<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

27 Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза.
28. Психологический дебрифинг
29. Варианты психологического дебрифинга: аутодебрифинг и психобиографический дебрифинг
30. Группа поддержки взрослому человеку в ситуации потери
31. Группа поддержки ребенку в ситуации горя
32.Особенности психологическое просвещение в условиях массовой травматизации.
33. Архаичные методы психотерапии в кризисных ситуациях (психотерапия плача).
34. Анализ травматического события в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (Пьер Безухов и Платон Каратаев)
35.Тревога экзистенциональной вины в романе Ф. Кафка «Процесс»
36.Поиск смысла травматического события в повести М. Зощенко «Повесть о разуме»

Литература:
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986, 445 с.
Бубер М. Два образа веры. М. 000 “Фирма “Изд-во АСТ”, 1999, 592с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Изд-во МГУ, 1984.
Идея смерти в российском менталитете /Под ред. Ю.В. Хен. СПб.: РХГИ, 1999, 304 с.
Карцева Т.Б. Понятие жизненного события в психологии //Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб: Издательство “Питер”, 2000, 464с.
Кон С.И. .Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Изд-во Наука, 1988, 270 с.
Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. МН.: НИО, 1999, 55.с.
Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. М. : Прогресс, 1990, 368с.
Тихонравов Ю.В. Экзистенциональная психология. Учебно-справочное пособие. М.: ЗАО “Бизнес-школа” Интел-Синтез, 1998, 238с.

Использованная литература
Основная литература
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.—229 с.
Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научн. тр. /Отв.Ред. Л.А. Пергаменщик. М.: НИО, 1999, 188 с.
Бинсвангер Л. Бытие - в - мире. «КСП+», М. : «Ювента», СПб, 1999, 300с.
Бородин Д.Ю., Галкина Т.В. Обряд плача как форма психотерапии в ситуациях самооценочной дезадаптации //Московский психотерапевтический журнал, №2, 1997. С.149 — 159.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998, 263с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Изд-во МГУ, 1984.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. М.: Педагогика, 1983, 368 с.
Дейтс Б. Жизнь после потери /Пер. с англ. В Челноковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999, 304 с.
Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии //Вопр. философии. № 7, 1997. С. 113-125.
Зощенко М.М. Повесть о разуме. М.: Педагогика, 1990, 192с.
Кафка Ф. Америка: Роман; Процесс: Роман; Из дневников: пер. с нем /Авт. предисловия Д. Затонский, М.: Политиздат, 1991, № 5, 606 с.
Квинтин Люк Состояние после психотравмы: терапия или превентивный подход //Кризисные события и психологические проблемы человека /Под ред. Пергаменщика Л.А. Мн.: НИО, 1997. С. 183-188.
Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике //Международная классификация болезней (10-й пересмотр). ВОЗ. Россия Санкт-Петербург: АДИС, 1994, 285 с.
Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 1992.
Кон С.И. .Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Изд-во Наука, 1988, 270 с.
Коржова Е.Ю. Методика “Психологическая автобиография” в психодиагностике жизненных ситуаций : Метод. Пособие. Киев : МАУП, 1994.
Кризисные события и психологические проблемы человека / Под. ред. Пергаменщика Л.А. Мн.: НИО, 1997, 207 с.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999, 487 с.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. С. 107-121.
Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука,2000, 400с.
Нартова-Бочавер С.К. “Coping Behavior” в системе понятий психологии личности //Психол. журнал. Т.18. № 5. М., 1997. С. 20 — 30.
Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002, 288 с.
Пергаменщик Л.А. Психология травматического стресса //Адукацыя i выхаванне. 1993, № 2, с.62 -71.
Пергаменщик Л.А. Психотерапия Л.Н. Толстого //Адукацыя i выхаванне. 1993Ю, № 10, с.25 - 33.
Пергаменщик Л.А. Методологические аспекты кризисной психологии //Кризисные события и психологические проблемы человека. Минск: НИО, 1997. С. 5 -16.
Пергаменщик Л.А. Введение в психологию кризисов //Псiхалогiя, 1997. Вып. 7.
Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. Минск: БНИИО, 1996, 152 с.
Пергаменщик Л.А. Список Робинзона: Психологический практикум. Минск: Ильин ВА.П., 1996, 128 с.
Пергаменщик Л.А. Почему надо любить себя //Псiхалогiя, 1996, № 4. С.123 -126.
.Пергаменщик Л.А., Казанович О.Ф. Психосоциальные последствия катастроф. //Кризисные события и психологические проблемы человека. Минск: НИО, 1997. С. 28 -48.
.Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. МН.: НИО, 1999, 55.с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. Т.11. М.: Педагогика, 1989, 328с.
Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений //Психол. журнал. Т.13, № 12, 1992
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001, 272с.
Тиллих П. Бытие, небытие и тревога текстов. Читатель может //Моск. Психотерапевт. Журнал М., 1994, №1. С. 48-72.
Тиллих П. Патологическая тревога, витальность и мужество //Моск. Психотерапевт. Журнал М.,1994, №3. С.113 - 131.
31. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. М. : Прогресс, 1990, 368с.
Тихонравов Ю.В. Экзистенциональная психология. Учебно-справочное пособие. М.: ЗАО “Бизнес-школа” Интел-Синтез, 1998, 238с.
Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. Москва, 1995, 34 с.
Черепанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М.: Издательский центр “Академия”, 1996, 96 с.
Фромм Э. Душа человека. Перевод. Минск: Республика, 1992, 430 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. и нем. М., 1990.
Франкл В. Человек и душа. Санкт-Петербург “Ювента”, 1997, 278 с.
Черепанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М.: Издательский центр “Академия”, 1996, 96 с.
Ю Юнг К. Современность и будущее. Минск: Университетское, 1992, 62 с.
Ялом Ирвин Д. Экзистенциальная психотерапия /Пер с англ. Т.С. Драбкиной. М.: Независимая фирма “Класс”, 1999, 576 с.

