<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Не питая иллюзий, будто многие из родителей подростков, находящихся в группе риска, захотят всерьез заниматься психологическим развитием, тем не менее перечислим темы семинаров-тренингов, которые могли бы войти в курс подобного психологического развития:
• эмпатическое внимание и эффективное межличностное взаимодействие, в том числе с подростком;
• развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов;
• развитие навыков ассертивного поведения;
• эффективное разрешение жизненных проблем;
• навыки самореабилитации при переживании негативных эмоциональных состояний;
• самоопределение в основных экзистенциальных позициях (смысл жизни, ответственность, выбор, одиночество и любовь);
• осознавание, анализ и разрешение внутренних конфликтов;
• осознавание своей склонности к созависимости, в том числе с партнером, ребенком и со своими родителями, и определение пути для снижения потребности в симбиотических отношениях.
Реабилитационная работа с близкими человека, находящегося в группе риска, на данной стадии состоит в совместных встречах с целью:
• анализа семейных отношений;
• осознания своей роли и стиля взаимодействия в деструктивных или неэффективных взаимоотношениях;
• признания особой роли «спасателя» или жертвы в сложившихся взаимоотношениях;
• обнаружения личностных качеств, приводящих к склонности к «спасательству», сверхконтролю или неумению создавать оптимальные взаимоотношения;
• вычленения и отслеживания неэффективных моделей взаимодействия;
• поиска эффективных моделей взаимодействия;
• отработки новых навыков взаимодействия.
В случае необходимости может и должна проводиться работа по повышению самооценки, разрешению внутренних конфликтов и т. п.,
124
Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения...
способствующих установлению деструктивных взаимоотношений в семье, а также по развитию всех навыков, обозначенных как профилактические для данного этапа зависимости.
2. Психическая зависимость
«Даже после нескольких эпизодов, связанных с употреблением наркотиков, у подростков может быстро формироваться психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек хочет вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения, или отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций»18.
Психическая зависимость часто возникает как средство ухода от скуки, которая, как известно, является трудным состоянием и возникает там, где отсутствует заинтересованность в работе или в какой-либо другой целенаправленной деятельности. Возможно и более широкое и глубокое происхождение — ее корни могут крыться в отсутствии смысла жизни, жизненных целей. В. Франкл назвал это состояние «экзистенциальным вакуумом».
В наши дни экзистенциальный вакуум и, как следствие, тяжелая скука получили широкое распространение по целому ряду причин.
«Именно с бессмысленным досугом связан рост алкоголизма, юношеской преступности, сексуальных извращений во всем мире. Заполнение экзистенциального вакуума принимает все более жестокие формы, когда жертвами насилий, убийств становятся случайные люди»19.
Профилактика данной стадии при работе с близкими наркозависимого совершенно очевидно совпадает с профилактической и реабилитационной работой предыдущей стадии.
Реабилитационная работа с близкими наркозависимого на этой стадии значительно усложняется. Здесь консультант должен:
• предоставить информацию о признаках во внешности, в общении и в поведении, свидетельствующих об употреблении наркотиков;
• сообщить сведения о наркологических службах, в которых можно получить необходимую консультацию;
18 Методическое пособие для специалистов, работающих с родителями наркозави-симых. СПб., 1999. С. 10.
"ГримакЛ. Общение с собой. М., 1991. С. 145.
125
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
• разработать совместно с клиентом план действий и обсудить его во всех подробностях;
• создать совместно с клиентом стратегии взаимодействия с подростком или молодым человеком, экспериментирующим с наркотиками (или алкоголем), осуществлять поиск путей формирования у зависимого мотивации на отказ от наркотиков;
• реализовывать те аспекты реабилитации, которые перечислены в реабилитационной работе на социальной стадии зависимости;
• обучить техникам самопомощи и самовосстановления, поскольку совершенно очевидно, что близкие наркозависимого вступили в тяжелый период хронического стресса;
• провести кризисную интервенцию, в том числе с использованием различных психотехник снятия эмоционального и физического стрессового напряжения.
3. Физическая зависимость
«При более продолжительном употреблении наркотиков у человека формируется физическая зависимость, которая появляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести: от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома»20.
Профилактика данной стадии включает в себя все направления работы и с самим зависимым, и с созависимыми на более ранних стадиях развития зависимости и, соответственно, созависимости.
Реабилитационные мероприятия близких наркозависимого на данной стадии могут включать в себя все направления работы, перечисленные для предыдущей стадии. Однако все большее внимание приходится уделять:
• психотерапии по снижению уровня сильных негативных эмоций;
• беседам с целью осознания определенной формы созави-симых отношений, принятых в семье и своей роли в их создании;
• работе по осознаванию своей роли в треугольнике «спасатель-ства»;
20 Методическое пособие для специалистов, работающих с родителями наркозависимых. СПб., 1999. С. 10.
126
Глава 2. Условия успешности консультативного сопровождения .
самоопределению созависимого;
сопровождению при переориентации созависимого: пересмотру деструктивных убеждений, предубеждений и иллюзий; работе по восстановлению психического равновесия и физического здоровья;
возможно, предоставление созависимому информации о том, где он может пройти медикаментозное лечение.
4. Необратимая степень зависимости
Степень зависимости может быть настолько сильной, что близкие наркозависимого уже ничем не могут ему помочь. Одновременно, это крайне тяжелая фаза созависимости, когда жизнь всего близкого окружения наркомана буквально разрушается: появляются серьезные психосоматические заболевания, бессилие и ощущение собственной неспособности помочь приводят к депрессии, немотивированной агрессивности и другим эмоциональным нарушениям.
Реабилитация созависимого в данном случае полностью совпадает с описанной реабилитацией созависимого при физической зависимости. И, кроме того:
• в интенсивной психологической поддержке созависимого;
• в работе по программе «Жесткая любовь» (см. Приложение).
Не исключено, что на этом этапе созависимый будет переживать предвосхищенное горе, то есть он заранее начнет переживание неминуемой смерти своего близкого человека, умирающего от наркотиков. Консультанту необходимо знать закономерности работы с горем и специфику психологической поддержки в этот период.
Глава 3.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Первый из уровней консультативного взаимодействия — информационный.
