<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1.Уменьшительные имена и прозвища, которыми вас называли в детстве.
1а. Какие из уменьшительных имен и прозвищ вы предпочитаете и почему?
2. Рисунок "Мое прошлое как я его представляю" (Вариант для дошкольников и младших школьников).
3. Опишите любимую одежду вашего детства.
4. Расскажите о любимой игрушке вашего детства и вспомните какой-нибудь эпизод с ней связанный.
5. Какая у Вас была любимая или нелюбимая еда в детстве?
6. Опишите место в доме, где было наиболее вам уютно.
7. Вспомните и расскажите что-нибудь связанное с "нельзя" в вашем детстве.
8. Опишите ваши детские страхи.
9. Нарисуйте дом вашего детства.
10. Какие игры и занятия в детстве вас увлекали больше всего?
11. Какое положение, которое вы занимали в этих играх чаще всего?
12. Опишите своего друга детства.
13. Если у вас была бы машина времени, то в какой возраст вы бы вернулись и почему?
14. Расскажите о традициях и обычаях в вашей семье
15. Опишите позу близкого вам человека
16. Опишите руки близкого вам человека.
17. Опишите голос близкого вам человека (тембр, сила и т.д.).
18. Опишите типичную позу близкого вам человека.
19. Какие манеры близких вам людей у вас остались?
20. Какие черты вашего характера вы переняли у старших членов семьи.
21. На кого в семье вы больше всего похоже? Чем?
22. Какие книги (сказки, стихи, произведения искусства) вашего детства больше всего на вас повлияли.
Процедура. Приведенный перечень вопросов достаточен для проведения 4-5 сессий. Эти вопросы составляют основное содержание психокоррекционной программы, но каждая сессия должна быть обрамлена упражнениями на групповую динамику, по психогимнастики, на вхождение в коллектив, на создание ритуалов знакомства и прощания и т.д.
Профилактический этап.
Задачи профилактического этапа.
1. Познакомиться с теорией посттравматического стресса.
2. Проанализировать личный опыт.
3. Начать работу с индивидуальным стилем преодоления посттравматического стресса.
Процедура основана на вызове из памяти травматического события или происшествия. Упражнение выполняется в форме внутреннего диалога с последующим обсуждением в группе. Процедура базируется на принципах визуализации и левитации. Термин визуализации известен в практической психологии и означает вызывание специальными приемами зрительных, слуховых и обонятельных представлений и происшедших событиях. Мы вводим новый термин: “левитация”. Термин левитация означает возможность мысленного перемещения на место события с построением фона, сопровождающее данное событие.
Схема внутреннего диалога
(интроспекция)
1. Характеристика события
2. Время, когда произошло данное событие.
3. Место, где произошло данное событие.
4. Левитация (мысленное перемещение на место события).
5. Ваш возраст во время данного события.
6. Внешний вид (особенности одежды).
7. Окружение (природа, городские строения и т.д.)
8. Погода и время года.
9. Телесные ощущения во время того события.
10. Само событие.
11. Ощущения во время события.
12. Локализация ощущений во время события.
13. Ваши переживания.
14. Первые мысли о событии.
Последний пункт схемы внутреннего диалога в зависимости от индивидуальных особенностей личности клиентов распадается на два ряда последующего самоанализа. Первый ряд - образный, который может иметь следующую последовательность: образ - метафора - рисунок - изменение рисунка. Второй ряд – предметный. Он состоит из нахождения предмета - цвет, форма, запах предмета; прикосновение к предмету - перемещение предмета - изменение предмета.
Проблема эффективности данного тренинга.
Вопрос об эффективности групповой психологической помощи можно сформулировать следующим образом. Какой вид изменений у пациентов связывается с применением различных форм и методов психотерапии Источники информации о наступлении этих изменений разнородны: отчеты пациентов, психофизиологические и психометрические исследования.
В результате проведения тренинга преодоления детских психологических травм можно фиксировать на основании самоотчетов и/или психометрических исследований следующие изменения:
1. Большая способность и умение приспосабливаться к социальному окружению и его требованиям;
2. Большее умение устанавливать оптимальные отношения с другими людьми;
3. Увеличение умения решать проблемы и жизненные задачи;
4. Изменение установок;
5. Большая способность адекватно реагировать в различных ситуациях;
6. Рост творческой самореализации и развития;
7. Снижение симптомов дезадаптации;
8. Снятие препятствий для личностного роста.
Возможно так же применение в качестве инструментария проверки эффективности психотерапевтической процедуры следующий психологический инструментарий: шкала самоуважения Розенберга, шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина, шкала самооценки Дембо-Рубинштейн.