Дополнительная литература
Адлер А. Понять природу человека /Пер. Е.А.Цыпина. СПБ.: "Академический проект", 1997, 256 с.
Айзер Р. За более прикладную социальную психологию и критический прагматизм //Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. .: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 244-254.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, 299 с.
Ацыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и “техника ее бытия” //Психол. журнал. Т.14, № 2. М., 1993. С. 3-16.
Бабосов Е.М. Катастрофы: социологический анализ. Минск: Наука и техника, 1995, 472 с.
Баранов Н.П. Экстремальные ситуации: методология анализа. Минск, 1997, 116 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986, 445 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968, 464 с.
Бубер М. Два образа веры. М. 000 “Фирма “Изд-во АСТ”, 1999, 592с.
Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. Т.9: Освобождение Толстого. М., 1967. С.7-165.
Вардомацкий А.П. Аксио-биографический методика //Социологические исследования. 1991, № 7. С. 80-84.
Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи //Вопр. психологии № 2 М, 1995. С. 19-30.
Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схиза //Вопросы психологии. 1997, № 3.
Василюк Ф.Е. Молитва - Молчание - Психотерапия //Моск. Психотерап. журнал. 1996, № 4. С. 141-145.
Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций //Вопросы психологии. 1997, № 1. С. 121-132 .
Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования //Психол. журнал. 1996, № 3. С. 137-148.
Дженкинс К. Критические жизненные ситуации. //Здоровье мира. 1985. № 8-9. С. 10-12.
Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы //Методология и методы социальной психологии /Ответ. Ред. Е.В. Шорохова. М.: Изд-во Наука, 1977. С.44-53.
Зейда Холл Последствия сексуальных и психологических травм детства //Психол. журн. Т.13. № 5, 1992 . С.120 - 129.
Идея смерти в российском менталитете /Под ред. Ю.В. Хен. СПб.: РХГИ, 1999, 304 с.
Карцева Т.Б. Понятие жизненного события в психологии //Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990.
Конспект лекций М.М. Бахтина //Прометей: историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т.12. М., 1980.
Кризис // БСЭ. 3-е изд. М., 1973. С. 425.
Крипнер С., Р. де Карвало Проблема метода в гуманистической психологии //Психол. журнал. Т.14, № 2. М., 1993. С. 113 - 126.
Лакшин В.Я. Толстой и Чехов.М.: Советский писатель 2-е изд., испр., 1975, с.456.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: “Смысл”, 1992, 16 с
Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. //Психол. журнал. Т.21. № 1. М., 2000. С. 15- 25.
Ливерхуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. Калуга : Духовное познание, 1994.
Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. //Принципы развития в психологии. М., 1978. С. 156-172.
Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии. 1986, № 5. С. 104-112.
Льюис К.С. Христианское поведение //Иностранная литература, № 5. М.1990. С.220 - 226.
Магнуссон Д. Ситуационный анализ. Эмпирические исследования выходов и ситуаций. //Психол. журнал. 1983., №2. С. 28-33.
Мисима Ю. Смерть в середине лета //Золотой храм: Роман, новеллы, пьесы /Пер. с японского, предисловие Г. Чхарташвили, Спб.: Северо-Запад, 1993. С.262 - 309.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования /Пер. с англ. Т.К. Кругловой. М.: Независимая фирма "Класс", 1994., 144 с.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Издательская корпорация “Логос”, 1995, 224 с.
Пергаменщик Л.А. Психологическая жизнь //Адукацыя i выхаванне. 1995, № 8, с.103 -109.
Пузырей А.А. Драма неисцеленного разума (Михаил Зощенко и его “опыт о человеке”: заметки психолога) //Зощенко М.М. Повесть о разуме. М.: Педагогика, 1990. С.149-183. .
Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия.М.: Изд-во Института психотерапии, 2000, 128 с.
Стрелков Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий //Психол. журнал. Т.14, № 5, 1993. С.141-142 .
Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд. М.: Педагогика-Пресс, 1992, 192 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995, 384 с.
Соловьев В.С. Идея сверхчеловека //Сочинения в 2 т. Т. 2
Социально-психологическая реабилитация населения. Пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1994, 68 с.
Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1995, 1 с.
Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1996, 1 с.
Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1997, 1 с.
Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1998, 1 с.
Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 1999, 2 с
Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы Международной конференции. Минск. 2000, 308 с.
Толстой Л.Н. Война и мир. М., 1983.
Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта. //Моск. психотерапевтический журнал. 1992, №2. С.5-40.
Франкл В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. СПб.: “Ювента”, 1999, 256 с.
Шварц Е.Л. Тень и другие пьесы. Л.,1956, 368 с.
Эткинд Н.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания //Вопросы психологии. 1987, №6. С. 20-30.
Юнг К. Современность и будущее. Минск: Университетское, 1992, 62 с.
Юркевич А.В. «Онтологический круг» и структура психологического знания //Психол. журн. 1992. Т.13, №1. С.6-14.
Ялом Ирвин Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Независимая фирма “Класс”, 1997, 288 с.
Levi-Strauss Claud. Anthropologic structurale. Paris, 1958, Plon.
Вrian W. Flynn, Ed. D. Psychological Aspect of Terrorism. Speech given at the first Harvard Symposium on the Medical Consequences of Terrorism. Bosston, Massachusetts, April, 24-25, 1996.
Robert I. Simon, M.D., Robert A. Blum, M.D. After the Terrorist Incendent: Psychotherapeutic Treatment of Former Hostages. Fmerican Journal of Psychotherapy, Vol. XLI, No. 2, April 1987.
The Social Context of Coping. Plenum Press. N.Y. 1991, 285 c.
Uri Yanay, Ph.D. (The Herbert University of Jerusalem) Victicms of Terrorism: Is it a “Non-Issue?” Journal of Sociology & Social Welfare/ Vol. 4, 1997.

















ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. К программе психологической помощи и поддержки взрослым в горе
Слова для описания чувств
Счастливый
Злой
Грустный
Беззаботный
Неистовый
Кислый
Искренний
Раздражитель
ный
Ничтожный
Мирный
Свирепый
Мрачный
Радостный
Сердитый
Несчастный
Веселый
Досадный
Угрюмый
Бодрый
Гневный
Гнетущий
Оживленный
Яростный
Обескураженный
Благоговейный
Бешенный
Подавленный
Ликующий
Горький
Траурный
Беспечный
Дымящийся
Унылый
Легкомысленный

Покинутый
Исступленный

Безрадостный

Когда следует обратиться к психологу
(Памятка для человека, переживающего горе)

Признаки искаженного (патологического) горя
Здоровое горе
Настойчивые мысли о самоубийстве. Вы начинаете обдумывать способ и условия реализации этих мыслей
Появляются мысли о самоубийстве, но они быстро проходят.
Вы избегаете друзей и семью. Не в состоянии обеспечить себя самым необходимым
Вы охотно принимаете заботу других людей.
Вы постоянно отрицаете потерю (утрату), не хотите даже себе признаться в случившемся и спустя несколько месяцев после трагического события.
Вы приняли утрату, вы чувствуете, что случилось непоправимое, у вас различные реакции на горе: злость, депрессия, уныние.
Вы злоупотребляете алкоголем, снотворными, транквилизаторами. Вы можете недоедать или хватать куски на лету.
Ваше употребление алкоголем, снотворными и т.д. не превышает обычной нормы, хотя у вас и появляется желание что-нибудь принять во внутрь, чтобы забыться на время.
Вы ощущаете постоянное беспокойство, упадок сил, галлюцинации - все это свидетельствует об эмоциональном срыве
Вы с тоской ощущаете свое положение, но это не мешает вам выполнять свои обязанности на работе и дома. Вы можете уставать больше обычного, но сон восстанавливает ваши силы.
Вы ознакомились со списком симптомов (признаков искаженного горя), указывающих на то, что вы исчерпали возможности в одиночку справиться со стрессом.
Если вы еще сомневаетесь обращаться к психологу или нет - обращайтесь!
Придя к психологу, не стесняйтесь спросить, приходилось ли ему работать с горем.
Через одну-две сессии вы поймете, поможет ли вам именно этот человек, и если вы не чувствуете взаимопонимания, обратитесь к другому психологу.

Памятка для работы с горем
Данная памятка составлена как для самостоятельной работы, так и для обсуждения на группе.
Цель данной памятки - помочь пострадавшему восстановить силы, отгоревать горе, преодолеть внезапно пришедшую усталость от жизни.
Памятка состоит из четырех частей:
Первая часть «У вашего горя есть начало, есть цель и есть конец».
Вторая часть «Ты отвечаешь за свою жизнь даже тогда, когда ее посетило горе».
Третья часть «Просить помощь это не всегда свидетельство слабости».
Четвертая часть «Процесс выздоровления не всегда можно ускорить - не торопите событие».

