<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

206
_________Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
завтра (через неделю и т. д.) узнают, что вы добились успеха? Как вы докажете скептику, что вы достигли успеха завтра (через неделю и т. д.)?»
Скептиком выступает сам консультант. Клиент должен защищать свои достижения. Так он учится понимать, что он действительно достиг прогресса и ценит свои достижения.
«Проверка будущим»
Консультант может помогать клиенту формировать ясное представление своего будущего, которое иногда дает для решения проблемы больше, чем все логические построения. «Предположим, вы достигли того, что хотели. Какой будет ваша жизнь: через полгода после достижения цели? через год после достижения цели? через два года (три, пять лет)? Теперь представьте, что вы не стали ничего менять (или приняли другое решение — если необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет ваша жизнь: через полгода после достижения цели? через год после достижения цели? через два года (три, пять лет)?»
«Чувство динамики»
Даже если клиент ничего не предпринимал до обращения к консультанту, то он, как минимум, уже:
1) понял, что у него есть проблема;
2) пришел к выводу, что необходимо что-то менять;
3) предпринял реальный конкретный шаг, направленный на разрешение проблемы, — обратился к консультанту.
Об этом необходимо сказать клиенту!
«Незамеченный ресурс»
Данная техника активизирует чувство собственных возможностей и пересмотр собственных ресурсов. «На вашем месте многие люди оказались в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло вам?»
«Сплетня о проблеме»
Осветить проблему с разных точек зрения, всесторонне ее изучить дает возможность следующая интервенция консультанта. «Если бы о вашей проблеме сейчас рассказывала ваша жена (муж), мать (отец), брат (сестра), друг (подруга), что бы о ней рассказали они?»
207
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
«Театр в табакерке»
Эта техника позволяет увидеть проблему «сверху», в целом, и тем самым снизить преувеличенное клиентом значение происходящего и ощущение бессилия. «Если бы вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в котором были показаны вы, ваша проблема, люди, которые вас окружают, как бы это выглядело? Опишите, что вы видите?»
«Проблема как друг»
Выключить слепое сопротивление проблеме, блокирующее ее разрешение, и занять позицию «сотрудничества» с проблемой, а также наполнить смыслом переживаемые страдания или дискомфорт, ощутить ценность происходящего клиент может, ответив на следующие вопросы: «Если бы данная проблема была вашим другом, что бы она сказала вам? Чему она хочет вас научить? Для чего она появилась в вашей жизни?»
«Совет другу»
Делегировав свою проблему другому и имея возможность рассматривать ее уже со стороны, клиент может с большей легкостью найти ее решение. «Если бы такая проблема была не у вас, а у вашего друга, что бы вы посоветовали ему? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?»
«Вторая сторона медали»
Данной техникой задается объективное, «объемное» восприятие ситуации, активизируются ресурсы. «Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем положении?»
«Использование случайности»
Позволяет подчеркнуть скрытые от сознания умения и ресурсы клиента. «Вы говорите, что несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте проанализируем, какова ваша роль в этих «случайностях».
208
Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
Изменение ошибочных установок (когнитивный подход)
Ошибочные когнитивные установки (то есть убеждения, взгляды, принципы) клиента блокируют получение нового опыта. Они опираются не на реальность и потребности клиента, а представляют собой чрезмерное обобщение, резкое преувеличение. Как правило, такие суждения формируются еще в детском и подростковом возрасте и выражаются жесткими требованиями к самому себе и окружающим. Такие суждения не способствуют достижению целей, а, наоборот, создают массу препятствий на пути к ним.
Консультант должен быть очень внимательным к прямым и косвенным проявлениям блокирующих установок в речи клиента. При идентификации блокировки следует обратить на нее внимание клиента и использовать один из рекомендуемых способов активации.
В числе наиболее типичных установок, блокирующих решения, можно упомянуть следующие.
Блокировка «Я вообще невезучий. Мне никогда не везет»
Активатор' «Человек сам создает свои успехи».
Аргументация. Данное утверждение заведомо ложно, так как представляет собой сверхобобщение негативного опыта. Консультант может стимулировать клиента вспомнить примеры своих удач, которые есть у каждого человека, однако, в силу когнитивного искажения, игнорируются.
К тому же, везение и невезение — дело отношения человека к своему жизненному опыту. Чем больше внимания человек уделяет анализу того, что с ним происходит, тем больше вероятность того, что он обучается правильно рассчитывать свои силы и возможности, и, стало быть, совершает меньше ошибок.
Кроме того, любое «везение» или «невезение» весьма относительно. Вполне возможно, что эти же самые события с другой точки зрения выглядят совсем иначе. Здесь вполне уместна какая-либо психотерапевтическая история об относительности наших оценок.
Можно также задать клиенту вопрос: «Кто сказал, что вам должно всегда везти?» Любой человек проходит горький опыт неудач. Дело вашего выбора, бесполезно страдать по поводу этого или вести полноценную Жизнь, используя полученный жизненный опыт и добиваясь успехов.
209
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Блокировка «В детстве я находился в таких условиях, что сейчас я стал слабым и беспомощным» = «Такой уж у меня характер»
Активатор: «Характер закладывается в детстве. Влияние детского развития — серьезный фактор, но вполне может быть преодолен».
Аргументация. Если человек сознает, что именно затрудняет его жизнь в настоящее время, это означает, что он уже имеет способ преодоления этого негативного фактора. Даже наиболее трудно поддающиеся корректировке влияния детства могут быть преодолены, если человек поставит перед собой соответствующую цель. Схематично этот процесс может заключать в себе последовательное решение задач:
1) осознать, в чем именно состоит негативный опыт детства и как он влияет на жизнь в настоящее время,
2) наблюдать за своими реакциями и поступками,
3) анализировать, каким образом проявился в них негативный опыт детства;
4) продумать, что и как необходимо изменить: пересмотреть свои установки, позиции, убеждения — отделить собственные от привнесенных и инкорпорированных (то есть принятых без критики и осознания, часто чуждых человеку) и воспринимаемых по принципу «это так, потому что это так»;
5) постепенно приучаться контролировать свои реакции и поступать в соответствии с новыми навыками.
Со временем такая работа, которая тем эффективнее, чем опытней психолог, приводит к значительным изменениям. Помимо этого способа существует множество самых разнообразных других психотерапевтических подходов, с помощью которых человек может преодолеть негативное влияние детства.
Блокировка «Я не виноват в возникновении проблемы, поэтому и решать ее должен кто-нибудь, но не я»
Активатор:« Только мы сами несем ответственность за то, что происходит с нами в жизни».
Аргументация. Каждый из нас может оказаться в неблагоприятных обстоятельствах по тем или иным причинам. Нет смысла искать виноватых. Гораздо больше пользы принесет искренний анализ своей роли во всем том, что с нами происходит. Дело нашего выбора, про-
210
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
должать оставаться в положении, которое нас не устраивает, или что-то менять. И нежелание приложить усилия к тому, чтобы улучшить собственную жизнь, может означать только одно: сложившееся положение содержит в себе определенную выгоду. В чем она состоит — следует понять в первую очередь. Вполне возможно, что после перечисления всех выгод настоящего положения оно перестанет казаться таким ужасным.
Блокировка «Я не могу принимать решения, потому что я могу чего-то не знать. Вы специалист, вот и предоставьте мне готовые рекомендации»
Активатор: «Ямогу чего-то не знать, но, получив необходимую информацию у специалиста, я в состоянии принять собственное решение».
Аргументация. Консультант действительно, по мере необходимости и по запросу клиента, может предоставлять ему специальную психологическую информацию. Он также может предлагать клиенту ответить на некоторые вопросы, которые помогут клиенту увидеть свою проблему с другой точки зрения или более глубоко. Он может применить и ряд других психологических техник, но не для того, чтобы манипулировать клиентом или решать за него его проблему, а лишь для того, чтобы клиент мог всесторонне осознать происходящее, чтобы самостоятельно принять наиболее оптимальное решение.
Блокировка «Я не имею права ошибаться» = «Я должен быть всегда прав»
Активатор: «Я имею право ошибаться».
Аргументация. Если бы маленькие дети боялись ошибиться и упасть, они никогда бы не смогли научиться ходить. Слава Богу, к этому возрасту еще никто не успевает внушить им, что ошибаться якобы плохо. Малое дитя впервые получает ожог, приняв ошибочное решение уцепиться за что-то горячее. Так он получает знание, что такое «горячо» и насколько это опасно. Этот опыт в дальнейшем поможет ему избежать гораздо больших опасностей. Можно ли представить себе человека, который никогда в жизни не ошибался? Такой человек просто не может реально существовать. Дело в том, что мы получаем свой жизненный опыт именно в результате обработки информации, полученной путем проб и ошибок во взаимодействии с внешним миром. В зависимости от уровня взаимодействия это происходит сознательно или бессознательно. Взрослый человек делает более сложные ошибки и полу-
211
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
чает более сложный опыт, который призван помочь ему в дальнейшем. Мудрым человека делает не избегание ошибок, а значит, и опыта, а умение их анализировать и использовать этот опыт в дальнейшем.