Совершенно очевидно, что информативные запросы не требуют длительного консультирования, но подразумевают возможность в любой момент воспользоваться справочным материалом, в котором должны содержаться данные:
• об имеющихся территориально близко расположенных службах психологической помощи (если по каким-то причинам клиент не может воспользоваться вашей помощью), в том числе и лечебных наркологических заведениях;
• о возможных формах психологической помощи (например, коммуникативных тренингах, группах личностного роста, терапевтических группах и т. п.) и координатах, по которым можно записаться в группу;
• о видах терапевтической и консультативной помощи (семейной терапии, супружеском консультировании, индивидуальном психоанализе и т. д.).
Для тех, кто обратился за информацией в связи с наркозависимостью члена семьи, желательно иметь следующие данные:
• условия лечения (часы приема, стоимость лечения, виды лечения);
• описание внешнего вида различных наркотиков и особенностей воздействия;
• описание внешних признаков наркотического опьянения в зависимости от вида наркотиков.
Задавая вопрос, требующий информационного ответа, клиент всем своим видом демонстрирует, что ему нужна только информация: он задает вопросы деловым тоном, может записывать ответы, личностно отстранен. Тем не менее желательно его расспросить, в связи с чем возникла потребность в информации. Более того, обсуждение этих причин
128
Глава 3. Информационный уровень консультирования
должно быть обязательным этапом информативной консультации. Часто, услышав в вопросах собеседника заинтересованность, человек впервые позволяет себе открыто обсудить наболевшую проблему. При этом консультант может встретиться с необходимостью проведения кризисной интервенции, или в процессе беседы может быть достигнута договоренность о пролонгированном консультативном сопровождении или прохождении группового тренинга.
На информационном уровне консультант, в первую очередь, предоставляет психологическую информацию, делая клиента более грамотным.
Существует много ложных установок, блокирующих возможность принять помощь психолога. Основными из них являются:
• ложное убеждение в том, что обращение за помощью для разрешения проблем психологического характера — признак слабости или глупости («К психологам обращаются дураки и слабаки»);
• неверное представление о том, будто психотерапию проходят только психически неуравновешенные люди («Что я псих, что ли, терапию проходить?»);
• отсутствие сведений о том, как строится консультативная беседа с психологом («Что я буду говорить? Да и как расскажешь, когда самому не все ясно?»);
• страх чужого вмешательства в личную жизнь («Как с такой проблемой может разобраться посторонний человек? Не хочу, чтобы кто-то учил меня жить»);
• страх раскрыть свои тайны перед посторонним человеком и страх распространения конфиденциальной информации о себе («Я не могу рассказать об этом никому: узнает один — узнают все. Я не могу подставить себя под такой удар»).
Клиенты довольно часто сообщают психологу о причинах, которые заставили их обратиться за информацией. Но на предложение психолога о дальнейшей работе отвечают отказом, аргументируя его одной из перечисленных установок. Это может послужить поводом к короткой контраргументации.
Рассмотрим примеры типичных препятствующих консультативному процессу установок клиентов и возможные варианты контраргументов со стороны психолога. «Обращаться за помощью — это признак слабости или глупости». => «Странно, что никто не считает слабостью или глупостью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее зна-
5Зак 3656 129
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
чима, чем тело, зубы, внешний вид. Признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста — показатель интеллекта и душевной силы».
«Психолог — для больных и «психов». А у меня все в порядке. Со своими проблемами я должен справиться сам». => «Психологи работают только со здоровыми людьми. Но при решении некоторых проблем требуются профессиональные психологические знания. Например, о некоторых закономерностях взаимодействия людей или возрастных особенностях подростков. Есть вещи, которые нам трудно анализировать самостоятельно, потому что мы привыкли видеть их под определенным углом. Психолог помогает посмотреть на проблему по-новому».
«Не умею я разговаривать о своих чувствах, стыд один. Да и не сможет никто понять мои проблемы». => «Психолог помогает выразить чувства, облегчить эмоциональное состояние. Моя работа состоит в том, чтобы понимать проблемы людей самому и делать их более понятными тем, кто хочет с ними справиться».
«Не хочу я ничего ковырять — и так это очень больно». => «Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической».
«Поздно уж меня воспитывать и «учить жить». Сам как-нибудь справлюсь». => «Психолог не учит жить и не воспитывает. Он помогает проанализировать ситуацию, найти способ ее разрешения, предоставляет психологическую информацию, необходимую для решения. И только если человек сам хочет разобраться в себе, он помогает ему в этом».
«Я не знаю, насколько у меня все серьезно, чтобы обращаться к профессиональному психологу». => «Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. И, наоборот: кажущееся ужасным и почти неразрешимым может быть преодолено с помощью специалиста довольно легко. Психолог помогает разобраться, насколько серьезна и глубока проблема. Ну, а если вы ошиблись, и ваша проблема является простой и легкой, — ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что теперь делать дальше».
«Никто мне не поможет. Мне всегда не везет. Судьба такая». => «Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологические причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезение» — результат психологической неграмотности. Поэтому, если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обратиться к психологу, чтобы постепенно понять истинные причины проблем».
130
Глава 3 Информационный уровень консультирования
При необходимости, клиенту можно описать процедуру психологического консультирования, чтобы снять опасения, вызванные неизвестностью.
Все эти рекомендации могут показаться примитивными и лишними. Но в своей практике я встречала много людей, которые с трудом шли на контакт, несмотря на всю серьезность их проблемы и отчаянное желание получить помощь. И только много позже они признавались, какие странные мифы о психологах роились у них в голове. Тогда оставалось только сожалеть, что потеряно так много времени и усилий, вместо того чтобы с самого начала открыто и просто поговорить о том, чего человек больше всего боится, переступая порог кабинета консультанта. В любом случае, такой разговор никогда не может быть лишним. Даже если клиент не воспользуется этой информацией сразу, позже она может помочь ему решиться на более глубокий контакт с психологом.
Тем не менее не следует «давить» на клиента, если консультант чувствует, что тот закрыт, не расположен к общению или не готов говорить о проблеме.
Информация, которую запрашивает клиент, может касаться и возрастных психологических особенностей, закономерностей развития отношений и т. п. Подобные просьбы исходят от клиентов, которые думают, будто психолог заранее знает ответы на все вопросы. В таком случае необходимо объяснить, что потребуется для ответа на вопрос.