Часть первая.
У вашего горя есть начало, есть цель и есть конец.
Горе это такая работа, которую необходимо сделать. Это не самая приятная работа в твоей жизни. Но вспомни, всегда ли тебе приходилось в жизни выполнять приятную работу. Мыть грязную посуду, полы, стирать и т.д. И как бы мы не откладывали на потом работу, которая не приносит нам удовлетворения, все равно ее приходилось сделать. Вспомни, что после завершение неприятной работы, которая не доставляет радости, наступает действительное облегчение. У тебя, возможно, были случаи в твоей жизни, когда ты был реально виноват перед кем-то: это могли быть родители, братья и сестры, друзья. Ты чувствовал себя неуютно, неловко, твои мысли путались и ты не находил себе место… до тех пор пока ты наконец не собрался с силами и не подошел и не извинился. И тебе сразу становилось намного легче потому что, ты в данной ситуации пересилил себя, переболел.
Возможно, что до сих пор в вашей жизни не было боли, вы счастливо и безоблачно жили и вдруг вам предстоит справляться с событием, которое не вписывает в ваш привычный жизненный путь.
Что означает появление в вашей жизни события, которого до сих пор не было. Это означает, что вы не знаете, как с ним быть, как на него реагировать. Следовательно, вам надо учиться переживанию горя. Возможно, вас будет страшить такое предложение. Вы можете подумать, что стоит только научиться переживать горе, как трагические события будут постоянными спутниками вашей жизни. Лучше конечно обходиться без горя вообще. Но в жизни так не бывает и в этом надо себе признаться, надо быть честным перед собой. Время от времени у нас случаются потери, и потому важно знать, что наше горе имеет цель.
Нам очень уютно было жить с мыслью, что жизнь хороша, мир устроен справедливо. Но тяжелая утрата подрывает вашу веру в прекрасную жизнь, и вы начинаете думать, что жизнь не такая уж прекрасная штука, она несправедлива. Психологи называют такое состояние после потери – крушение базовых иллюзий. Это прощание с романтическим представлением о жизни. Наша жизнь, наш мир действительно не создан только для счастья как птица для полета. Временами в наш мир входит горе, и теперь дело за вами как вы его встретите. Как ребенок, у которого отняли любимую игрушку или как взрослый, который понимает, что в жизни наряду с радостями есть и горе.
Тяжелая утрата выбивает вас из равновесия. В первый момент вы как бы не живете, вы в шоке, вы парализованы страхом. Трудно заставить себя двигаться, думать, чувствовать, говорить. И вот в этой ситуации вам необходимо вернуть себе равновесие, т.е. продолжать жить. Для этого надо поверить, что во всем происходящем есть цель.
Цель есть не в самом факте утраты. Нет. Цель есть в вашем состоянии, поведении после трагического события. Цель есть в преодолении вашего страха, который парализует вашу жизнь.
Здесь есть, по крайней мере, две возможных дороги.
Первый путь. Можно считать, что случившееся это вам урок наказание за не совсем праведную жизнь. Очень часто можно услышать от потерпевших людей такие фразы: «За что?», «Что я сделал не так?». Вопросы понятны, но трудно назвать их умными. Плохие и трагические события встречается как с хорошими, так и с плохими людьми. Горе не выбирает свою жертву в зависимости от праведности поведения последнего.
Второй путь. Он не проще первого, но он единственно правильный. Потери приходят к нам потому, что мы живем в не совершенном мире, в котором жизнь соседствует со смертью.
Чтобы перерасти свою потерю, надо утвердиться в мысли, что факт смерти не умаляет жизнь.

Часть вторая
Ты отвечаешь за свою жизнь даже тогда, когда ее посетило горе.
Итак, мы определились в мысли, что в случившемся событии нет твоей вины. Ты не отвечаешь за кризисное событие твоей жизни. За что ты продолжаешь отвечать так это за свою жизнь, которая теперь не такая счастливая, как была прежде. Ты отвечаешь за процесс выхода из состояния горя, за сам процесс горя. Почему я? Почему нельзя переложить ответственность за процесс горя на других, более сильных людей? В действительности нельзя. Дело в том, что никто не может горевать вместо вас, «чувствовать за вас и плакать за вас, а это существенная часть восстановления после тяжелой утраты» [1, с115]. Следует знать и всегда помнить, что горе – не болезнь, от которой рано или поздно вылечишься, горе - извечная и тяжелая работа, которую надо выполнить.
Важно помнить, что в трудные минуты жизни необходимо сохранить ответственность за свое бытие, за все события, с которыми ты встречаешься. Но когда грусть и тоска заполняет все вокруг, когда, кажется, что ничего вокруг тебя не сможет не только удивить, но дать хотя бы каплю покоя и немного радости, труднее всего сохранить чувство ответственности за свое восстановление.
Но когда грусть невыносима, вы можете впасть в состояние депрессии. Депрессия требует лечения, но это всего лишь перерыв в работе над горем. Это перерыв, который вы взяли в работе над горем. Отдохнув, вы планируете вернуться к прежней работе.
В любом случае вы берете на себя ответственность довести ее до конца.