10.5. Общая характеристика метода «группа поддержки»
Легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности (К. Левин).
Группы поддержки – форма групповой работы, в которой происходит организация общей деятельности. Объединяет группу сходство проблем, которые в одиночку люди решить не могут. Потребность участников объединяться на основе сходства проблем используется для обмена информацией о том, как более эффективно организовать свою жизнь при наличии болезни, изоляции, эмоциональных травм, жизненных кризисов.
Цель проведения группы поддержки. Группа поддержки призвана организовать поддержку, содействовать обмену информацией, помочь процессу адаптация к новой ситуации развития, создание благоприятных условий для помощи и взаимопомощи.
Задачи группы поддержки. Главная задача группы поддержки организовать обмен эмоциональным опытом, что позволяет решить ряд специфических задач, которые трудно или невозможно разрешить в одиночестве. Таких как снятие уникальности, эффективный поиск личностных резервов, принятие факта потери и умения находить и принимать поддержку.
Форма, тип группы поддержки. Форма, в которой проводится группа поддержки, зависит от многих факторов. Мы остановимся на социально-культурных. Например, в сельской местности наиболее приемлемой формой работы будет клуб. В рабочей среде большую эффективность получат группы различного вида деятельности. Среди людей преимущественно творческих профессий, скорее всего, будут успешны дискуссионные группы.
Социальная ориентация группы поддержки. Сущностью социальной ориентации группы поддержки является организация помощи человеку в горе. Помощь человеку в горе это и содействие включению (возвращению) его в социальную жизнь, это и изменение образа жизни. В конечном счете, группа поддержки ставит перед собой задачу помощи в осуществлении личностного роста после потери.
Механизмы, которые обычно задействованы при проведении группы поддержки. Во-первых, это социальная оценка и осознание проблемы; во-вторых, это социально-психологическая активация; в третьих, это обмен социальной и психологической информацией на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Руководитель группы поддержки. Здесь достаточно широкий диапазон возможностей. В качестве руководителя (руководителей) могут быть сами участники. Наиболее приемлем в качестве руководителя группы поддержки – профессионал (социальный работник и практический психолог). Не противопоказано руководство группой поддержки со стороны парапрофессионалов — священники, представители правоохранительных органов и др.
Роль руководителя группы Значение и роль руководителя разнообразна и имеет достаточно широкий диапазон: незнакомый/знакомый дядя или тетя, человек, который ведет дискуссию, обсуждает актуальные проблемы, эмоциональный лидер, способный остро чувствовать чужие переживание и включать в групповое обсуждение пострадавших. Наиболее приемлемое определение роли руководителя содержится в термине — фасилитатор. В ситуации группы поддержки данный термин можно перевести как человек создающий условия для облегчения страдания, человек облегчающий страдания
Продолжительность группы. Здесь нет жесткого регламента. Время продолжительности существования группы определяется потребностями ее участников. Как правило, группы, обсуждающие потери, собираются в течение года с различной частотой встреч.
Как сформировать группу поддержки
Ведущий группы является единственным лицом, ответственным за создание и сбор группы. Изрядная доля работы по поддержанию существования группы приходится еще на период до первой встречи, и от умения ведущего правильно отобрать пациентов и подготовить их к терапии в значительной степени зависит судьба группы.
Процесс создания и организации группы поддержки включает в себя следующие этапы и вопросы, которые следует решить перед началом собственно работы:
Подготовка самого ведущего к организации группы поддержки.
Отбор участников.
3.Принцип составления: демографический состав и потенциальная совместимость участников, т.е. степень гомогенности и гетерогенности группы.
4. Место и условия работы.
5. Открытая или закрытая группа.
6. Величина группы
7. Частота и продолжительность встреч группы поддержки
Принципы работы в группе поддержки
Принципы работы группы поддержки имеют некоторые отличия от правил работы, принятых в психотерапевтических группах:
1. Принцип личной безопасности (в психотерапевтических группах он имеет название "уровень конфиденциальности). Периодически необходимо проводить тест на личную безопасность. Уровень безопасности устанавливается на первой встречи. Каждый предлагает свой уровень, но принимается самый высокий из предложенных уровней. Возможно, что со временем уровень искренности возрастет. Если среди участников группового обсуждения есть такие, которые работают вместе, то, как правило, устанавливается верхний уровень безопасности, так как, даже не называя имен, очень легко вычислить участников.
2. Установление границ дозволенного. Участники группы должны принять границы приятного - неприятного, то есть насколько можно превратить обсуждение в праздник, насколько можно, принимать чужие боль и неприятности. В группе должен восторжествовать принцип, что мы не только получаем, но и отдаем, и чтобы что-то получить, надо что-то отдать. Кому-то необходимо оказывать поддержку, как бы плохо и трудно ни было самому.
3. Активное слушание. Принцип работы фасилитатора - помочь людям определить и назвать свои проблемы. Возможно, для многих основная потребность заключается в том, чтобы их выслушали, и не давали много советов. Что происходит в обыденной жизни, когда человек сталкивается с трудностями? Он старается все неприятности держать в себе, убеждая окружающих, что в его жизни "все хорошо!". И это логично, так как такой подход более адаптивен, так как мы не создаем лишние трудности для окружающих, но он одновременно отрицательно влияет на самочувствие и на состояние здоровья.
В группе можно не сдерживать эмоции, можно поплакать самому или посочувствовать тем, кто плачет по сходным причинам. Закон психического заражения нередко действует положительно на участников группового процесса. Важно, чтобы в группе с пониманием относились ко всем проблемам, высказываниям, эмоциональным проявлениям. Одним достаточно, чтобы их выслушали, другие готовы получить совет, третьим необходима помощь и поддержка. Фасилитатору необходимо чувствовать, а если надо то и прямо спрашивать, в какой помощи нуждается тот или иной член группы.
4. Проблемы социального контакта. Одним из условий эффективного функционирования группы поддержки является создание комфортного самочувствия участников в различных ситуациях группового обсуждения: например, создание условий, кода люди не бояться делиться любой информацией.
5. Лимит времени в группе. Продолжительность встречи в группе, как правило, ограничена (не более двух часов), поэтому время надо экономить и важно им эффективно пользоваться. Само по себе требование внимательно относиться к своему и чужому времени создает определенные рамки, определенную осмысленность жизни как раз в такой период жизненного пути когда «связь времен» разрушилась, распалась, произошел разрыв некой непрерывности. Таким образом, требование по эффективному использованию времени носит и психотерапевтический характер.
6. Домашние задания. Участники группы должны работать не только во время групповых встреч, но и в другие время - выполнять домашние задания, вести дневник и т.п. Данное требование-правило особенно необходимо на этапах острого горя, когда требуется продолжение поддержки и вне группового контекста.
7. Потребность фасилитатора в поддержке. Оптимальный вариант, - когда фасилитатор работает с со-фасилитатором. Когда руководитель группового обсуждения приходит не один, а с помощником, то участники увидят, что и ему необходима поддержка, и это успокаивающе действует на участников группового обсуждения.

Требования к ведущему группы
Существуют общие требования к личности ведущего группы: искренность, личностную интегрированность, терпение, смелость, гибкость, теплоту, умение ориентироваться во времени и самопознание.
Дадим более подробную характеристику эффективного ведущего группы.
Смелость. Смелость проявляется: во-первых, в способности позволять себе ошибаться; во-вторых, в способности противостоять себя участникам группы; в-третьих, в умении принимать решения; в-четвертых, в способности быть прямым и честным с участниками группы и в-пятых, в умении открыто говорить о том, что происходит в группе.
Быть примером для участников группы. Чтобы соответствовать данному требованию, ведущему необходимо стремиться к постоянному самосовершенствованию. Группа будет работать эффективно, если она увидит, что и ведущий выполняет в группе то, чего он требует от ее участников.
Эмоциональное участие в группе. Это означает участие ведущего группы в сомнениях, страхах, боли, страданиях, радости участников.
Открытость. Это многоплановая черта эффективно работающего ведущего группы, охватывающая открытость самому себе, другим участникам группы, новому опыту и различным стилям жизни и ценностям.
Умения принимать агрессию. В жизни группы есть масса ситуаций, когда ведущего могут обвинить, выразить неудовлетворенность им или агрессивно отреагировать — его могут обвинить в том, что недостаточно заботиться об участниках, что заботится только о некоторых из них, что слишком регулирует ход работы в группе или, наоборот, недостаточно делает это и т.д. Главным в данной ситуации для ведущего является такая установка как постоянная готовность обсуждать неприятные, враждебные реакции участников группы.
Личная сила. Это способность ведущего направлять поведение участников в нужное русло. Сила личности означает, что он знает, кем он является и чего он хочет. Такая уверенность в себе связана с искренностью и открытостью — сильным человеком является тот, который не боится анализировать себя, находит в себе не всегда позитивные личностные характеристики, который может показать себя другим таковым, каков он есть.
Стремление к новому опыту. Ведущий группы не обязан, конечно, переживать и испытать всевозможные трудности, но важно обладать опытом переживания как можно более широкой палитры чувств.
Чувство юмора. Умение увидеть смешные стороны даже в очень трудных и сложных ситуациях, вообще умение смеяться тогда, когда трудно, психотерапевтически бесценно. В кризисных ситуациях в группе юмор может уменьшить напряжение, помочь решать проблемы парадоксальными способами.

