<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

________Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
Консультант. Что такое быть внимательным и доброжелательным? =» Консультант снова уточняет общие понятия.
Клиент. Не знаю...
Консультант. Чем ваше поведение и чувства будут отличаться от тех, которые существуют сейчас?
Клиент никак не может сформулировать свои понятия точнее, найти различия. Не удивительно, ведь клиент и так доброжелателен и внимателен, он только думает, что надо быть еще лучше, но что это такое, не понимает. Это — всего лишь жесткие иррациональные «указания» внутреннего «критика», с которым консультант намечает поработать позже.
Консультант. Похоже, в этом вы уже сейчас таковы, каким хотите стать.
Клиент ( удивленно и неуверенно). Похоже... Но почему-то мне кажется, что я не могу о себе так думать.
Консультант. Вы не можете думать о себе хорошо? => Здесь консультант, наоборот, несколько обобщает, чтобы косвенно указать на основную проблему клиента.
Клиент. Наверное, плохо думать о себе хорошо. => Вскрывается еще одно иррациональное убеждение клиента. Консультант отмечает наличие внутреннего конфликта: я должен быть лучше других, но думать о себе хорошо нельзя, это плохо. Консультант решает показать это клиенту.
Консультант. Вы должны стать в чем-то лучше, хотя не знаете, в чем бы вы могли быть лучше. И при этом вы не должны думать о себе хорошо. Так как же мы достигнем цели?
Клиент. Ерунда получается.
Консультант. Да, не складывается. А что было бы, если бы вы могли думать о себе хорошо?
Клиент. Мне было бы легче. Я бы тогда мог быть спокойным и уверенным.
Консультант. Значит, чтобы быть уверенным, надо разрешить себе думать о себе хорошо?
Клиент (удивленно). Получается так... Это что-то... Мне кажется, это и есть самое главное.
Консультант. По-моему, вы разволновались? => Консультант отражает внешнее поведение клиента и уточняет свое понимание.
Клиент. Да... Как будто сделал открытие.
Консультант. Поздравляю! Это действительно волнующий и очень важный момент.
Консультант (делает паузу, дает клиенту осознать свое открытие): Итак, получается, что если у вас будут свободные движения, ровный, спокойный голос, вы будете хорошо выглядеть и будете разрешать себе думать о себе хорошо, то вы почувствуете себя более уверенным. Можно ли сказать, что если вы добьетесь всего этого, вы и достигнете своей цели?
179
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Клиент. Да. Точно. И мне будет так хорошо! У меня сейчас даже тело как-то расслабилось. => Клиент буквально почувствовал свою цель. Это хороший момент: тело лучше разума будет подсказывать клиенту верный путь. Консультант сообщает об этом клиенту.
Теперь цель ясна настолько, что сразу стали видны и все шаги, необходимые для ее достижения. Но еще не ясно, понравится ли клиенту то, что будет сопровождать достижение этой цели.
Консультант. Давайте теперь представим, что вы уже уверенный человек. Но никогда не бывает, чтобы все было хорошо. К сожалению, всегда бывает и что-то плохое. Что плохое может произойти, если вы станете уверенным?
Клиент. Может быть, я чаще буду попадать в конфликтные ситуации.
Консультант. И как вам эта перспектива?
Клиент. Если бы я мог думать о себе хорошо, я бы не стал особенно переживать по этому поводу. Все конфликтуют. Главное, не запустить это слишком далеко. => Клиент настроен оптимистично. На самом деле, он уже почти разрешил думать о себе хорошо благодаря происшедшему в процессе целеполагания осознанию, или инсайту. Отсюда и выраженные реакции тела. В дальнейшем предстоит только закрепить начало изменений.
Консультант. Значит, последствия вас не пугают. Но ведь не так легко научиться свободно общаться, развить пластику тела, снять мышечные зажимы, находить темы для разговоров, выразительно говорить и свободно отстаивать свое мнение. Как вы думаете, что будет самым сложным для вас? => Перечисляя поведенческие цели клиента, консультант делает наглядными пути достижения, затем он проверяет негативные моменты пути к цели.
Клиент. Пожалуй, выбрать для этого время. Ну и еще то, что это, видимо, надолго. Придется менять образ жизни: я домосед, люблю посидеть на диване, почитать, телевизор посмотреть.
Консультант. Вы готовы на это?
Клиент. Думаю, да. Хуже, чем сейчас, мне все равно не будет.
Консультант. Чем вы будете себя стимулировать для продвижения к цели? Как вы будете вознаграждать себя за достижения? =* Обсуждение самостимуляции необходимо, так как реальное движение к цели всегда сопряжено с дискомфортом отхода от привычного образа жизни, поведения и т. п. И клиент должен заранее видеть какую-то поэтапную компенсацию, награду.
Клиент. Наверное, я буду покупать себе одну новую видеокассету и одну книгу, если целый месяц буду работать над собой. И ничего не куплю и целую неделю не буду смотреть телевизор, если буду лениться.
180
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
Консультант. Да, похоже, это сильный стимул. Давайте теперь проведем еще один эксперимент: вот вы уже уверенный в себе человек, и прошло, скажем, года три. Что происходит в вашей жизни?
Клиент. Наверное, я уже могу свободно разговаривать с начальником. У меня уже сейчас есть соображения, как улучшить отдельные моменты... Ну, рабочие тонкости. Я смогу предложить это. Я смогу обговорить более выгодные условия моей работы... Да, через три года я буду ценным человеком в нашей фирме. Может быть, я даже смогу понравиться какой-нибудь женщине. Я буду действовать более уверенно и вовремя смогу подойти к ней и пригласить куда-нибудь.
Консультант. Тогда вы точно будете знать, что достигли не только своей цели, но и того, для чего она вам нужна?
Клиент. Да, тогда точно.
Итак, цель поставлена и проверена. Далее следует выработка плана и конкретных шагов, или заключается психотерапевтический контракт.
Заключение контракта — важная часть консультативного сопровождения. Обычно психотерапевтический контракт заключается, если после прояснения проблемы и установления целеполагания выясняется, что одной консультативной встречи недостаточно. В таком случае с клиентом обсуждаются условия дальнейших отношений:
• день и время встреч;
• условия оплаты (если консультации платные);
• последовательность, в которой будут обсуждаться проблемы, если их несколько;
• приблизительное количество консультативных контактов (впоследствии, если это необходимо, срок работы может быть изменен);
• этические условия консультирования (конфиденциальность, необходимость предупреждать заранее о пропуске сессии, условия, при которых консультативные контакты могут быть прекращены со стороны консультанта и т. д.);
• другие требования консультанта (например, ведение рабочего дневника, диктофонные записи консультативных бесед и т. п.).
Заключаемый контракт сразу настраивает клиента на серьезную работу по решению своей проблемы, во многом благодаря тому, что четко обговаривает и степень ответственности за успешность консультативного взаимодействия.
181
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Консультирование клиента, который не знает, чего он хочет
Иногда цель устанавливается сразу и предельно ясна: клиент может начать свой разговор с предъявления цели консультирования. Сложность же заключается в выработке единственного решения из множества возможных вариантов. Лишь выбранное решение может стать действительной целью, как, например, в случае, когда женщина, узнав об измене мужа и не зная, как ей поступить, приходит к конкретному мнению (этот пример будет описан позже).
