаться, стоять на своих ногах, ощущение отсутствия твердой почвы под ногами, потребность во внешней опоре;
• руки могут быть напряжены даже в состоянии покоя; зажимы располагаются в области предплечья и локтей, возникают вследствие запрета на активные действия и постоянно сдерживаемых агрессивных импульсов.
А. Лоуэн — основоположник экзистенциально направленной телесно-ориентированной психотерапии — говорил: «Пациенту следует понять связь между его телесным поведением — схемой напряженных участков — и переживаниями жизни, особенно теми, которые относятся к его детству. После этого должна произойти абреакция95 опре-
95 Абреакция — освобождение от напряжения.
320
Глава 7. Психотерапия созависимости
деленной силы. Импульсам, блокированным мышечным напряжением, следует дать выход в контролируемых рамках терапевтической обстановки»96.
Лоуэн предлагает целый ряд телесных техник и упражнений, которые помогают разблокировке мышечных зажимов. При этом он настаивает на постоянном анализе реакций тела.
«...Подавление перечисленных чувств [страха, печали, гнева] и сопутствующее этому напряжение ведет к заметному снижению двигательной активности тела, результатом чего становится состояние пониженной или депрессированной, то есть подавленной, живости человека. В паре с этим идет иллюзорная убежденность человека в том, что его или кого-то другого станут любить за то, что он хороший, послушный, преуспевающий и тому подобное. Этот мираж служит для поддержания в человеке воодушевленного настроения, пока он ведет борьбу за то, чтобы завоевать любовь. Однако поскольку истинную любовь нельзя заработать и ее нельзя добиться какими угодно успехами на любом поприще, то марево заблуждений развеется, и упомянутая иллюзия раньше или позже лопается как мыльный пузырь. В итоге на нашей перенаселенной планете становится еще одной депрессивной личностью больше...
. ..Всякое выражение сдерживаемых чувств облегчает или даже снимает напряжение, давая телу возможность восстановить свою двигательную активность и тем самым увеличивая его живость. В этом заключается физическая сторона данного психотерапевтического процесса. С психологической же стороны человек нуждается в том, чтобы вышеупомянутая иллюзия была разоблачена, а сам он понял, что ее корни и истоки лежат в далеком детстве, а также постиг, какую роль она играет в качестве механизма выживания»97.
Используя произведения Лоуэна, можно составить специальную программу для созависимого клиента, которая может включать в себя:
• лоуэновское дыхание,
• кусание полотенца,
• пинки по кушетке или валику,
• битье от плеча,
• энергетический мостик,
• специальные наклоны для разблокировки коленей,
• упражнения для разблокировки свода стопы.
96 Лоуэн А. Депрессия и тело. М., 2002. С. 65.
97 Лоуэн А. Радость. Минск, 1999. С. 40.
321
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Начинать программу по раскрепощению мышечного панциря лучше всего с дыхательных упражнений — они наиболее универсально воздействуют на все мышцы тела. Затем идут специальные техники по разрядке «законсервированного» гнева, вины, страхов и подавленной печали. При этом большое значение следует уделять принятию всех, даже самых осуждаемых обществом и отвергаемых человеком чувств. Терапевт и клиент должны опираться на следующие основные позиции:
? Нет «плохих» и «неправильных» чувств. Все чувства нужны для того, чтобы мы понимали, что в действительности с нами происходит и что мы должны изменить, чтобы подобные неприятные чувства возникали реже.
О Мы не можем избегать неприятных чувств, поскольку они также нужны, как и приятные.
О Каждое чувство должно быть осознано и выражено социально приемлемым способом.
При работе по осознаванию тела и при анализе ощущений и переживаний во время выполнения упражнений терапевт обсуждает с клиентом его экзистенциальные позиции, в частности, понимание источника любви, своей роли в этих отношениях, отношение к одиночеству их п.
Таким образом, телесный полюс тесно связан с аффективным и экзистенциальным полюсами.