10.6. Группы поддержки ребенку в горе
Дети, встречаясь в группе, друг с другом, получают возможность увидеть, как в зеркале, в других свои собственные переживания и осознать связь между своими ощущениями и смертью родного человека. Их нельзя назвать" потерявшими от страдания разум", у них вполне нормальная реакция на сложнейшую ситуацию.
Цель работы группы — поощрять детей в их желании поделиться своим опытом, мыслями и переживаниями; так они глубже осознают всевозможные обстоятельства и самих себя в них. Дети воспроизводят на словесном уровне собственные действия и, узнавая друг друга ближе, получают возможность анализировать свой собственный случай, свои реакции на утрату и то, каким образом это влияет на их личностные особенности, на их Я-концепцию. Группа помощников, состоящая из взрослых, предлагает конструктивно расширить умение воспроизводить недавнее прошлое, что, скорее всего, делает более благотворным процесс переживания горя.
В группе анализируется различная тематика, которая объединяет проблемы горя и концепции целостности, четкости, самоанализа и самосознания.
Правила подбора группы. В группы, как правило, приглашаются дети школьного возраста — от 7 до 18 лет. Детям представляется как можно более широкий спектр опыта пребывания в горе, поэтому можно использовать две разные модели для работы в группе. Первая модель — это группа, собирающаяся 8 раз еженедельно (для детей младшего возраста) и 1 раз в две недели (для подростков). Занятия длятся 2 часа с должным перерывом. Другая модель — это работа в течение двух или трех дней с 9.00 до 16-00, с несколькими короткими перерывами и одним перерывом на прием пищи. Но как по процедуре, так и по содержанию, эти модели схожи друг с другом.
Первое, что необходимо сделать - это послать письмо с приглашением в форме просьбы в те семьи, которые уже сами связывались с нами, либо в предлагаемые нам школы и больницы.
В течение целого дня в группе, состоящей из 10 - 15 мальчиков и девочек, работают 3 взрослых помощника. Важно иметь в группе представителей обоих полов, (как среди детей, так и среди психологов). Девочки и мальчики часто выражают свое горе по-разному и могут учиться друг у друга. Руководители группы используют свои отличительные особенности, чтобы поддержать детей.
Первое занятие - в известном смысле - самое важное. На нем происходит знакомство специально организованным способом. Устанавливаем несколько правил, например, правило психологической безопасности (конфиденциальности). Это принципиально, чтобы дети чувствовали возможность свободного высказывания, не подвергаясь риску, что кто-то выдаст их тайну. Родители часто хотят знать, о чем рассказывают их дети, как они ведут себя в группе, тогда следует посвятить их в групповые правила, и тогда родители примут это без возражений.
Другое правило таково, что каждый сам решает, как много и что именно он или она хотят рассказать. Следует договориться сидеть тихо и слушать других. Как правило, некоторым детям сложно начать разговор, но им станет легче, когда они вначале выслушают других. Кто-то всегда более разговорчив, чем остальные. Во время первой встречи с группой следует определить детей с сильным противодействием, для которых анализ ситуации горя также может быть опасен в это непростое для них время.
В начале первого занятия сообщается детям о цели работы группы. Нужно суметь откровенно рассказать им о том, почему они находятся здесь: потому что кто-то в их семьях умер; потому что мы собираемся говорить об изменениях в их жизни и переживаниях, связанных со смертью. Поэтому так важна четкая, ясная форма начала разговора, чтобы и в дальнейшем можно было говорить с детьми откровенно.
Необходимо использовать вводные упражнения или, скорее, игры, которыми можно пользоваться, чтобы ближе узнать друг друга. Одна игра связана с именем, чтобы познакомиться с присутствующими; второе упражнение - интервью; дети в течение нескольких минут (от 2 до 5) интервьюируют друг друга, задавая вопросы о возрасте, любимой пище, в какую школу он (или она) ходят и т.д. Затем каждый представляет того ребенка, которого он интервьюировал.
Первое упражнение по теме "Горе" заключается в том, что маленькая группа (3-5 человек) рисует семью. Это дает возможность поговорить о человеке, который умер, о причине смерти и ситуации во время непосредственной близости смерти. Что знает ребенок? Существуют ли вопросы, которые необходимы и должны быть им заданы? Здесь можно столкнуться с первой проблемой по поводу смерти и с проблемой четкости, с той информацией, которую сообщает ребенок. Идет работа также с прошлым. Какова была семья накануне смерти? Как она выглядит сейчас? Часто после смерти близкого происходят некоторые изменения (появление отчима, мачехи, новых сестер или братьев; новая семья, переезд в новый дом, даже в новый город).
Рисунки семьи развешиваются на стене, и каждый ребенок коротко представляет семью всей группе, рассказывая другим о том, кто из изображенных умер, а также о причине его смерти. В каждом занятии есть перерыв, где можно предложить чай. Неплохо заканчивать каждое заседание, установив какой-то ритуал, например, поиграть в какую-нибудь игру на прощание, особым образом подчеркивая конец занятия.
Второе занятие. Что произошло?
Каждое занятие можно начинать с игры в имя. Это очень помогает начинать работу в группе каждый раз одинаково.
Во втором занятии есть такое упражнение: ребенок рассказывает о потере и реакциях на нее. Можно дать немного психологической информации о том, что случается с человеком, когда кто-то из близких ему людей умирает. "Сначала происходит шок, на который ты, возможно, отреагировал далеко не так, как должен был бы среагировать: например, смехом или чувством оцепенелости, неспособностью заплакать. Позже такие реакции часто влекут за собой чувство вины. Детям полезно услышать, что подобные проявления - в порядке вещей. Не следует читать лекции, работа должна быть больше похожа на дискуссию, и дети принимают участие в ней, делясь своим собственным опытом. Следующее упражнение - мозговая атака: что изменилось? На большом куске бумаги, висящем на стене, рисуем четыре больших круга, где пишем: фамилия, школа и друзья, тело, чувство и мысли. Все дети потом высказывают свои мнения по поводу того, что стало характерно для их жизни после смерти близкого человека. Какие новые мысли появились у них; страх, что кто-то из членов семьи также может умереть, кошмары и т.д. Следует не забыть подчеркнуть, что все это является нормальной реакцией на горе. Соматические симптомы - такие, как бессоница, чувство постоянной усталости, головные боли, боли в желудке и т.д., и т.п. Слушание рассказов других детей, возможность увидеть все, о чем говорилось на бумаге, - это все может повлиять на то, как дети смогут понять свои реакции и самих себя.
Занятия третье и четвертое. Беседа о чувствах.
Некоторые дети очень хорошо осознают свои настроения и в состоянии легко отличить одно впечатление от другого. Но многие, особенно маленькие, не имеют ясного представления о том, что с ними происходит. С маленькими детьми можно использовать силуэт человека, "человека-манекена", чтобы выяснить, где именно в человеческом теле находятся эмоции. Другое упражнение - на то, как меняются чувства стечением времени. Детям предлагается распределить по 4 кругам собственные эмоции - печаль, гнев, страх, счастье - а) во время смерти близкого человека; б) на групповом занятии; в) сегодня и г) в будущем. Упражнением с кругом также можно пользоваться, чтобы констатировать, насколько значимо в круге "Семья" личное горе ребенка и, например, горе мамы, дедушки, родных братьев и сестер. Некоторые дети считают, что просто не хватает места для их собственного горя, потому что, например, мамино горе, гораздо больше, чем их. Или ситуация может восприниматься совсем по-другому; ребенок, оказывается, чувствовал себя совершенно одиноким в своем горе, а из семьи никто не понимал, насколько тяжело его страдание.
Другое упражнение называется "чувства и маски". Иногда, в горе, мы предпочитаем скрыть некоторые мучительные состояния и спрятаться за маской. Дети рисуют 3 ощущения, которые, как они считали, им трудно выразить открыто; потом они рисуют маску, выражение лица они прятали вместе с реальными ощущениями. "Маска" обладает как преимуществами, так и недостатками. Для упражнений на ощущения часто бывает мало одного занятия, поскольку в этой проблеме возможно развертывание содержания. Для проведения этой темы необходимо иметь очень много сил.
Занятие пятое Воспоминания.
Воспоминания являются важной частью нашей личности, нашими внутренними образами. Известно, что дети лелеют воспоминания, нуждаются в них, потому что они связаны с человеком, которого уже никогда не будет, особенно если это кто-то из родителей. Ушедший человек необходим ребенку для психологического развития, ребенок как бы связывает свое настоящее с умершим. На этом занятии можно использовать большой лист бумаги, вывешенный на стену, (так же, как и в упражнении "Что изменилось?"). Внутри того или иного круга записываем различные детали памяти: "Личные вещи", "То, что мы делали вместе", "То, чему он/она научили меня", "Он/она в моей личности и наше физическое сходство". Существуют также и такие круги: "Запутанные воспоминания" и "Воспоминания со времени его болезни и смерти".
Некоторые дети боятся, что забудут того, кто умер, или они чувствуют вину перед ним из-за того, что уже меньше думают о нем/ней, потому что прошло уже достаточно времени. Кто-то тратит много сил на сохранение в себе воспоминаний, но в этом и трудности для ребенка: ведь нужно пополнять запас энергии и концентрироваться в настоящем, например, на учебе в школе. Дети стараются выполнять эти три задания. Второе упражнение, касающееся воспоминаний, могло бы служить дополнением к тем средствам, с которыми дети имеют дело в третьем задании. Следующее упражнение — это сочинение книги об умершем человеке. В этих книгах, причем каждая из них могла бы быть потрясающей, — несколько пустых страниц для того, чтобы дети заполнили их рисунками, рассказами, фотографиями и другого рода воспоминаниями. Но книга может быть и очень простой, больше похожей на скоросшиватель, куда можно прибавлять страницы по мере заполнения.
Занятие 6. Упражнение "письмо".
Неоконченные дела, события о которых никогда не говорили — это могло бы быть описано в письме к «ушедшему». В этом упражнении ребенок может выразить переживания, которые, будучи зафиксированными, на бумаге, проясняют мысли, делают их более легкими для понимания. Дети помладше, возможно, выразят желание, чтобы взрослые сотрудники группы помогли им написать письмо, или, вероятно, обратятся к рисованию. Иначе говоря, это упражнение индивидуально, в нем проявляется связь с ушедшим человеком. Следует обсудить планы детей, что они хотели бы сделать с письмом впоследствии. Кто-то предпочтет зарыть его в могилу, кто-то — сжечь и развеять пепел по воздуху или бросить в воду.
Занятие седьмое. Что помогает?
Это маленькое групповое упражнение, где используется тест легкого удара. У детей бывает нелепая идея, будто им помогает та ситуация, когда они переполнены тягостными ощущениями. Важно сохранить баланс между страданием и выходом из него. Когда идет работа с детьми, обладающими большим эмоциональным опытом, то плач, объятие чего-то любимого, близкого — игрушки или предметов домашнего обихода, обращение к маме за поддержкой, мысли об умершем человеке перед сном — это примеры того, что снимает таки напряжение у детей. Игра в футбол, другие виды физической нагрузки помогают сбросу эмоций; просмотр ТВ, сон, стремление вести себя так, будто ничего не случилось, — это все пути к освободительному просвету в ситуации горя.
Занятие восьмое. Собственно детская система поддержки, общая социальная работа.
В этом упражнении дети представляют самих себя в виде круга в центре листа, затем рисуется возле круга "Я" окружности, где были бы изображены люди, значимые для этого ребенка. Следует спрашивать: "Кто может поговорить с тобой, когда ты будешь нуждаться в поддержке?", "Кто необходим тебе?". Часто дети даже не догадываются, что есть рядом с ними те, кто действительно может помочь и утешить их. Упражнение проясняет ребенку подобную ситуацию. Он видит, что вовсе не одинок, но если система поддержки выглядит крайне слабой, если практически невозможно обнаружить тех людей, которых можно было бы ввести в эту ситуацию (причем, следует тщательно работать над ней вместе с ребенком), тогда важно поинтересоваться, разрешит ли ребенок нам быть в этой выстраиваемой самим ребенком системе.
На этом завершается программа нашей группы. Однако, следует через несколько месяцев провести еще одно или 2 занятия.
Есть еще одно занятие, но исключительно для родителей (или опекунов). На нем происходит информирование их в целом о том, что происходило в группе. Проводится беседа об особенностях детского горя.
Надо осознавать, что психолог включается в ситуацию переживания горя детьми на весьма короткий период, но необходимо привнести в нее нечто такое, что делает этот процесс чуть менее болезненным. Мы не можем полностью охватить все детали этого явления, потому что горе продолжительно, оно переживается долго, может быть, несколько лет и поэтому дети должны преодолевать горечь самостоятельно, с помощью своей семьи. Независимо от этого, дети и родители должны знать, что они могут всегда получить от нас помощь.