Тем не менее, по свидетельству М. и Р. Гулдинг, иногда возможно консультирование клиента, который не знает, чего хочет, без заключения контракта в течение одной-двух встреч28. В таком случае на некоторое время целью консультирования становится определение потребностей клиента в обсуждаемом вопросе. Эта цель также четко формулируется и проговаривается, как и любая другая.
Разумеется, обсуждая конкретные потребности клиента, консультант сталкивается и с его базовыми, основополагающими потребностями. Обычно они бывают неосознанны. И именно недоступность их осознаванию вызывает растерянность человека, когда он только ощущает неудовлетворенность любым из решений и не находит выхода. Пять базовых потребностей, выделенных А. Маслоу (они уже упоминались в связи с комплексом мученичества), образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение и эмоциональное состояние человека. Длительная неудовлетворенность основных потребностей ведет вначале к возникновению напряжения, а затем к переживанию кризисного состояния.
Кроме того, трудности понимания клиентом, чего именно он хочет, и непоследовательность его поведения могут объясняться существованием невротических потребностей. К. Хорни приводит перечень таких наклонностей и их основных характеристик29: «1. Невротическая потребность в любви, привязанности и одобрении 30(см.: «Невротическая личность нашего времени», гл. 6 о потребности в любви и привязанности):
• неразборчивая потребность угождать, нравиться другим и получать одобрение;
• непроизвольное стремление оправдывать ожидания других;
28 Гулдинг М Г, Гулдинг Р Л Психотерапия нового решения М , 1997 С 83.
29 Хорни К Самоанализ Собрание сочинений ВЗ-хтТ2 М , 1997 С 322-327
30 Здесь и далее курсив автора
182
Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
• перенесение центра тяжести с собственной личности на других, привычка принимать во внимание только их желания и мнения;
• боязнь самоутверждения;
• боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств внутри себя.
2. Невротическая потребность в «партнере», который примет руководство жизнью невротика в свои руки (см.: «Новые пути в психоанализе», гл. 15 о мазохизме и «Бегство от свободы» Э. Фромма, гл. об авторитарной власти):
• перенесение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания невротика и нести ответственность за все происходящее, как хорошее, так и плохое; успешное манипулирование «партнером» становится главной задачей;
• завышенная оценка «любви», потому что предполагается, что «любовь» решает все проблемы;
• боязнь оказаться покинутым;
• боязнь одиночества.
3. Невротическая потребность ограничить жизнь тесными рамками:
• необходимость быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ;
• необходимость оставаться неприметным и играть второстепенные роли;
• умаление своих способностей и потенциальных возможностей, признание скромности как высшей добродетели;
• стремление скорее сохранять, нежели тратить;
• боязнь предъявлять какие-либо требования;
• боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.
Эти три наклонности, как и следовало ожидать, часто встречаются вместе, поскольку все они означают признание собственной слабости и представляют собой попытки устроить свою жизнь на этой основе. Они противоположны стремлениям полагаться на собственные силы или брать ответственность на себя. Однако эти три наклонности не образуют синдрома. Третья может иметь место в том случае, когда две Другие существенной роли не играют.
4. Невротическое стремление к власти (см.: «Невротическая личность нашего времени», гл. 10 о стремлении к власти, престижу и обладанию):
183
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
• стремление к господству над другими;
• преданность делу, долгу, ответственность, хотя играют определенную роль, но не являются движущей силой;
• неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе;
• наличие с разной степенью выраженных деструктивных элементов;
• неразборчивое преклонение перед силой и презрение к слабости;
• боязнь неконтролируемых ситуаций; <
• боязнь беспомощности.
4а. Невротическая потребность контролировать себя и других людей с помощью разума и предусмотрительности (разновидность пункта 4 у лиц, у которых слишком подавлены открытые проявления их властного характера):
• вера во всемогущество интеллекта и разума;
• отрицание могущества эмоциональных сил и презрение к ним;
• придание чрезвычайно большого значения предвидению, предсказанию;
• чувство превосходства над другими, основанное на способности такого предвидения;
• презрение в себе самом ко всему, что не соответствует образу интеллектуального превосходства;
• боязнь признать объективные границы силы разума;
• боязнь показаться «глупым» и высказать неверное суждение. 46. Невротическая потребность верить во всемогущество воли (инт-
ровертированный вариант пункта 4 у крайне замкнутых, обособленных людей, для которых прямое проявление власти означает слишком тесный контакт с другими):
• ощущение силы духа, проистекающее от веры в магическую силу воли (подобно обладанию волшебной палочкой);
• реакция безысходного отчаяния при любой фрустрации желаний;
• тенденция отказываться от желаний или ограничивать желания и терять к ним интерес из-за боязни «неудачи»;
• боязнь признания каких-либо ограничений абсолютной воли. 5. Невротическая потребность в эксплуатации других и стремление всеми правдами и неправдами добиваться от них для себя преимуществ:
• оценка других людей прежде всего с точки зрения их полезности или возможности эксплуатации;
184
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
• различны сферы эксплуатации — деньги (заключение сделок становится болезненной страстью), идеи, сексуальность, чувства;
• гордость своим умением эксплуатировать других;
• боязнь самому подвергнуться эксплуатации и, таким образом, оказаться в «дураках».
6. Невротическая потребность общественного признания или престижа (в сочетании со стремлением к власти или без него):
• оценка всех и всего (людей, неодушевленных предметов, денег, собственных качеств, поступков и чувств) только в соответствии с их престижностью;
• самооценка, целиком зависящая от характера публичного признания;
• различные (традиционные или «бунтарские») способы возбуждения зависти или восхищения;
• боязнь утраты привилегированного положения в обществе («унижения») либо в силу внешних обстоятельств, либо вследствие внутренних факторов.
7. Невротическая потребность в восхищении своей особой:
• раздутое представление о себе (нарциссизм);
• потребность в восхищении не тем, что человек представляет собой или чем он обладает в глазах окружающих, а воображаемыми качествами;
• самооценка, целиком зависящая от соответствия этому образу и от восхищения этим образом другими людьми;
• боязнь утратить восхищение (оказаться «униженным»).
8. Невротическое честолюбие в смысле личных достижений:
• потребность превосходить других людей не тем, что ты собою представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности;
• зависимость самооценки от того, насколько удается быть самым лучшим — спортсменом, любовником, писателем, рабочим — особенно в собственных глазах, хотя признание со стороны других также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду;
• примесь разрушительных тенденций (имеющих целью взять над другими верх), всегда присутствующих, хотя и различающихся по интенсивности;
• неустанное подталкивание себя к еще большим достижениям, несмотря на всепроникающую тревогу;
• страх неудачи («унижения»).
185
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Наклонности 6, 7, 8 отражают в целом более или менее явно выраженное стремление к соперничеству и достижению абсолютного превосходства над другими. Обычно эти наклонности накладываются друг на друга или сочетаются, но могут также существовать самостоятельно. Например, потребность в восхищении собой вполне может сочетаться с безразличием к социальному престижу.
9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости:
• потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не поддаваться никакому влиянию, или быть абсолютно ничем не связанным, поскольку любая близость означает опасность порабощения;
• наличие дистанции и обособленность — единственный источник безопасности;
• боязнь потребности в других людях, привязанности, близости, любви.