Третья часть
Просить помощь это не всегда свидетельство слабости.
Следует помнить, что работа над горем не делается в одиночку. Что выйти из грусти, отчаяния, депрессии вам нужна поддержка, вам нужны другие люди.
Человек чувствует себя спокойнее, когда он знает, что ему есть куда обратиться, где его поймут, выслушают, окажут необходимую поддержку.
Главное не надо боятся просить о помощи. Важно, чтобы тот человек, к которому идет обращение за помощью, понимал сам процесс восстановления после перенесенного горя

Четвертая часть
Процесс выздоровления не всегда можно ускорить - не торопите событие.
Можно понять человека, который хочет как можно скорее закончить работу над горем, он торопиться освободиться от переживаний и страданий. Но следует помнить, что работу над горем нельзя ускорить, ее нельзя торопить. Как правило, пройдет не менее 2-3 лет, прежде чем вы переживете смерть или развод.
Итак, этот процесс нельзя ускорить. Так, может быть, вы не сможете выдержать столь длительные переживания. Будьте уверены, вы сможете, и вы все вынесете, все вытерпите.
В процессе переживания горя не избежать и потерь. Кто-то из друзей разочарует вас, и вы потеряете кого-то из друзей.
Чужое горе часто отпугивает тех, кто его не разделяет. Но вы пройдете через горе и обретете баланс сил. Это такая задача, которая требует массу терпения не только от вас, но и от ваших друзей.

Приложение 2 Детское горе
Несколько советов родным и близким
Предисловие
Смерть близких обычно вызывает у детей и подростков сильные реакции. Это может быть отчаяние, страх, озлобленность, проблемы со cном, чувство беспомощности и опасности, иногда даже депрессия и сильное ощущение беспомощности и опасности, иногда даже депрессия и сильное ощущение пустоты и оставленности.
Но горе детей и подростков признается еще в недостаточной степени. Слишком часто случается, что их горе не осознается взрослыми, и они остаются одни со своими мыслями и непонятными чувствами. В этом случае им очень трудно справиться со своим горем.
Можно повторять мною раз, что детское горе – интенсивно глубоко и длительно, но важнее, чтобы мы, взрослые, помогли и поддержали их наилучшим o6paзом с самого начала. Мы надеемся, что эта брошюра поможет вам в этой работе
Детское понимание смерти
Деттское понимание смерти следует за умственным развитием и формируется постепенно. Недостаточное понимание обычно у детей до 5 лет. «Юн хочет, чтобы мы приготовили Агнес комнату в новом доме, и он постоянно говорит о том, когда она вернется.»
«Скоро прилет Андерс? Где он?»
«Кто кормит папу там, в могиле?»
Легко неправильно понять эти реакции у маленьких детей и воспринять их как отрицание произошедшего. Скорее, эти реакции являются выражением недостаточного опыта. Дети не понимают, что смерть окончательна, и поэтому думают, что тот, кто умер, может вернуться или что можно пойти к нему или к ней в гости.
Дети, также как и взрослые, принимают действительность постепенно и колеблются между отрицанием и принятием того, что произошло. Детям дошкольного возраста нужно еще и еще paз повторять, что тот, кто умер, ушел и не придет oбpaтно. Дети должны знать что умерший человек больше не
дышит, что его сердце не бьется, ногти и волосы не растут, что умерший не может думать и не чувствует никакой боли.
Когда вы говорите с очень маленькими детьми, надо помнить, что им трудно понимать абстрактные объяснения. Четырехлетке, который знает, что Анна похоронена в земле, но которому говорят, что «Анна вместе с Христом», может быть трудно понять связь.
У детей в возрасте между 5 и 10 годами постепенно развивается понимание, что смерть окончательна и что все жизненные функции прекращаются, когда человек умирает. Потом они начинают понимать, что смерть неизбежна, что все – и они в том числе – когда-то умрут. Как и совсем маленьким детям, им необходимы конкретные вещи, которые могут быть поддержкой в горе, фотоальбом, видео, могила и т. д.
Представление о смерти становится более абстрактным только к 10 годам тогда дети лучше понимают какие последствия несет за собой смерть и больше думают о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом того, что произошло, и заняты мыслями о несправедливости смерти.
Детям 10 лет и старше, особенно мальчикам, часто бывает трудно показать свои чувства вызванные смертным случаем.
Дети могут переживать горе по-разному на разном возрастном уровне, поскольку понимание смерти приходит постепенно. Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти. даже если в течение долгого времени они казались абсолютно равнодушными. На это нужно смотреть не как на шаг назад, но как на возможность нового и более зрелого переживания и понимания смертного случая.