Кроме программы, состоящей из упражнений А. Лоуэна, можно:
1) обучить клиента релаксации — прогрессивной по Джекобсону или быстрой, сочетающейся с визуализацией;
2) рекомендовать массаж, который может быть тонизирующим или расслабляющим и насыщает телесным контактом;
3) предлагать специальные водные процедуры — ванны, контрастный душ, водный массаж, плавание;
4) использовать для более полного осознания тела, пластики и телесного самовыражения техники:
а) телесного фокусирования (техника телесного фокусирования рассматривалась в разделе «Нерациональный путь решения проблемы»);
б) гештальт-терапии: фокусирование внимания на автоматических движениях и усиление автоматических движений, диалог частей тела и др.;
в) танцевально-двигательной терапии: выражение чувств через танец, выражение ощущений тела через движение и др.
322
Глава 7. Психотерапия созависимости
Экзистенциальные позиции
Созависимые клиенты, впрочем, как и все остальные люди, в процессе жизни вынуждены разрешать для себя целый ряд конфликтов противоположных стремлений и самоопределяться в следующих экзистенциальных позициях:
• смысл жизни и смысл смерти;
• страх смерти и способы защиты от экзистенциальной тревожности;
• экзистенциальные базовые защиты (вера в бессмертие, вера во всемогущество, вера в конечного спасителя) и их влияние на поведение;
• смысл происходящих событий и их место и значение в жизни;
• любовь и зависимость;
• одиночество и свобода;
• ответственность за свою жизнь и свобода;
• свобода и тревожность;
• избегание ответственности и зависимость;
• стремление к контролю и неопределенность;
• вина и ответственность;
• вина и свобода;
• вина и наказание;
• экзистенциальная вина (вина за собственное несовершенство, вина за построение неполноценных отношений, вина за нереализацию собственных возможностей) и способы ее компенсации;
• самореализация и ограничения;
• желания и цена удовлетворения потребностей;
• удовольствие и счастье как самоцель и как следствие самореализации и вовлеченности в деятельность и отношения.
Вопросы, которые, как правило, возникают уже в самом начале психотерапии, это вопросы ответственности и вины. Созависимым клиентам свойственно передавать ответственность за свою жизнь и свои отношения окружающим людям, Судьбе, Року, Богу. Принятие решений и процесс выбора затруднен, в первую очередь, именно из-за необходимости принять на себя ответственность за последствия. Они имеют склонность занимать выжидательную позицию, уклоняться, «уходить в болезнь», отдавать выбор Судьбе и т. д.
При этом могут чувствовать себя сверхответственными за жизни своих близких, считать себя обязанными помогать им в решении их
323
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
проблем (вернее, решать за них) или виновными в их неудачах («я должна была быть внимательной», «я должна была предвидеть»).
Избежать ответственности за свою жизнь и контролировать других помогают базовые защиты:
• вера в свое всемогущество: «от меня зависит его (ее, их) поведение, чувства, расположение ко мне, умение себя вести» и т. п. = «я могу влиять на других людей, менять их по своему усмотрению»;
• вера в конечного спасителя: «не может быть, чтобы он меня бросил, обязательно произойдет что-нибудь такое, что заставит его продолжать заботиться обо мне (вернуться ко мне, полюбить меня и т. д.)»;
• вера в бессмертие: сохраняется на уровне детского возраста, хотя сознательно человек может думать о самоубийстве (желание «умереть ради решения своих проблем и / или избавления от боли» фактически содержит в себе предпосылку о том, что «когда я умру, мне будет хорошо, не больно и проблемы перестанут вызывать дискомфорт», то есть фактически «я не умру, а буду переживать комфорт, ни за что не отвечая, ничего не делая для решения проблемы»).
Одиночество воспринимается как наказание, как пытка, как отверженность. При этом весь стиль построения взаимоотношений отталкивает людей, приводя таким образом к нежеланному одиночеству. Это усугубляет состояние и открывает новый виток порочного круга. Одиночество не идентифицируется со свободой, а воспринимается как свидетельство неполноценности.
Свобода всегда связана с чувством ненужности, отверженности.
Любовь, как внутренний ресурс, снижена или отсутствует. Любовь воспринимается как нечто, получаемое извне, что можно заработать, заслужить; она может быть и дарована, но тогда воспринимается как не вполне заслуженный дар.