10. Невротическая потребность в достижении совершенства и неуязвимости (см.: «Новые пути в психоанализе», гл. 13 и Э. Фромм «Бегство от свободы», гл. 5 об автоматизирующем конформизме):
• постоянное стремление к совершенству;
• навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможными недостатками;
• чувство превосходства над другими на основе собственного совершенства;
• боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки;
• боязнь критики или упреков».
К. Хорни отмечает, что ни одна их этих наклонностей сама по себе не является чем-то болезненным, «ненормальным», и подчеркивает разницу между основополагающими стремлениями и их «невротическими двойниками». Невротические стремления лишены свободы. Они навязчиво проявляются даже тогда, когда их достижение очевидно вредит человеку. Они никогда не насыщаемы и, подобно зависимости, все время требуют «увеличения дозы». В то же время, нормальная склонность характера лишь подчеркивает индивидуальность личности и вероятные предпочтения при разрешении проблем.
Исследование, сознавание и, наконец, полное осознание клиентом своих наклонностей (необходимо напомнить, что речь идет о работе с «нормальным», то есть психически здоровым человеком) уводит в глубины психоаналитической работы. Это всегда желательно, но не всегда сопровождается готовностью клиента продолжить взаимодействие
186
I
________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
с консультантом на подобном уровне. Вместе с тем, это становится совершенно необходимым, если сама невротическая потребность или конфликт нескольких невротических потребностей лежат в основе предъявляемой проблемы. Но если даже разрешаемая ситуация в целом не требует столь глубокой проработки, консультанту все-таки необходимо иметь в виду механизмы действия этих потребностей (в частности, присутствие скрытой или явной тревожности, ненасыщаемость потребности и т. п.). Другими словами, психолог, исполняя роль лоцмана в путешествии к цели и прокладывая совместно с клиентом маршрут, должен указать ему на подводные камни и скрытые бездны. Но то, захочет ли клиент учесть все эти препятствия при выборе пути, от консультанта, к сожалению, не зависит, потому что капитаном своей жизни остается клиент.
Консультирование клиента,
который предъявляет неприемлемые цели
М. и Р. Гулдинг31 перечисляют неприемлемые контракты.
1. Контракты на изменение других. Это может быть открытый запрос на изменение другого человека, например: «Как заставить мужа вовремя приходить домой и помогать по хозяйству?» Другой вариант — скрытый «заказ». Так, мужчина, который заявляет цель: «Хочу быть свободным», в действительности под свободой подразумевает изменение поведения жены. В любом случае, заказ на изменение других невыполним, поскольку человек может меняться только по своему желанию. Заставить его меняться, применяя давление, шантаж, манипуляции — означает применить психологическое насилие, что противоречит этике консультирования. Да и в этом случае человек не меняется, а лишь внешне приспосабливается к обстоятельствам.
2. Вечные контракты. М. и Р. Гулдинг пишут о них так: «Некоторые клиенты могут вечно работать над целью, скрытой в будущем. Их секретный план — оставаться несчастными до полного излечения... Первоначальная причина психотерапии забыта или даже не важна. Они работают, чтобы, как в детстве, получать поглаживания за тяжелый труд и страдания»32. С такими клиентами необходимо обговаривать именно те причины, которые заставляют их «зависать».
3. Игровые контракты. В этом случае клиент преследует иную (скрытую) цель, не ту, которую он сам заявляет. Наиболее эффективным
31 Гулдинг М. Г., Гулдинг Р. Л. Психотерапия нового решения. М., 1997. С. 83. 32Там же.
187
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
может оказаться предложение представить игру (преследование не явленной консультанту цели) завершенной и спрогнозировать «худший» и «лучший» ее результаты. Иногда результаты представляются абсурдными, иногда клиент совсем не может представить себе результат (ведь не он его интересовал). Если клиент вовсе не осознает, что ведет игру, необходимо продемонстрировать ему эту игру и обсудить ту проблему, которая заставляет его «играть».
Выработка решений
Этот этап может быть самым продолжительным, особенно в случаях осложненного решения. Основная задача консультанта — выработать совместно с клиентом как можно больший набор стратегий поведения и способствовать выбору оптимального варианта решения проблемы. Человек, который имеет ограниченный способ действий, всегда испытывает затруднения в жизни, полной непредсказуемости и разнообразия. Но, имея целью расширить его, консультант и клиент зачастую сталкиваются с типичными трудностями творческого процесса. Чтобы преодолеть их, психолог на данном этапе может применять свои знания о работе в различных подходах (когнитивной, стратегической психотерапии, гештальт-терапии и т. д.). В первую очередь, для того, чтобы создавать условия для выработки решения самим клиентом, а не подталкивать его к решению, которое уже принял за него консультант.
Хорошей проверкой экологической чистоты консультации может стать «взгляд со стороны» способен ли предполагаемый сторонний наблюдатель по диалогу клиента и консультанта понять, как психолог стал бы разрешать данную проблему, если бы она стояла перед
ним самим? Если со стороны сделать это невозможно, то, вероятно, и клиент не чувствует, что решение ему навязывается Если же в
диалоге сквозит отношение консультанта к данной проблеме и представление о ее решении, то, конечно же, их ощущает и клиент Это
значит, что психологическая территория
клиента «затоптана» ценностями консультанта,
и проблему решает психолог, а вовсе не
клиент
188
Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
Конечно, в случае очевидности мнения консультанта о профессионализме говорить не приходится, более того, здесь присутствует еще и элемент скрытого насилия. Клиент, по сути, оказывается в ситуации, когда некто, приглашенный повесить полочку, заявившись в его квартиру, начинает переставлять мебель, считая, что она стоит «неправильно». Какие чувства он при этом может испытать?
Поэтому консультанту необходимо постепенно, шаг за шагом, с помощью вопросов и уточнений вносить ясность в видение клиента, при этом соблюдая экологическую чистоту процесса.
Консультант (резюмирует предыдущий этап беседы). Итак, вы перечислили несколько вариантов вашего поведения: вы могли бы или развестись с мужем, или устроить ему скандал, или пойти и разобраться с «той женщиной», или поговорить с мужем по-хорошему, или же сделать вид, что ничего не произошло. И вы приняли решение: сделать вид, что не знаете об измене супруга, и продолжать вести себя по-прежнему, чтобы сохранить в семье ровные отношения. Как вы думаете, вы действительно сохраните желаемое равновесие?
Клиентка. Думаю, да. Если в семье все будет по-прежнему, нам не придется выяснять отношения. Муж не переносит «разборок», он все равно ни в чем не сознается, мы только поссоримся. К тому же он привязан к дому, к привычному укладу. Если все будет по-прежнему, он не променяет семейный уют на первую встречную женщину.
Консультант. Вы действительно сможете относиться к вашему мужу по-прежнему, ничем не выдав свои переживания?
Клиентка. Мне кажется, сумею. В конце концов, он по-прежнему заботится о нас с дочкой. Если бы не случай, я никогда не узнала бы о его измене. Я думаю, что редкий мужчина может сохранять верность достаточно долго. Так что лучше этого просто не замечать, если хочешь иметь семью. Думаю, постепенно я смогу просто «забыть» об этом.
Консультант. Но в настоящее время вы еще очень угнетены. Как вы думаете, муж заметит это?