Вообще, данная блокирующая установка относится к типу долженствований.
Развенчание долженствований
Долженствование — это категорическое требование к себе, другим людям, миру. Неисполнение этого чрезвычайно жесткого требования всегда ведет к болезненным переживаниям. В то время как уровень предпочтения, когда человек думает: «Хорошо, если будет так, как я хочу, и печально, если так не получится, но это — не конец света, не крах, и я, конечно, в состоянии это пережить», позволяет человеку быть более гибким и легче переживать разочарования.
Существует великое множество долженствований, однако все они, к счастью, могут быть сведены к нескольким типам требований.
Я должен: всегда быть правым, всегда находить идеальные решения своих проблем, всегда добиваться одобрения окружающих, всегда внушать любовь, быть всегда успешным или даже самым успешным, самым компетентным, самым красивым и т. п. = долженствование совершенства.
Активатор: «Хорошо быть лучшим или даже самим совершенством, но на самом деле это не реально ни для кого».
Аргументация. Абсолютным совершенством по представлениям человечества может быть только Бог, но и он, как известно, совершал ошибки, создавая мир. Так кем же вы хотите быть? И кто сказал, что вы должны? Это вырешили, что хотите быть таким. Имея эти ожидания, что вы получаете, кроме вины и страданий, когда ошибаетесь? Если те правила, которых вы решили придерживаться, приносят вам, в основном, огорчения, то не лучше ли решить придерживаться других правил?
В ситуации, когда клиент с подобными долженствованиями собирается с помощью специалиста получить идеальное решение проблемы, консультанту следует быть особенно осторожным. Нужно особенно тщательно следить, чтобы не проявить в диалоге свой способ решать подобные проблемы, поскольку это только закрепит блокирующие долженствования клиента, такие, как «мир мне должен», «ты мне должен», «идеальное решение должно быть».
Ты должен: хорошо ко мне относиться, любить меня, поддерживать меня, поступать со мной справедливо и т. п.
212
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
Активатор: «Хорошо, если люди ведут себя так, как это мне нравится. Но никто не обязан соответствовать моим представлениям».
Аргументация. Каждый имеет право быть таким, какой он есть. Каждый вправе придерживаться собственных принципов и способа жить. Мне бы не понравилось, если бы кто-то решил, что я не соответствую его понятиям о «правильном» и «неправильном» и потребовал бы от меня изменений. Ведь у меня свои представления о том, каким я должен быть и как я должен жить. Тем более недопустимо, чтобы меня заставляли это делать. Поэтому глупо, что я буду ожидать или требовать изменений от других, а тем более принуждать их. Я могу попросить другого измениться. Но лучше всего быть готовым к тому, что тот не согласится.
Кроме того, попытки управлять поведением окружающих, как правило, оборачиваются против нас самих. Да и само это стремление вызывает сильное напряжение, тревожность, раздражение, гнев, — в общем, самым худшим образом сказывается на нашем состоянии.
Мир должен: быть справедливым ко мне, давать мне быстро и легко то, что я хочу, обеспечить мне комфорт и т. п.
Активатор: «Предпочтительно, чтобы в мире было все справедливо, а жить было всегда комфортно. Но очевидно, что это невозможно. Это просто утопия. Я могу лишь радоваться, когда мне хорошо».
Аргументация. Мир не может быть ни справедливым, ни несправедливым, ни правильным, ни неправильным и т. д. Он просто существует. Он такой, какой он есть. Все остальное — это лишь наши установки, ожидания, требования и оценки. Мы не можем изменить мир. Поэтому, если нам не нравится, каков он, то мы можем пересмотреть свои взгляды, установки, свой способ жизни так, чтобы нам жилось лучше, чем теперь, если это будет возможным.
Если долженствования не подтверждаются в реальности или есть опасность, что они будут нарушены, то подтекстом переживания является одно из следующих убеждений:
• я этого не вынесу, потому что я не могу выносить такой кошмар,
• это ужасно, это невозможно пережить,
• я полное ничтожество,
• он (она, они) полное ничтожество.
При этом в большинстве случаев имеется в виду, что нарушитель Долженствований должен понести суровое наказание.
Аргументация. На самом деле, слова должен, обязан, необходимо — всего лишь способ притвориться, будто я вынужден, меня заставляют Делать что-то, и закрыться от осознания того, что это я решил, что буду
213
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
делать то, что от меня требуют или то, что я хочу. Даже когда человек говорит, что его вынудили, можно попросить рассказать, какие доводы убедили его согласиться подчиниться вынуждению.
Используя этот способ аргументации, необходимо обратить внимание клиента на то, что человек всегда, даже подчиняясь чьему-либо принуждению, делает выбор и принимает решение.
Частные случаи долженствований весьма разнообразны. Ниже приведены примеры.
«Я не вынесу, если он будет думать, что я — жестокий человек» — долженствование: «Ядолжен всегда внушать любовь и одобрение, а если это не так, то, значит, я ничтожество и не достоин хорошей жизни, и это ужасно!»
«Я бы смогла принять решение, если бы точно знала, что вскоре снова встречу хорошего человека и смогу выйти замуж» — долженствование: «.Мир должен дать мне гарантию, что со мной все будет хорошо = вот пусть и дает мне все без моих усилий, а если не даст или потребует от меня ответственности и действий, то это ужасно, я этого не вынесу».
«Он ушел от меня к другой женщине. Подлец!» — долженствование: «Ты (он) должен ко мне всегда хорошо относиться, любить, заботиться, а если ты (он) этого не сделал, то должен быть наказан».
«Женщине обязательно нужен мужчина, иначе она неполноценна» — долженствование: «Женщина обязана нравиться, если ее никто не выбирает, то она — ничтожество и не достойна хорошей жизни. И это ужасно!».
«Лучше не обращать внимания, само рассосется как-нибудь. А то когда думаешь об этом, прямо жить не хочется!» — долженствование: «Мир должен представить мне комфорт. А если этого нет, то и жить в нем не стоит».
Нетрудно заметить, что долженствования не всегда высказываются напрямую, нередко они и вовсе не осознаются. Но тем не менее они лежат в самой основе взаимоотношений с самим собой, с окружающими и с миром.
Консультанту необходимо научиться слышать в речи клиента долженствования и обращать его внимание на те из них, которые блокируют принятие решения или действия по его реализации.
Рассмотрим высказывание клиента, в котором заложен целый ряд долженствований:
П «Из-за ссоры с начальником я потерял хорошую работу. Теперь я уже больше никогда не смогу получить и сохранить хорошую должность.
214
__________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
Какой смысл думать и принимать решение. Все равно я обречен занимать ничтожное место в какой-нибудь мелкой фирме». Скрытые категорические требования:
1. «Я не должен терять хорошую работу. Если такое случилось, то я
никогда в жизни не получу хорошего места».
2. «Я должен продержаться на хорошей работе достаточно длительное
время. В противном случае я никогда не смогу получить другую хорошую работу и всегда буду должен довольствоваться ничтожными должностями».
3. «Я должен доказать, что я настоящий сотрудник и хороший человек,
но я никогда не смогу доказать этого, так как поссорился с начальником. Теперь не видать мне хорошей работы». Каждое из этих требований отличает жесткость установок клиента и их нелогичность.
Долженствования всегда имеют в своей сути логическое искажение.
Рационально-эмотивная психотерапия, основоположником которой был Альберт Эллис, предлагает специальную дискуссию для нейтрализации блокирующих убеждений и замены их на активирующие позиции. Консультанту необходимо придерживаться специального алгоритма такой дискуссии, который приведен ниже.
1. Обратить внимание клиента на его высказывания, содержащие скрытые или явные долженствования, блокирующие принятие и реализацию решения.
2. Помочь осознать влияние этого долженствования на жизнь клиента, исследуя примеры из его жизни.
3. Попросить клиента доказать верность этих долженствований, обосновать необходимость придерживаться их.
4. Выявить те негативные эмоции, чувства, переживания клиента, источником которых являются данные долженствования.
5. Задать клиенту вопросы, которые помогут ему пересмотреть блокирующие долженствования.
6. Предложить и оказать необходимую помощь в замене блокирующего долженствования активатором.