10.7. Группа поддержки взрослым в горе
Приведем содержание 10 занятий группы поддержки.
Занятие 1. На первом занятии важно установить атмосферу личной безопасности. Атмосфера покоя обеспечивается следующими предварительными условиями:
Помещение должно отвечать определенным требованиям. Обстановка должна быть уютная, удобные кресла, отчетливые таблички с именами, отсутствие посторонних шумов и т.д.
На занятии необходимы напитки: чай, минеральная вода. Алкоголь и кофе необходимо исключить так они создают дополнительные трудности.
На каждом занятии должна быть коробка бумажных носовых платков, которая должна находится на таком месте, чтобы всем удобно было до них дотянуться.
Цель первого занятия состоит в том, чтобы добиться по возможности открытого рассказа каждого участника групповой работы о своих проблемах.
а. Занятие начинается с представлением (презентацией) ведущего (ведущих). Самопрезентация состоит из рассказе о квалификации и опыте работы ведущего с этими или схожими проблемами.
б. Следующий этап занятия - знакомство.
На этом этапе каждый участник представляется и излагает причину своего прихода.
Ведущий должен поощрять, чтобы каждый описал утрату, которую он пережил как можно подробнее. Хорошо если человек называет имя умершего или получившего развод если нет ведущему надо спросить об этом.
На этой стадии очень важно, чтобы люди просто слушали и не давали советов.
Подводя итоги, ведущему следует обратить внимание на общие черты (симптомы) в эмоциональных переживаниях и поведении участников группы.
Первое занятие должно продолжаться не более чем полтора часа.
Подготовка к следующему занятию: распечатать для всех листки с фамилиями, адресами и телефонами участников группы. Таким образом будет положено началу создания вне группового контекста взаимодействия и поддержки.
Занятие 2. Подготовка ко второму занятию не отличается от подготовки к предыдущему: удобная мебель, мягкий свет, салфетки.
Возможно, что не все познакомились на первом занятии или некоторые не могли это сделать. В этом случае ведущий организует продолжение знакомства
Если есть новички, то пусть каждый участник первого собрания представиться новичкам и скажет о том, какая утрата его постигла. Только потом это же самое следует предложить новичкам.
Боб Дейтс предлагает уже на этом занятии преступить к обсуждению ключевых факторов определяющих горе. Вот эти факторы:
Чтобы выйти из горя, надо пройти сквозь него.
Нет худшего горя, чем ваше.
Горе — это тяжелая работа.
Эффективно работать над горем нельзя в одиночку
Занятие 3. Начало занятия “Мои новости”.
Начинать занятие лучше со следующего вопроса: «Кто хочет поделиться своими новостями за прошедшую неделю?» Ведущему необходимо следить, чтобы разговор не перешел на тему, напрямую не связанную с личным восстановлением после горя.
Упражнение. Диаграмма моего настроения. Данное упражнение близко по смыслу к психобиографическим исследованиям (например, методики А. А. Кроника, Е.Ю. Коржовой). В этих методических приемах происходит возвращение в прошлую жизнь с целью некоторой ревизии ее событий по шкале счастье — несчастье или радости — горе.
В данном упражнении следует ограничить воспоминания двумя максимум тремя годами.
Инструкция.
Составьте список событий (значительных перемен в вашей жизни за последние два (три) года. Расположите на линии эти события в виде точек, при этом в верхней части рисунка отметьте положительные события, а в нижней—отрицательные, негативные.
Отметьте последовательно на графике: 1).событие, с обозначением его негативной или позитивной значимости для вас; 2) болезни, которыми вы болели в это время; 3) настроение, которое вызвало у вас данное событие и 4) цвет, который лучше всего выражает ваше настроение.
Упражнение “Что вы хотите изменить?”
Группе предлагается подумать и сказать, что бы каждый из участников группового обсуждения изменил в своей прежней жизни, какое событие, которое вам под силу — что-то одно, конкретное.
На это задание необходимо дать достаточное время и по его выполнению следует обсудить результаты с каждым в группе.
Домашнее задание. “Журнал”.
Купить тетрадку и надписать ее — Журнал. В течение всех дней между встречами каждый день записывать:
что случилась важного за этот день;
имя человека, который в этот день оказался значим для меня;
какие чувства, мысли меня беспокоили;
что в моем поведении мне не понравилась в этот день;
что я собираюсь делать завтра.
В конце записи укажите дату и время записи. Журнал следует принести на следующее занятие.