Любовь может рассматриваться как источник, который наполняет жизнь смыслом. С потерей любви и жизнь теряет смысл. На бессознательном уровне любовь используется как средство манипулятивного воздействия с целью получения выгод различного характера: от получения подтверждения своей значимости, средства для власти и контроля до получения материальных выгод. Любовь рассматривается как основной жизненный дефицит.
Источник и объект любви должен находиться в собственности и быть полностью подконтролен. Это необходимо, чтобы несколько снизить тревожность из-за постоянного страха потери значимого другого. а_,
324
Глава 7. Психотерапия созависимости
Эти и другие экзистенциальные позиции терапевт выделяет из контекста обсуждаемых тем и вступает с клиентом в дискуссию (но не в спор!) по поводу экзистенциальных установок, ведущих к созависи-мым отношениям.
Психолог может задавать вопросы клиенту относительно препятствий на пути осуществления желаемого: каковы цели клиента? Какой смысл имеют происходящие события относительно жизненных целей? Что на самом деле мешает ему осуществлять главные цели его жизни? Что мешает ему самореализовываться? и т. д.
При анализе взаимодействия психолог может спрашивать: что самое главное в отношениях клиента с «проблемным» членом семьи? Для чего клиенту необходимы эти отношения? Что именно (конкретно) клиент получает, осуществляет в этих отношениях? Что в его понимании значит «любовь»? Как она проявляется со стороны клиента и со стороны его партнера? Для чего необходимо изменить партнера? Каковы были ожидания от этих отношений? Что заставляет осуществлять сверхопеку над партнером? Как именно, то есть какими действиями клиент контролирует партнера? Как он манипулирует партнером для того, чтобы добиться от него желаемого поведения? Что мешает клиенту понять, чего именно он хочет от партнера? Что именно (конкретно) теряет клиент при расставании с партнером? и т. д.
Исследуя страх одиночества, психолог может останавливаться на исследовании вопросов: чем страшно одиночество? Что означает (в чем смысл) одиночество для клиента? Видит ли клиент ресурсные стороны одиночества? Если клиент говорит, что «одиночество его не страшит, но...», психолог может задать вопросы: Что заставляет его оставаться в неудовлетворяющих отношениях? Что удерживает его около партнера? и т. д.
При исследовании движения к поставленным целям психолог рассматривает, каков смысл принимаемого решения, то есть каким образом оно соответствует задачам клиента и к каким последствиям может привести? Каким образом клиент предполагает осуществить принятое решение? Как именно он избегает решения или шагов по его реализации? Что в действительности мешает клиенту продвигаться к поставленной цели? Насколько выдвигаемые им причины реальны? Как именно клиент делает осуществление целей зависимым от поведения партнера или других значимых людей? и т. д.
Необходимо помнить, что эти и другие вопросы, которые задает психолог, не имеют цели уличить клиента в неискренности. Они задаются, чтобы прояснить экзистенциальные позиции клиента, для исследования его представлений и взглядов на существующую ситуацию.
325
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Чтобы они не воспринимались клиентами как провокативные и чтобы не утратить доверие клиента, консультанту следует пояснять цель своих вопросов.
Клиент не всегда готов ответить на них. Он может проявлять признаки сопротивления: переводить разговор в другую плоскость, отвечать односложно, совсем уходить от ответа, раздражаться и т. д. Вряд ли будет уместным давление. Просто в процессе бесед психолог вновь и вновь возвращается к перечисленным вопросам при обсуждении самых разных аспектов жизни клиента. Сам смысл подобных диалогов постепенно будет делать свою работу в душе клиента. Может быть, не сразу, может быть, сначала только самому себе, а не психологу, но клиент вынужден будет признаться в истинном смысле происходящего, увидеть истинные цели созависимых отношений и истинную причину избегания ответственности. В конечном итоге, клиент поймет, что он на самом деле хочет, для чего он совершает те или иные поступки, и как он добивается реализации своих потребностей, а также чтоимен-но ему мешает чувствовать удовлетворение от жизни.