7. В дальнейшем обращать внимание клиента на его высказывания «по привычке» (за ними лежит и «привычное» блокирующее отношение), носящие в себе прежние блокирующие установки, и каждый раз заново пересматривать их.
Для пересмотра долженствований Альберт Эллис предлагает задавать клиенту следующие вопросы36.
36 Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб , 1999.
215
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
1. Основано ли данное убеждение на реальности и фактах? Не противоречит ли оно фактам реальной жизни?
2. Есть ли в этом убеждении логика? Не противоречит ли оно самому себе или другим вашим же представлениям?
3. Учитывает ли данное убеждение все разнообразие жизненных явлений?
4. Можно ли доказать справедливость или ложность данного убеждения? Если его нельзя ни доказать, ни опровергнуть, для чего вы так привержены этому убеждению? Становитесь ли вы счастливее или успешней благодаря ему? Становится ли ваша жизнь лучше или легче благодаря этому убеждению?
5. Означает ли это убеждение, что если вы всегда будете придерживаться его, то во всех случаях будете получать хорошие результаты, и у вас всегда все будет хорошо? Есть ли какой-нибудь смысл в вашей приверженности этому убеждению? Делает ли эта приверженность вас более счастливым или успешным?
6. Не думаете ли вы, что если будете придерживаться этого убеждения, значит, вы делаете хорошо и заслуживаете хорошей жизни, а если не будете придерживаться, то значит, вы плохой человек? С чего вы это взяли? Какие факты подтверждают справедливость этого? Может быть, вы ждете награды за «правильность»? А она бывает?
7. Что произойдет, если вы откажетесь от данного убеждения? Станет ли от этого ваша жизнь хуже?
8. Какое убеждение относительно данного вопроса могло бы принести больше пользы для вас и вашей жизни, чем прежнее? Что произойдет, если вы отныне станете придерживаться именно его?
9. Какой в результате вывод для себя вы можете сделать? Желаете ли вы сохранить данное убеждение или отказаться от него?
Вообще, все вопросы, с помощью которых ведется дискуссия и разоблачение блокирующих установок, можно условно разделить на несколько групп:
Вопросы на выявление доказательств логичности убеждений клиента:
Где доказательства? Где факты? Откуда вы знаете, что должно быть именно так? Кто сказал, что вы должны? На чем строится ваше убеждение, что должно быть именно так? и т. п.
216
_________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
Упражнение для развития гибкости восприятия и оценивания
Для доказательства факта, что правота любого мнения весьма относительна, консультант может высказать любое утверждение и попросить клиента дать ему две противоположных оценки, аргументировав их. Например, утверждение: «Пришла ночь». => Положительная оценка и аргументация: «Хорошо, что пришла ночь, потому что теперь я смогу отдохнуть после трудного дня». Негативная оценка и аргументация: «Боже мой! Как жаль, что снова пришла ночь, и я опять не успел сделать то, что хотел».
Затем он предлагает продолжить парадоксальную цепочку. Например: «Я не успел сделать все, что хотел. И это хорошо, потому что теперь я точно знаю, с чего начну свой завтрашний день и как лучше рассчитывать свое время» => «Теперь я точно знаю, с чего я начну завтрашний день и как лучше рассчитывать свое время. И это плохо, потому что такое стопроцентное предвидение вызывает сильную скуку» => «Стопроцентное предвидение вызывает сильную скуку. И это хорошо, потому что скука стимулирует меня придумывать что-то новое и идти на эксперименты» => «Придумывать что-то новое и идти на эксперименты — это плохо, потому что всегда есть большой риск потерпеть неудачу и что-то напортить» => «Риск потерпеть неудачу и что-то испортить — это хорошо, потому что это заставляет активно мыслить, и я получаю новый опыт, который поможет мне в будущем» и т. д.
Полезно придумать и держать в своем арсенале несколько утверждений, касающихся различных сфер жизни, чтобы при необходимости попросить клиента выстроить подобные цепочки. Обычно такой эксперимент производит сильное впечатление, и клиент становится более гибким в пересмотре своих блокирующих убеждений.
Вопросы на выявление реалистичности страхов. Блокирующие убеждения нередко исполняют роль защиты от наиболее популярных страхов, среди которых:
• страх быть отвергнутым,
• страх неудачи,
• страх последствий удачи,
• сверх-страх или страх страха (то есть человек боится переживать сильный дискомфорт, вызываемый страхом).
Вопросы на их выявление особенно полезны в тех случаях, когда клиент склонен избегать принятия или реализации решения, аргумен-
217
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
тируя это отсутствием гарантий успеха, или словами «а вдруг...», или, опасаясь ошибок, оценивает эту ситуацию как «ужасную». Здесь уместно будет спросить:
• Если даже ваши опасения оправдаются, что самое плохое может произойти?
• Почему это было бы так ужасно?
• Какова вероятность, что произойдет самое плохое?
• Почему вы считаете, что то, что произойдет, действительно плохо?
• Найдите хорошие стороны в самом неблагоприятном исходе (они есть в ста процентах случаев, как любая медаль имеет две стороны).
Вопросы, подвергающие сомнению установку, что человек не должен испытывать дискомфорт, негативных состояний и делать усилия для достижения чего-либо или получать, все, что хочет, немедленно. Необходимо сделать очевидным для клиента равенство перечисленных убеждений установкам: «Если я хочу чего-то, то это должно мне предоставляться немедленно и/или без усилий и/или без всякого дискомфорта». Другой возможный вариант работы — показать равенство установке «Яне должен испытывать негативных переживаний», а затем подвергнуть ее анализу по указанной выше схеме.
Вопросы, разоблачающие решение клиента не принимать и плохо относиться к фактам, которые нельзя изменить. Многие клиенты не могут примириться со своими физическими данными (например, слишком высокий или слишком маленький рост, овал лица и т. п.) или с тем, что изменение каких-то обстоятельств не зависит от их воли и желания (например, уход супруга или факт рождения в крестьянской семье, а не в семье элитарной верхушки общества). В связи с этим они говорят, что бесполезно тратить время на решение проблемы, так как какое бы решение они ни приняли, все равно им не суждено жить так, как они хотят. Тем не менее сама проблема беспокоит их и ведет к все большему ухудшению положения. Порой такие клиенты обращаются к психологу в надежде на чудо, и, естественно, разочаровываются. За такой установкой лежит долженствование: «Мир должен предоставить мне все самое лучшее, но не предоставил. Такой мир не стоит моей жизни». Анализ подобных убеждений лучше всего начинать с метафорических историй, а затем переходить к дискуссии по указанному алгоритму.
Консультанту необходимо учитывать, что подобные вопросы ставят клиента в тупик, поскольку часто нацелены на разрушение базо-
218
Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
вых основ мировоззрения, хотя, возможно, и деструктивного. Дело в том, что подобные деструктивные установки входят в систему невротических защит, выстраиваемых годами, разрушение которых усиливает страхи, тревожность. Человек чувствует себя в этот момент ранимым и беззащитным. Предполагаемые новые воззрения ведут к чему-то неизвестному и непривычному и вызывают сильнейшую тревогу. Вот почему яростное сопротивление и сильный аффективный всплеск — дело вполне естественное. Консультант должен быть готов к этому, так же как и к возможной беседе с клиентом о причинах такого аффективного всплеска.
Конечно, подобной реакции может и не произойти, и, слава Богу, часто клиенты с интересом делают открытия по поводу беспочвенности своих убеждений и затем демонстрируют прогресс в решении проблемы.
Тем не менее не следует разрушать установки без крайней на то необходимости. Каждая деструктивная установка должна подвергаться реконструкции только в том случае, если она действительно блокирует разрешение проблемы, над которой клиент работает, и только в том аспекте, в котором этого требует решение данной проблемы.
После нескольких совместных анализов консультант может предложить клиенту самостоятельно отслеживать, как проявляются в его словах и поступках некоторые убеждения, которые мешают ему в жизни, и проводить самоанализ их обоснованности.
Клиентка — молодая женщина двадцати четырех лет. Обратилась к консультанту за помощью в решении вопроса: вернуться ли ей на прежнее место жительства в другой город, куда зовут мама и бабушка, или остаться там, где она живет сейчас. Однако, выбрав второй вариант, она не знает, что для нее лучше — работать по прежней специальности или сменить ее? Но тогда на какую? Полная неопределенность и растерянность сопровождались сниженным фоном настроения, даже угнетенностью. Клиентка проявляла абсолютную индифферентность к любым вариантам, что побудило консультанта дать обратную связь.
Консультант. Я все время наблюдаю за тем, как вы разговариваете со мной, и у меня создалось впечатление, что вы чем-то угнетены.