Например: «Для того чтобы получить ответ, нам необходимо: 1) исследовать обстоятельства, вызвавшие ваш вопрос; 2) установить, что вы хотите получить в результате использования информации; 3) обсудить, каким образом вы сможете достигнуть цели. Поскольку все индивидуально, информация «вообще» может в лучшем случае не сработать, а в худшем — ее неправильное истолкование может навредить».
Таким образом, для проведения психологом консультации точно в соответствии с потребностями клиента, необходимо в самом начале, при исследовании обстоятельств, вызвавших сформулированный им запрос, установить степень заинтересованности и целеполагание обратившегося за информацией человека.
Один из распространенных вопросов, встающих при консультировании созависимых, — как предупредить развитие наркозависимости? Беседа, посвященная этой теме, хотя и является информативной, все-таки требует более глубокой проработки. Практически она состоит из Нескольких этапов.
1) Исследование обстоятельств, вызвавших запрос.
2) Информирование клиента об общих принципах и стратегических направлениях профилактики наркозависимости.
131
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
3) Выработка стратегических направлений в конкретных обстоятельствах клиента.
4) Разработка конкретных тактических приемов и техник, а также моделей конструктивного поведения в конкретных обстоятельствах клиента.
5) Выяснение обстоятельств и проблемных особенностей самого клиента, препятствующих реализации намеченных шагов.
6) Информирование клиента о возможных направлениях работы с проблемными обстоятельствами и совместная разработка индивидуальной программы действий.
Так что такая «информативная» консультация, по существу, естественным образом перерастает в настоящее исследование проблемы и переходит к более глубокому уровню взаимодействия. Помощь в этой работе вам может оказать нижеследующая информация.
ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
1. Здоровые взаимоотношения в семье. Доверие, принятие, уважение, поддержка — это то, что дает каждому члену семьи опору и возможность устоять в сложных жизненных ситуациях. Они не возникают сами собой, а являются результатом обучения. В семьях с созависимыми отношениями, как правило, не отличают поддержку от оценки. Не знают, что такое принятие. Например, члены таких семей говорят: «Я, конечно, могу его принять, если он будет...» И далее следуют условия, на которых клиент готов относиться «хорошо» к своему партнеру.
2. Воспитание лидерских качеств. Это дает возможность противостоять влиянию, оказываемому извне, и отстаивать собственную позицию.
3. Заинтересованная занятость подростка: спорт, хобби, общение по интересам и т. п. Когда человеку интересно и без наркотиков, если он самореализуется и достигает определенных результатов, он повышает самооценку и у него появляется уверенность в себе. Этот фактор делает ненужным прием наркотиков для избежания тревожности, неуверенности или ухода от проблем. К тому же, заинтересованный, дви-
132
Глава 3. Информационный уровень консультирования
жущийся к определенным целям человек не страдает скукой и не защищается от нее опьянением.
4. Общие интересные занятия и увлечения членов семьи. Влияния сверстников все равно не избежать, но если в дружной семье есть интересное общение и общие цели, ее ценности перевесят деструктивные ценности уличного окружения. Более того: мнение семьи влияет на выбор друзей не по принуждению, а как авторитетный «внутренний судья».
5. Внимание к окружению подростка. Личное знакомство с друзьями, знание условий их жизни, интересов, событий. Это довольно сложно осуществить, не нарушая естественного стремления подростка к самостоятельности, не прибегая к сверхконтролю. Знание обстоятельств его личной жизни возможно только при условии взаимного доверия членов семьи. Высказывания в адрес приятелей, употребляющих наркотики, не должны быть уничижающими их личность, но мнение об их действиях должны быть категоричными. Лучше всего, если друзья, употребляющие наркотики, будут под любыми предлогами удалены из круга общения подростка: слишком велика вероятность «заражения» наркозависимостью.
6. Психологическая грамотность и навыки, позволяющие конструктивно и своевременно разрешать проблемы и конфликты. Неблагополучное психологическое состояние может накапливаться подспудно, если проблемы и конфликты, которые вполне естественно возникают в жизни каждого человека, не будут вовремя разрешаться. В таком случае желание разрядки может привести к употреблению наркотических веществ.
7. Однозначное и четко выраженное отрицательное отношение к наркотикам со стороны членов семьи. Это мнение должно проявляться в каждом случае, когда заходит речь об употреблении наркотиков и косвенно при обсуждении жизненных ситуаций, фильмов и т. д. Вряд ли помогут специальные нотации. Это мнение должно выражаться прямо по случаю и подразумеваться во всей линии поведения членов семьи.
8. Правдивая информация о губительных последствиях наркотиков. Информация должна быть правдивой до конца. Поэтому нельзя избегать разговоров о том удовольствии, которое получает принимающий наркотики. Но также ясно должна быть показана и цена за это удовольствие. Молодых людей плохо убеждают слова об ухудшении состояния здоровья и ранней смерти: это кажется им далеким и невероятным. Но угроза импотенции, невозможность иметь здоровых детей и семью, психозы, умственная деградация способны произвести на них впечатление.
133
Глава 4.
УРОВЕНЬ
ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ОСТРОГО КРИЗИСА
Наиболее часто встречающееся обстоятельство, затрудняющее не только продвижение к цели, но даже четкое определение проблемы, — это кризисное состояние человека, обратившегося к психологу. Поэтому представление о сущности кризиса и закономерности оказания психологической помощи при его наличии — важный элемент в профессиональном багаже консультанта.
Ситуация кризиса, типичная при определенных обстоятельствах для большинства людей, переживается созависимыми людьми не только острее, но и продолжительнее. Поэтому кризисная психологическая поддержка является одним из главных направлений работы с ними.
Эта поддержка подразумевает:
• кризисную интервенцию;
• применение специальных психотерапевтических методов снижения негативного эмоционального напряжения;
• сопровождение при переживании утраты.
КРИЗИС И КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ
Кризис — это решающий, поворотный момент в жизни каждого человека. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода: тяжелое положение; перелом и шанс. Итак, шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем наше состояние таково, что мы желаем изменить нечто немедленно, хотя бы ради того, чтобы избавиться от напряжения и дискомфорта.