«Одна из задач терапевта — увеличить у пациента ощущение определенности и контроля. Способность объяснить, упорядочить события своей жизни в соответствии с неким связанным и предсказуемым паттерном отнюдь не маловажна. Назвать нечто определенным именем, определить его место в цепочке причинно-следственных связей — значит начать чувствовать его контролируемым. Наше внутреннее переживание или поведение уже не представляется пугающим, чуждым, неуправляемым: мы ведем себя определенным образом (или испытываем определенное внутреннее переживание) вследствие чего-то, что можем назвать и идентифицировать»98.
Аффективный полюс
Человек, создающий созависимые отношения, переживает самые разные негативные состояния: от острой душевной боли до подавленности, угнетенности. Часто на длительные периоды устанавливается состояние апатии, депрессии. Истинные чувства хронически подавляются, а некоторые из них, например, гнев, находятся под запретом и вытесняются. В других случаях гнев не является запретным, но у человека отсутствуют навыки регуляции собственного эмоционального состояния. Первичный, неконтролируемый импульс является началом
1 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999. С. 214.
326
Глава 7. Психотерапия созависимости
для дальнейших неконтролируемых аффективных состояний. Неэффективные копинг-стратегии в поведении, связанном с выражением эмоций, часто ведут к страху перед ними и блокированию чувств. В свою очередь, подобные блокировки ведут к развитию апатии, бессмысленности и безрадостности существования. Безрадостность — основная характеристика созависимых людей.
Задачи терапии в аффективном полюсе перечислены ниже.
1. Разблокировать «законсервированные» чувства и разрядить негативное напряжение с помощью телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, ре-переживания старых травм и невыраженной боли.
2. Обучить клиента навыкам изменения своего эмоционального состояния с помощью визуализации, техник НЛП, эмоционально-образной терапии, релаксации.
3. Сформировать у клиента навыки дифференциации чувств. Для этого психолог просвещает клиента, объясняя ему название и сущность некоторых эмоций. Например, часто путают стыд и вину, агрессию с гневом и насилием, с трудом идентифицируют сущность ревности и т. д. Кроме того, каждая эмоция имеет свою локализацию в теле, и умение ошущать эмоциональное состояние помогает найти способ соответствующей разрядки негативного напряжения.
4. Обучить выражению и разрядке эмоций, а также сдерживанию и отсрочиванию выражения эмоциональных реакций с помощью поведенческой психотерапии.
5. Исследовать происхождение сильных эмоций: поиск провоцирующих установок, ожиданий, требований и изменение их (здесь проявляется связь аффективного полюса с рациональным).
Особый аспект работы в аффективном полюсе — это работа со страхами. В данном случае речь идет не только о страхе потери близкого человека, но и о многочисленных страхах, касающихся собственной жизни, собственной самореализации, а также страхах, стимулирующих стремление к сверхконтролю за окружающими, сверхответственности и / или желание переложить ответственность за свою судьбу.
Преодоление страха перед осознанием и выражением своих эмоций возможно только через обучение конструктивным способам выражения негативных эмоций. Истерики, скандалы, даже насилие — нередкое поведение среди созависимых. С другой стороны, также встречается блокирование гнева как неприемлемой, «плохой» эмоции».
Принятие любых эмоций как естественной жизнедеятельности психики — составляющая часть принятия себя истинного, отказ от «масок».
327
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Однако пугающие «взрывы» эмоций можно научиться предотвращать, если своевременно выражать свои чувства приемлемым способом. Если такие способы клиенту неизвестны, им необходимо обучить.
Непременной темой в психотерапии созависимости является тема вины. Но здесь мы переходим на когнитивный уровень, хотя речь и идет о переживании вины. Когнитивный, рационально-эмотивный подходы строятся на рассмотрении и анализе иррациональных установок, что в данном случае наиболее подходит, так как вина созависи-мого человека часто имеет нерациональный характер.
Работа значительно усложняется, когда чувство вины появляется в связи с тем, что созависимый принимает решение заботиться о себе в то время, когда сын или дочь или другой член семьи погибает от наркотиков. Это кажется немыслимым. Однако чувство вины, которое не позволяет «бросить больного человека», — всего лишь способ защиты от болезненного чувства утраты, которую созависимый начинает переживать уже в тот момент, когда он внутренне отказывается погибать вместе с наркоманом.
Как известно, первый этап работы горя — это отрицание, непринятие самого факта утраты, нежелание признать, что это уже произошло или, в данном случае, уже происходит.