Занятие 4. Начало занятия. “Мои новости”
Группе задаем следующий вопрос: «Кто хочет поделиться своими новостями за прошедшую неделю?»
Ведущему необходимо следить, чтобы разговор не перешел на тему, напрямую не связанную с личным восстановлением после горя.
Проверка домашнего задания.
Вначале можно спросить, как кто отнесся к идеи вести журнал. Вероятно, что кто-то забыл принести на занятие журнал, другой заполнил не все. Не следует становиться в позу педагога и отчитывать за невыполнение домашнего задания. Успокойте “забывчивых” словами, что это не страшно и в следующий раз можно попробовать еще раз.
Можно предложить желающим прочесть отрывок из журнала. После этого следует напомнить группе о необходимости продолжать вести журнал.
В журнал можно добавить следующие пункты самоанализа:
перемены в поведении, мыслях и чувствах, которые я замечаю в себе;
заметки для себя.
Когда группа перейдет на личные разговоры, некоторые члены группы могут пожаловаться на то, что в конце занятия им стало хуже, чем было в начале. Следует успокоить их, сказав, что это расплата за возможность улучшения вашего состояния в будущем, что это нормально, что это признак роста, что это положительное явление, хотя и неприятное. Необходимо убедить их, что они будут чувствовать себя лучше, если будут продолжать работу.
Уже на этом этапе работы могут появиться люди, которые бросят занятия. Следует сохранять с ним контакт и помочь найти им другие виды поддержки.
На этом этапе групповых занятий важно обратить внимание на то, как происходит процесс горевания. Как пишет Боб Дейтс “Горе—это ядерная энергия наших эмоций. Если его понять, обуздать и направить, оно станет созидательной силой. Но если выходит из-под контроля, если оно искажено и не понято, оно может стать деструктивной силой” [ ,73-74]

Занятие 5. Начать занятия следует, как обычно с предложения поделиться чем-то, что произошло за время, прошедшего с предыдущей встречи.
На этом занятии мы начинаем работу по восстановлению жизненного баланса сил.
Следует обсудить проблему вашего горя. Нам не надо давать определение, что такое горе? Важно уяснить, что у вашего горя есть начало, цель и конец.
Начало вашего горя. Тема для обсуждения в группе. Ведущий должен подтолкнуть участников группового обсуждения вспомнить и рассказать, когда они начали горевать, что сопровождало процесс горя, через какие переживания они прошли.
Цель горя. Это достаточно парадоксальная фраза. Выходит, что у несчастья имеется какая-то цель. Если остановиться на цели как создание невыносимых страданий, то это еще можно принять, но у горя есть и какая-то позитивная цель. Этот тезис следует обсудить в группе. Что мы думаем о горе? Что в горе есть позитивного?
Окончание горя. Горе можно определить, как работу, которую следует сделать. Как и всякая работа, она имеет начало и, безусловно, окончание. Сигналом завершением этой тяжелой работы — будет восстановление баланса сил.

Занятие 6. Начать занятия следует, как обычно с предложения поделиться чем-то, что произошло за время, прошедшего с предыдущей встречи. Ведущий группы предлагает прочесть вслух записи в журнале, сделанные за неделю.
Обсуждение на шестом занятии можно проводить по следующей схеме:
Нет ли у кого мыслей, что только он вынужден так сильно страдать, преодолевая горе?
не стало ли кому-то труднее делать привычную работу дома или на работе?
нет ли у кого ощущения, не приходит ли кому-то в голову, что он сошел с ума?
не замечаете ли вы за собой забывчивостью (забываются номера телефонов, ключи от квартиры, имена друзей и знакомых и т.д.).
Перечисленные симптомы горя обнаруживаются у многих. Это называется фрагментарной амнезией, что вполне нормально в течение первых 3—6 месяцев после тяжелой утраты.
Обсуждение данных симптомов на группе и осознание, что у других было так же, снимает гнетущую тяжесть с плеч за счет механизма «снятие уникальности происходящего со мной»
На этой сессии можно обсудить вопрос об отношении с теми, кто не горюет. Могут возникнуть трудности в отношениях с этими людьми.
Следует помнить и это может быть предметом обсуждения в группе:
нельзя ждать от других, что они за вас будут горевать, и за вас будут справляться с горем;
люди в основном хотят мне помочь, у них чаще всего добрые намерения, они просто не знают, как выразить поддержку и часто говорят глупости;
люди просто не знают, как мне помочь и потому я должен (а) сам им говорить то, в чем я нуждаюсь;
я постараюсь быть с ними так же терпелив, как хочу, чтобы они были терпеливы со мной.
Ритуалом прощания заканчивается шестое занятие.

Занятие 7. Седьмое занятие можно начинать с обсуждения вопроса: Кто за эту неделю был для меня важнейшим человеком?
Следующая тема для обсуждения это проблемы с засыпанием или пробуждением.
Всем присутствующим дается возможность проговорить личные проблемы, связанные со сном.
Для участников группового обсуждения огромную ценность являет возможность услышать о переживаниях в связи со сном других людей.
Следует напомнить, что в деле восстановления после горя роль питания занимает исключительно важное место. Наличие в пище необходимых питательных веществ исключительно важно для здоровья во время стресса
Первое на что следует обратить внимание - это ваш вес. Люди по-разному реагируют на стресс. Некоторые начинают много есть и как следствие - набирают в весе. Другие теряют интерес к еде и худеют. В любом случае, если ваш вес изменился больше чем на 10%, в вашем питании недостает каких-то элементов, и у вас будут уменьшаться силы, необходимые для борьбы со стрессом.
Существует множество диет и советов по правильному питанию. Важно убедиться, что ваше питание помогает, а не вредит процессу восстановления
Закрыть сессию ритуалом прощания.

Занятие 8. В начале занятия предлагается поделиться записями в журнале дается время каждому, чтобы он мог поделиться своими успехами и неудачами за неделю.
Упражнение «Письмо горю»
Каждому раздается по листу бумаги, а затем диктуется текст, примерно следующего содержания:
Дорогое горе!
Грусть, которую я испытываю, - это не наказание это мой орден. Я с гордостью ношу его как знак разбитой жизни. Проявление горя означает для меня важность ________________(каждый в этом месте пишет имя утраты).
Я хочу прочувствовать всю боль моего горя, как последнюю дань моей любви к _________ (каждый пишет имя). Я пройду через это переживание. Я не убегу от него.
С уважением._______________подпись
Подпись на документе ставиться, после того как все поговорят об этом документе.
В каком смысле они понимают горе не как наказание и как символ ордена? Что они вообще думают о составлении такого документа?
Возможно, кто-то захочет внести какие-то изменение в этот документ, что-то добавить — все это следует приветствовать.
Процедура. Когда все подпишут свои письма, следует приклеивать их скотчем на стену — по одному, и по мере того как чье-то заявление вывешивается, автор пусть зачитывает его вслух, вместе с внесенными изменениями.
После обнародывания текстов, участники группового обсуждения снимают свои листочки и складывают в общую папку.
Домашнее задание. На следующей неделе, приступите к переписке с горем. Если у вас умер близкий человек, это упражнение особенно полезно в течение первых трех месяцев после трагического события.
Вам следует написать два письма.
Первое письмо от вас горю. Форма письма может выглядеть следующим образом.
Письмо первое

Дата_____________ Время____________

Горю
С уважением___________(Подпись)

Для написания такого немного странного письма следует небольшая подготовка. Вначале спросите себя: «Если можно было бы поговорить с горем, что бы я сказал (а) ему о том, какое влияние оно оказывает на мою жизнь». Важно быть предельно искренним.

Письмо второе

Через 24 часа напишите ответное письмо, от горя — вам. Адресат вы сами и подпись: «Искренне ваше, Горе».
Перед написанием второго письма спросите себя: «Что горе может мне сказать? Чего оно хочет от меня?»
Закрыть сессию ритуалом прощания.

Занятие 9. Начать занятия следует, как обычно с предложения поделиться чем-то, что произошло за время, прошедшего с предыдущей встречи.
Попросите собравшихся людей рассказать, как они отнеслись к переписке с горем. Те, кто принес с собой эти письма, если хотят, могут прочесть их вслух.
Важно поддержать тех, кто не смог выполнить данное задание. Можно уделить внимание тем чувствам, которые мешали выполнить задание. Также следует рассказать о чувствах, которые сопровождали человека, когда он писал эти письма.
Когда все выскажутся, следует провести одно из упражнений на релаксацию, как награда за перенесенный труд и напряжение.
Закрыть сессию ритуалом прощания.