134
Глава 4 Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса
Переживание кризиса тем острее, чем больше
человек сопротивляется происходящим
переменам в его жизни
В течение жизни человек переживает самые разные кризисные состояния. Что же вызывает кризис в жизни человека? Различают:
• внешний локус провоцирующего фактора — различные жизненные события и ситуации и
• внутренний локус провоцирующего фактора — когда причины кризиса носят внутрипсихический характер.
Кризисы внешнего локуса.
Ситуационный кризис: явно не зависит от человека, вовлеченного в него. Примером могут служить травма, пожар в доме.
Кризис перемен: нежелательная беременность, выход на пенсию, новая работа, переезд в другой город, поступление в институт и т. п.
Депривационный кризис: кризис утраты (горе) вследствие смерти близких людей, развода, расставания, утраты значительного (для человека) состояния и т. п.
Интеграционный кризис: кризис, связанный с позитивными изменениями в жизни человека, тем не менее часто вызывающими стресс в связи с длительным напряжением при освоении новых задач и обязанностей. Например: вступление в брак, рождение ребенка, новые друзья, выздоровление от длительной болезни.
Кризисы внутреннего локуса.
Кризисы развития: кризис рождения, кризис становления Эго, кризис пубертата, кризис идентификации, кризис середины жизни, кризис пожилого возраста.
Болезнь как кризис: многие болезни являются следствием нежелания решать свои проблемы или вытеснения их из сознания.
Кризис отношений: ревность, пристрастия, любовь как зависимость, конфликты.
Кризисные состояния души: мучительный уровень негативных эмо-Ций (агрессия, страх, стресс, чувство вины, печаль, депрессия), чувствительность, жалость к себе.
Экзистенциальные кризисы: кризисы, связанные с поиском смысла Жизни, одиночеством, экзистенциальным страхом смерти.
Морально-этические кризисы: кризис выбора между личностным ростом и отказом от собственных потребностей; между тем, что счита-
135
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
лось «правильным» и новым, противоречащим этому пониманию жизненным опытом и т. п.
СУЩНОСТЬ КРИЗИСА
В большинстве случаев кризис есть результат психологического напряжения и фрустрации, переживаемых в течение длительного времени, или следствие одновременного действия нескольких факторов. Но именно «накопленная» неудовлетворенность является причиной возникшего кризиса, тогда как любое, даже незначительное и далекое от «кризисной зоны» событие может стать «последней каплей» и развернуть пружину кризисного состояния. Поэтому консультант должен:
• избегать преждевременных оценок причины кризиса; ' *s
• отличать истинную причину от провоцирующего фактора. г'
V
га.
Кризис наступает тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы.
Острый кризис ограничен во времени. Он так или иначе приводит к тому или иному решению или исходу и обычно не продолжается более шести недель.
Во время кризиса человек вынужден отказаться от привычного образа действий, мыслей и предрасположен к усвоению новых установок.
Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая, будучи сфокусирована и направлена, может помочь благополучному выходу из него; в противном случае хаотическая буря эмоций носит разрушительный характер. Поэтому работа с клиентом в кризисном состоянии в значительной части должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Это означает, что консультант должен стимулировать выражение чувств, являясь при этом их «зеркалом» («Я вижу, что вы очень рассержены»; «Мне кажется, что вы чувствуете себя виноватым. Расскажите мне об этом»; «Я чувствую, что боль разрывает вашу душу»).
Ни в коем случае нельзя преуменьшать качество чувств, выражаемых клиентом, тем более, нивелировать их. «Нивелировать» — значит стараться преуменьшить их значение для клиента, обесценивать, ис-
136
Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса
кусственно гасить. Например, если клиент чувствует ярость, ужас или сильную тревогу, будет ошибкой говорить: «Я вижу, вас что-то беспокоит».
«Вентиляция» чувств — это не обязательно разговор только о чувствах. Если клиент рассказывает о волнующих его событиях, поступках, фактах, давая выход своим эмоциям, это наиболее естественный и эффективный способ снизить негативное напряжение.
СТАДИИ КРИЗИСА
Хотя ни один кризис не похож на другой, любой из них имеет пять стадий протекания.
Первая стадия: нормальная.
? Используются привычные способы решения проблем и поведения;
? задействуются знакомые ресурсы;
? сохраняется гибкость в подходе к проблеме;
? напряжение и релаксация сбалансированы.
На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же его действий недостаточно для разрешения проблемы, наступает следующая стадия.
Вторая стадия: предкризисное состояние.
? Усиление ощущения неуверенности, душевного дискомфорта, переживание необычности происходящего, внутреннее стеснение, оцепенение мыслей, скованность, заторможенность, ощущение фрустрации, страха;
? ощущение безысходности при неудачной попытке решения проблемы старыми способами;
? уменьшение гибкости;
? напряжение превышает релаксацию.
На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и восприятию новых идей. Если встреча с консультантом происходит именно на этой стадии, то при консультировании мы имеем дело с проблемой принятия решения. В противном случае наступает следующая стадия.
Третья стадия: собственно кризис (или острый кризис).
? Переживается состояние сильного внутреннего конфликта, разлада;
137
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
П эмоциональная и умственная дезорганизация;
? возможны депрессия, суицид, криминальное поведение — в зависимости от типа реагирования: депрессивного или агрессивного;
П ощущение исчерпанности ресурсов;
? дезинтеграция — крушение самооценки, представлений о своем месте в обществе и в жизни;
? страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами.
Работа с клиентом, переживающим эту стадию кризиса, ведется в русле кризисной интервенции.
Четвертая стадия: возникновение новой формы.
• Еще ощущается некоторая беспомощность из-за сомнения и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение;
• намечается цель;
• осознаются новые возможности;
• происходит освоение новых моделей решения проблем. На этой стадии консультации ведутся в русле принятия решения.
Пятая стадия: стадия комфорта.
? Ситуация прояснилась, наметились пути выхода;
? интегрированы новые модели решения проблем; П появляется чувство уверенности;
? возвращается хорошее самочувствие;
? происходит укрепление самооценки.
Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживания кризисов разной силы и продолжительности, выхода из них и проживания периода благополучия. Именно в период благополучия созревают зерна будущих противоречий, то есть назревает необходимость перемен. И здесь мы вернемся к тому, с чего начали эту тему: переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни.
КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ
Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над ней.