Я, опираясь на свой опыт консультирования, убеждена, что в большинстве случаев родители наркоманов только тогда принимают мысль, что они могут начать заботиться о себе, когда они уже приняли мысль, что их ребенок-наркоман неуклонно погибает, и когда они, предвосхищая утрату, уже прошли стадии гнева и стадии «принятия утраты умом», и, как минимум, находятся на стадии депрессии.
Несомненно, такая мужественная позиция является экзистенциальным подвигом перед собственной жизнью, и не каждый может его совершить. Но если дело касается жены (мужа) или друга (подруги) наркомана, то развод (расставание) является необходимым условием выздоровления созависимого, как бы ни было тяжело совершить этот шаг. Тем более жестко должен стоять вопрос о разводе в тех случаях, когда в семье есть дети, подвергающиеся всем опасностям созависимого человека даже в большей степени, чем взрослые члены семьи.
Обиды и прощение. Человек не может до конца принять себя, если он не принимает других, и наоборот. Простить, освободиться от тягостных обид — это важное условие душевного выздоровления. Это не исключает переживания и проявления здорового гнева на определенных этапах жизни и терапии. Но обида — это «законсервированный» гнев, обращенный к прошлому, которое, как известно, не изменить.
328
Глава 7. Психотерапия созависимости
Простить деструктивное поведение другого, но не попасть в зависимость от него — это то, чему важно научиться человеку, который хотел бы обрести внутреннюю свободу.
Межличностные отношения
Как правило, созависимые люди склонны создавать отношения, в которых происходит:
1) «растворение» одного из партнеров, например, при склонности к самоуничижению;
2) «поглощение» партнера (окружение «заботой», ведущей к ощущению зависимости и беспомощности, установление тотального контроля, лишение человека права на самоопределение, на собственные желания и т. п.), например, при комплексе мученичества, склонности к контролю, власти и доминированию, садистских наклонностях;
3) использование партнера в качестве «зеркала» для подтверждения мифа о собственной непревзойденности, необычайности и т. п., например, при нарциссизме; использование партнера для подтверждения способности вызывать к себе любовь, обычно при невротической потребности в любви.
Легко просматривается склонность к созданию жизненных сценариев (бессознательно!), в которых партнер избирается в соответствии с личностными качествами, позволяющими играть отведенную ему роль (опять же бессознательно!). Поскольку сценарий, в сущности, не зависит от конкретного партнера, а нуждается лишь в соответствующем наборе свойств личности, то смена партнеров не ведет к выходу из сценария (без соответствующей проработки).
Подобные созависимые отношения никогда не приносят удовлетворения и, в то же время, не могут быть прерваны, что приводит к состоянию бессилия и беспомощности, и, следовательно, к состоянию хронической подавленности и депрессии.
Основная задача терапии в данном полюсе — отслеживание и осоз-навание паттернов сценарного поведения, связанного с созависимыми отношениями (то есть с отношениями, в которых партнер используется для заполнения нарушенной структуры Я), выбор нового способа взаимодействия и постепенное освоение навыков автономного поведения. Наиболее подходящим психотерапевтическим направлением для проработки сценарного поведения является транзактный анализ.
329
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
«Специфика транзактного анализа состоит в его направленности на достижение клиентом в ходе терапии конкретных результатов, которые ясно оговариваются и закрепляются контрактом. Это предполагает необходимость обучения клиента теории, в особенности в той части, которая касается предпочтительного качества жизни — автономии. Ачто-бы достичь автономии, нужно: 1) освободить или развить три главные способности — к восприимчивости, спонтанности и близости; 2) пересмотреть и выстроить иерархию целей и ценностей; 3) сформировать эффективную систему координации и коррекции деятельности в соответствии с представлениями об успешности, благополучии и счастье. И затем интегрировать эти три группы ресурсов в единое целое»99.
Изучение моделей родительской семьи помогает понять свое место в семейной системе и свою роль в передаче как деструктивных, так и позитивных моделей отношений. Понимание помогает увидеть пути и способы изменений, необходимых для оздоровления своей семьи, если это возможно, или изменения собственного образа жизни.