Клиентка. Возможно, заметит, но тогда я сошлюсь на недомогание.
Консультант. Как долго вы сможете на него ссылаться?
Клиентка. Пару дней. Потом я могу пригласить подругу в гости, чтобы отвлечься. Я думаю, до выходных дней я смогу взять себя в руки.
Консультант-женщина предпочла бы другой путь. Но она никак не проявляет своего личного отношения к этой неоднозначной ситуации. Она лишь задает вопросы, позволяющие клиентке самостоятельно еще раз проверить возможность осуществления ее собственного решения.
189
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Итак, на данном этапе консультант:
• суммирует проблемы клиента, как он их понял,
• повторяет формулировку желаемого результата,
• противопоставляет реально существующей ситуации предполагаемое позитивное будущее.
Когда клиент затрудняется в выборе окончательного варианта, становится крайне важным знание теории и методологии активации решения, а также особенностей окружения, социальной и культурной среды, в которой живет клиент.
Иногда консультант может выдвинуть несколько своих гипотез относительно возможных вариантов решения. Но это возможно только тогда, когда клиент совершенно дезориентирован и на все попытки консультанта стимулировать его творческое мышление реагирует словами: «Не знаю, что делать...», «Не представляю...», «Не могу решиться».
В этом случае консультант может поделиться с клиентом пришедшими ему на ум решениями, после чего попросить клиента дать оценку, насколько они:
• подходят ему,
• соответствуют его ожиданиям,
• близки тому, что он сам хотел бы предложить. <
Однако если предложения будут высказаны в форме прямого указания, даже очень хороший совет может быть отвергнут сразу или принят, но так никогда и не приведен в действие.
Некоторые проблемные ситуации имеют не одно какое-либо решение, а целую программу взаимосвязанных действий. Следует также учесть, что первичные решения часто могут иметь продолжение в виде подрешений (решений второго уровня). Например: Стоит ли развестись с мужем, который изменил? Если нет, то стоит ли говорить ему о том, что его измена перестала быть тайной? Если говорить, то каким образом строить разговор? Если не говорить, то как себя вести?
Решения, как первого, так и второго уровня, оцениваются клиентом с точки зрения приемлемости для него. В результате выбирается наиболее оптимальное из них.
Однако такой простейший алгоритм разрешения проблемной ситуации распространяется далеко не на все случаи консультирования.
Достаточно типичен вариант развития событий, при котором клиент заявляет: «Нет, все равно не могу ни на что решиться» или «Все равно это ни к чему не приведет», «Ничего не получается, ни одно решение не устраивает меня по-настоящему».
190
________Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
От клиента игровой ориентации можно услышать: «Я так и знала, вы мне не помогли!» или «Я и без вас все это знал. Я думал, вы сможете предложить мне что-нибудь неординарное. А это мне не подходит».
Клиент рентной ориентации чаще всего может потребовать: «Дайте конкретный совет! Ведь вы же психолог, а не я!» Такой клиент не собирается о чем-либо размышлять. Все, что ему нужно — «чудо» или конкретные шаги по манипулированию другими людьми.
Если события развиваются по одному из этих вариантов, консультант вынужден прибегнуть к конфронтации, а также применить техники активации решения, речь о которых пойдет ниже.
Кроме того, процесс принятия решения может быть затруднен тем, что за предъявляемой целью стоит глубинная цель, опирающаяся на скрытые потребности и наклонности характера.
Например:
• домохозяйка, решающая вопрос, стоит ли ей устроиться на работу, на самом деле может быть заинтересована не в работе, а в общении;
• мужчина, заявляющий цель наладить взаимоотношения с женой, имеет глубинную цель получить от психолога модели манипуляции ею и способы тотального контроля над ней;
• девушка, высказывающая неудовлетворение своей работой в детском саду, на самом деле, не удовлетворена отсутствием мужского общества и невозможностью в связи с этим построить семью.
Понимание глубинной цели помогает найти другие пути достижения или ведет к полному отказу от достижения предъявленной цели.
Проверка решений
После того как решение принято, следует его проверка, имеющая несколько составляющих.
Логический анализ: клиент должен ответить себе на вопрос: «Если я это сделаю, то получу ли я желаемое?» Например, консультант может спросить: «Итак, давайте представим себе, что вы уже разменяли свою квартиру и предоставили вашей дочери самостоятельно решать свои проблемы. Сможете ли вы тогда выделить время и средства для занятия любимым делом?»
Анализ реакций тела: задача консультанта — проследить реакции тела Клиента в момент, когда он уже принял решение, что преобладает в его со-
191
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
стоянии: напряжение, расслабление, легкость и т. п. Например: «Итак, вы приняли решение. Что вы сейчас ощущаете? Чувствуете ли вы напряжение или расслабление?» или «Наше тело часто подает нам сигналы раньше, чем мы можем разумом оценить верность решения. Что вы сейчас ощущаете? Обратите внимание на дыхание — легче или тяжелей вам стало дышать? Расслабились ли вы или, напротив, чувствуете напряжение, тяжесть?»
Эмоциональный анализ: необходимо уделить внимание и эмоциональным реакциям в момент, когда решение принято, испытывает ли клиент удовлетворение, радость или, напротив, угнетение, тревогу. Например: «Что вы чувствуете сейчас, когда решение уже принято?»
В случае возникновения негативных реакций необходимо:
1. Выяснить, что является причиной негативной реакции:
• решение сопряжено с реальной опасностью или неприятными шагами;
• решение не соответствует желанию;
• решение не удовлетворяет какую-то потребность;
• движение к цели вызывает внутреннее сопротивление неясного характера (в таком случае следует проверить, чем выгодно данное положение).
2. Проанализировать обнаруженную причину негативных реакций и продумать, следует ли ее учитывать при принятии решения.
3. Видоизменить решение и вновь проверить его, если негативная реакция должна быть учтена.
Консультант. Вы говорите, что, несмотря на принятое решение, вам не стало легче, а даже наоборот, вас как будто придавило, и вы чувствуете себя угнетенным. Как вы думаете, чем это вызвано?
Клиент. Понимаете, как представлю себе этот разговор с начальником о том, что я отказываюсь от командировок из-за жены... Он не поймет меня. И потом, меня уже никогда не повысят. Ну, кто я буру? До конца жизни простой исполнитель чужих идей!
Консультант. Получается, что если вы примете это решение, то вам придется отказаться от профессионального роста и карьеры. Сможете ли вы смириться с этим?
Клиент. Просто бессмысленное существование.
Консультант. Похоже, ваше решение не назовешь удачным. Может быть, стоит поискать другие способы сохранить семью?
Иногда негативные реакции возникают в том случае, если не учтены неосознаваемые клиентом глубинные цели, являющиеся первопричиной необходимых изменений. В таком случае необходимо найти их и учесть при принятии окончательного решения.
192
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
Консультант. Мне кажется, ваше решение перейти в другую организацию, где работа будет более спокойной, совсем не радует вас.
Клиентка. Да, как-то скучно.
Консультант. Вы избавляетесь от конфликтов и напряжения на одной работе, но зато приобретаете скуку на другой.
Клиентка. Да. Все одно и то же: здесь с утра до вечера на работе, там с утра до вечера... Сколько уже меняла работу — везде одно и то же. Утром вставать не хочется, просто тошнит от мысли, что снова придется весь день провести на службе.