Клиентка. Да, это так. Но вы не обращайте внимания. Я теперь всегда такая.
Консультант. Всегда такая?
Клиентка. Да. Но сейчас мне нужно что-то решить.
Консультант. Видите ли, у меня создалось впечатление, что, несмотря на необходимость что-то решить, вы не проявляете никако-
219
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
го интереса к результатам решения. И мы до сих пор так и не установили, что для вас хорошо и что плохо. Трудно сделать выбор, не определив предпочтений.
Клиентка. Никогда больше не будет у меня ничего хорошего.
Консультант. Правильно ли я поняла, что вы приняли решение всегда жить плохо?
Клиентка. Я не принимала решения. Я знаю, что так будет, потому что во мне есть что-то такое... Меня, наверное, нельзя любить.
Консультант. Из каких фактов вы сделали такой вывод?
Клиентка. Он меня бросил, ушел к другой. В прошлый раз меня тоже оставил мужчина.
По-видимому, отвержение мужчиной вызвало отвержение себя, отвержение своей судьбы, послужив источником безразличия. В то же время, очевидно, эта позиция не слишком глубока, так как к психологу она все-таки обратилась. Так что, скорее, решающую роль играет резкое падение самооценки и, как следствие, недоверие себе и собственным решениям. Не последнюю роль играет и тот факт, что нереализованное желание иметь любимого человека и семью имеет такую силу, что все остальные варианты уже не имеют особого значения и равны между собой. Но главное — из двух своих неудач женщина сделала необоснованный вывод, что у нее нет шансов осуществить наиболее приоритетную для нее цель жизни — иметь любимого человека и семью.
Консультант. Разве это является доказательством того, что вас нельзя любить?
Клиентка. А разве нет?
Консультант. Я знаю многих людей, которых отвергали, но которых и любили.
Клиентка. А меня не полюбят.
Консультант. Другими словами, вы считаете, что «если меня отверг любимый человек, это значит, что я ничего не стою, и меня всегда будут отвергать те, кто мне дорог»?
Клиентка. Да. Именно так.
Консультант. Но на чем строится ваше убеждение? Можете ли вы доказать его верность?
Клиентка. Хм-м... (Долго молчит)
Консультант. У вас нет доказательств?
Клиентка. Но я знаю, что это так. ;,
Консультант. Откуда взялось у вас это знание?
Клиентка. Не знаю. Я почему-то с детства думала, что меня никогда не полюбит по-настоящему хороший мужчина.
Дальше следует разговор о происхождении данного убеждения и выясняется, что оно выросло из отдельных высказываний мамы и ба-
220
________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
бушки, которые имели привычку, выговаривая за ее ошибки и проступки, «пугать» девочку словами: «Разве можно быть такой? Кому ты такая будешь нужна-то, кроме нас?».
Затем консультант просит клиентку вспомнить случаи, когда один и тот же человек ей нравился, а кому-то не нравился. Клиентка приводит примеры. Консультант спрашивает: становился ли тот человек хуже оттого, что он кому-то не нравился. Клиентка соглашается, что это не имеет значения для качеств человека.
Затем консультант просит привести примеры, когда кто-то из ее подруг переживал неудачу, отвержение любимым. Клиентка вспоминает.
Консультант. Она действительно была недостойна любви?
Клиентка. Ну, что вы! Она очень хороший человек.
Консультант. А он?
Клиентка. Да, вроде бы, тоже ничего... Знаете, они просто не подходили друг другу.
Консультант. То есть вы допускаете, что вполне возможны ситуации, когда хорошие люди могут переживать отвержение любимых?
Клиентка. В общем, да.
Консультант. Давайте вернемся к вашей ситуации и вашему убеждению, что «если меня отверг любимый человек, это значит, что я ничего не стою, и меня всегда будут отвергать те, кто мне дорог». Соответствует ли оно действительности?
Клиентка. Не знаю.
Слова «Не знаю» свидетельствуют о сопротивлении принятию новой позиции, но в то же время невозможности продолжать настаивать на прежней.
Клиентка (продолжает). Но, наверное, я все-таки что-то делала не так. Если бы я все делала хорошо, зачем ему было бы меня бросать?
Консультант. Вы могли все делать хорошо и правильно, а вас все равно могли бы отвергнуть, потому что предмет вашей любви может иметь свои собственные вкусы, пристрастия или антипатии, предрассудки и ожидания.
Клиентка. Но теперь я уже не смогу это проверить. А вдруг все-таки это я что-то сделала не так?
Консультант. Я допускаю, что вы вполне могли совершить какие-то ошибки. Но даже если вы что-то сделали плохо и были отвергнуты по этой причине, то это не значит, что вы — нестоящий человек. Вы — человек, который в данном случае допустил промах и который может научиться в будущем не повторять своей ошибки. И потом, тот факт, что вас отвергли сегодня, не означает, что вас будут отвергать всегда, или что вы никогда не получите одобрения от человека, которого любите.
221
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Клиентка соглашается, но ей еще трудно поверить в это окончательно. Она высказывает свои сомнения: «Но ведь действительно плохих людей никто не любит».
Консультант соглашается и просит сделать «расшифровку» понятию «плохой человек»: что понимает под этим клиентка? какими качествами обладает «плохой человек»? как она отличает, какой человек «плохой», а какой человек «хороший»? Клиентка отвечает на эти вопросы.
Затем консультант предлагает ей сравнить, насколько она сама похожа на свое описание «плохого человека». Несовпадение настолько очевидно, что клиентка смеется.
Затем консультант просит клиентку перечислить, что именно она делает для того, чтобы ее НЕ любили, и как ей это удается.
После некоторой заминки клиентка приводит много примеров своей трогательной заботы и внимания к любимому человеку — то есть подтверждает абсурдность собственного убеждения, что она «плохой человек».
Консультант продолжает настаивать: «Что вы сделали, чтобы ваш мужчина от вас отвернулся». Клиентка не может привести примеры. Через некоторое время перечисляет некоторые черты взаимоотношений, в которых консультант видит слишком сильную эмоциональную зависимость от партнера и решает в дальнейшем, если это станет необходимым, поговорить об этом с клиенткой. Но в настоящее время консультант подчеркивает нелогичность убеждения клиентки. Клиентка соглашается, на этот раз более уверенно.
Эмоциональное состояние меняется в лучшую сторону. Но все-таки она добавляет: «Но ведь это уже второй раз. Второй раз я терплю крах, пытаясь наладить длительные отношения с мужчинами, которые мне дороги. Это доказывает, что я — нестоящий человек, недостойный любви».
Консультант снова ведет исследовательскую работу, аналогичную предыдущей, и вдвоем с клиенткой они приходят к выводу, что в ее убеждении содержатся следующие скрытые категорические требования: 1. Я должна наладить длительные хорошие отношения хотя бы с одним с человеком. Если этого не произойдет, значит, я ничтожество и недостойна любви. 2. Я никогда не должна терпеть неудачи в личных отношениях с теми, кто мне дорог. Иначе — я ничего не стою. 3. Поскольку сохранение хороших отношений для меня очень важно, я должна преуспеть в этом. Если у меня ничего не получится, чего не должно случиться, значит, я — ничтожество.
Далее проводилась работа по вскрытию необоснованности убеждения в соответствии с алгоритмом. Теперь клиентка была уже более активна и сама находила опровержения своей установке.
222
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
Настроение клиентки значительно изменилось, несмотря на то, что тоска по своему любимому, которая усиливалась пониманием, что расстались они окончательно, осталась. Позже консультант объяснил клиентке закономерности переживания горя и то, как помочь горю
t полноценно проделать свою работу. Клиентка перестала винить в
происшедшем себя. Более того, она изъявила желание в дальнейшем проанализировать свою роль в неудавшихся отношениях с помощью психолога и, при необходимости, поработать над собой. Отметив появившуюся заинтересованность клиентки, консультант предложил перейти к вопросу, ради которого она пришла на консультацию. Теперь решение было принято довольно быстро, и они договорились о последующих встречах.
Итак, в общем виде анализ блокирующей установки клиентки «Я должна нравиться людям, которых уважаю или люблю, и если я им не нравлюсь, то это просто катастрофа, а я полное ничтожество!», кстати очень распространенной, выгладит так.
1. Данное убеждение не соответствует реальности, так как никто не обязан кому-то нравиться. А вот по закону вероятности, наверняка найдутся люди, которые нравятся мне, но не одобряют меня. Конечно, это очень неприятно и, возможно, печально, но катастрофы в этом нет, так как самое плохое, что в связи с этим может произойти, это то, что я не смогу общаться с ними так, как я бы хотела. Я не могу сказать, что это очень плохо, потому что «очень плохо» — это значит, что хуже не бывает. Но, на самом деле, существует много вещей, которые гораздо хуже, чем неодобрение или нелюбовь людей, даже и очень значимых для меня. Таким образом, данное утверждение не соответствует действительности.