Кроме того, задачами консультанта на данном полюсе пентаграммы могут быть:
• проанализировать вербальный и невербальный компоненты коммуникации и обучить клиента необходимым навыкам (активное эмпатическое слушание, уверенное поведение и т. п.);
• исследовать поведение в конфликтных ситуациях и сформировать необходимые навыки (анализ поведения, провоцирующего конфликт, критика и отношение к критике, взаимодействие с агрессивными людьми, влияние и противостояние влиянию, навыки разрешения конфликтов и т. п.).
Социальные навыки и умения лучше всего отрабатывать в тренин-говой группе, например, в тренинге уверенного поведения, тренинге поведения в конфликтных ситуациях, тренинге эмпатического внимания, тренинг безоценочного общения и других.
Субличности в структуре Я — Сверх-Я
Для того чтобы вывести на уровень сознания внутренние конфликты и причину амбивалентности чувств и желаний, а также стимулировать развитие позитивного самоотношения и принятия себя, очень эффективной бывает работа с субличностями клиента.
99 Макаров В. В., Макарова Г. А. Транзактный анализ — восточная версия. М., 2002. С. 12-13.
330
Глава 7. Психотерапия созависимости
Р. Ассаджиоли100 ввел в психотерапию понятие субличностей для того, чтобы вычленить и охарактеризовать отдельные психические образования в психике человека, основанные на его определенных ролях или потребностях. Широко известны такие субличности как Внутренний Ребенок, Внутренний Родитель (Эрик Берн не называл их субличностями, но, по сути, они ими являются), Внутренний Критик, Жертва, Спасатель, Преследователь. Каждый человек может выделить множество других субличностей, которые могут иметь имена, прямо характеризующие сущность какой-то части их личности (например, Ворчун, Заискивающий Трус, Великолепная Дама и т. п.) или метафорически передающие какую-либо особенность (например, Увядшая Роза, Каркающая Ворона и т. п.).
Обозначать основные субличности человека удобно для того, чтобы выделить, например, основные паттерны поведения или чувства, свойственные клиенту, когда он находится в различных ситуациях.
Особенно эффективной бывает работа с субличностями, когда необходимо:
• изменить негативное отношение к себе на принятие себя,
• снизить интенсивность постоянной внутренней самокритики,
• осознать в случае амбивалентных чувств и желаний внутренний конфликт, мешающий принять решение, и следовать ему.
Работа с Внутренним Ребенком — «Воспитание любовью»
Созависимые люди носят в себе нелюбимого, испуганного и печального Внутреннего Ребенка. Он влияет на их состояние, является источником неуверенности в себе и компенсаторных защит. Осознать его в себе, уделять ему внимание, поддерживать, утешать и успокаивать, вселять в него уверенность — это то, чему нужно научить клиента.
В своей работе с клиентами я выстраиваю отдельную программу по работе с Внутренним Ребенком. Это своеобразный индивидуальный психологический тренинг, состоящий из нескольких упражнений, которые сначала выполняются клиентом прямо на сессиях, а затем — самостоятельно дома.
Вначале клиент представляет себя в утробе матери абсолютно защищенным и любимым. Для этого он ложится в позу эмбриона, а я постепенно ввожу его в состояние легкого транса («Сейчас ты лежишь
100 Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1997. С. 82.
331
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
в утробе матери... Тебе удобно, тепло и уютно... Звуки доносятся до тебя как будто издалека... Ровный, спокойный золотистый свет окутывает тебя... И ты чувствуешь, как все пространство вокруг любит тебя... И ты наполняешься этой любовью... Ты чувствуешь, как она пропитывает каждую клеточку твоего тела...» и т. д.).
Следующее упражнение, которое проводится не раньше, чем через неделю, в течение которой клиент ежедневно самостоятельно выполняет этап «Ожидание рождения» — погружение в состояние новорожденного ребенка, которого мать держит на руках. Переживая вновь в состоянии легкого транса ощущения новорожденного ребенка, клиенту важно представить и почувствовать, как от матери исходит любовь. Иногда это вызывает трудности у клиента. Тогда я заменяю слово «любовь» на «нежность», «теплота». Клиент, ощущая себя в объятиях матери, должен чувствовать себя принимаемым и желанным.