Занятие 10. Для последнего занятия необходимо специально подготовиться. Возможно, следует приготовить какие-то внешние атрибуты комнаты, освежающие напитки.
Напомните, что сегодня наша последняя встреча.
Дайте членам группового обсуждения время на общение перед расставанием.
Самое время получить обратную связь. Попросите всех поделиться мнениями, что они получили от этих занятий и как относятся к их окончанию.
Находятся желающие продолжить занятие. Вам заранее нужно решить, будете ли вы дальше руководителем группы. В любом случае необходимо сделать перерыв не менее чем в две недели.
Если мы решили продолжать встречаться нам необходимо решить вопрос в этот же день — принимать ли в группу новых членов. Следует помнить, что новички не выполняли тех упражнений, что “ветераны”.
Важно никого не принуждать к продолжению занятий.
После того как все высказались на данную тему, можно предлоджить группе сделать упражнение “лучший друг—злейший враг”
Разделите лист бумаги вертикальной чертой пополам вертикальной чертой. Слева вверху напишите: “Злейший враг”, справа —“Лучший друг”.
Теперь поразмышляйте над следующими утверждениями:
В некотором роде каждый из нас — злейший враг самому себе. В качестве собственного врага мы создаем внутренние конфликты и затрудняем себе то, что хотим или должны делать.
И, наоборот, в некотором смысле каждый из нас — лучший друг самому себе. В качестве собственного друга мы вносим свое личное умение, таланты, энергию во все, что делаем.
Далее, на левой стороне листа запишите, как вы себе вредите.
На правой стороне запишите, как вы себе помогаете в качестве друга.
Сравните списки. Не может ли «Лучший друг» помочь «Злейшему врагу».
Может быть, некоторые качества «злейшего врага» может исправить психолог- консультант.
После окончания упражнения соберитесь в кружок, поблагодарите, друг друга за помощь и заботу, в заключение произносите какое-нибудь короткое положительное заявление.

Вопросы
Психологический дебрифинг
Психобиографический дебрифинг
Аутодебрифинг
Программа преодоления психических травм детства
Группа поддержки ребенку в горе
Группа поддержки взрослым в горе



Литература:
Дейтс Б. Жизнь после потери /Пер. с англ. В. Челноковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999, 304 с.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика /Пер. с лит.- М.: Академический проект, 2000, 240 с.
Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях: Психологический практикум. Минск: Нар. асвета, 1995.- 65 с.
4. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Издательство «Питер», 2000, 640с.

XI. Психологическое просвещение
11.1. Основные направления и принципы психологического просвещения
Многие из социальных факторов оказывают положительное воздействие на человека и способствуют его личностному развитию. Но среди них есть такие, которые действуют на индивида негативно и приводят к дисгармонии поведения, часто вызывая "аномалии" личности (токсикомания, наркомания и т. д.). Подобная ситуация общественного состояния простого человека требует сознательной и целенаправленной деятельности, непосредственно направленной на помощь индивиду для формирования у него устойчивости к отрицательным влияниям стихии социальных сил. Информирование и повышение осведомленности помогает сориентироваться человеку в запутанном многообразии явлений жизни.
В Советском энциклопедическом словаре понятие "просвещение" трактуется как: 1) распространение знаний, образования; 2) система воспитательно-образовательных и культурно-просветительных учреждений в стране.
Просвещение должно занять особое место в системе современной цивилизации. Основная функция просвещения – расширение горизонтов сознания человека. Только просвещенный человек, лишенный предрассудков, определяющий себя в общечеловеческой культуре, способен на действительно свободные, самостоятельные и ответственные поступки.
Социальные, экономические, бытовые трудности повышают у человека уровень невротизации, тревожности, усиливают интерес к мистицизму. Отсюда закономерно обращение людей за помощью к экстрасенсам, колдунам. Известный немецкий психиатр К. Ясперс писал, что в обществе, лишенном надежды, всегда возникает потребность в иллюзии. Около 80% подростков, которые попадают в сети деструктивных культовых организаций, в основном религиозных, которые в своей деятельности опираются на незнание, не информированность, неопытность молодых людей.
Говоря о состоянии и перспективах развития психологической помощи населению, следует отметить, что пора перестать рассматривать психологию как науку об отдельных психических процессах, она должна стать психологией развивающейся личности в целостном мире. Психологическая образованность должна быть обязательной для каждого человека.
Психологическое просвещение - это особая форма, как просвещения, так и психологической помощи. По форме психологическое просвещение имеет косвенный характер, и его значение возрастает в случаях таких масштабных катастроф, как, например, Чернобыльская катастрофа. Прямая психологическая помощь, при всей ее эффективности, не будет иметь решающего значения из-за большого числа пострадавших и дефицита кадров, а также недостаточной готовности населения воспринимать психологическую помощь, не имеющую материального измерения.
Организация психологической помощи в кризисных ситуациях требует выполнения ряда предварительных условий.
1. Необходимо знать социально-демографические характеристики той группы населения, на которую направлена активность специалистов.
2. Важно иметь представления о личностном развитии данной группы населения, которое во многом определяет степень сформированности запроса на психологическую помощь.
3. Важно знать, какие имеются в распоряжении материальные и людские ресурсы.
Все эти переменные определяют направление и характер психологической помощи.
Психологическое просвещение ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования человеком социально-психологических знаний в процессе жизнедеятельности. Результатом психологического просвещения является присвоение людьми психологических знаний и навыков, которые помогали бы им успешно развиваться в различных сферах социальной жизни, преодолевать трудности жизненного пути. Например, для школьников очень важным для достижения состояния психического здоровья является: способность справляться с психологическим стрессом и устанавливать эффективные межличностные отношения со сверстниками.
Теоретический анализ литературы по данной проблеме, опыт собственной работы позволили выделить основные направления психологического просвещения:
– знакомство с основными правилами и нормами, принятыми в данном сообществе;
–собственно психологическое просвещение как особый вид деятельности по передаче научно обоснованных правил поведения человека в неординарных, кризисных ситуациях.
Психологическое просвещение решает следующие задачи:
– психотерапевтическое самообучение;
формирование запроса на психологическую помощь.
Опосредованная психологическая помощь населению осуществляется посредством публикаций в СМИ, выпуска буклетов, через психологические практикумы для непрофессионалов.
Буклеты и психологические практикумы решают две задачи: 1) осуществление непосредственной психологической помощи через реализацию программ самопомощи; 2) опосредованная психологическая помощь через формирование запроса на психологическую помощь – развитие рефлексивных процессов осознания и понимания себя (в приложении 2 представлен буклет "В помощь пострадавшим в трагедии 30 мая 1999 года").
Опосредованная психологическая помощь проходит три этапа:
– во-первых, происходит психотерапевтическое обучение основам аутодиагностики стрессогенных жизненных событий (дидактический этап);
– во-вторых, происходит анализ и оценка собственных эмоциональных переживаний: страха, раздражения, тревожности и т. д. (рефлексивный этап);
– в-третьих, происходит попытка изменить свои тревожные состояния, используя рефлексивный и оценочный этапы (терапевтический этап).
Задача формирования запроса на психологическую помощь реализуется на всех трех этапах, но уже на этапе рефлексии происходит самоанализ состояний.