138
_______Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________
Этап 1. Установление контакта
Контакт устанавливается на эмоциональном уровне и состоит, прежде всего, из следующих действий консультанта:
• идентификации чувств клиента;
• признания его права чувствовать именно так;
• подтверждения клиенту, что его чувства поняты и принимаются.
В отражении чувств клиента необходимо утвердительные высказывания использовать чаще вопросительных, при этом оставляя клиенту возможность внести поправку в случае неточности. Например, возможны следующие фразы: «Я чувствую, что вы потрясены», «По-моему, вы очень растеряны», «Я слышу такую сильную боль в вашем голосе!»
Этап 2. Сбор информации
Фактически начало сбора информации происходит на первом этапе. На втором этапе осуществляются:
• изучение актуального состояния проблемы клиента и связанных с ней чувств;
• определение того, какое событие или переживание побудило клиента обратиться за помощью именно в настоящий момент;
• установление провоцирующего события21;
• выяснение того, как долго действует проблема, каковы условия, в которых она созревала;
• исследование того, является ли причиной кризиса уже обозначенное клиентом событие, или есть иные, глубже спрятанные обстоятельства22. В связи с решением этой задачи важно:
1) идентифицировать «исторические» проблемы,
2) отделить их от текущих событий, а затем
3) сконцентрироваться на актуальной проблеме.
21 Провоцирующее событие может быть незначительным, действующим по принципу последней капли, но может быть и крупным, таким, как смерть, развод.
22 Имеются в виду нерешенные проблемы прошлого («исторические» проблемы), которые вплетаются в актуальную ситуацию кризиса. Эмоциональное топливо прошлого подогревает актуальный конфликт. Клиент иногда осознает это, а иногда нет.
139
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Первый принцип кризисной интервенции:
в состоянии кризиса не следует решать давние
проблемы, вскрывать старые раны, так как
в этот момент у клиента нет сил
справиться с этим.
Технически, необходимо задавать клиенту как можно больше открытых вопросов, не ограничивающих свободу высказывания. Закрытые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нег» или ответ-выбор из предложенных альтернатив, вынуждают консультанта говорить по времени больше, чем клиент, что, может быть, и дает дополнительную информацию, но мешает спонтанному самовыражению клиента и не позволяет вентилировать его чувства. Следует поощрять клиента высказываться конкретно. Если он прибегает к общим фразам, полезно задавать уточняющие вопросы.
Этап 3. Формулирование проблемы
Действия консультанта на этом этапе сводятся к следующему:
• суммирование полученной информации; формулирование проблемы в таком виде, с которым клиент будет согласен;
• в ряде случаев — переформулирование проблемы, чтобы: клиент мог учесть большее число ее аспектов; если проблема слишком велика — разделить ее на более мелкие составляющие; отделить от актуальных проблем прошлые. Соответственно, возможны следующие шаги:
1) выделение при согласии клиента отдельных аспектов проблемы для обсуждения;
2) определение последовательности проработки отдельных аспектов проблемы; причем предпочтение отдается тем аспектам, которые предполагают немедленные конкретные действия со значительной вероятностью успеха.
3) Если консультант замечает, что определение проблемы увязает, необходимо:
4) перейти от общего определения проблемы к конкретному или, наоборот, от конкретного к общему;
5) определить, не пропущено ли какое-нибудь действующее лицо при исследовании проблемы;
6) исследовать, не ускользнули ли какие-то иные проблемы, лежащие в основе заявленной.
140
_______Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________
Этап 4. Исследование возможностей
Данный этап подразумевает:
• выяснение, были ли в жизни клиента аналогичные ситуации;
• обсуждение типичных шагов, предпринимаемых клиентом в прошлом в аналогичной ситуации;
• обнаружение того, что в подобной ситуации помогало ему раньше;
• сбор информации о том, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента, и что они делали в таких ситуациях;
• обдумывание клиентом в присутствии консультанта путей выхода из сложившейся ситуации, поиск возможных вариантов;
• выяснение того, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к психологу и что из этого вышло.
Второй принцип кризисной интервенции:
необходимо избегать приступать к решению
проблемы — следует оставаться в рамках
прояснения текущих событий.
Пока человек находится в состоянии острого кризиса, его решения могут быть нереалистичными. А чаще всего «тоннельное мышление», сопровождающее кризисное состояние, вообще не позволяет видеть выход из создавшегося положения.
Этап 5. Поиск альтернатив
На этом этапе работа с кризисным состоянием во многом состоит в расширении зоны осознавания клиента во взгляде на стоящую перед ним проблему и требует, в зависимости от намерений клиента, следующих действий консультанта:
• убедительная демонстрация нереалистичности целей клиента (если таковые появляются по ходу работы) и приведение аргументов, которые позволят ему отказаться от них;
• интервенции, направленные на приостановку стремления клиента контролировать события, которые он не может контролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него);
141
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
• сдерживание клиента, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение — часто клиенту хочется побыстрее принять решение, чтобы получить ощущение контроля над ситуацией;
• предоставление клиенту возможности понять, что отказ от решения — это тоже решение;
• переформулирование проблемы таким образом, чтобы клиент почувствовал, что она превратилась во вполне решаемую, даже если она из числа тех проблем, которые в действительности не имеют решения;
• разъяснение следствий тех действий и решений клиента, которые рассматриваются клиентом и консультантом как альтернативы, например, с помощью вопросов:
Как вы думаете, что случится, если вы поступите так?
2. Что самое лучшее может случиться, если вы поступите так?
3. Что самое худшее может случиться, если вы откажетесь от этого решения?
4. Что самое лучшее может случиться, если вы откажетесь от этого решения?
Если вы решили это сейчас, ваше решение может измениться позже?
1
5.

Третий принцип кризисной интервенции:
консультант не должен пытаться изменить чувства клиента. Он может только реорганизовать их в более конструктивное целое. Боль,
которую испытывает человек в кризисе,
мотивирует его на поиск новых путей решения,
ресурсов, на приобретение новых навыков.
Этап 6. Контракт
Пока человек не «изольет душу», не выплеснет наружу боль и страдание, он не может последовательно и основательно работать над разрешением своей проблемы. Только после того как эмоциональное состояние человека постепенно стабилизируется, возможен переход от эмоционального и хаотического описания ситуации и таких же хаотических попыток найти выход из тупика к рациональному осмыслению. Если проблема достаточно сложна, то между всеми предыдущими этапами и последовательной выработкой решения (позже мы будем подробно рассматривать процесс сложного выбора) необходим «мостик».