Затем следуют упражнения «Годовалый малыш», «Двухлетний малыш» и так далее до школьного возраста. На этом этапе мы переходим к большим временным шагам: младший школьник, средняя школа, старшеклассник, затем юноша (девушка) и т. д.
Каждый раз основная цель — это почувствовать любовь. Не всегда это получается сразу, что, однако, не должно обескураживать. Можно задержаться на определенном этапе и повторять соответствующий ему опыт до тех пор, пока не возникнет ощущение любви и тепла.
Блокирование чувства любви, пусть и на разных этапах, но обязательно происходит у каждого созависимого клиента! И я поэтому уверена, что эти упражнения — еще и диагностический материал.
Одна клиентка, выполняя эти упражнения, говорила, что прекрасно чувствует себя в утробе матери, но никак не хочет рождаться. По моей просьбе она поговорила с матерью и выяснила, что мать после ее рождения сразу заболела, и девочка долго находилась на попечении дальних родственников (и даже не ее матери, а отца, отсутствующего в тот момент), которым она была не в радость.
Другая женщина перестала чувствовать наполнение любовью на этапе «Двухлетний малыш». Выяснилось, что в этом возрасте между родителями происходили серьезные конфликты, в результате которых они развелись.
Еще одна женщина не могла наладить контакта со своей Внутренней Девочкой на этапе «Пятилетний малыш». Ее Внутренняя Девочка отворачивалась, женщина никак не могла почувствовать себя ребен-
332
Глава 7. Психотерапия созависимости
ком и, тем более, любимым. Выяснилось, что в это время в семье родился новый ребенок, которому доставалось все тепло и внимание матери.
Особенно трудно бывает почувствовать себя любимым в подростковом возрасте. Но зато в этом возрасте удается почувствовать себя источником, излучающим любовь.
Во время выполнения таких упражнений клиенты часто плачут, особенно первое время. Но одновременно их выполнение доставляет большое удовольствие. Я наблюдала, какими посветлевшими становятся их лица, каким мягким становится взгляд. Пережитые ощущения и эмоциональное состояние лучше всяких слов показывает им, что источник любви лежит внутри них самих. А ведь именно это необходимо, чтобы восстановить больное, раненое Я.
Работа с Внутренним Критиком — «Советчик вместо тирана»
Одновременно мы работаем с Внутренним Родителем клиента. У созависимых людей он, как правило, слишком критичен, слишком грозен и слишком требователен.
Начинаем мы с того, что клиент создает в фантазии его образ. Затем я предлагаю ему вступить с ним в контакт. Мы не критикуем этого Внутреннего Тирана. Мы учимся общаться с ним, принимая его. Для этого мы проводим диалог с этой субличностью на тему: «Я знаю, что ты заботишься о моей пользе. Что заставляет тебя делать мне больно?» Это бывают потрясающие диалоги, которые приводят клиента к осоз-наванию собственных страхов, к пониманию происхождения своих «недостатков» и принятию их. Внутренние критикующие монологи уже перестают вызывать вину или тревогу. Их воспринимают осознанно. Теперь человек в состоянии решить, надо ли к ним прислушиваться, и если надо, то в какой степени. Клиенты обучаются благодарить Внутреннего Критика за заботу, даже если не соглашаются с ним. Но самое главное, они обучаются с ним не соглашаться.
Результатом становится более спокойное отношение к своему несовершенству и принятие себя. И еще один, на мой взгляд, замечательный побочный результат: клиенты начинают видеть, что они ведут себя по отношению к своим близким, партнеру, а особенно к детям, точно так же, как их Внутренний Критик ведет себя по отношению к ним. И по мере установления диалога с ним они меняют и свое отношение к близким.
333
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Работа с амбивалентными состояниями как с субличностным конфликтом
Когда клиент научается выделять пары или даже тройки субличностей с противоположными потребностями, он становится посредником в конфликте между ними. Я объясняю ему алгоритм работы посредника при разрешении конфликтной ситуации и предлагаю поочередно высказываться за каждую субличность и за объективного посредника. При этом мы обращаем внимание на позу, голос, манеру говорить, которая приписывается каждой субличности в соответствии с тем, как ее чувствует клиент.