11.2. Общие принципы разработки буклета “В помощь жертвам катастрофы….”
Общие принципы разработки буклета для пострадавших в катастрофе. Структура буклета состоит из трех частей.
В первой части следует изложить чувства и эмоции, которые обычно испытывают люди после травматического события: беспомощность, грусть, оцепенение, злость, страх, вина, усталость и истощенность, мускульное напряжение, сердцебиение и др.
Во второй части буклета перечисляются соматические ощущения, сопровождающие человека после травматического события: бессонница, ухудшение памяти и концентрации внимания, головокружение, головные боли и другие изменения в ощущениях и др.
В третьей части буклета приводятся состояния, которые могут возникнуть после пережитого: оцепенение, активность, уединение и др.
В буклете перечисляются основные способы, позволяющие уменьшить негативное напряжение: что нужно и что не нужно делать.
Дается перечень условий, когда необходимо обратится за профессиональной психологической помощью?
В буклете, по крайней мере, дважды помещаются тексты, которые формируют позитивную установку по отношению к травматическому состоянию.

Глоссарий
Система основных понятий кризисной психологии призвана описать психологическое состояние и особенности поведения человека после катастрофы, кризисного события. Создание категориальной системы требует принципиальной предварительной оговорки, суть которой состоит в определении той теоретической парадигмы, которая позволит предложить непротиворечивую систему понятий. Так как автор с первых страниц методического пособия заявил, что в основе кризисной психологии лежат теоретические изыскания психологов и философов экзистенциональной ориентации, то вполне логично, что и система понятий будет строиться в этой парадигме. Видимо, необходимо назвать тех ученых, понятийный аппарат которых лег в основу данной системы понятий. М. Бахтин, Л. Бинсвангер. М. Бубер, М.Мамардашвили, А. Маслоу, Р.Мэй, П. Тиллих, В. Франкл, Э Фром, И. Ялом.
Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы - образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс и распад. К характеристикам групповой динамики относятся: цели и задачи группы, групповые роли и проблема лидерства, групповая сплоченность, напряжение в группе, актуализация эмоционального опыта (проекция), формирование подгрупп, фазы развития группы.
Группы встреч - вид групповой работы, ориентированной на оказание психологического содействия росту личности (К. Роджерс). Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с окружающими. Лидер (ведущий, фасилитатор) создает атмосферу безопасности и доверия, поощряет свободу выражения интимных мыслей и чувств, избегает проведения запланированных процедур, ориентирует на позитивное принятие другой личности для преодоления сопротивления участников раскрытию личностных установок и включения в групповой процесс всех челнов группы.
Вина невротическая - в основе невротической вины лежат воображаемые проступки, направленные якобы против других людей, родительских приказаний и принятых социальных правил
В Эго-психологии вина (guilt) определяется как чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно. Данную вину иногда называют возрастной виной.
Вина подлинная (реальная, нормальная) - это призыв к совести, она побуждает людей придавать большее значение этическим аспектам своего поведения
Вина экзистенциональная (онтологическая) - “вытекает из того факта, что человек может рассматривать себя как индивида, который в состоянии или не в состоянии делать выбор” (Р. Мей). Экзистенциональная вина тесно связана с понятием личной ответственности. Экзистенциональная вина не является сама по себе невротической виной, хотя она обладает потенциалом, необходимым для превращения в невротическую вину. Однако при правильном подходе экзистенциональная вина может принести индивиду пользу, она может способствовать развитию у человека способности мириться с окружающим миром и сопереживать другим людям, а также развитию творческого потенциала.
Детское горе - интенсивное, глубокое и длительное переживание потери, смерти близких людей. Смерть близких обычно вызывает у детей и подростков сильные реакции. Это может быть отчаяние, страх, озлобленность, проблемы со сном, чувство беспомощности и опасности, иногда даже депрессия и сильное ощущение пустоты и оставленности.
Изоляция экзистенциальная - переживание глубокой пропасти между собой и другими, отдаленность между индивидом и миром, это долина одиночества.
Копинг-стратегии (coping) - стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы. В частности, в условиях приспособления к болезни, физическому, личностному и социальному благополучию.
Кризис психосоциальный - критический период в жизни индивидуума, обусловленный физиологическим созреванием и социальными требованиями; может завершиться как позитивно, так и негативно. «Кризис – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени» (Г.В.Олпорт)
Кризисное (травматическое) событие - основные признаки искомого понятия: внезапность наступления события; сверхнормативное для данного человека, для данной ситуации содержание события; возникновение внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, требующего оперативного разрешения и отсутствия у человека опыта решения конфликта такого уровня; динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях; усложнение процессов жизнедеятельности в связи с появлением неизвестных ранее и не имеющих аналогов в опыте человека неопределенных элементов жизнедеятельности; переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределы адаптационных ресурсов человека.
Есть люди, которые, страшась травматических ситуаций, бессознательно ищут их. Согласно О. Фенихелю, они повторяют детскую травму, стремясь ее отреагировать. ”Я желает повторения (травмы), чтобы разрешить болезненное напряжение, однако это повторение приносит страдание. Человек оказывается в порочном круге. Ему не удается овладеть травмой посредством повторений, поскольку каждая новая попытка приносит с собой новый травматический опыт”.
Логотерапия - метод психотерапии созданный В. Франклом (от древнегр. logos - смысл) занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл стремление к смыслу противопоставляет принципу удовольствию, на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия и гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. Основные категории логотерапии: экзистенциальный вакуум, экзистенциальная фрустрация, ноогенный невроз, самотрансценденция, самоотстранение.
Жизненный путь - впервые понятие жизненный путь личности выдвинула Ш. Бюлер. Она выделила три линии жизненного пути. Первая линия - объективная логика жизни, как последовательность внешних событий. Вторая линия - смена переживаний этих событий. Третья линия - результаты деятельности человека. Ш. Бюлер считала, что в жизни личностью движет стремление к самоосуществлению и творчеству. В качестве основы объяснения жизни она взяла понятие “событие”, выделив внешние и внутренние.
Почти одновременно с Ш. Бюлер, П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии.
Жизненный путь личности глубоко рассматривался С.Л. Рубинштейном. Он считал, что понятие жизненный путь личности отражает сущность человеческой личности, которая находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои “события” - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.
Жизненный смысл – врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл В. Делает вывод, основывается на своим клинических и жизненных наблюдениях, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.
Ответственность – Верность самому себе, доверие к нравственному содержанию собственных чувств, уверенность в своей правоте (С.Л. Рубинштейн).
Посттравматическое стрессовое расстройство - возникает у людей, испытавших чрезвычайно сильное психологическое и/или физическое потрясение, которое воспринимается ими как особо мучительное. Имеет следующие особенности: 1) угроза жизни, серьезная травма, присутствие в качестве очевидца на месте трагических событий, вызывающих ощущение сильного страха и беспомощности; 2) навязчивые картины прошлого, повторяющиеся воспоминания и эмоции, сны кошмары, иллюзии, галлюцинации, связанные с травматическими событиями, память о которых нередко вытеснена из сознания.
Профессиональный Спасатель - человек, который всех утешает всем приходит на помощь, даже тогда, когда его об этом никто не просит. Профессиональный спасатель получает выгоды от этой роли, он заинтересован не в том чтобы помощь, а чтобы получить выгоды: подчеркивание своей значимости, вечная признательность и зависимость жертвы от Спасателя.
Профессиональная жертва - жертвой становиться такой пострадавший, который начинает получать психологические (а иногда и материальные) выгоды от того, что он пострадал. Роль жертвы это роль безответственности. Жертве выгоднее чувствовать себя несчастной, чем счастливой.
Работа скорби - внутрипсихический процесс, наступающий вслед за утратой объекта привязанности; в ходе этого процесса субъекту удается постепенно отстраниться от своего объекта.
Реакция на горе - ответ на утрату близкого человека. Обычно развивающийся, после фазы шока и потрясения, проходит фазу депрессивной сосредоточенности мыслей на умершем и постепенно завершается периодом разрешения.
Регрессия поведения - форма защитной реакции индивида при переживании им фрустрации, состоящая в замене значимой для него сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую.
Рентная установка - установка на свою жизнь и страдание после травмы, характерное профессиональной жертве
Ситуация - совокупность элементов или фрагментов среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида.
Скорбь - процесс переживания состояния потери, смерти близких людей. Процесс скорби описан как феномен, состоящий из трех стадий: первая стадия включает в себя шок и отказ верить в то, что любимый человек умер, сопровождается плачем и сильнейшим дистрессом; вторая стадия характеризуется болезненной тоской по умершему и мыслями о нем; третья стадия характеризуется уменьшением печали и возвратом к нормальной деятельности.
Событие - жизненного пути личности.
Смысл личностный - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как “значение-для-меня”, Усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия в поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы.
Смысловое преображение бытия. Смысл не может (и не хочет) менять физические, материальные и другие явления, он не может действовать как материальная сила. Да он и не нуждается в этом: он сам сильнее всякой силы, он меняет тотальный смысл события и действительности, не меняя ни йоты в их действительном (бытийном) составе, все остается как было, но приобретает совершенно иной смысл (смысловое преображение бытия) (М. Бахтин)
Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Сократовский диалог - своеобразный метод интеллектуальной борьбы, в ходе которого коррегируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения пациента. При ноогенных неврозах, связанных с утратой смысла жизни, в процессе логотерапии используется методика С.д., позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни.
Страдание - способ переработки негативного, трагического для данной личности события. Страдание, как и любая фундаментальная эмоция играет важную роль в жизнедеятельности человеческой личности. Выделяют следующие функции страдания: информационная, побудительная, мотивационная, объединительная и ценностно-смысловая.
Страх – примитивная интенсивная эмоция, развивающаяся на реальную или воображаемую угрозу и сопровождающаяся физиологическими реакциям, являющимися результатом активации вегатативной неровной системы, и защитным поведением в форме избегания.
Стресс психический - несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т.д.
Тревога – чувство страха и дурных предчувствий от осознания того, что конструкт для объяснения событий отсутствует.
Травма психологическая (психическая) - событие в жизни субъекта, вызывающее особенно сильные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции; устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни. Вот как З. Фрейд определяет понятие травмы: ”Мы называем травмой опыт, предполагающий быстрое и резкое увеличение психического возбуждения, в результате которого все обычные средства его устранения или обработки оказываются недейственными, что приводит к устойчивым нарушениям в энергетической системе”. Возбуждение превышает допустимые для психики величины, причем это может быть как одно-единственное событие, так и накопление возбуждений, каждое из которых по отдельности переносится легко.
Тревога - мрачное предчувствие, вызванное угрозой какой-либо ценности, которую индивид считает необходимой для своего существования как личности.
Психоанализ использует чаще понятие базальная тревога (К. Хорни) — всепроницающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.
Тревога невротическая – это неадекватная реакция на объективную угрозу. Невротическую тревогу можно рассматривать как субъективную реакцию на объективные угрозы, при этом характер реакции во многом зависит от внутренней психологической модели. Подавление и блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, делают людей более уязвимыми по отношению к угрозам. Это объясняется тем, что люди утрачивают доступ к важной информации, с помощью которой можно идентифицировать угрозы и справиться с ними.
Психоаналитическое определение. Невротическая тревога это эмоциональный ответ в виде страха, испытываемого индивидом, когда Эго находится под угрозой неподвластных контролю инстинктивных желаний (боязнь, что импульсы, идущие от ид, причинят Эго неприятности).
Тревога экзистенциональная (нормальная) – переживание человеком различных угроз своему существованию. Источником нормальной тревоги является человеческая экзистенциональная уязвимость по отношению к природе, болезни и смерти. Нормальная тревога характеризуется следующими тремя чертами. Во-первых, выраженность нормальной тревоги соответствует серьезности объективной угрозы, имеющей место в сложнейшей ситуации. Во-вторых, нормальная тревога не приводит к подавлению. В третьих, такую тревогу можно использовать творчески - идентифицировать факторы, обуславливающие ее возникновение, и постараться противостоять этим факторам.
Экзистенциальные тревоги:
Смерть. Сущность смерти постигают маленькие дети. Ялом считает, что дети отвергают свое первое знание о смерти, убеждая себя в том, что они не умрут. Примирение с неизбежностью смерти - главная задача, связанная с развитием. Незащищенность от смерти может быть и благом и злом в зависимости от ресурсов Эго, от наследственности, от характера отношений взрослых. Однако незащищенность от смерти может быть травмирующей, когда перечисленные факторы присутствуют в недостаточной мере.
Свобода. Носит во многом исторический характер. В наше время – время перехода от старого к новому миру, время заката новой эпохи (П. Тиллих) происходит быстрый распад структур и ценностей. У молодого поколения появилась потребность выбирать, но они не усвоили, как и что надо выбирать, оказались не готовы к свободе, а при столкновении с экзистенциональным фактом ответственности за свою жизнь плохо понимают его. Акцент перенесен от долженствования к хотению. Отсюда проблема современного воспитания: многие люди не сумели научиться, как желать, как проявлять волю, как принимать решения и остаться им верными.
Изоляция. Выделяют межличностную изоляцию, которая выражается в разрушении общинных связей. Возникновение внутриличностной изоляции обусловлено затруднениями и фрустрацией, которые имеют место на начальном этапе жизни и угрожают какому-либо важному жизненному аспекту зарождающегося у индивида чувства “Я”. Экзистенциональная изоляция тесно связана с межличностной изоляцией. Многие люди не в состоянии развивать внутреннюю силу, чувство уверенности в себе и в своей самобытности, которые позволили бы им противостоять экзистенциональной изоляции. Никогда не получившие подлинную, стимулирующую рост любовь, они не знают, как предложить ее другим.
Бессмысленность. Современная цивилизация способствует ослаблению ощущения смысла у людей. Обоснование тезиса. Во-первых, раньше смысл жизни предлагался религией. Во-вторых, урбанизация и индустриализация способствует ослаблению ощущения смысла жизни, которое раньше поддерживалось посредством контакта с природой. В-третьих, люди больше не входят в сельские общины, а живут в безличных городских общинах. В-четвертых, современный человек отчужден от результатов своего труда. В-пятых, внимание современного человека меньше поглощают основные потребности (пища, вода, жилище). Находясь в большей безопасности и имея больше свободного времени, люди все чаще сталкиваются с пропастью бессмысленности. В-шестых, современные люди стоят перед возможностью ядерного уничтожения и глобального разрушения окружающей среды. Если мир не собирается длиться, зачем себя утруждать.
Экзистенциональный вакуум – состояние, которое возникает у человека при отсутствии смысла существования. Именно отсутствие смысла является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы».
Экзистенциональная фрустрация – возникает в случае, когда стремление человека обрести смысл остается нереализованным.