142
________Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________
Консультанту необходимо:
1. Еще раз кратко изложить содержание проблемы (проблем), четко отделяя в изложении факты, чувства, мысли клиента по поводу переживаемой ситуации и его фантазии (то есть ничем не подтвержденные домыслы, догадки, предположения) — такая четкая структура сама по себе приносит клиенту облегчение и ощущение некоторого порядка в его «рухнувшем» мире.
2. Еще раз четко и коротко сформулировать, что именно особенно беспокоит клиента в переживаемой ситуации.
3. Точно обозначить предстоящую задачу (например: «Теперь нам предстоит найти выход из сложившейся ситуации, определить, что вам для этого необходимо и каким способом этого достичь»).
Если позволяет время, можно перейти к процессу выбора именно на этом этапе. Но, как правило, после обсуждения с клиентом возможных альтернативных вариантов окончательное обсуждение приемлемого выбора и планирование шагов для его осуществления происходит только при следующей встрече.
Этап 7. Заключительный
Задача этапа — подвести к окончанию разговора. Клиент, находящийся в кризисе, может испытывать потребность повторять по несколько раз одни и те же описания обстоятельств и своих переживаний и у него должна быть возможность делать это. Но консультация не может продолжаться бесконечно. Поэтому, какова бы ни была проблема клиента, слишком долгое общение не рекомендуется, так как устают и клиент, и консультант, а диалог перестает носить конструктивный характер. В среднем, по длительности диалог не может превышать 1—1,5часа. Лучше всего заканчивать общение, если есть ощущение, что завершен целый смысловой кусок. Тогда необходимо подвести итоги и договориться о следующей встрече.
Например: «Сегодня мы с вами... Как вы сами считаете, что вам дало наше общение?.. Собираетесь ли вы продолжить наши контакты?.. О чем вы хотите поговорить в следующий раз?»
Ниже приведены принципы ведения беседы при кризисной интервенции.
1. При общении с клиентом в кризисном состоянии существует опасность эмоционального заражения, поэтому консультант, при всей эмотивности беседы, должен внутренне быть несколь-
143
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
ко дистанцирован от клиента. При этом он, все-таки, должен выражать теплоту и поддержку.
2. Необходимо сохранять внешнее спокойствие.
3. Следует избегать нереалистических обещаний и прогнозов, продиктованных желанием успокоить клиента.
4. Необходимо избегать проявлять слишком много активности в беседе и вмешиваться в то, что клиент должен решить сам.
МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ КРИЗИСНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Несмотря на то что негативное напряжение кризиса необходимо клиенту для разрешения его проблемы, в тех случаях, когда чувства «зашкаливают», а объективные обстоятельства требуют немедленного принятия решения и осуществления конкретных шагов, можно применять методы снижения негативного напряжения.
Если в распоряжении психолога находится релаксационный кабинет, то мягкое кресло, приглушенный свет и звуки природы помогут ослабить эмоциональное напряжение. Но чаще всего консультант может уповать только на свои профессиональные навыки. В таком случае можно воспользоваться техниками релаксационной визуализации, использовать методы работы с образами или НЛП.
с
Релаксационная визуализация ><
тг
Консультант может предложить клиенту одну из следующих инструкций.
1. «Представьте себе, что внутри вас катится теплый, мягкий, но тяжелый шар. Он прокатывается по плечам, рукам, спине, животу, ягодицам и ногам. Как только шар наталкивается на напряженный участок, он несколько раз перекатывается по этому месту, а затем продолжает свой путь. Пусть этот шар несколько раз обследует каждый сантиметр вашего тела. Чувствуйте его теплоту и тяжесть».
2. «Представьте, как вы медленно спускаетесь по длинной-длинной лестнице. Считайте шаги. Когда вы окажетесь на тридцать третьей ступеньке, остановитесь и осмотритесь вокруг. Это — простор-
144
______Глава 4 Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________
ная комната, в которой сбываются ваши мечты. Обратите внимание на все, что в ней есть. Теперь загадайте желание и идите дальше. Отсчитайте еще тридцать три ступени вниз. Теперь вы видите зеленую поляну. На ней несколько красивых деревьев. Выберите то, которое вам больше нравится. Представьте, что вы босиком идете к нему по мягкой траве. Подойдите и обнимите свое дерево. Почувствуйте, как его целебная сила наполняет все ваше тело и снимает усталость. Постойте так столько, сколько нужно, и опять возвращайтесь на лестницу. Снова опуститесь на тридцать три ступеньки. Теперь вы видите большую удобную лодку. Вы садитесь в нее, и она плывет по прекрасной реке. Почувствуйте, как покачивают вас волны, послушайте их легкий плеск».
3. «Представьте себе, что к вам подлетает большое, мягкое облако. Вы ступаете на него и удобно ложитесь. Облако повторяет ваши формы. Оно легкое, но надежно держит вас. И вот вы летите. Вы пролетаете над прекрасными местами. Рассматриваете их. Когда вам надо, облако поднимается выше, когда хотите — опускается. Остановитесь там, где вам больше всего понравилось. Осмотритесь вокруг. Побудьте столько, сколько вам хочется и — снова полет, тишина и легкость».
Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании с фокусированием (метод Ю. Джендлина)
Образы можно использовать в процессе консультирования в любое время. Они напрямую связаны с эмоциями, которые имеют источник в том же бессознательном. С другой стороны, тело — это язык нашей физической природы. Именно тело является проводником для наших эмоций, которые изменяют его состояние. Соответственно, любую эмоцию можно локализовать в теле.
Консультант может предложить клиенту проделать следующее, направляя его вопросами.
1. Сосредоточьтесь на своем состоянии. Что вы сейчас чувствуете? Где в теле особенно локализуется это состояние?
2. Представьте себе образ вашего состояния. Как оно выглядит? Как оно ощущается в теле? Как оно звучит? Что в этом образе есть особенно тревожащего, дискомфортного?
3. Представляйте, как этот образ меняется, становится все более приятным, успокаивающим, комфортным. Что с ним происходит?