Иногда я предлагаю вылепить каждую враждующую субличность из пластилина. Это помогает вести «переговоры».
Не скрою, не каждый клиент готов к работе с субличностями. Иногда сопротивление бывает слишком велико, и я не настаиваю. Кстати, по моим наблюдениям, больше всего сопротивляются именно те клиенты, чей Внутренний Ребенок особенно жестоко подавлен, или те, кто вообще с трудом выходят на уровень чувств. Они стремятся вести разговор только на рациональном уровне, с трудом идентифицируют свои переживания. В поступках они тоже опираются больше на разум, чем на чувства. Таким людям больше подходит работа на когнитивном уровне с их многочисленными иррациональными установками.
Тренинг удовольствия '
Созависимые клиенты почти никогда не умеют получать удовольствие без чьей-либо помощи и доставлять удовольствие самим себе. Им это не интересно. Им важно, чтобы оно было доставлено именно извне. Список удовольствий, которые они могли бы получать в одиночестве, всегда чрезвычайно скуден.
Научиться доставлять самому себе удовольствие — это означает научиться заботиться о себе и своем Внутреннем Ребенке. Это удивительно, как трудно бывает составить список больше, чем из пяти-ше-сти самых простых, но приятных действий (например, почитать книжку перед сном). Но даже из этого созависимые клиенты умудряются сделать для себя работу.
Однажды с одним мужчиной в самом начале терапии мы договорились, что он каждое утро, перед работой, будет прочитывать по несколько страниц детективного романа, выпивая при этом чашку кофе с
334
Глава 7. Психотерапия созависимости
бутербродами. Он сказал, что для него это большое удовольствие. Через некоторое время я спросила его, делает ли он это. Он ответил, что каждое утро начинает именно с этого. «Получаете ли вы удовольствие?» — спросила я. Он пожал плечами: «Не всегда. Иногда читать совсем не хочется». «Так зачем же вы это делаете?!» — воскликнула я. «Ну, мы же договорились, что надо читать». Вот так! Он даже забыл, что мы договаривались об удовольствии. И не для «надо», а по желанию.
Иногда клиентам приходят в голову только недоступные для них удовольствия. И это тоже характерно для созависимых клиентов: или все, или ничего.
Мы устраиваем настоящий мозговой штурм, чтобы изобрести как можно больше доступных удовольствий, которые можно предоставить самому себе. Иногда помогает метафорический разговор: «Доставьте удовольствие вашему Внутреннему Ребенку. Позаботьтесь о нем так, как вы позаботились бы о своем настоящем ребенке».
Работа с субличностью «Жертва»
Работая с Внутренним Ребенком, Внутренним Критиком, внутренними конфликтами, обучая клиента предоставлять удовольствие самому себе, важно одновременно обращать внимание на то, чтобы от образа Я отсоединить образ Жертвы.
Жертва как субличность может быть исследована отдельно. Мысленно посадив свою Жертву перед собой, клиент может провести диалог на тему: «Жертва, для чего ты хочешь оставаться обиженной? Что это дает тебе?» Пересев затем на место Жертвы и приняв ее воображаемую позу, клиент может говорить от имени Жертвы. Консультант помогает ему формулировать вопросы для данной субличности. Важно при этом вести себя по отношению к ней не враждебно и не осуждающе, а принимая ее. Нужно понять, какую пользу она хочет принести своему «хозяину», чего она добивается таким путем и в чем ее ошибка, то есть чего она не достигает своими методами.
Переходя от работы с субличностями к обстоятельствам реальной жизни, важно:
1) рассмотреть особенности проявления позиции Жертвы в конкретных ситуациях;
2) очертить поведенческие паттерны так, чтобы они стали легко узнаваемы;
3) поработать над тем, как можно их заменить более конструктивным поведением.
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Актуализация собственного позитивного опыта, возвращение заброшенных интересов и целей
Осознание клиентом имеющегося у него позитивного опыта — очень важная часть работы. Положительное отношение к себе, вера в себя, самоуважение тесно связаны с самореализацией. Кроме того, именно движение к собственным целям помогает выйти из «беспросветной» погруженности в проблемы близких и начать жить полноценной жизнью.
Глава 8.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>