2. Данное убеждение нелогично, так как из того факта, что кто-то мне нравится, или я кого-то люблю, никак не следует, что они должны меня любить. И даже если я нахожу, что неодобрение этих людей причиняет мне неприятные переживания, из этого не следует, что это приносит моей жизни какой-то реальный вред. Но зато я получаю очень Ценный опыт, изучив который, смогу улучшить дальнейшую жизнь.
3. Данное убеждение не учитывает всего многообразия жизни, потому что оно предполагает, что все, кто мне нравится, всегда, при любых обстоятельствах должны меня одобрять, а это совершенно невозможно.
4. Я не могу доказать истинность данного утверждения, так как не существует закона, подтверждающего то, что кто-то должен одобрять Меня только за то, что они мне нравятся. В этом есть предположение закона обязательного вознаграждения, а он не действует в природе.
223
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
5. Это убеждение не означает, что если я буду придерживаться его у меня все будет хорошо. Наоборот. Я человек, и всегда могу потерпеть неудачу. И если я при этом буду считать, что люди должны одобрять меня, то меня ожидает тяжелая депрессия.
6. Ожидая одобрения, просто потому, что кто-то мне нравится, я ожидаю награды уже за то, что они мне нравятся. Кроме того, что это — полная нелепость, оно не делает меня счастливее, так как практически гарантирует разочарования.
7. Вместо нелогичного убеждения я могла бы принять на вооружение следующее: «Конечно, я буду очень рада, если мне встретится взаимная любовь и симпатия. Но то, что меня могут отвергнуть, вполне естественно, ведь нельзя же подходить буквально всем. Точно так же я могу отвергнуть человека, потому что он мне не подходит, а не потому, что он обязательно «плохой человек».
8. Новое убеждение позволит мне сохранять равновесие и хорошую самооценку даже при неудачах. Жизнь продолжается и в ней много интересного, даже если я делаю иногда ошибки.
7. Вывод: «Мое бывшее убеждение нереалистично. Я его пересмотрела и пришла к другому выводу. Теперь мне необходимо следить, как я буду применять новое убеждение на практике».
Как было показано в этом примере, на практике процесс развенчания долженствований таит в себе немало сложностей. В частности, консультант должен всегда быть готов, что придется снова и снова вести дискуссию по доказательству иррациональности блокирующей установки. Действительно, несмотря на явную алогичность, отказаться от подобных убеждений бывает тяжело, так как они в большинстве случаев уходят корнями в глубокое детство. Для того чтобы избежать тупиков в развитии терапевтического процесса, важно уточнять все обобщенные понятия, используемые клиентом. В случае выполнения этой рекомендации будет маловероятным возникновение такой ситуации, когда консультант считает, что он прекрасно понимает клиента, но, на самом деле, они имеют в виду совершенно разное содержимое, употребляя одинаковые слова.
Рассмотрим несколько коротких примеров уже самостоятельного анализа.
«Я устроила скандал в гостях. Я действительно была не права. Эти люди мне дороги. Неужели мне придется прервать отношения с ними. Мне ужасно стыдно. Что делать?» => «На основании чего я не имела права вести себя нелепо или даже глупо? Какие факты поД" тверждают, что это было действительно ужасно! Не существует никаких доказательств того, что я не имела права вести себя не-
224
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
лепо. Но зато есть очевидные доказательства того, что я — человек, которому свойственно ошибаться и который время от времени неизбежно совершает нелепые поступки. Ничто не доказывает, что совершенное мною было ужасно, но некоторые факты говорят о том, что отдельным людям не понравилось мое поведение (а может быть и я сама). Это довольно неприятно, но я все равно могу заслужить одобрение людей и вести счастливую жизнь». Если ситуация такова, что исправить подобную ошибку невозможно. => «Действительно ли я не заслуживаю прощения? Могу ли я доказать или опровергнуть идею о том, что не заслуживаю никакого снисхождения со стороны людей и достойна всеобщего осуждения? Нет, невозможно ни доказать, ни опровергнуть, что я заслуживаю только проклятия. Я могу доказать лишь то, что поступила эгоистично, обидев друзей, которые ни в чем не виноваты, и поэтому я совершила плохой поступок. Однако я могу сколько угодно уничижать себя, но при этом ничего не изменится. Тогда почему я должна выбирать такие мысли, от которых мне очень плохо и ничего не может измениться в действительности? Не лучше ли подумать, например, так: «Да, я совершила плохой поступок. Но этот поступок — еще не я сама. На самом деле я гораздо лучше, раз я понимаю, что поступок плохой. Значит, если я на самом деле хо- роший человек, то вместо самобичевания я могу потратить силы и энергию на что-то хорошее, искупающее мой поступок».
«Он негодяй! Он лжет мне! А я для него столько сделала!» => «Почему люди, которые лгут мне, не должны поступать так, как они поступают, то есть не должны лгать? Почему они не имеют права делать это? Чем ужасен обман? Нет причины, по которой люди не имеют права обманывать, хотя если бы они воздерживались от лжи, было бы гораздо лучше. На самом деле, если кто-то предрасположен к обману, ему ничего не остается, как обманывать, — такова уж его природа. Если человек лжет, то это вряд ли можно считать чем-то ужасным, хотя это и создает дополнительные неудобства. Но эти неудобства вполне можно пережить».
«Я столько ему всегда помогала! И сейчас я душу вложила в эту работу, а он меня раскритиковал. Это так ужасно, так обидно! Может быть, мне уволиться, чтобы его никогда не видеть?» => «Кто сказал, что друг, которому я когда-то помог, не имеет права критиковать меня? Кто сказал, что такое пережить невозможно? Кто сказал, что я не смогу вынести суровой критики? Пожалуй, запрет на критику существует только в моей голове. Ясно, что никто не станет выполнять этого требования. Я вполне могу пережить критику, если только сама не стану заострять внимание на сказанном и принимать все слишком близко к сердцу. От критики я
к 3656 ˜˜г
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
не умру. Я все равно принимаю себя такой, какова я есть. Зато можно извлечь некоторую пользу из критики, если отнестись к ней разумно».
Подобных примеров достаточно в практике любого консультанта. И все они требуют от психолога внимания и способности вести четкий логический анализ. Продемонстрируем это еще раз на следующем примере.
Блокировка «Я не должен слишком напрягаться для того, чтобы получать то, что хочу, — даже зная, что это принесет мне пользу. Работать для своего собственного счастья слишком тяжело. Я хочу получить его немедленно и без усилий»
Активатор: «Единственный способ избавиться от низкого порога фрустрации и стать вполне здравомыслящим человеком заключается в том, чтобы много и упорно работать над преодолением своего отвращения к долгой и упорной работе».
Аргументация. Невозможно лучше аргументировать данный активатор, чем это сделал Альберт Эллис37:
«Да, работать для получения желаемого результата с прицелом на далекое будущее довольно трудно. Но если ничего не делать, то будет еще труднее. Результат, полученный слишком легко и быстро, может обернуться большими потерями в будущем. Это печально, но к сожалению все именно так и происходит. Если я не постараюсь, то моя дальнейшая жизнь потребует от меня куда более значительных болезненных переживаний, неудобств и усилий.
Итак, вам поможет только практика, только работа*.
Вы продвинетесь вперед, даже если будете просто распознавать и выражать свои чувства. Но чтобы достигнуть прочного результата, вам необходимо оспаривать свои иррациональные представления тысячи раз, и тысячи раз приходить к рациональным представлениям, буквально вбивая их себе в голову. Вы должны также тысячи раз поступать вопреки своим иррациональным представлениям, расстроенным чувствам и искаженным мыслям.
Не существует простого волшебного способа изменить себя. И никто не может потрудиться за вас для вашего изменения. Только вы сами можете изменить себя. И только с помощью постоянной работы над
37 Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб., 1999.
226
_________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
собой. Вы можете перестать чувствовать себя несчастным, подавленным человеком... Воспользуйтесь не одним, а несколькими подходами, не одной, а несколькими методиками, направленными на изменение ваших мыслей, чувств и поступков. Дайте каждой методике и каждому подходу возможность подействовать — ни один метод не производит мгновенных изменений и ни один метод ничего не даст без постоянной работы над собой. Если один метод не помог, используйте второй, третий, четвертый! Даже если вам что-то помогло, все равно используйте разные способы. Выберите наиболее для вас подходящий. Возможно, вам понравится применять несколько подходов комплексно. Используйте их последовательно и многократно, до тех пор, пока не увидите устойчивые результаты.