Консультант. Бывают ли в вашей жизни ситуации, когда вы чувствуете удовлетворение?
Клиентка. Иногда. В основном, когда я целый день дома, пеку пироги, вяжу что-то мужу или детям. Господи, я так люблю свой дом. Раньше мы жили в коммуналке, а сейчас, когда дела у мужа пошли хорошо, у нас замечательная квартира. Я столько души в нее вложила. Там все так, как я хочу! Муж предоставил мне решать, как надо ее обустроить. И вот мне приходится бывать в ней только по вечерам и один день в воскресенье. Обидно!
Консультант. Вы так вдохновенно говорили о своем доме, что я вижу — никакая работа не может устроить вас, так как любая из них отрывает вас от него. Правильно ли я поняла вас, что вы предпочли бы заботиться о доме, муже и детях, чем ходить на службу?
Клиентка. Правильно. Я бы с большим удовольствием совсем не работала.
Консультант. Другими словами, на самом деле вы вовсе не хотите найти хорошую работу? И сейчас это становится очевидным. Но тогда давайте обсудим следующий вопрос: на какой результат вы надеялись, когда решили пойти на консультацию психолога?
Клиентка. Трудно сказать... Наверное, я надеялась на чудо: вот приду и выяснится, что мне нельзя работать. (Смеется.)
Консультант. Значит, на самом деле вы пришли за вескими аргументами, что вам просто не нужно ходить на работу. Это и есть истинная цель консультации?
Клиентка (смущенно). Получается так, но честное слово, я даже не подозревала этого! Мне-то казалось, что я хочу избавиться от постоянного напряжения и раздражения из-за той работы, где я сейчас. Но сейчас я действительно должна признать — никакая работа мне не интересна.
Консультант. И поэтому любое решение в пользу работы вас бы не устроило?
Клиентка. Похоже, так...
Консультант. Но что мешает вам решиться перестать работать и заниматься домом и семьей?
' Зак .4656 ig-5
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Клиентка. И кто тогда я буду? В моей родительской семье всегда неуважительно отзывались о «домашних клушах». Муж хорошо зарабатывает, но я боюсь, муж перестанет ценить меня, если я стану домохозяйкой. Ну и потом, нужно какое-то общение.
Консультант. То есть, как я вас поняла, на самом деле, ваша истинная цель — оставаясь домохозяйкой, сохранить интерес мужа к вам и иметь какое-то общение? Это могло бы принести вам удовлетворение жизнью?
Клиентка. Да, конечно! Но мне кажется, это не очень-то хорошо, когда женщина сидит дома. Обо мне будут думать, что я «домашняя клуша».
Итак, в результате проверки решения произошло «вскрытие» глубинной причины неудовлетворенности работой и истинной цели консультирования. Были установлены цели клиентки, достижение которых действительно может принести ей удовлетворение. Далее должно было последовать разделение двух проблем — сохранить интерес мужа и найти или сделать возможным круг общения — и решение каждой по отдельности. Однако в действительности процесс затруднен блокирующей установкой клиентки, что женщина, сидящая дома, поступает неправильно и достойна осуждения (будет «домашней клушей»). Поэтому, прежде чем решать целевые проблемы, необходима работа над блокирующим убеждением.
I
Обобщение
Цель данного этапа — активизировать практическую реализацию принятого решения. Опыт показывает, что клиенты часто очень быстро теряют то, что они приобрели на консультации, и необходимо предпринимать специальные шаги, чтобы быть уверенным, что конструктивные решения, принятые в рамках консультации, не пропали даром. Основная цель на этом этапе —разработать конкретный план действий. Консультант обсуждает с клиентом, что он должен предпринять, чтобы достигнуть намеченной цели. В процессе этого обсуждения перечисляются и детализируются планируемые действия и поступки, а не звучат общие фразы.
Клиент, первоначально заявлявший свою проблему как постоянно возникающие конфликты, которые он объяснял «предательством» окружающих людей, в процессе исследования с консультантом конкретных примеров, когда и как она (проблема) проявляется, опыта самостоятельного решения проблемы и т. п., осознал, что строил необоснованные ожидания по отношению к людям. Кроме того, сам стиль его общения носил обвиняющий характер. В приводи-
194
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
мом отрывке из конца второй консультации, которая была посвящена формулированию того, чего хочет клиент, и определению четкой цели, обсуждается реализация принятого решения.
Консультант. Итак, мы пришли к выводу, что вам необходимо научиться лучше понимать людей, чтобы меньше ошибаться в своих ожиданиях и меньше попадать в конфликтные ситуации. И еще поработать над изменением своей привычки строить фразы и интонации в обвинительном тоне. Что необходимо сделать для этого? Как вы думаете?
Клиент. Сначала я должен понаблюдать за собой и поучиться разговаривать с людьми в другом тоне.
Консультант. Как именно вы будете это делать?
Клиент. Сначала я буду тренироваться дома.
Консультант. Очень полезен бывает диктофон. Вы сможете слышать себя со стороны. Например, сначала произносите фразы так, как если бы вы произнесли их в беседе с кем-либо. А затем произносите более доброжелательно.
Клиент. Вероятно, время от времени мне понадобятся консультации психолога.
Консультант. Как вы узнаете, что вам нужна консультация?
Клиент. Когда я пойму, что у меня что-то не получается или мои действия не дают результатов.
Консультант. Каких результатов?
Клиент. Мое общение станет доброжелательным. Вероятно, и люди как-то изменят свое отношение ко мне.
Консультант. Как именно?
Клиент. Думаю, они тоже станут более доброжелательными ко мне.
Консультант. Но они могут быть недоброжелательными вообще, а не только к вам. Тогда вы вряд ли что-то измените.
Клиент. Да, пожалуй. Скорее я сам почувствую, что разговариваю по-новому, без напряжения. И мне это легко удается, удобно.
Консультант. Хорошо. Это действительно хороший ориентир. Все-таки, другие люди не всегда оправдывают наши ожидания, и мы не можем всегда по их реакциям судить о наших достижениях. Верно? Когда вы собираетесь начать ваши тренировки?
Клиент. Сегодня я куплю диктофон и попробую восстановить последний конфликтный диалог.
Консультант. Хорошо. А что со второй половиной цели — изучением людей и изменением ожиданий?
Клиент. Ну, я буду потесней с ними общаться, какие-нибудь книги почитаю.
Консультант. Что значит «потесней общаться»?
Клиент. Хм-м... Точнее, надо побольше общаться с разными людьми.
Консультант. А раньше вы мало общались?
195
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Клиент. Много, но невнимательно. Это ничего не дает.
Консультант. А что значит «внимательно общаться»?
Консультант. Это значит, что при общении я больше буду думать о человеке, о том, какой он, как он говорит, о чем он говорит, какие у него взгляды, как он себя ведет... Ну и все в таком же роде. Я буду общаться, наблюдая и изучая людей.
Консультант. И теперь я бы хотела уточнить, что значит «почитаю какие-нибудь книги»?
Клиент. Я имею в виду книги по психологии: что-то о том, какие бывают люди, как лучше с ними общаться.
Консультант. Итак, для выполнения вашей задачи вы будете при общении наблюдать за людьми, изучать их и будете читать книги по психологии о типах людей и об особенностях общения. Верно?