Темы контрольных работ
по курсу «Введение в кризисную психологию»
1. Сущность антропологической катастрофы.
2. Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности
3. Принципы экзистенциональной психологии
4. Принципы анализа личности в экзистенциональной психологии
5. Характеристика экзистенциональных тревог
6. Тревога смерти и судьбы
7. Тревога вины и осуждения
8. Тревога пустоты и отсутствия смысла
9. Взаимосвязь тревоги и страха
10. Психотерапевтическая теория невротической тревоги
11. Личность невротическая и здоровая
12. Психологическая травма: определение и классификация.
13 Возрастные особенности психологического травматизма
14. Переживание и стратегии преодоления (coping) психологической травмы
15 История создания теории посттравматического стресса
16. Возрастные особенности переживания детьми горя
17. Эпидемиология посттравматического стресса
18. Этиология посттравматического стресса
19. Симптоматика посттравматического стресса
20. Анализ методов диагностики посттравматического стресса
21. Психологические последствия терроризма
22. Психологические последствия жестокого обращения в детстве
23. Стратегия и методология психотерапевтической помощи в кризисных ситуациях
24. Сущность стратегического (превентивного) подхода
25. Общий экзистенциональный анализ (Ж.-П. Сартр, Л. Бинсвангер, В. Франкл, И. Ялом).
26. Основные принципы и методы логотерапии (дерефлексия и парадоксальная интенция).

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>