145
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
4. Вернитесь к вашему состоянию. Каково оно теперь? Как оно
изменилось? При необходимости эту технику можно повторять несколько раз.
Во время выполнения этой техники необходимо, чтобы клиент подробно описывал происходящие изменения в образе. При этом важно следить за его физическим состоянием. Образы — сильное оружие, и обращаться с ним нужно осторожно.
Если в теле клиента будут сохраняться негативные ощущения, можно предложить ему: 1) сосредоточиться на негативном ощущении; 2) выбрать один из видов «ласкающего», «исцеляющего» визуального (то есть воображаемого) самовоздействия: например, омывание нежным лечебным бальзамом, под действием которого каждая клеточка облегченно расправляется и благодарно успокаивается; или струящийся нежный поток исцеляющего света, или нежное поглаживание и т. п. (клиенту может быть задан вопрос о том, что для него наиболее приятно); 3) визуализировать выбранный способ до устранения неприятного ощущения.
Метод двойной диссоциации (НЛП)23
Консультант может предложить клиенту следующую процедуру, в которой он руководит воображаемыми действиями клиента.
1. Представьте себя сидящим в центре пустого кинозала.
2. На экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы видите себя в ситуации за мгновение до возникновения сильного эмоционального переживания.
3. Выйдите из своего тела и переберитесь в проекционную будку. Оттуда вы можете видеть себя в центре кинозала, наблюдающего за собой на экране.
4. Мысленно включите кинопроектор, и черно-белый снимок превратится в черно-белый фильм о ситуации, где было переживание.
5. Посмотрите фильм от начала до конца и остановите его в кадре сразу после окончания ситуации, вызвавшей сильные переживания.
6. Выключите проектор и из проекционной будки переместитесь в свое тело в зале и на экране. Обратите внимание, как изменилось ваше состояние.
23 Описание техники приведено по книге А. Карелина «Снег на листьях». Саратов, 1995. С. 49.
146
Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса
7. Проделайте все шаги три или пять раз. Каждый раз проверяйте свое состояние. Остановитесь тогда, когда почувствуете, что ваше состояние улучшилось.
Данный метод имеет ограничения: его нельзя применять в ситуациях переживания психотравмирующего характера (насилия, наблюдения гибели людей и т. п.).
СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ УТРАТЫ
Люди переживают утрату гораздо чаще, чем принято думать. Например, когда мы делаем выбор, мы отказываемся от одной из возможностей. И при этом мы переживаем утрату этой возможности. Сила и длительность этого переживания будет зависеть от значимости потери, но протекать этот процесс будет по тем же законам, что и любое другое горе.
Утрата переживается в связи с уходом партнера или из-за того, что дети, повзрослев, захотели жить самостоятельно. Горе усиливается чувством отверженности, которое тем сильнее, чем больше в отношениях было эмоциональной зависимости. Для созависимого человека потеря партнера становится настоящей трагедией, по сути, он лишается большей части своего Я.
Человек переживает утрату, даже если сам, в результате собственного решения, прекращает отношения с партнером. Иногда ему и самому себе трудно объяснить свое состояние, ведь разводясь (или расставаясь), он надеялся на улучшение своей жизни. Однако то обстоятельство, что инициатива принадлежит именно ему, спасает только от терзаний ущемленного самолюбия, но не отменяет переживания горя. К тому же, разорвавший отношения, как правило, имеет меньше сочувствия и поддержки окружающих.
В случаях, когда кто-то из близких созависимого является наркоманом на необратимой стадии зависимости, предстоящая утрата начинает переживаться еще до того, как близкий умер. Такое состояние называют предвосхищенным горем.
Консультирование людей, переживающих утрату — это тяжелый Процесс. Работа над проблемами клиента на фоне переживания утра-
147
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
ты практически невозможна. Но психологическая помощь ему необходима. Поэтому, если клиент в период переживания горя по каким-либо причинам оказывается у консультанта, начинать необходимо с проработки его реакций скорби.
Переживая горе, человек испытывает душевную боль. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором есть определенные закономерности и этапы. Эти этапы невозможно ни ускорить, ни «перешагнуть», и на каждом из них помощь психолога и окружающих людей тоже имеет свои закономерности. Считается, что нормальная реакция скорби может продолжаться до года, но на самом деле очень часто реакции горя длятся гораздо дольше.
Клиническое описание острого горя
Острое горе — это синдром с психологической и соматической симптоматикой. Этот синдром может возникать сразу после кризиса или бывает отсрочен; он может проявляться ярко, в чрезмерно подчеркнутом виде, или совсем не проявляется.
Нормальное горе имеет следующие признаки:
• периодические приступы страдания (от 20 минут до часа);
• спазмы в горле;
• припадки удушья с учащенным дыханием;
• постоянные вздохи;
• чувство пустоты в животе;
• потеря мышечной силы, истощение;
• отсутствие аппетита;
• душевная боль;
• изменение сознания: легкое чувство нереальности; ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей (иногда другие люди кажутся маленькими или похожими на призраки); сильная поглощенность образом умершего; галлюцинации (человеку кажется, он почти уверен, что видит или слышит умершего совершенно реально), наличие которых очень тревожит — многим кажется, что они сходят с ума.
Наиболее выраженные психологические черты:
? Очередной приступ наступает раньше обычного, если человеку, переживающему горе, кто-то напоминает об умершем и выражает сочувствие.
148
Глава 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса_________
? Наблюдается стремление любой ценой избавиться от болезненных переживаний, поэтому человек отказывается от контактов, которые могут ускорить приступ, часто старается избегать любых упоминаний об умершем.
О Многих охватывает чувство вины: скорбящий пытается отыскать в прошлых событиях то, что он мог бы сделать, но не сделал; обвиняет себя в невнимательности, преувеличивает значение оплошностей.
П Часто происходит утрата потери теплоты в отношениях с живыми людьми, тенденция разговаривать с раздражением и злостью, желание, чтобы вообще не беспокоили, несмотря на усиленные старания близких поддерживать дружеские отношения. Эта враждебность беспокоит человека и принимается за признаки сумасшествия. Он пытается сдержать свою враждебность и в результате вырабатывает натянутую манеру общения.