Клиент. Да. Думаю, мне еще надо будет обсуждать с кем-нибудь прочитанное и анализировать то, что я буду наблюдать.
Консультант. С кем вы предполагаете вести обсуждения и анализ?
Клиент. К сожалению, у меня нет знакомых, интересующихся психологией. Вероятно, я обращусь за помощью к профессиональному психологу. Потом, я слышал, бывают какие-то курсы, семинары. Можно пойти на них. Это даст какие-то знания, и я познакомлюсь с людьми, интересующимися психологией.
Консультант. Давайте теперь еще раз повторим ваши действия, «разложим по полочкам». Итак, вы будете...
Клиент. ...Тренироваться в применении новой модели строить свои фразы и интонации при разговоре и время от времени посещать консультанта, изучать людей в общении, читать книги по психологии, обсуждать прочитанное и анализировать наблюдения с профессиональным психологом, поступлю на курсы и буду ходить на семинары, чтобы получить информацию и познакомиться с людьми, интересующимися психологией.
Консультант. И как вы предполагаете, сколько времени вы будете все это делать?
Клиент. Э-э-э... Я думаю, это бесконечно может продолжаться. Что-то вроде хобби.
Консультант. Но как вы узнаете, что вы достигли своей основной цели: «научиться лучше понимать людей, чтобы меньше ошибаться в своих ожиданиях и меньше попадать в конфликтные ситуации»?
Клиент. Это очень трудный вопрос.
Консультант. Но без ясного представления о том, как «выглядит» ваша цель, вы можете заблудиться, пойти не в том направлении.
Клиент. Ну-у, пожалуй, я буду считать, что достиг цели, если я увижу, что возникающие конфликты я умею разрешать мирным путем. И еще если я увижу, что мои предположения относительно того или иного человека будут подтверждаться фактами.
196
I
Глава 5, Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
Консультант. Хорошо. Теперь ясно видно, что вы будете делать. А как именно вы найдете подходящие курсы, семинары, книги и профессионального психолога?
Клиент. Книги я предпочитаю покупать. Я знаю магазин, где есть большой отдел психологической литературы. Хотя могу воспользоваться и библиотекой. Мне бы хотелось, что бы вы порекомендовали что-то для начала. Информацию о курсах, честно говоря, я собирался получить тоже от вас. А обсуждения со специалистом... Может быть, вы согласитесь?
консультант. Я занимаюсь только консультированием, а в данном случае вам нужно, скорее, обучение и личностный тренинг. Но, зато, я с удовольствием предоставлю вам информацию о семинарах и тренингах и порекомендую книги.
Клиент. Отлично!
Консультант. Итак, когда вы собираетесь начать реализовывать свой план?
Клиент. Наверное, завтра.
Консультант. И какие шаги вы предпримете завтра?
Далее идет обсуждение плана действий на ближайшую неделю, а затем на месяц.
В приведенном примере хорошо видно, как консультант шаг за шагом уточняет план клиента, делая его все более четким, выполнимым и определенным. При этом консультант постоянно проверяет, как клиент узнает, что достиг своей цели. Это очень важная часть консультации. Конкретное определение признаков достижения цели делает планируемый процесс конечным и реально достижимым.
После того как план намечен, обязательно задаются такие вопросы:
? Что вы собираетесь делать сегодня для реализации того, что мы с вами наметили?
О Какие шаги вы планируете предпринять завтра, чтобы выполнить намеченное?
? Что конкретно вы сделаете в течение ближайшей недели?
Например: «Теперь, когда вы приняли решение, мы могли бы обсудить план конкретных действий для того, чтобы оно стало реальностью. Давайте сначала наметим основные этапы, а затем определим более мелкие шаги».
Когда план обсужден, отмечается «стартовая позиция», то есть намечается первый шаг. Например: «Итак, какой будет ваш первый шаг?» Или «Уже сегодня (завтра) вы можете начать действовать для достижения вашей цели. Давайте обсудим конкретные шаги и их последовательность. С чего вы начнете?»
197
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Более того, нередко полезно договориться о следующей встрече, на которой можно будет обсудить, что сделал клиент из намеченной программы, и отметить факты, говорящие о росте и развитии.
Консультация, которая не содержит плана дальнейшего поведения и момента начала действий, скорее всего, не приведет к изменениям в жизни клиента.
Чем более подробно консультант совместно с клиентом распишут программу действий клиента, тем более вероятно, что наступят реальные изменения.
Заканчивая консультацию, консультант осуществляет следующие шаги.
1. Предлагает клиенту сделать резюме. Например: «Итак, давайте подведем итог: к какому решению вы пришли и как вы будете его реализовать?»
2. Проверяет, не осталось ли у клиента невысказанных вопросов, замечаний, опасений и т. п. Это не значит, что они сразу же будут обсуждаться, не учитывая, что время консультации закончилось. В случае необходимости может быть назначена следующая встреча. Например: «У нас осталось пять минут. Что вы хотели бы еще сказать?»
3. Выражает надежду на успехи клиента.
Такова схема консультативной беседы. Однако это — лишь общая конструкция, карта, которая помогает консультанту прокладывать путь к заданной цели. В реальности же на этом пути встречаются непредвиденные препятствия, неучтенные повороты и опасные ямы, которые затрудняют процесс принятия решения и его реализацию. Это делает каждую консультацию поистине уникальной, а само консультирование — настоящим искусством, требующим от психолога не только теоретических познаний, но и виртуозного владения специальными техниками активации решения проблемы.
РЕШЕНИЕ И ВЫБОР
В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ
Мы уже говорили о вездесущности решения и выбора. И тем не менее данная весьма оптимистическая закономерность омрачается тем, что выбор всегда сопряжен с отказом от всех вариантов, кроме одной-
198
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
единственной возможности, и потому зачастую переживается как фру-стрирующий. Основные варианты выбора, в котором заведомо заложено переживание фрустрации, — это:
• выбор между двумя равно желаемыми, но несовместимыми возможностями;
• выбор между двумя равно нежелательными возможностями;
• выбор между желаемым, но необязательным, и необходимым, но нежелательным;
• выбор между желаемым, но запрещенным (оно осуждается, разрушает отношения, грозит потерей чего-либо или кого-либо и т. д.), и необходимым (которое желательно, социально одобряемо, приносит какую-либо выгоду материального или морального плана и т. д.), но не желаемым.
При принятии решений, в которых заложен фрустрирующий выбор, важное значение имеет фрустрационная толерантность человека, то есть устойчивость к неблагоприятным факторам, способность длительно выносить неблагоприятное воздействие ограничений при сохранении способности предвидеть выход из неблагоприятной ситуации и двигаться к нему. Чем выше устойчивость, тем быстрее принимается решение и тем больше вероятность, что оно будет реализовано, а цель достигнута.
Соответственно, консультант должен ожидать, что при низкой фру-страционной толерантности клиенту потребуется гораздо больше времени и аргументов для принятия решения и гораздо больше защит и способов избегания, которые он осознанно или неосознанно будет выдвигать на пути к принятию решения.