Повысьте свой порог фрустрации, ответив на следующие вопросы.
Какие иррациональные представления я хочу оспорить и преодолеть? Ответ: Я не должен так много работать, чтобы изменить себя. Все должно быть намного проще! А здесь слишком много сложного. Ужасно, что никто не сделает это за меня.
Могу ли я доказать истинность этих иррациональных представлений? Ответ: Нет.
Какие свидетельства говорят против этих иррациональных представлений ? Ответ: Тому есть множество свидетельств:
Не вижу причины, почему я не должен много и упорно работать над собой. Если я хочу измениться, значит, я должен трудиться. Таковы условия изменений. Процесс изменения действительно трудоемкий, и это изменить нельзя. А я могу измениться, если соглашусь с тем, что стоит поработать и добиться хороших результатов.
1. С чего это я взял, что процесс изменения личности должен быть простым, легким и приятным? Это лишь плод моих желаний. Наук: не известны такие способы. Если я даже очень захочу, чтобы все изменения произошли мгновенно легко и приятно, то все равно мое желание не сделается реальностью, зато мои страдания будут оставаться вполне реальными.
2. Что значит: мне слишком трудно самостоятельно работать над изменениями себя? Очевидно, что это не настолько трудно, чтобы у меня не было ни одного шанса, — хотя наверняка это нелегко. Утверждая, что это слишком трудно, я просто прячусь за слова, на самом деле подразумевая, что это труднее, чем мне хотелось бы. Не таится ли в этом требование, чтобы все, что, по моему мнению, должно быть простым, обязательно должно быть простым в реальности, иначе это ужасно и невозможно пережить? Действительно ли это так? Вряд ли!
227
Часть 2 Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
3. Да, действительно, менять себя довольно трудно. Но это неизменное условие. Мне это трудно, это трудно каждому человеку, который хочет изменить себя. Это объективная истина. Глупо дуться на это и капризничать. Это — условие решения задачи, которую я перед собой поставил.
4. Да, действительно, менять себя трудно. Но если оставить все как есть, то будет еще хуже, потому что тогда при мне останется моя депрессия, гнев, страх, тревожность — а вот это и правда очень тяжело.
5. Почему ужасно, что никто не сделает это для меня и за меня, так, чтобы я изменился в лучшую сторону? Ужасно — это то, хуже чего просто быть не может, это более, чем плохо. Тот факт, что мне придется работать над собой, испытывая при этом дискомфорт, время, энергию и, возможно, деньги — это неудобство. Но неудобство вряд ли можно назвать чем-то, что «более, чем плохо» и «то, хуже чего быть не может». Нет, это только временное неудобство. Но чем больше я преувеличиваю для себя трудности, тем тяжелее мне будет начать и продолжать работу. А потому лучше я буду рассматривать эту работу над собой, как некоторое временное неудобство.
Какие конкретно свидетельства говорят в пользу истинности моего иррационального представления ? Ответ: Я не вижу никаких свидетельств. Есть довольно много доказательств, что работать над собой трудно. Есть доказательства, что невозможно просто ознакомиться с методиками, осознать, что они полезны, и автоматически измениться. Вот, я уже практически знаком с методикой, но изменений пока нет. Так что я просто должен выбрать, буду я работать над собой на заданных условиях или нет. И не стоит создавать себе дополнительные трудности, вздыхая по невозможному. Что может измениться от моих вздохов?
Что самое плохое может случиться со мной, если я откажусь от своего иррационального представления и буду действовать вопреки ему? Примерный ответ:
1. Я буду продолжать работать над собой, это станет моей «головной болью» и «геморроем». Ну и пусть. Если я не буду работать над собой, то все мои проблемы останутся при мне и, возможно, на всю жизнь.
2. Если я откажусь и не буду работать над решением проблем, то проблемы не только останутся со мной, но еще и усугубятся. Пожалуй, это будет еще хуже.
3. Если я буду работать над собой, то самое плохое, что может со мной случиться, заключается в том, что я не изменюсь ни на йоту. Это значит, что все мои усилия пропадут зря. Но, по крайней мере, я буду уверен, что сделал все, что мог для своего спасения. В то же время, если я ниче-
228
Глава 5 Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
то не буду делать, то, скорее всего, со временем мне станет еще хуже, чем сейчас. Многие вещи вносят беспокойство и некоторое неудобство в мою жизнь, но я принимаю это как должное. Почему бы мне не потерпеть некоторое неудобство в период работы над собой, чтобы сэкономить много времени и сил в будущем, освободив себя от лишних страданий. Итак, лучше я буду продолжать работать над собой.
Что хорошего может случиться со мной, если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им?
Примерный ответ:
1. Я действительно смогу избавиться от своих проблем. Сейчас меня мучает тревога и депрессия и т. п., но смогу ослабить этот гнет.
2. Если я смогу преодолеть свой низкий порог фрустрации в одной области, то я преодолею низкие пороги фрустрации в других областях своей жизни. В частности я смогу избавиться, например, от медлительности, нерешительности или от переедания и т. п.
3. Для меня самая трудная и важная задача — научиться радоваться жизни, напряженно работая над собой, то есть, отказывая себе в минутных радостях ради будущих достижений. Если я, в конце концов, откажусь быть несчастным, проходя через ряд ограничений, то смогу считать, что это была одна из самых серьезных и почетных задач моей жизни, которую я успешно решил.
4. По мере работы над преодолением низкого порога фрустрации — даже если это займет достаточно много времени — я буду преуспевать все больше и больше, и со временем эта работа станет доставлять мне удовольствие. Я увижу, как постепенно растет моя независимость и власть над собственными эмоциями. А что может дать чувство большего удовлетворения, чем сознание того, что ты сам становишься хозяином своей судьбы?»
НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Иногда случаются ситуации, когда клиенты при явной искренности и мотивации к решению проблемы, несмотря ни на какие техники и приемы, так и не могут остановиться на каком-либо решении. Это может объясняться личностными особенностями или особенностями самой проблемы. Раньше мы уже говорили, что решения принимают-
229
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
ся не только при необходимости изменить обстоятельства, но и при необходимости изменить свое психологическое состояние или отношение к происходящему.
В таких случаях консультант может применить некоторые приемы психотерапевтических подходов. Эта работа проходит на зыбкой грани между консультированием и немедицинской психотерапии. Поэтому применять эти приемы следует очень осторожно и только при уверенности в правильности их использования. В любом случае, следует воздержаться от использования клиентов в качестве «белых мышей», а получить практические навыки на семинарах и тренингах.
Метафора
В жизни мы сплошь и рядом используем метафору, даже не замечая этого. Мы говорим: «Ягодка моя!», выражая нежно-сладкие чувства. Или жалуемся: «Он мне сердце разбил», имея в виду крушение отношений. Перечисление примеров может быть бесконечным. Слыша метафору, мы буквально ощущаем, видим, даже слышим, как это должно быть. Даже в данной главе использовалась метафора-ситуация о приглашенном «помощнике», переставляющем мебель в доме, благодаря которой в один миг стала понятна отдаленная, туманная теория.
Психологическая метафора имеет особую силу. Она в виде образов и символов сообщает нашему биокомпьютеру — мозгу — информацию о возможных выходах из какой-то негативной ситуации. Эта информация объединяется с тем состоянием, которое переживает человек, и начинает запускать программу по выходу из проблемной ситуации, дискомфортного состояния.
Метафора может строиться по-разному. Приведем пример одного из возможных вариантов.
Например, консультант имеет в виду неприятное переживание. Он придумывает или берет что-либо из реальной жизни, что напоминало бы как-то данное состояние, чтобы клиент мог бы провести параллель между тем, что описывает консультант, и тем, что переживает он сам. Затем консультант описывает процесс изменения в лучшую сторону в своей истории. Заканчивает он чем-то удовлетворительным, светлым, свершившимся — в общем, чем-то хорошо расцениваемым человеком. Таким образом, он закладывает в мозг клиента программу выздоровления.
Итак, необходимо придерживаться следующих условий построения метафоры.
230
_________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
1. История начинается с описания ситуации или состояния, близкого к переживаемому человеком, но не относящегося непосредственно к нему.
2. Постепенно разворачивая историю, описываются все этапы, процессы развития ситуации, которые человек может легко ассоциировать со своим переживанием или ситуацией.
3. Что бы ни являлось предметом рассказа, консультант в повествовании стоит на стороне того персонажа (если таковой есть), которого клиент ассоциирует с собой, даже если этот персонаж сначала находится в незавидном положении или совершает аморальные поступки.