Детские реакции на горе
Когда дети узнают о смертном случае у них, как и у взрослых, может возникнуть желание нереальности и сомнения. И тогда они вообще не показывают никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается протестом, слезами и oозлобленностью.
В первое время после смертного случае у детей можно наблюдать следующие реакции:
Сильный страх находиться вдали oт взрослых. Они всегда хотят быть рядом со своими родителями.
Проблемы со (ном
Озлобленность, раздражительность или другой тип поведения, привлекающий к себе внимание.
Замкнутость и изоляция.
Печаль, тоска, чувство потери.
Мучительные воспоминания и фантазии.
Таким образом, дети переживают горе не каким-то определенным образом, а реагируют на него по-разному. Вот несколько самых обычных реакций.
Тревожность
Четырехлетний Андреас не выпускает своих родителей из поля зрения с тех пор, как умерла его сестра. Он сильно протестует, когда другие присматривают за ним, даже если это люди, которых он знает очень хорошо. Он несколько раз за ночь заходит в спальню родителей, чтобы проверить, что они там. Когда папа отдыхает после обеда, Андреас начинает беспокоиться, что он тоже умрет..
Смерть легко вызывает страх, что произойдет еще одна катастрофа. Это чувство может возникнуть как у детей, так и у родителей. Дети разных возрастов могут высказывать свой страх, что что-нибудь случиться с родителями или тем родителем, что остался в живых. Они также могут испытывать страх, что сами умрут.
Если ребенок очень тревожный, у него в результате постоянной бдительности и напряжения могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове.
Маленькие дети могут постоянно прижиматься к родителям, выдавая этим свой страх быть разлученными с ними. Они не отпускают их ни на одну минуту.
Часто дети хотят спать с зажженной лампой и открытой дверью, чтобы видеть, что взрослые там.
Если смерть произошла при ребенке или если он нашел умершего, он может пугаться каждый раз, когда что-то напоминает о случившемся. В этом случае бывают необходимы совместные «тренировки», например, если смерть произошла в результате автомобильной катастрофы, и при каждом приближении к машине ребенок чувствует сильную тревогу.
Замкнутость, изоляция и проблемы концентрации внимания.
В первое время после смертного случая надо проследить, не замыкается ли ваш ребенок в себе. Это может быть знаком его борьбы с мыслями и чувствами, с которыми ему нужна помощь. Если к тому же ухудшаются результаты в школе, есть причины, чтобы обратиться за помощью к специалисту.
Печаль, тоска
Горе не измеряется слезами, и дети тоскуют не так долго, как взрослые. Но они могут продолжать думать о мертвом еще долго и чувствовать печаль и тоску. Дети очень скучают, и у ребенка может возникнуть желание вернуться в тe места, где он быт вместе с умершим, точно также, как когда они нюхают его одежду, смотрят на фотографии и видеофильмы.
Когда тоска становится невыносимой подсознание может воссоздать ушедшего. У ребенка может возникнуть ощущение, что умерший находится в комнате и разговаривает, что может так испугать, так и успокоить ребенка. Подготовьте его к тому, чтобы он знал, что такие вещи обычны.
Вина
Большинство детей много думают, почему пришла смерть, что ее вызвало.
Девятилетняя Елена следила заa своим маленьким братом, который умер в коляске. Причина - внезапная младенческая смерть. Елена винила себя за эту смерть, и когда родители пытались объяснить настоящую причину, она сказала: «Вы так говорите, только чтобы утешить меня».
Иногда дети думают, что но их собственные мысли или действия вызвали смерть. Они также могут положить вину на родителей. Часто детям трудно найти слова этим мыслям, поэтому попытайтесь осторожно поговорить с ними, oбpaтите внимание, не свидетельствует ли игры и рисунки вашего ребенка о чувстве вины.
Гнев
Ребенок может испытывать очень сильное чувство гнева, когда любимый человек умирает. Иногда гнев может быть направлен на что-то конкретное или определенного человека. В других случаях ребенок настолько потерян, что он становится тревожным, бессильным и раздраженным. В этом случае гнев может вылиться на вас. Ребенок также может вести себя деструктивно.
« Это твоя вина. Если бы ты не поехала в больницу, ребенок бы не умер», сказал четырехлетний мальчик, сильно колотя свою маму.
Такие вспышки гнева довольно обычны. Важно, чтобы взрослые допускали их и объясняли, что чувствовать озлобленность, когда кто-либо умирает, естественно.
Вы можете также сказать ребенку, как можно выражать свои чувства, например, бить noдушку, кричать в лесу или использовать свою энергию на длительною пробежку.

Реакции родителей
Детские реакции на смерть отражают не только их собственное горе и тоску, но также и реакции родителей. Ребенку мучительно видеть, как его родители плачут и не заботятся о нем, как обычно.
У родителей, переживающих горе, остается меньше сил на своих детей. Они легко становятся нетерпеливыми и сердитыми, когда дети требуют их внимания, и пытаются скрыть свои реакции, чтобы защитить ребенка. Наш же опыт показывает, что ребенок чувствует себя лучше когда родители пытаются описать свои чувства. Тогда ребенку легче понять реакции своих родителей легче показать свои чувства и мысли.