Р. МакМаллин пишет об этом так: «Существует одна истина, которую многие терапевты уже познали, но на публике упоминают о ней нечасто. Несмотря на то, что требуется 10 лет практики с тысячами клиентов, чтобы открыть ее, большинство терапевтов отказываются обсуждать ее в своих книгах или упоминать в разговоре с коллегами... Что же это за истина? Все просто: клиенты не меняются до тех пор, пока они не будут вынуждены сделать это. Большинство клиентов, даже если и меняются, делают это очень болезненно и маленькими шажками, многие продолжают страдать из-за своей проблемы, пока какой-нибудь кризис не заставит их сделать выбор. Даже во время кризиса клиенты будут оттягивать выбор до последнего и до последнего будут избегать выбора, связанного с изменениями. Они будут отсрочивать неизбежное до тех Пор, пока абсолютно однозначно не смогут от этого уйти»33.
33 МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001. С. 133.
199
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Консультанту следует знать основные способы такого избегания, чтобы уметь вовремя заметить подобные попытки и, возможно, вступить с клиентом в психотерапевтическую конфронтацию, если это необходимо для достижения цели консультирования.
Приведенный список такого рода избеганий принятия решения очерчивает некоторые типичные способы из всего многообразия, виртуозно порожденного человечеством под воздействием страха ответственности и напряжения, вызванного необходимостью делать выбор.
И. Ялом34 описывает типичные способы избегания. Здесь мы приводим их краткий обзор.
Когнитивное информационное искажение
Человек обращает внимание на информацию, которая повышает ценность желательного для него варианта или понижает ценность нежелательного, и не замечает информацию, согласно которой значение нежелательной альтернативы возрастает, а желательная становится менее привлекательной.
Например, женщина, которая приняла решение не разменивать квартиру, а жить совместно с недавно женившимся сыном, несмотря на непрерывные конфликты (глубинная цель в данном случае — сохранение своей роли в жизни сына), замечает множество косвенных свидетельств «несчастное™» сына (жена не подала завтрак, не постирала вовремя рубашку, слишком много денег тратит на себя и т. п.) и не отдает себе отчет в том, что единственное, что мешает его счастью — это ее попытки вмешаться в отношения супругов.
Суррогатный заменитель
В состоянии невыносимой фрустрации человек затягивает принятие решения до тех пор, пока не находит хотя бы суррогатного «заменителя» тому, что при выборе неизбежно должно быть утрачено.
Например, клиентка, которая длительное время не могла принять окончательное решение разводиться с мужем, избивающим ее, или нет, и постоянно повторяла: «Я и с ним не могу, и без него не могу», — как только у нее появился любовник, в течение трех недель оформила развод
34 Ялом И Экзистенциальная психотерапия М , 1999 С 250-259
200
Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
делегирование решения
Человек избегает совершать выбор в пользу одной из возможностей до тех пор, пока решение не будет принято за него внешними обстоятельствами. Частный случай данного способа избегания — желание положиться на судьбу. Стремление переложить ответственность за принятие решения на кого-либо другого, в том числе на консультанта, нередко реализуется с помощью манипуляций, например, демонстрации преувеличенной беспомощности. При этом манипуляции бывают настолько изощренны и настойчивы, что просто поражают силой и находчивостью, направленных — увы! — на избегание решения.
Например, клиент может заявить: «Знаете, я уже перебрал множество вариантов и, все равно, не смог принять решение, а вас мне рекомендовали как грамотного специалиста и очень мудрого человека. Поэтому, как вы скажете, так и будет». Или после того, как в процессе консультации клиент, казалось бы, принял решение, он спрашивает: «Значит, вы думаете, что именно это решение будет правильным?». Фактически, он требует от консультанта взять на себя ответственность за «верность» принятого решения.
Уход в заболевание
Очень распространенный способ, конфронтация с которым практически невозможна. Любые объяснения по поводу бессознательных процессов и глубинных психологических причин возникшего заболевания воспринимаются как непонимание и жестокость. Наиболее «популярны» депрессия, мигрени, гипертония или гипотония, сердечнососудистые и желудочно-кишечные заболевания. Вообще, ипохондрик, вынужденный принимать решение — серьезное испытание для консультанта.
Уход в беспомощность и вину
Клиент приводит множество примеров того, насколько он слаб, глуп, как много ошибочных решений принимал он раньше, доказывая консультанту, что не может и даже не имеет права в дальнейшем самостоятельно принимать решения. Например, клиент выдает следующую тираду: «Ой, таких дел тогда натворила! И дочке из-за меня досталось. Уж она меня ругала, ругала... А теперь-то дело поважнее будет. Так уж куда мне решать! Вот я пришла к вам, больше посоветовать некому».
201
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Блокирование желаний
Человек, отчаянно боящийся ответственности, бессознательно блокирует свои желания, так как, по выражению И. Ялома, «решение — это мост между желанием и действием».
В отсутствие желаний у человека практически отпадает всякая необходимость делать выбор, так как, по сути, ему безразлично, как жить и что будет происходить в его жизни. Обычно такие люди редко оказываются на приеме у консультанта, а если и приходят, то лишь по настоянию близких, не выдвигая собственных задач. Их позиция такова: пусть решают те, кого что-то не устраивает.
Например, оказавшись на консультации, такой клиент может заявить: «А чего мне решать? Мне все равно. Ей надо, пусть и решает». Он может подчиняться желанию родственников или избегать общения, не замечая, что, собственно говоря, это тоже его выбор, как и то, что происходит или не происходит в его жизни, —• результат его позиции.
Избегание решения встречается настолько часто, что неопытные консультанты или консультанты, склонные к «спасателъству», легко идут на поводу у клиентов и принимают решения за них. В таких случаях клиенты горячо благодарят консультанта, который чувствует удовлетворение своей удачей. Тем не менее именно подобные «консультации» менее всего свидетельствуют о профессионализме, так как психолог нарушает экологию человека, делегируя ему вместе со своим решением свою систему ценностей и свою модель реагирования в подобных ситуациях, которые, возможно, не совместимы с психологическим миром клиента. Кроме того, чужие решения редко реализуются на практике. Однако клиент получает в руки вожделенную возможность снять с себя груз ответственности и, в случае неудачи, обвинить во всем консультанта.
Также часто попадаются на удочку клиентов и раздают решения консультанты, плохо переносящие ситуацию неопределенности, которая всегда присутствует при консультировании. Особенно часто это проявляется, когда проблема кажется им предельно ясной, и им не хватает терпения наблюдать, как «плавает» в ней клиент. Невозможность немедленно продвинуться в решении вопроса вызывает тревожность и раздражение, уходя от которых, консультанты, порой под видом интерпретаций или предоставления психологической информации, практически навязывают клиенту решение, к истинному принятию которого тот еще не готов.
Очень жестко при сопровождении в принятии решения ведут себя консультанты, склонные к доминированию, навязыванию своей воли
202
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
окружающим, страдающие перфекционизмом35. Любое движение клиента в «неправильную» сторону или с «неправильной» скоростью вызывает реакции гнева. Избегая дискомфортного напряжения, консультанты открыто или косвенно подводят клиента к своему, а не к его (клиента) решению, прикрываясь ролью профессионала.
Стоит ли говорить, что подобное «сопровождение» не только не является профессиональным, но и нарушает все этические нормы. Так что работа над собой и своими личностными проблемами является профессиональной обязанностью консультанта.
В ситуациях затруднения принятия решения в задачи консультанта входит следующее.