4. Метафора всегда имеет счастливое избавление от проблемной ситуации или состояния.
Для иллюстрации приведем простейший вариант психотерапевтической метафоры, призванной облегчить и запрограммировать клиента на принятие, понимание своего состояния и успешное выздоровление в период острой душевной боли, вызванной утратой любимого человека. Она всегда приносит успех, снимая первоначально возникающее невыносимое напряжение.
«Вы знаете, когда мы получаем душевную травму, мы испытываем боль, и мы говорим, что у нас в душе рана. И душа обливается горячими слезами, и они текут по душе... Слезы — это кровь души. И на самом деле это очень похоже на рану.
Может быть, вы видели когда-нибудь рану на теле. У нее развернутые края, она кровоточит, и такая боль... бесконечная, нескончаемая боль... И из раны идет кровь и стекает по телу... И кровь омывает такую большую, такую больную рану, и ей становится полегче и боль совсем немного уменьшается... И потом кровь останавливается и рана потихонечку начинает затягиваться... Сначала образуется тоненькая-тоненькая пленочка... Она еще очень тоненькая и очень чувствительная, и ее нельзя касаться... И боль еще есть, и, в то же время, она уже поменьше и ее можно терпеть...
И время идет, и вот уже пленочка стала корочкой. И вы еще бережете ее от прикосновений, и в то же время ощущаете, что она стала Меньше... И вы видите, что это уже только маленькое уплотнение... И вы уже понимаете, что вам безразлично все, что раньше было — и боль, и прикосновения... И вам безразличны и печаль, и радость... Наступает отдых... тишина... расслабление... Боль ушла...Ушла навсегда... Покой... Комфорт... И вы набираетесь сил... И в то же время корочка постепенно отпадает... И вы видите тонкую кожицу — мягкую,
231
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
нежную... И вы бережете это место в своем теле и в своей душе... И вы стараетесь нежно касаться его...
Но вот проходит еще немного времени, и вы радостно замечаете, что вы снова можете чувствовать и в то же время понимаете, что совершенно выздоровели, и при этом ощущаете комфорт в душе и в теле... И вы расправляете плечи... и делаете глубокий вдох... И вот уже новая радостная жизнь наполняет ваши тело и душу... И вы свободны...»38
К настоящему времени уже издано и продолжает издаваться великое множество книг с примерами применения метафоры, сборников психотерапевтических сказок и историй, которые являются теми же метафорами. Каждый консультант может постепенно собрать в своем профессиональном багаже метафоры на все случае жизни. Но все-таки еще лучше научиться их сочинять непосредственно для конкретного клиента.
Клиентка, обратившаяся на консультацию, не могла решиться на какой-то определенный шаг: она хотела разорвать отношения с мужчиной, но при этом боялась боли утраты, которую ей пришлось бы пережить в таком случае. Поэтому она долго избегала окончательного решения, хотя страдала от продолжения связи, так как ее мужчина не скрывал, что имел такие же отношения с еще одной женщиной. «Это похоже на занозу в сердце», — сказала она.
Консультант: «Когда в теле сидит заноза — это очень неприятно. И все-таки, можно потерпеть, особенно если ее не касаться. Я помню, одна моя знакомая очень долго ходила с такой занозой. Вынимать ее было очень неприятно, потому что заноза сидела глубоко. «Потерплю немного, — думала женщина. — Когда-нибудь она сама выйдет наружу, и все пройдет само собой». И это решение показалось ей вполне приемлемым.
Шло время, и заноза беспокоила ее все больше и больше. Вокруг нее уже образовался целый нарыв. Теперь уже заноза постоянно напоминала о себе острой болью. «А теперь выковыривать занозу еще больнее, — думала женщина. — И потом, зачем я буду причинять себе лишние страдания? Нарыв когда-нибудь сам собой прорвется. И снова шло время. Заноза продолжала сидеть в теле женщины, причиняя невыносимые страдания. Нарыв разросся до такой степени, что жить с ним стало невыносимо. Тело женщины горело, как в лихорадке, она не могла ни о чем думать и говорить, кроме своей боли. Вся ее жизнь сосредоточилась на занозе. И, наконец, она сказала: «Пожалуй, лучше я потерплю даже сильную боль, и выну занозу. Зато потом моя боль успокоится, и я буду совершенно здорова. А если я не сделаю этого, нарыв разрастется еще больше, и я могу погибнуть». Так она и сделала.
38 Емельянова Е. Разговоры о любви. Саратов, 1999. С. 11—12.
232
________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
После удаления занозы боль еще доставляла ей некоторое время страдания. Иногда она даже думала, уж не проще ли было оставить занозу там, где она была. И все-таки с каждым днем ей становилось все легче и легче.
А недавно она показала мне место, где был чудовищный нарыв. Я с трудом рассмотрела тоненький шрамчик. И женщина смеялась: какое счастье жить без занозы в теле. Если бы я не слушалась своего страха, то была бы здорова уже давно».
Психологическая метафора обеспечивает положительный эффект, даже если рассказана, скажем, во время поездки в общественном транспорте. Но лучше всего метафора действует, если человек находится в расслабленном состоянии, а наиболее эффективна, когда она подается таким образом, что человек входит в транс.
Человек в состоянии транса сосредоточен на внутреннем состоянии. Он слышит посторонние голоса, шумы, но у него нет желания реагировать на них. Он не делает никаких усилий по отношению к тому, какие образы, мысли появляются и протекают в его голове. Он только наблюдает за ними. В таком состоянии человек наиболее открыт для прямого контакта со своим бессознательным и максимально внушаем.
Для использования трансового состояния в процессе консультирования необходимо выполнить следующие шаги.
1. Объяснить человеку, что такое транс, например: «Это состояние напоминает момент сразу после пробуждения или непосредственно перед погружением в сон».
2. Предложить ему почувствовать это состояние, сопровождая свое предложение невербальной и вербальной подстройкой. Это значит:
а) консультант также принимает расслабленную позу;
б) его голос звучит значительно, но мягко, негромко, повествование начинается в среднем темпе, который затем замедляется;
в) в рассказе используется репрезентативная система клиента.
3. При условии выполнения предыдущих шагов использовать стандартные фразы. Например: «Пока вы сидите и слушаете меня, вы можете принять удобную для вас позу и начать расслабляться. Вы можете почувствовать себя комфортно и приятно расслабиться, и в то же время вы слышите мой голос, и он сливается с ощущением комфорта, и вы можете видеть образы, которые свободно и бесшумно появляются в вашем расслабленном сознании. И вот теперь, когда вы расслабились так, как вам удобно и комфортно, я бы хотела рассказать вам одну историю. Слушая ее, вы можете увидеть эту историю, будто на экране, и ощущать все то, о чем в
233
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
ней говорится и при этом чувствовать себя тепло и комфортно. Ваше сознание может размышлять о том, что же сейчас произойдет, или внимательно прислушиваться к моим словам, в то время как бессознательное свободно впитывает образы моих тихих слов и ощущает, как они проникают в самую глубину».
4. Оградить по возможности клиента от внешних воздействий: в момент транса он должен чувствовать себя комфортно и безопасно, его ничего не должно тревожить, и, конечно, он должен испытывать полное доверие к происходящему.
5. Если во время транса все же возникают какие-то посторонние звуки, предпочтительнее будет сразу же «ввести» их в транс, сказав, например: «Вы слышите разные звуки и в то же время вы понимаете, что они не касаются вашего плавного расслабления...»
6. Говорить нужно медленно, с паузами, во время которых человек созерцает происходящее в его внутреннем мире и усваивает информацию. Периодически можно слегка акцентировать то или иное слово или чуть-чуть ускорять или замедлять темп речи, что создает эффект раскачивания.
7. После введения в состояние транса рассказать историю-метафору, которая соответствует разрешаемой клиентом проблеме, или предложить метафору состояния, используя особые связки между предложениями: «в то время, как...», «в это же время...», «и...», «поэтому...».
8. Закончить погружение в метафору, например, такими словами: «И вот теперь вы узнали и как все может прийти к благополучию, покою и безопасности, и жить в глубине вашей души. И вы можете этому чувству благополучия позволить распространиться и на все вокруг вас. Поэтому я сейчас начну считать от 5 до 1, и когда я дойду до цифры 1, вы полностью выйдете из транса. 5...4...3...2... 1. И теперь вы медленно открываете глаза».
9. Как только клиент откроет глаза, изменить позу и произнести приветствие бодрым голосом. Если человек затрудняется выйти из транса, следует взять его за руку, назвать по имени — очень мягко, но достаточно активно. Клиент обязательно должен почувствовать четкий переход от транса к реальности.