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ ДЕТЯМ?
Давайте конкретную информацию
Независимо от того, пришла ли смерть внезапно или нет, та информация что pребенок получает, и те paзговоры, которые с ним ведутся, имеют решающие значение для того, как ребенок справится с несчастьем Поэтому важно избегать метафор типа "умерший спит», что «он или она ушел или уехал в путешествие». He ждите до похорон с сообщением о случившемся.
Чтобы доверие к родителям не нарушилось, ребенок как можно скорее должен получить точную информацию. Позвольте ребенку задавать вопросы, и отвечать на них, если есть ответ, и отважиться сказать «не знаю», если у вас нет ответа. Этим вы поможете ребенку лучше понять случившееся.
Дети, как и взрослые, нуждаются в понимании peaлености смерти, и этот процесс постепенен. Поэтому может быть необходимо говорить о том, что произошло, мною раз.
Избегайте ненужных разлук
После смертного случая родители часто позволяют другим людям позаботиться о детях, иногда временно, иногда на более длительный период. Но это может усилить беспокойство детей, что их родители тоже исчезнут. Поймите, что дети испытывают сильную нужду в вашей близости первое время после смертного случая.
Если кто-то хочет помочь родителям и позаботиться о детях, лучше, если он будет приходить к детям в их дом, так что они останутся в привычной для них обстановке.
Позвольте детям присутствовать на церемонии прощания и похоронах
Наш опыт показывает, что дети не травмируются, если они увидят умершего или будут присутствовать на похоронах. Часто детские фантазии о смерти и об умершем могут быть страшнее реальности. Тем не менее, хотим подчеркнуть, что родители должны прислушиваться к своим собственным чувствам. Если у вас нет сил взять с собой детей, не делайте этого.
Перед тем, как ребенок пойдет на церемонию прощания, надо ему рассказать, что он там увидит: как мертвый выглядит, что его или ее тело холодное, если к нему притронуться, как взрослые будут реагировать и т.д.
Лучше, если взрослый первый войдет в комнату и потом детально опишет ребенку, как там все выглядит.
На церемонии прощания ребенку нужен рядом взрослый.
Ребенок может попрощаться с умершим конкретным образом - положить в гроб рисунок, игрушку, письмо или что-либо другое, имеющее значение. Можно подсказать ребенку, чтобы тот сказал что-нибудь про себя или прошептал что-то умершему на ухо.
После церемонии прощания нужно выделить время, чтобы вместе с ребенком поговорить об этом, или дать возможность выразить свои чувства другим способом, например, рисуя или играя.
Даже если тело умершего имеет серьезные повреждения, мы рекомендуем все же взять ребенка на церемонию прощания, поскольку встреча с умершим делает нереальное реальным. К тому же, уменьшается риск возникновения мучительных фантазий. Но очень важно хорошо подготовить ребенка.

ПЕРЕРАБОТКА ДЕТЬМИ СМЕРТНОГО СЛУЧАЯ
Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего, одновременно осмысливая случившееся.
Дети могут выражать, это по-разному.
Смотреть на фотографии умершего.
В определенные моменты каждый день. Дети, даже очень, маленькие, могут взять что- либо из вещей умершего, носить их с собой, спать с ними.
Посещать могилу
Если могила недалеко от дома, дети могут ходить туда сами. Посещение места несчастного случая также может помочь ребенку лучше понять, как наступила смерть. Иногда только тогда они начинают понимать, что произошло.
У детей также может возникнуть желание посетить те места, где он был вместе с умершим. Если есть возможность, сделайте это вместе с детьми, даже если для вас как близкого это мучительно ,- это поможет всем вам.

Конкретные вопросы
«А малышке надо ползти до неба?»
«А внизу в могиле холодно?»
Дети часто задают такие вопросы, на которые бывают трудно ответить. Задавая детальные вопросы, ребенок постепенно начинает лучше понимать, что произошло. Понято, что иногда трудно отвечать на прямые детские вопросы, но дать честный ответ - очень важно.
Если ребенок настолько развит, что может задать вопрос, то он достаточно развит, чтобы получить прямой ответ на него.
Дети 10 лет и старше обычно не хотят говорить о том. что произошло, потому что это слишком мучительно. Иногда им нужно достаточно долгое время, прежде чем они смогу говорить о смертном случае. Если ребенок хорошо справляется в школе и общается со своими друзьями, то особых причин для волнения нет.
Мы заметили, что замкнутость - обычная реакция, отражающая способ детей справляться с сильными чувствами. Постепенно они открываются больше и больше, сами определяя ритм.
Играть, чтобы лучше понять
Дети часто имитируют похоронную процессию. Они хоронят животных и насекомых, что помогает им понять, что произошло с умершим. Они также могут рисовать могилы с крестом или рисовать другие вещи, имеющие отношение к умершему.
Для ребенка это нормальный способ выражения своих чувств. Одновременно они начинают лучше понимать, что произошло.
Поэтому важно не останавливать детей, когда они играют или рисуют.
Если ребенок был свидетелем драматического смертного случая, он может повторять одну и ту же игру много раз.
Если поведение ребенка сильно меняется или если сильные эмоции не теряют интенсивности в течение настолько длительного времени, что это начинает вас беспокоить, надо обратиться за профессиональной помощью.


НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ БЛИЗКИМ
Ниже вы найдете несколько советов, которые смогут вам помочь при встрече с детским горем. Конечно, советы надо всегда согласовывать с индивидуальной ситуацией.
Говорите открыто и честно
- Незамедлительно расскажитеe о смертном случае и дайте конкретную информацию о том, что произошло.
- Скажите, что умерший никогда не вернется.
- Расскажите о церемонии прощания и похоронах.
Избегайте неясностей
- Не говорите о "путешествии" или "сне".
- Избегайте абстрактных объяснений.
- Давайте объяснения, подходящие возрасту ребенка.
Помогите ребенку понять
- Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом.
- Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз.
- Пройдите через то, как разворачивались события, несколько раз.
- Прислушивайтесь к мыслям и пониманию ребенком того, что произошло.
- Позволяйте ребенку рисовать и играть, чтобы он таким образом высказал свои чувства.
- Позвольте ребенку старшего возраста написать о произошедшем - все от дневника или стихотворения до сочинения в школе помогает.
Сделайте потерю реально ощутимой
- Позвольте ребенку увидеть мер того.
- Позвольте ребенку присутствовать на похоронах.
- Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств.
Часто вспоминайте ушедшего, сделайте фотоальбом, смотрите на фотографии и видео.
- Берите ребенка с собой на кладбище.
- Печаль, тоска - естественные реакции даже у детей. Покажите, что такие чувства разрешены.
Не существует какого-то минимального возраста для участия церемонии прощания и похоронах. Позже в жизни знание того что ты был там, даже если тебе было всего полгода и ты был у мамы или папы на руках, может иметь большое символическое значение.
Очень важно, чтобы дети были хорошо подготовлены и чтобы близкий человек был рядом. Он или она могут помочь и поддержать ребенка, ответить на вопросы, рассказать, что происходит — во время похорон и после.
Не отступайте от заведенного порядка.
Постарайтесь не разлучать, ребенка с родителями. Даже кратковременное отсутствие из дома может быть причиной беспокойства.
Попытайтесь сохранить заведенный порядок вашего дома.
Согласитесь с тем, что ребенок нуждается в вашей близости и защите.
Не затягивайте с возвращением ребенка в школу или детский сад.
Успокойте беспокойство ребенка, что он или его родители скоро умрут
Говорите с ребенком об его страхах.
Уверьте ребенка, что подобные смертные случаи бывают очень редко.

Приглушите чувство вины у ребенка
Поговорите серьезно с ребенком, если он показывает чувство вины.
Уверьте ребенка, что ничего, о чем он думал или что он сделал не привело к смертному случаю.
КОГДА РЕБЕНКУ НУЖНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ?
Если после смертного случая поведение ребенка сильно изменяется например, если он отдаляется от своих друзей или становится совершенно неуправляемым.
Если ребенок присутствовал при смертном случае или если он нашел мертвого, и он постоянно вспоминает эти ситуации.
Если ребенок печален длительное время после смертного случая, потерял интерес к школе или высказывает мысли о нежелании жить.

Приложение 3. Буклет в помощь пострадавшим в трагедии 30 мая 1999 года
В жизни каждого из нас иногда происходят события, которым нет аналогов ни в нашем собственном опыте, ни в опыте наших близких. Таким событием стала для многих катастрофа 31 мая 1999 года. Каждый переживает это событие по-своему: кто-то может справиться сам, кому-то нужна помощь. Ваши переживания – очень личные, но этот буклет поможет вам узнать, как люди могут вести себя в подобных ситуациях, реагировать на них и как вы можете помочь себе и другим, если с ними случится что-то подобное.
Нормальные чувства и эмоции, обычно возникающие при подобных кризисных событиях, это:
страх – может возникнуть страх за себя и за тех, кого мы любим и кто нам дорог; страх остаться в одиночестве; страх "потери контроля" над собой.
беспомощность – может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее.
вина – за то, что вы что-то не сделали, но что могли бы, как вам кажется, сделать.
стыд – за собственную беспомощность, "чувствительность" либо за то, что вы не реагировали так, как бы желали, и не делали того, что следует.
гнев возникает как реакция на то, что случилось, и на того, кто является причиной этого: на несправедливость и бессмысленность всего происходящего; за пережитый стыд и обиды; за безрезультатность попыток объяснить другим людям свои состояния.
Воспоминания, разочарование, надежда.
У вас могут быть физические ощущения, связанные или не связанные с описанными чувствами. Они могут возникнуть из-за кризисного события даже много месяцев спустя.
Некоторые общие ощущения: утомление, бессонница, плохие сны, неопределенное беспокойство, неясность мыслей, ухудшение памяти и концентрации внимания, головокружение, сердцебиение, дрожь, трудности с дыханием, приступы удушья, комок в горле и в грудной клетке, тошнота. Может возникнуть мускульное напряжение, которое может привести к головным болям, болям в спине, изменениям в интимной сфере.
Необходимо знать, какие чувства могут возникнуть у вас после переживания данного события. Это знание позволит вам легче перенести и осознать собственное состояние.
ОЦЕПЕНЕНИЕ – состояние психики, при котором вы чувствуете и реагируете очень медленно, произошедшее событие кажется нереальным, как сон.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>