1. Показать клиенту, каким образом он избегает решения и ответственности. Можно привести примеры из его же высказываний и поступков и противопоставить их реальной действительности.
2. Преодолеть сопротивление клиента, которое выражается словами: «Если бы я знал, что мне делать, я бы не стал обращаться к вам». Для этого необходимо терпеливо показывать клиенту его активную роль в создании своей проблемы, а также его роль в ее разрешении (например, клиент сам решил, что ему необходимо взяться за решение проблемы, для этого он решил обратиться к консультанту и т. п.).
3. Помочь осознать неизбежность и вездесущность решения и ответственности. Для этого бывает необходима экзистенциальная беседа, возможно, даже дискуссия с клиентом, в которой консультант на примере жизненных фактов, а еще лучше на примере фактов из жизни самого клиента, показывает невозможность избежать ответственности и принятия решения.
4. Способствовать принятию клиентом того факта, что ответственность за собственную жизнь абсолютно непрерывна на протяжении всего сознательного возраста человека, что он сам создает свою судьбу. Все это становится убедительным, только если консультант показывает верность этой истины на примерах из жизни, прежде всего, самого клиента.
5. Помочь осознать, что хорошее состояние и удовлетворение жизнью возможны только вследствие наступления изменений. Важно показать, что жизнь — это движение, там, где оно останавливается, начи-
15 Перфекционист — тип человека, скованного жесткими долженствованиями, стремящегося к чрезмерному контролю над всеми сферами жизни и окружающими людьми, с завышенными требованиями к собственному совершенству. Данный способ жизни является формой защиты от высокой тревожности, вызванной низким уровнем самооценки при недостижимо высоком Идеальном Я, но, как и любые формы невротической защиты, вместо ослабления базовой тревожности лишь усиливает ее.
203
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
наются разрушительные процессы; в равной степени это касается и духовной жизни, психики человека.
6. Наглядно продемонстрировать клиенту, что нежелание принимать решение при явном наличии или даже нарастании проблемы часто вызывается противоречивыми потребностями, скрытыми мотивациями, вторичными выгодами от проблемы. Важно понять, какими именно. Для этого, возможно, придется провести анализ истории развития проблемы и «взаимоотношений» клиента со своей проблемой.
7. Помочь осознать страх перед изменениями и ложность ощущения бессилия и беспомощности у клиента. Показать на жизненных примерах работу закономерности: на сохранение нерешенной проблемы и на ее разрешение требуется совершенно одинаковое количество энергии и способностей — все дело только в том, в какую сторону они направлены.
8. Работать в направлении освобождения клиента от чувства вины за ошибочные решения в прошлом. Подчеркнуть значение прошлых ошибок для получения жизненного опыта и возможность использования этого опыта для решения актуальных проблем.
9. Помочь осознать, чего именно хочет клиент — в жизни, в данный период, при решении конкретной проблемы. Те клиенты, желания которых в той или иной степени блокированы, нуждаются в дополнительной работе с психологом для высвобождения своих чувств и восстановления контакта со своими эмоциями и, скорее всего, реакциями тела. Кроме того, необходимо обучать клиента идентифицировать, различать свои чувства и понимать источник их происхождения. Эта работа требует применения различных психотерапевтических подходов: рационально-эмотивного, телесно-ориентированного, имаготе-рапии, гештальт-терапии, фокусирования и др. Такая работа обязательно должна быть предложена клиенту.
10. Способствовать расширению спектра возможных вариантов решения.
11. Помочь осознать неизбежность, а также смысл и ценность утраты каких-то возможностей при выборе. Показать неизбежность утрат при любом решении. Помочь определить иерархию ценностей для облегчения выбора.
12. Помочь увидеть глубинную суть решения, то есть тот смысл, который имеет и будет иметь решение и его последствия для личности клиента и для его жизни.
При проведении беседы консультанту приходится давать довольно много пояснений, предоставлять определенную информацию относительно различных закономерностей. Важно, чтобы при этом он не подавил активность клиента. Разъяснения должны быть лаконичными, излагаться простым, доступным клиенту языком, желательно, чтобы
204
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
он был образным, вызывающим ассоциации. Кроме того, не стоит вдаваться слишком глубоко в теоретический материал, понимание должно, в основном, приходить из практических примеров.
МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ РЕШЕНИЯ
Техники краткосрочной позитивной психотерапии
Эти методики и техники консультант может применять выборочно в тех случаях, когда общей схемы консультации по принятию решения явно недостаточно. Техники выбираются в зависимости от затруднений клиента и могут применяться на любом этапе консультирования.
«Волшебная палочка»
Часто клиенты четко знают, что им не нравится, но затрудняются сказать, что они хотят иметь вместо неудовлетворительного положения. Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые действительностью, и установить цель консультирования, консультант может предложить пофантазировать. «Если бы у меня была волшебная палочка, я взмахнул бы ею и... Как теперь выглядит ваша жизнь? Какие изменения произошли? Заметно ли это другим людям?»
«Маленькие кирпичики большой стены»
Чтобы активизировать ощущение возможности достижения цели, возможно использование метафор. «Если мы захотим сразу перепрыгнуть через большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Но если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа».
«Линия проблемы»
Данная техника преследует сразу несколько задач. Нарисовав линию на листе бумаги и разделив ее на десять частей, консультант может предложить: «Предположим, что в точке начала этой линии нахо-
205
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
дится самое плохое положение, а в конце — самое лучшее. Тогда где вы находитесь в настоящий момент9
Если клиент говорит: «Всего-навсего, на троечке», — консультант может способствовать активизации ощущения достижимости цели, например: «Я бы сказал, что вы прошли уже треть пути. Это немало!». Если же консультант сфокусируется на причинах данного выбора клиента и задаст вопрос: «Скажите, чем отличается ваше положение на пункте 4 от настоящего на пункте 3? Что вы должны сделать, чтобы попасть в пункт 4?», — тем самым, он будет работать над конкретизацией этапов решения проблемы, переводя намерение в конкретное планирование.
«Ступени достижений»
Для реализации решения необходимо не только предвидение результата и планирование, но и возможность на каждом этапе реализации проверить, действительно ли изменения идут в заданном направлении. Кроме того, важно ощущение достигаемого прогресса. Особенно оно необходимо при длительной реализации долгосрочного решения Эта и следующая за ней техники способствуют определению таких ориентиров.
«Предположим, вы стоите на первой ступени десятиэтажного дома. На каком этаже находится ваша цель? Расскажите, чем ваше положение отличается от предыдущего на каждом из этажей... Теперь опишите, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролета? А второго? Что вы должны сделать для того, чтобы подняться на каждую из этих ступенек?»
Консультант должен учитывать, что слишком дробное планирование также вредно, как и слишком общее, схематичное. Общая схема не дает представления о конкретных действиях. Слишком дробное планирование переутомляет и ведет к ощущению скованности, отсутствию естественности жизни, ограничению возможности чутко реагировать на изменение обстоятельств.
«Нить Ариадны»
«Чтобы мы не сбились с пути, Ариадна через каждую неделю (день, месяц, квартал — расстояние во времени определяется в зависимости от проблемы) пути завязала на своей нити узелки. Представьте, что вы дошли до первого узелка" как вы узнаете, что добились успехов на пути достижения цели (через неделю, через месяц и т. д.)? Как другие (родные, друзья и т. п.)

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>