Фокусирование
Ю. Джендлин предлагает следующее определение этого психотерапевтического подхода: «Фокусирование — это форма внимания, обращенного внутрь, на тело, и неизвестного большинству людей. Обу-
234
Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора
чение фокусированию может потребовать нескольких дней — возможно для этого будет необходимо проведение трех восьмичасовых сессий. Некоторые люди могут освоить фокусирование практически немедленно, как только в попытках разрешить свою проблему обратятся к ощущениям тела. Но может потребоваться и несколько месяцев... с помощью незначительных, изредка предлагаемых инструкций... Фокусирование связано с ощущениями, возникающими в теле, на границе между сознательным и бессознательным. Большинство людей не знает, что любые телесные ощущения могут возникнуть именно в этой зоне и можно сосредоточиться на них. При этом сначала появляется лишь смутное чувство дискомфорта, которое потом становится отчетливым ощущением, и вот с этим ощущением уже можно работать, находя в нем много различных аспектов»39.
Когда клиент говорит о своих переживаниях, часто, в действительности, он далек от того, что чувствует. В результате получается теоретическое изложение о пережитом. Между тем, лучше всего способствует происходящим переменам только то, что переживается прямо сейчас и тут же обсуждается с консультантом. Поэтому отчужденное изложение, как правило, не дает никакого эффекта. Можно много разбираться в том, что произошло, но ничего не изменится, пока клиент не включится в этот процесс эмоционально, то есть не начнет переживать все вновь. Именно в такой момент и происходит наиболее полное осознавание того, что происходит.
Консультант может спросить, где именно в теле клиент чувствует свою проблему. Несмотря на кажущуюся странность вопроса, как правило, клиенты очень быстро начинают понимать, о чем идет речь, и отвечают на этот вопрос.
Часто ощущения возникают таким образом, что человек не может точно определить, что именно он почувствовал. Но важно то, что он нечто чувствует. Причем он может сказать, где он чувствует это нечто. Эти ощущения являются переживаниями настоящего времени. Поэтому при описании клиентом переживания необходимо слушать, как он описывает свое ощущение: нередко описание звучит чрезвычайно метафорично. При этом сам клиент может не замечать этого. Не навязывая сразу свою интерпретацию, следует последовательно отражать его рассказ, интонациями и переформулировками слегка подчеркивая эту метафоричность. Иногда клиент замечает это сам.
Существуют характерные черты возникающих в соответствии с проблемой ощущений. Они:
9 Джендлин Ю Фокусирование М , 2000. С 8.
235
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
1) возникают на границе сознательного и бессознательного;
2) носят неопределенный, несколько размытый характер, за счет чего их трудно описать;
3) при всей неопределенности узнаются безошибочно как именно ТО ощущение, которое связано с проблемой;
4) переживаются на телесном уровне;
5) имеют всегда некоторую сложность: нередко представляют собой целый комплекс ощущений, которые составляют единое целое;
6) при условии их непосредственного переживания и обнаружении клиентом связи с проблемной ситуацией приводят к новому пониманию на уровне сознания и к неким изменениям на бессознательном уровне;
7) носят непредсказуемый характер: невозможно заранее определить, когда, где и как возникнет ощущение, как оно будет изменяться.
Консультант. Вот сейчас, когда вы говорите о том, что не знаете, как вам лучше поступить, где в теле вы чувствуете вашу нерешительность?
Клиентка. Это где-то в сердце... Там будто что-то наливается свинцом, а потом снова становится пустым... И так снова и снова.
Консультант. И на что похоже это ощущение?
Клиентка. Будто я на качелях катаюсь, вверх-вниз, вверх-вниз.
Консультант. По-моему, это похоже на ваше реальное положение.
Клиентка. Да, я из-за своей нерешительности буквально раскачиваюсь от одной крайности к другой.
Консультант. Если вы сейчас постараетесь изменить ощущения в вашем сердце, чтобы оно перестало раскачиваться, то как вы это сделаете?
Клиентка. Так... Я его немного наполню...
Консультант. Делайте это прямо сейчас.
Клиентка. Я его наполняю... Но не до конца... Не свинцом... Я его наполняю жидкостью... Вот теперь оно равномерно наполнено, и оно теперь ровно пульсирует.
Консультант. Как вы могли бы связать эти новые ощущения с вашей проблемой?
Клиентка. Вероятно, я хочу то полностью одного, то полностью другого. Но могла бы выбрать компромиссное решение: я могу не отказываться полностью от своей карьеры, но несколько сбавить темп, ограничить себя... Хотя мне это нелегко. Но зато я могла бы больше уделять внимания своим домашним. Этого мне не хочется. Но сейчас я понимаю, что для «равномерной пульсации» моей жизни мне придется отказываться от чего-то одного... Я хотела выбрать, но, кажется, лучше объединить обе стороны жизни, отказавшись частично от чего-то с обеих сторон...
236
________Глава 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора___________
Консультант. Когда вы принимаете это решение, вы ощущаете его в теле?
Клиентка. Да, я чувствую его почему-то в желудке.
Консультант. В желудке? И что вы чувствуете?
Клиентка. Как будто, голод.
Консультант. Голод? И как вы можете это объяснить?
Клиентка. Как будто, мне чего-то не хватает.
Консультант. Не хватает? Пищи?
Клиентка. Да, будто я голодная... Хотя, это больше похоже на страх. Да, как будто я испугалась чего-то?
Консультант. Вот как? И что вас пугает?
Клиентка (после долгой паузы): Мне кажется, я не могу быть вот такой, с наполненным сердцем, с сытым желудком. Как будто, это не для меня. У меня всегда должно чего-то не хватать. Если у меня будет все... Я буду бояться потерять это. Нельзя быть такой счастливой.
Дальше беседа продолжается уже о «вине выжившего», то есть о внутреннем убеждении, что нельзя быть счастливее, чем родители; о том, что клиентка, следуя этой установке, сама не допускала удовлетворения жизнью.
Визуализация проблемы
Иногда человек затрудняется описать то, что он ощущает. Тогда можно предложить ему выразить это в виде образа, даже увидеть проблему.
Клиентка обратилась к психологу, чувствуя, что ее жизнь рушится. Она недавно развелась с мужем, и, хотя сама хотела развода и перенесла его относительно спокойно, у нее возникло чувство, что все хорошее в жизни закончилось. Это чувство усугублялось тем, что она жила с двумя детьми, которые создавали немало проблем, требующих немедленного разрешения. К тому же приходилось вкладывать много сил в работу, которая плохо оплачивалась, но была ей интересна. Однако материальное положение заставляло ограничивать себя буквально во всех областях жизни. Дополнительно подрабатывать она не могла, так как дети нуждались в ее внимании и заботе.
Предыдущая беседа с психологом не дала результата. Женщина не видела ни одного выхода из создавшейся ситуации, а душевное состояние ее продолжало ухудшаться.
Клиентка. Я не нахожу никакого решения проблемы. Я не понимаю, в чем ее сущность. Я просто чувствую себя зажатой в тиски, которые сжимаются с каждым днем.
237
Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами
Консультант. Вы сказали, что чувствуете себя зажатой в тиски. Если бы это были настоящие тиски, то что бы вы стали делать?
Клиентка. Вероятно, я позвала бы на помощь?
Консультант. Кого?
Клиентка. Скорее всего, людей, которые находятся рядом со мной.
Консультант. И что бы вы попросили их сделать?
Клиентка. Раскрутить тиски в обратную сторону.
Консультант. Что значит в обратную сторону?
Клиентка. Значит, вернуть их в то положение, в каком они были, когда еще не сдавливали меня.
Консультант. Давайте теперь вернемся в то время, когда вы не чувствовали себя сжатой в тиски. Чем конкретно оно отличалось от настоящего?
Клиентка. Все было то же самое, но я всегда к чему-то стремилась, чего-то ожидала. Я чувствовала, что свободна выбирать что-то. Да, я чувствовала себя свободней, чем сейчас.
Консультант. То есть, несмотря на то, что все было так же, вы чувствовали себя свободней, и могли что-то выбирать. Но что мешает вам сейчас делать то же самое?
Клиентка. Я не чувствую никакой опоры. Наверное, мне страшно.
Консультант. Получается, что тиски выполняют функцию опоры: выбирать страшно, но и нельзя: тиски не дают. Что бы вы делали, если бы тиски внезапно разжались?
Клиентка. Не знаю... (Задумалась.) Наверное, все то же самое. Да, я ничего не стала бы менять.
Консультант. Тогда что же вас давит, как тиски?
Клиентка. Наверное, мой страх. Страх, что я одна и вся ответственность лежит на мне. Я за все отвечаю сама. Мне некого винить.

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>