CD В речи может появиться торопливость. Часто люди, переживающие утрату, становятся непоседливы, совершают бесцельные движения, ищут какое-то занятие, но, в то же время, не способны поддерживать организованную деятельность. Цепляясь за повседневные дела, их выполнение, однако, дается с большим усилием.
D Нередко возникает ощущение, что все потеряло свой смысл, так как оказывается, что все было связано с умершим. Особенно это сказывается в общении с другими людьми: утрачиваются навыки общения.
? У человека могут появиться черты (например, походка, жесты, привычки), а также симптомы заболевания или манеры поведения умершего.
П Часто возникает стремление продолжить дело умершего, даже если оно не близко склонностям человека и раньше его не интересовало.
? Спад напряжения наступает только после того, как человек позволил своим эмоциям проявиться и согласился разговаривать об утрате и о том, что он чувствует.
Процесс скорби (Модель Э. Кюблер-Росс)
Сразу после смерти человека возникает острая душевная боль. С течением времени она меняется. Происходит последовательная смена состояний, от одной стадии к другой.
149
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
1. Отрицание
Человек не может воспринять утрату. Он сопротивляется доверять очевидному. Его могут осенять «догадки» о чудовищных ошибках. Он может вспоминать случаи, когда хоронили живых людей. Отрицание самого факта утраты может проявляться и в том, что об умершем говорят в настоящем времени, навсегда уехавшего человека ждут к ужину и по привычке ставят для него тарелку. Или, если утрата не связана со смертью, вдруг приходят в голову необыкновенные идеи о возврате утраченного. В общем, человек переживает шок, который может проявляться и полным отсутствием всяких чувств.
2. Озлобленность
Затем наступает этап, когда скорбящий переживает озлобленность. Он стремится обвинить кого-то в случившемся. Как правило, его обвинения звучат абсурдно, но спорить с человеком нельзя: гнев должен выйти наружу, иначе более поздний этап «депрессии» может протекать чрезмерно тяжело.
Консультант, с пониманием относящийся к высказываниям клиента в озлобленном состоянии, значительно облегчит протекание данного периода. Однако отражать необходимо не намерения или несправедливые обвинения клиента, а его состояние. Психолог не должен фальшиво соглашаться с абсурдными намерениями клиента, но обязан принимать право клиента переживать подобные чувства и желания в состоянии горя.
3. Компромисс
На смену злобе приходит осознание утраты и смирение с ней. Здесь принятие утраты осуществляется уже разумом. На первый план выходит когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь потери, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах. Это — очень тяжелая психическая нагрузка, которая усиливает страдание. Консультант способен доставить облегчение, однако подобное вмешательство не всегда уместно. Лучше всего — активно выслушивать, поддерживать. Человек должен видеть доброжелательность, принятие и готовность помочь. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.
150
Глава 4 Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса
4. Депрессия
На данном этапе озлобленность, прежде направленная вовне, трансформируется в депрессию, и глубокая тоска поглощает человека. Навязчивые мысли об умершем (или утраченном при других обстоятельствах) занимают все мысли человека. Это — период принятия утраты чувством.
«Пропадает интерес к событиям, делам, которые казались прежде важными, к своей внешности. Места и ситуации, предметы, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Не надо противиться символическим склонностям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего»24.
Обычно депрессия (не исключение и депрессия в период скорби) сопровождается чувством вины. Вспоминаются ссоры или другие события, где скорбящий вел себя, по его мнению, несправедливо, глупо, необдуманно и т. д. по отношению к умершему или утраченному. Это усугубляет страдание. Но избежать этих переживаний невозможно: они закономерны.
Когда человек страдает, у окружающих возникает желание опекать скорбящего, решать за него насущные проблемы, полностью избавить от забот. Вместе с тем, хотя поддержка действительно нужна, депрессия — очень опасный период. Если скорбящий получит вторичную выгоду из этого состояния в виде особого внимания близких, то вместо постепенного улучшения депрессия может превратиться в хронический и тягостный недуг. Помощь близких должна поддерживать, а не нести на себе, то есть она не должна лишать необходимости продолжать отвечать за свою жизнь.
Консультант в этот период способствует выражению клиентом своих чувств, но по мере продвижения работы горя к своей завершающей стадии все чаще заговаривает с ним о его насущных проблемах. Психолог стимулирует активное отношение к окружающему, помогает преодолевать навязчивые воспоминания, что облегчает переживания.
5. Адаптация: развитие новой идентичности
В этот период душевная боль уменьшается. Человек постепенно адаптируется к жизни без утраченного. И наступает время, когда раз-Решение психологических проблем, не связанных с потерей, стано-
24 Кочюнас Р Основы психологического консультирования М , 1999 С 208
151
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
вится возможным. Надо быть готовым к тому, что в процессе переживания скорби у человека будет меняться система ценностей, он может ставить перед собой задачи, которые раньше его не интересовали, и, наоборот, отказываться от целей, волнующих его прежде.
Этапы горя не всегда следуют строго один за другим. Чаще наблюдаются временные возвраты на предыдущие этапы, затем снова продвижение вперед, вновь возврат и т. д. Эти колебания вызывают разочарование и усталость окружающих, в том числе и консультанта, которые с нетерпением ожидают «возвращения» скорбящего в «нормальную» жизнь. Но выражать нетерпение ни в коем случае нельзя.

Отрицание Гнев Компромисс Депрессия Адаптация
Рис. 4. «Челночная» динамика горя
Следует терпеливо относиться к возникающим «странным» ритуалам в отношении вещей и других предметов, связанных с умершим, — они важны для человека, находящегося в состоянии горя. Необходимо спокойно относиться и к таким сообщениям, как «контакты» с умершим, когда последнего видят, слышат его голос или ощущают его присутствие. Каково бы ни было происхождение ощущения «контакта», о них свидетельствуют многие люди, переживающие утрату, и это не имеет отношения к психическому заболеванию. Кроме того, если самого скорбящего пугают такие явления, его надо успокоить, объяснив ему, что это частое явление в период переживания утраты, которое полностью прекращается после окончания работы горя.
В целом, помощь консультанта в период
переживания острого горя заключается в
выслушивании и поддержке.
Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Формальные фразы отталкивают, возникает отчужденность и контакт нарушается. Советы и наставления также оказываются непродуктивными и даже вредными, поскольку отягощают переживание горя, а не облегчают его.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>